Консульские услуги что это
Чем отличается консульство от посольства?
Отправились за границу, и внезапно возникли серьезные проблемы? Как поступить и к кому обратиться? Одни говорят идти в посольство, другие советуют — в консульство. Хорошо, если и то, и другое в одном городе или даже в одном месте. А если нет? Разберемся, куда направиться простому человеку на территории иностранного государства за правовой помощью. Стоит лишь понять, чем отличается консульство от посольства.
Чем отличается консульство от посольства
Посольство – это орган, который учреждает одно государство на территории другого. Оно является дипломатическим представительством. Основная цель деятельности посольства – дипломатические отношения двух стран, политические вопросы между ними, подписание международных договоров, ведение переговоров, урегулирование разногласий между странами от имени своей страны и оповещение своего правительства о политической обстановке.
Возглавляет посольство чрезвычайный и полномочный посол. Посольство в каждой стране только одно. Уникальность каждого посольства в том, что его территория является суверенной территорией той страны, которая учредила этот орган. Не смотря на то, что находится все это в другом государстве.
Это также и существенное отличие консульства от посольства. Но консульство может работать при посольстве, как отдел, а значит на территории своего родного суверенного государства. Так чем же отличатся консульство от посольства?
Консульство – это учреждение, которое также, как и посольство, находится на территории иностранного государства. Но обладает оно иными функциями. Консульство призвано решать вопросы по защите прав и интересов не только страны, но и граждан, и юридических лиц за рубежом. Путь в консульство заказан для тек, кто приехал заграницу и попал в затруднительное положение, ищет правовой помощи или решения других гражданских вопросов.
Отличие консульства от посольства
Работа консульства не такая высокая по статусу и глобальная, как у посольства. Консульство в основном занимается документами, помогает каждому отдельному человеку или фирме в работе с другой страной. Консульство имеет важное значение для отдельных людей — вот в чем отличие консульство от посольства.
Глав консульских учреждений делят по классам: генеральные консулы, консулы, вице-консулы, консульские агенты.
Консульства могут быть отдельными учреждениями или же подчиняться посольству, как консульский отдел. Отличается посольство от консульства тем, что если дипломатические отношения в двух странах не поддерживаются, посольства в них не учреждаются. А вот консульство может работать, в некоторых случаях даже может выполнять задачи посольства. Но и консульские учреждения открывают только с согласия страны пребывания.
Консульские учреждения подразделяются по классам: генеральные консульства, консульства, вице-консульства, консульские агентства. Их открываются по решению правительства страны-учредителя. Должны быть также международные договора с принимаемой страной. Правительство также определяет, а принимающая страна одобряет местонахождение консульского учреждения, его класс и консульский округ.
Консульство и посольство — различия в местоположении
В столицах стран, где располагаются иностранные посольства, чаще всего консульства работают как отделы при посольствах. Консульское учреждение возглавляет полномочный посол иностранного государства.
Для работы консульских учреждений отводят консульские округа. Это территория, на которую распространяются консульские функции. На территории консульского округа могут работать канцелярии и отделения консульского учреждения по согласию с принимающей страной.
Если кратко определить, что именно создает различие консульства и посольства, то важно следующее. Политические вопросы решаются в столицах, поэтому посольство открывается именно в столице. Потребность в консульстве появляется, если необходимо обслуживать большое количество граждан, которые живут по всей стране. Поэтому консульских учреждений в иностранном государстве может быть несколько.
Чтобы окончательно понять различия между посольством и консульством, мы приводим список основных функций консульства. Они помогут вам сориентироваться в сложной ситуации, будучи за границей.
Мы идем в консульство, если необходимо:
Консульства ведут учет граждан своей страны, временно пребывающих или постоянно проживающих на территории консульского округа, решать вопросы гражданства или исполнять решения по вопросам гражданства.
Могут появляться и другие функции в рамках международных договоров или внутреннему законодательству.
Что не зависит от посольства или консульства
Довольно часто, когда требуется апостиль на документы, люди обращаются в посольство или в консульство. Однако, эти учреждения не ставят апостиль. Апостиль для легализации документов надо ставить на родине этих документов. Если же родина не присоединилась к Гаагской конвенции 1961 года, то надо сделать консульскую легализацию, и, опять же, только в стране, где выдали документ.
Именно поэтому французам не стоит идти за апостилем в Генеральное консульство Франции в Санкт-Петербурге. И Россия и Французская Республика присоединились к упомянутой конвенции, т.е. на документ надо ставить апостиль. Но ставить его нужно во Франции для французских документов.
Если же одна из стран (страна выдачи документов или принимающая страна) не присоединилась к Гаагской конвенции 1961 года, то потребуется консульская легализация. Вот тогда то и направляемся за завершающим заверением в консульство принимающей страны. В этом случае различия между посольством и консульством стираются, т.к. обслуживание проводит консульский отдел посольства.
Так, например, в консульстве Канады в России могут провести процедуру консульской легализации для документов РФ или другой страны и наоборот.
Консульские услуги что это
Статья 5. Консульские функции
1. Под консульскими функциями понимаются полномочия консульских учреждений и консульских отделов дипломатических представительств Российской Федерации по защите прав и интересов Российской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц за пределами Российской Федерации.
2. К консульским функциям относятся:
1) рассмотрение вопросов гражданства Российской Федерации и исполнение решений по вопросам гражданства Российской Федерации в рамках полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
3) осуществление учета граждан Российской Федерации, временно находящихся или постоянно проживающих на территории консульского округа;
4) принятие мер по охране прав и законных интересов граждан Российской Федерации, находящихся под арестом, заключенных в тюрьму, взятых под стражу либо задержанных, а также мер по розыску пропавших без вести на территории консульского округа граждан Российской Федерации;
5) оказание содействия гражданам Российской Федерации, находящимся на территории консульского округа, в реализации их избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации;
6) государственная регистрация актов гражданского состояния;
7) совершение нотариальных действий;
8) консульская легализация иностранных официальных документов, предназначенных для представления на территории Российской Федерации;
9) истребование документов, касающихся прав и интересов граждан и юридических лиц;
10) принятие мер по охране прав и законных интересов находящихся на территории консульского округа граждан Российской Федерации, над которыми требуется установить опеку или попечительство;
11) оказание необходимого содействия судам, плавающим под Государственным флагом Российской Федерации, военным кораблям и военно-вспомогательным судам Российской Федерации, воздушным судам, средствам подвижного состава автомобильного и железнодорожного транспорта, зарегистрированным или учтенным в Российской Федерации, а также членам их экипажей (бригад), находящимся на территории консульского округа;
12) принятие мер в области санитарной, фитосанитарной и ветеринарной защиты;
13) принятие мер по учету, обеспечению сохранности и благоустройству российских воинских и гражданских захоронений, установленных на них памятников, памятных знаков и других мемориальных сооружений, находящихся в пределах консульского округа.
3. Международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные консульские функции.
Консульские функции
Консульские функции — это полномочия консульских учреждений и консульских отделов дипломатических представительств по защите в государстве пребывания прав и интересов представляемого государства и его граждан (физических и юридических лиц).
Консульские функции весьма разнообразны и по мере развития международных отношений их объем и характер претерпел серьезные изменения. Консулы были лишены права исполнять политические, т. е. дипломатические функции, когда широкое распространение получили постоянные посольства – дипломатические представительства. Главы дипломатических представительств стали единственными представителями глав государств. В период расцвета абсолютной монархии и формирования новой концепции суверенитета, в соответствии с которой положения внутреннего законодательства распространяются на каждого человека на территории государства, консулы были лишены существенной части своих иммунитетов и консульской юрисдикции.
В период бурного экономического подъема XIX и XX веков, развития морских и воздушных сообщений, роста объемов международной торговли консулы вновь стали играть важную роль. Дальнейший прогресс в международных отношениях привел к значительному увеличению туризма и экономической миграции, а также к расширению культурного сотрудничества. В консульские обязанности вошли выдача паспортов и виз; сбор сведений о торговле, промышленности и науке государства пребывания; регистрация рождений, браков и смертей; продвижение культурных, экономических и научных достижений представляемого государства. Таким образом, на консулов возложено множество функций, которые в ином случае должны были бы выполняться различными внутригосударственными органами.
После Второй мировой войны наблюдается тенденция к дублированию функций консульских и дипломатических служб. Распространенной практикой стало выполнение дипломатическими представителями консульских функций и выполнение консульскими должностными лицами дипломатических обязанностей. Таким образом, главная дипломатическая функция – защита интересов направляющего государства возлагается также и на консульские учреждения. Данная функция играет особо важную роль в государствах, между которыми не установлены дипломатические отношения.
Прежде чем приступить к исполнению своих обязанностей, главы консульских учреждений получают одобрение принимающего государства посредством разрешения, называемого экзекватурой. Для предоставления экзекватуры обычно не требуется проведение предварительных консультаций по кандидатуре. Однако в случае почетных консулов, которые как правило являются гражданами принимающего государства, такое предварительное согласие необходимо из-за возможной проблемы «двойной лояльности». Объем функций почетных консулов определяется представляемым государством и на практике значительно уже, чем у штатных.
Исчерпывающего перечня консульских функций не существует. Они содержатся в положениях кодифицированных международных договоров (например, Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. [Венская конвенция 1963 г.]), двусторонних консульских договорах и иных международных соглашениях, нормах международного обычного права и, что особенно важно, во внутригосударственных постановлениях, консульских уставах, регламентах, инструкциях. Консулы в принципе могут выполнять любые функции, возложенные на них представляемым государством, при условии, что выполнение этих функций не запрещается законами и правилами государства пребывания или не вызывает возражений государства пребывания (ст. 5 (m) Венской конвенции 1963 г.). Таким образом, состав и содержание консульских функции в основном определяется национальным законодательством и можно составить только их приблизительный перечень.
Консульские функции по защите прав и интересов граждан
Право государства оказывать помощь и содействие гражданам за пределами своих границ стало общепризнанным принципом международного права еще задолго до заключения Венской конвенции 1963 г.
Граждане, находящиеся за рубежом, имеют право встречаться с консулом своего государства и получать от него необходимые сведения или советы. Это право становится особенно актуальным в случае ареста или задержания на территории иностранного государства. Венская конвенция 1963 г. обязывает компетентные власти «безотлагательно» уведомлять консульское учреждение о таком факте (ст. 36 (1) (b)). Консулы проверяют причины ареста и принимают необходимые меры, чтобы связаться с задержанным, его семьей, адвокатом или переводчиком.
Консульские функции включают защиту интересов гражданина в случае преемства «mortis causa». Консулы также могут оказывать помощь своим соотечественникам в обеспечении их прав, гарантированных законодательством государства пребывания, таких как получение стипендий, алиментов, пенсий и прочих социальных выплат.
В случае смерти гражданина консулы помогают организовать транспортировку тела на родину. В критических ситуациях, например, при утрате имущества или отсутствии денежных средств для возвращения, консульские учреждения оказывают финансовую помощь.
Консулы также защищают интересы несовершеннолетних и других недееспособных лиц. Они имеют право назначать опекунов или попечителей для этих лиц. Согласно ст. 37 Венской конвенции 1963 г. принимающее государство обязано «безотлагательно уведомить компетентное консульское учреждение о любом случае, когда назначение опекуна или попечителя отвечает интересам несовершеннолетнего или другого лица, не обладающего полной дееспособностью и являющегося гражданином представляемого государства».
Ненадлежащее выполнение консульских функций консулом государства-участника Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ЕКПЧ) представляет собой нарушение ЕКПЧ. Согласно интерпретации ЕКПЧ, право на надлежащую консульскую защиту следует рассматривать как одно из прав человека, гарантированных ЕКПЧ, даже если консул выполняет свои функции в государстве, не являющемся участником ЕКПЧ.
Консульские функции административного характера
Консульские учреждения отвечают за прием заявлений на получение гражданства и выход из него, а также за выдачу свидетельств о гражданстве. Двусторонними соглашениями данный вопрос не регулируются, поскольку гражданство является предметом внутреннего законодательства.
Консульские учреждения, в соответствии с положениями национального законодательства, могут в обязательном либо добровольном порядке ставить на консульский учет граждан, постоянно или временно проживающих в их консульском округе. Постановка на консульский учет может быть предварительным условием для предоставления гражданам консульской защиты и необходима для обеспечения их безопасности.
Консульские функции включают выдачу паспортов и проездных документов гражданам представляемого государства и виз или соответствующих документов лицам, желающим поехать в представляемое государство. В исключительных случаях некоторые консульские договоры разрешают выдачу паспортов не только гражданам, но и иностранцам и лицам без гражданства. Компетенция по выдаче виз конкретизирована в двусторонних соглашениях и внутреннем законодательстве. В некоторых случаях консулы имеют право вносить изменения в паспорта и визы или аннулировать их.
Еще одной административной функцией консулов является регистрация актов гражданского состояния. Компетенции консульских учреждений в отношении регистрации и расторжения браков определяется в соответствии с полномочиями, данными направляющим государством, и не должны противоречить законам и правилам принимающего государства. Консулы также ведут регистрацию рождений и смертей граждан представляемого государства.
Консульские функции юридического характера
Консульские функции юридического характера тесно связаны с консульской защитой граждан представляемого государства, особенно в случае их задержания, ареста или лишения свободы на территории государства пребывания.
Консул, действуя в соответствии с межгосударственными соглашениями и законами государства пребывания, имеет право передавать судебные и несудебных документы или исполнять судебные поручения от властей представляемого государства, брать присяги и свидетельские показания от граждан представляемого государства, а также опрашивать их в качестве сторон, свидетелей или экспертов в судебном процессе (см. также Консульская юрисдикция).
Консульские функции нотариального характера
Объем нотариальных функций консула зависит от двусторонних соглашений и от роли нотариусов в правовой системе представляемого государства. Согласно большинству консульских договоров, консулы имеют право составлять и удостоверять доверенности, договоры, акты, завещания граждан представляемого государства. В консульские функции может также входить легализация документов, заверение подлинности переводов и т. п.
Документы, составленные, легализованные или заверенные консульским должностным лицом и не противоречащие законодательству государства пребывания, имеют такую же юридическую силу, что и документы, составленные, легализованные или заверенные компетентными органами государства пребывания.
Консульские функции в отношении судов, воздушных судов и членов их экипажей
Одной из старейших и важнейших консульских функций является оказание помощи судам представляемого государства и членам экипажа этих судов во время их нахождения в порту, внутренних водах или территориальном море государства пребывания. Функции консула не ограничиваются только правовой защитой судов и их экипажа, но также включают решение судебных, административных, налоговых и санитарных вопросов.
Консулы обеспечивают соблюдение обязательств, налагаемых на суда представляемым государством, и поддерживают дисциплину на борту во избежание вмешательства портовых властей. Консул имеет право разрешать споры между капитаном и другими членами экипаж. Как правило, юрисдикция властей государства в отношении судов значительно уже, нежели их юрисдикция в отношении иностранцев на своей территории.
Правила, касающиеся судов, с соответствующими изменениями применяются и к воздушным судам.
Консульские функции по защите прав и интересов представляемого государства
Защита интересов государства означает, прежде всего, защиту интересов, вытекающих из международных обязательств государства пребывания. Консулы наблюдают за выполнением международных договоров и при необходимости сообщают о проблемах властям государства пребывания, а также дипломатическому представительству и министерству иностранных дел представляемого государства.
Консулы собирают любую информацию, которая может иметь отношение к представляемому государству и его гражданам. Такая практика не должна нарушать какие-либо международные обязательства или законы и правила государства пребывания. В частности, не допускается шпионаж в какой-либо форме или вмешательство во внутренние дела принимающего государства. Основное внимание при сборе сведений уделяется изменениям внутреннего законодательства государства пребывания и соглашениям, заключаемым ими с третьими государствами.
Консульские функции включают, в частности, «содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между представляемым государством и государством пребывания, а также содействие развитию дружественных отношений между ними» (ст. 5 (b) Венской конвенции 1963 г.). Эта функция заключается в предоставлении сведений о направляющем государстве властям, организациям и гражданам государства пребывания через местные средства массовой информации, организации культурных выставок и торговых ярмарок, поддержке программ обмена опытом между учеными и т. п. Почетные консулы как граждане принимающего государства могут играть особую роль в укреплении экономических связей. Их знания о практических аспектах местной экономической ситуации иногда совершенно необходимы подданным представляемого государства, стремящимся наладить торгово-экономические взаимоотношения.
Кто защищает нас за границей
И чего ждать от Родины, когда на чужбине что-то пошло не так
Почти в каждом иностранном государстве есть маленький кусочек России — это посольство.
Многие уверены, что если за границей случится какая-то беда, нужно срочно бежать в посольство: там встретят, выслушают, помогут решить проблемы и вернуться на родину, еще и денег с собой дадут.
Наверное, так когда-нибудь будет в прекрасной России будущего. Но сейчас все работает несколько иначе.
Зачем нужны посольства (дипломатия для самых маленьких)
Россия хочет, чтобы в мире ее уважали, а страны-соседи с ней дружили и торговали. Для этого у нее есть специальные люди — дипломаты. Они разъезжаются в разные части света, открывают там свои офисы и начинают общаться с представителями других стран как бы от лица России.
Еще дипломаты следят за тем, чтобы другие государства учитывали российские интересы и не нарушали права проживающих за границей россиян.
Если интересы России или права ее граждан как-то ущемляются, посольство начинает писать и звонить во все местные инстанции, чтобы узнать, в чем дело. И власти иностранного государства не могут просто так отмахнуться от требований посольства, иначе вся Россия может на них обидеться.
Венская конвенция о дипломатических сношениях: кто такие дипломаты, зачем они нужны и какие у них есть права
Какие права есть у россиянина за границей
Когда россиянин пересекает границу России, он становится иностранцем и на него начинают распространяться законы другой страны. Если россиянин нарушит закон в иностранном государстве, с ним будут разбираться в соответствии с нормами этой страны. Даже если там законы совсем не такие, как в России, и гражданин стал нарушителем по незнанию.
Например, в России за оскорбления или агрессивные жесты в общественном месте можно отделаться простым разговором с полицией, а вот в Австрии за такое без лишних слов оштрафуют на крупную сумму или дадут 3 месяца тюрьмы. В каких-то странах строгий сухой закон или нельзя ходить в шортах выше колен, а где-то привезенные из России лекарства могут признать наркотиками и дать пожизненное.
В то же время у гражданина России есть права, нарушать которые не может никто и нигде: это право на свободу и личную неприкосновенность, право на справедливый суд и защиту законом наравне с местными жителями. Еще россиянин за границей не должен подвергаться произвольному аресту, задержанию или изгнанию.
Вот именно за соблюдением этих прав и следят российские дипломаты.
Чем посольство может помочь
В Конституции РФ написано, что Россия гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Что именно понимается под «защитой и покровительством», нигде не конкретизировано.
Из-за такой размытой формулировки россияне за границей ждут от посольства радушия и гостеприимства: например, что дипломаты заставят полицейских искать карманника, который украл все деньги российского туриста, или добьются, чтобы отель предоставил тот номер, который обещал при бронировании, или оплатят лечение, если угодил в больницу.
Но по сути посольство России в иностранном государстве — это такое же госучреждение, как районная поликлиника или отделение полиции. Когда случаются неприятности, мы идем туда, чтобы нам оказали госуслугу: вылечили, дали справку для бассейна, поговорили с шумными соседями или стали искать карманника, который украл сумку с деньгами. Но никто не ждет, что полицейские напоят чаем или пустят переночевать. Хотя это совсем не значит, что такого вообще не может быть. Везде же люди.
Общий порядок работы посольства прописан в административных регламентах Министерства иностранных дел России: там указано, что и как должны делать дипломаты. Рассмотрим наиболее частые проблемы россиян за границей и то, как в их решении может помочь российское посольство.
Потеря или порча документов
Это специальный бланк, который сотрудники посольства заполняют на русском и английском языках. Он подтверждает, что его предъявитель — гражданин России, следующий на родину.
В некоторых странах по СНВ россиянина беспрепятственно пропустят через границу, даже если для въезда требовалась виза. В других государствах правила строже, поэтому понадобится оформить дополнительные документы, разрешающие выезд без паспорта. Не забудьте узнать в посольстве, что вам делать после получения свидетельства.
дает СНВ на то, чтобы покинуть территорию иностранного государства и вернуться в Россию
Чтобы получить свидетельство на возвращение, нужно прийти в посольство или ближайшее консульство России за границей и написать заявление. Прошение о выдаче СНВ можно подать и на сайте Консульского департамента МИД России, но получать свидетельство все равно придется лично, в консульстве.
Если предоставить в посольство все нужные документы, свидетельство оформят максимум за 2 рабочих дня. На практике СНВ часто выдают в день обращения, особенно если у человека есть билеты на обратный рейс и самолет вот-вот улетит в Россию.
Если документов и свидетелей нет, посольству придется направлять запрос по месту жительства заявителя, и процесс может затянуться до 27 дней.
Обращение за медицинской помощью
Если за границей россиянину потребуется помощь врача, нужно напрямую обращаться в местные медицинские учреждения. Скорее всего, услуги иностранных врачей будут платными, и нести эти расходы придется самому пострадавшему или его родственникам — так написано в законе о выезде и въезде на территорию России.
От больших финансовых потерь в таких ситуациях может спасти страховка для выезжающих за рубеж — оформлять ее советует МИД России.
Что такое туристическая страховка и зачем она нужна, мы уже подробно писали в отдельной статье.
Если россиянин попал в иностранную больницу и ситуация серьезная, посольство должно немедленно предупредить родственников и страховую компанию, если с ней заключен договор. Еще дипломаты могут помочь при общении с иностранными медиками, если иначе пациента не хотят лечить по страховке. Но постоянно сидеть у кровати больного и выступать бесплатными переводчиками они вряд ли станут.
Тот же порядок распространяется и на репатриацию — так называется возвращение тела или праха погибшего россиянина на родину для захоронения. Все в той же статье закона говорится, что расходы на транспортировку останков покрываются либо за счет страховки умершего, либо оплачиваются его родственниками. Российские дипломаты лишь помогают с правильным и максимально быстрым оформлением всех документов, требующихся для перевозки гроба с телом через границу.
Но иногда происходят ситуации, не описанные в законах и регламентах, и посольству приходится импровизировать.
В практике знакомого дипломата был такой случай: российский турист отдыхал на горнолыжном курорте и получил тяжелую травму позвоночника. Местные медики оказали ему всю необходимую первую помощь, а затраты покрыла страховка. Но авиакомпания, которой летел этот человек, теперь отказывалась сажать его на обратный рейс, потому что не хотела отвечать за его состояние во время полета. Медицинская транспортировка на специальном самолете стоила огромных денег, и страховка ее не покрыла бы.
После долгих переговоров посольство все же убедило авиакомпанию взять россиянина на рейс — в сопровождении врача и под личную ответственность дипломатов.
Арест или тюремное заключение
Самая сложная ситуация — когда гражданина России за границей обвиняют в нарушении местных законов и берут под стражу. По международным нормам иностранная полиция должна сразу же сообщать в посольство России о любом задержанном россиянине, чтобы дипломаты могли встретиться с ним и узнать, что случилось.
Но так бывает не всегда. Иногда на россиян пытаются оказать давление: помещают в камеру, допрашивают и даже подсовывают на подпись какие-то бумажки, а потом основывают обвинения против них на «чистосердечном признании».
В таких случаях нужно повторять одну-единственную фразу:
«Я буду говорить только в присутствии российского консула».
Требовать встречи с сотрудником посольства можно даже по-русски: на большинстве языков слово «консул» понятно и без перевода. Ни в коем случае не нужно оказывать сопротивления, грубить или провоцировать иностранных силовиков на агрессивные действия. И главное — нельзя ничего подписывать.
Рано или поздно консула к задержанному россиянину пустят, и тогда нужно подробно рассказать ему все, что произошло: кто задерживал, кто допрашивал, чего хотели, насколько вежливо разговаривали, в каких условиях держали. Консул все зафиксирует, а потом посольство России направит официальный протест правительству иностранного государства. Порой этого бывает достаточно, чтобы россиянина отпустили с извинениями.
Когда обвинения против россиянина обоснованы, а дело дошло до суда, возможности посольства ограничены. Дипломаты обязаны соблюдать законы государства, в котором находятся, и не вмешиваться в работу правосудия, иначе их просто вышлют на родину. Поэтому, если начался суд, дипломаты могут лишь найти хорошего адвоката и следить за тем, чтобы судебное заседание шло в рамках закона. Платить за адвоката придется самому задержанному или его родственникам.
Если россиянина признают виновным и приговорят к тюремному сроку, дипломаты обязаны время от времени навещать его и обеспечивать минимальным набором средств для «комфортного» пребывания в месте заключения, например: зубной щеткой, книгами на русском языке, посылками и письмами от родных.
Обычно дипломаты стараются не довести дело до тюремного заключения и убеждают местные власти ограничиться депортацией нарушителя. Часто им идут навстречу, ведь никому не выгодно, когда россиянин томится в зарубежной тюрьме и проедает деньги иностранных налогоплательщиков.
Принцип взаимности
Дипломаты очень любят решать вопросы по так называемому принципу взаимности. Если очень упрощенно, это значит: «как ты со мной, так и я с тобой».
Каждая страна суверенна, то есть может делать все, что захочет, тем более внутри своих границ. Но если где-то систематически нарушаются права российских граждан — например, их задерживают по надуманным обвинениям, а потом не дают встретиться с российскими дипломатами, — Россия может обидеться и так же поступать с гражданами этой страны. Иногда это приводит к международным скандалам, разрыву дипломатических отношений и даже к вооруженным конфликтам.
Но если это не целенаправленная политика иностранного государства, а просто глупость или злой умысел конкретных полицейских, задержавших россиянина, тогда одно только требование вызвать консула может сделать их гораздо вежливее и внимательнее. Никто же не хочет на пустом месте стать виновником международного конфликта.
За границей без средств к существованию
Если россиянин по каким-то причинам оказался за границей совсем без денег, посольство даст ему возможность связаться со знакомыми в России, чтобы те смогли перевести ему необходимую сумму. В большинстве случаев помощь посольства на этом заканчивается.
Но есть и исключительные случаи, когда дипломаты могут оплатить россиянину жилье и питание, купить средства первой необходимости и даже обратный билет на родину. Так будет, если человек заявит, что находится в бедственном положении, из-за чего его жизни угрожает опасность, — и сможет это доказать.
Для рассмотрения каждого такого случая в посольстве собирается специальная комиссия, которая изучает все обстоятельства и решает, нужно ли предпринимать экстренные действия. При этом заявителю придется подробно рассказать комиссии, как он попал в страну, что с ним случилось и почему ни родственники, ни знакомые, ни соседи не могут помочь ему вернуться на родину. Еще он должен убедить дипломатов, что есть прямая угроза его жизни, которая может быть устранена, только если он немедленно вернется в Россию.
Если комиссия решит, что экстренная помощь необходима, дипломаты снимут заявителю самое дешевое жилье, купят немного еды, средства личной гигиены и минимум одежды, а также оплатят обратный билет на родину — по минимальному тарифу перевозчика.
Родные пропали без вести за границей
Бывают случаи, когда россияне едут на отдых в иностранное государство и исчезают там без следа, — порой некому даже написать заявление в местную полицию. Если родственники начали беспокоиться, они могут попросить помощи у российских дипломатов.
Для этого нужно обратиться в представительство МИД России по месту жительства: в Москве — в Консульский департамент, в регионах — в территориальные представительства МИД России. Можно прийти лично и написать заявление либо направить обращение по электронной почте, указав паспортные данные пропавшего человека и максимально точные сведения о том, где он был перед исчезновением.
В Консульский департамент можно обратиться и когда вам кажется, что посольство или конкретный дипломат не хотят помогать в решении вашей проблемы
Поэтому, когда отправляетесь в зарубежную поездку, лучше подстрахуйтесь и оставьте родным копию загранпаспорта, а также подробно расскажите им о предстоящем маршруте и дате возвращения в Россию.
Если потребуется организовать поиски россиянина, дипломаты из посольства, конечно, не будут сами бегать с фонариками и искать пропавшего. Их главные инструменты — официальные запросы и звонки в компетентные органы иностранного государства. Но даже эти действия часто приносят ощутимую пользу: местные власти не могут просто так отмахнуться от просьб дипломатов и спустить дело на тормозах, иначе будут последствия — все по тому же принципу взаимности.
Стихийные бедствия, войны, революции
В 2012 году я поехал изучать арабский язык и восточную культуру в Ливан. Спустя две недели недалеко от дома, где я жил, произошел теракт: взорвали какого-то генерала, а вместе с ним целую жилую улицу. Следующие несколько дней весь город гудел: одни люди жгли покрышки, другие строили баррикады, на улицы вывели военную технику, начались перестрелки.
Я решил позвонить в посольство и спросить, что происходит, — может, началась революция или очередная война с Израилем. В посольстве ответили, что по телефону мне ничего говорить не будут: мол, вдруг я какой-нибудь провокатор.
Еще мне сказали, что если я чувствую угрозу своей безопасности, то могу на время укрыться на территории посольства, а там уже решат, что со мной делать. Вот только идти до посольства мне пришлось бы через блокпосты военных и баррикады мятежников. Гораздо безопаснее оказалось добраться до аэропорта, поэтому я купил обратный билет и вернулся в Россию.
Сейчас для чрезвычайных ситуаций в Министерстве иностранных дел РФ есть специальная структура — департамент Ситуационно-кризисный центр. Он координирует действия посольств и других российских ведомств в случаях, когда жизням граждан России за границей угрожает опасность: например, помогает укрыться в ближайшем посольстве, быстро получить последние сведения об обстановке в стране или узнать, где будет точка сбора, если принято решение об эвакуации россиян из зоны бедствия.
Для экстренной связи с ДСКЦ разработали мобильное приложение «Зарубежный помощник», его можно скачать на сайте МИД России.
После установки приложение попросит ввести данные загранпаспорта и номер телефона. Если зарегистрировать маршрут будущей поездки, то при возникновении опасных ситуаций на телефон придут оповещения. Эта информация также постоянно публикуется в Твиттере Ситуационно-кризисного центра.
Главная функция «Зарубежного помощника» — экстренная связь с российскими дипломатами. В этом случае приложение отследит координаты звонящего и направит их в ближайшее посольство, а те — местным властям, если россиянину угрожает опасность.