Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта

Основные концепции в системе образования

Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Смотреть фото Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Смотреть картинку Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Картинка про Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Фото Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Смотреть фото Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Смотреть картинку Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Картинка про Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Фото Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Смотреть фото Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Смотреть картинку Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Картинка про Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Фото Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Смотреть фото Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Смотреть картинку Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Картинка про Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Фото Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта

Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Смотреть фото Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Смотреть картинку Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Картинка про Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Фото Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта

Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Смотреть фото Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Смотреть картинку Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Картинка про Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Фото Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта

Только история педагогики может

дать положительные данные

для самой науки педагогики.

На сегодняшний день выделяются следующие важнейшие концепции в системе образования.

1. Концепция дидактического энциклопедизма (Я.А. Коменский, И.Б. Баседов, Дж. Мильтон, Г. Спенсер). В соответствии с данной концепцией основная цель образования — передача обучающимся предельно большого объема научных знаний и опыта жизнедеятельности. Представители данного направления считают, что содержание и глубина понимания действительности прямо пропорциональны объему изученного учебного материала.

Я.А. Коменский много лет посвятил работе над учебником, в котором хотел поместить все сведения, необходимые учащимся. Его главная идея — «обучать всех всему» — вызвала большой интерес и признание у прогрессивных ученых Европы. Дело в том, что он смог ответить на социальный заказ своего времени: дать образование всем детям хотя бы на уровне элементарной грамотности. Подобная «энциклопедическая модель» образования пользовалась большой популярностью среди педагогов XIX в., и ее подходы сохранились до сегодняшних дней в виде перегрузки учебников и учебных программ излишней информацией.

Успешность реализации данной концепции требует поиска инновационных технологий обучения и большой самостоятельной работы обучаемых. Перегрузка учащихся относится к числу тех проблем, которые требуют незамедлительного решения. По данным НИИ педиатрии Академии медицинских наук и НИИ физиологии детей и подростков РАО, почти у 50 % учащихся ухудшается состояние здоровья. Учащиеся переживают, что не могут во всем хорошо разобраться и добиться лучших успехов в учении (А.В. Усова).

2. Концепция дидактического формализма (Гераклит Эфесский, Цицерон, Дж. Локк, Э. Шмидт, И.Г. Песталоцци, И. Кант, И.Ф. Гербарт, А. Дистервег). Представителями данного направления переоценивается субъективно-процессуальная сторона образования. Концепция опирается на философию рационализма, утверждающую, что источником знаний является разум, поэтому необходимо развивать ум и способности человека.

Обучение рассматривается как средство развития способностей и познавательных интересов обучающихся, а успешность обучения определяется при изучении математики и классических языков (греческого и латинского). Несостоятельность данной концепции состоит в том, что невозможно обеспечить развитие интеллекта учащихся только при изучении математики и классических языков без использования других учебных дисциплин. Дидактический формализм недооценивал содержание знаний, формирующиеся при этом ценности и их значение для жизнедеятельности каждого отдельно взятого человека и общественной практики.

3. Концепция дидактического прагматизма (утилитаризма) (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер). Представители данной концепции трактуют обучение как непрерывный процесс «реконструкции опыта» обучающегося. Для того чтобы овладеть социальным наследием, человеку необходимо освоить все виды де­ятельности, известные современной цивилизации. Таким образом, недооцениваются сами знания, при этом предпочтение отдается формированию практических умений и навыков. Теория Дж. Дьюи, включающая проблемы «обучения посредством делания», «обучения для приспособления к жизни», давала знания, не оторванные от жизни. При таком подходе учащимся предоставляется полная свобода при выборе учебных предметов, что нарушает диалектическую взаимосвязь познания и практической деятельности. Педагогика Дж. Дьюи была нацелена на формирование нового типа личности, человека, приспособленного к капиталистической действительности, практичного, деятельного, обладающего утилитарными знаниями.

4. Концепция функционального материализма. Эта концепция предполагает наличие интегральной связи между познанием и деятельностью (В. Оконь). Данная концепция представляет собой интеграцию дидактического энциклопедизма, формализма и прагматизма. Согласно концепции, обучение, во-первых, представляет собой процесс познания действительности и приобретения знаний, во-вторых, это мыслительные процессы, происходящие при обучении, в-третьих, использование знаний в практической деятельности, направленной на преобразование окружающего мира. Основным критерием для построения учебных дисциплин являются «ведущие идеи», имеющие мировоззренческое значение.

Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Смотреть фото Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Смотреть картинку Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Картинка про Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Фото Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта

5. Парадигмальная концепция обучения. Она делает акцент на типичных фактах и событиях-парадигмах (Г. Шейерль). Обучение строится не на системном и последовательном изложении материала, а на основе эпизодических фактов, единичных событий, т.е. общее выводится в результате анализа единичного события, явления, факта.

