Контрактная продукция что это
Что такое контрактное производство. Объясняем простыми словами
Проще говоря, компания может произвести свою продукцию сама, а может заказать выпуск партии на другом предприятии. Причины для такого решения могут быть разные. Например, нехватка или отсутствие своих мощностей. Или же это просто получается выгоднее.
По сути, контрактное производство — это аутсорсинг в промышленности.
Пример употребления на «Секрете»
«Постепенно мы начали делать на заказ мебель для ресторанов и общественных пространств. Работали на контрактном производстве до 2017 года. Но потом нас очень подвёл подрядчик, и мы решили организовать собственное производство».
(Основатели Intero Вера Кирсанова и Константин Лапшов — о проблемах своего бизнеса.)
Нюансы
Выделяют два типа контрактного производства: выполнение только отдельных технических операций и выполнение полного цикла изготовления продукта, начиная с идеи.
Контрактные производства, в свою очередь, тоже делятся на две группы: либо полностью специализируются на контрактном производстве, либо производят продукцию и под собственным брендом тоже.
Критика
Как и любой бизнес, контрактное производство имеет свои риски, особенно для заказчика. Например, заказчик отчасти теряет контроль над процессом производства. В этом случае все возникающие негативные ситуации и риски предусмотреть невозможно.
Другой существенный риск — это возможность потерять интеллектуальную собственность на продукт. Вашу разработку или идею во время производства на сторонней площадке могут попросту украсть.
Каким образом работает контрактное производство
Разновидности контрактного производства
Изготовление продукции с помощью подрядчиков — распространенное явление в отечественной и зарубежной бизнес-среде. Компании, занятые контрактным производством, бывают двух типов:
При этом, подрядчик может выполнять различные функции:
Видео
Какие преимущества для заказчика?
Основные преимущества контрактного производства для торговой сети:
Именно контрактное производство позволяет обеспечить оперативный запуск нового товара на рынок.
Если предприниматель передает изготовление товара на аутсорсинг, то он автоматически избавляется от необходимости инвестировать в оборудование, закупать материалы, сырье, комплектующие, нанимать рабочий персонал.
Контрактное производство позволяет высвободить средства и время на продвижение своих брендов, совершенствование системы сбыта, разработку новинок.
Предприниматель получает возможность проверить интерес потребителя к товару на небольшой пробной партии продукции. Это также позволяет своевременно выявить имеющиеся недостатки и внести изменения в заказ.
Если запуск товара окажется неудачным, предприниматель сможет срочно закрыть проект. Риски в таком случае пропорционально разделены между всеми участниками процесса.
Как выглядит контрактное производство в России?
В мировой практике контрактное производство уже достаточно давно является глобальным трендом во многих отраслях промышленности. Рынок России долгое время оставался вне этого тренда. Причиной тому была не столько отсталая материально-техническая база, сколько недостаток информации о принципах функционирования, организации, широкомасштабного взаимодействия и управления такой системой производства.
Однако за последние несколько лет, с тех пор как появились предприятия новой формации с современным оборудованием, а бизнес-модель стала понятной во всех тонкостях, ситуация заметно изменилась. Российские мощности становятся все более популярными для мировых компаний в качестве поставщика аутсорсинговых услуг. Особенно заметны подвижки в таких областях, как фармацевтика, биотехнология, косметика, электроника, химия.
В области контрактного производства химической продукции больше всего востребованы компании, производящие по контакту товары народного потребления — ТНП. Постоянно большим спросом пользуются препараты бытовой химии:
Разнообразие химических ТНП и растущие потребности требуют постоянного расширения производства. То, что рецептура и технология изготовления препаратов постоянно меняются, стремясь к совершенству, требует, чтобы это производство было самым современным и поддерживалось научными ресурсами. Поэтому крупные компании с большими производственными мощностями, современным оборудованием и фундаментальной исследовательской базой, наиболее привлекательны для заключения контрактов.
Рынок контрактного производства России в области химии пока еще испытывает недостаток в высокотехнологичных предприятиях-исполнителях, соответствующих высоким мировым стандартам, но он уже есть, так как в достаточной мере есть и спрос, и предложение, и тенденция к их быстрому росту.
В чем заключается сотрудничество при выпуске СТМ?
Всё начинается с проведения торговой сетью тендера, на котором объявляются основные требования к товару, условиям поставки, порядку оплаты и цене. Производитель проводит оценку своих возможностей, а затем согласовывает с сетью сроки поставки и объемы продукции. После этого сеть проверяет поставщиков сырья, производство и начинается выпуск товаров.
Отметим, что ценовая модель при сотрудничестве с производителями включает в себя не только стоимость поставки, но и премии, отсрочки платежей, оплату услуг сети. Стоимость услуг рассчитывается либо в процентах от товарооборота, либо в фиксированных суммах.
Что делать малому бизнесу в такой ситуации
Что же делать в таких условиях вам, честному представителю славного сегмента малого и среднего бизнеса, которого только ленивый нынче не пнул? Гонять бочку с молоком по окрестным деревням? Продаться FMCG-гигантам и выдавать им условную «молочную массу»? Учиться делать интересные высокомаржинальные продукты?
Последнее кажется самым перспективным. И тут есть три варианта.
Есть и четвертый вариант. А вдруг вы решили, что пора уже выйти из всей этой игры с молочными цистернами, выплатами зарплат, кредитными ставками и налоговыми декларациями? Итак, продается миленький функционирующий «свечной заводик». Но много ли дадут за него прошаренные акулы рынка? Контрактное производство небесполезно и в этом случае. Оно вполне может стать действенным инструментом M&A и помочь увеличить стоимость актива.
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ЗАКАЗЧИКА И ПРОИЗВОДИТЕЛЯ
Заключения технологов производителя не всегда совпадают с требованиями, изложенными в документации заказчика. Не следует игнорировать предложения исполнителя, так как именно он несет персональную ответственность за качество готового изделия и может обладать определенным опытом (контрактный производитель выполняет тысячи разнообразных заданий, и его знания пополняются ежедневно).
Контрактное производство
Такой вид сотрудничества, как контрактное производство, выгоден и для производителя (позволяет загрузить имеющиеся у него мощности), и для заказчика (дает возможность получить необходимый готовый товар под своим товарным знаком). Чтобы избежать разногласий, сторонам договора на контрактное производство целесообразно детализировать в нем каждый этап.
Что такое контрактное производство
Законодательство Беларуси не дает определения понятию «контрактное производство». На практике такое производство подразумевает под собой выпуск товаров (продукции) по заказу на производственных мощностях независимого производителя, который обеспечивает полное соблюдение технологического цикла и контроль качества готовых товаров (продукции) в соответствии с требованиями заказчика. При этом речь может идти как об отдельных технологических операциях, так и о полном цикле изготовления товаров.
В случае когда контрактное производство предполагает выполнение отдельных технологических операций, в изготовлении готовых товаров (продукции) участвуют несколько производителей. Заказчик в этом случае координирует поставку сырья, комплектующих, занимается логистикой и выстраивает взаимосвязи между производителями в целях успешного изготовления конечного товара.
Если контрактное производство представляет собой полный цикл изготовления товаров, то производитель здесь один и он должен учесть все пожелания заказчика, а заказчик, по сути, забирает от него уже готовый товар.
Контрактное производство достаточно распространено в сетях розничной торговли, фармацевтических и косметических компаниях, предприятиях электроники.
При контрактном производстве отношения сторон отличаются от отношений продавца и покупателя, поскольку в правоотношениях купли-продажи покупатель не имеет никакого отношения к процессу производства товаров, реализуемых продавцом-производителем. В то же время при контрактном производстве производитель и заказчик взаимодействуют между собой на стадии (стадиях) производства товаров (продукции).
Контрактное производство имеет как преимущества, так и недостатки. Поэтому вступая в подобные договорные отношения, следует учитывать ряд правовых моментов, имеющих важное значение и снижающих риски для обеих сторон.
Какой договор при контрактном производстве заключить
Отметим, что по своей правовой природе отношения сторон при контрактном производстве более всего схожи с правоотношениями подряда. Но это не говорит о том, что стороны не могут заключить между собой иной договор.
Обратим внимание, что существенными условиями договора при контрактном производстве являются :
— условия о предмете договора;
— условия, которые названы в законодательстве как существенные, необходимые или обязательные для договоров данного вида;
— условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Неотъемлемая часть указанного договора — техзадание. В нем следует предусмотреть все технические детали процесса производства товаров.
Как оформить техзадание и техдокументацию
Задача заказчика — продать изготовленные производителем товары. Поэтому требования к ним (технические характеристики, состав и т.п.) чаще всего устанавливает именно заказчик. Однако нужно понимать, что технологический процесс при производстве товаров осуществляет именно производитель, которому известны все технические детали такого процесса. При подготовке проектов документов необходимо учесть все тонкости технологии производственных процессов. Поэтому важно, чтобы, формулируя условия техзадания и оформляя техдокументацию, имеющую отношение к процессу производства товаров, заказчик и производитель понимали друг друга.
Целесообразно рассматривать техзадание и техдокументацию как неотъемлемую часть заключаемого договора на контрактное производство. Соответствующее указание надо включить в текст такого договора.
Как правило, в техзадании и прилагаемой техдокументации детализируется процесс производства товаров, оговариваются применяемые материалы, способы производства, контроля, измерений и т.п., приводятся ссылки на ТНПА, применяемые при производстве товаров, характеристики товаров, требования к внешнему виду и т.п.
Как оформить использование производителем товарного знака заказчика
Контрактное производство предполагает, что товары будут произведены и в дальнейшем реализованы под товарным знаком заказчика. В связи с этим возникает вопрос законного использования такого знака производителем в процессе производства. На практике мнения юристов о том, требуется ли заключать отдельный лицензионный договор или достаточно указать об этом в договоре на контрактное производство, расходятся.
Попытаемся ответить на этот вопрос, проанализировав законодательство об интеллектуальной собственности.
Как видно, ГК оперирует понятием «переход исключительных прав на товарный знак». Это говорит о том, что при таком переходе иное лицо получает право использовать товарный знак по форме и способами, согласованными сторонами в договоре.
На первый взгляд получается, что, исходя из ГК, при передаче прав на товарный знак необходимо заключать либо лицензионный договор, либо договор уступки исключительного права. Однако в силу ст. 979 ГК законодательство об интеллектуальной собственности состоит не только из ГК, но и из других актов законодательства.
Рассмотренная норма ч. 2 п. 3 ст. 20 Закона о товарных знаках интересна и следующим. В ней законодатель указывает, что товарный знак можно использовать не только на основании договора, но и с разрешения владельца, т.е. теоретически вне рамок договорных обязательств. Полагаем, что законодатель допускает использование товарного знака другим лицом (не владельцем такого знака) не только на основании лицензионного договора либо договора уступки исключительного права, но и на иных правовых основаниях.
Ведь нужно учитывать, что специфика контрактного производства состоит в том, что производитель фактически использует товарный знак заказчика только в целях его нанесения на упаковку (этикетку), при этом товар в дальнейшем отгружается именно заказчику, а не третьим лицам. Поэтому, по нашему мнению, в договор на контрактное производство можно включить указание на то, что производитель вправе использовать товарный знак заказчика в процессе производства, при этом такое использование не связано с извлечением дохода. Поэтому заключать отдельный лицензионный договор либо договор уступки исключительного права здесь не требуется.
Как контролировать производителя на стадии производства и качество готовой продукции
Поскольку произведенные товары будет реализовывать именно заказчик под своим товарным знаком, ему очень важно, чтобы товары были качественными. Это снизит риск причинения ущерба его репутации. В такой ситуации отражение в договоре на контрактное производство правовых механизмов контроля как на стадии производства товаров, так и при их отгрузке заказчику имеет принципиальное значение.
На стадии производства заказчик должен иметь возможность контролировать технологические операции (частично или полностью — если подобное позволяют технические параметры), при этом не вмешиваясь в оперативную деятельность производителя. Данное право предоставлено ему нормой п. 1 ст. 669 ГК.
— использовать предоставленный заказчиком материал экономно и расчетливо;
— по окончании работ представить заказчику отчет об израсходовании материалов;
— возвратить их остаток либо с согласия заказчика уменьшить цену (смету) работ с учетом стоимости остающихся у производителя неиспользованных материалов.
Как правило, оценку соответствия проходит производитель, однако стороны могут предусмотреть в договоре на контрактное производство, что это обязанность заказчика.
Контрактное производство — преимущества и недостатки
Сегодня значительная часть себестоимости продукта — а значит, и продажной цены — создается не в цехах на конвейерах, а в кабинетах маркетологов и руководителей отделов продаж. Производство же играет все меньшую роль в ценообразовании. Давайте разберемся, в каких случаях контрактное производство выгодно заказчику и подрядчику и какие риски оно таит для каждой из сторон.
Почему возникло контрактное производство
Своим возникновением контрактное производство обязано в первую очередь переводу производственных мощностей в страны, где оплата труда невысока, с целью снизить издержки производства. Многие западные компании размещали свои мощности в государствах Юго-Восточной Азии еще в 1970–1980-е годы. По мнению авторитетных исследователей, именно такая мера обеспечила этим фирмам экспоненциальный рост производства. Экономия на издержках (в основном за счет сборочных производств) позволила западным компаниям сконцентрироваться собственно на потребителях и продвижении.
Подрядчик может выступать в двух разных ролях:
1. OEM (англ. original equipment manufacturer — производитель оригинального оборудования). В этом случае он получает от заказчика полный пакет документации, необходимой для выпуска продукции с заданными характеристиками и дизайном.
2. ODM (англ. original design manufacturer — разработчик оригинального проекта). При таких отношениях он ведет проект целиком — начиная от конструкторских и дизайнерских разработок и заканчивая собственно производством.
Вот пример из практики компании Asus. Сначала она размещала заказы на сборку ноутбуков из готовых компонентов у известных тайваньских производителей. Затем, по мере развития отношений, один из подрядчиков предложил взять на себя не только сборку, но также конструкторские работы и дизайн. Компания согласилась и теперь может полностью сконцентрироваться на поддержке бренда и развитии системы маркетинговых коммуникаций.
Выгоды для заказчика
1. Возможность сосредоточиться на продвижении. Это, пожалуй, главная выгода для компании, решившей работать по контракту со сторонними производителями. Поручив производство профессиональным исполнителям, Вы сможете уделять исключительное внимание маркетингу и продажам.
Хороший пример — немецкая компания Artega, выпускающая спортивные автомобили. На самом предприятии выполняются конструкторские и инженерные работы, а также финальная сборка. Все остальное, включая дизайн, доверено подрядчикам. Передать производство всех деталей сторонним производителям стало возможным во многом благодаря удачному месторасположению. В земле Северный Рейн — Вестфалия автомобили выпускают уже больше 100 лет, поэтому недостатка в профессиональных исполнителях нет. Понятно, что, например, с изготовлением деталей кузова из карбона лучше справится фирма, у которой есть большой опыт такой работы и специальное оборудование. Это тот самый случай, когда контрактное производство — единственный способ получить отличное качество за разумные деньги.
2. Эффективное управление себестоимостью. Контрактное производство позволяет уменьшить долю прямых затрат в структуре себестоимости конечного продукта. Всегда проще найти более выгодного подрядчика, чем эффективно контролировать прямые издержки на собственном производстве.
3. Более простое управление качеством продукции. Если продукция не соответствует стандартам качества, утвержденным договором, Вы можете разорвать договор и получить деньги назад. Поскольку подрядчики не хотят остаться без клиента, они следят за качеством продукции тщательнее, чем собственный персонал заказчика. Потерять важный контракт или лишиться премии — согласитесь, не одно и тоже. Приведу в пример компанию Audi, которая заказывает производство деталей кузова для модели A6 сразу ряду небольших предприятий с численностью сотрудников до 40–50 человек. Таким образом фирма не только снижает себестоимость автомобилей, но и стимулирует своих многочисленных подрядчиков уделять должное внимание качеству выпускаемых изделий.
4. Увеличение ликвидности активов. Это скорее дополнительное преимущество. И все же финансовое состояние предприятий, поручивших выпуск продукции подрядчикам, как правило, лучше, чем у конкурентов, которые осуществляют капитальные инвестиции в производство. Высвобождаемые средства можно направить на совершенствование системы продаж или создание новых продуктов. Так поступают практически все известные производители бытовой электроники. Они давно представляют собой финансово-конструкторские центры, основной продукт которых — идеи, инженерная документация и дизайнерские разработки.
Одно из преимуществ контрактного производства — в том, что оно дает возможность протестировать идею. Допустим, Вы задались целью запустить долгосрочный проект или наладить выпуск на собственных мощностях. Контрактный бизнес позволит изучить рынок и оценить риски. Именно так поступила одна известная мне питерская компания. Она успешно развивала производство радиоуправляемых игрушек, а в какой-то момент решила выйти на рынок электроники для бытовой техники. Вместо того чтобы сразу начать выпуск в своих цехах, фирма сначала привлекла подрядчиков, изготовивших несколько опытных партий изделий. Лишь когда пробные образцы удалось выгодно продать, а компания получила представление о том, что за функции интересуют потребителя и какую цену он готов заплатить, было принято решение открыть собственное производство.
Для нас при выборе подрядчика важно выяснить, каков минимальный объем партии, который он согласен изготовить. Компания «Евромедсервис», входящая в наш холдинг, размещает заказы на производство комплектующих для медицинского оборудования у контрактного производителя в Калининграде. Мы принципиально работаем с отечественными подрядчиками, поскольку они могут качественно и по приемлемой цене выпустить любые объемы продукции. Китайские же производства, например, не возьмутся за заказ, если объем партии меньше, чем несколько десятков тысяч изделий. Кроме того, сотрудничество с российским подрядчиком экономит время и позволяет снизить таможенные и логистические расходы.
Риски для заказчика
Отказ от собственного производства сопряжен для компании не только с выгодой, но и с угрозами. Возникают они оттого, что подрядчик — это другая компания, которой управляете не Вы. Производство может остановиться по не зависящим от заказчика причинам, но именно заказчик в этом случае рискует потерять свой бизнес.
1. Снижение конкурентоспособности. У компании, которая передала производство на аутсорсинг, меньше возможностей снижать цену, так как уровень цены, приемлемый для такой фирмы, выше, чем у конкурентов, располагающих собственным производством. Если изменится спрос, структуру себестоимости продукта, производимого по контракту у стороннего изготовителя, быстро изменить не удастся: цена на услуги подрядчика, фиксируемая в договоре, как правило, твердая. Конкурент же, выпускающий аналогичную продукцию на собственных мощностях, способен отреагировать оперативнее, внеся необходимые изменения в переменную составляющую себестоимости. А значит, контрактное производство оправдывает себя, только если речь идет о выпуске товаров с высокой добавленной стоимостью.
2. Превращение подрядчика в конкурента. Особенно значителен этот риск в странах с низкой правовой культурой. Ваш партнер может открыть производство аналогов Ваших изделий по более низкой цене. Многие западные компании, передав выпуск товаров на аутсорсинг, фактически подарили собственные производственные секреты предприятиям из Юго-Восточной Азии. Чтобы не попасться на ту же удочку, современные разработчики высокотехнологичной продукции, поручающие изготовление своей продукции подрядчикам в Китае или на Тайване, финальную сборку и настройку предпочитают выполнять в Европе. К примеру, станки компании Anderson производятся на Тайване, а финальное тестирование и доработку проходят в Германии.
3. Репутационный риск. Штамп «Сделано в Китае», скорее всего, оттолкнет потребителей, ищущих продукт высокого качества. Впрочем, в последнее время ситуация меняется: потребители все больше доверяют брендам, и им не важно, где именно произведен товар под заслуживающей доверия маркой.
Не допускайте, чтобы производитель использовал для выпуска Вашего товара уникальную технологию, на которую имеет патент: это может серьезно осложнить Вам смену подрядчика в будущем. Кроме того, важно пообщаться с теми, кто уже сотрудничал с изготовителем, познакомиться с отзывами и изучить образцы работ. Важно, чтобы партнер имел обширные связи в отрасли и обладал перспективами развития; рассчитайте, сможет ли производитель справиться с Вашими объемами не только в ближайшее время, но и через несколько лет.
Я бы рекомендовал выбирать подрядчика, который подходит к работе творчески, предлагая собственные решения соответственно особенностям технологического процесса. Например, когда у меня возникла мысль разработать и продавать медицинский аппарат для дезинфекции воздуха в помещении, я не представлял ни как воплотить эту идею технически, ни каков будет внешний вид прибора. Решение мне предложил партнер — контрактный производитель.
Чтобы удостовериться в работоспособности оборудования и надлежащей подготовке сотрудников, лучше лично посетить производственную площадку. В приложении к контракту обязательно оговорите сроки выполнения заказов и размер неустойки в случае их срыва. Требуйте гарантий на произведенные изделия. Чем детальнее будет смета, приложенная Вами к контракту, тем лучше — указывайте каждый болт и шуруп. Четко формулируйте техническое задание. Тестируйте готовую продукцию. Также в контракте нужно непременно зафиксировать минимальный срок, в который подрядчик должен предупредить заказчика о предстоящем расторжении договора, чтобы у заказчика было достаточно времени на поиск нового партнера.
Выгоды для производителя
Обеспечив себе гарантированные заказы на ближайшие год-два, подрядчик может сосредоточиться всецело на решении производственных проблем и не задумываться о сбыте. Это позволит, к примеру, направить финансовые ресурсы на обновление производственных фондов, упрочив в результате позиции компании на рынке. Замечу, что подрядчику выгодно сотрудничать лишь с небольшим числом клиентов: тогда не потребуется большого штата профессиональных сотрудников для работы с заказчиками.
Кроме того, подрядчик может сэкономить на инвестициях в R&D (англ. research and development — научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), поскольку, выполняя заказы, он зачастую знакомится с передовыми технологиями своих клиентов. Конечно, в договоре фиксируется, что производитель не имеет права использовать чужие ноу-хау в собственных целях, но отследить соблюдение этого обязательства на практике почти невозможно. Подрядчик всегда в курсе актуальных тенденций отрасли, причем эти знания достаются ему фактически даром.
Риски для производителя
Компания, которая работает лишь с несколькими b2b-партнерами, менее стабильна, чем предприятие, имеющее непосредственный контакт с конечным потребителем. Подрядчик вынужден разделять все риски заказчика, все неудачи его продукта или бренда. Ошибки в стратегии клиента могут стоить производителю значительной части выручки или даже поставить под угрозу весь его бизнес. Сотрудничать же с несколькими крупными клиентами одновременно (чтобы таким образом снизить риски) способен не каждый подрядчик: у иных для этого не хватает производственных мощностей.
Контрактное производство предполагает отношения, качественно отличающиеся от отношений покупателя и продавца. Заказчик и подрядчик, заинтересованные во взаимовыгодной реализации проекта, фактически работают как одна команда. Отмечу основные аспекты, недостаточное понимание которых отечественными компаниями нередко затрудняет сотрудничество заказчика и исполнителя.
Разработка технического задания. У зарубежных контрактных производителей этап совместной работы заказчика с технологами подрядчика практически отсутствует: заказ примут и выполнят в точном соответствии с техническим заданием и конструкторской документацией — ни больше ни меньше. Это и понятно: зарубежные компании много лет используют технологии автоматизированного монтажа, так что конструкторская документация готовится в соответствии с уже отработанными требованиями. На отечественном же рынке современные технологии монтажа и новейшая элементная база доступны лишь с относительно недавнего времени. И большинство заказчиков при подготовке проектов не могут учесть всех аспектов технологии автоматизированного производства: они их просто не знают. Следует принять во внимание также специфику российского рынка качественных материалов и компонентов, предложение на котором крайне ограниченно, а также стихийную, непрогнозируемую потребность производства, затрудняющую планирование серийного выпуска. Поэтому совместная работа заказчика и технологов подрядчика — важный (а в 90% случаев — обязательный) этап взаимодействия. Коммерческий отдел исполнителя должен помочь заказчику оценить перспективы проекта, рассчитав, производство каких наименований продукции придется наращивать в будущем.
Подготовка конструкторской документации. В большинстве случаев подрядчик получает от заказчика неполную или плохо проработанную конструкторскую документацию. Ответственный исполнитель должен досконально выяснить все нюансы — это сложная совместная задача. Чем подробнее заказчик опишет требования к изделию, тем быстрее пройдет первичный этап согласования и тем меньше разочарований будет в дальнейшем.
Тестирование изделий. Если в документации заказчика требования, касающиеся материала, покрытий и других технологических параметров, заданы жестко, подрядчик должен проверить, насколько они реализуемы. Заключения технологов исполнителя не всегда совпадают с требованиями, изложенными в документации. Но я бы советовал заказчику прислушиваться к доводам ведущего технолога подрядчика: во-первых, именно он несет персональную ответственность за качество готового изделия; во-вторых, он обладает огромным опытом — ведь контрактный производитель выполняет тысячи разнообразных заданий и его знания пополняются ежедневно. Консультации с подрядчиком могут сэкономить заказчику деньги, подсказать современные эффективные решения и гарантировать качество продукции. Специалисты производителя также способны помочь Вам в изменении дизайна изделий, не отличающихся высокой технологичностью.
Поддержание обратной связи. Рабочий контакт подрядчика с заказчиком не должен прерываться после отгрузки готовых изделий и подписания акта приемки. Обратная связь после выполнения заказа полезна обеим сторонам: она поможет учесть допущенные ошибки или недочеты в дальнейшей работе.