Констатирующий этап что это

Типы эмпирических исследований

В практике написания курсовых, дипломных и магистерских работ по психологии можно выделить три типа эмпирических исследований, или экспериментов:

Использование термина «эксперимент» в данном случае не вполне корректно, но в практике используются именно такие формулировки.

Констатирующий эксперимент

Констатирующее эмпирическое исследование, его чаще называют «Констатирующий эксперимент», предполагает изучение некоторых психологических феноменов в некоторой выборке без дополнительного воздействия на эту выборку. Само по себе тестирование есть воздействие на испытуемых, но этим пренебрегают.

В рамках констатирующего исследования проводится анализ различий или анализ взаимосвязей психологических показателей. Как правило, содержание подавляющего большинства курсовых и дипломных работ по психологии исчерпывается проведением именно констатирующего эксперимента. Такого рода исследование лишь констатирует некоторое положение вещей, никак на него не влияя.

Формирующий эксперимент

Формирующее эмпирическое исследование, его чаще называют «Формирующий эксперимент», предполагает некоторое воздействие на выборку испытуемых с целью развития у них чего-то хорошего, либо коррекции чего-то плохого. Темы исследований такого типа могут звучать примерно так: «Развитие коммуникативной компетентности старшеклассников», «Снижение тревожности старших дошкольников средствами сказкотерапии», «Повышение групповой сплоченности сотрудников торговой организации с помощью тренинга» и пр.

Таким образом, формирующие исследования отличает от констатирующих наличие следующих ключевых слов «Развитие», «Повышение», «Снижение», «Коррекция», «Формирование» и пр.

Если в дипломе по психологии присутствует формирующий эксперимент, то в практической главе должен быть отельный раздел с кратким описанием программы развития, тренинга и пр. В этом случае в приложении помещается более подробное описание этой программы или тренинга.

Как правило, формирующее исследование проводится совместно с контрольным экспериментом.

Контрольный эксперимент

Таким образом, в курсовых, дипломных и магистерских работах по психологии эмпирическое исследование может быть организовано двумя способами:

1. Только констатирующее исследование.

2. Последовательная реализация трех видов эмпирических исследований: констатирующего, формирующего и контрольного.

В магистерских диссертациях по психологии часто реализуется максимально обширное эмпирическое исследование, включающее три этапа:

Надеюсь, эта статья поможет вам самостоятельно написать диплом по психологии. Если возникнет необходимость, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты). Заказать

Источник

Констатирующий этап. Организация эксперимента

Педагогический эксперимент предусматривал проверку гипотезы исследования, что внедрение современных активных форм и методов обучения, способствует формированию навыков выполнения иметации витражей у учащихся специалезированных художественных лицеев и выявляет эффективные методы работы в этой области.

Внедрение результатов исследования было проведено в процессе учебной работы в Севастопольском профессиональном лицее на протяжении 2011-2012 учебного года.

В проведении экспериментальных занятий принимало участие 18 учащихся 2 курса группы О-21. Список группы представлен (см. Прил. А).

На первом – констатирующем этапе педагогического эксперимента – главной целью было выявление уровня навыков выполнения витража у учащихся, выяснение осведомленности учащихся о витражном искусстве и творческом подходе к нему, сформированности навыков по созданию авторских работ.

Задачи констатирующего этапа эксперимента:

— определение состава экспериментальной и контрольной групп;

— определение уровня знаний, умений и навыков учащихся в области витражной живописи на начальном этапе.

Данные задачи решались с помощью следующих методов:

— анализ степени подготовленности учащихся в области витражного искусства при помощи вопросов анкетирования и практических работ (упражнений);

— наблюдение естественное, пассивное.

С целью всестороннего изучения проблемы формирования навыков выполнения иметации витражей и исследования уровня знаний, умений и навыков были применены такие виды анализа:

— комплексный – членение и мониторинг формирования и развития качества знаний и навыков учащихся;

— уровневый – градуированное отслеживание, формирование у учащихся навыков выполнения витражей;

— сравнительный – выявление и сопоставление уровня критериев в условиях констатирующего и формирующего этапов педагогического эксперимента.

С этой целью на этапе констатирующего эксперимента была проведена следующая работа:

1. Изучение программы производственного обучения для учащихся 2-го курса с целью определения содержания работы, которая должна проводиться в данной группе.

