Консультация для родителей что такое общее недоразвитие речи
Консультация для родителей «Общее недоразвитие речи (ОНР) — что это такое?». Часть 1
Консультация для родителей «Общее недоразвитие речи (ОНР) – что это такое?». Часть 1
В настоящее время одной из актуальных проблем речевого развития детей
дошкольного возраста является наличие речевого расстройства, объединяющегося под названием общее недоразвитие речи.
Общее недоразвитие речи – это форма речевого расстройства, при котором нарушено развитие всех компонентов речевой системы у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, при котором не сформированы компоненты языковой системы, а именно:
— Нарушение развития связной речи.
Поэтому, коррекционную работу необходимо вести именно по этим областям.
Для речи таких детей характерны следующие признаки:
-более позднее начало речи (первые слова появляются в 3-4, а иногда и в 5 лет);
-экспрессивная речь отстает от импрессивной (ребенок понимает обращенную к нему речь, но сам не может озвучить свои мысли);
-дети неправильно согласуют различные части речи между собой, не используют в речи предлоги, затрудняются в словообразовании;
-у детей с ОНР нарушено произношение нескольких или всех групп звуков;
-речь детей с общим недоразвитием речи малопонятна.
Выделяют четыре уровня ОНР:
1 уровень — у детей полностью отсутствует речь, их словарный запас состоит из «лепетных» слов, звукоподражаний, мимики и жестов;
2 уровень — к «лепетным» выражениям добавляется искаженные, однако достаточно понятные общеупотребительные слова. При этом у детей заметно нарушена слоговая структура, а произносительные возможности отстают от возрастной нормы;
3 уровень — уже появляется развернутая речь, ребенок может произносить целые фразы, однако присутствуют нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического характера. Свободное общение с окружающими затруднено, дети могут вступать в контакт только в присутствии близких людей, которые вносят пояснения в их речь;
4 уровень — наблюдается отсутствие нарушений звукопроизношения, но при этом дети имеют не внятную дикцию, часто путают местами слога и звуки. Не первый взгляд эти недостатки кажутся несущественными, но в итоге затрудняют у ребенка процесс обучения чтению и письму.
Причины возникновения ОНР:
1. Инфекции и интоксикации во время беременности.
2. Родовые травмы: быстрые роды, стимуляция родов, асфиксия.
3. Заболевания центральной нервной системы впервые годы жизни
4. Травмы головы и черепа.
5. Неблагоприятная наследственность.
6. Неблагоприятные социально-бытовые условия: недостаточное внимание
к речи ребенка, двуязычие.
Коррекция речи у детей с ОНР.
Общее недоразвитие речи относится к тяжелым нарушениям речи.
Коррекционная работа в дошкольных учреждениях проводится комплексно в течение двух лет по адаптированной коррекционно-развивающей программе.
Рабочая программа разрабатывается в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”. Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, а так же в соответствие с целями и задачами образовательной программы учреждения.
В зависимости от периода обучения, учитель-логопед проводит индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения,
занятия по формированию лексико-грамматического строя, формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте, а также по развитию связной речи. Занятия проводятся два, три раза в неделю.
Родителям надо помнить, что данное речевое нарушение отрицательно влияет на развитие нервно-психической и познавательной деятельности, поэтому часто у детей с ОНР наблюдается задержка темпа психического развития, что проявляется в незрелости высших психических функций, к тому же дефицит речевых средств создает проблемы и при адаптации детей в начале школьного периода. Поэтому необходимо своевременно обратиться к специалистам (невролог, логопед).
Коррекционно-развивающая работа по преодолению ОНР – очень длительный и трудоемкий процесс, требующий терпения и кропотливости, который должен начинаться, как можно раньше.
«А небо над Ситцевой Страной такое разное». Консультация для педагогов. Часть 3 «Как сделать фон» «Скажи, скажи, художник, Какого цвета дождик, Какого цвета вечер, Какого цвета ветер.» А действительно, какого цвета ветер? Вот ветер,.