6. Кибернетическая концепция обучения (С.И. Архангельский, Е.И. Машбиц). Ее представители рассматривают обучение как процесс передачи и переработки информации. Основой данной концепции обучения является теория систем и закономерности информационных процессов. Своим развитием кибернетическая концепция обязана компьютеризации и информатизации образовательного процесса. Методологией являются теория систем, теория информации и кибернетика. Индивидуальные особенности (психологические, личностные качества) субъектов учебного процесса считаются иррациональными и потому не учитываются.

4. Технологическая концепция обучения (Б. Блум, Дж. Ромишовски). Она предполагает создание аппарата управления образовательным процессом с помощью системы целей, задач, промежуточного и заключительного тестирования.

В педагогической теории также весьма актуальна проблема классификации целей. Наиболее совершенным в этом отношении признается способ определения педагогических целей с помощью таксономии, разработанный в научных трудах американского ученого Б. Блума. Само понятие «таксономия» (от греч. taxis — расположение по порядку и nomos — закон) заимствовано из биологии. Оно означает такую классификацию и систематизацию объектов, которые построены на основе их естественной взаимосвязи и используют для описания объектов категории, расположенные последовательно по нарастающей сложности, т.е. по иерархии.

8. Концепция дистанционного обучения (A.M. Бершадский, Г. Гримес, Г. Румбле, И.Г. Кревский). В «Концепции модернизации российского образования» указывается, что в настоящее время надлежит «повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья».

Термин «дистанционное образование» имеет американское происхождение и был использован впервые Университетом штата Висконсин (Г. Румбле). Практически до конца XX в. этот термин использовался как синоним понятий «заочное обучение», «корреспондентное обучение», «домашнее обучение», «независимое обучение». В настоящее время он приобрел несколько иное значение в связи с внедрением телекоммуникационных технологий. По Международной стандартной классификации дистанционное образование относится к формам предоставления образования. При определении данного понятия следует руководствоваться двумя основными подходами к его сущности: дистанционное обучение как корреспондентное (заочное) и дистанционное обучение на основе телекоммуникационных технологий.

Современное образование должно не только обеспечивать формирование у обучающихся определенной системы знаний, но и вследствие их постоянного и довольно быстрого обновления развивать у каждого обучающегося потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, т.е. способствовать самообразовательной деятельности. Перспективным направлением модернизации системы образования является внедрение дистанционного обучения на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

Названный вид образования предполагает:

— удовлетворение образовательных потребностей населения;

— повышение социальной и профессиональной мобильности населения;

— удовлетворение потребностей общества и государства в качественной подготовке специалистов с различным уровнем образования;

— повышение уровня образованности населения страны;

— обеспечение единого образовательного пространства;

— реальную возможность учета индивидуальных особенностей обучающихся и их образовательных потребностей (Д.В. Чернилевский).

В основу концепции дистанционного обучения положена направленность всего образовательного пространства на личность каждого обучаемого, реализующая принципы индивидуализации и гуманистической направленности в обучении.

В этом случае дистанционное обучение рассматривается в мировой педагогической практике как альтернатива традиционному обучению, которое в основном базируется на усвоении готовых знаний и их воспроизведении.

Дистанционное обучение (в противовес традиционному) предполагает самостоятельную активную познавательную деятельность каждого учащегося и студента (Г. Гримес, Г. Румбле, Е.С. Полат).

Учебный процесс в условиях дистанционного обучения характеризуется следующими особенностями: преобладанием самостоятельной работы, отсутствием постоянного контакта студентов и преподавателей, наличием различных средств обучения (тексты, аудио- и видеоматериалы, компьютерные программы), сегментированным представлением учебного материала (юниты), осуществлением взаимодействия студентов с преподавателями в случаях наиболее значимых и сложных вопросов изучаемого сегмента.

Таким образом, успешная реализация индивидуального подхода в условиях дистанционного обучения заключается в удовлетворении личностно значимых образовательных потребностей студентов на основе построения индивидуальных маршрутов их профессиональной подготовки.

Виды деятельности субъектов образовательного процесса приведены в табл. 1.

В информационном обществе XXI в. смогут рассчитывать на достижение успеха лишь те специалисты, которые не только овладеют базовыми курсами университетских программ, научатся применять усвоенные знания в традиционных и нетрадиционных ситуациях, но и будут обладать сформированными умениями самостоятельной работы с информацией.

Сегодняшний работодатель заинтересован в таком работнике, который умеет думать самостоятельно, грамотно, творчески и ответственно подходить к разрешению разнообразных проблем.

Современному обществу необходим такой специалист, который непрерывно пополняет свои знания, совершенствует свою компетентность и компетенции.

Источник

Понятие о содержании образования. Современные концепции образования

Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Смотреть фото Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Смотреть картинку Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Картинка про Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Фото Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Смотреть фото Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Смотреть картинку Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Картинка про Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Фото Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Смотреть фото Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Смотреть картинку Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Картинка про Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Фото Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Смотреть фото Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Смотреть картинку Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Картинка про Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Фото Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта

Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Смотреть фото Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Смотреть картинку Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Картинка про Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Фото Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта

Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Смотреть фото Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Смотреть картинку Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Картинка про Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Фото Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта

Содержанием образования принято называть систему научных знаний, навыков и умений. Их приобретение дает возможность личности разносторонне развиваться и обеспечивает подготовку человека к труду и общественной жизни.

Содержание образования является одним из самых важных критериев развития личности. То, каким оно будет, напрямую зависит от поставленных целей. Его корректировка происходит с помощью учебных планов и программ, а также посредством учебников.

Основным элементом содержания образования являются знания. Знаниями называют результаты познания явлений и предметов окружающей действительности, а также законов развития как общества, так и природы. Знания выражают накопленный опыт народа. Они находятся в постоянном изменении и совершенствовании.

Еще одним элементом содержания образования являются умения, представляющие собой некий комплекс действий, которые осуществляются школьниками на базе полученных знаний. Как же определить, что человек обладает определенными умениями? Самым главным отличительным признаком является то, что определенные действия он может выполнить и при изменении первоначальных условий. Так, например, человек на основе приобретенных знаний (выученных правил и теорем) может решать задачи, составить план прочитанного текста и т. п.

Навыки наряду со знаниями и умениями также являются элементами содержания образования. Человек приобретает навыки посредством постоянного повторения изученного материала на практике.

Такие элементы, как навыки и умения, тесно связаны друг с другом. Иногда умения становятся следствием приобретенных ранее навыков. А случается и наоборот, когда путем многократного повторения умения превращаются в навыки.

Главной целью содержания образования является то, что оно отражает, наряду с текущими перспективные потребности как всего общества, так и отдельных людей. В зависимости от того, каковы эти потребности, существует тот или иной процесс отбора содержания образования. Этот процесс в свою очередь включается в программы различных учебных заведений.

Принято выделять несколько теорий содержания образования. Подробнее остановимся лишь на следующих:

– дидактический материализм, или энциклопедизм;

– дидактический формализм;

– дидактический утилитаризм;

– экземпляризм;

– теория дидактического программирования, или теория операциональной структуризации содержания.

Теория энциклопедизма была разработана Я. Коменским. По его мнению, главная задача обучения в школе – передача учащимся огромного количества разнообразных знаний. Исследователем даже был разработан учебник, в котором он поместил информацию, касающуюся необходимых знаний для учащегося. Приверженцем этой теории был и современник Коменского англичанин Дж. Мильтон. В течение 9 лет обучения он предлагал передать учащимся знания по 16 предметам (по родному языку, библейской истории, истории церкви, астрономии, географии, естественной истории, праву, агрономии, всеобщей истории, навигации, архитектуре, медицине, этике, политике, риторике, логике), а также изучить 5 иностранных языков.

Те, кто придерживался этой теории, были уверены, что от глубины понимания предлагаемых тем зависит количество изученного материала. В связи с этим ими были разработаны учебные программы, чрезмерно перегруженные информацией, практически не связанной с другими предметами. Но такая теория совсем не оправдывала себя, потому что школьникам было не под силу усвоить огромный багаж знаний.

Временем возникновения теории дидактического формализмасчитается XVIII в. Приверженцы этой теории твердо уверовали в то, что обучение – это лишь средство развития способностей и познавательных интересов учеников. Они же предлагали школьнику достигнуть истинной цели, а именно – углубить, расширить и сформировать свои способности и интересы. В качестве основного критерия отбора содержания учебного материала теоретики дидактического формализма рекомендовали использовать формирующую и развивающую ценность учебного предмета. Предметами же, которые в наибольшей степени ее выражают, они считали математику и классические языки. Приверженцы этой теории были уверены и в том, что в силах человека осуществлять перенос знаний, приобретенных в одной области, на другую.

Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Смотреть фото Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Смотреть картинку Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Картинка про Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта. Фото Концепция что образование это непрерывный процесс реконструкции опыта

Многие положения из этой теории были приняты еще в глубокой древности. Из самых известных мыслителей, занимавшихся этой проблемой, можно назвать Гераклита («многознание уму не научает») и Цицерона. Логическим продолжателем дидактического формализма впоследствии стал Песталоцци. Он считал, что главной целью обучения является усиление правильности мышления учащихся. Небезызвестный Дистервег тоже внес в нее свои положения. Основной задачей обучения для него было развитие памяти, мышления и внимания. Сторонники этой теории стали известны тем, что первыми обратили внимание на необходимость развития у школьников следующих категорий:

Но, несмотря на ряд преимуществ этой теории, у нее есть и недостатки. Так, для развития интеллектуальных способностей человека, помимо математики и языков, необходим и так называемый фактический материал, способствующий развитию мышления. В этом случае можно говорить о так называемой диалектической зависимости, а именно – о познании фактов, развивающем мышление. В свою очередь развитие мышления дает возможность овладеть фактическим материалом.

Автором теории дидактического утилитаризмастал американский исследователь Дж. Дьюи. Возникла она в начале XX в. По его мнению, образованием считается непрерывный процесс «реконструкции опыта» человечества. Единственным способом приобрести этот опыт является приобщение школьников к определенным видам деятельности, позволяющим развиваться цивилизованному обществу. В связи с этим в качестве содержания обучения Дьюи предлагал опираться на занятия конструктивного характера.

По его мнению, главное – научить школьника готовить еду, шить, заниматься рукоделием, приобщить к какому–либо мастерству и т. д. Дьюи полагал, что разнообразие практических занятий активизирует мышление и трудовые успехи учеников. В качестве видов учебной деятельности он предлагает непременное объединение работы с игрой, вовлечение детей в социальное окружение, экскурсии в музеи и на производство, наблюдения за окружающей ребенка средой, беседы с людьми разных профессий, участие в общественном труде взрослых.

Теория экземпляризма появилась в Германии в 1958 г. Ее создатели стремились уменьшить объем учебного материала. Но одновременно с этим они хотели сохранить в сознании школьников понятие об окружающем мире. Приверженцы теории экземпляризма были твердо убеждены в том, что непрерывный прогресс науки и связанное с ним обогащение содержания образования противоречат учебным возможностям учеников. Чтобы разрешить это противоречие, они предложили:

1) применение парадигмального образования (от греч. Paradigma – «образец»). Другими словами, глядя на образец, они должны иметь общее понятие обо всем. Например, историю России XIX в. можно в программе представить по ключевым моментам: по политике Александра I, деятельности Сперанского, Отечественной войне 1812 г. и т. д. Благодаря этому школьник получает основные сведения об эпохе, составляя картину жизни того времени. В итоге он сможет отличить один исторический период от другого. Однако этот способ абсолютно не подходит для изучения иностранных языков, где нет подобных ключевых моментов;

2) использование так называемых «тематических» примеров. В этом случае материал рассматривается на основе примеров, через которые может быть представлена та или иная тема. При этом последовательное изложение учебного материала не практикуется. Например, таким способом в советские времена изучалась литература. Однако метод не подходит для познания абсолютно всех предметов. К примеру, при изучении математики он не может быть действенным;

Теория дидактического программирования. Впервые о ней заговорили в середине 50–х гг. XX в. Связано это прежде всего с возникновением программированного обучения. В современном мире в связи с развитием компьютерных технологий эта теория уже набирает большие обороты и становится все более популярной.

Сторонники этой теории пытались найти оптимально эффективный способ обучения. В связи с этим выделяют несколько этапов анализа содержания учебного материала.

Во-первых, должно быть четкое и конкретное определение целей изучения учебного текста. Без выполнения этого условия невозможно достигнуть дидактической эффективности. После этого требуется провести анализ учебного материала и вычленение как дидактических единиц, так и связей между ними.

Во-вторых, необходимо разделить учебный материал на две части:

– соответствующие результаты действий.

В-третьих, учителю следует контролировать деятельность своих учеников, следить за их ответами и корректировать их, если это необходимо.

В-четвертых, каждый новый термин, определение, закон и т. п. должны включаться в учебный процесс по несколько раз и повторяться в различных контекстах. Например, чтобы выучить новое слово из иностранного языка, его нужно повторить от 7 до 23 раз.

Словом, проблема выбора содержания образования не так проста, как это может показаться на первый взгляд. Осложняется она и тем, что объем информации растет довольно быстро и школьники просто не в состоянии освоить все, что требуется. В связи с этим необходимо четко систематизировать информацию и в доступном виде предлагать ее для ознакомления учащимся. Следует также учитывать как возможности самих учеников, так и сроки обучения, а еще – их потребности и интересы.