2. Проведение анкетирования учащихся группы 21-О.

3. Проведение практических занятий, с целью выявления уровня знаний и сформированности навыков выполнения витражей.

4. Констатация уровня сформированности навыков выполнения витражей (просмотр работ).

Группа учащихся 21-О была на две подгруппы – экспериментальную (Э) и контрольную (К). Во время формирующего этапа педагогического исследования, в экспериментальной группе были проведены занятия с использованием современных активных форм и методов обучения. В контрольной подгруппе занятия проводились стандартно, на основе плана работы.

На контрольном этапе педагогического эксперимента, в экспериментальной Э подгруппе и контрольной К подгруппе были проведены повторные срезы знаний и уровней сформированности навыков выполнения витражей, по разработанным критериям и показателям для сравнения полученных результатов.

Дадим характеристику констатирующему этапу педагогического эксперимента. Для оценки результатов сформированности навыков выполнения витражей у учащихся, были определены критерии. Критерий оценивания учебных достижений:

Низкий (начальный) уровень – (Н) учащийся имеет слабые представления по данному вопросу. Только с помощью преподавателя отображает на уровне распознания отдельные компоненты профессиональных знаний витражного искусства и выполняет отдельные элементы учебно-производственного или контрольного задания. При выполнении работы допускает серьезные ошибки в организации рабочего места, приемах труда и технологических операциях.

Средний уровень – (С) учащийся имеет недостаточные представления по данному вопросу. Без достаточного понимания отображает компоненты профессиональных знаний „художника-оформителя”. Не достаточно осознанно выполняет основные приемы и технологические операции витражей. С частичной помощью преподавателя организовывает рабочее место, планирует производственные действия и выполняет учебно-производственные задания. При выполнении работы допускает ошибки, которые самостоятельно исправить не может.

Достаточный уровень – (Д) учащийся владеет художественной терминологией, разбирается в данном вопросе, однако не может полностью отказаться от помощи преподавателя. Применяет основные приемы самоконтроля производственных действий и методы контроля качества. При выполнении работы допускает несущественные исправимые ошибки. Придерживается правил ТБ и санитарно-гигиенических требований. Результат выполненной работы соответствует требованиям квалификационной характеристики по профессии „художник-оформитель”.

Высокий уровень – (В) учащийся владеет художественной терминологией, имеет отличные знания по этому вопросу, творчески подходит к своей работе, все задания выполняет самостоятельно. Владеет профессиональными знаниями художника-оформителя. В полном объеме, правильно и уверенно выполняет все приемы и технологические операции витражей в пределах учебной программы и установленных норм времени. Правильно и осознанно применяет приемы самоконтроля производственных действий и методы контроля качества. Образцово придерживается норм расходования лако-красочных материалов и других ресурсов. В процессе работы может допускать неточности, которые самостоятельно выявляет и устраняет. Обеспечивает высокий уровень организации труда и выполнения правил безопасности.

Распределение уровней по баллам.

1. Начальный (низкий) уровень – „1”-„3” балла.

2. Средний уровень – „4”-„6” баллов.

3. Достаточный уровень – „7”-„9” баллов.

4. Высокий уровень – „10”-„12” баллов.

Для реализации поставленных целей и задач, во время проведения констатирующего этапа педагогичекого эксперимента учащимся группы 21-О были предложены следующие задания:

Задание № 1. Исследуется уровень знаний учащихся при выполнении витражей. В связи с этим предлагается ответить на вопросы:

1. Дайте определение витражу

2. Классификация витражей

3. Значение цвета в витражном искусстве

4. Средства выразительности витража

5. Основные законы композиции

6. Перечислите современные материалы

7. Значение контурной линии для витража

8. Раскройте понятие стилизация

9. Перечислите способы создания художественного образа

10. В каком из видов современных витражей используется техника наложения тонкогого слоя цветного стекла на более толстый бесцветный слойстекла в цельном изделии?

11. К какой из классификации относится витраж, на поверхность стекла которого наносится рисунок прозрачными красками?

Задание № 2. Исследуется уровень первоначальных навыков учащихся при выполнении псевдовитража. В связи с этим предлагается выполнить копию работы одного из мастеров витражного искусства, в лаковой технике имитации витража.

Диагностический срез первоначальных знаний на констатирующем этапе эксперимента показал следующие результаты см. табл № 2.1

Результаты среза знаний на констатирующем этапе Таблица 2.1.

№ п\пФ.И. испытуемого1 задание2 заданиеБаллыУровень
Алтухова АнастасияН
Анищенкова НинаС
Борисова КсенияС
Гуцуляк ВладиславС
Карнаух ТомасД
Кирьянова ВиолеттаН
Король ОльгаС
Косивцова НатальяС
Омельченко АнастасияН
Перескокова АлександраС
Рощина ИринаН
Саврак АвгустинаД
Сафронова ВалерияД
Семенов ИгорьН
Ференчук АнжелаС
Хамасуридзе ОмариД
Чистякова ВикторияС
Шидловская МаринаН

Исходя из показателей таблицы 2.1, мы определили, что если всю группу считать за 100%, то получаются следующие результаты:

— высокий уровень – 0% студентов;

— достаточный уровень – 22,2% студентов;

— средний уровень – 44,4% студентов;

— низкий уровень – 33,4% студентов.

Таким образом, все это указывает на то, что учащиеся недостаточно подготовлены к такому виду деятельности по изобразительному искусству как изготовление витража.

Источник

Констатирующий этап что это

Поведение любого объекта определяется как его внутренней природой, так и природой внешних воздействий, поэтому выделяют внутренние, внешние и комплексные причины.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ И УЧЕНИЧЕСКИХ ГРУПП
Педагогическое наблюдение

Главное достоинство наблюдения:

ценные факты добываются непосредственно из жизни (в процессе обучения, в ходе воспитательных мероприятий и т. д.).

Недостаток наблюдения: субъективизм (субъективное отношение наблюдателя к тому или иному явлению).

Это целенаправленный сбор сведений о фактах поведения и деятельности человека в различных естественных условиях.

По частоте выделяют:

постоянные наблюдения (охватывают, например, уроки по какому-либо предмету непрерывно в течение определенного времени);

повторные наблюдения (например, через неделю);

однократные наблюдения (регистрируется виденное лишь на одном уроке).

По объему охвата различают:

сплошные наблюдения (охватывают одновременно многие стороны поведения и деятельности учащихся);

несплошные (частичные) наблюдения (фиксируется какая-либо сторона поведения и деятельности учащегося): монографические (например, наблюдается деятельность среднеуспевающего учащегося при усвоении какого-либо навыка, и на основе этого делается вывод об усвоении навыков всем классом, однако этот вид наблюдения используется редко, так как таким способом трудно получить достоверные данные) и сопоставительно-монографические (из учебной группы отбираются самый сильный и самый слабый ученики, наблюдается некий вид их деятельности, на основе этого пытаются охарактеризовать всю группу; этот вид наблюдения применим тогда, когда в классе есть учащиеся, сильно отличающиеся от других по своим способностям).

По способу получения сведений выделяют:

прямые (непосредственные) наблюдения (исследователь регистрирует непосредственно увиденные во время наблюдения факты);

косвенные (опосредованные) наблюдения (когда наблюдается не сам предмет или процесс, а его результат, например, мы не можем непосредственно видеть процесс мышления учащихся, но можем пронаблюдать процесс решения учащимися задач и сделать вывод о последовательности шагов мышления).

В зависимости от того, проводит ли наблюдение постороннее лицо или лицо, участвующее в учебном процессе, выделяют:

невключенное наблюдение (когда происходящее на уроке оценивает постороннее лицо, у него достаточно времени для подробной записи результатов наблюдения, однако присутствие постороннего в какой-то мере мешает нормальному ходу урока);

включенное наблюдение (учитель-наблюдатель активно участвует в жизни и деятельности воспитанников, не привлекая к себе особого внимания, однако его субъективное отношение к тому или иному явлению может оказать влияние на результаты наблюдения, кроме того, одновременное наблюдение и проведение урока не позволяет учителю-наблюдателю все время с нужной точностью следить за наблюдаемыми явлениями).

Этапы подготовки и проведения педагогического наблюдения:

выбор объекта, постановка цели и задачи наблюдения ;

получение разрешения на проведение наблюдения ;

составление плана наблюдения (план наблюдения отвечает на вопросы: что наблюдать (объект), для чего наблюдать (цель и задачи), когда и сколько времени наблюдать (время наблюдения, длительность), что можно ожидать в результате проведенных наблюдений (предполагаемый результат, ожидаемые изменения в обученности и воспитанности и пр.);

подготовка документов и оборудования (инструкции, протоколы, аппаратура);

сбор данных наблюдения (протоколы, таблицы и пр.);

оформление результатов наблюдения ;

анализ результатов наблюдения ;

выводы (на основе анализа результатов наблюдения педагог осуществляет корректировку воспитательных воздействий, проектирует дальнейшее изучение учащихся с уточненной целью).

Объективность выводов по данным наблюдений значительно возрастает, если:

Количество за урок

педагоги сопоставляют получаемую ими информацию с данными других коллег ;

используются технические средства звукозаписи и видеозаписи уроков, мероприятий;

наблюдение сочетается с другими методами исследования (беседы, анкетирование, пр.).

Опрос

Это метод сбора первичной информации в форме постановки стандартизированной системы вопросов.

Условия эффективности применения метода беседы:

педагог намечает цель предстоящей беседы;

педагог намечает круг основных и вспомогательных вопросов (учитывая возможные варианты беседы), предусматривает ее ход в случае позитивных или отрицательных ответов;

умение создавать в общении благоприятную психологическую атмосферу;

наблюдение за поведением собеседника, его эмоциональными реакциями, желанием отвечать или уходить от ответов;

наличие форм фиксации получаемой информации (протокол, диктофон).

Требования, предъявляемые к применению метода:

подбор вопросов, наиболее точно характеризующих изучаемое явление и дающих надежную информацию;

исключение подсказок в формулировках вопросов;

предупреждение двойственного понимания смысла вопросов;

использование как закрытых анкет с ограниченным вариантом ответов, подобранных исследователем, так и открытых, позволяющих опрашиваемому высказать свое мнение;

предварительная проверка степени понимания вопросов анкеты на небольшом числе испытуемых и внесение коррективов в содержание анкеты.

РейтингЭто метод оценки тех или иных сторон деятельности компетентными судьями (экспертами). Требования к подбору экспертов: компетентность; креативность ; положительное отношение к экспертизе; отсутствие склонности к конформизму (чрезмерному следованию авторитету в науке); аналитичность и широта мышления; свойство коллективизма; самокритичность.

Например, оценивание работы учителя по развитию у учащихся интереса к предмету может осуществляться на основании следующих критериев оценок:

Это процесс оценки соответствия личностной модели знаний ученика экспертной модели знаний.

(испытуемый сам записывает правильный ответ)

(предполагают выбор правильного ответа из 4-5 вариантов)

1) задания на дополнение (краткий ответ: формула, слово и др.);

2) задания со свободно конструируемыми ответами (ответ в развернутой форме, при этом оговаривается полнота ответа для получения максимального балла).

1) альтернативный тест (задания с двумя ответами: да-нет, правильно-неправильно, имеют высокий процент угадывания, поэтому их одиночное использование в тесте считается неэффективным);

2) задания с выбором нескольких правильных ответов ;

3) задания на установление соответствия ;

СоциометрияЭто способ исследования структуры межличностных отношений людей на основе измерения их межличностного выбора.

Социометрия проводится в коллективе, где участники знают друг друга. С помощью социометрии определяется социометрический индекс личности по формуле:

Исследователь также может определить взаимовыборы учащихся.

МЕТОДЫ ЗАМЕРОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Педагогическое наблюдениеПроводится повторное наблюдение в соответствии с планом наблюдения.
Диагностические контрольные работы

(тематические, четвертные, годовые; по ранее пройденному материалу, по новому материалу, по новому с учетом пройденного)

Метод диагностических контрольных работ письменного характера (решение задач, выполнение упражнений, ответы на теоретические вопросы, выполнение схем и пр.) и лабораторно-практического характера (опыты с приборами, установками и пр.) применяется для диагностики знаний учащихся.

Задания, включаемые в содержание контрольных работ, должны отвечать следующим требованиям:

содержать вопросы, наиболее сложные для усвоения, а также актуальные для дальнейших этапов обучения;

совокупность заданий должна дать исследователю целостное представление об особенностях умственной деятельности ученика (задания на выделение существенного в изучаемом материале, требующие умения самостоятельно мыслить);

выполнение заданий должно отражать сформированность у учащихся наиболее универсальных приемов учебного труда (приемы планирования, организации своей работы, контроля за ней, должный темп выполнения учебных действий).

Эксперимент является таким методом педагогических исследований, при котором происходит активное воздействие на педагогические явления путем создания новых условий, соответствующих цели исследования.

Эксперимент должен быть ответом на вопрос, поставленный в проблеме исследования (например, «Каковы методы и средства организации дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста?» ).

План эксперимента включает:

цель, задачи, гипотезу эксперимента;

место и время проведения эксперимента и его объем (выборка, состав участников, классы);

характеристику участвующих в эксперименте лиц ;

описание методики проведения эксперимента (этапы, цели и средства на этих этапах, полученные результаты);

описание критериев, показателей, методик их замеров и обработки полученных результатов ;

интерпретацию результатов эксперимента (определяется, доказана ли гипотеза, дается теоретическое обоснование полученных изменений, формулируются выводы и рекомендации).

Источник

Презентация на тему «Этапы проведения экспериментальной работы»

Констатирующий этап что это. Смотреть фото Констатирующий этап что это. Смотреть картинку Констатирующий этап что это. Картинка про Констатирующий этап что это. Фото Констатирующий этап что это

Описание презентации по отдельным слайдам:

Этапы проведения экспериментальной работы. Методы сбора экспериментальных данных

Педагогический путь невозможен без элементов исследования. (В.А. Сухомлинский)

Сущность эксперимента заключается в активном вмешательстве исследователя в психолого-педагогический процесс с целью его изучения в заранее запланированных параметрах и условиях. В эксперименте в совокупности используются такие методы сбора данных как: наблюдения, беседы, опросы, тесты и т. д.

Проведение психолого-педагогического эксперимента предполагает три основных этапа работы: констатирующий; формирующий; контрольный.

Второй этап эксперимента (формирующий) На этом этапе происходит непосредственное проведение эксперимента. Этот этап должен дать ответ на вопросы об эффективности новых путей, средств и методов, вводимых экспериментатором в психолого-педагогическую практику. На этом этапе создается экспериментальная ситуация. Суть ее заключается в формировании таких внутренних и внешних условий эксперимента, в которых изучаемая зависимость, закономерность проявляется наиболее чисто, «без примеси» воздействия случайных, неконтролируемых факторов.

Конечным продуктом педагогического эксперимента являются научный отчет, рукопись статьи, монография, письмо в редакцию научного журнала.

Источник

Опытно-экспериментальная работа. Проведение констатирующего эксперимента

Констатирующий этап что это. Смотреть фото Констатирующий этап что это. Смотреть картинку Констатирующий этап что это. Картинка про Констатирующий этап что это. Фото Констатирующий этап что это Татьяна Плотникова
Опытно-экспериментальная работа. Проведение констатирующего эксперимента

Опытно-экспериментальная работа была посвящена изучению самооценки детей старшей группы и установлению влияния на ее формирования наказания как метода воспитательного воздействия, применяемого родителями. Базой для ее проведения явился детский сад № 44 «Гнёздышко» станицы Фастовецкой Тихорецкого района. Испытуемыми были родители и их дети старшего возраста (6 лет).

Опытно-экспериментальная работа включала проведение серии экспериметов: констатирующего, формирующего и контрольного.

Основными методами исследования явились: эксперимент, беседа, анкетирование.

Проведение констатирующего эксперимента.

Констатирующий эксперимент был посвящен изучению самооценки детей старшей группы, которая являлась экспериментальной. Так же на этапе констатирующего эксперимента мы поставили задачу: изучить отношение родителей к проблеме наказания и установить влияние наказания на формирование самооценки детей. Констатирующий эксперимент включал проведение ряда методик.

1. Методика исследования самооценки (В. Г. Щур)

Детям предлагается поставить на одну из 11 ступенек нарисованной на листе бумаги лесенки. На 5-ти нижних ступеньках располагались плохие дети (чем ниже, тем хуже); на 6-й ступеньке – средние дети (не плохие, не хорошие); на 5-ти верхних ступеньках – хорошие дети (чем выше, тем лучше).

Результаты самооценки можно продемонстрировать с помощью следующего протокола, в которой отражена беседа с ребенком Ирой К. (6 лет):

В: Куда ты себя поставишь на этой лестнице?

Ира: Вот сюда (Указывает на самую верхнюю ступеньку)

В:А почему ты себя поставила на самую верхнюю ступеньку? Какие здесь помещаются дети?

В: Ты себя считаешь самой хорошей?

В: А почему ты самая хорошая?

Ира: Потому что я добрая

В: А каких детей называют добрыми?

Ира: Которые никого не обижают, помогают другим.

При выявлении исходной самооценки мы также выяснили, способны ли дети представить себе,что их самооценка может снизиться: «Представь себе, что тебя поставили на нижние ступеньки. Кто это может быть? За что тебя могут поставить на нижнюю ступеньку?».

Анализ результатов констатирующего экспериментапозволил установить высокую исходную самооценку большинства детей: в среднем они набрали по 9 баллов из 11 возможных (12 человек).

Практически все дети допускали возможность снижения их самооценки и связывали их с несоблюдением правил поведения:

— «На нижнюю ступеньку может поставить бабушка, потому что я

ее часто не слушаю»

«На нижнюю ступеньку может поставить мама, когда я плохо себя веду»

— «На нижнюю ступеньку меня может поставить сестра, потому что я с ней ссорюсь» и т. п.

В следующей ситуации нравственного выбора дети должны были проявить такое качество, как «доброта». Девочки должны были поделить кукольную одежду (8 платьев – по количеству девочек в группе) для сюжетно-ролевой игры, а мальчикам игрушечные машинки (6 машинок). Оказалось, что из 8 девочек три взяли себе по 6 платьев, три взяли себе по 5 платьев и только две девочки поделили поровну. Из шести мальчиков четверо поделили поровну машинки и два ребенка себе взяли большее количество (5 машинок из 6-ти). Дети выполняли процесс деления быстро, не колеблясь. Сразу же после того как платья были поделены, с детьми была проведена беседа:

В: Сколько ты себе взяла платьев?

В: А другой девочке оставила только одно?

Ира : Несколько смущенно кивает головой в знак согласия.

В: И тебе не жалко эту девочку?

В: А как делят добрые дети?

В: А ты добрая девочка?

Детей, соблюдающих нравственные нормы, в экспериментальнойгруппе оказалось 6 человек: 4 – мальчика и 2- девочки (из 14 человек).

Беседа включала пять стандартных вопросов:

1. Что ты больше всего на свете любишь?

Что вообще любишь, что тебе нравится?

2. Чего ты больше всего на свете не любишь?

Чего ты не любишь, что тебе не нравится?

3. Представь себе человека, который тебе бы так нравился, что ты хотел бы быть таким как он, хотел быть похож на него. Какой это человек? Каким бы ты хотел быть? На кого бы хотел быть похож?

4. Представь себе человека, который бы тебе так нравился, что ты ни за что не хотел бы быть таким, как он. Какой это человек? Каким бы ты не хотел быть? На кого бы ты не хотел быть похож?

5. Что ты можешь рассказать о себе? Какой ты сам?

Из 14 обследованных детей у двух детей (Катя П. и Лена Р.) – заниженная самооценка (14%).

«Я красивая, умная, послушная».

«Я хорошая, добрая, никого не обижаю»

«Я хороший, не жадный»

«Я хороший, но иногда бываю и плохим»

«Я иногда бываю плохим»

«Я хорошая, но иногда немножко не слушаюсь»

«Я нормальная, слушаюсь маму и папу, но не всегда».

Результаты данной методики свидетельствуют о проявлении возрастных особенностей самооценки детей – стремление к Я-реальному, положительному. В тоже время дети старшего возраста уже в состоянии оценить себя в случае нарушения норм поведения. Так, в случаях нарушения нравственных норм (не поделился с товарищем игрушкой, не выполнил просьбу взрослого, обидел сверстника и т. п.) детям предлагалось сравнить свое поведение с персонажем, который обладает отрицательными качествами или нарушает ту же норму, что и он сам. Детям, нарушающим нормы поведения (таких в группе оказалось 8 человек) предложено было сравнить свое поведение с образом, например, Карабаса. В таких ситуациях дети старшего возраста практически все вынуждены признать, что в данном случае они идентичны осуждаемому ими же отрицательному герою. После того, как дети устанавливали свою идентичность с отрицательным персонажем, им снова предлагалось оценить себя с помощью «лесенки «. В ходе проведенной работы было установлено снижение самооценки с 9 баллов до 5-ти.

В ходе проведения констатирующего экспериментабыли выделены двое детей с заниженной самооценкой: Лена Р. и Катя П.На вопрос: Кто бы из родных их мог бы поставить на нижние ступеньки,дети ответили:

Лена Р. : Мама и бабушка, потому что я вредная.

Катя П. : Папа и мама, потому что я плохая, злая.

Следующий этап работы включал проведение анкетирования среди родителей с целью выяснения отношения к проблеме применения наказания в воспитании детей.Анкета включала следующие вопросы:

1. Часто ли вы применяете наказания?

2. Какие меры наказания вы используете?

3. Согласны ли вы с утверждением, что строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер?

4. Как вы считаете, ваш ребенок уверен в себе?

б) не очень уверенный;

Анализ полученных результатов показал, что 70% родителей являются сторонниками применения наказания. В ходе дальнейшего исследования были установлены основные формы формирования наказания,которые применяют родители: порку (5%;); шлепки (27%); угрозы «наказания», «лишения любви» (65%); словесные оскорбления достоинства ребенка (10%).

Анализируя оценку родителями степени уверенности своих детей, мы отметили, что 2 родителей считают своих детей неуверенными, не очень уверенными – 5 человек. Сравнивая данные показатели с положительным в целом отношением родителей к применению наказания, мы высказали предположение о непосредственной взаимосвязи психического состояния детей (неуверенность) и применением наказания как крайне неэффективного метода воспитания. Чаще всего наказание применяют в семьях с неблагополучным микроклиматом.

В процессе индивидуальной беседы с мамой Кати (П.) удалось выяснить, что в семье атмосфера далеко неблагополучная. Девочка часто не слушается, ведет себя беспокойно особенно в вечернее время. В порыве гнева, мать может отшлепать ребенка, а чаще использует крик. Ниже приводим запись данной беседы.

Мама Кати считает, что особо серьезных оснований для беспокойства у нее нет, хотя. приходится наказывать ребенка. И призналась, что, наказывая,она может сказать: «Не люблю я тебя такую вредную!»В результате в последнее время девочка спрашивает: «А ты меня любишь?» И если что-то ребенка не устраивает, обижается, отворачивается,плачет и беспокойно повторяет: «Никто меня не любит». Между родителями Кати происходят постоянные скандалы, порой в присутствии ребенка.

Угрозы «лишения любви», «наказания» воздействуя, таким образом, на неокрепшие чувства ребенка, манипулирования ими, и создают основу для возникновения тревоги, беспокойства и страха.

В ходе констатирующего эксперимента с детьми с заниженной самооценкой была проведенадоверительная беседа:

1. Тебя наказывают родители?

2. Что ты чувствуешь, когда тебя наказывает отец (мать? Почему?

5. Ты боишься наказания?

В отношении двух девочек Лены Р. и Кати П. Родители часто применяют, по их словам, наказание. В результате чего, дети испытывают страх к нему. В тоже время, дети очень остро реагируют на родительскую оценку, мнение родителей для них очень значимо, что, в свою очередь, вероятно, и привело к формированию заниженной самооценки.

Анализ результатов констатирующего экспериментапозволил сделать следующие выводы:

• Идеальная самооценка у 12 детей из 14 опрошенных составляет в среднем 9 баллов (из 11возможных) – 86 %;

• У двух детей наблюдается заниженная самооценка (5 баллов)— 14%;

• Самокритичная (дифференцированная) самооценка выявлена у 4 детей- 29%.

• К применению наказания как метода воспитательного воздействия 70%

родителей относятся положительно;

Степень уверенности своих детей родители оценили следующим образом:

2 человека считают своих детей не уверенными, 4 человека не очень уверенными и только 8 человек считают своих детей уверенными.

Качественный анализ полученных данных позволил высказать предположении о непосредственном влиянии наказания на формирование самооценки детей и дал основание для проведения формирующего эксперимента, результаты которого описаны во втором параграфе второй главы.

Влияние наказания на самооценку дошкольника Содержание Введение…. 3 Глава 1. Теоретические основы развития самооценки у дошкольников…. 6 1.1. Самооценка.

Все ранее опубликованные мои статьи Планирование экспериментальной деятельности в ДОУЦиклограмма деятельности в 1 младшей группеПрогулка с использованием проектного.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *