Контраварийное вождение что это
Чему учат программы контраварийной подготовки и защитного вождения
От владения навыками управления авто во многом зависит безопасность движения. Дорожную ситуацию сложно спрогнозировать. Иногда опасные факторы возникают внезапно. Это особенно актуально для зимнего периода при скользкой трассе и неблагоприятной погоде. В предлагаемом материале рассматривается контраварийная подготовка водителей с учетом особенностей курса обучения и важности освоения данной программы.
Контраварийное вождение
Грамотный и подготовленный водитель должен уметь рассчитывать дорожную ситуацию, чтобы своевременно предпринять нужные действия по обеспечению безопасности. Тем, кто хочет освоить навыки предотвращения аварий, разнообразные организации предлагают пройти курсы контраварийного вождения.
Что это
Под контраварийным вождением понимают программу, повышающую мастерство водителей.
В России основы такой программы разработаны доктором педагогики и кандидатом технических наук при РГУФКСМиТ Цыганковым Эрнестом Сергеевичем. Этот известный тренер предложил уникальную методику, не имеющую аналогов в мире, с помощью которой можно научиться вычислять развитие ситуации на дороге, предвосхищая правильными действиями аварию.
Кому необходимы
Курсы контраварийного вождения полезны любому водителю – от новичка до профессионала, заботящихся о собственной безопасности и благополучии других участников движения.
Этот курс – полезное дополнение к общей программе автошколы, которой не всегда достаточно для закрепления необходимых навыков. Дополнительные занятия по контраварийному вождению станут гарантией успешной сдачи экзаменов на водительские права.
Указанный курс особенно важен для безопасности при езде по скользкой зимней трассе, когда любое неосторожное действие может стать причиной непрогнозируемого заноса с вероятным ДТП.
Контраварийное экстремальное вождение
Отработка навыков
Контраварийное вождение предполагает отработку таких навыков:
Полный курс включает комплексную отработку перечисленных умений с закреплением правильного порядка действий.
Отличие от экстремального
Важно отличать контраварийное вождение от экстремального. Ключевые отличия этих программ представлены в таблице.
Оцениваемый фактор по программе | Для контраварийного | Для экстремального |
Для кого предназначена | Для начинающих водителей и любых других, желающих повысить мастерство | Для опытных мастеров, ставящих целью получение адреналина с освоением экстремальных приемов |
Цель | Повышение безопасности движения, особенно в сложных условиях | Участие в автогонках и других соревнованиях по водительскому мастерству |
Программа | Отработка навыков, обеспечивающих безопасность и умение прогнозировать ситуацию | Освоение экстремальных и специализированных приемов вождения с применением стояночного тормоза на ходу, трюков в виде управляемого заноса, полицейского разворота и пр. |
Практическая целесообразность | Важна для успешной сдачи экзамена в автошколе и при каждодневном участии в дорожном движении | Отсутствует |
Защитное вождение
Еще одна разновидность водительских курсов – защитное вождение. Такое обучение – полезный промежуточный этап, особенно важный для начинающих водителей между началом подготовки и записью на контраварийную программу.
Для чего нужно
Этот термин впервые появился в 1964 году в США, придуманный Робертом Шаллером. Указанный специалист организовал курсы, обучающие данным навыкам.
Обучение защитному вождению проходит под лозунгом: управлять автомобилем так, чтобы сохранять безопасность, не расходовать напрасно время, беречь деньги при любых сопутствующих обстоятельствах и действиях других людей.
Эта программа особенно полезна водителям автобусов, от которых непосредственно зависят жизни людей.
Особенности
Защитное вождение отличается от контраварийного, предусматривающего умение ориентироваться в экстренных ситуациях, и безопасного с общим курсом водительских навыков, способностью избегать аварий, предугадывая действия других водителей.
Шаллер выдвинул пять правил, соблюдение которых исключит нештатные события:
Следование перечисленным правилам с проработкой комплекса упражнений поможет закрепить навыки, гарантирующие безопасность.
Чему научат
Выпускников курсов по защитному вождению учат:
По окончании программы закрепятся навыки управления авто, водитель научится принимать правильные решения, избегая неприятных и опасных ситуаций.
Безопасное вождение
Безопасное вождение предполагает обучение водителя умению избегать ДТП, вызванных неблагоприятной погодой, некачественным дорожным покрытием, ошибками других участников движения.
Программы контраварийной подготовки и защитного вождения
Понятие
Такие курсы станут логичным мостиком от учебной программы автошколы к контраварийному вождению.
Указанную методику разделяют на две составляющие: правила действий в летних и зимних условиях, учитывая различие маневров на трассах зимой и летом.
Польза
Обучающиеся узнают, как без потерь выйти из опасной ситуации, предотвратить чрезвычайные события на трассе. После окончания курсов водитель научится минимизировать влияние рисков за счет рациональных маневров и правильной оценки действий других участников движения.
Где пройти обучение
Учебные программы предлагает множество организаций по всей стране, прошедших соответствующую аккредитацию. Возможно проведение индивидуальных или групповых занятий по направлениям от предприятий.
Для контраварийного
Контраварийное вождение предлагают следующие компании:
Пример удостоверения таких курсов.
Контраварийное вождение
Для защитного
Курсы защитного вождения можно пройти в следующих организациях:
Пример удостоверения по защитному вождению.
Удостоверение по безопасному вождению
Для безопасного
Безопасное вождение предлагают освоить:
Пример удостоверения по безопасному вождению с повышением квалификации в условиях зимы.
Удостоверение по безопасному вождению с повышением квалификации в условиях зимы
Тесты и билеты с теоретическими вопросами и правильными вариантами ответов по программам контраварийного, защитного и безопасного вождения можно бесплатно скачать в интернете и пройти проверку онлайн для предварительной оценки знаний.
Также предлагается изучить отдельные детали выполнения маневров и правильных действий по представленным видео.
Освоение приемов правильного поведения в нестандартных и чрезвычайных ситуациях обеспечит безопасность движения с сохранением жизни всем участникам.
Зачем нужны курсы экстремального и контраварийного вождения
У современного водителя уровень ответственности просто зашкаливает: он отвечает не только за себя и за свое транспортное средство, но и за пассажиров, а также за пешеходов и коллег-водителей. На дороге в любой момент может возникнуть чрезвычайная ситуация, потому человек за рулем должен быть готов к чему угодно. Для повышения водительских навыков и разработаны многочисленные курсы контраварийного или экстремального вождения. Так насколько полезным может быть такой продукт?
Простые цифры сложных проблем
Прежде чем мы начнем разбираться в том, чем отличаются курсы контраварийного от уроков экстремального вождения, давайте обратимся к старой доброй леди статистике. Мало кто знает, что в стандартных условиях дорожного трафика водители, как правило, используют не более 30% возможностей своего автомобиля. Если мы говорим о «чайниках», то этот показатель еще ниже – около 20%. Профессионалы могут «выжать» из своей машины порядка 50% его потенциала. Возможности своего авто предельно используют лишь гонщики, да и то происходит это исключительно на специально подготовленных трассах.
На все сто потенциал своего авто умеют использовать только профессиональные спортсмены
Заговорили мы о потенциале автомобиля совсем не случайно. Дело в том, что на дороге могут возникнуть такие ситуации, которые потребуют от нас максимальной отдачи не только собственных сил, энергии, концентрации, реакции и способности трезво мыслить, когда вокруг «рвутся снаряды», но и полной отдачи от машины. Могут ли помочь нам в этом курсы контраварийного вождения?
Экстремальное или контраварийное вождение: трудности терминологии
Зачастую водители путают эти два совершенно разных понятия. Если мы говорим об умении управлять автомобилем в самых критичных ситуациях, которые могут возникать на дорогах общего пользования, то это контраварийное вождение. А вот экстремальное вождение можно назвать «квази-спортом», когда водитель управляет своим авто, используя приемы раллийных гонщиков. Так что об экстремальном вождении на дорогах общего пользования и речи быть не может.
Не стоит путать «контраварийку» с экстремальным вождением, которое по сути является спортом
Фото mygalaxy.com.ua
Но давайте абстрагируемся от точных определений и энциклопедических значений. Сразу договоримся о том, что будем воспринимать и контраварийное, и экстремальное вождение как специальную подготовку, направленную на то, чтобы повысить уровень водительского мастерства, умение проявлять реакцию в чрезвычайных ситуациях и научиться принимать зачастую единственно правильные решения.
На курсах вас научат входить в занос «аквапланировать», экстренно тормозить и многому другому
Многие задаются вполне справедливым вопросом – а нужны ли мне в принципе уроки экстремального вождения? Ответить на этот вопрос можете лишь вы сами. Если принять во внимание данные ЮНЕСКО, согласно которым каждый год на дорогах мира погибает в общей сложности 1 млн человек, и только в одной России – около 30 тыс., то все становится на свои места. Водитель, тем более тот, который не уверен в собственных силах, должен быть готов к тому, что в какой-то момент от него отвернется милостивый дорожно-транспортный бог.
Суть контраварийного вождения
Если говорить поэтично, то дорога – это лента, которой перевязана коробка, таящая в себе массу сюрпризов. И только от водителя зависит то, будут эти сюрпризы приятными или не очень. Вот, к примеру, каждый год в начале зимы вся Россия отмечает «День жестянщика», когда статистические диаграммы ДТП начинают подпирать потолок. В чем заключается проблема? Неготовность к резкой смене сезона? Нехватка времени на замену летней резины на зимнюю? Недисциплинированность или невнимательность водителей? Сбой биологических ритмов? Нет! Дело в дефиците мастерства водителей.
Групповые занятия стоят значительно дешевле
Фото extrimdrive.ru
При этом практически любая школа экстремального вождения позволит приобрести необходимые навыки буквально за неделю. Да, профессионалом вы не станете. Но от неприятностей сможете избавиться.
Московским водителям довольно часто приходится попадать в экстренные ситуации
Фото balancer.ru
Москва – очень требовательный город, который может выставить водителю такой счет, о котором лучше не думать. И чем больше на дорогах белокаменной будет людей, которые обучены действовать в экстремальных ситуациях, тем меньше этих самых ситуаций будут будоражить вечерние выпуски новостей.
Этапы «контраварийки»
В основном качественные курсы предлагают вовсе не автошколы, которые балуются предоставлением дополнительных услуг, а узкоспециализированные учебные центры. И таких компаний, а также частных автоинструкторов, которые преподают экстремальное вождение автомобиля, сегодня более чем достаточно. Итак, что же обязательно предложит нам профессионал?
Во-первых, все обучение он разобьет на этапы, и выглядеть они будут примерно следующим образом:
1 этап: умение грамотно работать с органами управления авто, освоение прямолинейного движения и прохождение габаритной подготовки.
2 этап: использование пассивных элементов безопасности (принципы правильной посадки за рулем), углубленное обучение работы с органами управления авто (разные техники руления, быстрое переключение передач, способы торможения двигателем), использование активных элементов безопасности (эффективный разгон, экстренное торможение, техники вхождения в повороты).
3 этап: особенности управления автомобилем летом и зимой, приобретение навыков экстренного маневрирования в нештатных ситуациях и в условиях низкого коэффициента сцепления с дорожным покрытием, снос, занос и стабилизация авто в комбинированном скольжении.
Существует около 20 приемов руления, более 200 элементов и приемов торможения и 26 методик дросселирования – способов управления педалью «газа».
Какие бы курсы экстремального вождения в Москве вы ни выбрали, основными задачами при контраварийной подготовке будут: раскрытие ваших водительских возможностей и повышение их уровня, оценка возможностей вашего личного авто в критических ситуациях, предоставление максимального количества «инструментов», которые помогут вам выйти из любой аварийной переделки.
Главное, это самообладание, понимание того, что каждый может действовать на уровне подсознания и мышечной памяти, уверенность в себе и грамотное распределение своих сил и знаний. И тогда вы сможете, как и ваш автоинструктор, творить чудеса, находясь за рулем своего любимого авто.
Что такое контраварийная подготовка водителей и всем ли она нужна?
Избежать столкновения
Чрезвычайные ситуации подстерегают водителя на дороге постоянно: одно неверное движение, поворот руля, секундная паника — и последствия могут стать фатальными. Как научиться избегать неприятностей? В автошколе этому не учат: сдал экзамены, получил права — дальше крути баранку как сам сообразишь. Тем не менее многие водители, которые сознательно подходят к поведению на дороге, всерьез озабочены тем, как снизить вероятность ДТП до минимума. И отправляются на курсы контраварийной подготовки. Почему так важно знать свою машину от и до, помог разобраться многократный чемпион Беларуси по ралли, руководитель “Центра контраварийной подготовки” Сергей Овчинников.
Фото Владимира Шлапака
— Большинство водителей не понимают возможностей своего автомобиля, где его границы управления, — рассказывает эксперт. — Используют только 20—30% возможностей машины. Не знают, какая скорость опасна, каков тормозной путь и ориентируются в основном не на собственные знания о своем автомобиле, а на электронную систему. Уроки контраварийной езды, или “пограничное вождение”, в Северной Европе — часть программы в автошколе: человек должен понимать, где нужно ехать медленнее, когда автомобиль может потерять управляемость и так далее.
Кстати, часто в аварии попадают не новички и даже не лихачи, а как раз водители с приличным стажем: полагаются на опыт, теряют бдительность, переоценивают возможность своих реакций.
— Поэтому на курсы люди приезжают на личных машинах. Они должны разобраться именно с поведением своего транспортного средства, — подчеркивает Сергей. — Отработав навыки выхода из экстремальных ситуаций на полигоне, понимают, что на дороге места намного меньше. Поэтому в реальных ситуациях начинают ездить намного медленнее.
Контраварийному вождению учат как начинающих водителей, так и с большим стажем. Навыки формируются в двух направлениях. Первое — прогнозирование ситуации, ее моделирование и техники ее предупреждения. Например, дорога заледенела, а сверху выпал снежок: водитель легко может перебрать со скоростью и машина вылетит с трассы. А можно заранее себя обезопасить и, видя такой участок, замедлить движение. Также обучаются прогнозировать поведение других участников движения.
Второе — формирование автоматических навыков вождения, которые помогут выйти из экстремальной ситуации, если она возникла. У водителя должны сформироваться четкие схемы действий, которые он тут же сможет применить.
Экстремальное вождение или контраварийная подготовка? В чем разница?
Экстремальное вождение – модное сегодня сочетание слов, и соответствующие курсы вождения пользуются большой популярностью. Но наш опыт обучения водителей показывает, что не всем водителям нужно именно экстремальное вождение и что у людей произошла подмена понятий. Часто бывает, человек хочет научиться контраварийным приемам вождения в экстремальных ситуациях и называет это экстремальным вождением, что не совсем так. А бывает, водители интересуются именно экстремальным вождением, в прямом смысле, но в процессе обсуждения учебной программы выясняется, что нужно-то как раз не это. Так что я решил mettre les points sur les i (расставить точки над «i»), написать о разных видах курсов и водительских навыков и объяснить разницу между курсами экстремального вождения, контраварийной подготовкой, курсами безопасного вождения и безаварийным вождением.
Курсы экстремального вождения
В чем суть?
Популярная тема как среди водителей, так и среди моих коллег, обучающих опытных водителей. Что это такое? Я бы это назвал «квази-спорт». Это курсы, где водители учатся приемам гонщиков-раллистов или близким к ним. Их объединяет следующее:
— разворот «с ручником»
— разворот и повороты с помощью ритмического заноса
Отсутствие практической пользы
Конечно, это интересные курсы, дают адреналин, драйв, открывают новые возможности автомобиля и водителя. Но главный подводный камень этих курсов в том, что изученные приемы экстремального вождения неприменимы на дорогах общего пользования.
Ну, представьте, вы едете по Садовому кольцу, из офиса домой или везете ребенка в школу. Вы будете отключать систему стабилизации? Очень сомневаюсь. Вам надо развернуться – вы будете дергать «ручник»? Вам надо повернуть на светофоре направо – вы пройдете поворот в управляемом заносе? А главное, как вам все это поможет при возникновении аварийной ситуации? Скажем, на дорогу выбежал пешеход – вы будете делать полицейский разворот? Или вы тут же отключите на вашей BMW систему стабилизации и добавите газу, чтобы объехать человека в заносе? Если хотя бы на один вопрос вы ответили утвердительно, напишите мне об этом на e-mail, мне бы очень хотелось посмотреть на это вживую :)))
Повышение аварийности
То есть водитель прошел курсы экстремального вождения, научился супер-приемам управления автомобилем, но по факту остался безоружным перед реальными критическими ситуациями на дороге. Выходит, курсы экстремального вождения не имеют практической применимости и ценности. Но водитель же чему-то научился! Он же лучше почувствовал машину! Он же поднялся на новую ступень водительского мастерства! Да, но вопрос: к чему же это приводит? А приводит это к повышению самооценки водителя, появлению самоуверенности и изменению манеры вождения в сторону большего риска и увеличению числа аварийных ситуаций. Что, кстати, уже давно подтверждено специальными исследованиями в Европе.
Итак сделаем промежуточные выводы. Курсы экстремального вождения повышают уровень водительского мастерства, но не имеют практического применения на дорогах общего пользования и часто приводят к повышению самооценки водителя и уровню его аварийности.
Зачем нужны курсы экстремального вождения?
Нужны ли такие курсы вообще? Да, нужны — почему бы и нет? — людям нравится! Все эти нетрадиционные приемы вождения интересны и реально повышают чувство машины и уровень водительского мастерства. В нашей школе есть такие курсы: «Искусство дрифта» (для заднего и полного приводов) и «Секреты управляемого заноса» (для переднего привода). Есть еще курс «Вождение по гоночной трассе«, где отрабатывается гоночная техника пилотирования и движение автомобиля на пределе сцепления шин с дорогой. Чем не экстремальное вождение? Только, по нашему мнению, подготовка водителей должна не начинаться с этих курсов, а заканчиваться ими. И уж точно эти программы не должны быть единственными в цикле обучения. А что же еще должно быть в программе? Читайте дальше!
Контраварийная подготовка
В чем суть?
Прежде чем переходить к курсам экстремального вождения или к так называемым курсам высшего водительского мастерства, нужно получить базу и пройти курсы контраварийной подготовки. На которых как раз можно научиться приемам предотвращения критических ситуаций и выхода из них, если вы все ж таки в них попали. То есть контраварийное вождение – управление автомобилем в критических ситуациях, часто встречающихся на дорогах общего пользования.
Особенности этих курсов в том, что… в общем, прочитайте еще раз особенности курсов экстремального вождения – там все с точностью до наоборот 🙂 А именно туда входит:
— отключения электронных систем
— использования ручного тормоза
— вождения в управляемом заносе
— разворота на 180 и 360 градусов с помощью ручного тормоза или ритмического заноса
Практическая польза
Как видите, содержание правильной контраварийной подготовки максимально привязано к реальному городскому вождению. Соответственно, все контраварийные приемы применимы на дорогах общего пользования, а сами курсы контраварийной подготовки дают водителям ощутимые выгоды и повышают безопасность вождения.
Что касается самооценки водителей после прохождения контраварийной подготовки, то по нашему опыту, она не повышается и становится более адекватной. Водители глубже понимают степень опасности автомобиля и необходимость высочайшего уровня водительского мастерства для полного контроля машины и дорожной ситуации. В итоге они начинают ездить спокойнее, медленнее, осторожнее и не злоупотребляют своими возможностями.
Отделяйте мух от котлет
Почему я употребил выражение «правильная контраварийная подготовка»? Потому что бывает и не совсем правильная. Часто мои уважаемые коллеги из других школ выдают за контраварийную подготовку курсы экстремального вождения. Не хочу никого критиковать и склонять вас к обучению в нашей школе, скажу только, что вы можете сами определить, какие именно курсы вам предлагают. Еще раз прочитайте особенности курсов экстремального вождения и контраварийной подготовки и узнайте, что именно входит в программу того курса, который вы планируете пройти. Есть там полицейский разворот? Отключаются ли системы стабилизации? Дергают ли водители «ручник» на занятиях? Если хотя бы один ответ «да», значит это попахивает экстремальщиной. А если все ответы положительные, то это точно не контраварийная подготовка, а курсы экстремального вождения, что бы вам ни говорили менеджеры по продажам или инструкторы этих школ.
И тут уже только вам решать, надо ли идти на этот курс и что вы вообще хотите получить от обучения. Если вы хотите научиться делать полицейский разворот, идите и учитесь, пусть эти курсы и преподносятся вам как контраварийные. Но если стоит задача повысить свой уровень безопасности вождения и быть вооруженным перед реальными дорожными ситуациями, то вам точно не туда.
А вообще, скажу, что в Европе на курсах контраварийной подготовки уже давно никто не дергает «ручник» и не занимается всеми остальными экстремальными мульками. Там люди не развлекаются, а повышают безопасность дорожного движения. И если кому-то нужно освоить раллийные приемы вождения, то для этого есть специальные курсы, но к дорожной езде это никакого отношения не имеет.
Помните, что при прохождении любых подобных курсов на собственной машине на автодроме не действует ни страховой полис ОСАГО, ни полис ДСАГО, ни полис КАСКО. Поэтому все риски возможного ДТП ложатся на вас, так что будьте особенно осторожны и внимательны! Либо проходите курсы на машине школы.
Что в итоге?
Курсы экстремального вождения дадут вам навыки нетрадиционного управления автомобилем, использующиеся в ралли. Приемы не имеют применения на дорогах общего пользования, часто повышают самооценку водителей, что приводит к повышению аварийности.
Контраварийная подготовка даст вам навыки предотвращения аварийных ситуаций, которые могут произойти на дороге общего пользования в реальном дорожном движении. Кроме того, в результате водители глубже осознают степень опасности вождения автомобиля и становятся более адекватны в самооценке и более ответственны и осторожны за рулем.
В следующей статье я напишу о безопасном вождении и безаварийном вождении.