Контрактная система для чего

44‑ФЗ «для чайников»: как проводятся госзакупки

Контрактная система для чего. Смотреть фото Контрактная система для чего. Смотреть картинку Контрактная система для чего. Картинка про Контрактная система для чего. Фото Контрактная система для чего

Государственные и муниципальные учреждения приобретают товары, работы или услуги для собственных нужд через систему госзакупок (иначе — контрактная система, торги по госзакупкам). Отношения в этой сфере регулирует Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года. Разобраться в нем — непростая задача для новичков. Мы попробуем рассказать об основных положениях этого закона более простым языком.

Кто участвует в закупках по 44-ФЗ?

Основные действующие лица в системе госзакупок — это заказчики и поставщики (подрядчики). Заказчиками являются государственные и муниципальные бюджетные учреждения. Поставщиками же могут быть любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Закон № 44-ФЗ предъявляет к поставщикам ряд требований:

Дополнительно заказчик может потребовать, чтобы поставщик не значился в реестре недобросовестных поставщиков.

Какие закупки регулирует 44-ФЗ?

Закон № 44-ФЗ определяет правила проведения только тех закупок, которые осуществляют государственные органы власти или муниципальные учреждения за счет бюджетных средств. Закупки бюджетных учреждений, субъектов естественных монополий, компаний с участием государства за счет собственных средств регулирует другой федеральный закон — от 18.07.11 № 223-ФЗ.

ВНИМАНИЕ. Закон № 44-ФЗ не регулирует:

Как организована контрактная система

Общая схема проста. Госзаказчики заранее составляют планы закупок для собственных нужд и публикуют извещения о предстоящих торгах на сайте Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) — www.zakupki.gov.ru. Доступ к информации на ЕИС — бесплатный.

Извещение содержит информацию о товаре, работе или услуге, которая будет закупаться. Там же указывается и начальная (максимальная) цена контракта (НМЦ). Это предельно возможная сумма, которую заказчик готов заплатить поставщику или подрядчику.

В торгах принимают участие потенциальные поставщики и подрядчики. Для этого они подают соответствующие заявки. Если закупка проводится «бумажным» способом, заявки подаются в запечатанных конвертах (лично или по почте). Если закупка проводится электронным способом, то заявки подаются на электронной торговой площадке, которая указана в извещении.

ВАЖНО. В момент подачи заявки необходимо внести обеспечительный платеж. Его размер устанавливает заказчик в диапазоне от 0,5 % до 5 % от начальной (максимальной) цены контракта. Если претендент проигрывает торги, данную сумму ему вернут.

По итогам торгов выявляется победитель, который предложил самые выгодные условия. С ним заключается контракт, и после этого победитель торгов становится поставщиком для той или иной госструктуры.

Какими способами осуществляются госзакупки

Существует несколько способов проведения госзакупок. Практически все они осуществляются на электронных торговых площадках (ЭТП). На сегодняшний день таких площадок восемь:

Поставщики, желающие участвовать в торгах должны приобрести электронную подпись и аккредитоваться на этих площадках.

Электронный аукцион

До 60% всех закупок осуществляются путем проведения открытого аукциона. Он проходит в электронной форме на одной из ЭТП. При таком способе торгов потенциальный поставщик составляет заявку из двух частей. Первая посвящена предмету закупки, вторая — самому участнику.

До аукциона заказчик рассматривает первую часть заявки, после аукциона — вторую. После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения.

В ходе торгов участники снижают НМЦ на шаг от 0,5 до 5% от НМЦ. Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, то побеждает участник, который предложил самую низкую цену. После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт.

Открытый конкурс

Участники подают заявки в запечатанных конвертах. Заказчик выбирает победителя не только по наименьшей цене, но и по качеству товара, работы или услуги. Для этого закупочная комиссия оценивает качество продукции, опыт выполнения подобных контрактов, квалификацию персонала и проч. Побеждает участник, который предложил лучшие условия.

Запрос котировок

Это самый простой и быстрый способ проведения торгов. Он используется при закупках типовых, серийных товаров, работ и услуг на суммы не более 3 млн руб. Участники присылают свои заявки с ценой один раз. Заказчик смотрит сразу все заявки и определяет победителя по наименьшей предложенной цене.

Закупка у единственного поставщика

Заказчик сам решает, с кем заключить контракт. Один из самых востребованных случаев закупки у единственного поставщика — это закупка не дороже 600 тыс. рублей (с апреля 2021 года лимит подняли до 3 млн руб., если торги проходят на ЭТП). Крупные заказчики обязаны проводить такие закупки на Едином агрегаторе торгов «Березка» (см. «Как работает Единый агрегатор торгов «Березка» и кто обязан его использовать»).

Есть и другие способы проведения торгов: конкурс с ограниченным участием, закрытый конкурс, двухэтапный конкурс и проч. Но они используются гораздо реже.

Обратите внимание: отследить размещение информации о нужной закупке можно в сервисе «Контур.Закупки». В нем поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам). После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Источник

Что такое контрактная система по 44-ФЗ

Антикризисное предложение до 08 декабря

Контрактная система для чего. Смотреть фото Контрактная система для чего. Смотреть картинку Контрактная система для чего. Картинка про Контрактная система для чего. Фото Контрактная система для чего

Что такое контрактная система по 44-ФЗ: разбираемся в главных понятиях

Контрактная система для чего. Смотреть фото Контрактная система для чего. Смотреть картинку Контрактная система для чего. Картинка про Контрактная система для чего. Фото Контрактная система для чего

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

Для тех, кто планирует войти в сферу госзакупок, необходимо знать, что такое контрактная система по 44-ФЗ. Именно указанный закон регламентирует закупочную деятельность на федеральном и муниципальном уровнях.

С момента введения в 2014 г., система госзакупок претерпевала изменения, и этот процесс еще не закончен. Последние новшества прошли в 2019 г., а еще несколько запланированы на 2020 г. Поэтому в нашем материале расскажем, что представляет собой контрактная система на данный момент.

Что такое контрактная система по 44-ФЗ

У неопытных поставщиков часто возникают трудности, когда они решают участвовать в закупках и сталкиваются с понятием контрактной системы. Обычно данный термин понимают как любые поставки заказчикам после подписания соответствующего контракта. Однако это мнение ошибочно: контрактной системой закупок называется торгово-закупочная деятельность, нормы осуществления которой устанавливаются Законом 44-ФЗ.

Контрактная система позволяет на законодательном уровне регулировать проведение тендеров организациями, финансируемыми из средств государственного, муниципального бюджетов.

01.01.2014 г. в силу вступил закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд» от 05.04.2013 г., наиболее известный как 44-ФЗ. До этого использовался 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд».

Согласно 44-ФЗ, контрактная система объединяет в себе всех участников и их действия, цель которых состоит в обеспечении нужд на государственном, муниципальном уровне. В данном случае работа может вестись при помощи Единой информационной системы, при условии, что использование последней не исключается нормами Федерального закона. Все действия осуществляются согласно законодательству РФ и нормативным правовым актам, регулирующим контрактную систему.

В контрактной системе закупок 44-ФЗ участвуют:

Статьи 6–12 Закона 44-ФЗ содержат основные характеристики контрактной системы, а именно:

Контрактная система для чего. Смотреть фото Контрактная система для чего. Смотреть картинку Контрактная система для чего. Картинка про Контрактная система для чего. Фото Контрактная система для чего

В статье 3 Закона 44-ФЗ раскрываются ключевые термины контрактной системы:

Изучив статью 3 Закона 44-ФЗ, вам будет легче разобраться в нормах контрактной системы, так как вы будете понимать основные термины.

Виды закупок в контрактной системе по 44-ФЗ

В ст. 24 Закона 44-ФЗ установлены допустимые варианты выбора исполнителя, существующие виды закупок. Каждый способ описывается в других статьях Главы 3 этого законодательного акта.

Контрактная система по 44-ФЗ предполагает такие ключевые разновидности закупок:

Конкурентные закупки проводятся в двух форматах по 44-ФЗ: открытом и закрытом. К участию в первых допускаются все поставщики. Тогда как закрытая закупка проходит согласование с ФАС, рассчитывать на контракт может только ограниченный круг игроков рынка. По 44-ФЗ подобные закупки проходят в виде конкурса и аукциона.

Контрактная система для чего. Смотреть фото Контрактная система для чего. Смотреть картинку Контрактная система для чего. Картинка про Контрактная система для чего. Фото Контрактная система для чего

По закону 44-ФЗ о контрактной системе для аукционов может выбираться как открытая, так и закрытая форма. Половина закупок для государственных и муниципальных нужд проводится на электронных площадках в формате аукциона. Для участия в таком мероприятии нужно подготовить заявку, включающую в себя две части.

Первая часть заявок позволяет организаторам выбрать лучших из общего числа участников торгов. После чего подаются предложения по цене, и в рамках аукциона начальная максимальная стоимость закупки (НМЦ) постепенно снижается каждым участником. Побеждает тот, кто смог довести свою цену до низшего показателя среди всех предложений. Договор подписывают, проверив вторую часть заявки, для этого ее положения должны отвечать условиям торгов. Иными словами, даже если компания предложила лучшую цену, ей все еще не гарантирована сделка.

Контрактная система для чего. Смотреть фото Контрактная система для чего. Смотреть картинку Контрактная система для чего. Картинка про Контрактная система для чего. Фото Контрактная система для чего

Согласно 44-ФЗ, есть несколько отличий закрытых аукционов от открытых:

Контрактная система по 44-ФЗ предполагает и другие варианты проведения конкурентных закупок:

Обучение по 44-ФЗ для понимания контрактной системы

Любому заказчику нужно обучиться, чтобы не испытывать проблем при работе по принципам контрактной системы 44-ФЗ. Работники контрактной службы и контрактный управляющий допускаются к закупкам только при наличии высшего либо дополнительного профессионального образования в данной сфере. Высшее образование по закупкам можно получить в вузе за 2–5 лет, после чего студенту выдается диплом.

Контрактная система для чего. Смотреть фото Контрактная система для чего. Смотреть картинку Контрактная система для чего. Картинка про Контрактная система для чего. Фото Контрактная система для чего

Дополнительное образование предполагает повышение квалификации или профессиональную переподготовку. В первом случае сотрудник получает более высокую категорию в рамках имеющейся специальности, а переподготовка дает новую специальность. Также есть разница по формату получаемого документа. По итогам переподготовки получают диплом, а при повышении квалификации – удостоверение. Если вам необходимо обучиться тонкостям применения 44-ФЗ с нуля, лучше остановить выбор на высшем образовании либо профессиональной переподготовке.

Однако, чтобы заниматься, например, планированием в контрактной системе по 44-ФЗ, мало иметь образование, необходим и практический опыт.

От человека, назначенного ответственным за проведение закупок, требуются следующие навыки:

Если вы хотите успешно работать с контрактной системой закупок по 44-ФЗ, не менее важно ориентироваться в законодательстве в сфере госзаказа, антимонопольном, гражданском, бюджетном, земельном, трудовом, административном праве.

Можно воспользоваться бесплатным обучением, в том числе уроками по 44-ФЗ для начинающих в видеоформате на сайте ЕИС. Кроме того, обучение для заказчиков и поставщиков нередко организуют региональные органы власти, отвечающие за регулирование закупочной деятельности. В Москве за это направлении работы отвечает Департамент г. Москвы по конкурентной политике. Еще один ресурс, предоставляющий бесплатные обучающие материалы, – ЭТП. Если повезет, вы можете попасть на семинары и вебинары, которые иногда организуют федеральные торговые площадки.

У вас всегда есть возможность бесплатно получить всю необходимую информацию из открытых онлайн-источников. Но здесь нужно быть внимательным, ведь такие сведения никто не проверяет на актуальность и соответствие действительности.

Обучение важно для участников торгов, чтобы понимать основы законодательства, сферы применения положений 44-ФЗ о контрактной системе, регламент проведения закупок, виды и особенности процедур, критерии, по которым выбирается исполнитель, а также порядок подписания договора. Стоит ознакомиться с судебной практикой по делам, имеющим отношение к госзакупкам – тогда вы будете готовы к хитростям заказчиков и не допустите наиболее распространенных ошибок.

Источник

44‑ФЗ простым языком. Часть 1

Если вы — начинающий поставщик, участвуйте в закупках по 44-ФЗ. Он подробно объясняет участникам правила работы, рассказывает, как выбрать победителя. Закон написан сложным юридическим языком. Мы упростили текст и вот что вышло.

Контрактная система для чего. Смотреть фото Контрактная система для чего. Смотреть картинку Контрактная система для чего. Картинка про Контрактная система для чего. Фото Контрактная система для чего

Кто участвует в закупках по 44-ФЗ?

Заказчик

Поставщик

Любое юридическое или физическое лицо (в том числе ИП и самозанятые), которое:

15% всех закупок госзаказчики проводят у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

ЭТП

Федеральные органы власти

Что регулирует 44-ФЗ?

Что не регулирует 44-ФЗ?

Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ?

44-ФЗ основывается на положениях Конституции, Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации

Принципы контрактной системы

Контрактная система для чего. Смотреть фото Контрактная система для чего. Смотреть картинку Контрактная система для чего. Картинка про Контрактная система для чего. Фото Контрактная система для чего

Важные определения

Госзаказчик — это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку. Например, больницы, школы, вузы, научные институты,

Поставщик — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги.

Zakupki.gov.ru — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты. В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация.

Начальная цена контракта (НМЦ) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик. НМЦ нужно обязательно обосновывать. Поставщики не могут предложить цену, выше НМЦ.

Электронная торговая площадка — сайт, на котором заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие в закупках, проводятся электронные аукционы.

Специализированная электронная площадка — сайт с доступом по защищенным каналам связи, на котором проводят закрытые закупки.

Заявка на участие — это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке.

Единая Информационная Система (ЕИС)

Сейчас содержит

Появится в 2021 году

Доступ к информации на ЕИС — бесплатный. Если информация об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т.д. на ЕИС и в другом источнике отличается, то приоритет — у информации на ЕИС. Для участия в закупках по 44-ФЗ и в закупках у малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ нужно пройти регистрацию в ЕИС.

Организация ЭДО

Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках. В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС. Все документы подписывают электронной подписью:

Национальный режим

Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Подробнее о нём мы писали.

Способы проведения закупок

В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках.

Планирование

Основной документ заказчика — п лан-график. Нельзя провести закупку, не включенную в план-график. Документ формируется на 3 года. Вступает в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета. Публикуется в ЕИС в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не составляют гостайны.

Объявить закупку можно через 1 день после изменения плана-графика.

В описании каждой закупки есть:

При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать любую закупку необоснованной. Тогда ее корректируют или отменяют. Виновных привлекают к административной ответственности.

Все госзакупки нормируются. Количество, цену, характеристики товаров и услуг устанавливает федеральное и местное законодательство РФ.

Например, руководитель государственной организации может купить за счет бюджета только одно офисное кресло в год не дороже определенной суммы, которая зависит от региона. Все нормативы есть в ЕИС.

Начальная цена контракта

Начальную цену контракта определяет заказчик в зависимости от объекта закупки и способа размещения. Для поставщиков действуют антидемпинговые меры. Это значит, что если итоговая цена закупки будет на 25% ниже от НМЦ, победителю придется предоставить повышенное обеспечение контракта или приложить исполненные без штрафов госконтракты. Подробнее об этих мерах мы писали здесь.

Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»:

Источник

44-ФЗ для чайников

Участие в госзакупках стало сегодня одним из самых эффективных способов получить заказ, причем с гарантированной оплатой из бюджета. А потому интерес к подобным торговым процедурам сильно возрос. Их проведение регламентируется №44-ФЗ. Первая версия Федерального закона принята 05.04.2013, актуальная редакция – 02.07.2021. Отечественное законодательство сложно назвать понятным для восприятия, а потому имеет смысл изложить основные положения №44-ФЗ в варианте «для чайников», то есть обычным языком и без сложных юридических терминов.

Что такое 44-ФЗ простыми словами

№44-ФЗ определяет правила проведения закупок для обеспечения нужд государства и муниципалитетов. То есть любых учреждений, предприятий, органов власти, деятельность которых финансируется из бюджетов разного уровня – федерального, регионального или местного. Речь идет о таких важных для жизни как государства в целом, так и отдельного человека сферах деятельности, как:

Целью разработки и внедрения №44-ФЗ стало усиление контроля над расходованием бюджетных средств. Цель законодателей была очевидной – снижение общего уровня затрат. Сегодня, после нескольких лет практического применения Федерального закона, можно утверждать, что она в значительной степени достигнута.

Что регулирует и не регулирует 44-ФЗ

Положения №44-ФЗ регулируют все ключевые аспекты подготовки и проведения государственных закупок, включая:

Требования рассматриваемого федерального закона распространяются на все виды закупок, которые финансируются из бюджетов разного уровня. Исключение составляют несколько категорий закупок, к числу которых относятся такие:

Кто имеет право участвовать в госзакупках

Участники госзакупок делятся на две категории. К первой относятся заказчики, в число которых входят муниципальные и государственные организации. Их основной функцией выступает выставление заказов на торги.

Вторую категорию формируют поставщики, выступающие в статусе юридических лиц или ИП. Их задачей и интересом становится поставка товаров, работ или услуг для удовлетворения государственных или муниципальных нужд.

С некоторой долей условности еще одной категорией участников госзакупок можно назвать операторов ЭТП (электронных торговых площадок). В их функции входит создание условий для ведения закупочной деятельности. Контроль над соблюдением требований №44-ФЗ осуществляются контролирующие органы в лице различных федеральных ведомств и фактически приравненных к ним государственных корпораций, включая ФАС, Минфин, Прокуратуру, Росатом, Роскосмос, Рособоронзаказ и других.

Требования к участникам госзакупки

Единственным требованием к заказчикам госзакупок выступает финансирование из бюджета. Контроль над поставщиками предусматривает намного больше условий, выполнение которых требуется для допуска к участию в торгах. Первым и главным становится статус – ИП или ООО. Не допускаются к участию в госзакупках хозяйствующие субъекты, которые:

Наличие любого из перечисленных условий становится основанием для отказа от заключения с поставщиком государственного контракта или отклонения его заявки на участие в госзакупке. Исполнителю предоставлено право обжаловать такое решение в установленном порядке.

Преференции участникам

Актуальная версия базового Федерального закона в области государственных закупок предоставляет преференции двум категориям поставщиков. В первую входят организации инвалидов, а также учреждения системы УИС, во вторую – хозяйствующие субъекты, отнесенные к малому предпринимательству и социально ориентированным НКО. Для каждой из категорий установлены квоты, обязательные для всех видов государственных заказчиков. Дополнительной льготой становится снижение требований по сумме обеспечения заявки.

Виды госзакупок

Важной частью изложения №44-ФЗ для чайников становится перечисление возможных вариантов проведения конкурентной государственной закупки. Актуальная версия законодательства допускает семь видов подобных процедур:

Критериями выбора победителя, в зависимости от вида закупки, становится наименьшая цена или оптимальное соотношение стоимости и условия поставки товара/услуг. Самой распространенной формой проведения торгов выступает электронный аукцион. Его отличительными особенностями выступают: открытый и публичный характер, а также определение победителя по критерию низкой цены.

Площадки для проведения госзакупок

Одним из обязательных условий закупочных мероприятий в рамках №44-ФЗ выступает проведение в электронном формате. Законодательство жестко регламентирует перечень ЭТП, допущенных к подобным процедурам. Он размещается в свободном доступе в системе ЕИС закупки и включает на сегодня восемь торговых площадок. Использовать другие онлайн-платформы и сервисы для организации и проведения госзакупок запрещено.

Обеспечение заявки, контракта и гарантийных обязательств

Одним из ключевых условий участия поставщика в госзакупке становится предоставление обеспечения собственных обязательств. На сегодняшний день действует три их разновидности, применяемых на разных стадиях мероприятий:

Стандартной формой обеспечения считается банковская гарантия. Она должна быть оформлена в одном из банков, аккредитованных Минфином, и внесена в соответствующий реестр.

Снижение начальной цены госконтракта на 25%

Серьезной проблемой на начальных этапах действия №44-ФЗ стало установление некоторыми далеко не всегда добросовестными поставщиками демпинговых цен. Результатом становился срыв поставки, невозможной по настолько низкой стоимости.

Для защиты от недобросовестной конкуренции введены дополнительные требования к участникам закупки, предложившим снижение цены от начальной на 25% и более. В этом случае назначается повышенное в полтора раза обеспечение контракта. Причем оно рассчитывается от стартовой цены аукциона.

Реестр недобросовестных поставщиков (РПН)

Для защиты заказчиков и добросовестных поставщиков от действий недобросовестных создан реестр последних. Он размещается в свободном доступе в соответствующем разделе ЕИС Закупки и используется для отсеивания потенциально проблемных участников госзакупок. Фактически база данных представляет собой «черный список», попадание в который означает невозможность подачи заявки на электронный аукцион и другие закупочные процедуры в рамках №44-ФЗ в течение двух лет. Основанием для внесения поставщиков в реестр становится решение ФАС, которая занимается его ведением.

Часто задаваемые вопросы

Когда и с какой целью принят №44-ФЗ?

Федеральный закон принят 5 апреля 2013 года. Целью его разработки стало дальнейшее совершенствование правил проведения государственных закупок и снижение бюджетных расходов, направляемых на это.

Какие закупки подпадают под действие положения №44-ФЗ?

Практически все, осуществляемые для удовлетворения потребностей самых разных государственных и муниципальных организаций, включая учреждения исполнительной, законодательной и судебной власти, здравоохранения, образования и т.д.

Кто выступает участником госзакупок?

Выделяют несколько категорий участников госзакупок. Главными выступают две: поставщики и заказчики. Вспомогательные функции выполняют ЭТП, предоставляющие место для проведения торгов, и контролирующие органы, которые следят за соблюдением требований законодательства.

Какие основные критерии выбора победителя госзакупки?

Для большей части конкурентных торговых процедур, например, самой популярной из них – электронного аукциона, главным критерием определения выигравшего участника становится низкая цена. В некоторых случаях основным параметром для сравнения становится оптимальное соотношение цены и условий поставки, предложенных участником.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *