Конъюнктурный обзор что это
Конъюнктурный обзор что это
Согласно Приказу №421/пр от 04.08.2020 года с 05.10.2020 года в законную силу вступила новая методика анализа материальных ресурсов, не включенных во ФГИС. В ней присутствует и новый термин – конъюнктурный анализ, на котором хотелось бы остановиться подробнее.
Конъюнктурный анализ – новый подход учета материальных ресурсов, строительных материалов и оборудования по цене компании-поставщика. Суть конъюнктурного анализа заключается в определении сметной стоимости по наиболее экономичному варианту, отталкиваясь от сбора информации, данных о текущих ценах (согласно п.13 новой методики по Приказу N 421/пр от 4.08.2020 г.).
Результаты в обязательном порядке оформляются согласно специальной форме, приведенной в Приложении 1 рассматриваемой Методики. Она содержит 18 граф, подлежащих заполнению.
Информационно-аналитическая система «РИК Мониторинг» в версии «Смета»представляет интерес для сметчиков-строителей вне зависимости от используемой сметной программы и позволяет максимально автоматизировать положения пунктов Методики, утвержденной приказом Минстроя № 421/пр от 04 августа 2020 г. в части конъюнктурного анализа.
ИАС «РИК Мониторинг Смета» оснащена полным функционалом ввода, анализа и обработки первичной ценовой информации. Систематизирует цены строительных ресурсов и их поставщиков в разрезе времени. Позволяет сформировать, вести и анализировать единую структурированную базу ценовых данных.
Вам может быть интересно:
Группа компаний «РИК» и ООО «Сервисный Центр ИТ Смета» г. Калининград предлагают посмотреть запись прошедшего 25 февраля вебинара.
Программа вебинара:
Смотрите запись вебинара бесплатно ЗДЕСЬ
Конъюнктурный анализ. Ответы на вопросы
Блог сметчика
Новая методика по приказу 421/пр от 4 августа 2020 вступила в силу 5 октября 2020г.
Рассмотрим это понятие в форме вопрос-ответ.
Что такое Конъюнктурный анализ?
п.13 новой методики по Приказу N 421/пр от 4.08.2020 г.
Когда проводим конъюнктурный анализ?
п.13 новая методика Приказ N 421/пр от 4.08.2020 г.
(например: цены на материал нет в ФССЦ ни в базисном, ни в текущем уровне)
На что делать конъюнктурный анализ?
Конъюнктурный анализ делаем на:
п.13, 91 новой методики Приказ N 421/пр от 4.08.2020 г.
Как оформить конъюнктурный анализ?
п.13 новой методики Приказ N 421/пр от 4.08.2020 г.
Кто готовит конъюнктурный анализ?
« на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства»
Кто подписывает конъюнктурный анализ?
п.13 новой методики Приказ N 421/пр от 4.08.2020 г.
Где брать данные для конъюнктурного анализа?
п.14 новой методики
Где брать цены для материалов и оборудования при составлении конъюнктурного анализа?
п.14 новой методики
Где брать цены для прочих затрат при составлении конъюнктурного анализа?
п.14 новой методики
Сколько времени актуальны цены для конъюнктурного анализа?
Не более 6 месяцев
п.14, 116 новой методики Приказ N 421/пр от 4.08.2020 г.
Цены какого региона брать при составлении конъюнктурного анализа?
п.14 новой методики Приказ N 421/пр от 4.08.2020 г.
Какие данные должны быть в ТКП от производителей и поставщиков?
П.15, 16, 17 методики
Какой шифр/код присваивать материалу или оборудованию?
ТЦ_КСР_регион_ИНН поставщика_дата_учтена ли перевозка
Какой код/шифр присваивать оборудования которого нет в КСР
Сколько ТКП нужно при составлении конъюнктурного анализа?
Как определить заготовительно-складские расходы без конъюнктурного анализа?
При согласовании с заказчиком
Еще больше статей читайте в Базе знаний
Действующий сметчик, сметный блогер
Диляра Сайфутдинова
Анализ конъюнктуры рынка
Рынок как сложная социально-экономическая категория может быть охарактеризован многочисленными показателями в зависимости от цели исследования. Анализ рынка позволяет:
Прогноз конъюнктуры рынка представляет возможные варианты изменений в структуре и объеме потребления, которые сопоставляются с оценками развития производства товара, что позволяет получить прогнозы объема продаж, спроса, предложения и соотношения между ними.
При составлении прогноза рынка как части общего маркетингового прогноза используют информацию из разнообразных аналитических маркетинговых исследований (среды, потребителя, товара, предприятия).
Анализ конъюнктуры рынка
Положение на рынке зависит от конъюнктуры рынка, т.е. от состояния спроса и предложения. Для того чтобы понять ситуацию на рынке, необходимо дать определение конъюнктуры рынка.
Конъюнктура рынка — сложившаяся экономическая ситуация, включающая в себя соотношение между спросом и предложением, движением цен и товарных запасов, портфелем заказов по отраслям и другими экономическими показателями. Другими словами, конъюнктура рынка — это конкретная ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент, или ограниченный отрезок времени, а также совокупность условий, которые эту ситуацию определяют.
Основная цель изучения конъюнктуры рынка — установить, в какой мере деятельность промышленности и торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары, более рационально использовать имеющиеся у производственного предприятия возможности. Результаты изучения конъюнктуры предназначены для принятия оперативных решений по управлению производством и сбытом товаров.
Комплексный подход к изучению конъюнктуры рынка предполагает использование различных, взаимодополняющих источников информации; сочетание ретроспективного анализа с прогнозом показателей, характеризующих конъюнктуру рынка; применение совокупности различных методов анализа и прогнозирования.
Изучение конъюнктуры рынка базируется на анализе показателей, характеризующих производство и поставку товаров этой группы, объем и структуру розничной продажи, товарных запасов на складах предприятия, в оптовой и розничной торговле.
При изучении конъюнктуры рынка ставится задача не только определения состояния рынка на тот или иной момент, но и предсказания вероятного характера дальнейшего его развития по крайне мере на один-два квартала, но не более чем на полтора года. Результаты анализа прогнозируемых показателей конъюнктуры рынка в сочетании с отчетными и плановыми данными дают возможность заблаговременно выработать меры, направленные на развитие позитивных процессов, устранение имеющихся и предотвращение возможных диспропорций.
По своему характеру прогноз показателей конъюнктуры является краткосрочным прогнозом. Специфика его заключается в том, что точность краткосрочных прогнозов повышается по сравнению с годовыми, снижает эту точность.
Задачи при изучении конъюнктуры рынка
Для анализа конъюнктуры рынка проводят исследование:
Объем спроса зависит от покупательной способности населения, которая определяется уровнем реальных доходов, условиями получения кредитов, суммой сбережений, соотношением между расходами на приобретение товаров и услуг. Сумма средств населения, направляемая на приобретение товаров, составляет объем платежеспособного спроса.
Емкость рынка конкретного товара, т.е. объем потребленного (приобретенного) за определенный период времени товара, определяется как объем производства с учетом изменения запасов товаров и сальдо экспорта и импорта. Когда спрос на товар не удовлетворяется полностью, возникает феномен неудовлетворенного платежеспособного спроса, который не характерен для рыночной экономики или проявляется на начальных стадиях появления на рынке нового товара.
Емкость рынка можно также определить, используя данные о реализованном спросе или объеме розничного товарооборота данного товара. При проведении анализа необходимо помнить, что стоимостные показатели спроса включают в себя оптовые и розничные наценки на товары. В связи с этим стоимостной анализ рекомендуется дополнять анализом спроса в натуральных показателях (штуках, килограммах, литрах) с учетом структуры розничных и оптовых цен, а также их изменения.
Объем производственного потребления товарного рынка определяется величиной закупок потребителей. Среди факторов можно отметить общеэкономические, отраслевые, внутрихозяйственные.
Объем государственного потребления определяется государственным заказом на товар. Главными факторами развития этого сектора рынка являются потребности государства в данном товаре и его финансовые возможности.
Объем экспорта товара уменьшает емкость рынка. Величины экспорта регистрируются государственными таможенными службами, и данные о них публикуются в статистических сборниках. Среди факторов, влияющих на экспортные поставки, необходимо отметить следующие:
Анализ тенденций развития спроса и предложения на исследуемом рынке служит логическим продолжением предшествующих этапов анализа. На данном этапе основная задача — выявить тенденции динамики стоимостных и натуральных измерителей спроса и предложения, определить количественные и качественные факторы, влияющие на объемные и структурные изменения спроса и предложения, сопоставить выявленные тенденции на рынке страны с тенденциями в других регионах и других странах; определить стадию жизненного цикла, на которой находится товар. Результаты этого анализа являются отражением процесса удовлетворения потребности, которую выражают покупатели товара.
Изучение конъюнктуры товарного рынка завершается анализом развития и удовлетворения потребностей, в процессе которого отслеживается развитие потребности, выраженной и удовлетворенной посредством товара, появление новых его разновидностей или, наоборот, уменьшение потребности или ее исчезновение. Кроме этого, изучается возможность удовлетворения потребности с помощью другого товара — заменителя, вероятно, пока не представленного на рынке.
Задачи исследования потребностей носят качественный характер и решаются в основном путем опросов потребителей и специалистов — маркетологов, товароведов, социологов. Результаты анализа конъюнктуры рынка товара вместе с прогнозом общехозяйственной конъюнктуры становятся основой разработки конъюнктурного прогноза.
ВНИМАНИЕ!
15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Что такое конъюнктурный анализ?
Сделаем смету под необходимую вам сумму!
Поможем защитить смету перед заказчиком и при проверках!
Сделаем необходимые документы к смете (КС-2, дефектную ведомость и др)!
Составление сметы на конъюнктурный анализ
Составим смету на конъюнктурный анализ в ФЕР, ТЕР, ТСН, рыночных ценах. Если вы не разбираетесь в государственных и рыночных расценках, мы поможем вам их выбрать в зависимости от вашей задачи.
Цены, сроки, гарантии и как заказать смету на конъюнктурный анализ представлено на вкладке: Порядок работы.
Со стороны заказчика или проверяющих инстанций выдвигаются строго определенные требования к разработке смет. Часто они оформлены в небольшой документ. Вышлите нам его для изучения. Если таких данных нет, а у вас это вызывает затруднения мы готовы за вас пообщаться с вашими проверяющими и все у них выяснить.
Существуют тонкости при составлении смет, которые предварительно необходимо согласовать с вами. Это нужно сделать, чтобы сметы легко прошли проверку. Ниже мы рассмотрим все эти детали разработки смет на забор.
Содержание
Что такое конъюнктурный анализ?
- С вопросом о том, что такое конъюнктурный анализ, сталкивается, пожалуй, каждый специалист, ведущий свою профессиональную деятельность в строительной сфере. И конечно, каждый сметчик в своей практике хотя бы раз сталкивался с конъюнктурным анализом цен на строительную продукцию.
- Конъюнктурный анализ — это мониторинг современной сложившейся экономической ситуации в какой-либо области. В данном случае мы рассматриваем строительную область, поэтому будет уместен анализ строительных материалов, оборудования, услуг, техники и т.д. То есть конъюнктурному анализу может подвергаться любая статья затрат при производстве строительно-монтажных работ на объекте.
- Очевидно, что самой частой категорией, подвергающейся подобному анализу, являются материалы для строительства. Мониторинг цен строительных ресурсов занимает в любой компании важное место. Это и не удивительно, ведь данные, полученные в результате подобной аналитической работы, напрямую влияют на сметную стоимость всего объекта в целом.
- Следует отметить, что большинство смет на различные виды объектов включают в себя данные конъюнктурного анализа рынка материалов и прочих строительных ресурсов. Таким образом, достигается оптимальная и достоверная цена производства работ на объекте.
- Ко всему прочему при составлении любой сметной формы и учета в ней стоимости того или иного ресурса важно обратить внимание на множество нюансов: на источник финансирования строительства объекта, на ведомственную структуру, на организацию заказчика и многое другое.
- Наши специалисты при составлении сметных форм на основе конъюнктурных аналитических данных учитывают множество факторов. Это позволяет сметным формам, выпущенным нашими сметчиками, быстро проходить экспертизы различного типа без урона для бюджета клиента.
- Рисунок 1. Образец сметы с использованием данных конъюнктурного анализа
Правила мониторинга цен строительных ресурсов
- Совершенно очевидно, что для такой значительной операции, как конъюнктурный анализ рынка, существует определенный механизм ее проведения. Более того, результаты такого анализа крайне важны при производстве работ на объектах, финансируемых из бюджетных средств.
- Правила мониторинга цен строительных ресурсов утверждены Правительством Российской Федерации. Это помогает в максимальной степени достоверно и прозрачно отражать стартовую стоимость строительства объекта любого типа при составлении сметной документации. Кроме того, подобный процесс позволяет просчитать объективную стоимость строительства, то есть без завышения или занижения цен на строительную продукцию и услуги.
- Все правила можно узнать из Постановления Правительства РФ №1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов» от 23.12.2016 г. Кроме того, важную информацию можно почерпнуть также из Постановления Правительства от 15.05.2019 г. №604.
- Если описать кратко, то согласно вышеуказанным Постановлениям конъюнктура цен — это процесс сбора стоимостей, на основании которого в дальнейшем будет создана смета на разные виды строительных и монтажных работ, а также на разные типы объектов. Основными правилами при мониторинге цен можно обозначить анализ отпускной цены, данные о перевозках разными видами транспорта, показатель среднемесячной заработной платы рабочих и т.д.
- Обычно конъюнктурный анализ производится вне сметной формы и предоставляется в виде протоколов, ведомостей и т.п. Однако данные из аналитических документов учитываются в смете в обязательном порядке.
- Рисунок 2. Образец сметы с использование ФССЦ
Мониторинг цен в сметах
- Как было отмечено выше, при составлении сметы важно учесть множество факторов и нюансов для каждого объекта в индивидуальном порядке. Необходимо иметь в виду, что, несмотря на то, что мониторинг цен для сметной документации играет большую роль, не все расчеты основываются на данных подобного рода.
- Дело в том, что множество форм сметной документации на разнообразные объекты могут содержать в своем составе стоимость ресурсов из утвержденных сборников сметных цен, таких как ФССЦ, ТССЦ и т.д. Данные из указанных сборников чаще всего основаны на тщательном анализе и утверждены для использования при составлении смет не только на объекты, финансируемые из бюджета, но и на большинство прочих объектов.
- Поэтому зачастую при формировании сметных форм используются данные из указанных сборников. Однако конъюнктурный анализ для сметы также важен, особенно для тех ресурсов, которые не указаны или не имеют аналогов в сборниках сметных цен.
- Образец сопоставительного анализа цен для смет имеет в каждом случае и для каждого объекта свою форму. Однако чаще всего в ней отражаются не менее трех поставщиков ресурсов с указанием их наименования, адреса, контактных лиц и прочих сведений.
- Конечно, основное внимание в формах сопоставительного анализа уделяется стоимости ресурса. Если говорить о материалах, то необходимо при формировании цены учитывать не только себестоимость продукции, но также налоги и сборы, транспортные расходы, заготовительские и складские расходы и многое другое.
- Также результаты конъюнктурного анализа цен важно учесть при составлении сметы так, чтобы исключить повторного включения некоторых статей затрат или, наоборот, их упущения из расчета. Специалисты нашей компании обладают достаточными навыками и знаниями, чтобы составить смету, объективно отражающую все данные мониторинга цен на ресурсы. При этом вид объекта и нюансы производства работ на нем также являются важным элементом наших сметных расчетов.
Подведение итогов
- Как видим, конъюнктурный анализ — это сложный процесс, требующий от специалиста высокого уровня квалификации. На основании аналитических данных подобного рода составляется сметная документация, которая должна отражать объективную и достоверную информацию.
- Особенно большое значение это имеет для объектов, финансируемых из бюджета и проходящих различные виды экспертизы. В связи с этим многие организации и клиенты доверяют составление сметных форм различного вида нашим специалистам.
P.S. Иногда случается такое, что несмотря на то, что при формировании сметы на объект был проведен мониторинг цен строительных ресурсов и предоставлены все необходимые документы, отражающие этот процесс, в состав расчета включаются цены из ФССЦ. Дело в том, что при составлении смет важно учесть все факторы и характеристики объекта, даже требования к формированию пакета документов на объект.
- Зачастую использование сборников сметных цен является превалирующим, а конъюнктурный анализ цен и проведение торгов производится только для тех ресурсов, которых нет в вышеупомянутых сборниках. Невнимательность к деталям в данном случае может сыграть критическую роль, что в дальнейшем неблагоприятно может отразиться на финансовых расходах сторон, участвующих в строительстве.
- Нашими специалистами перед составлением любой сметы проводится тщательный анализ всех данных объекта. Это позволяет нашим клиентам не только успешно пройти все экспертизы и проверки, но и избежать финансовых потерь.
Конъюнктурный анализ: сбор информации о ценах на основании данных из различных источников
При подготовке сметной документации в строительстве часто возникает вопрос о подтверждении стоимости материалов и оборудования, определения низшей стоимости и НМЦК. Это конъюнктурный анализ цен на материалы, отсутствующие в сметно-нормативной базе (сбор 3-х коммерческих предложений с оформлением таблицы).
По правильному нужно делать смету и одновременно прайсы собирать, если только заказчик не идет навстречу и «сходу» не утверждает прайс-лист.
Наши специалисты готовы в короткий срок сформировать конъюнктурный анализ цен (конъюнктурный лист, прайс-листы к сметам) на материалы и оборудование с предоставлением комплектов прайс-листов или коммерческих предложений на поставку материалов с учетом доставки (счета-фактуры). Проще говоря – это анализ конкурентов (сбор и анализ коммерческих предложений поставщиков) «методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)» для определения начальной максимальной цены. То есть мониторинг цен. Но здесь вопреки логике часто по требованию проверяющий и в целях экономии выбирается наиболее выгодная минимальная стоимость за оборудование/изделие/материал.
Результат предоставляется в табличном виде в цифровом формате (pdf, word, excel) по форме ФАУ «Главгосэкспертиза» в виде книги прайсов одним отдельным томом с анализом от 3-х поставщиков материалов для подтверждения сметной стоимости материалов и оборудования. В локальных сметах в графе «обоснование» указывается: том, страница в томе и номер позиции на странице.
Конъюнктурный анализ составляется в текущем уровнем цен в соответствии с п. 13-22 Методики №421 и в соответствии с рекомендуемой формой, приведенной в приложении к Методике. В полном соответствии с новой Методикой определения стоимости строительства (Приказ Минстроя РФ № 421/ПР от 4 августа 2020 г). и согласно форме приложения № 1 к приказу (рекомендуемый образец по конъюнктурному анализу, который многим придётся осваивать заново и переделывать, часто «вручную»)… Скачать дайджест разъяснений и позицию Союза инженеров-сметчиков России по этим вопросам.
В прайс-листах при конъюнктурном анализе должно содержаться ценообразование в полном соответствии с новой 421-ой Методикой (смотрите краткие тезисы про Методику и конъюнктурный анализ): транспортные расходы, складские расходы, расходы на тару и упаковку, НДС и другое. Все прайс-листы и коммерческие предложения (в рублевом исчислении!) актуализируются кварталом подачи документов в государственную экспертизу. Обосновывающие документы должны содержать контактную информацию поставщика и согласованы с заказчиком (с указанием должности, фамилии и инициалов) на основе конъюнктурного анализа с выбором наиболее экономичного варианта.
Органы экспертизы часто попросят исправить цены в смете по прайс-листам и заменить его на цены материал по ТССЦ (если он там есть, конечно). Особенно при работе с бюджетом, когда приходиться делать два расчёта: «по сборникам» и «по мониторингу рынка», чтобы определить наименьшие затраты.
В какой-то степени конъюнктурный анализ в виде сравнительной таблицы стоимостных показателей была призвана заменить «не взлетевшая» ФГИС ЦС, но база Минстроя еще далека от наполнения и её запуск запланирован на 2022 год. Поэтому Минстрой на горбу сметчиков и регионов въезжает в светлое будущее.
Стоимость предоставления конъюнктурного анализа зависит от технического задания и призвана обосновать стоимость материалов в смете для экспертизы (КРУ, проверяющего органа, Заказчика).
Цена за позицию прайс-листа или коммерческого предложения составляет от 150 рублей за 1 позицию или 30% от стоимости составления сметы. Да, это недёшево! Но трудоёмкость, в связи с вводом в действие новой Методики, выросла в разы!
Дополнительную информацию об услугах конъюнктурного анализа по новым правилам Вы можете получить, обратившись к нам по телефону Москва: +7 (495) 133-62-42, Ярославль: +7 (4852) 60-73-75.
Также составляем сметы, сводные сметные расчеты, объектные смет, пояснительные записки, предоставляем услуги прохождения проверки достоверности.
Обращайтесь к тем, кого рекомендуют, к «своим», то есть к нам 😉
На заметку! Разъяснение от президента Союза инженеров-сметчиков России Павла Горячкина:
Использование текущих сметных цен на строительные ресурсы, определенных на основе конъюнктурного анализа по прайс-листам и коммерческим предложениям при базисно-индексном (ресурсно-индексном) методах допустимо лишь в отношении ограниченного круга таких ресурсов.
При определении сметной стоимости базисно-индексным (ресурсно-индексным) методом стоимость таких строительных ресурсов в базисном уровне цен (при необходимости) определяется обратным счетом путем деления их текущей стоимости на индекс изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ Минстроя России для соответствующего вида строительства и (или) оборудования.
Справочно. Выдержка из Методики определения сметной стоимости строительства (реконструкции, капитального ремонта) объектов капитального строительства на территории РФ (Обратите внимание, что после утверждения Методики приказом Минстроя № 421/пр от 4 августа 2020 признана утратившей силу Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденная постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 года N 15/1.):
Для проведения конъюнктурного анализа используются подтвержденная обосновывающими документами общедоступная информация о ценах, в том числе размещенная на официальных сайтах производителей, поставщиков (коммерческие предложения, прайс-листы) или полученная по запросу (официальное письмо, электронная почта, факс), данные электронных торговых площадок и котировок товарно-сырьевых бирж, результаты конкурсов, аукционов и данные Росстата, а также данные о тарифах, утверждаемых органами государственной власти и местного самоуправления в соответствии с полномочиями, установленными законодательством РФ, ценах и тарифах специализированных организаций, размещаемых в форме публичной оферты, в случаях, когда законодательством не предусмотрено государственное регулирование стоимости соответствующих работ и услуг.
Обосновывающие документы должны быть подписаны органами государственной власти и местного самоуправления, специализированными организациями, производителями и (или) поставщиками с указанием дат и (или) сроков действия ценовых предложений.
Оформление результатов конъюнктурного анализа производится в соответствии с рекомендуемой формой, приведенной в Приложении N 1 к Методике». к Методике определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федераци на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 августа 2020 г. № 421/пр (рекомендуемый образец)/
(наименование объекта строительства)