Копирайт что это такое простыми словами
Копирайтер — кто это и чем занимается?
Если заглянуть в словарь, копирайтер — это специалист по созданию рекламных, презентационных текстов. Однако это определение уже устарело, и сейчас копирайтер должен обладать многопрофильными знаниями и навыками по работе с текстом. Причем это не ограничивается знанием грамматики и умением писать статьи. Копирайтер должен ориентироваться в теме, погружаться в изучение бизнес-ниши, находить общий язык не только с заказчиком, но и с аудиторией, для которой пишет.
Настоящий специалист умеет писать как информационные статьи, так и рекламные призывы купить товар или воспользоваться услугами. При этом учитывает все требования заказчика — от объема статьи до вхождения ключевых слов.
Копирайтеры могут входить в штат сотрудников компании, но это скорее исключение, чем правило. Чаще всего копирайтер работает удаленно, и в этом много преимуществ: свободный график, работа в уютной, домашней обстановке.
Копирайтинг и его виды
Копирайтинг — это одно из направлений фриланса, которое объединяет множество людей во всем мире. Интернет-профессия копирайтера приносит приличные деньги, а многие люди и вовсе отказываются от прежней работы и становятся востребованными авторами.
Выполнение заказов по копирайтингу подразумевает написание статьи на заданную тему. Техника написания статей может отличаться в зависимости от того, какую цель преследует заказчик.
Чем занимается копирайтер?
Копирайтер берет в работу заказ на тему, в которой он хорошо разбирается, и выполняет ее в указанные сроки. Это могут быть как 2–3 часа, так и несколько дней (иногда даже недель). Каждый заказчик самостоятельно устанавливает дедлайн (крайний срок сдачи материалов).
В вопросе «кто такой копирайтер и чем он занимается» поможет разобраться ТЗ (техническое задание), в котором заказчики формулируют основные требования к работе. Например:
В задании, как правило, указываются:
Задача копирайтера — в установленный срок сдать текст, написанный в соответствии со всеми требованиями заказчика. Заказ считается выполненным, если заказчик принял статью, только после этого автору перечисляется оплата.
Суть работы копирайтера: подводим итог
Работа копирайтера не требует финансовых вложений, а при правильном выборе рабочей площадки, ответственном подходе и вовсе может стать основным источником доходов.
Посмотреть, что это такое — копирайтинг, на примерах можно на Бирже eTXT. Чтобы получить полное представление о работе, нужно зарегистрироваться на площадке и взять в работу первое задание. Стоит понимать, что на начальном этапе стоимость заказа будет варьироваться в пределах 5–15 руб. за 1000 знаков. Но именно они помогут начать и научат правильно писать продающие и полезные тексты для сайтов, а также понять, в чем заключается работа копирайтера. Начинающий копирайтер должен найти наиболее близкие для себя темы, которые сможет полностью раскрыть и представить себя как профессионала.
Суть работы копирайтера заключается в создании текстов на заказ, которые будут интересны и просты для восприятия обычных людей. Профессия копирайтера требует хороших знаний русского языка, грамотной литературной речи. Кроме того, не лишними будут навыки маркетолога и знание тонкостей профессии, например, что такое LSI-копирайтинг. Список можно продолжить, но дело в том, что эти знания могут прийти только с опытом. Вы никогда не узнаете, есть ли у вас талант к написанию качественных и уникальных статей, пока не попробуете себя в копирайтинге.
Чувствуете в себе силы и желание писать статьи? Хотите попробовать начать с чистого листа? Биржа контента eTXT дает шанс стать копирайтером всем новичкам. Присоединяйтесь!
Кто такой копирайтер и как научиться зарабатывать на текстах
Переписать текст с одного сайта для другого — ещё не копирайтинг. Рассказываем, что это такое и как получать 10 000 рублей за один материал.
Изначально копирайтингом называли создание рекламных текстов. Термин произошел от английского copywriting, где copy — текст, а write — писать. Копирайтером, соответственно, называли того, кто пишет эти самые материалы. Потом понятие расширилось и стало включать в себя другие направления.
Чем занимается копирайтер
Копирайтер пишет любые тексты, даже тот, который вы сейчас читаете. Он может работать с самыми разными форматами и создавать:
Копирайтер — обобщённое название разных направлений. Например, так называют себя те, кто пишет уникальный текст «из головы» или общается с экспертом и пишет на основе этой информации. В отрасли также есть рерайтеры — они создают контент на основе того, что уже есть в интернете. Это как изложение в школе: прочитали, запомнили суть, пересказали своими словами. Есть и те, кто называют себя коммерческими писателями, авторами, райтерами/веб-райтерами, SEO-копирайтерами и другими терминами.
На самом деле неважно, как специалист называет себя. Важно то, как он пишет.
Грубо говоря, копирайтер может работать по одному из двух вариантов:
Решение задач ценится намного больше, чем тупое набивание букв на клавиатуре.
Копирайт: что это за символ и зачем он копирайтеру
В интернете вы наверняка сталкивались со значком авторского права ©. И в то же время вы слышали о «копирайте», на котором можно зарабатывать. Так что же такое копирайт и для чего он применяется — читайте в нашей статье.
Для начала развеем самый частый миф. Из-за созвучия терминов копирайт часто путают с понятием «копирайтинг». Причем употребляется термин «копирайт» в значении «написание любых текстов».
Так вот: это в корне неправильно. Потому что копирайтинг — это написание коммерческих текстов, веб-райтинг и рерайтинг — это про наполнение сайтов информационными и SEO-статьями, а копирайт — это знак охраны авторских прав.
Вот об этом «копирайте» мы и поговорим.
Знак копирайта: что это такое и как его правильно применять
В то же время копирайт не создает авторских прав на произведение. Это значит, что если вы опубликуете, например, на своем сайте чужую статью и поставите © —- текст не станет «вашим», правообладателем по-прежнему будет его автор. И он имеет право подать на вас в суд за нарушение его авторских прав, даже если знак копирайта не был им применен.
Как относится копирайт к текстам в интернете
В интернете часто встречается мнение, что если автор написал статью на заказ или продал в магазине статей на бирже, то все права по умолчанию переходят к покупателю. А написавший его человек теряет всякое отношение к тексту.
А вот что на эту тему «думает» закон.
Статья 1255 ГК РФ говорит о том, что авторское право состоит из:
В принципе, для автора веб-контента достаточно, чтобы заказчик указал его имя при публикации текста на сайте. Но это — его личное дело. И лучше все нюансы обговорить в самом начале работы.
Даже если заказчик при публикации статьи не указал вас как автора, вы всё равно имеете на нее неимущественные авторские права и можете их отстаивать в суде, если возникнут какие-то спорные моменты. Главное — иметь неоспоримые доказательства, что автором текста являетесь именно вы.
Такими доказательствами могут стать любые исходные материалы: первоначальные версии произведения, черновики, наброски, эскизы, подтверждающие процесс создания произведения.
Совет : сделайте хотя бы скриншот статьи в текстовом редакторе так, чтобы на снимке были зафиксированы дата и время.
Авторам, работающим на фрилансе и выполняющим дорогостоящую работу (например, написание книг), которая заведомо будет подвергаться плагиату, юристы советуют распечатать текст и отправить его самому же себе по электронной почте. А можно и обычным заказным письмом. Тогда хранить конверт нужно будет в запечатанном виде до момента возникновения спорной ситуации.
Что считается нарушением авторского права
Нарушением авторского права считается любое использование произведения без разрешения авторов или правообладателей или с нарушением условий договора об использовании таких произведений (если таковой был составлен и подписан).
Но в отношении именно веб-контента пользователи интернета часто не «видят» (умышленно или по незнанию) наличия авторских прав на опубликованный текст. Тут можно выделить 3 распространенных заблуждения. Разберем их.
Заблуждение 1. Раз текст размещен в свободном доступе, а уж тем более, если в соцсетях, то и пользоваться им можно тоже свободно.
На самом деле: если на сайте (в пользовательском соглашении, в правилах пользования сайтом или социальной сетью, в подвале сайта, после конкретной статьи) не предусмотрено, что можно перепечатывать статью, то, значит, этого нельзя делать без согласия автора. А если таковое разрешение есть, то нужно строго соблюдать условия использования, указанные правообладателем.
На самом деле: таким образом защищенным оказывается только право на имя. Если нет согласия правообладателя на использование контента, то налицо нарушение исключительных авторских прав. В то же время указание имени автора обязательно при цитировании части статьи.
На самом деле: нарушения авторских прав не будет в том случае, если из вашей статьи (или нескольких статей) взята только идея и на ее основании создан новый текст. А если статья была чуть-чуть «отрерайчена» — это нарушение авторских прав, в том числе права на неприкосновенность произведения.
Но тут, кстати, есть лазейка. Законодательно не установлено, какого уровня уникализации должен быть рерайт, чтобы из плагиата «превратиться» в новое произведение. То есть каждый конкретный случай рассматривается индивидуально, готового решения нет.
Как правильно оформлять копирайт
Согласно этому стандарту знак охраны авторского права должен состоять из:
Точка в конце знака охраны авторского права не нужна.
В случае если права принадлежат не на основной текст, а только на его перевод или иллюстрации в издании, то необходимо указать объект защиты права.
Поскольку на сайтах материалы могут публиковаться в разное время и в разные годы (а обычно так и бывает), то допустимо использовать диапазон дат. Важный нюанс: в диапазоне используется тире, а не дефис, и оно не отбивается пробелами от чисел.
В таблице показаны примеры правильного и неправильного написания знака авторского права.
Правильно | Неправильно |
© Петрова М. И., 2013 © Петрова М. И., 2013 —2018 © Петрова М. И., перевод на русский язык, 2013 © ЗАО «Золотой теленок», 2004 © Издание на территории России, оформление. ЗАО «Золотой теленок», 2004 | © 2013 © Петрова М. И., 2013 г. (с) Петрова М. И., 2013 Для переводных изданий допустимо написание знака охраны авторского права так, как он был написан на оригинале произведения. Например: А уже после закрепляются авторские права на перевод и оформление согласно российскому ГОСТу: © Яровая Н. К., перевод на русский язык, 2002 Где ставится знак копирайтаЕсли говорить о печатных изданиях, то копирайт помещается на каждом экземпляре произведения. Если открыть любую книгу, то знак можно обнаружить в самом начале, на первой странице произведения. Если это не просто книга, а сборник, то копирайт ставят внизу начальной текстовой полосы каждого произведения. Если речь идет о веб-контенте, то знак копирайта ставится либо под каждой статьей, либо один общий в «подвале» сайта (с указанием диапазона дат). «Подвал» или футер — это информационный блок в самой нижней части сайта. Здесь размещают данные о компании и перелинковку по разделам сайта. Но даже если копирайт из «подвала» убрать совсем, это не будет означать, что у размещенного на сайте контента нет правообладателя. Как поставить знак копирайта с различных устройствВ различных операционных системах значок копирайта ставится по-разному. На Windows : удерживая нажатой клавишу «ALT», наберите цифрами «0169» Если на вашем устройстве установлена клавиатурная раскладка Бирмана, то знак © ставится еще проще: удерживая правый «ALT», нажмите клавишу с буквой С (неважно, какой язык при этом выбран). На Android : перейдите на цифровую панель клавиатуры и нажмите клавишу «=\ На Mac OS : удерживая клавишу «ALT», нажмите клавишу с буквой «G». На Linux : удерживая ComposeKey (клавиша, в сочетании с которой устанавливаются спецсимволы), нажмите поочередно клавиши с буквами «о» и «с». Клавишу ComposeKey на клавиатуре вы устанавливаете самостоятельно. Например, это может быть «Alt», как в Windows. Что такое копирайт: подведем итогиТатьяна ЛогиноваПоследние материалы автора Татьяна Логинова (смотреть все)Почитайте похожие статьиДобрый день, коллега. Меня часто спрашивают, что еще можно почитать по копирайтингу, помимо электронных книг,… Добрый день, коллега. Сегодня у нас необычный формат — блиц-консультация. Я готов ответить на ЛЮБЫЕ… Добрый день, коллега. Любой фрилансер (не только фрирайтер), недавно вышедший на рынок, рискует этот рынок… Копирайт – что это такое, для чего он нужен и правила примененияПриветствую, уважаемые гости и постоянные читатели блога! Спешу порадовать вас свеженьким материалом, имеющим прямое отношение к онлайн-заработку. На повестке дня – очередной термин, который начинающие фрилансеры зачастую трактуют неправильно и в результате сразу демонстрируют собственную некомпетентность. Сегодня мы разберемся, что такое копирайт и какое отношение он имеет к созданию контента в принципе. Те, кто уже решил, что речь пойдет о создании текстового контента под заказ (то есть, копирайтинге), сильно ошибаются. Вот им-то, в первую очередь, я и посвящаю эту публикацию. Впрочем, изложенная здесь информация может пригодиться всем, кто создает контент любого типа и заинтересован в сохранении прав на него. Копирайт и копирайтинг: в чем разница?Представители сообщества копирайтеров давно ломают копья о терминологию: что есть копирайтинг в принципе? То ли это способ создания любого авторского текста на заказ, то ли только контент для коммерческого использования – мнения расходятся. А многие начинающие веб-райтеры, ничтоже сумняшеся, и вовсе называют сей процесс и его результат «копирайтом». Ну еще бы: почему рерайтинг можно именовать рерайтом, а копирайтинг копирайтом – нет? И очень ошибаются, потому что слово «копирайт» уже занято принципиально иным термином. А вот что же он значит? Копирайт – это всего лишь символ, но имеющий огромное значение. Это буква «C» в кружочке, обозначающая защиту интеллектуальной собственности. Если вы видите такой значок, это значит, что все права защищены, и использовать эту собственность (фото, видео, текст) можно только с разрешения ее правообладателя. Просто копирование с оригинала является, по сути, пиратством. И преследуется по закону! Знак © происходит от английского Copyright с корнем right, то есть, «право». И его следует отличать от английского же Copywriting, с корнем write – «писать». При переводе становится понятным, что слово «копирайт» имеет отношение к праву, а «копирайтинг» – к написанию текстов. Разъясняю простыми словами: всем, кто занимается созданием текстового контента, рекомендую правильно писать и говорить «копирайтинг», если речь идет о самом процессе создания текста либо его результате. А вот если хочется защитить свое творение, то речь пойдет о копирайте, то есть, значке авторского права. Зачем нужен знак копирайта?Понятие авторского права возникло уже достаточно давно: американские юристы успешно оперируют им уже пару столетий минимум, выигрывая (или проигрывая) порой многомиллионные иски. Собственно значок © был утвержден еще в далеком 1886 году. В то время он применялся преимущественно к литературным и иным художественным произведениям. Тогда подобные дела были достаточно простыми, если автор или его представитель хоть как-то заботился о подтверждении права собственности. Доказать авторство было несложно, а вот заниматься интеллектуальным пиратством – затруднительно. С появлением интернета информация стала общедоступной. Практически весь контент, размещенный в сети, никак не защищен от копирования. По сути, можно вырезать цитату из чужого текста и выдать ее за свою. Технически это сложностей не представляет, но налицо становится нарушение прав автора либо иного правообладателя. Теоретически, если он захочет, то может подать на вас в суд и выиграть дело! Закон не обязывает авторов использовать © в приложении к веб-текстам – это их право. И отсутствие сего символа отнюдь не значит, что права на контент никому не принадлежат. Даже если знака копирайта нет, копировать и использовать контент запрещено! С воровством контента по мере сил борются и поисковые системы. Они нещадно банят сайты, замеченные в копипасте (попросту говоря, воровстве) чужого контента. Это делает использование чужого текста, фото или графики не просто бесполезным, но даже опасным – внутренние сервисы проверки уникальности моментально определяют плагиат. Именно поэтому столь востребован уникальный авторский текст и хороший копирайтер никогда не останется без работы. Права автора интеллектуальной собственностиА сейчас придется немного напрячь извилины и поговорить о скучных юридических аспектах. Следует дифференцировать неимущественные и имущественные права в отношении интеллектуальной собственности. Неимущественные права – это то самое авторское право как о нем принято говорить. Они неотчуждаемы: автор книги (фото, веб-статьи, песни) всегда остается ее автором. Он может всем говорить – это создал я! Контент может быть подписанным именем автора, а может и нет, но неимущественные права за ним сохраняются. Имущественные – это права на использование контента в определенных (или любых) целях. Вот их можно подарить, продать и так далее. После этого покупатель получает имущественные права и может фиксировать их знаком копирайта. Но подписать своим именем чужую статью такой правообладатель по закону не может: как мы уже говорили, неимущественные права (в том числе, и авторство, неотчуждаемы). Представьте себе, что вы написали текст. Это ваша интеллектуальная собственность, на которую вы имеете все права, как неимущественные, так и имущественные. Но если вы писали статью на бирже контента на заказ, имущественные права переходят заказчику сразу же после оплаты. Он получает все права на использование вашего текста, кроме одного: он не может назвать себя его автором. Как вы уже поняли, автором статьи остается ее создатель, то есть вы. Но использовать ее каким-либо образом вы уже не можете. Вы не имеете права продать статью еще раз, разместить на своем сайте, «подарить» другу для блога. Использование чужого контента Давайте разбираться в конкретных ситуациях: Использование интеллектуальной собственности без наличия прав на нее наказывается в соответствии со статьей 7.12 КоАП РФ, а иногда – и по статье 146 УК РФ. А это не только внушительные штрафы, но и вполне реальные сроки принудительных работ и лишения свободы. Как защитить свои права?Защита прав на интеллектуальную собственность – это очень сложный вопрос. Именно поэтому начинающим авторам рекомендуется начинать деятельность с бирж контента – там можно обрести хоть какую-то уверенность, что за передачу имущественных прав заплатят заявленную сумму. Да, и там случается всякое: автора могут снять с заказа, денег не заплатить, а написанный им текст впоследствии использовать. Помешать этому никто не может, но такие случаи сравнительно редки и на страже интересов обеих сторон стоит администрация. За каждым текстом она, конечно, следить не будет, но если с вами произошла подобная неприятная ситуация, смело обращайтесь в ОС (обратную связь), там разберутся. Однако большинство хороших копирайтеров рано или поздно уходит с бирж в поисках более высоких заработков. Это объяснимо: на биржах заказы стоимостью свыше 100 р за килознак становятся объектами ожесточенной конкурентной борьбы. Авторы, как могут, страхуются от недобросовестности заказчиков: к сожалению, мошенники, желающие получить дармовой контент, не переводятся. Это вынуждает вольных копирайтеров (фрилансеров) работать по предоплате. Но и заказчики хотят быть уверенными, что после получения денег автор не испарится в неизвестном направлении или не сдаст откровенно бредовый текст. Так что порой приходится отказываться от выгодных заказов только потому, что потенциальный клиент не согласен платить «за воздух». В идеале следует работать с заказчиком исключительно по договору – так будет проще отстоять в суде собственные права. Если речь идет о серии статей или фото, следует сделать скриншоты в процессе работы, причем таким образом, чтобы были видны дата и время. Можно отправить себе файлы по электронной почте. А если вы взялись, например, за написание книги на заказ, самым разумным будет вариант с обычной почтой. Распечатываете труд в бумажном варианте, идете на почту, отправляете рукопись себе заказным письмом, полученный конверт не вскрываете до суда. Делать все это нужно перед сдачей работы заказчику. Но такой вариант актуален только для копирайтеров, оформивших самозанятость или ИП – иначе у суда возникнет закономерный вопрос, на каком основании вы осуществляете оплачиваемую деятельность и где налоги, коим полагается быть в казне государства? Да и согласитесь, если речь идет о небольшой сумме, связываться с судебными тяжбами – себе дороже! Поэтому простому копирайтеру приходится уповать на честность заказчика и мириться с неизбежными потерями. Что поделать: это фриланс, со всеми его прелестями и недостатками! Размещение значка «копирайт» на сайте Существует специальный ГОСТ Р 7.0.1-2003, регламентирующий оформление защиты авторского права. Соответствующая строка в печатном издании, на сайте, в официальном документе формируется из собственно символа ©, данных правообладателя (если это физлицо – инициалов и фамилии, если юрлицо – наименование компании с формой собственности), года наступления права (только цифры, без букв, допускается использование диапазона лет с тире). Может быть вписано то, на что именно устанавливаются права. © Соколов И. Е., 2012-2020 © Латынина Ю. И., иллюстрации, 2010 © ОАО «Белавтосервис», 2001 Возникает вопрос, где ставится сия информация на сайте? На сайтах и в блогах она обычно прописывается в футере («подвале» сайта, то есть, в нижней части его главной страницы). Если на ресурсе имеются материалы разных авторов, допустимо размещать подобную информацию на каждой странице. На веб-ресурсах, где информация об авторских правах указывается в футере, зачастую используют диапазон дат между первой и последней публикацией. Набор знака копирайта с разных устройствВозникает вопрос, как набрать значок © на клавиатуре, ибо соответствующая клавиша в раскладке отсутствует. Все зависит от использования операционной системы: Привет! Я дипломированный педагог-филолог, с 2013 года ушедший во фриланс. Хочу поделиться с начинающими копирайтерами секретами мастерства, основанными на собственном опыте. Учимся писать статьи и посты, постигаем тайны интернет-терминологии и секреты русского языка, начинаем зарабатывать деньги и искать хороших заказчиков!
|