Констатирующий эксперимент что это
ЭКСПЕРИМЕНТ КОНСТАТИРУЮЩИЙ
Смотреть что такое «ЭКСПЕРИМЕНТ КОНСТАТИРУЮЩИЙ» в других словарях:
эксперимент констатирующий — к развитию психики можно подходить как к явлению, относительно независимому от обучения и воспитания, тогда задачей оказывается констатация связей, складывающихся в ходе развития. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин.… … Большая психологическая энциклопедия
Эксперимент констатирующий — определение исходных данных для дальнейшею исследования. Данные этого эксперимента используются для организации других видов эксперимента: обучающего, контролирующего, сравнительного … Исследовательская деятельность. Словарь
эксперимент — Предложение человеку по своей воле прожить, испытать, ощутить актуальное для него или пойти на осознанный эксперимент, воссоздав в ходе терапии спорную или сомнительную для него ситуацию (прежде всего в символической форме). Краткий толковый… … Большая психологическая энциклопедия
КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ — см. Обучающий эксперимент. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия
ЭКСПЕРИМЕНТ — (от лат. experimentum – проба, опыт). 1. В психологии – метод, опирающийся на точный учет изменяемых независимых переменных, которые влияют на зависимую переменную (объект Э.). В основе Э. лежит моделирование исследуемого явления в целях его… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Эксперимент (психология) — Эту страницу предлагается объединить с Лабораторный эксперимент (психология) … Википедия
ЭКСПЕРИМЕНТ ОБУЧАЮЩИЙ — – является по форме естественным экспериментом (ибо осуществляется в привычных условиях обучения, где испытуемые могут и не осознавать себя участником специально создаваемой экспериментальной ситуации), по цели – преобразующим экспериментом. Э.о … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Эксперимент — (лат. experimentum – проба, опыт) – 1. процедура проверки какой либо гипотезы в условиях антецедента, то есть контроля независимых переменных и систематического наблюдения за поведением зависимых переменных (изучаемых явлений). Главное… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Эксперимент — (от лат. experimentum опыт, проба) в педагогике и психологии, один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности; в психолого… … Педагогический терминологический словарь
ЭКСПЕРИМЕНТ — (от лат. experimentum опыт, проба) в педагогике и психологии, один из основных (наряду с наблюдением) методов науч. познания, при помощи к рого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности; в психол. пед.… … Российская педагогическая энциклопедия
Типы эмпирических исследований
В практике написания курсовых, дипломных и магистерских работ по психологии можно выделить три типа эмпирических исследований, или экспериментов:
Использование термина «эксперимент» в данном случае не вполне корректно, но в практике используются именно такие формулировки.
Констатирующий эксперимент
Констатирующее эмпирическое исследование, его чаще называют «Констатирующий эксперимент», предполагает изучение некоторых психологических феноменов в некоторой выборке без дополнительного воздействия на эту выборку. Само по себе тестирование есть воздействие на испытуемых, но этим пренебрегают.
В рамках констатирующего исследования проводится анализ различий или анализ взаимосвязей психологических показателей. Как правило, содержание подавляющего большинства курсовых и дипломных работ по психологии исчерпывается проведением именно констатирующего эксперимента. Такого рода исследование лишь констатирует некоторое положение вещей, никак на него не влияя.
Формирующий эксперимент
Формирующее эмпирическое исследование, его чаще называют «Формирующий эксперимент», предполагает некоторое воздействие на выборку испытуемых с целью развития у них чего-то хорошего, либо коррекции чего-то плохого. Темы исследований такого типа могут звучать примерно так: «Развитие коммуникативной компетентности старшеклассников», «Снижение тревожности старших дошкольников средствами сказкотерапии», «Повышение групповой сплоченности сотрудников торговой организации с помощью тренинга» и пр.
Таким образом, формирующие исследования отличает от констатирующих наличие следующих ключевых слов «Развитие», «Повышение», «Снижение», «Коррекция», «Формирование» и пр.
Если в дипломе по психологии присутствует формирующий эксперимент, то в практической главе должен быть отельный раздел с кратким описанием программы развития, тренинга и пр. В этом случае в приложении помещается более подробное описание этой программы или тренинга.
Как правило, формирующее исследование проводится совместно с контрольным экспериментом.
Контрольный эксперимент
Таким образом, в курсовых, дипломных и магистерских работах по психологии эмпирическое исследование может быть организовано двумя способами:
1. Только констатирующее исследование.
2. Последовательная реализация трех видов эмпирических исследований: констатирующего, формирующего и контрольного.
В магистерских диссертациях по психологии часто реализуется максимально обширное эмпирическое исследование, включающее три этапа:
Надеюсь, эта статья поможет вам самостоятельно написать диплом по психологии. Если возникнет необходимость, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты). Заказать
эксперимент констатирующий
Смотреть что такое «эксперимент констатирующий» в других словарях:
Эксперимент констатирующий — определение исходных данных для дальнейшею исследования. Данные этого эксперимента используются для организации других видов эксперимента: обучающего, контролирующего, сравнительного … Исследовательская деятельность. Словарь
ЭКСПЕРИМЕНТ КОНСТАТИРУЮЩИЙ — – один из основных видов эксперимента, целью которого является изменение одной или нескольких независимых переменных и определение их влияния на зависимые переменные. Э. к. отличается от эксперимента формирующего главным образом целями проведения … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
эксперимент — Предложение человеку по своей воле прожить, испытать, ощутить актуальное для него или пойти на осознанный эксперимент, воссоздав в ходе терапии спорную или сомнительную для него ситуацию (прежде всего в символической форме). Краткий толковый… … Большая психологическая энциклопедия
КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ — см. Обучающий эксперимент. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия
ЭКСПЕРИМЕНТ — (от лат. experimentum – проба, опыт). 1. В психологии – метод, опирающийся на точный учет изменяемых независимых переменных, которые влияют на зависимую переменную (объект Э.). В основе Э. лежит моделирование исследуемого явления в целях его… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Эксперимент (психология) — Эту страницу предлагается объединить с Лабораторный эксперимент (психология) … Википедия
ЭКСПЕРИМЕНТ ОБУЧАЮЩИЙ — – является по форме естественным экспериментом (ибо осуществляется в привычных условиях обучения, где испытуемые могут и не осознавать себя участником специально создаваемой экспериментальной ситуации), по цели – преобразующим экспериментом. Э.о … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Эксперимент — (лат. experimentum – проба, опыт) – 1. процедура проверки какой либо гипотезы в условиях антецедента, то есть контроля независимых переменных и систематического наблюдения за поведением зависимых переменных (изучаемых явлений). Главное… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Эксперимент — (от лат. experimentum опыт, проба) в педагогике и психологии, один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности; в психолого… … Педагогический терминологический словарь
ЭКСПЕРИМЕНТ — (от лат. experimentum опыт, проба) в педагогике и психологии, один из основных (наряду с наблюдением) методов науч. познания, при помощи к рого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности; в психол. пед.… … Российская педагогическая энциклопедия
Констатирующий эксперимент что это
Особым является вопрос о соотношении констатирующего и формирующего эксперимента. И та и другая формы употребляются в практике специальной психологии. Однако их разрешающая способность и направленность различны, поэтому выбор зависит от конкретных целей исследования. Известно, что констатирующий эксперимент в своей основе направлен на выявление наличных возможностей ребенка. Говоря словами Л. С. Выготского, он диагностирует зону актуального развития, то есть спектр его знаний, умений, навыков на данный конкретный момент времени. Для специальной психологии как в научно-фундаментальных, так и в прикладных исследованиях задача определения зоны актуального развития особо важна, благодаря этому можно достоверно оценить степень отставания ребенка от нормативных характеристик данного возраста, определить, какие стороны его психики и поведения в большей степени нарушены, а какие остаются относительно сохранными и т. д., что, в свою очередь, дает возможность организовать адекватную и целенаправленную коррекционную помощь.
Но развитие подразумевает превращение настоящего в будущее, потенциального в актуальное. Именно поэтому помимо диагноза важен еще и прогноз, раскрытие потенциальных возможностей. Эта задача универсальна почти для всех видов прикладной психологии, но для специальной — в особенности. Та или иная форма неблагополучия ребенка бывает уже очевидна еще до проведения какой-либо диагностики. Здесь важно учитывать причины этого неблагополучия и перспективы дальнейшего развития. Ответить на эти вопросы на уровне констатирующего эксперимента можно лишь отчасти, определив степень и причины отставания от нормы. Прогноз возможен лишь на уровне формирующего эксперимента, который является естественным и необходимым продолжением констатирующего.
Формирующий эксперимент воплощает хорошо известную идею Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка. Сама процедура состоит в моделировании ситуации обучения. Экспериментатор оказывает ребенку разные формы дозированной помощи. При этом предполагается, что степень принятой ребенком помощи воспроизводит его потенциальные возможности. Проще говоря, то, что ребенок выполнил при участии взрослого, составляет зону его ближайшего развития и может со временем перейти в зону актуального развития.
Обоснование и содержание методики констатирующего эксперимента
Олеся Ахметова
Обоснование и содержание методики констатирующего эксперимента
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что представления об изображаемых предметов у детей старшего дошкольного возраста находятся в прямой зависимости от зрительного восприятия и от зрительных предметных образов и представлений, целостности зрительного восприятия (Л. С. Цветкова). Кроме того, для изображения предмета исключительно важным является восприятие детьми формы, величины и цвета предметов. Важно установить каковы особенности предметного восприятия у детей с нарушениями речи. Поэтому цель констатирующего эксперимент состояла в определении различия в восприятии изображаемых предметов у детей с нормальным речевым развитием и у детей с нарушениями речи.
Задачи констатирующего эксперимента:
1. Установить особенности зрительно-моторной координации, способность детей с нарушениями речи составить заданный образ по представлению;
2. Определить сформированность антиципации зрительного восприятия дошкольников, целостность зрительного восприятия.
3. Выявить особенности восприятия цвета, формы и величины детьми с нормальным речевым развитием и нарушениями речи.
В процессе проведения эксперимента были обследованы старшие дошкольники, посещающие подготовительную группу дошкольного образовательного учреждения. Они составили первую экспериментальную группу из 20 человек. Во вторую экспериментальную группу вошли старшие дошкольники с нарушениями речи, посещающие специализированное ДОУ, в аналогичном количестве.
На основе анализа методической литературы были выбраны задания, отвечающие целям и задачам констатирующего эксперимента. Экспериментальная работа проводилась с детьми индивидуально, каждый последовательно выполнял все задания. Инструкция сообщалась в устной форме.В ходе исследования создавались специальные условия: занятия проводились при дневном освещении, для работы были предложены все необходимые инструменты и материал. При выполнении эксперимента велся протокол обследования на каждого ребенка (см. приложение №1).
Задание № 1. «Недорисованные изображения» (А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина) [1].
Цель – определить сформированность антиципации зрительного восприятия дошкольников, целостность зрительного восприятия.
Содержание: ребенку также предлагается несколько картинок. На этих картинка изображены объекты и предметы, но только в незаконченном виде (не дорисована часть или половина объекта или предмета). Ребенку предлагается дорисовать объект или предмет.
Инструкция: Посмотри на картинки, как ты думаешь, что хотел нарисовать художник. Помоги художнику, дорисуй оставшиеся детали картинок.
Анализ результатов: результаты оцениваются по двум параметрам. Первый – правильно ли ребенок распознал изображение. Второй – какое количество времени он на это затратил. После выполнения задания результаты фиксировались, и ребенку проставлялись баллы.
1 – Ребенок правильно распознал изображение, и ему затратил на это не более 7 минут.
0,5 – Ребенок правильно распознал изображение, но затратил на это более 7 минут. Ребенок распознал не все изображения правильно, но затратил не более 7 минут.
0 – Ребенок распознал не все изображения правильно и затратил более 7 минут.
Задание №2. Особенности восприятия и называния детьми цвета [29, C. 189]
Цель: установить особенности восприятия и называния цвета детьми дошкольного возраста.
Подготовка к исследованию: сделать три набора кружков диаметром 3 см., окрашенных в семь цветов спектра,различающихся по светлоте: 1- темный, 2 – средний, 3 – светлый. В каждом наборе 21 кружок. Один набор наклеить на семь карточек – по три кружка на каждую.
Проведение исследования: Проводится две серии эксперимента с интервалом в один день.
Первая серия. «Группировка цвета по предложенному образцу». Перед ребенком на столе в беспорядке раскладывают два набора кружков. Экспериментатор дает ему одну из семи карточек и просит подобрать одинаковые кружки. После выполнения задания карточку убирают, а кружки вновь раскладывают на столе. Последовательно предъявляют все семь карточек.
