Конструктивная критика что это
Что такое конструктивная критика и зачем она нужна?
Нас часто спрашивают в жизни, счастливы ли мы? И мы задумаемся над ответом на этот вопрос. А вот спроси любого, обижен ли он? И абсолютное большинство скажет, что обижен. Чаще всего обиду в человеческой душе можно вызвать посредством критики.
Абсолютное большинство сталкивалось с критикой в своей жизни очень часто. В детстве мы слышим критику от родителей, школьных учителей, позже нас критикуют члены семьи и друзья, а также коллеги по работе и руководящие сотрудники. Но неужели без критики нельзя обойтись? Почему она так важна и распространена в жизни человека? И как правильно критиковать человека, чтобы добиться продуктивного труда и активных действий?
Как правило, даже незначительный упрек вызывает в человеке клубок отрицательных эмоций: обиду, печаль, злость. Если упрек заслуженный, его следует принять не как обиду, а как урок. Можно даже поблагодарить своего обидчика – не вслух, а мысленно. Если же упрек не заслуженный, его просто не следует воспринимать всерьез. Прежде чем реагировать на упреки обидчика, следует разобраться, к какому виду критики относятся его слова?
Основные виды критики 
Конструктивная критика подразумевает сплочение коллектива и совершенствование межличностных отношений. Данный вид анализа человеческих действий не подразумевает снижения самооценки человека и продуктивности его труда.
Критикующий старается преподнести информацию максимально просто и доступно для понимания, анализа и изменения сложившейся ситуации. Основной целью конструктивной критики является сплочение и усиление отношений между людьми, а также повышение уровня компетенций критикуемого человека. Данный вид критики не несет в себе задачи превосходства над критикуемым, его унижения и обиды.
Основные правила конструктивной критики
Если вы решили высказать несколько упреков близкому человеку или коллеге, следует придерживаться основных правил. Дабы не навредить отношениям и способствовать положительным изменениям в жизни человека:
В современном деловом общении подчеркивается важность конструктивной критики, так как она помогает обсуждению и решению насущных проблем. Критика может быть полезна, если человек готов правильно её воспринимать. Если критикующий объективно прав, то необходимо выполнить некоторые условия для исправления ситуации.
Первый этап – это признание критики, второй этап – размышление над способами решения проблемы, третий – исправление ошибки, четвертый – умозаключение, исключающее повторение ошибки в будущем.
Лучшей реакцией на критику будет обещание исправления ситуации. Важное правило конструктивной критики – равенство сторон критикующего и критикуемого, а также достижение совместной цели.
Деструктивная критика – это выражение своих негативных мыслей, отрицательного мнения по поводу ситуации или дела. Деструктивная критика не имеет под собой цели в виде исправления ситуации. Здесь критикующий старается задеть чувства оппонента, вывести его из стабильного состояния.
В большинстве случаев деструктивная критика применяется в случаях личной неприязни и не связана с результатом работы или конкретной ситуацией. Чаще люди прибегают к данному виду критики, преследуя низкие цели. Для деструктивной критики характерны: субъективность фактов, переход на личности, отсутствие стремления к исправлению, желание обидеть и досадить.
Независимо от вида критики любому человеку необходимо научится правильно на нее реагировать, иначе не избежать череды поражений, как в семейной жизни, так и на работе. Необходимо научиться использовать критику себе во благо, делая определенные выводы для самосовершенствования или повышения профессиональных компетенций.
Устраниться от критики не получится, любое столкновение с внешним миром несет для человека способы изменения, также посредством критики. Главное здесь – научиться правильно на нее реагировать, делая выводы для будущей жизни.
Чаще всего критика задевает людей с завышенными требованиями к себе и миру, так называемых перфекционистов. Эта категория людей стремится быть лучшими во всем и всегда, не допуская промаха и ошибки. Как правило, данная категория людей склонна прибегать к деструктивной критике окружающих людей, с целью возвышения своей личности и самоутверждения.
Также подвергаются критике и тяжело ее переносят люди с заниженной самооценкой. Любая критика, будь то конструктивная или деструктивная обидит и расстроит этих людей. Переживая из-за критики, эти люди перестают стремиться к дальнейшему самосовершенствованию.
Если вы столкнулись с ярким проявлением деструктивной критики, и упреки не объективны и скупо аргументированы, в ваших силах не воспринимать его. Следует с достоинством отстаивать право на свободу своей личности неприкосновенность к ней. Необходимо потребовать аргументирования данной критики с точки зрения оценки деятельности, а не вашей личности.
К примеру, вам сказали гадость. Поразмышляйте: зачем обижаться? Есть ли достоверность в сказанных словах? Имеют ли они отношение к вам? Вероятнее всего, это лишь выплеск отрицательных эмоций. Ведь данные эмоции были следствием чувств обиды, зависти или злости.
Если в оскорблении нет ни малейшей правды, то следует сохранять спокойствие и постараться побыстрее забыть о случившемся. Необходимо помнить, что в ваших силах не придавать значения тому, чему не так важно для вашего развития в данный момент.
Конструктивная критика очень ценна. Но необходимо правильно на нее среагировать. Именно она помогает нам расти личностным и профессиональным качествам. Важно запомнить, как нельзя реагировать на все виды критики будь то конструктивная или деструктивная критика. Первое, нельзя все отрицать, проявлять агрессию, или прибегать к игнорированию. Также не будет верным извиняться и оправдываться.
Начиная критиковать, окружающие нас люди, как правило, стремятся выказать недовольство нашими действиями. Чаще всего мы воспринимаем со страхом, так как критика грозит падением нашей независимости в глазах окружающих. Не стоит глубоко уходить в обиду. Само наличие обиды свидетельствует о заниженной самооценке и невозможности саморазвития человека.
Важно научиться самому правильно реагировать на критику и также воспитывать детей. Ребенок, неспособный к адекватной реакции, ожидающий постоянной похвалы будет пребывать в состоянии постоянной обиды на окружающий мир. Также важно научиться определять конструктивную и деструктивную критику, чтобы понимать необходимость эмоционального отклика и дальнейших действий.
Советы для родителей, как научить ребенка правильно реагировать на критику
1. Посоветуйте ребенку сохранять спокойствие, в случаях критики со стороны взрослого человека: учителя, воспитателя. Но, следует объяснить ребенку, что никто не в праве унижать его, портить личные вещи и оскорблять прикрываясь конструктивной критикой.
2. Наладьте доброжелательный контакт с ребенком, чтобы всегда знать о случаях критики со стороны других взрослых. Ребенок должен быть с вами откровенен.
3. Научите ребенка правильно отвечать обидчику, не зависимо от возраста, не оскорбляя в ответ и не опускаясь до грубостей.
4. Не следует вменять ребенку чувство вины или воспитывать перфекциониста, нацеленного на идеальный результат. Объясните, что каждый имеет право ошибиться.
Как критиковать конструктивно
Конструктивно критиковать — непростая задача. Конструктивная критика обладает определенным градусом честности и вместе с тем дипломатичности, а достичь и того и другого разом — целое искусство. В жизни тебе нередко придется высказывать свое мнение, и не всегда оно будет тем, что люди хотят услышать. Часто тебе придется критиковать других, и чтобы они сделали правильные выводы из твоих слов, улучшили себя и не обиделись, необходимо делать это правильно. Как, мы сейчас тебе расскажем.
1.Не нужно критиковать черты характера
Если хочешь, чтобы твоя критика принесла положительный результат, не надо концентрироваться на личных недостатках человека и критиковать их. Если ты начнешь разоблачать харктер оппонента, он, скорее всего, сочтет тебя предубежденным, подумает, что у тебя с ним личные счеты — и в результате останется глух к твоим словам. Лучше отделять человека от его работы, каким бы сложным делом это ни казалось.
2.Выражай свою критику уместными словами
Когда ты кого-то критикуешь, важен не только смысл твоих слов: здесь имеют значения и сами слова. Если речь идет о работе, используй профессионализмы и термины, чтобы критика оставалась конструктивной и не была слишком резкой. Более того, ты можешь смягчить свой язык, и от этого критика станет даже еще более приемлемой. Например, начинать фразу можно с «Мне кажется…» или «Я могу ошибаться, но…» — это не будет звучать так, словно ты очень раздражен и бескомпромиссен.
3.Прямо говори о фактах
4.Контролируй свои мысли и эмоции
Конструктивная и эффективная критика требует от тебя держать при себе любые проявления эмоций и не поддаваться им. То же самое относится и к заботе о чувствах твоего оппонента: с одной стороны, ты в определенной степени должен принимать во внимания его чувства. С другой стороны, чувак, ты должен понимать, что критика относится к его деятельности и, следовательно, его чувства будут задеты — и этого нельзя избежать. Однако чтобы исправить положение, улучшить дело и достичь цели, этот человек может переступить через гордость и обиду — но не слишком сильную личную обиду, бро. И, повторяю, не проявляй своих чувств, будь максимально объективен.
5.Сфокусируйся на том, что можно сделать, а не на том, чего уже не поправить
Сконцентрируйся на том, что можно неким образом улучшить. Конструктивная критика позитивна, тактична и делается по существу. Да, чувак и сам знает, что облажался и упустил возможность, он гораздо больше оценит, если ты скажешь ему, как следует поправить дело.
6.Сочувствуй
Один из самых важных советов. В то время как ты критикуешь кого-то, остановись на момент и представь себе, каково это — быть на месте человека, к которому ты обращаешься. Он, само собой, чувствует себя уязвимым; ощущает, что на него нападают — это тяжело. Делай скидку на это.
7.Делай акцент на причине критики, а не на личности, на которую она направлена
Критика — это деятельность, которая может вызвать неоднозначную реакцию. Помни, что лучше критиковать дела, чем человека: это порождает меньше контраргументов, тут меньше причин возразить. Легко возразить на критику, основанную на принципе «нравится — не нравится». Потрудись выражать свои мысли более объективно, отстраненно и приходить к заключению обоснованно.
8.Дай возможность возразить
Лучше делай паузы во время своей критической речи и давай оппоненту возможность возразить тебе. Если у человека есть возможность защититься, пусть защита и никчемна, он чувствует себя лучше: так вы всё же поддерживаете диалог. Это в любом случае лучше, чем разбивающий человека в пух и прах критический монолог. Кроме того, так ты получишь возможность быть более справедливым и будешь открыт для новой информации, а также повысишь шанс того, что к твоей критике прислушаются и сделают из нее выводы.
9.Говори всё как есть
Конструктивная критика выставит тебя в выгодном свете перед друзьями и заставит врагов уважать тебя. Когда ты критикуешь людей тактично и вместе с тем по делу, это повышает продуктивность их труда.
Что такое конструктивная критика
Человеку на протяжении всей жизни приходится общаться с большим количеством самых разных людей, начиная от членов семьи и заканчивая коллегами и начальством на работе.
От многих мы не раз слышали критику в свой адрес, однако, стоит знать, что некоторые из них критикуют вас из благих целей.
Какие бывают виды критики?
Относительно пользы можно выделить два вида критики: конструктивную и деструктивную.
Деструктивная критика, направлена исключительно на унижение одного человека другим. Она всегда необоснованна, критикующий человек, может сильно обидеть другого человека. Не всегда это делается специально, чаще всего необоснованную критику можно услышать даже от родителей, в моменты, когда их чадо окончательно вывело их из себя или от человека, которому вы просто надоели в силу определенных обстоятельств, возможно, он даже не хотел вас обидеть специально. Даже в детстве неосторожно брошенное слово может навсегда остаться в памяти ребенка. Например, мать может в приступе злобы сказать своей стройной дочери «ты слишком полная», и та непременно всю оставшуюся жизнь будет пытаться соответствовать «эталонам красоты» матери. Это тоже критика, только деструктивная.
Конструктивная критика на первый взгляд мало чем отличается от деструктивной, однако, она не несет в себе разрушительной силы. Конечно, как и в первом случае, один человек говорит не совсем приятные вещи другому, но делает это для того, чтобы тот понял свои ошибки. Об этом виде критике мы расскажем более подробно.
Отличительные особенности конструктивной критики
Чаще всего конструктивную или объективную критику можно услышать от коллег или начальника, от близких вам людей: семьи и друзей. Как правило – это люди, которые неравнодушны к жизни или работе критикуемого человека. Они не ставят своей целью, как в первом случае, унизить или оскорбить человека, а всего лишь хотят ему помочь дельным советом. Так начальник может указать на ваши ошибки, чтобы вы не совершали их в будущем.
Нередко, к только что устроившемуся работнику приставляют наставника, его задача научить нового сотрудника правильно выполнять обязанности. Если у него нет личной неприязни, то выявив какие-либо огрехи в его работе, он должен непременно о них рассказать новичку. Это и есть конструктивная критика. Давайте теперь, рассмотрим разные ситуации.
Примеры
В каких случаях не стоит критиковать?
Итак, теперь вы знаете, как правильно критиковать человека, следующий шаг — нужно разобраться, когда можно это делать. Для начала, проанализируйте свое поведение, а не поступаете ли вы также в обычной жизни. Согласитесь, странно следовать совету курящего, бросить эту вредную привычку, который сам ежедневно выкуривает полпачки сигарет.
Имейте в виду, что если вы не являетесь начальником человека, которого собираетесь критиковать, то и он не обязан принимать вашу критику и наоборот. Критика – это субъективное мнение критикующего человека, она может быть несправедливой. Кроме того, всегда стоит оценивать ситуацию правильно, насколько дело, вообще, вас касается. Вы можете раскритиковать человека, дать правильный совет, но он не обязан принимать эту информацию к сведению. Например, если ваш знакомый собирается делать в своей квартире ремонт и делится с вами планами, вы считаете, что он в чем-то неправ и рекомендуете ему поступить по-другому. В этом случае стоит иметь в виду, что у вас с другом могут быть разные вкусы, он может не прислушаться к вашему мнению.
Только на работе от своих подчиненных вы вправе требовать исполнения ваших замечаний, ведь от них зависит результат вашей работы. Однако и здесь важно уважительно общаться с собеседниками. Такое отношение будет залогом здоровой атмосферы в коллективе. Не забывайте, что они тоже люди со своим мнением и хотят, чтобы их тоже слышали.
Что касается ваших детей, конструктивная критика, конечно же, должна быть по отношению к ним, однако, стоит иметь в виду, им необходимо формировать собственный жизненный опыт. Поэтому, если вы заранее знаете, что негативный результат будет минимальным, не стоит их критиковать, дайте им возможность «наступить на свои грабли». Вы всегда должны мысленно продумывать ситуацию, главное, чтобы был положительный результат – это и есть смысл конструктивной критики.
Бывает ли критика конструктивной?
Почему так развита критика?
Потому что мы с самого раннего детства привыкаем, что мы не совершенны, и нужно совершенствовать себя, чтобы достичь некоего идеала.
Нам постоянно показывают эти «идеалы». Это девочка, которая лучше других учится, это успешный бизнесмен, это женщина, ухаживающая за своей красотой.
И все бы хорошо, если бы не подмена понятий. Критика не стимулирует нас становиться лучше. Она заставляет чувствовать себя плохо, ничтожно и недостойно.
Для защиты самоуважения начинают формироваться токсичные процессы в психике. Одна часть человека нападает на другую, «несовершенную» его часть. Несовершенная часть страдает и сопротивляется. Повлиять на это нельзя, потому что это психика, там не удастся рулить руками. Но вот заметить последствия психологических травм вполне можно.
Привычное, тем не менее, оказывается в корне неверным и токсичным.
Необходимо сохранить достоинство и самоуважение человека. Это можно достичь принятием.
Когда мы научимся принимать себя, считая себя достойными просто по факту рождения, мы научимся ставить задачи, если хотим что-то реализовать. И эти задачи не будут включать токсичную внутреннюю цепочку: сравнения себя с кем-то, нападки на себя, защиты от нападок. В конечном итоге не остается сил ни на какие достижения. Все силы ушли на сравнения и защиты от них.
Итак, бывает ли критика конструктивной? Я бы ставила по-другому вопрос: а когда она бывает уместной?
Очевидно, что оценка и критика уместны там, где учатся. Вы чему-то учитесь, и вас обучают мастерству, тренируя и оттачивая ваши навыки. Это институты для взрослых. Не для детей.
Дети очень чувствительны к оценке и обесцениванию. Они не могут защититься от сравнений, унижений и критики. Их самоощущение себя деформируется. Они учатся токсичному обращению с собой и с близкими людьми.
Автор: Вероника Хлебникова.
Психология | Psychology
8K поста 43.8K подписчиков
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
— непроверенную и/или антинаучную информацию;
— информацию без доказательств.
Либо я ничего не понял, либо автор путает тёплое с мягким. Например:
что только поругав себя или ребенка
Повлиять на это нельзя, потому что это психика, там не удастся рулить руками.
Я даже не знаю, как это комментировать.
Что я тоже что прочитал, короче.
Школе хорошо бы избавиться от оценок.
Что делать взрослому человеку, которого критикуют на работе, критикуют в отношениях, критикуют, в конце концов, на пикабушечке — но не имеет подобного опыта в детстве?
Охуенно, твой, допустим, ребёнок эпично накосячил, ты выдвигаешь критику его работы, где что не так и надо исправить, а оказывается, у него сразу начинают формироваться токсичные процессы в психике для защиты самоуважения.
Автор совсем хлебушек?
Но как же так? Вроде бы это полезно, но при этом, имеет и негативные черты. Как это может совмещаться? Да никак. Дело в том, что критика, как я писал выше, это инструмент, в руках хирурга. Как скальпель. Скальпелем хирург способен спасти жизнь пациенту, так же, как и способен лишить пациента этой жизни. Всё зависит от умений использовать этот инструмент и от мотивов самого «хирурга» (человека, который критикует).
А есть люди, которые используют критику, как позитивное явление. Учитель/тренер/кумир/родитель, будет критиковать своего протеже/ученика/ребёнка, чтобы показать ему, что еще есть к чему стремиться. Чтобы показать, что ему это не безразлично. Что он искренне желает, чтобы его протеже/ученик/ребёнок стал более совершённым в этой сфере. Чтобы придать ему сил и желания, для того, чтобы идти дальше.
Используя критику, важно понимать, чтобы использовать этот инструмент, необходимо обладать авторитетом, для этого человека. Не важно, кем является сам критик. Он может быть Вашим другом или же президентом Вашего государства. Независимо от его статуса, авторитет зависит сугубо от субьективного восприятия каждого человека. Один и тот же человек, в одном и том же статусе и положении, может как являться, так и не являться авторитетом, для разных людей. Это может зависеть от множества факторов. Уважения, общих интересов, знаний в определённой области и т.д.
Прошу прощения за стену текста. Сугубо личное мнение.
ЖизньЧто такое конструктивная критика и почему она так редко встречается
Тактичные замечания — как единорог: все о них слышали, но никто не видел
интернет и, в частности, соцсети, подарили нам уникальную дискуссионную площадку, где у каждого есть свое мнение — и, конечно, всегда кто-то неправ. Умножьте это на анонимность и безнаказанность, а также на уверенность, что любое слово и действие в публичном пространстве по умолчанию могут, а то и обязаны быть подвергнуты обсуждению, осуждению и осмеянию. В итоге мы ежедневно наблюдаем вокруг облако нелестных ремарок и элементарного хамства из уст людей, которые, кажется, совсем не думают об уместности или эффекте своих слов. Проще всего отмахнуться от них со встречной агрессией, но из чужих замечаний можно извлечь и пользу — конечно, если критика будет конструктивной. Это магическое заклинание мы слышали не раз, и самое время разобраться — возможна ли конструктивная критика вообще и почему так важно научиться критиковать правильно, не задевая чувства другого человека.
Почему нас так задевает критика?
Данные исследований говорят, что, как ни странно, похвала необязательно приводит к положительным результатам, а критика — к отрицательным. Дуглас Стоун и Шила Хин, авторы книги «Thanks for the Feedback: The Science and Art of Receiving Feedback Well», работающие над проектом Harvard Negotiation Project, считают, что нам непросто воспринимать любой отзыв на нашу работу — как положительный, так и отрицательный, — так как он затрагивает сразу несколько важных для нас моментов: с одной стороны, наше стремление к саморазвитию, с другой — желание быть принятыми и уважаемыми другими.
И всё же на критику мы, как правило, реагируем острее, чем на похвалу. Клиффорд Насс, профессор теории коммуникации Стэнфордского университета говорит, что негативные события (к которым относится и критика) мы практически всегда запоминаем сильнее и более подробно. Причиной этого может быть эволюция — в ходе неё мы научились быстрее и сильнее реагировать на отрицательные раздражители: в дикой среде они часто означают смертельную угрозу, поэтому вовремя обращать на них внимание было важно для выживания. Сейчас наша жизнь изменилась, но на негативные события мы реагируем по-прежнему сильно.
Ещё одна причина, по которой критика вызывает так много эмоций и переживаний, — новизна опыта. Учёные говорят, что мы сильнее реагируем на новые и непривычные раздражители. В культуре, где нормой считается вежливое одобрение (пусть зачастую лишь формальное), открытая и прямая критика воспринимается нами как нечто необычное и новое — поэтому и производит большее впечатление.
В чём польза критики?
Вопреки распространённому мнению, критика — важный инструмент, который помогает нам становиться лучше и работать над ошибками. Конструктивная критика — обязательный элемент рабочих отношений; важна она и в отношениях с партнёром, друзьями и близкими: без умения обсуждать то, что вас не устраивает, невозможно построить крепкую связь.
Спокойное отношение к критике помогает нам принимать более смелые и неочевидные решения и учит тому, что наши действия и наша работа необязательно будут нравиться всем без исключения. Мы не можем оценить результат своего труда или свою идею со стороны. Конструктивная критика помогает определить слабые места в работе и понять, что может сделать её лучше. Очевидно, что если у проекта или идеи есть серьёзный недостаток, лучше услышать замечание (пусть и не очень приятное, главное — конструктивное), которое поможет его исправить, чем ложное заверение в том, что всё идеально.
«Критика в принципе один из главных и, при определённых условиях, продуктивных инструментов развития общества и человеческих отношений. Когда нас критикуют, мы учимся не утверждаться единолично в своём мнении, позиции, а открываться миру других, взаимодействовать с ними на уровне взаимного рационального понимания», — говорит Татьяна Вайзер, преподаватель философии и этики Liberal Arts РАНХиГС.
Когда уместно критиковать?
Критиковать стоит в том случае, если ваше замечание направлено на то, чтобы помочь человеку, а не унизить и оскорбить его или просто указать на его недостатки. Принято считать, что если человек показывает свою работу или выкладывает её в интернет, он должен быть готов выслушать любое замечание и с благодарностью принять всё, что ему скажут. Это не так: даже если вы видите в работе другого человека недостатки, подумайте — являетесь ли вы целевой аудиторией проекта (в противном случае ваше замечание не имеет такого веса, как вам кажется), действительно ли эти недостатки имеют такое большое значение, или что-то просто не соответствует вашим предпочтениям и ожиданиям?
«Право критиковать появляется, когда продукт деятельности критикуемого напрямую связан с вами и вашей жизнью, — говорит врач-психотерапевт Екатерина Сигитова, автор знаменитого мануала «Как правильно критиковать». — Так бывает в семье и отношениях, при совместной работе, при преподавании. Также критиковать можно, если именно вам предстоит иметь дело с последствиями чужих „косяков“. Критика во всех остальных случаях — свободный выбор критикующего».
Важная черта конструктивной критики — уместность замечания (то есть человек действительно должен хотеть услышать ваше мнение) и чёткое понимание того, что оно действительно принесёт другому человеку пользу, а не просто расстроит его. Это касается и комментариев по поводу внешности — глупо и самонадеянно ожидать, что человек бросится менять себя в угоду вашему вкусу. «Имеет смысл критиковать и там, где отсутствие критики может привести к плачевным последствиям. Например, когда издаётся очевидно несправедливый закон, или когда другой человек ведет себя неэтично по отношению к вам или другому члену общества, — отмечает Татьяна Вайзер. — Но и в данном случае важно помнить, что для того, чтобы ваш оппонент воспринял вашу критику, она должна удовлетворять основным требованиям коммуникативной и социальной этики. Она должна быть направлена на несправедливое действие или позицию, а не на человека, взывать к разделяемому чувству справедливости или взаимоуважения, предполагать ответную реакцию и использовать максимально уважительный язык коммуникации».
Что делает критику конструктивной?
Важно оговориться, что далеко не всё, что мы привыкли считать конструктивной критикой, на самом деле ею является. Конструктивная критика — это в первую очередь дружелюбный, уместный и уважительный отзыв о работе или действиях другого человека. Она не подразумевает перехода на личности, выплёскивания негативных эмоций и самоутверждения за счёт другого, а также не должна задевать самооценку другого человека — всё это не имеет к критике никакого отношения.
«Конструктивной критику делает позиция „плечом к плечу“. Фокус здесь не на том, чтобы ранить, продемонстрировать превосходство, высмеять — а на реальной помощи, — говорит Екатерина Сигитова. — В России этот подход непопулярен, во-первых, из-за жёстких условий, в которых выросли не только мы, но и целые поколения наших родителей. Много лет считалось, что исправление недостатков первостепенно и в воспитании детей, и в жизни взрослых. Похвала и поддержка не считались важными, ими пренебрегали все, от семей до государства. Неудивительно, что критика оказывает на нас такое влияние и мы усвоили подобное положение вещей как норму. Во-вторых, у нас очень нарциссичная, агрессивная и конкурентная культура, поэтому критика чаще всего используется как способ доминирования, демонстрации силы и почёсывания эго».
Татьяна Вайзер отмечает, что конструктивной критику делает следование минимальным этическим требованиям: «Во-первых, следует критиковать там, где это уместно, то есть предполагая, что адресат критики воспримет вас адекватно и сможет поддержать разговор на достойном уровне. Сам факт обнаружения некоего недостатка в другом — ещё не повод для критики». Она также говорит, что нужно хорошо знать и понимать предмет критики: для этого нужно попытаться разобраться, как устроено то, что вам не нравится, показать оппоненту, что вы понимаете его. По её мнению, перед тем как начинать критиковать, нужно отметить все достоинства, а лучший вид критики — вопросы, открытые для дискутирования. Критиковать нужно, тщательно продумывая свои аргументы, а не эмоционально реагируя на слова или личные качества оппонента. «Наконец, критиковать нужно с максимальным уважением к оппоненту. Не переносить недостаток на самого человека в целом, использовать принятые в обществах с развитой культурой критики риторические формулы. Вы имеете право отказаться выслушивать критику от человека, указав ему на использование недопустимого в ваш адрес языка», — подытоживает Татьяна Вайзер.
Что мы ошибочно принимаем за критику?
Высказывая критические замечания, мы, как правило, не стремимся к тому, чтобы наша критика была конструктивной. Нередко мы и вовсе не думаем о том, чтобы помочь другому — вместо этого мы говорим о своих мыслях, предпочтениях и вкусах или выплёскиваем на собеседника негативные эмоции. Конструктивная критика должна быть уместной и своевременной — непрошеные уничижительные замечания и язвительные комментарии не принесут вашему собеседнику никакой пользы.
«Мы не заботимся о конструктивности. Нас этому никто не учил, о душевном равновесии людей не принято беспокоиться. Зато буквально с молоком матери мы усваиваем, что любое вторгающееся, задевающее и оценочное высказывание должно быть выслушано и принято к сведению. Именно так толкует само слово „критика“ большинство россиян», — говорит Екатерина Сигитова.
«В России культура конструктивной бытовой критики, к сожалению, практически не развита, — считает Татьяна Вайзер. — Комментарии в интернете часто носят агрессивный, уничижительный характер. Критика идейных оппонентов на политических ток-шоу в медиа походит либо на бессмысленный крик всех против всех, либо на бойцовские раунды, которые ставят своей целью уничтожить оппонента. Даже в научных кругах, где критика, казалось бы, должна быть основным инструментом продуктивной коммуникации, отдельные герметичные научные сообщества могут использовать критику как инструмент разделения „своих“ и „чужих“ и дискриминации последних, а не как способ совместного поиска истины».
С чего начать, если вы хотите критиковать конструктивно?
О том, как правильно высказывать критические замечания, мы подробнее расскажем в следующем материале, но есть несколько общих правил. Екатерина Сигитова советует перед тем, как критиковать другого человека, сосчитать до десяти и попытаться понять свои мотивы. «Если они связаны с помощью критикуемому, хорошо. Если они больше о вас, но при этом предмет критики напрямую не влияет на вашу жизнь — лучше промолчать», — отмечает она.
Не стоит превращать ваше замечание в обвинительный монолог: критика — это в первую очередь одна из форм коммуникации. Ваши замечания всегда должны быть уважительными и дружелюбными. Екатерина Сигитова считает основным правилом конструктивной критики «правило бутерброда»: «Помещайте свои замечания между двух положительных высказываний: сначала похвалить, потом покритиковать, в завершение снова похвалить». Важно понимать, что критика — это навык, которому можно и нужно научиться, было бы желание.
Иллюстрации: Катя Дорохина