Консультация для родителей «Что такое коронавирус?» Коронавирусы – это семейство вирусов, которые преимущественно поражают животных, но и передаются человеку. Обычно заболевания, вызванные.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Что такое хорошо, а что такое плохо!» Цель: • систематизировать знания детей о правилах хорошего и вежливого поведения, • дать представление о специфических сторонах общения.
Консультация для родителей «Что такое осень?» Консультация для родителей «Что такое осень?». Осень, переходный сезон, в это время природа очень быстро меняет. Сначала появляются яркие.
Консультация для родителей «Что такое родительская похвала?» ХВАЛИТ- ЗНАЧИТ ЛЮБИТ! «Как я рада, что ты у меня родился, такой хороший!»- хочет (и должен) слышать каждый ребенок, чтобы нормально расти.
Консультация для родителей ясельной группы «Что такое мяч?» Мяч – это самая любимая игрушка всех детей всех поколений, занимающая особое место в развитии действий руки. Первые игры с мячом бесценны.
Консультация для родителей «Как гармонизировать общее эмоциональное состояние ребенка» Эмоциональное ощущение мира ребенком мы часто можем видеть в детских работах (рисунках, аппликации, лепке). Если ребенок спокоен и счастлив,.
Консультация для родителей, педагогов «Что такое православная сказка?» Сказки – это важная часть жизни ребёнка, но любят их и взрослые. Через волшебный и удивительный мир православных сказок дети могут познать.
Консультация для родителей «Что такое ОНР?»
Инна Савина
Консультация для родителей «Что такое ОНР?»
Консультация для родителей
Очень часто многие родители замечают у своих детей только нарушение звукопроизношения и не видят необходимости переводить своего ребенка в специализированную логопедическую группу. Зачастую, это только верхушка айсберга, и коррекция речевого дефекта невозможна в полном объеме в условиях общеобразовательной группы детского сада.
В нашем детском саду работают две логопедические группы для детей с логопедическим заключением ОНР. Подробнее остановлюсь на этом речевом нарушении. Что такое общее недоразвитие речи (ОНР?
Иногда, когда ребенок имеет проблемы с речью, врачи ставят такой диагноз: ОНР. Что это такое и как именно проявляется мы и рассмотрим подробно в данной статье. В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Из них больше половины детей имеют логопедическое заключение ОНР.
Общее недоразвитие речи – это форма речевого расстройства, при котором нарушено развитие всех компонентов речевой системы у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, при котором не сформированы компоненты языковой системы, а именно:
• Нарушение развития связной речи.
Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности центральной нервной системы (иногда легко выраженной, неблагоприятного социального окружения в периоды активного развития речи.
Диагноз ОНР выставляют ребенку только после трех лет, так как лишь к этому периоду должны сформироваться основные компоненты речи. До того, как ребенок достигнет этого возраста правильнее рассматривать задержку речевого развития.
Для речи таких детей характерны следующие признаки:
-более позднее начало речи (первые слова появляются в 3-4, а иногда и в 5 лет);
— ребенок понимает обращенную к нему речь, но сам не может озвучить свои мысли;
-дети неправильно согласуют различные части речи между собой, не используют в речи предлоги, затрудняются в словообразовании;
-у детей с ОНР нарушено произношение нескольких или всех групп звуков;
-речь детей с общим недоразвитием речи малопонятна.
Поэтому, коррекционную работу необходимо вести именно по этим областям:
То-то-то-до; Са-са-за-са и т. д.
Например: игра «Назови одним словом»:
• яблоко, апельсин, банан, груша – это фрукты.
• шкаф, диван, кресло, кровать – это мебель и т. д.
Игра «Какой, какая, какие?»:
• Солнышко (какое) – яркое, тёплое, жёлтое и т. д.
• День (какой) – пасмурный, солнечный ….
3) Развиваем связную речь (умение отвечать полным ответом, составлять предложения и говорить предложениями, вести диалог) – для этого необходимо читать и пересказывать сказки, рассказы; придумывать предложения по предметным картинкам, наполняя их словами прилагательными, наречиями, числительными; составлять предложения и рассказы по серии сюжетных картинок, по план-схемам. Поначалу необходимо задавать ребёнку наводящие вопросы и требовать от него не односложного, а полного ответа.
Уже появляется развернутая речь, ребенок может произносить целые фразы, однако присутствуют нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического характера («это моя папа», «много деревц» вместо «много деревьев»). Словарный запас ребенка наполнен, но он может не знать редко употребляемые или путает близкие по значению слова. Нарушение слоговой структуры слова проявляется в трудностях при произнесении слов со сложным слоговым составом (милиционер, мотоциклист, аттракцион);
Наблюдается отсутствие нарушений звукопроизношения, но при этом дети имеют не внятную дикцию, часто путают местами слоги и звуки. Не первый взгляд эти недостатки кажутся несущественными, но в итоге затрудняют у ребенка процесс обучения чтению и письму.
Коррекция речи у детей с ОНР.
Общее недоразвитие речи относится к тяжелым нарушениям речи. И исправить это нарушение самостоятельно невозможно. Родителям надо помнить, что данное речевое нарушение отрицательно влияет на развитие нервно-психической и познавательной деятельности, поэтому часто у детей с ОНР наблюдается задержка темпа психического развития, что проявляется в незрелости высших психических функций, к тому же дефицит речевых средств создает проблемы и при адаптации детей в начале школьного периода. Поэтому необходимо своевременно обратиться к специалистам (невролог, логопед) и нельзя пренебрегать той коррекционной помощью, которую они оказывают детям с ОНР еще в дошкольном возрасте.
Но ряд недостатков возможно исправить и в домашних условиях. Можно беседовать с ребенком обо всем на прогулке, дома, в гостях, задавайте ребенку открытые вопросы, которые потребуют от него довольно развернутого ответа: вместо вопроса: «Тебе понравилось на дне рождении?» спросите: «Что (кто) тебе больше понравился на дне рождении? Почему?». Уделите внимание и имеющимся в речи ребенка ошибкам. Конечно, в семье обычно поправляют ребнка, когда он неправильно произносит тот или иной звук, слово, но иногда делают это с насмешкой или раздражением. К исправлению речевых ошибок надо подходить весьма осторожно. Ни в коем случае не ругайте малыша за его плохую речь и не требуйте от него немедленного верного повтора трудного для него слова. Такие методы приводят к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово, лучше дать образец его произношения.
Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, предложите ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа, ответить, что изображено на картинке. В том случае если ребенок допустит ошибки, не следует его перебивать, предоставьте ему возможность закончить высказывание, а затем уже исправьте его ошибки
Консультация для родителей «Что такое математика?» Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом.
Консультация для родителей «Что такое адаптация?» Что такое адаптация? Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке. В данном случае – это привыкание малыша.
Консультация для родителей «Что такое диафильм?» Что такое диафильм? В современном мире, где все компьютезированно, незаслуженно ушли в прошлое диафильмы и фильмоскопы (диапроекторы, а.
Консультация для родителей «Что такое ГТО?» «Зачем нужно ГТО в дошкольном возрасте?» Историческая справка. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) носит.
Консультация для родителей «Что такое истерика?» Редкая мама может похвастаться тем, что у ее малыша никогда не было истерики. Ученые утверждают, что около 90% родителей сталкиваются с.
Консультация для родителей «Что такое осень» Что же и как можно сделать, чтоб прогулка осенняя стала для ребенка интересной и полезной. Что можно придумать, чтоб занять ребенка на прогулке.
Консультация для родителей «Что такое сенсорика?» «Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать в раннем возрасте?» Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это развитие.
Консультация для родителей «Что такое ОНР?»
Консультация для родителей
Очень часто многие родители замечают у своих детей только нарушение звукопроизношения и не видят необходимости переводить своего ребенка в специализированную логопедическую группу. Зачастую, это только верхушка айсберга, и коррекция речевого дефекта невозможна в полном объеме в условиях общеобразовательной группы детского сада.
В нашем детском саду работают две логопедические группы для детей с логопедическим заключением ОНР. Подробнее остановлюсь на этом речевом нарушении.
Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?
Под термином (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Для речи таких детей характерны следующие признаки:
-более позднее начало речи (первые слова появляются в 3-4, а иногда и в 5 лет);
-экспрессивная речь отстает от импрессивной (ребенок понимает обращенную к нему речь, но сам не может озвучить свои мысли);
-дети неправильно согласуют различные части речи между собой, не используют в речи предлоги, затрудняются в словообразовании;
-у детей с ОНР нарушено произношение нескольких или всех групп звуков;
-речь детей с общим недоразвитием речи малопонятна.
Выделяют четыре уровня ОНР
1 уровень — у детей полностью отсутствует речь, их словарный запас состоит из «лепетных» слов, звукоподражаний, мимики и жестов;
2 уровень — к «лепетным» выражениям добавляется искаженные, однако достаточно понятные общеупотребительные слова. При этом у детей заметно нарушена слоговая структура, а произносительные возможности отстают от возрастной нормы;
3 уровень — уже появляется развернутая речь, ребенок может произносить целые фразы, однако присутствуют нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического характера. Свободное общение с окружающими затруднено, дети могут вступать в контакт только в присутствии близких людей, которые вносят пояснения в их речь;
4 уровень — наблюдается отсутствие нарушений звукопроизношения, но при этом дети имеют не внятную дикцию, часто путают местами слоги и звуки. На первый взгляд эти недостатки кажутся несущественными, но в итоге затрудняют у ребенка процесс обучения чтению и письму.
Причины общего недоразвития речи.
Среди причин общего недоразвития речи выделяют разнообразные факторы как биологического, так и социального характера. К биологическим факторам относят: инфекции или интоксикации матери во время беременности, несовместимость крови матери и плода по резус- фактору или групповой принадлежности, поражение плода во время беременности (вызванное инфекцией, интоксикацией, кислородным голоданием), послеродовые заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребёнка.
Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с недостаточным общением со взрослыми в периоды активного развития речи. Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения.
Коррекция речи у детей с ОНР.
Общее недоразвитие речи относится к тяжелым нарушениям речи. И исправить это нарушение самостоятельно невозможно. Для таких детей создаются специальные логопедические группы, в которые дети зачисляются на два года. Коррекционная работа проводится комплексно. В зависимости от периода обучения, учитель-логопед ежедневно проводит групповые и подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматического строя, формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте, а также по развитию связной речи. Два раза в неделю с каждым ребенком проводятся индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения.
В вечернее время воспитатели проводят коррекционную работу по заданию логопеда, с целью закрепления новых знаний, умений, навыков.
При необходимости, наблюдение осуществляет врач-невролог.
Один раз в неделю учитель-логопед задает домашнее задание для повторения пройденного материала.
Такая структура коррекционной работы позволяет максимально исправить речевое нарушение и сформировать полноценную гармоничную личность.
Консультация для родителей «Общее недоразвитие речи (ОНР)»
Ерина Ирина
Консультация для родителей «Общее недоразвитие речи (ОНР)»
При данном виде расстройства
страдают все компоненты речевой системы:
звуковой стороны (фонетики): нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия;
смысловой стороны (лексика, грамматика): бедный словарь, мало обобщений, синонимов, антонимов и т. д., ошибки словоизменения и словообразования, трудности согласования слов;
плохое развитие связной речи – умения рассказывать и пере-сказывать.
Для детей с ОНР характерно:
Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4 годам, фразовая речь из двух слов к 5 годам;
Речь полна аграмматизмов (неправильных форм и вариантов слов) и недостаточно фонетически оформлена;
Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
Речь детей с ОНР малопонятна.
Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает па-мять, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции.
Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений; общей, тонкой и речевой моторики.
В анамнезе детей с ОНР часто выявляется внутриутробная гипоксия, резус-конфликт, родовые травмы, асфиксия; в раннем детстве –черепно-мозговые травмы, частые инфекции, хронические заболевания. Неблагоприятная речевая среда, дефицит внимания и общения еще больше тормозят течение речевого развития.
С учетом степени ОНР выделяют 4 уровня речевого развития:
• 2 уровень речевого развития – начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма.
• 3 уровень речевого развития – появление развернутой фразовой речи с не-доразвитием ее звуковой и смысловой сторон.
• 4 уровень речевого развития – остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
Основной формой обучения в дошкольных образовательных учреждениях компен-сирующего вида для детей данной категории являются логопедические занятия, на которых осуществляется развитие языковой системы.
Содержание логопедических занятий определяется задачами коррекционного обучения детей:
развитие понимания речи;
активизация речевой деятельности;
развитие лексико-грамматических средств языка;
развитие произносительной стороны речи;
развитие самостоятельной фразовой речи.
Подгрупповые занятия проводятся логопедом в соответствии с расписанием.
Индивидуальные — ежедневно, в соответствии с режимом дня в данной возрас-тной группе дошкольного учреждения.
Прогноз и профилактика ОНР
Коррекционно-развивающая работа по преодолению ОНР – очень длительный и трудоемкий процесс, который должен начинаться, как можно раньше (с 3-4-х лет). В настоящее время накоплен достаточный опыт успешного обучения и воспитания детей с различными уровнями речевого развития в специализированных («речевых») дошкольных и школьных учебных заведениях.
Предупреждение ОНР у детей аналогично профилактике тех клинических синдромов, при которых оно возникает (алалии, дизартрии, ринолалии, афазии).
Родителям следует уделять должное внимание
речевой среде, в которой воспитывается ребенок,
с раннего возраста стимулировать развитие его речевой активности и неречевых психических процессов.
Консультация для родителей на общее родительское собрание «Охрана жизни детей» с показом слайдов (Слайд 1) Возросшая статистика травматизма детей требует привлечения внимания общественности, проведения работы с детьми и родителями..
Консультация для родителей по развитию речи. «Консультация для родителей «Знакомство с мнемотехникой» Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития.
Консультация для родителей по развитию речи дошкольников Сказка –один из наиболее доступных для детей жанров художественной литературы. Язык сказки прост и доступен. Пересказывая сказку, формируется.
Консультация для родителей «Развитие речи детей». РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ. Ни для кого не секрет, что живя в век высоких технологий, люди стали меньше общаться так сказать «в живую». Дети также.
Консультация для воспитателей «Метод наглядного моделирования — основа успешной коррекции речи детей с диагнозом ОНР» Одна из основных задач массовых и специальных дошкольных учреждений – обучение детей связной речи, т. е. умению четко, последовательно излагать.
Консультация для воспитателей «Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР III уровня» Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи занимается не только логопед, но и воспитатель.
Консультация для родителей «Особенности коррекционной работы с детьми ОНР 4–5 лет» Консультация для родителей: «Особенности коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР 4-5 лет» Слайд 2 Слайд.
Развитие речи дома. Консультация для родителей Наибольшего успеха можно добиться через взаимодействие детского сада и семьи. Только в этом случае работа над развитием речи будет осуществляться.
Статья «Особенности работы воспитателя в группе с ребенком с диагнозом «Общее недоразвитие речи» Социально значимой задачей в работе дошкольных учреждений является подготовка воспитанников к успешной социализации в жизни и обучению в.
У ребенка общее недоразвитие речи. Что это такое? Речь-это показатель ума. (Сенека) Дети начинают познавать этот мир с момента появления на свет. Они изучают все, что их окружает, развиваются.