Кооперативная земля что это
Статья 8. Коллективная совместная собственность на земельные участки
Статья 8. Коллективная совместная собственность на земельные участки
Земельные участки могут принадлежать гражданам на праве коллективной совместной собственности без определения для каждого из них конкретной земельной доли.
Определение конкретной земельной доли и ее выдел гражданину производятся при его выходе из сельскохозяйственного предприятия для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства или продажи в соответствии со статьей 11 настоящего Кодекса, а также при ликвидации сельскохозяйственного предприятия.
В коллективную совместную собственность граждан, являющихся членами сельскохозяйственных предприятий, земельные участки передаются бесплатно в пределах площади, исчисляемой путем умножения средней расчетной доли, сложившейся в данном административном районе, на число членов данного конкретного хозяйства. Оставшаяся площадь земель, закрепленных за указанным предприятием, может быть получена за плату, вносимую членами сельскохозяйственного предприятия в соответствующий Совет народных депутатов.
Земли общего пользования садоводческих товариществ передаются им бесплатно и разделу не подлежат.
Выкуп земель, находящихся в коллективной совместной собственности, при их предоставлении для государственных и общественных нужд осуществляется местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции и за счет их бюджета.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Пожалуйста, что такое кооперативная собственность на землю?
Пожалуйста, что такое кооперативная собственность на землю? Чем она отличается от частной? Какие могут возникнуть сложности при сделках с ней?
Ответы на вопрос:
Ничем не отличается, поскольку «кооперативной» формы собственности просто не существует в природе.
Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ и часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ
(с изменениями от 26 января, 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г., 3, 10 января, 2 февраля, 3, 30 июня, 27 июля 2006 г.)
Статья 212. Субъекты права собственности
1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
4. Права всех собственников защищаются равным образом.
Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ
(с изменениями от 30 июня 2003 г., 29 июня, 3 октября, 21, 29 декабря 2004 г., 7 марта, 21, 22 июля, 31 декабря 2005 г., 17 апреля, 3, 30 июня, 27 июля 2006 г.)
Статья 15. Собственность на землю граждан и юридических лиц
1. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
2. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
3. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
О правах иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения см. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ
Статья 16. Государственная собственность на землю
1. Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
2. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Статья 17. Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю
1. В федеральной собственности находятся земельные участки:
которые признаны таковыми федеральными законами;
право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Статья 18. Собственность на землю субъектов Российской Федерации
1. В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки:
которые признаны таковыми федеральными законами;
право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Статья 19. Муниципальная собственность на землю
1. В муниципальной собственности находятся земельные участки:
которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
3. В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.
Разумеется, что эксплуатация дач предполагает некоторые коллективные расходы, и члены товарищества совместно несут все эти расходы, выплачивая суммы, которые определяются собранием. Как правило, возведение хозяйственных помещений и дач выполняется по типовым проектам, на земле, которая отводится в бессрочное пользование этому самому кооперативу.
При этом работы на земельном участке начинаются после того, как в банк внесена сумма, соответствующая полной стоимости задуманного строительства. Размер пая для члена ДСК определяется стоимостью отдельного дачного помещения или одной дачи. Передача своего владения детям, супруге, родителям может проводиться с согласия общего собрания – если пользование дачей и до этого было совместным. Пай члена ДСК будет возвращен ему после выхода из кооператива, а если говорить о пае умершего владельца, он перейдет к наследникам при сохранении имущественного права, если пи жизни этого члена наследники пользовались данной дачей.
Кооператив | Товарищество | |
---|---|---|
Предоставление прописки | Нет | Нет |
Основа создания | Самоокупаемость | Самоокупаемость |
Размер пая каждого члена | Стоимость отдельногь помещения или дачи | Стоимость отдельногь помещения или дачи |
Возможные передачи владения родственникам | Есть | Есть |
Расположение | Города и поселения | Сельхозугодия |
Вероятность наличия «подводных камней» на участке (болота, электросети и др.) | Высокая | Средняя |
Величина налогов | Низкая | Высокая |
Уровень развития инфраструктуры | Низкий | Низкий |
Границы
Если говорить о дачном некоммерческом товариществе, иначе говоря, ДНТ, то здесь все участки в собственности, они ограничены, и это удобно в обращении с ними. Таким образом, проблемы с границами в кооперативе могут стать большой проблемой – это явный минус. ДНТ располагаются обычно на сельхозугодьях, тогда как кооперативы в большинстве своем находятся в границах городов и поселений, а это создает проблемы с экологической ситуацией, и не только.
Но есть у обоих вариантов и общие проблемы. Как правило, в обоих случаях речь заходит о совсем небольших земельных участках, которые выдавались людям несколько десятилетий назад, и располагаются эти земли часто далеко не в лучших местах – около болот, под электросетями, и так далее. Это не слишком-то привлекательно, и при покупке такой земли в любом случае следует отправляться на место и изучать потенциальное приобретение лично. С ДНП в этом отношении все обычно обстоит гораздо лучше, но тем не менее, и такие загородные участки тоже не лишены сюрпризов.
Что с налогами?
На практике дачные садовые кооперативы радуют тем, что налоги здесь совсем не велики, находятся они примерно на том же уровне, что ЛПХ. При этом в ДНТ и ИЖС налоги оказываются весьма солидными, и это останавливает людей, которым нужна просто дача, и ничего более.
Стоит отметить и еще один вопрос, плотно связанный с финансами. Как правило, с инфраструктурой в кооперативах все обстоит очень плохо. Кооперативная дача – это именно такая, на которую придется брать с собой кучу еды, блоки сигарет, несколько буханок хлеба, и так далее. Купить что-либо на месте едва ли удастся, и хорошо, если неподалеку есть деревня, где работает хотя бы киоск. Резюмируя все это, можно подчеркнуть, что в большинстве своем такой вариант загородной недвижимости вполне может заставить Вас заглянуть в прошлый век, и насладиться всеми прелестями глубинки как они есть.
Что выбирать?
Если Вам нужна именно дача, если Вы не желаете вкладывать слишком много денег и платить большие налоги, если Вам не принципиальна возможность прописки, и Вы точно не будете строить здесь коттедж для проживания всего семейства круглый год – дачный кооператив может быть для Вас неплохим решением. Вкладываться много не придется, постройки будут готовые, Вы сможете заниматься сельским хозяйством или просто отдыхать в свое удовольствие. Но если Вы собираетесь возводить коттедж или имеете другие солидные планы – лучше будет поискать другой вариант. В наши дни наиболее популярным решением оказывается обычно ИЖС, земля для индивидуального жилого строительства, которая дает возможность прописки и открывает широкие горизонты для человека, решившего капитально строиться.
Дачный строительный кооператив | Индивидуальное жилое строительство | |
---|---|---|
Предоставление прописки | Нет | Да |
Значительное вложение финансов | Нет | Да |
Высокие налоги | Нет | Да |
Возможность круглогодичного проживания | Нет | Да |
Готовые постройки | Да | Нет |
Капитальное строительство | Нет | Да |
Тип земельного участка | Обычно сельскохозяйственные земли | Обычно земля населенного пункта |
Уровень развития инфраструктуры | Низки | Низкий |
Как определить, какую именно землю Вам предлагают, и о каком типе организации идет речь? – Это совсем не сложно, и для того, чтобы прояснить такой вопрос, достаточно обратиться к свидетельству о праве собственности. ИЖС – это в любом случае земля населенного пункта, в то время как для кооперативов обычно предоставляется земля сельскохозяйственного назначения, хотя, в общем-то, бывает по-разному. Но в любом случае, ИЖС даст возможность прописки в построенном доме, а что касается кооператива – там и затевать строительство есть смысл только в том случае, если земля приватизирована, и если есть все возможности для нормальной жизни. Нередко приходится сталкиваться в таких условиях с проблемами водоснабжения, электроснабжения. Газ есть мало где, это скорее исключение из правил. Так что все, абсолютно все ложится на плечи владельца участка, все придется делать своими силами и средствами.
Вода может даваться не только в перебоями, но и в определенные дни, и только в летнее время, электричество тоже часто предоставляется только на лето. Поскольку коммуникации сплошь старые и гнилые – крайне редко бывает иначе – на стабильность рассчитывать не придется. Кроме того, сложной может быть и криминальная обстановка – просто заброшенные на зиму дачные участки и дома могут грабиться предприимчивыми селянами, весь металл придется увозить осенью и снова привозить летом. Порой доходит до того, что даже провода на зиму снимают и убирают.
Рассматривая плюсы и минусы кооператива, разумнее рассматривать все важные для Вас аспекты в рамках отдельного такого кооператива – в разных местах обстоятельства могут быть различными. Но обязательно, в любом случае, уточняйте вопрос касаемо приватизации, рассматривайте участок лично, общайтесь с соседями и спрашивайте о реалиях – все это даст Вам ответ на вопрос, стоит ли оно того или нет.
Земли общего пользования: что это, как используют, ответственность за «самозахват»
Отправим материал на почту
На территории каждого населенного пункта имеется отдельная категория участков, которые в дальнейшем могут использоваться по целевому назначению. К одной из таких и относят земли общего пользования. В сегодняшней статье рассмотрим, что это такое и какое их назначение, а также правила относительно личного пользования этой категорией.
Что такое земли общего пользования
Земли общего пользования — это специальные участки, которые используются для различных целей. В основном на таких территориях обустраивают автомобильные дороги, площади, улицы, проезды, набережные и прочие объекты, несущие культурное значение для населенного пункта.
Если эти территории находятся в публичной собственности, то пользоваться ими может каждый человек без исключения. Также время нахождения на таких землях не ограничивается законодательством. Подобные участки принято делить специальными красными межами на плане, чтобы отделить их от других участков до тех пор, пока не будут установлены точные границы территории на законодательном уровне.
Для земельных участков общего пользования не предусмотрено оформление собственности, так как они не подлежат приватизации. Также их не принято брать или давать в аренду на торгах. Распоряжаться такими землями могут органы государственной или федеральной власти для различных субъектов государства. Среди таких участков может находится и для общего пользования уличная сеть.
На заметку! Если определенная часть участка располагается в пределах территории земель, принадлежащих государству и эта часть нужна для строительства автомобильной дороги или другого объекта, то ее выделяют для этой цели.
Выдержка из законодательства
Управление вопросами и их регулирование осуществляется двумя ключевыми актами нормативного характера. Самым важным из них является Градостроительный Кодекс Российской Федерации, а второстепенным в этом плане выступает Земельный Кодекс.
Отмечают, что именно эти нормативные акты помогают решать вопросы, касающиеся эксплуатации участков и прочих категорий земель общего пользования (ЗОП), принадлежащих к конкретному населенному пункту. Сам Земельный Кодекс контролирует ситуацию по соблюдению правил эксплуатации выделенной земли.
Понятие земель общего пользования относят к двум сторонам правоотношений и при возникновении споров между нормативно-правовыми актами приоритетной является федеральная, а не региональная сфера.
Особенности использования земель общего пользования
Как уже уточняли выше, земли общего пользования можно предоставить в аренду или безвозмездное пользование без последующей приватизации. Но возможно и отклонение от этого законодательства в том случае, если в пределах участка построено капитальное строение, и оно уже было оформлено в собственность путем приватизации или любым способом. Тогда земли общего пользования находится в собственности.
При таких обстоятельствах часто в судебном порядке принимается решение о предоставлении возможности взять в собственность и участок, прилагающийся к строению на фундаменте.
На заметку! Зачастую свободные участки, находящиеся в реестре населенного пункта, выдают в аренду тем лицам, в собственности которых имеется строение, возведенное на них.
Бывают случаи, когда собственник здания, которое построено на территории, принадлежащей к категории общего пользования, берет в аренду прилегающий участок, о чем составляется договор соответствующего образца. При этом возможность выкупа такой территории у собственника строения отсутствует. Если же в договоре аренды присутствует пункт, подтверждающий возможность дальнейшего выкупа участка, тогда такое соглашение можно считать незаконным.
При заключении договора аренды земель общего пользования одной из сторон правоотношений является юридическое лицо. Этот процесс представляет собой взаимодействие человека с государством. Если результатом такого взаимодействия является безвозмездное бессрочное пользование участками из государственного местного реестра, то пользователю могут разрешить построить стационарное сооружение на этом участке.
Возведенное здание, как следствие оформляется в собственность с соблюдением всех тонкостей закона, при этом участок числится за владельцем сооружения. Такое здание может подвергаться любым юридическим процедурам: продаже, дарению, аренде. Соответственно, земельный участок общего пользования, находящийся под ним, переходит к новому временному или постоянному владельцу. С гражданской точки зрения такой процесс называют переуступкой права аренды.
Предназначение территорий общего пользования и последовательность возведения зданий на них
Разобравшись, что такое ЗОП, можно определить цели их использования, которые обозначают органы местной власти. Например, это могут быть участки с утвержденными границами, на которых устроены парковки, детские или спортивные площадки, места для выгула животных. Для таких территорий не предусматривается сооружение объектов градостроительства: жилой недвижимости, школ, детских садов, различных зданий с арендой под офисы.
Договор аренды по отношению к землям общего пользования в пределах территории населенного пункта осуществляется без проведения специальных торгов. Подобные ситуации разрешают предоставление в пользование участков юридическим лицам, если:
Существует еще дополнительный ряд случаев, которые регулируются в соответствии со статьей 39,6 ЗК РФ.
Размещение торговых павильонов на землях общего пользования
Для размещения торговых точек, павильонов и центров в пределах границ участков общего пользования, руководствуются статьей 10 Федерального законодательства от 28.12.2009 № 381-ФЗ. В ней прописывается, что использование допускается для таких целей.
Установку торговых точек в обозначенных пределах проводят для того, чтобы обеспечить устойчивое развитие территории и достичь минимальной обеспеченности населения торговыми объектами.
Порядок внедрения объектов осуществляется только под управлением действующего правительства РФ. Схему построения разрабатывают, при необходимости изменяют, а затем утверждают только органы местного самоуправления.
В предложенной схеме обязательно предусматривают минимум 60% нестационарных построек торгового назначения, которые могут принадлежать малому или среднему бизнесу от общего количества заявленных объектов.
Видео описание
Жизнь в СНТ, плюсы и минусы.
На заметку! Изменения в схеме публикуют официально, используя муниципальные правовые акты, дополнительно размещают на официальных сайтах органов исполнительной власти выделенного субъекта РФ и органа местного самоуправления через Интернет.
Налогообложение
Налогообложение земель общего пользования проводится по ниже перечисленным правилам:
Условия налогообложения могут меняться в зависимости от того, какая деятельность развивается на том или ином участке.
Незаконное использование и ответственность за него
Согласно данным из гражданского кодекса Российской Федерации, земли общего пользования — это такие участки, к которым открыт доступ всем без ограничений. Если по какой-то причине физическое лицо не может попасть на эту территорию и за вход на нее даже просят оплату, тогда такая операция является незаконной и называется «самозахват». За него предусмотрена ответственность в соответствии со статьей 70.5 КоАП. За самовольность предусмотрены штрафы, размер которых установлен на законодательном уровне:
В случае, если лицо сделало незаконный захват территории и ведет на ней предпринимательскую деятельность, которая не переведена в статус юридического лица, оно все равно будет нести ответственность, как юридическое.
Размер штрафа исчисляется в зависимости от площади самозахваченной территории, что в результате привело к ограничению проезда или прохода. Также взыскание может быть назначено в случае, если по отношению к участкам общего пользования был причинён вред, например, насаждениям, присутствующим на них.
Земли СНТ и нюансы их оформления
Земли общего пользования в СНТ — участки садоводческо-некоммерческого товарищества. Такие объединения предлагают людям участок определенной площади под организацию сада или огорода.
Обычно эти земли общего пользования находятся на отдельной территории, преимущественно за городом или поселком. Количество смежных наделов может быть различным и при передаче их в пользование физическому лицу разрешается использовать на нем любые ресурсы. Например, обустроить индивидуальную скважину и пользоваться ею.
Землю общего пользования в товариществе можно переоформить под собственность, но законодательство не обязует граждан проводить такую процедуру. Участок разрешается поставить на кадастровый учет для этого в регистрирующий орган землепользователь предоставляет пакет документов:
Все предоставленные документы передаются в орган местного самоуправления. В законодательстве прописывают, что приватизировать земли общего пользования СНТ можно только в том случае, если для них сохраняется доступ без ограничений.
Видео описание
Оформление земель общего пользования.
Заключение
Земельные участки общего пользования всегда остаются в собственности государства, кроме случаев, когда на них выстроены капитальные строения надлежащего качества, а не те, что принадлежат сносу и находятся в аварийном состоянии.