Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется

Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется

Речевая деятельность как один из видов деятельности человека характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных фаз: ориентировка, планирование (в форме внутреннего программирования), реализация и контроль. В соответствии с этими фазами осуществляется каждое отдельное речевое действие.

Исходным моментом любого речевого действия является речевая ситуация, т. е. такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к речевому действию (например, к высказыванию). Примеры речевых ситуаций: необходимость ответить на вопрос, сделать доклад о результатах работы, написать письмо, побеседовать с другом и т. п. Речевая ситуация порождает мотив высказывания, который в отдельных случаях перерастает в потребность совершения этого действия.

В реализации речевого действия выделяются следующие этапы:

2) структурирование высказывания: выбор слов, расположение их в нужной последовательности и грамматическое оформление – все это происходит во внутреннем плане. Данный этап наименее изучен в системе речевого действия, поскольку не ясны механизмы выбора слов и грамматического оформления. Предполагается, что выбор слов в памяти осуществляется методом проб и ошибок, путем отбрасывания слов, которые недостаточно точно выражают намеченное содержание. В оперативной речевой памяти действует механизм «оценки» подбираемых слов. Предполагается также, что слова в памяти человека сохраняются не разрозненно, а в систематизированном виде, например в виде тематических блоков, что ускоряет и облегчает выбор нужного слова. При этом слова, которые неоднократно использовались, являются как бы «индуцированными», поэтому у говорящего прослеживается тенденция их повторного употребления. При выборе слов определенную роль играют также словесные ассоциации, которые образуются на основе предшествующего опыта и сохраняются в памяти;

3) переход к внешней речи: звуковое или графическое оформление высказывания. Этот этап самый ответственный, поскольку он определяет положительный или отрицательный результат высказывания. Если переход от внутренней речи к внешней по каким-то причинам нарушен, т. е. внутренняя речь плохо оформляется во внешней, то такая речь кажется неполной, бессвязной, труднопонимаемой.

О результате речевого действия судят по его восприятию и по реакции на него, т. е. обратной связи.

1) переход с акустического или графического кода на код внутренней речи;

2) расшифровка синтаксических структур, грамматических форм;

3) понимание общего плана высказывания;

4) понимание замыслов и мотивов высказывания;

6) понимание выбора формы и языковых средств.

Понимание (как составная часть процесса восприятия) включает два уровня: языковой и содержательный. Первый без второго возможен, а второй без первого – нет. Очевидно, что полное понимание достигается не всегда. Эффективное восприятие возможно при активном желании воспринимающего понять речь автора высказывания.

Обратная связь (т. е. реакция на высказывание) – важный элемент контроля речевого действия, позволяющий оценить его результат. Наиболее полно обратная связь осуществляется в диалоге.

Поскольку главная цель речевого общения – это обмен информацией, т. е. передача и восприятие смысла высказывания, человек всегда, как правило, стремится быть понятым. Для этого необходимо учитывать и правильно использовать факторы, оказывающие влияние на процесс общения. С учетом таких факторов выделяют различные формы и типы речевой коммуникации.

Источник

Книги онлайн

«Речевая коммуникация»

Качество понимания передаваемого сообщения зависит от комплекса факторов – различных условий, при которых осуществляется коммуникация. Совокупность таких условий принято называть контекстом. Общий контекст речевого общения складывается из явного и скрытого. Явный (или эксплицитный) контекст включает то, что подлежит непосредственному наблюдению. Он делится на вербальный и невербальный. Скрытый (или имплицитный) контекст – это то, что не поддается непосредственному наблюдению. В скрытый контекст входят мотивы, цели, намерения и установки коммуникантов, их личностные характеристики (уровень образования, социальная принадлежность, характер и т. п.). В зависимости от контекста высказывание может привести к различным результатам.

Поскольку главная цель речевого общения – это обмен информацией, т. е. передача и восприятие смысла высказывания, человек всегда, как правило, стремится быть понятым. Для этого необходимо учитывать и правильно использовать факторы, оказывающие влияние на процесс общения. С учетом таких факторов выделяют различные формы и типы речевой коммуникации.