Федеральный, национально-региональный и школьный компоненты базисного учебного плана. Особенности отбора содержания образования в разных типах учебных заведений

Образовательным стандартом называется система основных параметров, которые принимаются в виде государственной нормы образованности. Эта норма отражает общественный идеал образования и учитывает возможности отдельного человека и системы образования по достижению этого идеала.

Стандарт образования был утвержден в Законе РФ «Об образовании» и декларирует обязательный уровень требований к подготовке выпускников. Согласно этому стандарту определяются содержание образования, методы, формы, средства обучения и контроля. В Законе РФ записано, что стандарт включает лишь минимально необходимый уровень образованности выпускников школы. Несмотря на существующие государственные стандарты, в каждом отдельном учебном заведении содержание образования может варьироваться, т. е. иметь небольшие отступления от установленной нормы.

Что касается государственного стандарта общего среднего образования, то сюда входят, во-первых, базовый учебный план, во-вторых, образовательные стандарты – как для школы, так и для всех учебных предметов, в-третьих, требования к минимальному уровню усвоения материала для начальной, основной и старшей ступеней. Согласно принятому стандарту содержание образования по каждому учебному предмету содержит две основные части:

– неизменяемое инвариантное ядро;

– вариативную часть, постоянно обновляющуюся и изменяющуюся.

В государственном стандарте общего среднего образования принято выделять три составные части:

Федеральная часть рассматривается как нормативная. Ее нормативы обеспечивают общее образовательное пространство в государстве. Национально–региональная часть, связанная с регионами, отражает особенности той или иной местности. Она определяет нормы образованности при изучении родного языка и литературы, истории, географии и других предметов, которые отражают специфику местности и ее жителей. Школьная часть находится в компетенции школы. Она отражает ее направленность и специфику.

В состав федеральной и национально–региональной частей входят:

– содержание образования, на каждом уровне обучения представленное государством;

– требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках требующегося объема содержания;

– максимально допустимый объем учебной нагрузки школьников, распределенный по годам обучения.

Школьники должны выполнять требования образовательного стандарта. Тем не менее, у них есть возможность самим определять уровень овладения учебным материалом. В этом случае они могут ограничиться минимальными требованиями, снизив, таким образом, нагрузку. При этом они смогут реализовать свои творческие возможности и склонности в других направлениях обучения. Государственный стандарт является базой создания учебных планов и программ, учебников и учебных пособий.

Содержание образования реализуется в учебных планах и программах. Учебным планом называется нормативный документ, в котором содержатся:

– структура и продолжительность учебного года, учебных четвертей и каникул;

– перечень учебных предметов и их распределение по годам обучения;

– недельное и годовое распределение времени на изучение учебных предметов в каждом классе.

Принято выделять несколько видов учебных планов:

– базисный учебный план;

– типовой учебный план;

– учебный план школы.

Базисный учебный план является неотъемлемой частью государственного образовательного стандарта. В связи с этим его утверждение происходит в Государственной Думе и Министерстве образования. В состав этого плана входят:

– список необходимых предметов и недельная нагрузка;

– обязательная максимальная нагрузка;

– нагрузка учителя, которая оплачивается ему государством.

Базисный учебный план содержит вариант плана, учитывающего национальные и региональные особенности школы. Базисный план необходим также для определения уровня финансирования школы.

На основе базисного плана формируется типовой план. Как и базисный, он утверждается в Министерстве образования. Типовой план является не только основой для создания учебного плана, но и носит рекомендательный характер.

В свою очередь составление учебного плана школы происходит на основе базисного и типового планов. Его главным критерием является то, что он призван учитывать особенности каждой школы. Учебный план школы – это нормативный документ, по которому функционирует школа. В его состав входят следующие разделы:

– список обязательных предметов;

– обязательные предметы по выбору;

– факультативные предметы и их распределение согласно годам обучения;

– недельный и годовой объемы времени, необходимые для каждого предмета.

Для одной школы характерно наличие сразу нескольких учебных планов, а также их вариантов. В учебном плане принято выделять три основных вида занятий:

– обязательные занятия, составляющие образовательное ядро;

– обязательные занятия по желанию школьников;

– факультативные занятия, являющиеся необязательными и предлагаемые школьникам на выбор.

В состав учебного плана школы включаются также федеральный, национально–региональный и школьный разделы. Такой план составляется каждый год и утверждается на педагогическом совете школы.

Учебной программой называется нормативный документ, который определяет:

– содержание базисных знаний, умений и навыков по отдельному учебному предмету;

– логику и последовательность изучения тем и вопросов;

– общий объем времени, отведенный на их изучение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *