Конструктивного праксиса что это

Как правильно развивать конструктивный праксис и зачем?

Важную роль для развития ребенка и его подготовки к обучению в школе, в частности усвоению букв и цифр играет конструктивный праксис. В ходе конструирования ребенок создает новый объект с помощью предметов окружающего мира. При этом он учится планировать предстоящую работу, анализировать и контролировать свои действия, делать выводы, исправлять ошибки.

На занятиях у меня 4х летний мальчик, очень подвижный и эмоциональный ребенок, которому никак не давалось выполнить задание по инструкции до конца. Мы могли сидеть на коврике, погруженные в процесс сортировки картинок с овощами и фруктами, как вдруг, в один момент, он резко срывался с места, переворачивал все карточки и искал себе новое развлечение. И где уж тут соблюдать правило, что прежде, чем начать новую игру, нужно убрать предыдущую?

Был у этого парня любимый персонаж – человек-паук. Удивительно, насколько устойчивым был этот интерес у этого, активного мальчика с переменчивым настроением. Человек-паук и любые паукообразные вызывали у него дикий восторг, и я решила попробовать использовать этот интерес для включения его в конструктивную деятельность. Получить видимый и ощутимый результат своей деятельности, а если это еще и любимый объект – мощнейший стимул для развития.

На одном из занятий мы достали тесто для лепки, начали его разминать, пробовать катать шарики и «колбаски» и вот, отдельные ничего не значащие части вдруг сложились в целого паука! Это сопровождалось невероятной эмоцией радости, удивления. Глаза у мальчика загорелись, он захотел сделать еще одного паука сам. И, конечно, он не мог оставить эту работу недоделанной, обычные 3 минуты его целенаправленной деятельности превратились во все 10 минут. На следующих занятиях мы воспроизводили этот опыт ещё, так у паука появлялись друзья: червячок, бабочка, цветок. А после того, как результат был достигнут, мы разбирали паука и его друзей обратно в коробочки для того, чтобы сложить их вновь на следующем занятии.

Таким образом, конструктивная деятельность способствует развитию целенаправленности и устойчивости в деятельности, способности планировать предстоящую работу, анализировать и контролировать свои действия. А кроме того, развить мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, пространственную ориентировку. А в возрасте 5-7 лет позволит сформировать и закрепить зрительный образ букв и цифр.

Для развития конструктивного праксиса подойдут:

Ошибки при письме и чтении часто сопровождаются затруднениями в конструировании и рисовании. При выполнении заданий ребенок упрощает фигуры, нарушает пространственное расположение элементов, изменяет количество элементов по сравнению с образцом.

Автор статьи: нейропсихолог Ольга Карташова

© « Центр коррекции речи Анны Белик »

Вся опубликованная на сайте информация предоставлена для общего ознакомления. Для консультации обратитесь к нашим специалистам

Источник

Формирование праксиса и диспраксия у детей

Диспраксия у детей (диспраксия развития) – это несформированность произвольных предметных движений и действий при сохранном интеллекте. Если мы говорим про взрослых, то аналогичное нарушение, возникшее после инсульта или черепно-мозговой травмы называется апраксия (это утрата уже сформированного навыка).

Этапы развития двигательной сферы у детей:

Таким образом, в основе праксиса, то есть произвольных движений, лежит восприятие и сенсорная интеграция.

С 2 лет уже можно говорить о формировании первичного праксиса. По мнению доктора психологических наук, профессора Т.Г. Визель, мануальный, пальцевый праксис можно оценивать с 2.5 лет. Оральный праксис – с 3 лет. Артикуляторный – с 4 лет.

Виды нарушений двигательной сферы у детей:

Также можно выделить диспраксии по видам деятельности: конструктивная, графомоторная, диспраксия выражения эмоций, диспраксия еды и т.д., но это уже частные случаи.

Виды диспраксии по локализации:

Рекомендации родителям при диспраксии у детей

Диспраксия – это нарушение формирования навыков. Тренируя конкретный навык, будь то произнесение звуков или езда на велосипеде, диспраксия не устраняется. Но формировать жизненно важные навыки необходимо, а также важно преодолевать психологическую установку неуспешности у ребенка. Родителям нужно многократно повторять действия вместе с ребенком, ободряя его и снимая фокус внимания с самого действия, чтобы не акцентировать внимание на том, что не получается. Не ругать и не сравнивать с другими.

Также важно формировать предпосылки к формированию праксиса, заниматься видами активности, которые приводят в порядок «нижние уровни» организации моторной сферы (ствол — вестибулярные ядра – мозжечок — кора).

Примеры занятий: ортоковрики, полусферы, различные балансиры, прыгуны, беговел, батут, игры с мячом, «классики», «жмурки», «догонялки», методика занятий с кинезиологическими мешочками и мячиками BAL-A-VIS X, бассейн, коньки, ролики, ЛФК, АФК, кинезиология, логоритмика, барабаны, игры на подражание движениям («зеркало», «попробуй, повтори»), действия по устной инструкции (сложное действие дробить на части и проговаривать пошагово, как в игре «Робот», сложные можно в виде квеста), развитие новых способов использования игрушек и вещей.

Запишитесь на консультацию нейропсихолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

Источник

Диспраксия у детей: симптомы, виды и коррекция

Праксис («движение») – это высшая психическая функция, которая формируется в контакте с окружающим миром. Она служит инструментом для осуществления целенаправленной деятельности. Взять со стола карандаш, завязать шнурки, сложить кубики, написать слово в тетрадке – все это было бы недоступно при нарушенном или несформированном праксисе.

Конструктивного праксиса что это. Смотреть фото Конструктивного праксиса что это. Смотреть картинку Конструктивного праксиса что это. Картинка про Конструктивного праксиса что это. Фото Конструктивного праксиса что это

Что такое диспраксия

Диспраксия – это нарушение формирования у детей возможности построения целенаправленных двигательных актов при нормальном мышечном тонусе, отсутствии параличей и прочих отклонений.

Об этом нарушении стало известно в начале прошлого столетия. Изначально оно называлось «синдромом неуклюжего ребенка» и это действительно так: у таких детей буквально все валится из рук, они очень неуклюжи и часто падают на ровном месте. При этом это не просто «неуклюжесть», а невозможность интеграции между движением и мыслительными функциями.

Изначально этот диагноз употреблялся исключительно в неврологии. Но чем больше изучалось это нарушение, тем больше появлялось оснований рассматривать его с точки зрения нейропсихологии и логопедии (если речь идет об артикуляционной диспраксии).

Конструктивного праксиса что это. Смотреть фото Конструктивного праксиса что это. Смотреть картинку Конструктивного праксиса что это. Картинка про Конструктивного праксиса что это. Фото Конструктивного праксиса что это

Основные причины

Различные формы диспраксии диагностируются у детей в возрасте 3-6 лет, при этом чаще всего этому нарушению подвержены мальчики. Часто присутствуют сопутствующие расстройства письма, речи, гиперактивность и т.д. При этом важно понимать, что такой ребенок не является умственно отсталым, если нарушение не сочетается с заболеваниями ЦНС и педагогической запущенностью. Интеллект развивается на том же уровне, что и у других детей, либо даже на более высоком уровне.

Диспраксия у детей может быть первичной или вторичной. В первом случае причины нарушения не связаны с невропатологическими нарушениями. В случае вторичной диспраксии она является следствием ДЦП, черепно-мозговой травмы, различных патологий нервной системы и т.д.

Среди возможных причин диспраксии в детском возрасте можно выделить:

В основе данного нарушения лежит не повреждение, а именно недоразвитие связей между нейронами. По этой причине нервный импульс, который возникает в коре головного мозга, не находит путь к двигательному аппарату.

Источник

Статья на тему «Конструктивный праксис»

Конструктивный праксис у детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольное детство ученые называют уникальным периодом в развитии человека. Именно в это время у ребенка происходит интенсивное развитие мышления. Малыш открывает для себя мир новых знаний, у него пробуждается любознательность, интерес к познанию окружающей действительности; он учится выделять главное, находить скрытые связи, обобщать свои наблюдения. Этот период в жизни ребенка важен еще и потому, что у него (ребенка) начинают формироваться личностные качества: самостоятельность, творчество, коммуникативность, компетентность.

Здесь очень важно правильно организовать руководство детской деятельностью со стороны взрослых, ибо именно оно оказывает самое благоприятное влияние на трудовое воспитание дошкольников. Педагогу, прежде всего, следует помнить, что формирование навыков конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста будет более успешным, если:

будет разработана система обучения конструированию детей дошкольного возраста с учетом их возрастных особенностей;

в процессе обучения используются различные формы, методы и приемы обучения в зависимости от вида конструирования;

будут созданы условия для самостоятельной конструктивной деятельности детей с различными материалами

будет определена значимость конечного результата, способы и последовательность его достижения.

При этом большое значение имеет и эмоциональная окрашенность детской деятельности, в процессе которой ребенок свободно может использовать различные материалы, создавать оригинальные образы. Особенно интересным делает конструирование его связь с другой творческой деятельностью (игры, инсценирование, кукольный театр). Потребность в такой деятельности у детей становится ярко выраженной

Ученые иногда называют конструктивную деятельность детей строительной игрой. Дело в том, что занятие дошкольников конструированием носит характер ролевой игры, потому что в процессе создания постройки или конструкции дети вступают в игровые отношения: определяют обязанности каждого участника, выполняют те или иные роли (строителя, бригадира, мастера и т.п.).

В зависимости от того, из какого материала маленькие творцы создают свои конструкции и постройки, занятия конструктивной деятельностью разделяют на виды:

конструирование из природных материалов

конструирование из бумаги, картона, катушек, коробок и других подручных материалов

конструирование из строительных материалов

Каждый из видов конструирования имеет свои достоинства, поэтому следует сочетать их в образовательной работе с детьми на протяжении всего дошкольного периода. При организации любого вида конструирования необходимо разумное комбинирование обучающего воздействия педагога и самостоятельности, творчества детей.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель располагает значительно большими возможностями, чем в предшествующих группах, так как дети этого возраста приобрели уже некоторый опыт.

Перед старшими дошкольниками мы более отчетливо ставим задачу приучения их к предварительному обдумыванию процесса предстоящей деятельности: что буду строить, каков будет размер постройки, какой понадобится материал и т.п. Умение зрительно представить будущую постройку, привлечь живые наблюдения для осуществления своего замысла, является чрезвычайно ценным качеством конструктивной и мыслительной деятельности детей этого возраста .

На занятиях со старшими дошкольниками можно использовать следующие формы организации обучения конструированию:

Конструирование по образцу. Детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов; поделок из бумаги и т.п. Воспитатель показывает способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Сначала детей учат построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам.

Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций («птицы», «город» и т.п.), и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме – актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику.

При выборе методов и форм организации работы педагог должен помнить, что основная цель обучения конструированию заключается не в том, чтобы научить ребенка делать ту или иную поделку, а в том, чтобы развивать мышление ребенка, его нравственные качества, эстетические чувства.

Сформированность конструктивной деятельности определяет уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у ребенка. Именно поэтому такое серьезное значение имеет конструирование в детском саду.

Таким образом, формирование конструктивной деятельности — важный этап в психическом развитии ребенка.

Венгер, Л. А. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 11. – С. 32-38

Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.

Давидчук, А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1976. – 790 с.

Дошкольная педагогика : Учебное пособие / Л.В. Трубайчук, С.Д. Кириенко, С.В. Проняева. – Челябинск, ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2010. – 290 с.

Источник

Клиническое исследование праксиса у взрослых пациентов

Конструктивного праксиса что это. Смотреть фото Конструктивного праксиса что это. Смотреть картинку Конструктивного праксиса что это. Картинка про Конструктивного праксиса что это. Фото Конструктивного праксиса что это

Как мы знаем, праксис является способностью выполнять последовательные комплексы осознанных произвольных движений и совершать целенаправленные действия. Представляем простые методики клинического исследования праксиса для взрослых пациентов.

Апраксия – утрата навыков, приобретённых в процессе жизни без выраженных признаков центрального пареза или нарушений координации. Виды апраксии дифференцируются в зависимости от локализации очага поражения.

Кинетический праксис

Моторная (кинетическая, эфферентная) апраксия проявляется именно нарушениями последовательности переключения движений и расстройством формирования двигательных звеньев, создающих основу двигательных навыков. Для моторной апраксии характерно расстройство плавности движений (эффект «застревания» на отдельных фрагментах выполняемого движения). Такие признаки наблюдаются при очаге в нижних отделах премоторной области лобных долей (у правшей – левой и наоборот).

Что делаем:

Просим пациента выполнить тест «кулак-ребро-ладонь». Дотронуться до поверхности стола сначала сжатым кулаком, ребром ладони и положить ладонь на стол, выпрямив пальцы. Просим ускорить темп выполнения теста. Пациент с поражением премоторной области лобной доли испытывает затруднения при выполнении такого задания.

Кинестетический праксис

Идеомоторная (кинестетическая, афферентная) апраксия возникает при дисфункции нижней теменной дольки в области надкраевой извилины. Рука не получает афферентных сигналов обратной связи, что проявляется неспособностью выполнить тонкие движения.

Кинестетическая апраксия выявляется при выполнении простых движений с реальными предметами или при имитации таких действий.

Что делаем:

Просим пациента показать, как пользоваться молотком, зажигать спичку, наливать воду в стакан или любые другие действия с предметами обихода.

Пространственный праксис

Конструктивная (пространственная апраксия, апрактогнозия) апраксия, которая проявляется нарушением координации совместных движений рук, затруднением при выполнении пространственно-ориентированных действий (например, заправить кровать, одеться). Четкой разницы при выполнении таких движений с закрытыми или открытыми глазами не наблюдается. К данному типу расстройств относится конструктивная апраксия, проявляющаяся и в трудности конструирования целого из его частей.

Пространственная апраксия возникает при локализации очага в зоне стыка теменной, височной и затылочной областей (в зоне угловой извилины теменной доли), коры полушарий головного мозга. При поражении именно этой зоны ухудшается синтез зрительной, вестибулярной и кинестетической информации, тем самым затрудняется анализ координат функционирования всего организма.

Что делаем:

Просим пациента нарисовать трёхмерную фигуру (например, куб) или срисовать предложенную геометрическую фигуру. У пациентов с конструктивной апраксией данные упражнения вызывают сложности.

Регуляторный праксис

Регуляторная («префронтальная», идеаторная) апраксия включает нарушения произвольной регуляции деятельности, непосредственно касающейся двигательной сферы. Она проявляется в нарушении выполнении сложных движений, включающих выполнение серии простых действий (простые действия при этом могут выполняться пациентом правильно). Наибольшие сложности возникают, когда пациенту предлагается имитировать действия с отсутствующими предметами, тогда как с ними пациент выполняет все действия корректно. Начиная выполнять действие, пациент переключается на случайные операции, застревая на фрагментах начатой деятельности.

Регуляторная апраксия возникает при поражении префронтальной коры лобной доли доминантного полушария.

Что делаем:

Просим пациента открыть тюбик зубной пасты, выдавить столбик зубной пасты на зубную щётку и завинтить колпачок тюбика; просим показать, как размешивать сахар в стакане ложкой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *