Контролер бтк что это
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПРОЦЕДУРЫ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЕРАМИ ЦЕХОВ ОСНОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА (КРОМЕ СБОРОЧНОГО ЦЕХА)
СТАНДАРТ ПРЕДПРИЯТИЯ
Система менеджмента качества
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КОНТРОЛЕРА БТК
ЗА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ
Открытое акционерное общество “Агрегат”
Предисловие
1. Разработан и подготовлен к утверждению управлением технического контроля.
2. Введен в действие приказом от 11.11.2013г. № 405
3. Взамен СТП 536.34.193-2008.
ПРИКАЗ № 98
от 14. 03. 2014г.
«О переименовании стандартов предприятия»
Согласно выявленных несоответствий ресертификационной комиссией, и в соответствии с требованиями ГОСТ РВ 0015-002-2012 «Система разработки и постановки на производство военной техники. Системы менеджмента качества. Общие требования»,
П Р И К А З Ы В А Ю:
1. Аннулировать из документации системы менеджмента качества сокращения СТП (стандарт предприятия) и НД (нормативная документация).
2. Ввести в документацию системы менеджмента качества сокращения СТО (стандарт организации) и ДС (документы по стандартизации).
3. Начальнику БУК А.Б. Молчановой аннулировать сокращения СТП (стандарт предприятия) и НД (нормативная документация) и ввести сокращения СТО (стандарт организации) и ДС (документы по стандартизации) в базу данных документации СМК:
— на бумажных носителях путём вклейки копий данного приказа в СТП и МИ;
— на электронных носителях и сервере предприятия путём внесения текста данного приказа в СТП пунктом 4 в разделе «Предисловие», и в МИ перед разделом «Содержание».
4. В дальнейшем при актуализации документации СМК использовать термины и определения в соответствии с требованиями ГОСТ РВ 0015-002-2012 «Система разработки и постановки на производство военной техники. Системы менеджмента качества. Общие требования»
5. Срок проведения требований приказа по документации СМК – один месяц со дня
6. Уполномоченным по управлению системы менеджмента качества во всех подразделениях довести данные требования до заинтересованных лиц и обеспечить их выполнение.
Генеральный директор АО «Агрегат» – л/п В.Д. ИЗЮМОВ
Копии приказа выдать: всем подразделениям
П Р И К А З № 243
от «19» 07. 2016г.
«О внесении изменений в документацию СМК »
В целях выполнения решения от 26.05.2016г. общего собрания акционеров АО «Агрегат» о внесении изменений в учредительные документы общества, приведения в соответствие служебной и иной документации
1. И.О.начальника БУК (Лукавской В.В.):
— аннулировать из документации системы менеджмента качества сокращения АО (акционерное общество) путем изъятия приказа № 216 от 16.07.2015г.;
— ввести в базу данных документации системы менеджмента качества сокращения ПАО (публичное акционерное общество)
— на бумажных носителях путем вклейки копий данного приказа в СТО, МИ и документы на процессы;
— на электронных носителях и сервере организации путем внесения текста данного приказа в СТО пунктом 5 в разделе «Предисловие», в МИ перед разделом «Содержание» и в документы на процессы перед разделом «Введение».
— обеспечить контроль за выполнением данного приказа
2. Уполномоченным по управлению системы менеджмента качества во всех подразделениях предприятия в учтенных экземплярах комплектов стандартов организации на бумажных носителях:
— аннулировать приказ № 216 от 16.07.2015г.
— ввести сокращения ПАО (публичное акционерное общество) путем вклейки копий данного приказа
3. Всем подразделениям предприятия в дальнейшем при актуализации документации СМК использовать сокращение ПАО (публичное акционерное общество)
4. Срок проведения требований приказа по документации СМК – один месяц со дня подписания приказа.
ПАО «Агрегат» л/п В.Д. Изюмов
Копии приказа выдать: всем подразделениям
Содержание
СТАНДАРТ ПРЕДПРИЯТИЯ
Система менеджмента качества
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КОНТРОЛЕРА БТК
ЗА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ
Взамен СТП 536.34.193-2008
Утвержден и введен в действие приказом от 11.11.2013г. № 405
Дата введения 11.12.2013г
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт распространяется контролеров БТК цехов, при производстве и ремонте ПВН (продукции военного назначения) и техники двойного применения.
Стандарт устанавливает основные положения, обязательные для выполнения контролером БТК, обеспечивающие изготовление и выпуск продукции на последующие стадии производства и потребителю в соответствии с установленными требованиями, а также ответственность контролера за качество продукции.
Стандарт разработан в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (4) ГОСТ ISO 9001-2011(1) ГОСТ Р ИСО 9001-2008, ГОСТ РВ 0015–002–2012. Стандарт не содержит сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну. Стандарт обязателен для цехов основного производства и инструментального цеха.
Несоблюдение работниками предприятия требований настоящего стандарта рассматривается как невыполнение служебных обязанностей и несоответствие установленной квалификации в соответствии с действующим законодательством.
Перечень персонала подразделения, изучившего данный стандарт, приведен в
НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
ГОСТ РВ 0015-002-2012 | СРПП ВТ. СМК. Общие требования. |
ГОСТ Р ИСО 9001-2015 | СМК. Основные положения и словарь (4) |
ГОСТ Р ИСО 9001-2015 | СМК. Требования (4) |
ГОСТ 8.050-73 | Нормальные условия выполнения линейных и угловых измерений. |
СТП 536.36.005-2011 | Эксплуатация испытательного оборудования (3) |
СТП 536.36.006-2011 | Испытательное оборудование. Порядок разработки, изготовления и приемки в эксплуатацию (3) |
СТП 536.38.008-2012 | Управление несоответствующей продукцией (3) |
СТП 536.36.028-2013 | Технологическая оснастка и инструмент. Проектирование, изготовление, сдача и эксплуатация (3) |
СТП 536.34.034-2016 | Технологическая подготовка производства. Порядок разработки, согласования, утверждения, изменения и дублирования технологической документации(5) |
СТП 536.35.035-2013 | Система менеджмента качества. Организация поверки и калибровки, эксплуатации, хранения, учета, надзора и ремонта средств измерений (3) |
СТП 536.44.047-2011 | Учет движения и порядок хранения материалов (заготовок), деталей и сборочных единиц в производстве (3) |
СТП 536.44.058-2012 | Порядок учета, получения, хранения выдачи со складов предприятия и прохождение в производстве подшипников качения (3) |
СТП 536.38.061-2013 | Контроль качества и приемка продукции управлением технического контроля и военным представительством. Оценка уровня предъявления (3) |
СТП 536.33.066-2011 | Порядок проверки первых деталей (3) |
СТП 536.39.124-2012 | Подготовка и повышение квалификации персонала предприятия(3) |
СТП 536.44.140-2011 | Порядок движения деталей по сквозным технологическим паспортам (3) |
СТП 536.38.141-2011 | Порядок исследования изделий отошедших при сборке и регулировке их на стендах. Порядок изоляции и списание цехам-поставщикам деталей и сборочных единиц, забракованных в сборочном цехе (3) |
СТП 536.39.162-2011 | Порядок аттестации исполнителей и контролеров (3) |
СТП 536.44.175-2012 | Идентификация и прослеживаемость оснастки в цехах основного производства (3) |
СТП 536.38.182-2012 | Промышленная чистота. Назначение норм, контроль, и анализ чистоты жидкостей (3) |
СТП 536.44.185-2012 | Порядок движения в производстве деталей, сборочных единиц, выпущенных по «Разрешению» (3) |
СТП 536.34.192-2005 | Ответственность исполнителя за качество изготовленной продукции (3) |
Т-192 | Инструкция по порядку выдачи и контроля номеров на изделия. |
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ
Качество – степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям.
сопровождаемых соответствующими измерениями, испытаниями, калибровкой.
Контроль – процедура оценивания соответствия путем наблюдения и суждений, сопровождаемых соответствующими измерениями, испытаниями и калибровкой.
Входной контроль – контроль продукции поставщика, поступившей к потребителю или заказчику и предназначаемой для использования при изготовлении, ремонте или эксплуатации продукции.
Технический контроль – проверка соответствия объекта установленным техническим требованиям.
Дефект – невыполнение требования, связанного с предполагаемым или установленным
Несоответствие – невыполнение требований.
Партия продукции – определенное количество единиц продукции, изготовленных за ограниченный период времени по одной и той же конструкторской и технологической документации (стандарту), одновременно предъявляемых на испытания и (или) приемку, при оценке качества которых принимается одно общее решение.
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
БТК – бюро технического контроля
ЕСТД – единая система технологической документации
ИО– испытательное оборудование
КД – конструкторская документация
СИ– средства измерения
ТД– технологическая документация
ПКИ – покупные комплектующие изделия.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
4.2 Контролер должен иметь средне-техническое, специальное или высшее техническое образование.
4.3 Контролер подчиняется непосредственно начальнику БТК (контрольному мастеру) цеха.
4.4 Обязанности, права и ответственность контролера определены должностной инструкцией.
4.5 Вновь принятый контролер, с целью оценки компетентности на право выполнения контрольных операций, до начала самостоятельной работы должен пройти проверку теоретических знаний и практических навыков аттестационной комиссией (СТП 536.39.124).
4.6 Работающие контролеры должны проходить периодическую аттестацию в соответствии с требованиями СТП 536.39.162.
4.7 Контроль продукции выполняется:
— при наличии средств измерений и контроля, предусмотренных технологической документацией; средства измерений должны иметь свидетельство о поверке: аттестат, этикетка, клеймо (СТП 536.35.035); средства контроля должны быть проверены контролером КПП и соответственно идентифицированы (СТП 536.44.062);
— при наличии площадей, столов, стеллажей, позволяющих размещать проверяемую продукцию, средства измерения и контроля;
— нормальных внешних условиях: температура, влажность, освещенность (ГОСТ 8.050).
4.8 До выполнения контроля продукции контролер должен изучить требования технической документации, обратив особое внимание на параметры, имеющие высокий класс точности и шероховатости.
4.9 Контролеры БТК закрепляются за производственными участками цеха распоряжением начальника БТК.
4.10 При выполнении контроля качества продукции, сборки, регулировки, испытаний на производственном участке, должно обращаться внимание на правильную организацию рабочего места (порядок, чистота, отсутствие лишних предметов; наличие надлежаще оформленной технологической документации; необходимой оснастки, инструмента, годность которых подтверждена методами, предусмотренными документацией СМК).
4.11 Информация о всех нарушениях и несоответствиях, выявленных при контроле продукции, должна немедленно доводиться до контрольного мастера (начальника БТК).
4.13 Управление несоответствующей продукцией при контроле продукции (порядок идентификации, регистрации, исправления, верификации, оформления др.), в соответствии с требованиями СТП 536.38.008.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПРОЦЕДУРЫ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЕРАМИ ЦЕХОВ ОСНОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА (КРОМЕ СБОРОЧНОГО ЦЕХА)
Исполнитель | Схема процесса | Указания | |||||||||||||||||||
| 1.Изготовление продукции на производственных участках цехов. 2.Продукция, подготовленная для отправки в другие цеха. 3.Продукция, поступившая из других цехов. 4.Предъявленная продукция на БТК цеха. | ||||||||||||||||||||
Контролер |
| Выполняется контролером, закрепленным за участком распоряжением начальника БТК. | |||||||||||||||||||
Контролер |
| В соответствии с требованиями операционной карты технологического процесса, СТП 536.33.066. | |||||||||||||||||||
Контролер |
| 1.В соответствии с требованиями карты контроля технологического процесса. 2.При положительных результатах контроля оформляется накладная сдачи на операцию (СТП 536.44.047). | |||||||||||||||||||
Контролер |
| 1.В соответствии с требованиями карты контроля технологического процесса. 2. При отрицательных результатах контроля оформляется возвратная накладная (СТП 536.44.047). | |||||||||||||||||||
Контролер |
4 | 1.Контролируется продукция, предъявленная производственным мастером в соответствии с требованиями СТП 536.38.061. 2.Количество деталей должно соответствовать количеству, указанному в предъявительском и сопроводительных документах. 2.Контроль в соответствии с требованиями карты окончательного контроля, которая должна быть сверена на соответствие чертежу и согласована с начальником БТК. | |||||||||||||||||||
Контролер |
| В соответствии с требованиями карты окончательного контроля. | |||||||||||||||||||
Контролер |
| Проверка наличия необходимых документов, их комплектности и правильности заполнения. Параметры, указанные в сопроводительном документе, должны соответствовать параметрам, указанным в карте окончательного контроля. | |||||||||||||||||||
Контролер |
Технология контроля качества деталейТехнология контроля качества деталей является частью производственного процесса и неотъемлемой составляющей технологического процесса. Технология контроля должна разрабатываться одновременно с технологическим процессом изготовления детали, сборки и регулировки узлов и приборов. Технология контроля представляет собой совокупность контрольных операций, включаемых в технологический процесс, и должна содержать: необходимое количество контрольных операций, последовательность расположения контрольных операций в технологическом процессе, методы и средства контроля. Система обеспечения качества выпускаемой продукции на большинстве предприятий разрабатывается заводским Отделом главного технолога (ОГТ) и согласуется с Заказчиком. Рассмотрим систему, широко применяемую в производстве изделий высшего уровня ответственности и сложности. Контроль качества деталей необходим для эффективного управления качеством конечного агрегата (узла), для этого все детали, выполняемые на станках с ЧПУ, разделяют на классы в зависимости от эксплуатационной важности, а также конструктивно-технологических признаков. Методика определения Класса детали разрабатывается в ОГТ и оформляется в виде Стандарта предприятия. Детали разделяются на три и более класса. Классификация деталейКласс 1 включает в себя: Класс 2 включает в себя: Каждой детали Класса 1 присваивается индивидуальное имя, например «14894-0032 07_18». Имя обычно включает в себя номер чертежа (14894-0032), а также индивидуальный шифр детали, содержащий порядковый номер партии (07) и номер детали в партии (18). Данное имя фигурирует во всех сопроводительных документах детали, включая эксплуатационные. Деталям Класса 2 индивидуальное имя не присваивается; при этом имя присваивается партии в целом, например «16694-0007 76». Имя включает в себя номер чертежа (16694-0007) и порядковый номер партии (76). Имя партии фигурирует во всех сопроводительных документах детали. Нелицензионное копирование и изготовление контрафактных деталей Классов 1 и 2 на отраслевых ремонтно-эксплуатационных предприятиях категорически запрещено. Очевидно, что детали Класса 1 с выгравированным именем подделать практически невозможно. Для исключения возможности контрафактного изготовления деталей Класса 2, не имеющих гравировки и как следствие улучшения контроля качества деталей, на них наносится специальное клеймо завода-изготовителя, содержащее определенный буквенно-цифровой код. Нанесение клейма либо гравировки производится на свободных малоответственных местах детали по отдельной технологической операции. Место расположения, текст и общий вид клейма либо гравировки указывается на отдельном маршрутном эскизе. Контроль качества выпускаемой продукцииВыполнение деталей Класса 2 сопровождается оформлением Группового Технологического Паспорта (табл. 1). В основную надпись паспорта вносятся номер чертежа и порядковый номер партии, а также первоначальное количество деталей в партии. В паспорте перечислены все технологические операции в строгом соответствии с комплектом технологической документации (ТД). Напротив обозначения очередной операции записывается количество деталей, которые передаются для дальнейшей обработки. Очевидно, что по мере выполнения деталей их количество из-за возникающих отбраковок немного снижается. Напротив обозначения каждой операции в паспорте проставляются личные подписи лиц, ответственных за ее выполнение (обычно это Исполнитель и Контролер БТК), а также делаются записи о выявленных производственных дефектах. Чем отличается отк от бтк на заводе. Какие должностные права и обязанности у контролера откНезависимо от выпускаемой продукции, на производстве обязательно присутствует работник, который постоянно контролирует технический процесс и его соответствие ГОСТу. Эта профессия называется контролер ОТК. Он следит за всеми этапами производства, начиная от поставки сырья и заканчивая складированием готовой продукции. Контролером можно назвать любого сотрудника, который отвечает на надзор и проверку качества. Обязанности контролераКонтролер ОТК лично отвечает за некачественную продукцию, за ее возврат на фабрику. Именно поэтому на эту должность принимают высококвалифицированных людей, получивших соответствующее образование. Опыт, личные качества и хорошее знание всего процесса изготовления товаров позволяет одновременно следить за несколькими процессами и минимизировать наличие дефектов. Что должен знать контролер?Работа контролера ОТК очень ответственная. Помимо контроля всех процессов на фабрике, он обязан знать всю техническую документацию, чтобы продукция ей полностью соответствовала. Зная, какие причины могут вести к браку, сотрудник отдела технического контроля занимается профилактикой и их устранением. После того как была выпущена продукция, он проверяет ее на годность. При наличии бракованного товара заполняется соответствующий бланк, в котором прописываются причины ее появления, виновные в этом и оформляется списание товаров. Вот еще некоторые обязанности контролера ОТК, которые он должен знать: Все это позволяет сотруднику зрительно в процессе производства видеть, насколько продукция соответствует нормам. Личная характеристикаФизическая нагрузка при работе контролера ОТК незначительная, однако требуется наличие других важных личных качеств. Он должен иметь хорошую память и зрение, быть собранным, внимательным. Профессиональные качества: Важные факторы при принятии на работуЧтобы получить должность контролера ОТК, требуется: Должностные обязанности будут зависеть от того, на какой сфере деятельности специализируется работник. Взаимоотношения с другими отделамиКонтролер качества активно сотрудничает со всеми отделами и цехами фабрики. Выявление причин брака осуществляется вместе с начальниками цехов. При поступлении сырья отдел снабжения информирует ОТК об этом, предоставляя на контроль документы от поставщика. Вся продукция на складе, ее ввоз и вывоз контролируется отделом качества и оформляются соответствующими актами. Рабочие наряды также подписываются специалистом, на основе которых в бухгалтерии начисляется заработная плата. Все, что делает контролер ОТК, взаимосвязано с работой всех отделов производства. Преимущества профессииОбучениеВыучиться на профессию контролера можно в ПТУ или другом учебном заведении, соответствующем той сфере деятельности, в которой будет работать сотрудник. Пройдя обучение в ПТУ, выпускник получает 2-3 разряд и возможность продолжить образование либо устроиться на работу. На некоторых производствах организовываются индивидуальные обучающие курсы с возможностью пройти практику на их заводе. Тема: «Организация технического контроля качества на предприятии». 1. Понятие качества продукции ……………………………….……3 3. Отдел технического контроля ……………………………………7 4. Организация контроля качества продукции ………………….9 Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж не только предприятия, но и страны, и является решающим фактором увеличения национального богатства. Состав и сущность систем качества регламентируется рядом международных стандартов по управлению качеством продукции. Некоторые предприятия, имеющие оформленные и функционирующие комплексные системы управления качеством продукции, располагают достаточно серьёзной базой для разработки и внедрения систем обеспечения качества продукции, удовлетворяющих требованиям международных стандартов. Эти системы станут эффективным средством и инструментом управления качеством продукции и обеспечением её конкурентоспособности. Понятие качества продукции. Качество – совокупность свойств, признаков товаров, материалов, услуг, работ, характеризующих их соответствие своему предназначению и предъявляемым к ним требованиям, а также способность удовлетворять потребностям и запросам пользователей. Большинство качественных характеристик определяется объективно на основе стандартов, договоров, контрактов. В соответствии с методикой оценки качества промышленной продукции установлено 8 групп показателей качества: — показатели назначения – характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и определяют область её применения; — показатели надёжности – безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, долговечность; — показатели технологичности – характеризуют эффективность конструктивно-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции; — показатели стандартизации и унификации – характеризуют степень использования в продукции стандартизированных изделий и уровень унификации составных частей изделия; — эргономические показатели – характеризуют систему «человек – изделие – среда» и учитывают комплекс гигиенических, физиологических, антропологических свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах; — эстетические показатели – характеризуют такие свойства продукции, как выразительность, оригинальность, соответствие среде и стилю и т. д.; — патентно-правовые показатели – характеризуют степень патентоспособности изделия в России и за рубежом; — экономические показатели – отражают затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию изделий, а также экономическую эффективность эксплуатации. Показатели качества должны отвечать следующим основным требованиям: а) способствовать обеспечению соответствия качества продукции потребностям народного потребителей; б) быть стабильными; в) способствовать планомерному повышению эффективности производства; г) учитывать современные достижения науки и техники и основные направления технического прогресса; д) характеризовать все свойства продукции, обуславливающие её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением. Особое место в управлении качеством продукции занимает контроль качества. Именно контроль качества как одно из эффективных средств достижения намеченных целей и важнейшая функция управления способствует правильному использованию объективно существующих, а также созданных человеком предпосылок и условий выпуска продукции высокого качества. От степени совершенства контроля качества, его технического оснащения и организации во многом зависит эффективность производства в целом. Именно в процессе контроля осуществляется сопоставление фактически достигнутых результатов функционирования системы с запланированными. Современные методы контроля качества продукции, позволяющие при минимальных затратах достичь высокой стабильности показателей качества, приобретают всё большее значение. Контроль – это процесс определения и оценки информации об отклонениях действительных значений от заданных или их совпадений и результатах анализа. Контролировать можно цели, ход выполнения плана, прогнозы, развитие процесса. Под контролем качества понимается проверка соответствия количественных или качественных характеристик свойств продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установленным техническим требованием. Объектом контроля может быть продукция или процесс её создания, хранения, транспортирования, ремонта и соответствующая техническая документация. Объект контроля характеризуется отдельными признаками, которые имеют количественную или качественную характеристики свойств объекта и должны контролироваться. Состав контролируемых признаков зависит от объекта контроля. Под методом контроля понимаются правила применения определённых принципов и средств контроля. Метод контроля включает: технологию проведения контроля, контролируемые признаки, средства контроля и точность контроля. Виды контроля различают по следующим признакам: а) по принадлежности субъекта контроля к предприятию (внутренний, внешний); б) по основанию для проведения контроля (добровольный, по закону, по Уставу); в) по объекту контроля (контроль за процессами; контроль за решениями; контроль за объектами; контроль за результатами); г) по регулярности (системный, нерегулярный, специальный). Контроль качества должен подтверждать выполнение заданных требований к продукции, включая в себя: Входной контроль (материалы не должны использоваться в прессе без контроля; проверка входящего продукта должна соответствовать плану качества, закреплённым процедурам и может иметь различные формы); Промежуточный контроль (организация должна иметь специальные документы, фиксирующие процедуру контроля и испытаний внутри процесса и осуществлять этот контроль систематически); Окончательный контроль (предназначен для выявления соответствия между фактическим конечным продуктом и тем, который предусмотрен планом по качеству; включает в себя результаты всех предыдущих проверок и отражает соответствие продукта необходимым требованиям); Регистрация результатов контроля и испытаний (документы о результатах контроля и испытаний предоставляются заинтересованным организациям и лицам). Особым видом контроля являются испытания готовой продукции. Испытание – это определение или исследование одной или нескольких характеристик изделия под воздействием совокупности физических, химических, природных или эксплутационных факторов и условий. Испытания проводятся по соответствующим программам. В зависимости от целей существуют следующие основные виды испытаний: а) предварительные испытания – испытания опытных образцов для определения возможности приёмочных испытаний; в) приёмо-сдаточные испытания – испытания каждого изделия для определения возможности его поставки заказчику; г) периодические испытания – испытания, которые проводят 1 раз в 3-5 лет для проверки стабильности технологии производства; д) типовые испытания – испытания серийных изделий после внесения существенных изменений в конструкцию или технологию. Предметом контроля может быть не только исполнительская деятельность, но и работа менеджера. Контрольная информация используется в процессе регулирования. Так говорят о целесообразности объединения планирования и контроля в единую систему управления (Controlling): планирование, контроль, отчётность, менеджмент. Отдел технического контроля. Отдел технического контроля (ОТК) является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется непосредственно директору. В его задачи входит предотвращение выпуска (поставки) предприятием продукции, не соответствующей требованиям стандартов и технических условий, утверждённым образцам (эталонам), проектно-конструкторской и технологической документации, условиям поставки и договоров, или некомплектной продукции, а также укрепление производственной дисциплины и повышение ответственности всех звеньев производства за качество выпускаемой продукции. В состав отдела могут входить: бюро, группы, лаборатории технического контроля внешней приёмки, техническое бюро ОТК, бюро технического контроля в цехах (ВТК), центральная измерительная лаборатория. 1. Контроль за качеством и комплектностью изготавливаемых предприятием деталей, узлов и готовых изделий, за соответствие их стандартам, техническим условиям, эталонам и чертежам, клеймение принятой и забракованной продукции, оформление в установленном порядке документации на принятую и забракованную продукцию, а также контроль за изъятием из производства окончательно забракованных изделий в специально организованные изоляторы брака и сдачей их в отходы. Контролер ОТК – это работник, обеспечивающий контроль качества продукции, соблюдение технологического процесса ее производства. Данные работники задействуются в различных сферах производственной деятельности, обеспечивают внутренний надзор за соответствием продукции установленным нормативам и стандартам. Именно поэтому их конкретные права и обязанности определяются в зависимости от выбранной сферы производства, вида выпускаемой продукции. Общие же права, обязанности данной категории работников закрепляются в их типовых должностных инструкциях, содержание которых нередко дублируется в текстах трудовых соглашений. Какие права имеет контролер ОТК?Контролер ОТК имеет право контролировать своевременное и полное выполнение производственных заданий работниками предприятия. Из этого права вытекает также возможность докладывать непосредственному руководству о нарушениях, выявленных в ходе проверки соблюдения технологического процесса производства, контроля качества продукции. Также данный сотрудник вправе докладывать руководству об отличившихся работниках, представлять их кандидатуры для поощрения. В процессе выполнения своей деятельности он вправе давать обязательные для выполнения поручения своим подчиненным, иным лицам, деятельность которых находится под его надзором. Для оптимального осуществления собственных функций контролер ОТК имеет право взаимодействовать с прочими службами и отделами компании, запрашивать у других подразделений необходимые документы и сведения, направлять им полученную информацию. Какие должностные обязанности выполняет контролер ОТК?Основной должностной обязанностью контролера ОТК является осуществление надзора за реализацией технологического процесса. При этом указанная обязанность распространяется на определенный участок производства, за который отвечает данный сотрудник. Контроль осуществляется на основании результатов анализов, показаний приборов, которыми осуществляется контрольно-измерительная деятельность. Кроме того, данный работник обязан контролировать надлежащее техническое состояние оборудования, непосредственно задействованного в производственной деятельности. С целью анализа данные работники часто обязаны осуществлять непосредственный отбор проб продукции или следить за правильной и своевременной реализацией указанного отбора. Наконец, контролер ОТК обязан принимать непосредственное участие в приемке технических средств и оборудования после ремонтов, замен, чисток и других подобных процедур. Брандин Владимир Александрович, Формально международный стандарт ISO 9001:2008 содержит однозначный ответ на вопрос о месте отдела технического контроля в системе менеджмента качества (СМК). Задача ОТК заключается в подтверждении соответствия продукции установленным требованиям. Во многих случаях ОТК выполняет функцию контроля закупаемого сырья и материалов, как бы повторяя работу ОТК поставщика, а также контроля правильности выполнения производственных операций, обеспечивая выполнение требований ISO 9001:2008 к мониторингу и измерению процессов. Рассмотрим типичные конфликтные ситуации, в которые оказывается вовлеченным отдел технического контроля, их основные причины и способы приведения данной части общей системы менеджмента в соответствие требованиям ISO 9001:2008. Как определено в международном стандарте ISO:9000:2005, система менеджмента отличается от любой другой тем, что она обеспечивает выработку политики и целей и их достижение. Система менеджмента качества, соответственно, предназначена для определения политики и целей и способов их достижения в отношении качества продукции. Под качеством, в свою очередь, понимается соответствие требованиям. На вопрос: «Каким требованиям», обычно дается ответ: «Требованиям потребителя». Этот ответ не совсем точен. Вернее, ответ правильный, но не полный. ISO 9001:2008 применяется организациями, стремящимися к «демонстрации своей способности стабильно выпускать продукцию, отвечающую требованиям потребителя и применимым законодательным и нормативным требованиям». Но стандарт не требует отказаться от выполнения всех остальных требований. Эта неполнота ответа часто мешает правильно определить и устранить причины конфликтных ситуаций. В ISO 9004:2000 («Системы менеджмент качества. Руководящие указания по улучшению») указывается, что требования выдвигаются «заинтересованными сторонами». К ним относятся: потребители, поставщики, государство, собственники и персонал. Обобщенные характеристики основных требований, предъявляемых заинтересованными сторонами, приведены в таблице 1. Таблица 1. Основные виды требований, предъявляемых заинтересованными сторонами
Таким образом, для получения продукции, имеющей определенные полезные характеристики, производство должно получить сырье и материалы, имеющие определенные характеристики и выполнить определенные операции. Или, если идти от потребителя, для получения продукции, обладающей определенными полезными свойствами, производство должно выполнить определенные операции с определенным сырьем и материалами. Везде, где встречается слово «определенные» (то есть заранее заданные), есть потенциальная необходимость в проведении контроля. Потенциальной она является постольку, поскольку необходимость введения контрольных операций должна быть обоснована. Решению о введении контрольной операции должен предшествовать анализ фактических данных. Но об этом ниже. Часть контрольных операций (или все, если позволяет компетентность сотрудников подразделения) может выполняться специализированной службой. Вот эта служба обычно и носит название «ОТК». Задачей службы снабжения является обеспечение выполнения определенных требований, задачей производства также является обеспечение выполнения определенных требований (именно обеспечение, а не «выполнение»), задачей ОТК является предоставление объективных данных о степени выполнения определенных требований. Требования, в данном случае, выступают в качестве самого «нижнего» уровня целей. Определенность требований не ограничивается тем, что они должны быть заранее (до начала выполнения процесса) заданы. Требования должны быть конкретными. Требования должны быть объективными (не зависеть от мнений, настроений и прочих психологических особенностей участников процесса). Требования должны быть одинаковыми для всех участников процесса, ход или результат которого контролируется. И они должны одинаково пониматься всеми участниками процесса. Это обстоятельство часто упускается из виду. Например, работник ОТК проводит контроль продукции, используя специальные измерительные приборы (а еще лучше, если проводятся специальные лабораторные исследования). Может ли рабочий, вооруженный только органами чувств, сам, до «приговора» ОТК, определить, то ли он выпускает? Контроль сырья и материалов, контроль производственных операций и контроль готовой продукции, кроме общих черт, имеют свои особенности. Рассмотрим функцию контроля на каждом из этих этапов более подробно. Входной контроль или СМК и поставщики. Международный стандарт ISO 9001:2008 требует осуществлять выбор, оценку и переоценку поставщиков; доводить до поставщиков требования к продукции и процессам ее выпуска; осуществлять проверку закупаемой продукции (раздел 7.4 стандарта). Например, принимается решение о выборе поставщиков по критерию минимальной цены. Решение принято на основе фактических данных: ОТК предоставил доказательства, что на этапе входного контроля удается предотвратить направление в производство несоответствующего сырья,и это не приводит к значительным временным и финансовым потерям. Критерий соответствует требованиям стандарта ISO 9001:2008, целям предприятия и экономически оправдан. Причин для возникновения конфликтов нет: Такие удачи встречаются реже, чем хотелось бы. В большинстве случаев анализ мог бы показать, что потери предприятия при выборе поставщиков по критерию наименьшей цены в разы превышают экономию на закупках. Мог бы, но не показывает, поскольку не проводится. Весьма распространенной является ситуация, когда минимальная цена является основным требованием для службы снабжения, а ОТК от того же самого поставщика требует качество. При этом объем необходимых закупок рассчитывается из предположения, что все сырье и материалы стопроцентно соответствуют требованиям предприятия, а сроки поставок приближаются к «работе с колес» (то есть получается, что весь необходимый объем контроля должен происходить мгновенно). Конфликт неизбежен и носит объективный характер (требования не определены): ОТК задерживает сырье для проведения контроля и препятствует направлению части сырья (не соответствующего установленным требованиям) в производство. То есть ОТК нарушает ритмичную работу производства и препятствует выполнению плана. Что послужило причиной возникновения противоречивых требований? Скорее всего, вид и степень управления поставщиками и закупаемой продукцией не соответствуют влиянию закупок на качество конечной продукции. Наиболее распространены два варианта: либо неправильно определены требования к проверке продукции, либо не проводится анализ способности поставщика выполнять установленные требования. Либо и то, и другое одновременно. Распространенная ситуация: анализ несоответствий, выявляемых в ходе выполнения производственной операции, показывает, что они в значительной степени связаны с определенными характеристиками сырья. ОТК отвечает: «А что мы можем сделать, сырье соответствует ГОСТу». Кого это должно обрадовать? Контроль сырья и материалов затрагивает интересы (как минимум): технологической службы, производства, службы снабжения и ОТК. Требования к характеристикам сырья и материалов, которыми руководствуются эти службы, не должны противоречить друг другу. Пример решения- разделение функций: технологическая служба определяет характеристики, а все остальные используют их в своей деятельности. Цель входного контроля заключается в недопущении направления в производство сырья и материалов, которые могут негативно повлиять на соответствие продукции установленным требованиям. Цель должна определять состав и характеристики требований. Дополнительные требования, которыми руководствуется только одно из перечисленных выше подразделений, могут вводиться только если они не влияют на качество продукции (например, минимальная цена). Требования должны быть конкретными. То есть, должны быть определены диапазоны значений отдельных характеристик сырья и материалов, внутри которых производство способно обеспечить выполнение требований к продукции. Оптимальным вариантом в данном случае является установление требований в виде спецификаций. Методы контроля, применяемые ОТК, должны быть согласованы с поставщиком. А объем и периодичность контроля должны определяться на основе анализа стабильности характеристик сырья и материалов, получаемых от конкретного поставщика. Если предприятие считает необходимым в полном объеме проводить проверку закупаемого сырья (абсолютно не доверяет гарантиям поставщика) необходимо настойчиво искать замену поставщику или, по крайней мере, вычитать из стоимости контракта на закупку затраты на входной контроль. Контроль операций или СМК и производственный персонал. Контроль операций обычно принято называть «контролем технологической дисциплины». Само название контроля подсказывает, что есть технология, при выполнении требований которой обеспечивается получение требуемых характеристик продукции. Невозможно предположить, что производственный персонал не заинтересован в выпуске качественной (нужной потребителю) продукции. Следовательно, причины, по которым рабочий может понимать требования к своей деятельности не так, как написано в технологических документах, носят объективный характер. Объективных причин три: требования непонятны (недостаточный уровень квалификации); выполнение требований не обеспечивает выпуск качественной продукции (несовершенство технологии); требования невозможно выполнить (не хватает времени, фактические характеристики сырья не соответствуют требованиям, фактическое состояние оборудования не соответствует требованиям). Важный вывод: в нарушениях технологической дисциплины почти никогда не может быть «виноват» рабочий. Если цель контроля технологической дисциплины заключается в улучшении производственного процесса, причины всегда связаны с уточнением требований к процессу или надлежащем обеспечении его ресурсами (уточнении требований к вспомогательным, обслуживающим процессам). Виновных в СМК не может быть. И это один из критериев, позволяющих определить степень зрелости системы менеджмента. Если анализ выявленных несоответствий проводится с целью определить (и примерно наказать) виновных, это означает, что на данную сферу деятельности предприятия система менеджмента качества еще не распространилась. Кстати, то, что поиск виновных в производственных коллективах является отказом от управления, было обнаружено еще в 70х годах прошлого века (заметно раньше появления первой версии международного стандарта на системы менеджмента качества). Контроль технологической дисциплины является важным и необходимым элементом СМК. Но, для этого, как минимум, должна быть технология. Именно технология, а не просто технологическая документация. Проверить просто. Нужно задать руководителю технологической службы вопрос: «Вы разработали технологию. Вы гарантируете, что при ее соблюдении выпускаемая продукция будет полностью соответствовать установленным требованиям»? И дальше послушать ответ. Если ответ отличается от простого «да», например, звучит как «в принципе да», лучше постараться уклониться от почетной деятельности по контролю такой технологической дисциплины. Польза такого контроля не будет очевидна ни для производственного персонала, ни для руководства предприятия. И территория для конфликтов (вполне объективных) гарантирована. Кроме того, проведение контроля технологической дисциплины требует достаточно высокого уровня компетентности именно в менеджменте. В противном случае это будет контроль ради контроля. То есть может получиться даже не противоречивое понимание требований, а деятельность, лишенная цели. Встречаются случаи, когда предприятие настойчиво производит продукцию, которая, как все понимают, никогда не будет продана. Но это чрезвычайно редкое исключение. Гораздо чаще продукция, выпущенная с нарушением технологической дисциплины, признается в итоге соответствующей, оплачивается потребителем и есть даже данные, что потребитель остается ею удовлетворен. В этом случае разумно приостановить осуществление контроля технологической дисциплины и провести анализ обоснованности требований к осуществлению производственных операций. Спрятать что-то от персонала невозможно, можно только сделать вид, что не видишь. Как только в качестве причин нарушений технологической дисциплины или брака продукции появляется «невнимательность», «неисполнительность» и другие психологические оценки, должен мигать красный сигнал: неправильно определены требования или операция не обеспечена ресурсами. Возможно, что здесь проявляется еще одно несоответствие требованиям ISO 9001:2008: высшее руководство не выполнило своих обязательств по предоставлению персоналу информации о важности выполнения требований потребителя и законодательных и нормативных требований. Проще говоря, людям никто не объяснил, зачем нужно выполнять то, что требуется, и почему это важно для предприятия. Бывает даже, что наоборот производственному персоналу объяснили, что все это не нужно, но «забыли» сказать ОТК. Цель контроля технологической дисциплины заключается в недопущении действий, которые могут негативно повлиять на соответствие продукции установленным требованиям. Выполнение требований должно быть обеспечено соответствующими ресурсами. Оптимальным вариантом в данном случае является установление требований к обеспечению ресурсами (в том числе требований к компетентности персонала) в технологической документации. Объем и периодичность контроля должны определяться на основе анализа характеристик производственных процессов и анализа стабильности характеристик продукции. Данные о результатах контроля технологической дисциплины должны рассматриваться в ходе анализа способности организации выполнить требования к продукции. Контроль готовой продукции или СМК и потребитель. В системе менеджмента качества должны быть определены критерии приемки продукции. Может возникнуть впечатление, что раз есть критерии приемки, обязательно должен быть приемочный контроль. Такого обязательного требования в ISO 9001:2008 нет. Это организация определяет сама. Необходим в системе менеджмента качества не столько приемочный контроль, сколько гарантии предотвращения непреднамеренного направления потребителю несоответствующей продукции. Иначе говоря, если отсутствует неопределенность в выполнении требований к сырью, если есть технология и она соблюдается, приемочный контроль может быть преимущественно документальным, то есть заключаться в проверке документированных свидетельств удовлетворительного завершения предыдущих этапов контроля. Разрабатывая общую программу производственного контроля и определяя, какие операции в нем необходимы, полезно обратить внимание на часто наблюдающийся дисбаланс между «входом» и «выходом» системы. Нередко на предприятиях наблюдается полное доверие к поставщику и такое же полное недоверие к себе. Проявляются они в том, что закупки проверяются чисто по наличию сопроводительной документации (и даже она частично принимается сильно позже получения продукции, поскольку продукцию отгружает производство, а «сертификаты» выписывают в офисе), а собственная продукция в процессе производства и перед поступлением на склад тщательно контролируется (иногда даже безосновательно утверждается, что проводится сплошной контроль). Формально никаких требований к системе менеджмента качества не нарушается, но такой перекос в сторону контроля продукции свидетельствует о несовершенстве системы. Как показывает практика, разделение требований к продукции на группы, данное в стандарте, провоцирует предприятия распределить ответственность за определение этих требований между разными функциональными службами, а ответственным за выполнение объявить производство. В результате может получиться не просто противоречивость требований, а фактическое предложение производству самому решить, требования каких служб и в какой степени выполнять. На самом деле в пункте 7.2.1 стандарта перечисляются разные (но одинаково необходимые) стороны одной и той же продукции. Продукции, которую предприятие фактически выпускает. Уже в силу этого разные группы требований должны органично сочетаться, не противопоставляться и не противоречить друг другу. Достаточно часто правильное определение требований к продукции означает сокращение их количества (устранение тех из них, которые не влияют на удовлетворенность потребителя), что приводит и к получению чисто экономических выгод. Здесь есть много причин. В настоящее время разработан достаточно большой арсенал методов, позволяющих с достаточной степенью точности идентифицировать фактические требования потребителя. Но эта работа выполняется, как правило, консалтинговыми организациями. Собственных специализированных служб, способных проводить такой анализ, предприятия, как правило, не имеют. Тем не менее, в ISO 9001:2008 заложены механизмы, обеспечивающие последовательное приближение предприятия к потребителю. Просто их эффект становится очевиден не так быстро. Анализ контрактов с потребителями показывает, что обычно требования к качеству продукции сформулированы в них в общих и расплывчатых выражениях. Одной из самых распространенных ситуаций недостаточно конкретных требований к продукции является их определение через отсылку к государственным стандартам или техническим условиям. Наметилась устойчивая тенденция ставить знак равенства между требованиями потребителя (как установленными, так и предполагающимися) и требованиями ГОСТов. Получается, что три группы требований, перечисленных в стандарте, сводятся к одному. Это нелогично и мало соответствует действительности. Требования конечного потребителя не могут звучать, как «должно соответствовать ГОСТу». Он ГОСТы, как правило, не читал и читать не будет. Это к счастью. Чтение многих ГОСТов и, тем более, Технических условий чаще рождает не желание эту продукцию приобрести, а желание насторожиться и поконкретнее узнать, что именно предлагается. Требования внешних нормативных документов, разумеется, должны определяться и выполняться. Но, только применимые к деятельности организации. Задача, сформулированная в стандарте, как раз и заключается в определении, какие из внешних требований обязательны для выполнения (невыполнение может повлечь санкции со стороны государственных органов), какие выполнять не нужно (поскольку они не обеспечивают повышение удовлетворенности потребителей), а какие необходимо самой организации (поскольку они прямо сформулированы потребителем или фактически необходимы для обеспечения его удовлетворенности). Как было сказано выше, в системе менеджмента качества есть механизм последовательного приближения к правильным (соответствующим запросам потребителей) требованиям к продукции. Это мониторинг и измерение продукции и процессов, работа с претензиями и пожеланиями потребителей и мониторинг их удовлетворенности, анализ удовлетворенности потребителя и характеристик и тенденций продукции и процессов. Применительно к требованиям к продукции это означает: разработку классификатора причин обращений и претензий потребителей; проведение анализа причин несоответствий, выявляемых работниками предприятия в процессе производства и в конечной продукции; определение показателей качества, соответствующих интересам потребителей и возможностям производства; выбор методик контроля и инструментальное и кадровое обеспечение их проведения; и наконец, определение объемов и периодичности контроля различных показателей качества в зависимости от частоты соответствующих обращений и претензий потребителей. И, если наличие субъективных требований недопустимо в отношении любой операции контроля, в отношении требований к продукции это недопустимо вдвойне. Без четких и объективных требований к продукции система менеджмента строится «на болоте». Бессмысленно даже пытаться правильно определить требования к процессам выпуска продукции и к закупкам сырья и материалов. Существует достаточно простой индикатор правильности осуществления функции контроля продукции. Это структура и количество несоответствий выявляемых ОТК и потребителем. Если в обращениях и претензиях потребителей содержится информация о несоответствии требованиям, которые включены в план контроля ОТК, и если количество несоответствий, выявляемых ОТК, заметно превышает количество аналогичных несоответствий, выявляемых потребителем, система двигается в правильном направлении. А если претензии потребителей относятся к требованиям, которые не учтены в плане контроля, и являются для предприятия «сюрпризом», то СМК попросту нет. Итак, основные причины невыполнения требований к продукции заключаются в неопределенности самих требований и отсутствии у производственного персонала объективных возможностей их выполнить. Как правило, две эти причины существуют одновременно. То есть рабочие не понимают требований, поскольку не знают, что им делать, чтобы получилось хорошо. Из сказанного выше можно сделать вывод, что предприятие, разрабатывающее и внедряющее систему менеджмента качества должно стать правдивее и скромнее. Это действительно так. Обязательства перед потребителем должны содержать гарантии, а не благие намерения. Представления о том, как правильно выпускать хорошую продукцию, разумеется, не должны быть забыты. Просто есть требования, а есть цели по улучшению. Требования должны выполняться, соответственно, они должны быть выполнимы. Здесь на страже стоит ОТК. И это, честно признаемся, чисто техническая задача. Сегодня на многих предприятиях внедрены системы менеджмента качества. Их соответствие международному стандарту подтверждено уважаемыми органами по сертификации. Почему же по-прежнему наблюдаются конфликты, в центре которых оказывается ОТК? Основной причиной является неопределенность и противоречивость требований или их несоответствие возможностям предприятия. В несколько упрощенном виде основной тезис системы менеджмента качества формулируется следующим образом: Виды штампов отдела технического контроля (ОТК) ОТК включает в себя несколько стадий. Вначале производится разработка макета, затем его согласование с заказчиком и совместный выбор материала. Штампы ОТК могут содержать информацию о предприятии, дате изготовления продукции, номере партии, ее серийном номере. Чаще всего такой вид штампов изготавливается из резины или металла. Производство может осуществляться лазерной гравировкой либо фрезерным способом. Цена на данную услугу складывается из нескольких составляющих, среди которых оперативность и сложность изготовления. Также в процесс может входить доставка и другие дополнительные услугами. Штампы ОТК незаменимы в том смысле, что позволяют упростить и сделать более быстрой маркировку продукции.
Штампы ОТК входят в категорию так называемых специальных штампов. Их главной функцией является отражение информации о производителе товара и факте прохождения контроля. Требования к различной продукции устанавливают в контрактах (договорах), в нормативной (стандарты) и технической (конструкторской и технологической) документации. А факт приёмки продукции ОТК, подтверждается проставлением штампа. Т.е. если мы видим на упаковке такой знак, то можем полагать, что продукция соответствует стандартам, ГОСТам и прочим требованиям. Отсутствие же штампа может говорить о нарушении порядка приемки продукции, соответственно, подобная продукция не может отвечать требованиям ГОСТ. В завершении, хотелось бы напомнить о том, что при помощи нашего сайта Вы можете заказать штамп отдела техконтроля в считанные минуты. Просто перейдите в раздел
|