Корень что это в русском языке определение
Что такое корень слова?
Корень слова — это его главная значимая часть, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
Корень — главная морфема
Как главная морфема, корень объединяет слова по общности их значения, например:
вод ный — под вод ный — вод яной — вод ник — под вод ник — вод янистый.
Все эти слова обозначают предметы или признаки, имеющие отношения к водной стихии, так как в их морфемном составе прослеживается один и тот же корень вод-.
В слове может быть один или два корня
вод ный — вод о лаз — вод ос брос — вод о хран илище.
Следует различать слова с совпадающими по звучанию и написанию корнями, но разными по значению:
В морфемном составе этих слов вычленим корень гор-, но это не один и тот же корень, а разные морфемы, не совпадающие по своему лексическому значению.
Корень в составе различных слов
Слов, состоящих из одного корня и окончания, в русском языке насчитывается немного, например:
вод а, сел о, пол е, земл я, неб о, юн ый, бел ый, зелён ый, перв ый, пят ый, вед у, нес у, ид у.
Корни этих слов способны выступать без приставок и словообразовательных суффиксов, поэтому их называют свободными.
Большинство слов русского языка состоят из сочетания разных морфем:
1. корня, суффикса, окончания
3. приставки, корня, суффикса, окончания
4. приставки, корня, суффикса, суффикса
Некоторые корни в свободном виде не встречаются. Они являются связанными с приставками, суффиксами или с другими корнями:
Как определить корень в слове?
Чтобы определить корень в слове, подбираем родственные слова и вычленяем в них общую значимую часть, в которой содержится их основное лексическое значение, например:
лес — лес ной — лес ник- лес ничий — лес ничество;
Общей частью этого ряда однокоренных слов является часть лес-, которую назовем корнем.
Трав а — трав ка, трав инка, трав ушка, трав яной, за трав енеть.
Главной морфемой этого ряда родственных слов является часть трав-, которую выделим в качестве корня.
Видео «Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах»
Корень слова – что это такое, как его правильно выделить в слове и что про него обязательно надо знать
Наименьшая значимая часть слова.
Вы открываете учебник и там написано, что корень – это наименьшая значимая часть слова. И что? Как вы это понимаете? В другом учебнике написано, что в корнях слов заключается их лексическое значение. А это как понять?
Вы, может быть, еще поймете, а ваш ребенок, который в начальной школе – нет. Давайте разбираться.
Что значит «наименьшая значимая часть слова»
Поясняю сразу на примере. Что значит «л»? Ничего. Ничего у вас в голове не рисуется. Что значит «ле»? Ничего. Что значит «лес»? Опа! Сразу в голове «вспыхивает» картинка – сразу вы видите высокие сосны, плотные стволы деревьев, короче, видите лес.
Вот и получается, что «лес» – вот эти самые три буквы – наименьшая часть слова, которая что-то ЗНАЧИТ, то есть она «значимая», то есть в ней заключается лексическое значение слова, то есть вы представляете себе что-то, когда слышите/читаете эти три буквы.
Это слово можно «увеличивать», добавляя к нему:
Но «наименьшая» часть, которая связывает все слова, все равно будет «лес».
Вот эта наименьшая часть – корень.
Как найти корень слова
Есть две стратегии. Самая популярная – подбирать однокоренные слова. То, что не будет меняться, будет корнем. Например, надо вам определить корень в слове «подводник». Подбираем однокоренные: подводный, водный, вода. Корень – «вод».
Другая стратегия. Надо отделять буквы от корня и смотреть, теряется лексическое значение или нет. Например, разбираете вы слово «почка». И что-то затупили и задумались – «почк» или «поч»? Надо подумать, сохраняется ли лексическое значение у букв «поч». Нет. Буква, которая следует за «ч» тоже входит в корень, потому что она полностью меняет значение. Сравните:
80 % слов вы сможете разобрать, пользуясь этими двумя стратегиями. Но русский язык коварен и сложен, поэтому надо помнить еще кое о чем.
У корней должно быть одинаковое лексическое значение
Это самый важный принцип. Почему мы выделили корень «лес» в словах «лесник», «подлесок», «лесной», «лесничество»? Потому что они все связаны с лесом. А вот два других примера.
«Богатство». Ученик начинает разбирать и думает: «Хм. Какой же тут корень: богат или бог»? Действительно, вопрос интересный. Я даже слышал выражение такое: «Богатство от слова Бог, а нищета от слова «не считать». И как же разобрать?
Кто такой Бог? Это Всевышний. Когда мы говорим это слово мы представляем кого-то, кто, скажем так, находится на небе. А что такое богатство? Деньги, золото, драгоценности, роскошные особняки.
Как они связаны? Никак. Значит, надо выделять корень «богат», а не «бог».
Слову «бог» примерно столько же лет, сколько словам «мать» и «отец». Но оно раньше обозначало обычного человека. Человека, который кому-то что-то отдал. Вот я дам деньги нищему, я для него – «бог».
От этого существительного образовалось прилагательное «богатый» – тот, кому «богом» (= человеком) многое дано. В нем был корень «бог» и суффикс «ат».
Когда переводили библейские тексты, возникла проблема. Там было нарицательное существительное, которое обозначало Всевышнего. А в славянских языках такого существительного не было. Ну просто вот не было и всё.
И стали думать, как быть. И взяли для перевода два слова: «господь» = «господин» и «бог» = «податель благ».
Прошло какое-то время и первое значение у слова «бог» забылось. «Бог» стал именно «Всевышним», Творцом.
Связь между словами «бог» и «богатый» разорвалась. Они в современном русском языке никак не связаны. Поэтому мы и выделяем корень «богат», а не «бог».
То же самое со словом «работа». Раньше работа была уделом рабов, но сейчас ведь рабства уже нет. А работа есть. Работать могут творческие люди, работают бизнесмены, политики. Связь с «рабами» разорвалась. Поэтому мы выделяем в этом слове корень «работ», а не «раб».
Однокоренные слова и формы слов – в чем разница
У форм слов и у однокоренных одинаковые корни. Но у однокоренных слов разные приставки или разные суффиксы, а формы отличаются только окончаниями. Сравните:
Если говорить более научно, то у однокоренных слов немного разные лексические значения, а у форм слов лексические значения одинаковые, но разные грамматические значения. Грамматическое значение – это информация о роде, числе, падеже.
Обратите внимание, глагол без суффикса «л» и с суффиксом «л» – это формы одного и того же слова. Потому что значение у них не меняется ни на йоту, меняется только грамматический признак – время: делаю (настоящее), делал (прошедшее). Но сам глагол-то не изменился.
А вот если к нему добавить приставку: сделал – то это уже будет однокоренное слово. Потому что делать – это какое-то продолжительное действие, а сделать – законченное действие. Сделал = довел до конца.
Как проверять орфограммы в корнях
Мы можем сомневаться в написании гласных и согласных в корнях. Чтобы проверить согласные, надо подбирать однокоренные слова или формы слов. В слове «дуб» на конце пишется «б», потому что его можно проверить формой «дубы» или однокоренным «дубок». В слове «здравствуйте» пишется «в», потому что оно от «здравия». В «вестнике» пишется «т», потому что оно от существительного «весть».
Иногда согласную проверить нельзя. Тогда надо смотреть в словарь. Например, почему в прилагательном «абсолютный» пишется «б», а не «п»? Потому что в словаре так написано. Проверить эту букву нельзя.
Гласные в корнях либо также проверяются подбором однокоренных слов и форм (мести – мёл, везти – вёз), либо запоминанием (собака – букву «о» невозможно проверить).
Но. В корнях бывают еще чередующиеся гласные. Например, в слове «замирать» мы пишем «и», потому что после корня есть «а». А вот «замереть» пишется с «е», потому что после корня нет «а».
Корни с чередованием надо запомнить.
Полезные материалы по теме
Подпишитесь на рассылку сайта. Я еженедельно буду высылать вам наши лучшие статьи из рубрики Образование. Рубрика будет продолжать развиваться, скоро появятся тексты по математике, биологии и другим школьным предметам.
Посмотрите мои статьи с курсами подготовки к ЕГЭ, ВПР и ОГЭ. На курсах преподают лучшие учителя, многие из них сами являются экспертами ЕГЭ. Курсы помогают системно готовиться ко всем видам контроля, а стоят часто дешевле, чем репетиторство.
Не поленитесь и посмотрите вот это трехминутное видео о том, как объяснять орфограммы. Если вы будете правильно их объяснять все 11 лет обучения в школе – у вас никогда не будет проблем с грамотностью. Я объяснял именно так и никогда не ходил к репетиторам по русскому. Когда поступал на филфак, был первым по количеству баллов.
Уважаемые читатели, напишите, пожалуйста, комментарий к статье. Скажите мне, сумел ли я вам объяснить, что такое корень, были ли мои советы и примеры полезны. Если текст вам не нравится, если его сложно читать, – критикуйте смело, буду править.
Корень слова.
Корень – это главная часть слова, несущая основное лексическое значение слова. Для однокоренных слов имена эта морфема является общей.
Однокоренные слова – это слова, у которых одинаковый корень. Однокоренные слова могут относиться к разным частям речи:
Чтение – читать – читающий;
и к одной части речи:
чтение – чтец – читатель.
Не относятся к однокоренным словам формы одного и того же слова с измененными окончаниями.
Также нельзя путать однокоренные слова и слова-омонимы. В последних корни выглядят и читаются одинаково, но имеют абсолютно разное значение:
Нос, носоглотка – переносить, носка.
Свободные корни – это корни, которые могут полноценно существовать в языке без дополнительных морфем. Корни, которые не могут существовать не только без окончания, но и других морфем, называются связанными.
В одном слове может быть два и более корней. Такие слова называются сложными:
Водопровод, стрессоустойчивый, двухметровый.
Правописание таких слов изучает орфография русского языка.
Чередование в корнях слов.
В зависимости от изменений формы слова, в корне может происходить чередование звуков. Чередование – это замена звуков (одного на другой или другие) в разных формах одного слова или в однокоренных словах, которая отражается в написании слова.
В словах может происходить чередование гласных и согласных.
Чередование гласных.
е // и стереть – стирать
а // ин жать – пожинать
я // им снять – снимать
е // у (ю) плевать – плюю
е // ноль звука день – дня
о // ноль звука сон – сна
и // й // ей лить – лью – лей
и // й // ой пить – пью – пой
о // ы // у сохнуть – засыхать – сухость
о // ы // ноль звука посол – посылать – послать
Чередование согласных.
б // бл любить – люблю
п // пл лупить – луплю
м // мл кормить – кормлю
в // вл ловить – ловлю
ц // ч столица – столичный
т // с цветы – цвести
д // ст сладкий – сласти
т // к пустить – пускать
х // ш глухой – глушь
ст // щ густой – гуща
т // ч // щ светить – свеча – освещение
с // ш высокий – выше
д // ж // жд водить – вожу – вождение
к // ч // ц кулак – кулачище – кулацкий
г // ж // з друг – дружить – друзья
Для того, чтобы найти однокоренные слова, необходимо сопоставить несколько однокоренных слов.
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 29. Что такое корень слова?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Родственные слова – это слова, близкие по смыслу. Родственные слова имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.
Корень слова – это самая главная часть в слове. В ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Корень слова выделяется знаком ᴖ.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017. – С. 61 – 62.
2. Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 2 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. – М.: Просвещение, 2017. – С. 24.
3. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2017. – С. 24 – 25.
4. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Тетрадь учебных достижений. – М.: Просвещение, 2018. – С. 22.
5. Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 2 класс. – М.: Просвещение, 2018. – С. 17.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Не только люди могут быть родственниками друг другу. Родственными могут быть и слова. Например, слова «гусь», «гусыня» и «гусята» имеют общую часть «гус» и являются представителями одного и того же вида птиц.
Общая часть родственных слов называется корень. Корень в словах выделяется особым знаком – дугой сверху.
Проведём небольшой опыт. Попробуем закрыть корень «гор» в родственных словах – «гора» – «горка». От первого слова останется только «а», от второго – «ка». Закроем корень «дом» в родственных словах «дом» – «домик». Первое слово исчезнет, от второго останется «ик». Закроем корень «гриб» в паре «гриб» – «грибник». Первое слово закроется целиком, от второго останется часть «ник». То есть без корня слова теряют смысл. Это происходит потому, что именно в корне находится основное лексическое значение слова. Как растение погибнет без корней, так и слово без корня существовать не может.
Для определения корня в слове необходимо подобрать родственные слова и найти в них общую часть. Например, чтобы найти корень в слове «школа», подберём ряд родственных слов – школьник, школьница. Эти слова являются родственными, так как школьник – это мальчик, который учится в школе, школьница – это девочка, которая учится в школе. Найдём в этих словах общую часть. Это часть «школ». Значит, «школ» – это корень.
Но иногда случается так, что корни в родственных словах могут отличаться друг от друга. Например, слова «друг», «подружка» являются родственными. Но совпадает в этих словах только часть «дру». Однако, корень в слове друг – всё слово, то есть «друг», а в слове подружка корень «друж». Дело в том, что звуки в корнях слов иногда могут заменять друг друга. Такое явление называется чередованием. Иногда при чередовании звук в корне может появиться или исчезнуть. Например, слова «сон» и «проснуться» являются родственными, несмотря на отсутствие звука [о] во втором слове. Чередование – очень частое явление. Поэтому необходимо помнить, что у родственных слов корни могут немного отличаться.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Найдите слова с корнем —дом—
Подсказка: вспомните, что у родственных слов должна быть общая часть и близкое лексическое значение.
Задание. Как найти корень слова?
Восстановите порядок действий, чтобы найти корень слова.
Подсказка: сначала найдите действие, без которого невозможны все остальные.
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Русский язык. 3 класс
Раздел. Состав слова. Корень слова.
Тема. Что такое корень слова? Как найти в слове корень?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое корень слова, находить корень в слове, приводить примеры слов с одним корнем (однокоренных слов).
Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)
Однокоренные слова, родственные слова, корень слова.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим рисунок? Что он обозначает? Какую информацию даёт?
Как видно, на рисунке представлена схема однокоренных слов. Корень всех этих слов –цвет-. От корня –цвет- образовались однокоренные слова: цветок, цветник, цветной, цветение, расцветать, зацветают, цветочный.
Вспомним! Однокоренные слова- это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.
Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Рассмотрим еще одно дерево из слов.
Сердцевиной слова, его смысловым центром, является корень –вод-. От него растут слова, как ветви на дереве. От корня – вод- образовались разные слова: подводник, водичка, водяной, водоём, водовоз, водопад, водный.
На этом дереве могли вырасти и другие ветки – глагольные:
А сколько сложных слов (слов, состоящих из двух разных корней) можно образовать от корня – вод-:
Много слов! А подумать…. – и сразу вспоминаются ещё слов с этим корнем!
Такое же сравнение можно найти и в стихотворении белорусского поэта Максима Танка:
Слова, как деревья, ветвисты.
Возьми хоть бы слово любовь.
Войди в этот мир многолистный
И в музыку вслушайся вновь,
Любовь моя, Любонька, Люба.
Любляна, Любань, Люблино.
В науке такие деревья называют словообразовательные гнёзда. Есть специальный словарь для школьников, где представлены словообразовательные гнёзда многих русских слов. Называется он «Школьный словообразовательный словарь». Составил его известный учёный А.Н. Тихонов.
Приведем пример таких слов из словаря:
без-биле’т-н(ый) → безбиле’тн-ик → безбиле’тн-иц-а
о-биле’т-и-ть → обиле’ч-ива-ть (черед. т – ч)
Как найти корень в слове?
Чтобы найти корень в слове, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть: берёза – березняк, берёзовый, подберёзовик. Корень в однокоренных словах обычно пишется одинаково.
Послушайте стихотворение Велимира Хлебникова «Заклятие смехом».
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Родственными (однокренными0 словами в этом стихотворении будут слова: рассмейтесь, смехачи, засмейтесь, смеются, смехами, смеянствуют, смеяльно, усмеяльно, рассмешищ, надсмеяльных, усмейных, смейево, усмей, осмей, смешики, смеюнчики. Почему они являются родственными (однокоренными)? Потому что все они относятся к слову «смех».
Корнем этих слов будет являться –смех-.
Обратим внимание, что в этом стихотворении автор придумал много слов, которых нет на самом деле, но мы понимаем, о чём идет речь, потому что в них есть корень, а в корне и заключается смысл.
При образовании и изменении слов может происходить замена звуков или их чередование. Чаще всего чередование встречается в корнях слов:
[г//з’//ж] – подруга, друзья, дружеский
[з//з’//ж] – воз, возить, вожу
[г//ж] – дорога, дорожный
[к//ч’] – яблоко, яблочко
[ц//ч’] – отец, отеческий
Прочитайте. Укажите, какие слова являются родственными (однокоренными).
Осиновый лес. Иду сквозь густой осинник. Хороши молодые осинки. Под деревьями вижу подосиновики.
Осиновый, осинник, осинки, подосиновик.
Прочитайте. Распределите слова на три группы.
Чистота, сказывать, масло, сказка, масляный, чистить, маслить, сказочный, чистый, чистенький, маслице.
Прочитайте. Укажите однокоренное слово к слову «горе»