Корабельный фарватер что это
Значение слова «фарватер»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
На реках фарватер обычно проходит по линии наибольших глубин русла (тальвегу). На пограничных судоходных реках граница во многих случаях устанавливается по середине главного фарватера.
Фарватер обозначают средствами навигационного оборудования — буями, створными знаками, бакенами и др.
По назначению различают следующие виды фарватеров:
подходные (обеспечивают подход к внешней части порта или гавани)
главные (обеспечивают проход в порт с моря или плавание между портами в шхерах)
соединительные (соединяют собой главные или другие фарватеры)
По точности обследования различают:
фарватеры, протраленные гидрографическими тралами
фарватеры, обследованные промером
недостаточно обследованные фарватеры (фарватеры, не имеющие указания на картах и в лоции о наименьшей глубине, но опробованные судами)
По местоположению выделяют морские, шхерные, речные и др. фарватеры.
ФАРВА’ТЕР, а, м. [гол. vaarwater]. 1. Часть водного пространства, достаточно глубокая для судоходства при всех условиях (мор.). Плыть по фарватеру. Пароход опасливо пробирался по узкому фарватеру между значками и шестами, вымазанными в белую и красную краску. Боборыкин. 2. перен., чего. Сфера чьего-н. влияния, притяжения, определяющая политический курс какой-н. партии, какого-н. государства, преимущ. в выражениях:
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
фарва́тер
1. судоходное русло; часть водного пространства, достаточно глубокая для прохода судов, пригодная для судоходства ◆ Слева гора, маяк, у выхода буруны и левее плоская, отмеченная на всех картах мель; фарватер южнее, и форма его напоминает гитару. А. С. Грин, «Капитан Дюк», 1915 г. (цитата из Библиотеки Максима Мошкова)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: насильница — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Морской канал Санкт-Петербурга — история и интересные факты
Данный канал — искусственный фарватер в Невской губе, проходящий от устья реки Большая Нева до острова Котлин (Кронштадта).
Морской канал предназначен для прохода судов в морской порт Санкт-Петербурга. По каналу возможно движение судов с осадкой не более 11 метров, длиной не более 320 метров и шириной не более 42 метров.
Лесной Мол Створный Задний. Фото: «Яндекс»
Большая Нева. 2018 г. Фото: «Яндекс»
Пётр Первый понимал, насколько важно для страны морское сообщение с миром. И уже в 1703 году в город вошло первое иностранное торговое судно. По легенде, сам Петр встретил его у острова Котлин (Кронштадт) и привел в город как лоцман.
Началом регулярной работы Петербургского порта считают 1713 г., когда в город пришли несколько иностранных кораблей с грузами.
В честь этого события была выбита памятная медаль с надписью: «Навигация в море Балтийском открыта».
Однако осадка корабля, способного пересечь Невскую губу, при среднем уровне воды не должна была превышать 2,4 м. Поэтому многие суда были вынуждены разгружаться в Кронштадте.
Порт располагался тогда у домика Петра на нынешней Петровской набережной.
Позже его перенесли на оконечность Васильевского острова около биржи. Но поскольку туда могли заходить суда только с малой осадкой, было решено построить порт в Кронштадте. Там началось большое строительство: причалы, доки для ремонта кораблей, склады, пакгаузы.
Из-за мелководья Финского залива, морским судам приходилось разгружаться в кронштадтской гавани.
Двойная перегрузка и путь до города увеличивали срок доставки товаров до 7-12 дней. Три дня шла разгрузка, 2-3 дня уходило на путь к Петербургу и прохождение Николаевского и дворцового мостов, от двух до пяти дней — на разгрузку при таможне
Длительная перевозка вела к лишним затратам, а двойная перегрузка товара — к его порче, потерям и разворовыванию. Плюс накладывались транспортные расходы.
Так, по данным морского министерства за 1830 год, в Кронштадт пришло 759 судов с товарами, а в Петербург — только 323. В 1868 году из 768 тысяч тонн импортного груза в Петербург без перегрузки доставлено лишь 208 тыс.
Более 20 лет обсуждались проекты строительства нового торгового порта. Поэтому открытие морского канала стало настоящим праздником.
Строительство канала, 1881 год. Фото: «Яндекс»
По завершении строительства морского канала, на берегу был установлен монумент, выпущена медаль, а портреты главных строителей канала напечатаны на памятной открытке.
Правда, на ней не нашлось места для портрета Николая Ивановича Путилова, уверенного в том, что если Пётр Первый прорубил окно в Европу, то он своим морским каналом, торговым портом и железной дорогой наверняка прорубит дверь в Европу и принесет России огромные выгоды.
Открытка. Три строителя Морского канала в Петербурге. Слева — С. Максимович, в центре – М. Фуфаевский, справа – Петр Борейша. Фото: «Яндекс»
Но вернемся к утверждению и строительству канала.
Чтобы разрешить проблему транспортировки морскими путями, при Министерстве путей сообщения был создан комитет под председательством С.В. Кербедза (члена-корреспондента Петербургской Академии наук, профессора Института инженеров путей сообщения), который рассмотрел два десятка проектов морского канала.
В январе 1872 года межведомственному комитету при Министерстве путей сообщения под председательством С. В. Кербедза поручили провести оценку этих предложений по строительству.
Старая карта порта. 1906 год. Фото: «Яндекс»
Изучив предложения, комитет подготовил проект реконструкции Петербургского порта и строительства морского канала, положив в основу идею И. А. Заржецкого, поддержанную и несколько переработанную Н. И. Путиловым.
Для Николая Ивановича Путилова – выпускника, затем преподавателя Морского корпуса, выдающегося инженера, крупного предпринимателя, основателя Обуховского и Путиловского заводов, строительство канала стало делом жизни.
Николай Иванович Путилов. Фото: «Яндекс»
13 июня 1874 года Александр II утвердил положение «О временном управлении по устройству С.-Петербургского морского канала».
Общее направление канала было утверждено Александром II 21 августа того же года. 26 октября того же года был подписан «Контракт на производство работ и поставок по устройству Санкт-Петербургского канала». Заказ-подряд на работы получил Н. И. Путилов «с товарищами». В октябре 1876 года на берегу будущего морского канала произойдет торжественное освящение этих работ.
Строительные работы были начаты в 1877 году, в них было задействовано шесть земснарядов общей производительностью 1000 м³ грунта в час, а всего 59 судов: пароходов, шаланд, самоходных барж, паромов. Была проделана колоссальная работа.
А. П. Боголюбов Открытие Петербургского морского канала в 1886 году. Фото: «Яндекс»
Для сооружения ограждающих дамб в дно водоёма забиты десятки тысяч свай, сооружено множество ряжей, пространство между их рядами заполнялось камнями и землей.
Дамбы, протянувшиеся с обеих сторон морского канала, предназначались для защиты его от заиливания, происходившего в Невской губе на небольших глубинах под действием волнения во время штормов. Общая длина дамб составила около 20 км, высота по гребню 4,3 м.
В 1879 году первоначальный маршрут прохождения канала был несколько скорректирован, также вместо первоначально планировавшейся глубины канала в 6,1 м (20 футов), было решено углублять его до 6,7 м (22 фута).
В 1885 году, по каналу пройдут пройдут первые суда. Путилов умрет за 5 лет до этого. Строительство канала продолжалось уже без него.
Умрет он от инфаркта, полностью разоренный, потому что все свои деньги он вложит в создание будущего порта в Санкт-Петербурге.
1890 г. Морской канал. Вид из Гутуевского ковша. Фото: «Яндекс»
Он завещал похоронить себя в часовне, на берегу строящегося канала, и напротив своего завода — это будет исполнено, ведь сам Александр II скажет: “…что если бы Путилов завещал похоронить себя в Петропавловском соборе, я и на то согласился бы…»
Погрузка судов в порту Петрограда. 20-е годы прошлого столетия. Фото: «Яндекс»
Южная ветвь канала подходила к портовым сооружениям, к которым была подведена железная дорога, а для барки зерна с внутренних регионов России создавался специальный барочный канал.
В 1879 году будет принято решение в первую очередь построить северную ветвь, а при ней, всего лишь две небольшие пристани, потому что купцы считали, что океанские пароходы, пройдут по морскому каналу к Неве и поплывут по ней.
1913 г. Морской канал. Фото: «Яндекс»
Но эти пароходы, не найдя нормального современного порта, просто развернулись и ушли к другим балтийским городам.
В 1888 году в газете «Новое время», будет написано о тех громадных потерях, которые ежегодно несет русская отпускная торговля.
Морской канал на карте 19 века. Фото: «Яндекс»
К весне 1885 года строительство было закончено и 15 мая по обновленному каналу, к новым причалам порта пошли суда. В честь такого события даже гремел салют.
Канал имел глубину 6,7 м (22 фута) и ширину по дну 85 м в ограждённой дамбами части и 107 м — в неограждённой, длина — 29,6 км. Из русла канала было вынуто 8 млн м³ грунта.
Стоимость сооружения составила 13 млн рублей. Канал обеспечил свободный проход судов к причалам порта, разместившегося тогда в районе Гутуевского, Вольного и Турухтанного островов.
Морской канал. Фото: «Яндекс»
Во время Первой мировой войны в канале затонуло множество судов, и на протяжении 4 лет он не эксплуатировался. Восстановительные работы были проведены лишь в 1918–1923 г.
Петербургский грузовой порт, 2016 г. Видно прилегающая промзона и жилые районы. Фото: «Яндекс»
2016 г. Фото: «Яндекс»
В 1960–1980-е гг. он был углублён, расширен и оснащён современным оборудованием.
Морской канал. Фото: «Яндекс»
Фото: «Яндекс»
Сегодня Санкт-Петербургский морской канал – это круглогодичная судоходная трасса длиной около 25 миль ( 45 км), шириной – 100 метров и глубиной до 14 метров. Он является частью глубоководного фарватера, по которому сегодня суда идут к Санкт-Петербургу.
Фарватер состоит из трёх участков, официально именуемых Большим Корабельным фарватером, Кронштадтским Корабельным фарватером и Санкт-Петербургским Морским каналом. Их общая суммарная протяжённость от западной границы акватории до причалов порта составляет 61 км.
Фото: «Яндекс»
Фото: «Яндекс»
Что такое фарватер в навигации и как его обозначают?
В описаниях событий, происходящих на море или пресноводном водоёме, нередко встречается слово «фарватер». Людям, далёким от мореплавания и водной стихии, порой сложно понять, о чём идёт речь.
Давайте рассмотрим, что же такое фарватер в морской и речной навигации.
Что обозначает слово «фарватер»?
Как и подавляющее большинство морских терминов, слово «фарватер» пришло к нам из голландского языка вместе с царём-реформатором Петром. Голландский термин «vaarwater» образован соединением двух более простых слов: «varen» – плыть и «water» – вода. Он означает безопасную водную трассу, по которой судно может пройти, не рискуя сесть на мель или напороться на подводное препятствие.
Знание фарватера особенно необходимо в речном судоходстве, так как русло реки не везде обладает глубиной, достаточно для прохода крупного корабля с большой осадкой. Кроме мелей, опасность для судов представляют подводные рифы – спрятанные под водой скалы или гряды скал, возвышающиеся над ровной поверхностью дна. Столкновение с конструкциями затонувшего корабля или оставшимися со времён войны минами тоже не сулит судну ничего хорошего.
Разновидности фарватеров
В соответствии с их назначением различают фарватеры:
По уровню обследования и надёжности фарватер может быть:
Фарватер может быть проложен:
Хотя гидролокационное оборудование снижает риск столкновения с подводными скалами и другими опасностями, но знание фарватера всё равно остаётся для моряков насущной необходимостью.
Безопасный фарватер
Существует ряд параметров, в соответствии с которыми фарватер признаётся безопасным для судоходства. Сюда входят:
Если хотя бы один из параметров не соответствует размерам или осадке корабля, фарватер не может считаться безопасным.
Как обозначают фарватер?
Как правило, специальные знаки для обозначения фарватера используют в речном судоходстве. Для этого на воде размещают плавучие указатели – бакены или буи, а на берегу – створные, перевальные и другие знаки. На шлюзах и в узких местах очерёдность пропуска судов регулируется светофорами или семафорами.
Плавучие знаки
Знаки с левой стороны фарватера обозначают зелёным цветом, с правой – красным.
Створные знаки
Чтобы легче определять местоположение судна, на берегах рек, озёр и водохранилищ устанавливают створные знаки. Это конструкции особой формы с расположенным наверху знаком – прямоугольником, треугольником или квадратом, окрашенным в красный, жёлтый, белый или чёрный цвет. Створные знаки хорошо различимы лишь с основного направления, рассмотреть их под углом почти невозможно. В навигации используются следующие виды створных знаков:
В настоящее время обычные створные знаки заменяют лазерными створами, в которых функцию указателя выполняет безопасный для глаз лазерный луч. Он заметен на расстоянии от полутора километров при любой погоде, что существенно повышает безопасность навигации на внутренних водоёмах.
ФАРВАТЕР
Смотреть что такое «ФАРВАТЕР» в других словарях:
ФАРВАТЕР — (гол. varwater, от нем. fahren ездить, и wasser вода). Самое глубокое место, вдоль реки, по которому держатся суда, также места на море, по которым корабль может безопасно пройти. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка
Фарватер — и навигационная обстановка по латеральной системе … Википедия
фарватер — судоходное русло; стрежень, канал, проход Словарь русских синонимов. фарватер сущ., кол во синонимов: 6 • вайга (7) • канал … Словарь синонимов
ФАРВАТЕР — (голландское vaarwater, от varen плавать и water вода) (судовой ход), безопасный в навигационном отношении путь для плавания судов среди надводных и подводных препятствий … Современная энциклопедия
ФАРВАТЕР — ФАРВАТЕР, фарфатера, муж. (голланд. vaarwater). 1. Часть водного пространства, достаточно глубокая для судоходства при всех условиях (мор.). Плыть по фарватеру. «Пароход опасливо пробирался по узкому фарватеру между значками и шестами,… … Толковый словарь Ушакова
ФАРВАТЕР — [тэ ], а, муж. Часть водного пространства, достаточно глубокая для прохода судов и свободная от навигационных опасностей. Речной ф. Судоходная обстановка фарватера (габаритные знаки, бакены, буи, вехи, створы). Плыть или быть в фарватере кого… … Толковый словарь Ожегова
ФАРВАТЕР — муж., мор. самая руслина реки, улица, большая дорога, проход для судов, между отмелями; стрежень, коренная волжск. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Фарватер — слово, происходящее, по видимому, от английского fairwater свободная вода. Ф. называется непрерывная полоса водыопределенной глубины, не менее наперед заданной величины, соединяющаякакие нибудь водные пространства или вообще наиболее глубокая… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Фарватер — путь, безопасный для плавания кораблей (судов) среди препятствий (между островами, мелями и др). Обозначается средствами навигационного ограждения (буями, вехами, створными знаками). В военное время плавание кораблей в районах, опасных из за мин … Морской словарь
Фарватер — полоса наибольших глубин вдоль русла реки, наиболее благоприятная для судоходства. Источник: РД 51 2 95. Регламент выполнения экологических требований при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации подводных переходов… … Официальная терминология
ФАРВАТЕР
Смотреть что такое «ФАРВАТЕР» в других словарях:
ФАРВАТЕР — (гол. varwater, от нем. fahren ездить, и wasser вода). Самое глубокое место, вдоль реки, по которому держатся суда, также места на море, по которым корабль может безопасно пройти. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка
Фарватер — и навигационная обстановка по латеральной системе … Википедия
фарватер — судоходное русло; стрежень, канал, проход Словарь русских синонимов. фарватер сущ., кол во синонимов: 6 • вайга (7) • канал … Словарь синонимов
ФАРВАТЕР — (голландское vaarwater, от varen плавать и water вода) (судовой ход), безопасный в навигационном отношении путь для плавания судов среди надводных и подводных препятствий … Современная энциклопедия
ФАРВАТЕР — (нидерл. vaarwater от varen плавать и water вода) (судовой ход), безопасный в навигационном отношении проход по водному пространству. Обозначают бакенами, буями, створными знаками и пр … Большой Энциклопедический словарь
ФАРВАТЕР — [тэ ], а, муж. Часть водного пространства, достаточно глубокая для прохода судов и свободная от навигационных опасностей. Речной ф. Судоходная обстановка фарватера (габаритные знаки, бакены, буи, вехи, створы). Плыть или быть в фарватере кого… … Толковый словарь Ожегова
ФАРВАТЕР — муж., мор. самая руслина реки, улица, большая дорога, проход для судов, между отмелями; стрежень, коренная волжск. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Фарватер — слово, происходящее, по видимому, от английского fairwater свободная вода. Ф. называется непрерывная полоса водыопределенной глубины, не менее наперед заданной величины, соединяющаякакие нибудь водные пространства или вообще наиболее глубокая… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Фарватер — путь, безопасный для плавания кораблей (судов) среди препятствий (между островами, мелями и др). Обозначается средствами навигационного ограждения (буями, вехами, створными знаками). В военное время плавание кораблей в районах, опасных из за мин … Морской словарь
Фарватер — полоса наибольших глубин вдоль русла реки, наиболее благоприятная для судоходства. Источник: РД 51 2 95. Регламент выполнения экологических требований при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации подводных переходов… … Официальная терминология