Вторая серия. «Называние цвета предъявленных образцов». Кружки семи цветов средние по светлоте (2) располагают один под другим и просят ребенка назвать цвет каждого. Рядом с этой колонкой выкладывают кружки наиболее темные и насыщенные (1, а затем светлые (3). Ребенку предлагают называть цвет кружков, если он затруднится, взрослый называет цвет сам.
Обработка данных. Данные обеих серий заносят в таблицы. Делают выводы о том, как дети с нормальным речевым развитием и с нарушениями речи дифференцируют цвета по слову-наименованию и в зависимости от цветового тона и светлоты. Выясняют индивидуальные особенности восприятия и называния цвета. Анализируют допущенные детьми ошибки.
Задание №3 «Особенности восприятия формы» [29, с. 189].
Цель: Изучить соотношение зрительного и осязательного соотношения формы [29, С. 245].
Подготовка исследования.Подобрать набор из 12 плоскостных фигур 4 геометрических форм: квадратной, треугольной, прямоугольной и трапециевидной, каждая из которых модифицируется в 3 вариантах (путем изменения величины, нарушения четкости очертания углов и контура и т. д.).
Проведение исследования. Проводится 4 серии эксперимента индивидуально с одними и теми же детьми 5-7 лет.
Первая серия. Зрительное ознакомление с формой. Ребенку в течение 10 сек. показывают фигуру определенной формы, затем демонстрируют весь набор, в котором он должен найти предъявленный ранее образец. Точно так же ребенка знакомят и с остальными фигурами. Трогать образцы не разрешают.
Вторая серия. Зрительное узнавание формы и осязательный выбор. Цель этой и следующей серии состоит в выявлении того, как осуществляется перенос образа из зрительной модальности на осязательную и наоборот. Фигуру ребенку предъявляют зрительно, а найти ее он должен в наборе путем осязательного восприятия.
Третья серия. Осязательное узнавание и зрительный выбор. Исходный образец ребенок воспринимает осязательно, а отыскивает его путем зрительного восприятия.
Обработка данных. Вычисляют процентные показатели успешности и неуспешности узнавания фигур, а также среднее время ознакомления с фигурами
Задание №4 «Особенности восприятия величины» [29, С. 193].
Цель: Изучить особенности восприятия величины путем составления сериационного ряда.
Подготовка исследования. Приготовить 10 палочек разной длины от 2 до 20 см. Каждая палочка должна отличаться от последующей на 2 см.
Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально.Перед ребенком хаотично раскладывают 10 палочек и предлагают выполнить задание: «Разложи палочки в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Если ребенок затрудняется,то ему объясняют способ построения сериационного ряда: «Выбирай каждый раз самую длинную палочку из тех, которые не разложены в ряд».
Обработка данных. Вычисляют показатели успешности и неуспешности сериационного ряда в процентах. Задание считается выполненным правильно, если ребенок не допустил ни одной ошибки.
Высокий уровень – дети выполняют задание на основе зрительного анализа длины палочек.
Средний уровень – дети выполняют задание, сравнивая палочки путем прикладывания их друг к другу.
Уровень ниже среднего – дети выполняют задание путем проб (перестановкой палочек).
Низкий уровень – дети осуществляют нецеленаправленные действия.
Задание №5. Анализ продуктов изобразительной деятельности «Рисование с натуры».
Цель: выявить умения детей рисовать с натуры предметы.
Подготовка исследования: для обследования нужны ваза простой формы, яблоко, стакан, набор цветных карандашей – 6 штук.
Инструкция: перед вами предметы, нарисуйте их.
Проведение исследования. Исследование проводится в три серии
В первой детям предлагается нарисовать только вазу, во второй два предмета (например, вазу и яблоко, в третьей – три предмета сразу.
Фиксируется: соотнесение величины и цвета предметов, расположение их относительно друг друга.
Таким образом, на констатирующем этапе исследования использовался комплекс заданий, адекватных поставленной цели и предмету исследования.
Диагностика оптико-пространственных нарушений у детей со стертой дизартрией дошкольного возраста Раскрыты симптомы нарушения оптико-пространственных представлений у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией. Нарушение зрительного.
Формирование зрительного восприятия и его коррекция в процессе ознакомления с окружающим детей раннего возраста. Среди всех психических процессов главная роль в раннем возрасте принадлежит восприятию. Поведение и сознание детей этого возраста целиком.