Формы и типы речевой коммуникации

Различают устную и письменную формы речевой коммуникации. Для каждой формы характерен ряд признаков, на основе которых определяются типы речевой коммуникации. К таким признакам относятся следующие:

• прямое, или непосредственное, общение с активной обратной связью (например, диалог) и с пассивной обратной связью (например, письменное распоряжение и т. п.);

• опосредованное общение (например, выступление по радио, телевидению, в средствах массовой информации);

2) количество участников:

• монолог (речь одного человека);

• диалог (речь двух людей);

• полилог (речь нескольких человек);

• убеждение (включая побуждение, объяснение и т. п.);

4) характер ситуации:

• деловое общение (доклад, лекция, дискуссия и т. п.);

• бытовое общение (разговоры с близкими людьми и т. д.). Любая речевая ситуация может быть отнесена к определенному типу.

Например, если человек звонит приятелю, чтобы пригласить его в гости, их разговор можно охарактеризовать как устную форму, непосредственное общение, диалог с целью убеждения, бытовую беседу.

Копирование материалов сайта www.4italka.ru
допускается только с письменного разрешения
администрации сайта.

Источник

Оскар Гойхман: Речевая коммуникация

Здесь есть возможность читать онлайн «Оскар Гойхман: Речевая коммуникация» — ознакомительный отрывок электронной книги, а после прочтения отрывка купить полную версию. В некоторых случаях присутствует краткое содержание. Город: Москва, год выпуска: 2008, ISBN: 5-16-002657-6, издательство: Array Литагент «Инфра-М», категория: Языкознание / Языкознание / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Смотреть фото Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Смотреть картинку Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Картинка про Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Фото Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется

Речевая коммуникация: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Речевая коммуникация»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Оскар Гойхман: другие книги автора

Кто написал Речевая коммуникация? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Смотреть фото Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Смотреть картинку Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Картинка про Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Фото Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется

Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Смотреть фото Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Смотреть картинку Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Картинка про Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Фото Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется

Эта книга опубликована на нашем сайте на правах партнёрской программы ЛитРес (litres.ru) и содержит только ознакомительный отрывок. Если Вы против её размещения, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Смотреть фото Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Смотреть картинку Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Картинка про Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Фото Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется

Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Смотреть фото Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Смотреть картинку Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Картинка про Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Фото Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется

Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Смотреть фото Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Смотреть картинку Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Картинка про Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Фото Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется

Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Смотреть фото Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Смотреть картинку Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Картинка про Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Фото Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется

Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Смотреть фото Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Смотреть картинку Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Картинка про Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Фото Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется

Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Смотреть фото Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Смотреть картинку Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Картинка про Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Фото Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется

Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Смотреть фото Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Смотреть картинку Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Картинка про Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Фото Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется

Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Смотреть фото Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Смотреть картинку Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Картинка про Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Фото Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется

Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Смотреть фото Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Смотреть картинку Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Картинка про Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Фото Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется

Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Смотреть фото Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Смотреть картинку Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Картинка про Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Фото Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется

Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Смотреть фото Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Смотреть картинку Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Картинка про Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Фото Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется

Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Смотреть фото Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Смотреть картинку Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Картинка про Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Фото Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется

Речевая коммуникация — читать онлайн ознакомительный отрывок

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Речевая коммуникация», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

2) структурирование высказывания: выбор слов, расположение их в нужной последовательности и грамматическое оформление – все это происходит во внутреннем плане. Данный этап наименее изучен в системе речевого действия, поскольку не ясны механизмы выбора слов и грамматического оформления. Предполагается, что выбор слов в памяти осуществляется методом проб и ошибок, путем отбрасывания слов, которые недостаточно точно выражают намеченное содержание. В оперативной речевой памяти действует механизм «оценки» подбираемых слов. Предполагается также, что слова в памяти человека сохраняются не разрозненно, а в систематизированном виде, например в виде тематических блоков, что ускоряет и облегчает выбор нужного слова. При этом слова, которые неоднократно использовались, являются как бы «индуцированными», поэтому у говорящего прослеживается тенденция их повторного употребления. При выборе слов определенную роль играют также словесные ассоциации, которые образуются на основе предшествующего опыта и сохраняются в памяти;

3) переход к внешней речи: звуковое или графическое оформление высказывания. Этот этап самый ответственный, поскольку он определяет положительный или отрицательный результат высказывания. Если переход от внутренней речи к внешней по каким-то причинам нарушен, т. е. внутренняя речь плохо оформляется во внешней, то такая речь кажется неполной, бессвязной, труднопонимаемой.

О результате речевого действия судят по его восприятию и по реакции на него, т. е. обратной связи.

Восприятие речи (процесс слушания или чтения) включает следующие стадии:

1) переход с акустического или графического кода на код внутренней речи;

2) расшифровка синтаксических структур, грамматических форм;

3) понимание общего плана высказывания;

4) понимание замыслов и мотивов высказывания;

5) оценка полученной информации (содержания высказывания, его идеи, позиции говорящего и т. п.);

6) понимание выбора формы и языковых средств.

Понимание (как составная часть процесса восприятия) включает два уровня: языковой и содержательный. Первый без второго возможен, а второй без первого – нет. Очевидно, что полное понимание достигается не всегда. Эффективное восприятие возможно при активном желании воспринимающего понять речь автора высказывания.

Обратная связь (т. е. реакция на высказывание) – важный элемент контроля речевого действия, позволяющий оценить его результат. Наиболее полно обратная связь осуществляется в диалоге.

Качество понимания передаваемого сообщения зависит от комплекса факторов – различных условий, при которых осуществляется коммуникация. Совокупность таких условий принято называть контекстом. Общий контекст речевого общения складывается из явного и скрытого. Явный (или эксплицитный) контекст включает то, что подлежит непосредственному наблюдению. Он делится на вербальный и невербальный. Скрытый (или имплицитный) контекст – это то, что не поддается непосредственному наблюдению. В скрытый контекст входят мотивы, цели, намерения и установки коммуникантов, их личностные характеристики (уровень образования, социальная принадлежность, характер и т. п.). В зависимости от контекста высказывание может привести к различным результатам.

Поскольку главная цель речевого общения – это обмен информацией, т. е. передача и восприятие смысла высказывания, человек всегда, как правило, стремится быть понятым. Для этого необходимо учитывать и правильно использовать факторы, оказывающие влияние на процесс общения. С учетом таких факторов выделяют различные формы и типы речевой коммуникации.

Формы и типы речевой коммуникации

Различают устную и письменную формы речевой коммуникации. Для каждой формы характерен ряд признаков, на основе которых определяются типы речевой коммуникации. К таким признакам относятся следующие:

1) условия общения:

• прямое, или непосредственное, общение с активной обратной связью (например, диалог) и с пассивной обратной связью (например, письменное распоряжение и т. п.);

• опосредованное общение (например, выступление по радио, телевидению, в средствах массовой информации);

2) количество участников:

Источник

Речевая коммуникация | Страница 3 | Онлайн-библиотека

В реализации речевого действия выделяются следующие этапы:

1) подготовка высказывания: осознание мотивов, потребностей, целей, вероятностное прогнозирование результатов высказывания на основе прошлого опыта и учета обстановки. У развитого в речевом отношении человека, для которого характерны быстрые реакции, эти подготовительные решения протекают с большой скоростью на подсознательном уровне. Все эти решения завершаются созданием внутреннего плана высказывания, который может иметь различную степень обобщенности или конкретности. Успех речевого действия зависит от того, насколько активно знание языка, насколько сформированы у человека речевые навыки и умения;

2) структурирование высказывания: выбор слов, расположение их в нужной последовательности и грамматическое оформление – все это происходит во внутреннем плане. Данный этап наименее изучен в системе речевого действия, поскольку не ясны механизмы выбора слов и грамматического оформления. Предполагается, что выбор слов в памяти осуществляется методом проб и ошибок, путем отбрасывания слов, которые недостаточно точно выражают намеченное содержание. В оперативной речевой памяти действует механизм «оценки» подбираемых слов. Предполагается также, что слова в памяти человека сохраняются не разрозненно, а в систематизированном виде, например в виде тематических блоков, что ускоряет и облегчает выбор нужного слова. При этом слова, которые неоднократно использовались, являются как бы «индуцированными», поэтому у говорящего прослеживается тенденция их повторного употребления. При выборе слов определенную роль играют также словесные ассоциации, которые образуются на основе предшествующего опыта и сохраняются в памяти;

3) переход к внешней речи: звуковое или графическое оформление высказывания. Этот этап самый ответственный, поскольку он определяет положительный или отрицательный результат высказывания. Если переход от внутренней речи к внешней по каким-то причинам нарушен, т. е. внутренняя речь плохо оформляется во внешней, то такая речь кажется неполной, бессвязной, труднопонимаемой.

О результате речевого действия судят по его восприятию и по реакции на него, т. е. обратной связи.

Восприятие речи (процесс слушания или чтения) включает следующие стадии:

1) переход с акустического или графического кода на код внутренней речи;

2) расшифровка синтаксических структур, грамматических форм;

3) понимание общего плана высказывания;

4) понимание замыслов и мотивов высказывания;

5) оценка полученной информации (содержания высказывания, его идеи, позиции говорящего и т. п.);

6) понимание выбора формы и языковых средств.

Понимание (как составная часть процесса восприятия) включает два уровня: языковой и содержательный. Первый без второго возможен, а второй без первого – нет. Очевидно, что полное понимание достигается не всегда. Эффективное восприятие возможно при активном желании воспринимающего понять речь автора высказывания.

Обратная связь (т. е. реакция на высказывание) – важный элемент контроля речевого действия, позволяющий оценить его результат. Наиболее полно обратная связь осуществляется в диалоге.

Качество понимания передаваемого сообщения зависит от комплекса факторов – различных условий, при которых осуществляется коммуникация. Совокупность таких условий принято называть контекстом. Общий контекст речевого общения складывается из явного и скрытого. Явный (или эксплицитный) контекст включает то, что подлежит непосредственному наблюдению. Он делится на вербальный и невербальный. Скрытый (или имплицитный) контекст – это то, что не поддается непосредственному наблюдению. В скрытый контекст входят мотивы, цели, намерения и установки коммуникантов, их личностные характеристики (уровень образования, социальная принадлежность, характер и т. п.). В зависимости от контекста высказывание может привести к различным результатам.

Поскольку главная цель речевого общения – это обмен информацией, т. е. передача и восприятие смысла высказывания, человек всегда, как правило, стремится быть понятым. Для этого необходимо учитывать и правильно использовать факторы, оказывающие влияние на процесс общения. С учетом таких факторов выделяют различные формы и типы речевой коммуникации.

Формы и типы речевой коммуникации

Различают устную и письменную формы речевой коммуникации. Для каждой формы характерен ряд признаков, на основе которых определяются типы речевой коммуникации. К таким признакам относятся следующие:

1) условия общения:

• прямое, или непосредственное, общение с активной обратной связью (например, диалог) и с пассивной обратной связью (например, письменное распоряжение и т. п.);

• опосредованное общение (например, выступление по радио, телевидению, в средствах массовой информации);

2) количество участников:

• монолог (речь одного человека);

• диалог (речь двух людей);

• полилог (речь нескольких человек);

3) цель общения:

• убеждение (включая побуждение, объяснение и т. п.);

4) характер ситуации:

• деловое общение (доклад, лекция, дискуссия и т. п.);

• бытовое общение (разговоры с близкими людьми и т. д.). Любая речевая ситуация может быть отнесена к определенному типу.

Например, если человек звонит приятелю, чтобы пригласить его в гости, их разговор можно охарактеризовать как устную форму, непосредственное общение, диалог с целью убеждения, бытовую беседу.

Для каждого типа коммуникации существуют специфические языковые средства (слова, грамматические конструкции и т. д.), тактика поведения, владение которыми на практике является необходимым условием достижения успеха в процессе речевой коммуникации.

Виды речевой деятельности

Из предыдущего изложения ясно, что с точки зрения механизмов кодирования/декодирования информации речевая деятельность включает четыре основных аспекта, которые принято называть видами речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение.

Говорение – это отправление речевых акустических сигналов, несущих информацию.

Слушание (или аудирование) – восприятие речевых акустических сигналов и их понимание.

Письмо – зашифровка речевых сигналов с помощью графических символов.

Чтение – расшифровка графических знаков и понимание их значений.

Механизмы кодирования информации действуют при говорении и письме, механизмы декодирования – при слушании и чтении. При говорении и слушании человек оперирует акустическими сигналами, при письме и чтении – графическими знаками.

Указанные четыре вида речевой деятельности составляют основу процесса речевой коммуникации. От того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность речевого общения. Кроме того, степень сформированности навыков речевой деятельности служит критерием оценки уровня владения языком (не только иностранным, но прежде всего родным) и показателем общей культуры человека.

Модель речевой коммуникации

В каких бы условиях ни осуществлялась речевая коммуникация, с помощью каких бы средств ни передавалась информация, сколько бы человек ни принимали участие в общении, в основе лежит единая схема, или модель. Компонентами этой модели являются:

1) отправитель информации (или адресант) – говорящий или пишущий человек;

2) получатель информации (или адресат) – читающий или слушающий человек;

3) сообщение (текст в устной или письменной форме) – неотъемлемая часть модели, поскольку без обмена информацией не может быть речевой коммуникации.

Отдельное речевое действие (фрагмент коммуникации) называется коммуникативным актом (например, в диалоге – реплика одного из собеседников).

Простейшая схема отдельного коммуникативного акта в процессе речевой коммуникации выглядит следующим образом:

Источник

Лекция 4.Речевая коммуникация

Понятие речевая коммуникация

Разновидности национального языка и функциональные стили речи

Формы речевой коммуникации

Общеизвестно, что насекомые, птицы, животные располага­ют богатейшими звуковыми и кинетическими (двигательными) средствами обмена информацией. Однако взаимодействие меж­ду ними ученые называют «биологически целесообразным со­вместным поведением, направленным на адаптацию к среде и регулируемым, в частности, сигнализацией».

Специфичность взаимодействия людей в процессе их жизне­деятельности состоит в использовании языка. Язык, являясь важнейшим средством человеческого общения, выступает так­же как орудие познание, как инструмент мышления. Благодаря этому коммуникация между людьми является основным меха­низмом становления человека как социальной личности, сред­ством влияния общества на личность.

Главная цель речевой коммуникации — обмен информацией различного рода. Очевидно, что общение и обмен информацией между людьми осуществляются не только с помощью языка. С древнейших времен в человеческом обществе использовались дополнительные средства общения и передачи информации, многие из которых существуют и до сих пор. Например, у ко­ренного населения Африки используется язык свиста, сигналы барабанов, колокольчиков, гонга и т.п. В соответствии с этим средства передачи информации от че­ловека к человеку разделяются на вербальные (словесные) и невербальные. Вербальная коммуникация — это общение с по­мощью слов, невербальная — это передача информации с по­мощью различных несловесных символов и знаков (например, рисунков и т.п.). Однако невербальные средства общения также неоднородны. Среди них существуют чисто рефлекторные, плохо контролируемые способы передачи информации об эмоциональ­ном, физиологическом состоянии человека: взгляд, мимика, жесты, движения, поза. Чаще всего именно их и называют средствами невербальной коммуникации.

Язык и речь

Рассмотрим выражение «речевая коммуникация». Упрощенно можно сказать, что язык — это система знаков, единицы которой и отношения между ними образуют иерархи­чески упорядоченную структуру. В этом смысле говорят о сис­теме русского, английского и любого другого языка. Универ­сальными языковыми, единицами (то есть единицами, сущест­вующими в любом языке) являются звуки, морфемы (корни, суффиксы и т.п.), слова, словосочетания, предложения. Каждая единица принадлежит определенному уровню языка. Эти уров­ни взаимосвязаны и строго упорядочены: звуковой уровень — морфологический — синтаксический — семантический (или смыс­ловой) уровень. В каждом языке существуют правила, нормы употребления тех или иных единиц

Термин «речь» используется в двух значениях. Во-первых, речью называется один из видов коммуникативной деятельнос­ти человека: использование языка для общения с другими людьми. В этом смысле речь — это конкретная деятельность, выражаю­щаяся либо в звуковой форме, либо в письменной. Во-вторых, речью называется результат деятельности — текст (статья, со­общение и т.д.).

Функции языка и речи

Основными функциями языка (и это следует уже из опреде­ления речевой коммуникации) являются:

2) агитационная — побуждение, призыв, просьба;

3) эмотивная — непосредственное выражение чувств, эмо­ций.

Кроме того, говорят еще о метаязыковой функции (исполь­зование языка для описания предмета) и о фатической (уста­новление контакта между участниками общения). Реально в речевой деятельности человека функции языка проявляются в различных сочетаниях с преобладанием одной из них. Например, в газетной статье доминирует информаци­онная функция, но могут выражаться также агитационная и часто эмотивная.

Речь и мышление

Важнейшей функцией речи как деятельности в процессе ком­муникации является функция выражения мысли. Человек мыс­лит всегда, за исключением полного отдыха и глубокого сна. При этом в речи мысль не только формулируется, но и форми­руется. Речь неотделима от мысли.

Сам процесс мышления до конца еще не познан. Ученые считают, что в речевом мышлении важная роль принадлежит понятиям, в которых обобщены существенные свойства явлений. Понятия обозначаются словами, в которых они обретают необ­ходимую для общения материальную оболочку. Мыслить — это значит оперировать понятиями. Чтобы мыслить, необходимо знать слова, обозначающие эти понятия. Поэтому овладение языко­выми средствами (запасом слов, грамматическими формами и конструкциями) является необходимым условием развития мышле­ния и постепенного усложнения познавательной деятельности.

Здесь мы подошли к вопросу о соотношении речи и мышле­ния. Эти два понятия, конечно, не тождественны. С одной сто­роны, мышление шире, чем речь, поскольку оно опирается не только на язык. Наряду с речевым мышлением существует прак­тически Действенное и наглядно-образное мышление, С другой стороны, в каких-то отношениях речь шире мышления, поскольку она передает не только понятийное содержание, но и эмоции. Кроме того, речь стилистически окрашена и социально диффе­ренцирована, то есть вариативна. Механизмы мыш­ления, очевидно, универсальны для всех людей, независимо от их национальности и социальной принадлежности.

Различают два вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внут­ренней речью называют языковое оформление мысли без ее вы­сказывания, устного или письменного. Здесь языковые значе­ния используются вне процесса реальной коммуникации. Даже из названия понятно, что этот процесс скрыт от непосредствен­ного наблюдения и поэтому далеко еще не изучен. Считается, что процесс внутренней речи протекает с большой скоростью и сама внутренняя речь различается степенью языковой оформленности в зависимости от условий.

Выделяют три основных типа внутренней речи. Первый — это внутреннее проговаривание, то есть «речь про себя», которая сохраняет структуру внешней речи, но лишена ее звукового или графического оформления. Такая речь типична при решении мыслительных задач в затрудненных условиях. Второй тип — собственно внутренняя речь, когда она выступает как средство мышления. При этом человек пользуется специфическими еди­ницами (предметными кодами, кодами образов и т.п.). Такая речь имеет специфическую структуру, отличающуюся от струк­туры внешней речи. Третий тип — это внутреннее программи­рование, то есть формирование и закрепление в специфических единицах программы речевого высказывания, целого текста или его частей.

Внешняя речь — это процесс речевой деятельности, включа­ющей различные механизмы кодирования и декодирования ин­формации. Внешняя речь — это то, что мы произносим, слы­шим, пишем, читаем.

Речевая деятельность как один из видов деятельности чело­века характеризуется целенаправленностью и состоит из несколь­ких последовательных фаз: ориентировки, планирования (в форме внутреннего программирования), реализации и контроля. В со­ответствии с этими фазами осуществляется каждое отдельное речевое действие.

Исходным моментом любого речевого действия является ре­чевая ситуация, то есть такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к речевому действию (например, к высказыванию). Примеры речевых ситуаций: необходимость ответить на вопрос, сделать доклад о результатах работы, написать пись­мо, побеседовать с другом и т.п. Речевая ситуация порождает мотив высказывания, который в отдельных случаях перераста­ет в потребность совершения этого действия. В реализации речевого действия выделяются следующие этапы.

1. Подготовка высказывания.

2. Структурирование высказывания.

3. Переход к внешней речи.

О результате речевого действия судят по его восприятию и по реакции на него, то есть обратной связи.

Восприятие речи (процесс слушания или чтения) включает следующие стадии:

1) переход с акустического или графического кода на код внутренней речи;

2) расшифровка синтаксических структур, грамматических форм;

3) понимание общего плана высказывания;

4) понимание замыслов и мотивов высказывания;

5) оценка полученной информации (содержания высказыва­ния, его идеи, позиции говорящего и т.п.);

6) понимание выбора формы и языковых средств.

Понимание (как составная часть процесса восприятия) вклю­чает два уровня: языковой и содержательный. Первый без вто­рого возможен, второй без первого — нет. Очевидно, что пол­ное понимание достигается не всегда. Эффективное восприятие возможно при активном желании воспринимающего понять речь автора высказывания.

Обратная связь (то есть реакция на высказывание) — важ­ный элемент контроля речевого действия, позволяющий оце­нить его результат. Наиболее полно обратная связь осуществля­ется в диалоге.

Качество понимания передаваемого сообщения зависит от комплекса факторов — различных условий, при которых осу­ществляется коммуникация. Совокупность таких условий, при­нято называть контекстом. Общий контекст речевого общения складывается из явного и скрытого. Явный (или эксплицитный) контекст включает то, что подлежит непосредственному на­блюдению. Он делится на вербальный и невербальный. Скры­тый (или имплицитный) контекст — это то, что не поддается непосредственному наблюдению. В скрытый контекст входят: мотивы, цели, намерения и установки коммуникантов, их лич­ностные характеристики (уровень образования, социальная при­надлежность, характер и т.п.). В зависимости от контекста вы­сказывание может привести к различным результатам.

Поскольку главная цель речевого общения — это обмен ин­формацией, то есть передача и восприятие смысла высказыва­ния, человек стремится быть понятым. Для этого необходимо учитывать и правильно использовать факторы, оказывающие вли­яние на процесс общения. На основе таких факторов выделя­ются различные формы и типы речевой коммуникации.

Формы и типы речевой коммуникации

Различают устную и письменную формы вербальной речевой коммуникации. Типы речевой коммуникации определяются по ряду признаков.

а) прямое, или непосредственное, общение с активной обрат­ной связью (например, диалог) и с пассивной обратной связью (например, письменное распоряжение и т.п.);

б) опосредованное общение (например, выступление по радио, телевидению, в средствах массовой информации).

2. Количество участников:

а) монолог (речь одного человека);

б) диалог (речь двух людей);

в) полилог (речь нескольких человек).

б) убеждение (включая побуждение, объяснение и т.п.);

4. Характер ситуации:

а) деловое общение (доклад, лекция, дискуссия и т.п.);

б) бытовое общение (разговоры с близкими людьми и т.д.).

Любая речевая ситуация может быть отнесена к определен­ному типу. Например, если человек звонит приятелю, чтобы пригласить его в гости, их разговор можно охарактеризовать так: устная форма, непосредственное общение, диалог с целью убеждения, бытовая беседа.

Для каждого типа коммуникации существуют специфичес­кие языковые средства (слова, грамматические конструкции и т.д.), тактики поведения, умение применять которые на прак­тике является необходимым условием достижения успеха в про­цессе речевой коммуникации.

Виды речевой деятельности

Рассмотрев различные условия и факторы, влияющие на процесс речевой коммуникации, вернемся к понятию речевой деятель­ности. Из предыдущего изложения ясно, что с точки зрения механизмов кодирования-декодирования информации речевая деятельность включает четыре основных аспекта, которые при­нято называть видами речевой деятельности: говорение, слуша­ние, письмо, чтение.

Говорение — это отправление речевых акустических сигна­лов, несущих информацию.

Слушание-восприятие речевых акусти­ческих сигналов и их понимание.

Письмо — зашифровка речевых сигналов с помощью графи­ческих символов.

Чтение — расшифровка графических знаков и понимание их значений.

Механизмы кодирования информации действуют при гово­рении и письме, декодирования — при слушании и чтении. При говорении и слушании человек оперирует акустическими сиг­налами, а при письме и чтении — графическими знаками.

Указанные четыре вида речевой деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации. От того насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зави­сит эффективность, успешность речевого общения. Кроме того, степень сформированости навыков речевой деятельности слу­жит критерием оценки уровня владения языком (не только ино­странным, но прежде всего родным) и показателем общей куль­туры человека.

Модель речевой коммуникации

В каких бы условиях ни осуществлялась речевая коммуника­ция, с помощью каких бы средств ни передавалась информа­ция, сколько бы человек ни принимало участие в общении, в основе ее лежит единая схема, или модель. Компонентами этой модели являются:

1. Отправитель информации (или адресант) — говорящий или пишущий человек.

2. Получатель информации (или адресат) — читающий или слушающий человек.

3. Сообщение — текст в устной или письменной форме — не­отъемлемая часть модели, поскольку без обмена инфор­мацией нет речевой коммуникации.

Отдельное речевое действие (фрагмент коммуникации) на­зывается коммуникативным актом. Например, в диалоге

— реп­лика одного из собеседников.

Простейшая схема отдельного коммуникативного акта в про­цессе речевой коммуникации выглядит следующим образом:

В рамках коммуникативного акта отправитель (например, говорящий), имея мотив высказывания, строит его во внутренней речи, затем при переводе во внешнюю речь ко­дирует в звуки. Получатель, воспринимая поступающий сигнал, декодирует его и распознает смысл высказывания. У него также возникает мотив высказывания, происходит обмен репликами, то есть осуществляется обратная связь. Таким образом, отпра­витель и получатель меняются местами, но схема коммуника­тивного акта остается при этом прежней.

Таким образом, речевая коммуникация — это общение лю­дей, понимаемое в широком смысле слова не только как разго­вор, беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена ин­формацией (чтение, письмо и т.д.).

Общение осуществляется в процессе речевой деятельности человека с помощью вербальных (словесных) и невербальных средств. Вербальная речевая деятельность включает четыре ас­пекта: говорение, слушание, чтение, письмо.

• эффективное получение информации;

• эффективная передача информации;

• достижение поставленной цели путем убеждения собесед­ника и побуждения его к действию;

• получение дополнительной информации о собеседнике;

Эффективное получение информации относится как к устной, так и к письменной речи и зависит от уровня владения навы­ками чтения и слушания. Эффективная передача информации (в письменной и устной форме) предполагает владение навыка­ми письма и говорения. Достижение поставленной цели путем убеждения собеседника требует знания основных риторических приемов (как в устной, так и в письменной речи), а также вла­дения речевыми тактиками убеждения и побуждения. Получе­ние дополнительной информации о собеседнике возможно на ос­нове знания объективных закономерностей функционирования языка в обществе (чтобы определить уровень социально-куль­турного развития человека, его социальную принадлежность), умение различать оттенки интонации и голоса собеседника (чтобы оценить его эмоциональное состояние), умения интерпретиро­вать содержание его высказываний и понять возможный под­текст. Позитивная самопрезентация означает способность про­извести хорошее впечатление на собеседника (или на читателя) и предполагает владение основами культуры речи, что включа­ет в себя и знание норм языка, и умение «исполнить» свою речь в приятной для собеседника манере, продемонстрировав свои положительные качества..

Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Смотреть фото Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Смотреть картинку Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Картинка про Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Фото Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Смотреть фото Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Смотреть картинку Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Картинка про Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Фото Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется

Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Смотреть фото Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Смотреть картинку Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Картинка про Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Фото Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется

Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Смотреть фото Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Смотреть картинку Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Картинка про Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется. Фото Контекст который включает то что подлежит непосредственному наблюдению называется

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *