Король помазанник божий что значит
Кто такие «помазанники Божьи»?
Раньше думала, что это наименование касается только царей. Недавно узнала, что так именовали и людей не царского происхождения. Так что же означает «помазанник Божий»?
Екатерина Соболь
Отвечает секретарь Синодальной литургической комиссии УПЦ протоиерей Димитрий Гарчук:
– Помазанниками в ветхозаветной традиции называли пророков, царей и первосвященников. Помазание святым елеем было знаком того, что данный человек избран Богом для служения народу или для посредничества между людьми и Богом. Помазанником также называли Мессию, о Котором пророчествовало Писание и Которого ждали иудеи.
Собственно, «Мессия» по-древнееврейски значит то же самое, что по-древнегречески «Христос» – «Помазанник». Как говорит Феофилакт Болгарский, «Иисус Сын Божий называется Помазанником, потому что Его человечеству безмерно сообщены все дары Святого Духа, и таким образом Ему в высочайшей степени принадлежит ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя. Сын Божий — пророк, первосвященник и царь, преимущественно и в высшей степени пред всеми означенными лицами называется: Помазанником».
Таким образом, Христос – Царь Неба и земли, Мессия, предсказанный в Ветхом Завете и явившийся в Новом. В контексте Священной истории Нового Завета помазанниками Божиими можно назвать всех православных христиан, принявших Таинство Миропомазания, основываясь на словах святого апостола: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет». (1 Пет 2,9).
Таким образом, помазанниками Божиими можно назвать пророков, царей, православных христиан, Помазанником Божиим является и наш Спаситель Богочеловек Христос.
Убийство Помазанника Божия
Источник: Русский Дом
Валентин Серов. Портрет Императора Николая II. 1900 г. Святой Царь Николай II воспринимается нами сегодня как ангел, посланный Богом на землю накануне апокалиптических бурь в России и во всём мире. Он был дан, чтобы явить образец православного Государя на все времена, чтобы показать, чего мы лишаемся, теряя православную монархию. Вместо Помазанника Божия Россия получила помазанников сатанинских. Всё перевернулось, всё тут же смело. Всякие попытки удержать распад были напрасны. Даже либерал В. Набоков вынужден был констатировать, что как только восторжествовала «полная законность и справедливость», о которой мечтали либералы, тут-то и началось самое страшное кровавое беззаконие.
Убийство Царя Николая Александровича является, может быть, центральным событием истории XX столетия. Оно было подготовлено, как писал архимандрит Константин Зайцев, тем, что «мистического трепета перед Царской властью и религиозной уверенности, что Царь-Помазанник несёт с собой благодать Божию, от которой нельзя отпихиваться, заменяя её своими домыслами, уже не было, это исчезло». Как, добавим, ещё раньше исчезло во всём остальном мире.
Это не в один день произошло, и не в период правления Государя Николая Александровича началось. Уже в программе декабристов обязательным пунктом было уничтожение Царского рода, а английская и французская революции решили эту проблему ещё раньше. Идея строительства земного царства с отвержением Небесного постепенно развивается в глубине веков и в перспективе неминуемо должна отождествляться с последними апокалиптическими событиями истории. Нелепо обвинять, как это делают историки-прогрессисты, во всех бедах нашего святого Царя. Как будто не было ещё до его царствования нигилистов, как будто не подвергалась в последний период жизнь верных слуг Царя и Отечества каждодневной опасности от террористов, как будто не пророчествовали святые Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник и Иоанн Кронштадтский о скорой и страшной катастрофе за грехи русского народа! Но на самом деле всё начинается гораздо раньше.
Русская Церковь знает такой вид святости, как страстотерпчество: прославляет тех, кто терпел страдания. В сердце русского народа святые князья-страстотерпцы занимают особое место. Они были замучены как будто не за исповедание своей веры, а стали жертвами политических амбиций, вызванных кризисом власти. Но это было страданием за верность Христу – за Христа! Поражает сходство их невинной смерти со страданиями Спасителя. Как Христос в Гефсимании, первые русские мученики Борис и Глеб были захвачены хитростью, но не проявили никакого сопротивления, несмотря на готовность их приближённых спасти их. Как Христос на Голгофе, они молились за своих палачей. Как Спаситель в предсмертной муке, они испытывали искушение поступить по своей воле, и, как Он, отвергли его. В сознании юной Русской Церкви это соединилось с образом той невинной жертвы, о которой говорит пророк Исаия: «как овца, Он был веден на заколение, и как непорочный агнец перед стрегущим его, безгласен». «Повар же Глеба по имени Турчин, — пишет летописец, — зарезал его, как ягненка». Точно такими же страстотерпцами были князья киевский и черниговский Игорь, тверской князь Михаил, царевич Дмитрий Угличский, и князь Андрей Боголюбский. В страданиях и смерти этих святых есть многое, объединяющее их с судьбой Царственных мучеников. И в обстоятельствах смерти святого князя Игоря, в том, что он был убит, когда не мог уже угрожать ничьей власти, в предсмертной молитве перед иконой Божией Матери, есть что-то до боли роднящее его с екатеринбургским пленником. Та же скорбь, и та же молитва, которой молились Царственные мученики за последним богослужением, те же наглые издевательства разнузданной стражи и звериная ярость толпы, как при убийстве святых князей Игоря, Михаила и Андрея, тот же ужас, вплоть до поразительного, более чем только внутреннего, совпадения подробностей. Кажется, вслушайся, и услышишь в глубине древних веков, как эхо, гремящие выстрелы наганов из подвала Ипатьевского дома. То же надругательство над мёртвыми телами и сатанинское неистовство, с которыми уничтожалась всякая память о них, и даже о доме, где произошло преступление.
Присутствие «тайны беззакония» зримо даже во внешних обстоятельствах екатеринбургского злодеяния. Как отмечал еще генерал Дитерихс, династия Романовых началась в Ипатьевском монастыре Костромской губернии и кончилась в Ипатьевском доме города Екатеринбурга. Слугами веельзевула, которые скоро будут строить общественные туалеты на месте алтарей и взорванных храмов, сознательно было выбрано и место, и день преступления, совпавший с днем памяти святого Андрея Боголюбского – того князя, который если не по имени, то по существу был первым русским Царём.
Враги прекрасно понимали, что уничтожение «всей великой ектении», по выражению Ленина и Троцкого, явится поруганием той клятвы верности перед Крестом и Евангелием, которой поклялся русский народ на соборе 1613 года, строить жизнь во всех её сферах, в том числе государственной и политической, на христианских принципах.
Миллионы православных христиан в России, отрекшихся от своей веры, участвовали в этом преступлении. Великие революции, которые являются попытками временного «спасения» человечества – не должны ли они, приходя к логическому завершению, стать войной не только против Помазанника Божия, но и против всей Церкви, стремлением освободиться от всех форм священного и даже, в конце концов, от правды и справедливости? И действительно, после революции в России Церковь предстала для многих уже как устаревший институт, осуждённый на исчезновение.
Весь смысл революции 1917 года в этом. Здесь происходит экзамен человеческой цивилизации, и потому все силы зла были напряжены в противостоянии православной монархии. Разве случайно, что именно коммунистическая, марксистско-ленинская идеология, в конечном счёте, со всей ненавистью обрушилась на Помазанника Божия? Это было предельное выражение хилиастического лжеучения с надеждой на земное царство. А второй эшелон его наступает сейчас с отменой всех нравственных препятствий для достижения земного счастья. И долго нам ещё предстоит осознавать, что не только цареубийство, но и детоубийство, начало уничтожения и разорения миллионов христианских семей, означает это событие века.
Говоря о святости Царя Николая Александровича, мы обычно имеем в виду его мученический подвиг, связанный, разумеется, со всей его благочестивой жизнью. Но следовало бы внимательнее всмотреться именно в подвиг его отречения – подвиг исповедничества. Мы не раз говорили о том, что здесь раскрылся его подвиг смиренного принятия воли Божией. Но исключительное значение имеет и то, что это подвиг сохранения в чистоте церковного учения о православной монархии. Чтобы яснее это понять, вспомним, кто добивался отречения Государя. В первую очередь — те, кто добивался поворота русской истории к европейской демократии или, по крайней мере, к конституционной монархии. Социалисты и большевики явились уже следствием и крайним проявлением материалистического понимания истории.
Известно, что многие из тогдашних разрушителей России действовали во имя её созидания. Среди них много было по-своему честных, мудрых людей, которые уже тогда искали, «как обустроить Россию». Но это была, как говорит Писание, «мудрость земная, душевная, бесовская». Камень, который отвергли тогда строители, был Христос и Христово помазание.
Помазание Божие означает, что земная власть Государя имеет источником Божественную. Отречение от православной монархии было отречением от Божественной власти. От власти на земле, которая призвана направлять общее течение жизни к духовным и нравственным целям – к созданию условий, максимально благоприятных для спасения многих, власти, которая «не от мира сего», но служит миру именно в этом, высшем смысле. Разумеется, «любящим Бога все содействует ко благу», и Церковь Христова совершает спасение при любых внешних условиях. Но тоталитарный режим и, в особенности, демократия создают атмосферу, в которой, как мы видим, среднему человеку не выжить.
И предпочтение иного рода власти, обеспечивающей прежде всего земное величие, жизнь по своей, а не Божией воле, по своим похотям (что называется «свободой») не может не привести к восстанию на Богом установленную власть, на Помазанника Божия. Они хотели показать, что вся власть принадлежит им, вне зависимости от какого-то Бога, а благодать и истина Помазанника Божия нужны только для украшения того, что им принадлежит. Это означало бы, что любое беззаконие, которое совершит эта власть, будет совершаться как бы по прямому благословению Божию. Это был сатанинский замысел – осквернить благодать, смешать истину с ложью, сделать бессмысленным, декоративным помазание Христово. Создалась бы та «внешняя видимость», в которой, по слову святителя Феофана Затворника, раскрывается «тайна беззакония». Если Бог становится внешним, то и православная монархия, в конце концов, становится только украшением нового мирового порядка, переходящего в царство антихриста. И пока существует человеческая история, враг никогда не оставит этого замысла.
Царь не отступил от чистоты помазания Божия, не продал Божественного первородства за чечевичную похлёбку земного могущества. Смысл отречения Государя – спасение идеи христианской власти, и потому в нём надежда на спасение России, через отделение тех, кто верен данным Богом принципам жизни, от тех, кто неверен, через очищение, которое наступает в последующих событиях. Как до революции, так и теперь главная опасность заключается во «внешней видимости». Многие верят в Бога, в Его Промысл, стремятся установить православную монархию, но в сердце своём полагаются на земную силу: на «коней и на колесницы». Пусть, говорят они, всё будет как самый прекрасный символ: крест, трёхцветное знамя, двуглавый орёл, а мы будем устраивать своё, земное, по нашим земным понятиям. Но мученическая кровь Царя обличает отступников, как тогда, так и теперь.
Можно делать какой угодно исторический, философский, политический анализ, но духовное видение всегда важнее. Нам известны эти пророчества многих наших святых, которые понимали, что никакие экстренные, внешние государственные меры, никакие репрессии, никакая самая искусная политика не в состоянии изменить ход событий, если не будет покаяния у русского народа. Подлинно смиренному уму святого Царя Николая было дано увидеть, что это покаяние будет дано дорогой ценой. Все остальные рассуждения в этом свете исчезают как дым.
Все наказания – лекарства, и чем горше болезнь, тем больнее врачевание. Мы более всего страшимся сегодня утраты независимости России, и это понятно. Но не следует путать следствие с причинами: все самые ужасные, самые разорительные иноземные нашествия – будь то Батый, Наполеон или Гитлер – ничто по сравнению с полчищами бесов, заполняющими всё в народе.
В событии отречения Государя по сути преломляются все главные события священной истории, смыслом которых всегда является одна и та же тайна. Для чего было египетское рабство и вавилонский плен богоизбранного народа, если не для того, чтобы всё упование его было на единого Бога? Что означала римская оккупация Израиля во времена земной жизни Спасителя? То же, что и октябрьская революция 1917 года с её искушением земного благополучия без Бога.
В том-то и дело, что желание сохранить православную монархию любой ценой ничем не отличается от того безбожия, которое обнаружилось в насильственном её уничтожении. Это была бы та же попытка найти твёрдую опору помимо Бога – эта опора всегда, по слову пророка, оказывается «подпорою тростниковою» – «когда они ухватились за тебя рукою, ты расщепился и все плечо исколол им, и когда они оперлись на тебя, ты сломался и изранил все чресла их» (Иез. 29, 7).
Как говорил в 1932 году святитель Николай (Велимирович), «русские в наши дни повторили Косовскую битву. Если бы Царь Николай прилепился к царствию земному, царству эгоистических мотивов и мелочных расчётов, он бы, по всей вероятности, и сегодня сидел на своем троне в Петербурге. Но он прилепился к Царствию Небесному, к Царству небесных жертв и евангельской морали, и из-за этого лишился жизни сам, и чада его, и миллионы собратьев его. Еще один Лазарь и еще одно Косово!»
Своим подвигом страстотерпчества Царь посрамил, во-первых, демократию – «великую ложь нашего времени», по выражению К.П. Победоносцева, когда все определяется большинством голосов, и, в конце концов, теми, кто громче кричит: «Не Его хотим, но Варавву» – не Христа, но антихриста. И, во-вторых, в лице ревнителей конституционной монархии он обличил всякий компромисс с ложью – не менее великую опасность нашего времени.
Были у нас выдающиеся Цари: Петр I, Екатерина Великая, Николай I, Александр III, когда Россия достигла расцвета с великими победами и благополучным царствованием. Но Царь-мученик Николай есть свидетель истинной православной государственности, власти, построенной на христианских принципах.
Главный духовный смысл сегодняшних событий – итог минувшего XX века – всё более успешные усилия врага, чтобы «соль потеряла силу», чтобы высшие ценности человечества превратились в пустые, красивые слова. Если возможно покаяние народа (а не разговор о покаянии), то оно возможно только благодаря той верности Христовой благодати и истине, которую явили Царственные мученики и все новые мученики и исповедники Российские.
Тот же свет присутствует в пророческом завещании Царя, переданном его дочерью, о том, что зло, которое сейчас в мире (то есть, революция 1917 года), будет еще сильнее (то, что происходит сегодня), но не зло победит, а любовь, и в крестной молитве родной сестры Царицы за весь русский народ: «Господи, прости им, не знают, что творят». Только благодаря этой верности, этому свету есть среди беспросветности наших дней надежда, которая не постыжает.
Помазанники Божьи
Богословские и политические аспекты учения о Помазанниках в евангельском протестантизме
Сегодня не только практически во всех харизматических церквях, но и в пятидесятнических и даже баптистских можно услышать о греховности любой критики в адрес церковного руководства, особенно, старшего пастора. Отсутствие собственной богословской традиции (одновременно с полным отрицанием всего наследия христианских церквей), замкнутая ориентация на молитве, толкование Библии без надлежащей подготовки (единственным инструментом такой герменевтики является персональное откровение «от Духа Святого») стали ингредиентами для формирования специфического учения о «помазанниках Божьих» – служителях церкви, поставленных лично Богом и наделенных особыми взаимоотношениями со Всевышним. «Помазанники», таким образом, имеют монопольное право на толкование Писания (прихожане превращаются в пассивных потребителей чужих откровений), градацию вещей на греховные/благословенные, регламентацию различных сфер человеческой жизнедеятельности, выходящих за рамки церкви (политика, экономика, история и т.п.)
“…это излишняя трата времени на чтение газет, которые дают частичную правду, когда от Слова Божьего получаешь всю правду”
Корнем этого весьма специфического учения являются недостаточное знание библейской критики, протестантской теологии, и, зачастую, низкий общекультурный уровень основателей пятидесятнического и харизматического движения.
«Вигглсворт был святым, потому что он имел свои приоритеты в надлежащем порядке. Я однажды спросил его, читал ли он когда-нибудь газету. Он ответил: “Если не считать просмотра заголовков, то нет”. Я еще раз спросил его, почему нет. Разве он не верит написанному в газетах? Он ответил, что это не причина, но он просто не имел времени читать их. Кроме того, он сказал, что это излишняя трата времени на чтение газет, которые дают частичную правду, когда от Слова Божьего получаешь всю правду. “Божье Слово предпочтительней человеческих слов в любом случае”, – привык говорить он» [ Хибберт, Альберт. Смит Вигглсворт: секрет его силы ].
Современные вожди пятидесятническо-харизматического движения также не отличаются особой глубиной теологической подготовки. Часто отсутствует даже хорошее светское образование. Епископ южного региона Объединения независимых христианских харизматических церквей Украины (полного Евангелия) Виталий Шалухин неоднократно в своих проповедях подчеркивает презрение к знанию, а «все необходимое получает из Библии и от Духа Святого» (стилистика и пунктуация сохранены):
«Если человек – носитель откровение, он знает, что это ведение значит… Скажем, если есть ведение у пастора для церкви, оно будет очень осторожно. Оно не будет на арене сражения, давлением на церковь: “Запрягайте, люди, коней”. Ведение будет аккуратно, нежно преподноситься, чтобы впереди шел Бог. И слышать его будут те, кто духовно щепетильный. А не те, кто сам в себе сидит, обложился талмудами разной философии, гнилой веры допотопной…» [Информационно-обучающий бюллетень христианской церкви «Великое поручение». – №46 (15-21 ноября). – 2010. – С. 2.].
“Чтобы быть оруженосцем, вы должны твердо уяснить в своем сердце, что любая власть назначается Богом”
Это весьма занятный труд, который раскрывает все аспекты, детали и мелочи «идеального» устройство «Божьей церкви». Особое внимание уделяется послушанию лидеру церкви, роль которого приравнивается к самому Иисусу Христу:
На следующих страницах автор описывает конкретные функции «оруженосца»:
— быстро и мощно поражать врагов своего лидера;
— полностью подчиняться своему лидеру, доверять ему и повиноваться каждой его команде без колебаний;
— успешно выполнять каждый план своего лидера;
— наилучшим образом выполнять поручения своего лидера;
— заботится о том, что принадлежит его лидеру;
— стремиться к тому, чтобы сделать окружение своего лидера более приятным;
— всеми силами укреплять положение своего лидера, не допуская какой-либо личной зависти, ревности или эгоизма;
— всегда уважать и возвышать своего лидера;
— следить за тем, чтобы начальник получил заслуженные награды, которые лидер мог пропустить;
— прилежно и без устали работать на своего лидера, стремясь найти возможность повысить его благосостояние;
— жертвовать своей собственной жизнью и благосостоянием ради своего лидера; все время трудится на благо своего лидера;
— выражать полную нетерпимость к любым высказываниям против своего лидера;
— разделять мечты, цели и видения своего лидера;
— желать видеть своего лидера всегда впереди;
— немедленно прощать своему лидеру любую обиду, не оставляя в своем сердце злости и негодования;
— считать своего лидера более важным, чем себя и др.
[Nance, Terry. God’s armorbearer…, pp. 28-31.]
Беря на вооружение 15-й стих 104-го Псалма, где говорится «не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла», отдельные лидеры христианских церквей пытаются заручиться правом на абсолютную правоту в своих суждениях и действиях. «Никогда не обижайтесь на служителей Евангелия, чтобы тем самым не обидеться на свою судьбу. Потому что человек, обиженный на свою судьбу, вряд ли сможет добиться чего-то в жизни. Когда вы обижаетесь, ропщете на помазанника, то, тем, самым вычеркиваете себя из Божьего плана», – пишет в своей книге старший пастор харизматической церкви «Посольство Божье» Сандей Аделаджа [Аделаджа, Сандей. Ты и твой пастор. – К.: Светлая звезда, 2001. – C. 36.].
Наблюдая за поведением и риторикой лидеров некоторых евангельских церквей, может сложиться впечатление, что порожденное незнанием и теологической безграмотностью, учение о «Божьем помазаннике» превращается в сознательное злоупотребление, ибо предлагает значительные возможности в манипулировании и управлении церковной общиной.
«Небо всегда управляло землей, а священство – царями. Это Божий порядок, который Бог восстановит и утвердит в последнее время»
В 2008 году Национальный разведывательный совет ( National Intelligence Council ) – исследовательско-аналитическая структура Национальной разведки США подготовила доклад, в котором прогнозируется значительная степень участия религиозных организаций в оказании влияния на мир:
«…мы вступаем в новый век клерикального доминирования, при котором религиозные лидеры станут главными «серыми кардиналами» в решении международных споров и конфликтов.
Уже теперь богато вознаграждены властью и влиянием те религиозные предприниматели и телепроповедники, чья деятельность охватывает два полушария, Глобальный Юг и Глобальный Север, – эмир Халид у мусульман и Мэтью Ашимолово или Сандей Аделаджа у христиан.
В пределах христианской традиции возникновение новых моделей власти и лидерства на Глобальном Юге ведет к появлению самостоятельно действующих священников и религиозных предпринимателей, деятельность которых приносит высокий статус и большое богатство. До 2025 года некоторые евангелисты и мегацерковные проповедники, вероятно, будут пытаться стать лидерами наций, особенно в странах, материально опустошенных в результате глобального экономического спада» [ Global Trends 2025: A Transformed World, (Washington, DC: US Government Printing Office, 2008), p. 105. ].
Это находит непосредственное подтверждение в словах и манифестах отдельной группы евангельских служителей. В частности, в своей программной книге «Реформация» Сандей Аделаджа призывает к политическому доминированию своих последователей:
«Бог открыл мне глаза на то, что для выполнения Великого Поручения мы должны оказывать влияние не только на людей в церкви, но и на весь народ. Однако, чтобы свершить перемены на уровне всей страны и всей нации, мы должны были предпринять смелые шаги. Мы больше не могли заботиться только о росте нашей церкви. Бог призывал нас выступить с дерзновением и оказать влияние на все сферы жизни общества этой страны. Для этого нам необходимо было использовать самые кардинальные формы, в том числе и открытый протест» [Аделаджа, Сандей. Реформация. – К.: Светлая звезда, 2008. – С. 28.].
Как пишет другой апологет экспансии и вторжения во власть, старший пастор церкви «Новое поколение» Алексей Ледяев, христианское доминирование над нациями и государствами будет осуществляться под чутким руководством «Божьих помазанников»:
«… потому что Божьи пророки и священники – представители небесной власти. Политические вожди – представители земной власти. Небо всегда управляло землей, а священство – царями. Это Божий порядок, который Бог восстановит и утвердит в последнее время».
По причине уникального права на толкование Священного Писания в протестантских церквях утверждается догмат «о примате пастора» (по аналогии с «приматом Папы»)
В итоге, самим протестантам (а именно, евангельскому крылу) необходимо дать ответ на те вызовы, которые таит в себе учение о «Божьих помазанниках».
Во-первых, оно содействует финансовым злоупотреблениям и стремлению избежать ответственности. Финансовые скандалы, отсутствие прозрачности по затратам привели к тому, что в ноябре 2007 года сенатор от штата Айова Чак Грессли инициировал расследование Комитетом по финансам Сената США шести миссий, в том числе служения Кеннета Коупленда, Джойс Майер, Бенни Хинна.
Во-вторых, происходит подмена традиционных целей христианской церкви персональными политическими и бизнес-интересами отдельных церковных лидеров и формируется протестантская версия «цезарепапизма».
В-третьих, по причине уникального права на толкование Священного Писания (которое превращается в аксиому) в протестантских церквях утверждается догмат «о примате пастора» (по аналогии с «приматом Папы»).
В-четвертых, высока опасность появления культа личности отдельных служителей. Например, среди харизматических лидеров участилась практика самопровозглашения себя апостолами (упоминавшиеся Сандей Аделаджа, Алексей Ледяев), пророками (Рик Джойнер, Бенни Хинн и др.).
В-пятых, нарушаются базовые принципы и идеи Реформации. А именно, демократическое устройство церкви – коллегиальность и выборность должностей. В последнее время эти достижения отцов Реформации рассматриваются как сатанинское проникновение в церковь: «В последние дни церкви истинными пасторами не будут наемники, за которых проголосовали, чтобы они стали пасторами, но будут посвященные пасторы, которые желают положить свою жизнь, чтобы защитить людей Бога и сохранить церковь» [Дары Духа Святого. По материалам книги Вэндэла Смита «Подготовка Тимофея», С. 14].
То, против чего так усердно боролись реформаторы церкви, появляется внутри самих протестантских деноминаций, нивелируя, таким образом, значение самой Реформации.