Контент маркетолог что это за профессия
Кто такой контент-маркетолог
16 ноября 2017 Опубликовано в разделах: Азбука терминов. 19737
Именно контент-маркетолог занимается распространением полезной для любого потребителя информации, тем самым привлекая его внимание и повышая доверие к той или иной компании, товарам или услугам. Грамотный специалист будет распространять исключительно актуальную, высококачественную и действительную информацию, что сама по себе не является рекламой, но выполняет подобные функции. Преимущества привлечения подобных специалистов в том, что они ненавязчиво и скрыто продвигают что-либо, за счет поднятия доверия и эффективного привлечения внимания целевой аудитории.
Кто такой контент-маркетолог
Ошибочно полагают, что хороший копирайтер может стать контент-маркетологом. Для этой профессии недостаточно уметь грамотно писать и вставлять ключи в текст.
Нужно понимать, какой контент нужен в конкретный момент. Что он принесет читателю, какую выгоду. И как с его помощью читателя превратить в клиента.
Этот человек должен тактично и ненавязчиво ответить на все вопросы потенциального клиента, еще даже не будучи с ним знакомым, чтобы продать товар или услугу. Однако контент, это далеко не только тексты, и специалист должен уметь пользоваться альтернативными материалами.
Донести информацию до потенциального клиента можно различными способами, а контент-маркетолог должен уметь делать это через целую сеть разнообразных коммуникаций. То есть, это специалист, который самостоятельно придумывает, а потом и воплощает в жизнь (зачастую не без помощи тех самых копирайтеров), подробную стратегию или план создания полезного контента для ЦА, а также его качественного и эффективного распространения.
Обязанности и требования
Сегодня обязанности контент-маркетолога достаточно обширны. На нем лежит большая ответственность, а потому задач придется решать много. Все они будут непростыми, а направленными на победу в любой конкурентной борьбе, чего и требует современный рынок. Большинство компаний выставляет ряд стандартных требований к контент-маркетологам, приглашая их на данные вакансии.
Любому контент-маркетологу нужно понимать, что нельзя фокусироваться исключительно на продажах или предложениях услуг. Это может создать у клиента впечатление, что вас интересует исключительно коммерция, а сам он совершенно неинтересен и не важен. Для повышения уровня доверия, специалист должен понимать, что весь предлагаемый ЦА контент должен лежать в плоскости «годного», то есть быть полезным, а главное, очень интересным.
Навыки и качества опытного контент-маркетолога
На сегодняшний день данная профессия, это намного более емкое понятие, чем обычный маркетинг, потому что контент-маркетолог должен объединить в себе множество полезных качеств и иметь возможность выполнять огромное количество обязанностей. Такой специалист с легкостью мог бы заменить несколько узкопрофильных профессионалов, причем быть идеальным во всем ему не обязательно. Главное понимать, как на самом деле это все работает.
Правильный, достойный специалист обязан уметь без труда ставить себя на место потребителя, потенциального клиента. Только так можно выяснить, какой же эффект произведет тот или иной маркетинговый ход.
Востребованность на рынке труда
Любому бизнесу, которому нужен тематический трафик, требуется контент-маркетолог. Раньше эта профессия была непонятна работодателю. Были вакансии и редакторов, и PR-менеджеров, хотя по факту требовался контент-маркетолог.
Контент-маркетинг поможет найти и удержать лояльную аудиторию — людей, заинтересованных в бренде.
Контент маркетолог что это за профессия
Контент — это вся информация, которую пользователи размещают в сети. Кто-то создаёт контент, чтобы монетизировать его. Кто-то — чтобы делиться полезными материалами бесплатно.
Маркетинг ― широкое понятие, совокупность процессов. Включает создание, выпуск и продвижение продукта, изучение потребителей, конкурентов и рынка. С помощью маркетинга можно управлять отношением людей к бренду и его продуктам.
Контент-маркетолог, как видно из названия, — это специалист, который разбирается в контенте и маркетинге одновременно. Он знает, какой контент и на каких площадках подойдёт целевой аудитории бренда.
В этой статье расскажем, кто такой контент-маркетолог и как им стать. Вы узнаете, насколько востребована профессия, какие её преимущества и недостатки.
Что такое контент-маркетинг
Контент-маркетинг — это продвижение продукта через контент: текстовые материалы, видео, фото и аудио.
Суть контент-маркетинга ― подобрать тот формат контента и ту площадку, которые понравятся вашей аудитории, помогут продвигаться с минимумом вложений в рекламу и получать новых лояльных клиентов.
Приведём несколько примеров, чтобы стало понятнее, что такое контент-маркетинг.
Магазин обуви Rendez-Vous ведёт канал в Яндекс.Дзен. Из статей канала читатели могут почерпнуть идеи образов и получить полезные рекомендации о выборе обуви, а магазин может продвинуть свою продукцию через ссылки без прямой рекламы и призывов купить что-то именно в Rendez-Vous.
Ещё один пример ― крупный бренд мороженого, молочных продуктов и шоколада «Чистая линия». На своём канале в TikTok он размещает видеорецепты простых блюд из мороженого. Бренд не рекламирует себя напрямую, и, судя по просмотрам, людям это нравится. Кто-то захочет повторить эти рецепты, купит мороженое «Чистая линия» и оно ему понравится. Значит, у компании появится больше лояльных потребителей.
Кто такой контент-маркетолог
Контент-маркетолог — это специалист, который разрабатывает маркетинговую стратегию и продвигает бренд с помощью контента.
Контент-маркетолог может анализировать целевую аудиторию, подбирать инфоповоды и площадки для публикации контента. Он придумывает, как ответить на вопросы потребителя с помощью полезного контента. Вся деятельность такого маркетолога направлена на то, чтобы создать доверие к бренду и увеличить продажи.
Чем контент-маркетолог отличается от контент-менеджера
Контент-менеджер ― это специалист, который отвечает за наполнение площадки контентом. Его главная цель — собрать у подрядчиков материалы и разместить их на нужных площадках. Он может сам создавать часть контента и редактировать его ― всё зависит от масштаба проекта.
Контент-маркетолог разрабатывает контент-стратегию продвижения бренда. Он создаёт план, по которому контент-менеджер публикует материалы. Иногда маркетолог может сам размещать материалы и контактировать с подрядчиками, если в проекте нет контент-менеджера.
Получается, контент-маркетолог отвечает за идеи контента и стратегию, а контент-менеджер — за контроль подрядчиков и публикацию материалов.
Востребованность профессии
Количество пользователей интернета растёт. В 2020 году по сравнению с 2019 их число увеличилось на 7,4% до 321 миллиона человек в день, по данным исследовательского агентства business2community.
Огромное количество людей сидит в соцсетях. В декабре 2020 года по данным influencermarketinghub.com число пользователей популярных социальных сетей составило:
Все эти люди читают статьи и посты, сохраняют интересную инфографику, смотрят обучающие видео и слушают подкасты в интернете. Такие материалы может готовить любая компания. С их помощью можно развлекать, нести пользу и, конечно, продавать. Чтобы делать это грамотно и по адекватной цене, нужен контент-маркетолог.
Зарплата контент-маркетолога
Опыт работы, навыки и масштаб проекта влияют на зарплату специалиста. Крупные бренды готовы платить больше, но попасть к ним на работу сложнее.
Факторы, которые влияют на зарплату:
Согласно порталу HH.ru, минимальная зарплата контент-маркетолога — 20 000–25 000 рублей.
Контент-маркетологи нужны столичным и региональным компаниям:
Перспективы профессии и карьерный рост
Карьерные перспективы в сфере контент-маркетинга зависят от желаний и интересов человека. Контент-маркетолог может работать как наёмный сотрудник или фрилансер.
Карьера контент-маркетолога в компании:
Карьера контент-маркетолога на фрилансе:
Какие ещё перспективы есть у профессии:
Преимущества и недостатки профессии контент-маркетолога
Мы уже рассказывали, что контент-маркетологи нужны бизнесу. Компании готовы хорошо платить специалистам. Но, прежде чем просматривать сайты с вакансиями, оцените все плюсы и минусы этой профессии.
Преимущества:
Недостатки:
Задачи контент-маркетолога
У контент-маркетолога есть определённый пул задач. Чтобы глубоко погружаться в работу, специалисту важно не брать на себя чужие обязанности. Вот что обычно входит в задачи контент-маркетолога.
Анализировать контент
Маркетолог оценивает контент, который есть на площадках клиента. Изучает аналитику, которую собирали до него. Он ищет сильные и слабые стороны бренда.
Маркетолог анализирует популярные материалы по тематике клиента: ищет новые идеи. Контент-маркетолог выясняет, какой контент популярен, каких материалов не хватает на площадках клиента и т. д.
Анализировать конкурентов
Маркетолог анализирует прямых и косвенных конкурентов компании.
Прямые конкуренты ― компании, которые делают такой же продукт и претендуют на тот же сегмент аудитории. Например, компании А и В из Москвы производят плюшевых собак для семей со средним достатком. Они прямые конкуренты.
Косвенные конкуренты ― компании, которые делают похожий продукт, работают в разных регионах, но борются за один сегмент аудитории. Например, компания А производит плюшевых собак в Москве, а компания В ― плюшевых котов в Подмосковье. Но продают свою продукцию одним и тем же семьям со средним достатком.
Анализ конкурентов нужен, чтобы:
Анализировать ЦА
Целевая аудитория — это потенциальные потребители товара или услуги. Разработкой и сегментацией аудитории обычно занимается маркетолог. Он проводит опросы и собирает данные продаж. Без портрета целевого потребителя компания может терять прибыль. Если вы ещё ничего не знаете о подборе и сегментации ЦА, то прочитайте нашу статью: «Как сегментировать целевую аудиторию».
Иногда маркетолог может сам формировать портрет целевой аудитории и сегментировать её, например, если работает в маленькой фирме. В крупных компаниях контент-маркетолог получает уже готовый портрет целевого потребителя.
Пример сегментации ЦА
Создавать маркетинговую стратегию
Маркетинговая стратегия — это план действий по продвижению. На этом этапе маркетолог решает, с помощью какого контента он будет знакомить целевую аудиторию с продуктом.
Создание маркетинговой стратегии:
Шаг 1. Аналитика. Контент-маркетолог анализирует:
Шаг 2. План действий. Контент-маркетолог выстраивает гипотезы и готовит:
Шаг 3. Оценка. Контент-маркетолог формирует систему оценки результатов работы:
Управлять командой
Контент-маркетологу нужна команда, чтобы работать эффективно. Он может самостоятельно создавать и размещать контент, но в таком случае на разработку стратегии у него останется мало времени и качество работы пострадает.
Для продуктивной работы маркетологу нужна команда как минимум из этих 4 специалистов. Чтобы команда слаженно работала, ей надо уметь управлять: формировать ТЗ, ставить сроки, адекватно оценивать работу и т. д.
В зависимости от необходимого типа материалов маркетолог может работать с SEO-специалистом, таргетологом, контекстологом, фотографом и пр.
Создавать контент
Контент-маркетолог контролирует выход материалов по плану, может самостоятельно делать часть контента либо формировать ТЗ для исполнителей.
Размещать контент
Чтобы как можно больше людей из целевой аудитории узнало о продукте или бренде, нужно правильно подобрать каналы общения.
Где разместить контент в интернете:
Навыки и качества специалиста
Для успешной работы и развития в этой сфере маркетологу нужны определённые hard и soft skills.
Контент-маркетолог должен:
Контент-маркетологу желательно:
Качества маркетолога для успешной работы:
Как стать контент-маркетологом
Стать контент-маркетологом с нуля непросто ― нужен опыт работы в интернете, навыки дизайнера, SMM и SEO-специалиста, копирайтера и аналитика.
Научиться контент-маркетингу можно в университете, на курсах или самостоятельно.
В вузе вы не научитесь контент-маркетингу, скорее, просто маркетингу. Но этого хватит, чтобы начать карьеру маркетолога, а затем углубиться в контент-маркетинг.
Самостоятельно профессию контент-маркетолога вы можете получить с помощью книг, статей, образовательных видео, практики. В интернете много бесплатных материалов. Придётся постараться, чтобы систематизировать их.
Онлайн-курсы помогут освоить профессию контент-маркетолога сразу. Мы подготовили для вас подборку лучших образовательных программ в этой сфере: «Где пройти обучение на контент-маркетолога». Ниже несколько примеров курсов, на которых вы научитесь контент-маркетингу.
Для новичков:
Для действующих маркетологов и предпринимателей:
Чтобы стать контент-маркетологом, вам надо разобраться в особенностях интернет-бизнеса и нескольких смежных специальностях: копирайтинге, SEO-оптимизации, дизайне и т. п. Вы можете это сделать самостоятельно или с помощью курсов. Какой бы из вариантов вы ни выбрали, приложите немного усилий и у вас получится стать контент-маркетологом.
Кто такой контент-маркетолог и почему это мега-перспективно
Времена навязчивой рекламы, когда она была эффективна, прошли. Людям сложно что-то «впарить». Аудитория выбирает те бренды, которым удается найти «человечный» подход, построить эмоциональную связь. Мы в D’SKUL — за этичный диджитал-маркетинг и полезный контент. Считаем, что только таким образом выстраиваются теплые связи и доверие.
Вместе с отторжением рекламы растёт количество брендов, конкуренция за покупателя усиливается. Как в таких условиях привлечь внимание к своему товару, как рассказать людям о преимуществах и достижениях вашей компании или о выводе нового продукта на рынок? Как выделиться среди известных брендов? Со всем этим поможет справиться контент-маркетинг, в руках профессионального контент-маркетолога, разумеется.
Востребованность этой профессии растёт со скоростью развития интернета. Покупатель ищет здесь товары и услуги, читая обзоры, отзывы, разглядывая фотоподборки, советуясь с друзьями в соцсетях. Так всё больше компаний понимают, что нужно принимать новые правила игры и следовать за интересами пользователя, предлагая ему увлекательный полезный контент. Расскажем, что должен уметь настоящий специалист в контент-маркетинге, как получить эти навыки и какие перспективы перед ним открываются.
Контент-маркетинг — это продвижение компании, бренда, товаров или услуг с помощью интересных для человека материалов. Традиционно его связывают с текстовыми материалами, например, блогами или корпоративными журналами. Однако контент может быть любого типа — статьи, видео, инфографика, опросы, подкасты и т. д. Причём размещается он не только на вашем сайте и соцсетях, но и на тематических порталах, у блогеров и лидеров мнений, в СМИ и других внешних каналах.
Мы потребляем контент глазами и ушами, поэтому он делится на две категории:
Контент-маркетолог: кто такой, что делает и как им стать
Эту статью мы написали вместе со Светланой Гусевой, Content Product Manager и редактором. Вот ее facebook.
Джон поправился на карантине и задумался о домашних тренировках. Он долго выбирал приложение для фитнеса и остановился на двух. У первого приложения была только страница в AppStore, у второго — блог с полезными статьями о здоровом образе жизни. Джон доверился авторам экспертных лонгридов и купил подписку на второе приложение. На его выбор повлиял контент-маркетинг.
Разработать контент-стратегию, выбрать каналы размещения, продумать дистрибуцию материалов — это работа контент-маркетолога. В этой статье мы расскажем, чем еще занимается такой специалист и как им стать. Внутри шесть блоков:
Кто такой контент-маркетолог
Контент-маркетолог — это человек, который решает задачи бизнеса с помощью контента. Задачи могут быть разными — от привлечения первых клиентов до повышения продаж и увеличения лояльности к бренду.
Набор обязанностей контент-маркетолога может отличаться в зависимости от компании и ее размера. Например, в маленьких командах контент-маркетолог часто сам пишет все материалы и ведет социальные сети. А в крупных компаниях такой специалист управляет производством контента и дает задания копирайтерам и дизайнерам.
Рассмотрим типичный набор обязанностей контент-маркетолога на примере Крис.
Крис — контент-маркетолог в EdTech-стартапе. Она запускает корпоративный блог мобильной игры для изучения иностранных языков.
Крис проанализировала блоги и социальные сети конкурентов. Она увидела, что Tone of Voice других курсов и приложений слишком серьезный. Можно выделиться на их фоне с помощью развлекательных форматов — например, подборок фильмов и Youtube-каналов.
Крис составила контент-план и собрала команду авторов. Для привлечения читателей она поработала над SEO и договорилась о публикациях в двух каналах в Telegram. Это сработало — просмотры статей в блоге увеличились на 130%.
Через три месяца Крис проанализировала эффективность контент-стратегии. Она увидела, что статьи с лингвистическими задачами чаще дочитывали до конца, а подборки с мемами собирали больше репостов. Задача на следующий квартал — скорректировать контент-план с учетом этих данных.
На примере Крис мы видим, что контент-маркетолог управляет продвижением с помощью контента от разработки стратегии до анализа результатов. Но эта работа не для всех. Разберем, кому подойдет эта профессия.
Кому подойдет профессия
Чтобы определиться, подойдет ли вам профессия контент-маркетолога, задайте себе эти вопросы.
Умею ли я принимать и давать обратную связь? Работа контент-маркетолога на ранних этапах — это бесконечные правки и переделывание материалов. Если вы не готовы постоянно воспринимать критику, скорее всего, эта работа не для вас.
А когда вы займете руководящую позицию, критиком станете вы. Вам придется давать много правок. Если вы знаете, что вам не хватит терпения для такой работы, стоит попробовать себя в другой сфере.
Хочу ли я много писать? Большая часть контента — это текст. Писать придется много, быстро и в разных жанрах. Если вы не любите работать с текстами — возможно, вам не стоит идти в эту сферу.
Смогу ли я соблюдать и контролировать дедлайны? Одна из болей контент-маркетологов — срывы планов. Авторы могут не сдавать контент вовремя или пропадать на этапе правок. Если вы не готовы закрывать задачи в срок, не сможете справиться со стрессом от дедлайнов и своевременно отреагировать на ситуацию — возможно, контент-маркетинг вам не подойдет.
Смогу ли я долго ждать результата? Контент-маркетинг — это бег на длинную дистанцию. Результаты стратегии видны не ранее чем через 6-9 месяцев. Если вы не марафонец, а спринтер, и хотите сразу видеть изменения, в контент-маркетинге вам будет сложно.
Если вы ответили «да» хотя бы на два вопроса из этого списка, эта профессия вам подойдет. Теперь поговорим о том, что нужно уметь, чтобы стать контент-маркетологом.
Необходимые навыки
Рассмотрим основные навыки контент-маркетолога. Начнем с hard skills — это технические навыки, которые можно измерить.
Hard skills
Работа с текстами. Контент-маркетолог должен понимать, какую задачу бизнеса решают тексты, и писать в соответствии с этой задачей.
Продвижения сайта через SEO. До 80% пользователей игнорируют платную рекламу в поисковых системах. Поэтому контент-маркетолог оптимизирует тексты, чтобы сайт появлялся в органической выдаче.
Продвижение в социальных сетях. Если в команде есть SMM-специалист, контент-маркетолог не ведет аккаунты в социальных сетях. Но даже в этом случае нужно знать форматы контента в разных социальных сетях — например, для дистрибуции статей.
Email-маркетинг. Контент-маркетолог продумывает email-спецпроекты, занимается их запуском и пишет тексты писем.
Менеджмент проектов. Контент-маркетолог — не исполнитель, а стратег. Поэтому такой специалист должен управлять командой, распределять задачи и ресурсы, следить за качеством и сроками работы.
Анализ целевой аудитории. Контент-маркетологу нужно понимать, кто является целевой аудиториией, какой у нее образ жизни, какие проблемы и ценности. Так он определяет, какой контент ей нужен.
Анализ конкурентов. Контент-маркетолог изучает стратегии конкурентов, чтобы найти их слабые места и отстроиться.
Soft skills
Стрессоустойчивость. Контент-маркетолог адекватно воспринимает критику и держит себя в руках во время конфликтов с клиентами. Например, клиенты часто дают размытые ТЗ или не понимают, что контент-маркетинг не приносит доходы сразу.
Конфликты могут возникать не только с клиентами, но и внутри команды — мы нашли 5 способов их решения.
Эмпатия. Контент-маркетолог изучает боли целевой аудитории и старается решить их с помощью продукта, а также поддерживает здоровую атмосферу в команде.
Умение объяснять. Контент-маркетологам часто приходится объяснять клиентам и коллегам, почему те или иные подходы не работают. Например, когда клиент хочет запустить блог, но под его задачу лучше подходит email-рассылка.
Планирование. В контент-маркетинге многое зависит от эффективного планирования. Например, при составлении контент-плана нужно учитывать, сколько времени займет работа над лонгридами от выдачи ТЗ до утверждения финальной версии.
Работа в команде. Контент-маркетолог не работает один. Поэтому такой специалист умеет общаться с коллегами — объединяться для решения задач и давать конструктивную обратную связь.
Теперь вы знаете, чего ждут работодатели от контент-маркетолога. Поговорим о том, насколько эта позиция востребована и сколько за нее готовы платить.
Узнайте, как создать бренд с нуля
Пройдите бесплатный мини-симулятор и за 5 часов разберитесь в основах брендинга
Рынок труда
Сейчас на LinkedIn больше 30000 активных вакансий контент-маркетологов разного уровня. На HeadHunter по запросу «контент-маркетолог» можно найти всего 260 вакансий. Но проблема в терминологии — в СНГ работодатели часто путают контент-маркетолога с контент-менеджером и другими профессиями в маркетинге. На самом деле в этой сфере около 1000 активных вакансий, если объединить все похожие запросы.
Контент-маркетологов ищут в компаниях разного уровня — в стартапах, скейлапах и корпорациях. Еще специалисты по контенту востребованы в агентствах и на фрилансе.
Теперь вы знаете, где искать вакансии для контент-маркетологов и на какой уровень зарплаты ориентироваться. Разберем карьерный путь начинающего специалиста.
Карьерный путь
Контент-маркетинг предполагает работу над стратегией — это не стартовая позиция. Но этапу Junior соответствует, например, должность копирайтера. На этом этапе вы не участвуете в стратегическом планировании — только готовите контент по техническому заданию.
На этапе, который соответствует Middle в других IT-профессиях, контент-маркетолог и производит контент, и работает над стратегией. Например, придумывает рубрики блога и Tone of Voice, выбирает медиа для нативной рекламы и ставит цели по метрикам.
Мы уже узнали, что должен уметь контент-маркетолог и кому подойдет эта профессия. Разберем, как войти в сферу контента.
Читайте лучшие статьи о карьере в IT
Раз в неделю будем отправлять свежий дайджест вам на почту. Наc читает 12000 человек 🚀
Как учиться и найти работу
Предыдущий опыт работы может помочь вам в новой сфере. Например, на позиции автора или редактора в бренд-медиа вы научитесь работать с текстами и анализировать целевую аудиторию и конкурентов. Поможет и опыт в маркетинге — например, в SEO или в SMM.
Но если вы хотите стать контент-маркетологом без такого бэкграунда — будет сложнее. Разберем, с чего начать, чтобы получить эту позицию.
Изучите сферу. Это лучше делать через опыт экспертов. Мы собрали подборку из 100 телеграм-каналов с кейсами, фреймворками и жизненными историями из IT. Так вы определитесь, хотите ли стать контент-маркетологом или лучше выбрать другую профессию.
Учитесь. Когда вы поняли, чего вам не хватает, можно переходить к обучению. Выбрать курсы вам помогут материалы:
Извините, но лекции не работают — статья, где рассказываем про эффективные форматы обучения.
Сделайте свой проект. Учебные проекты нужно включать в портфолио, но этих кейсов может быть недостаточно. В статье про Pet Project мы даем подробный гайд по созданию собственного проекта. Например, вы можете запустить личный блог в любом формате от канала в Telegram до подкаста.
Оформите портфолио. Учебные и личные проекты нужно правильно представить работодателю. В статье про кейсы мы разбираемся, как оформлять результаты в портфолио. Каждый шаг рассматриваем на примерах из наших курсов.
Пройдите отбор. Почти во всех компаниях отбор кандидатов состоит из нескольких этапов. Чтобы помочь на каждом из них, мы собрали советы по прохождению скрининга резюме, тестового задания и интервью.
Пройдите испытательный срок. Вы получили работу, но впереди испытательный срок. В статье 5 ошибок в первые 100 дней в компании рассказываем, что стоит и не стоит делать, чтобы сформировать у команды правильное впечатление и влиться в новые рабочие процессы.
Резюмируем
Мы объяснили, кто такой контент-маркетолог, что он должен уметь и какие перспективы у этой профессии. Мы дали прикладную инструкцию, как учиться и проходить отбор в компанию мечты.
Теперь вы понимаете, что стать контент-маркетологом реально. Но для этого нужно работать над собой и постоянно развиваться. В результате вы получите интересные задачи, карьерный рост и отличную зарплату.