Корпоративные организации характеризуются тем что
Кратко, исчерпывающе, понятными и простыми словами о том, что такое корпорация
Что такое корпорация? – В современной мировой практике основной формой организации и управления хозяйственными процессами, в которых требуется объединение сразу нескольких заинтересованных сторон, стала корпорация. В этой статье Вы узнаете в краткой, но максимально исчерпывающей форме, что такое корпорация, какие виды корпораций существуют, преимущества и недостатки корпорации, а также другую полезную информацию.
Что такое корпорация?
Корпорация – это объединение юридических и физических лиц для достижения общей цели. В совокупности эта объединенная группа представляет собой новое юридическое лицо, а каждый из его участников – собственник определенной доли. Интересно то, что владельцы этих самых долей практически никогда не занимаются управлением. По сути, корпорацией управляют наемные работники, специалисты своего дела. Что такое корпорация по своей структуре? Это союз, который обладает внутренней организацией и объединяет своих членов в единый коллектив. Также он является субъектом обязанностей и прав.
Еще проще корпорацию расшифровывают как группу лиц, объединенных одной общей целью и выполняющих свою деятельность в течение долгого времени, чтобы осуществить эту цель. Корпорация может иметь под своей «крышей» несколько разных бизнесов, но все они находятся под единым финансовым контролем.
Характеристика корпоративных организаций
Физические лица, владеющие пакетами ценных бумаг, объединяются для того, чтобы координировать друг друга в экономической сфере. Корпоративная организация – это акционерное общество. Каждый участник этого союза имеет самостоятельный юридический статус. Управление и контроль деятельности корпоративной организации выполняют специально обученные люди – менеджеры. В состав структуры объединения входят управленческие, коммерческие и финансовые стороны. Предприятие может работать как в одном направлении, так и совершенно в разных. Корпорация – это слаженная и структурированная система.
Обязательства и права корпораций
В каждой державе по закону определяются ответственность и права всех типов корпораций. Также законодательно обозначаются ограничения касательно форм деятельности корпораций и их состава, а также применяются особые меры по предотвращению трансформации их в монополии. В случае нарушения каких-либо правил или ограничений государство имеет право применить санкции относительно корпорации-нарушителя.
В 90% случаях предприятия, входящие в состав корпоративного объединения, полностью зависят от него в экономическом и финансовом плане. Но бывает, когда предприятие имеет свои акции и своих акционеров. Таким примером может служить финансовая корпорация, которая объединяет под своим «крылом» финансовые группы. Это говорит о том, что отношения внутри корпораций достаточно сложны и разнообразны.
Признаки корпоративного юридического лица
Следует отметить, что в разных государствах в признаках корпоративного юрлица, а также в правах и обязанностях ее членов могут быть некоторые отличия, но суть корпорации не меняется.
Юридические лица, признаки которых не совпадают с вышеперечисленными, называются унитарными организациями.
К таковым относятся государственные и муниципальные компании, религиозные организации и т.д.
Виды корпораций
В мировой практике выделяют три основных модели управления деятельностью корпораций: англо-американскую, японскую и немецкую, отличающиеся по таким признакам, как: ключевые участники и учредители корпорации; структура владения акциями в конкретной модели; состав совета директоров (или советов – в немецкой модели); законодательные рамки; требования к раскрытию информации для корпораций, включенных в листинг; корпоративные действия, требующие одобрения акционеров; механизм взаимодействия между ключевыми участниками.
Многообразие видов корпораций позволяет наиболее полно использовать их преимущества. В Гражданском кодексе РФ указаны закрытые и открытые АО. Однако различия между большинством из них несущественны. Следовало бы относить к ОАО лишь те корпорации, которые зарегистрировали первичное размещение своих акций и хранят их в специальном депозитарии.
По форме собственности
По форме собственности выделяются: государственные, публичные и семейные корпорации.
По содержанию деятельности
По содержанию деятельности выделяются инвестиционные и производственные корпорации:
По цели деятельности
По основной цели деятельности выделяют коммерческие и некоммерческие корпорации.
Виды корпоративных объединений
На сегодня существует несколько разновидностей корпоративных объединений, которые приняты в большинстве стран мира:
Система управления в корпорации
Как правило, информация об управлении объединенных предприятий, а также органах, осуществляемых данный процесс, указывается в уставных документах вновь образовавшегося субъекта хозяйствования. Если речь идет о ЗАО и ОАО, то управляются подобные организации наемными исполнителями, при этом ключевые вопросы решает собрание акционеров (государственные корпорации в головном аппарате также имеют представителей исполнительного сектора власти). Картели, синдикаты, холдинги, пулы и прочие формы объединений, присущие капиталистическому обществу, структурированы следующим образом:
Формы экономических отношений
Среди большого числа вариаций отношений между предприятиями и корпорациями эксперты выделяют те, которые встречаются чаще всего:
Место и роль корпораций в национальной экономике России
Сущностная трансформация национальной экономики России под влиянием глобализации, усиления конкуренции в мировой экономике, интеграции и интернационализации хозяйственной деятельности привела к возникновению и усилению таких новых форм хозяйственной деятельности, как корпорации.
Корпорации — это хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на определенном рынке. Это большие производственные комплексы, сфера деятельности которых связана не только с производственной, но и с финансовой деятельностью.
Мировой опыт показывает, что национальная экономика может быть конкурентоспособной на мировых рынках только посредством крупных корпораций.
В этом случае они приобретают характер транснациональных. Деятельность такого рода корпораций не ограничивается рамками только одной страны, а распространяется на несколько национальных экономик.
Одним из видов корпораций являются финансово-промышленные группы. Это форма хозяйственной деятельности, когда под началом одной главной компании объединяются различные компании, юридически и хозяйственно независимые друг от друга и работающие в различных отраслях экономики. Функции их финансового контроля и координации деятельности берет на себя головная компания. Целью деятельности таких объединений является повышение устойчивости компаний, входящих в ее состав, укрепление конкурентных позиций, повышение эффективности деятельности и занятие монопольной позиции на определенных рынках.
Корпорация является юридическим лицом и существует независимо от ее владельца, а передача части прав на ее владение посредством выпуска акций оставляет ее целостным образованием. Крупные корпорации чаще всего являются национальными в зависимости от доминирующей доли капитала, но и активно привлекают иностранные инвестиции.
Несмотря на то что корпорации существовали и в СССР, основная их масса сформировалась в 1990-е гг. Этому способствовала тотальная приватизация, которая позволила сосредоточить значительные экономические ресурсы и перераспределить их. Примером корпорации со смешанной собственностью (государственной и частной) является «Газпром», который занимает ведущие позиции на мировых рынках сырья, обеспечивая значительные поступления в государственный бюджет.
В соответствии с рейтингом «Finansial Times» несколько отечественных корпораций вошли в перечень крупнейших мировых трансатлантических корпораций. Большая часть отечественных корпораций работает в топливно-энергетическом секторе экономики, а в других секторах их сравнительно немного.
Классификация в российском законодательстве
Так, основные виды корпораций в РФ по законодательству – это хозяйственные общества, НКО, ассоциации, кооперативы, партнерства. Если речь идет о холдинге, то в РФ соответствующая структура чаще всего именуется группой компаний. Есть в РФ и государственные корпорации, в некотором смысле, являющиеся подвидом этатистских, но на идеологическом уровне, скорее, соответствующие капиталистическим концепциям определения приоритетов в хозяйственном развитии.
Российская экономика в значительной степени интегрирована с мировой. Поэтому принятые в РФ определения термина «корпорация», понятие, экономическая природа и основные виды соответствующих объединений, на практике могут интерпретироваться с учетом действующих международных определений.
Так, например, в РФ и за рубежом распространен термин «концерн». В зависимости от контекста он может пониматься в среде российских менеджеров по-разному. Что может представлять собой в РФ концерн как вид корпорации? Специфика финансовой деятельности западноевропейских фирм – в частности, немецких, предопределяет частое использование рассматриваемого термина в целях обозначения крупнейших мультинациональных объединений Европы. В свою очередь, американские фирмы, пусть и имеющие большой масштаб, чаще всего именуются корпорациями, или же финансовыми группами.
Таким образом, термин «корпорация», понятие и виды ее могут быть интерпретированы по-разному в зависимости от традиций, принятых в той или иной культурной среде менеджмента.
Преимущества и недостатки корпораций
Преимущества
Что такое корпорация? Представители капиталистического общества утверждают, что это оптимальная форма функционирования субъектов хозяйствования. И в чем-то они правы, поскольку корпорации имеют ряд преимуществ:
Недостатки
Как это свойственно абсолютной форме деятельности предпринимательства, корпорации имеют ряд своих недостатков:
Заключение
Итак, мы рассмотрели, что такое корпорация, каковы ее разновидности, выяснили, какие она выполняет функции, и раскрыли как преимущества, так и недостатки данной формы организационной деятельности.
Но Вы должны понимать, что в режиме нашей постсоветской смешанной экономики нам слишком далеко до капиталистического общества, да и стремимся ли мы к этому? Слишком много фирм-однодневок и мелких предпринимателей без особых стратегических планов. Но, тем не менее, подавляющая часть западного бизнес-мира считает такую форму организационной деятельности вполне успешной.
Кто знает, возможно, через несколько десятков лет, современным предпринимателям ничего не останется, кроме как объединяться в более крупные коммерческие союзы, дабы выжить в современном конкурентном рыночном обществе, ну а пока что – стремимся к лучшему.
Корпоративные организации характеризуются тем что
Преобладающим видом юридических лиц в современном рыночном имущественном обороте являются коммерческие корпорации. Именно они являются главными игроками на рынке. Но чтобы прийти к пониманию сущности коммерческой корпорации и выделить ее основные признаки, необходимо определить, что же понимается непосредственно под самой корпорацией. Следует отметить, что понятие корпорации было введено в 2014 г., что явилось логичным завершением реформы ГК РФ. Необходимость легализации данного понятия отмечалась многими учеными и практиками, хотя необходимо отметить, что не все ученые согласны с легальным определением корпорации в законодательстве Российской Федерации.
Понятие корпорации в разное время обозначало разные, порой отличные друг от друга явления, что находится в прямой зависимости от различных факторов, таких, как период исторического развития государства, национальный правопорядка, а также основные доктринальные концепции. Необходимо отметить, что изначально, корпорация возникла и развивалась как явление, тождественное юридическому лицу. Персональные объединения (или товарищества) на определенном этапе исторического развития уже не могли отвечать новым экономическим вызовам. Эволюция хозяйственных отношений, повлекла за собой их усложнение, что явилось причиной возникновения объединения, обладающего некой внутренней структурой, а также определенной степенью обособления как от состава участников данного объединения, так и от их воли. И, как результат, возникает корпорация или юридическое лицо. Еще римские юристы выделяли следующие признаки корпорации: корпорации являются частными лицами; корпорация не прекращает свое юридическое существование при изменении состава участников; имущество корпорации обособленно от имущества ее участников; корпорация вступает в отношения с другими лицами через своих уполномоченных на то лиц.
При исследовании понимания «корпорации в основных западноевропейских континентальных правовых системах, можно сделать вывод, что в целом под корпорацией принято понимать общность частных лиц, добровольно (на основе сделки) созданную ими для достижения общих целей путем внесения и совместного использования имущественных вкладов. При этом если говорить об обязательных признаках корпорации, то можно выделить следующие: корпорация – это объединение лиц; создание корпорации носит договорный (добровольный) характер; участников корпорации объединяет совместная (общая) цель; участники корпорации вносят (объединяют) и совместно используют вклады в любой форме» [1, c. 40].
Долгое время российская юридическая наука, к сожалению, находилась далеко не на передовом крае мировой юридической науки, в том числе, это негативно отразилось на исследованиях в сфере корпоративного права. Конечно же это объясняется теми историческими процессами, которые происходили в нашей стране. При этом нельзя не отметить, что до революции 1917 г. российская цивилистика шла вровень с европейской, и в России существовала классификация юридических лиц, при которой они подразделялись на корпорации и учреждения. Корпорации подразделялись на: товарищества, общества с внешним единством и собственно корпорации. С изменением общественно-экономического строя произошли резкие перемены в юридической науке и, как следствие, понятие корпорации исчезло. Необходимо отметить, что даже после закрепления законодателем легального определения корпорации в российской юридической науке до сих пор нет единого подхода к пониманию этого явления.
Существует огромное количество подходов к пониманию корпорации. Одни ученые другие вкладывают в это понятие широкий смысл, другие обосновывают более узкое понимание корпорации. Так, например, И.А. Еремичев и Е.А. Павлов отожествляют понятие «корпорации» и «юридического лица», при этом выделяют признаки корпорации, общие для всех юридических лиц, что, на наш взгляд, не выделяет особенности именно корпорации [2, c. 102]. А.В. Яковлев, различает понятия «корпорация» и «корпоративное образование [3, c. 106–111]. По его мнению, корпоративное образование не является юридическое лицом, это объединение юридических лиц, связанных общими экономическими и социальными интересами. При этом целью такого образования является координация деятельности участников.
Ряд ученых относят к корпорациям только коммерческие организации. Согласно одной из точек зрения корпорации – это коммерческие организации, основанные на членстве; согласно другой к корпорациям относятся лишь хозяйственные общества и товарищества; согласно третьей это только акционерные общества; согласно четвертой корпорациями являются объединения юридическими лиц, что, впрочем, не исключает участия в них физических лиц [4, c. 96]. Так, В.В. Долинская, помимо признаков, присущих всем юридическим лицам, выделяет также еще и дополнительные признаки корпорации, такие как: «ограничение предпринимательского риска; оформление, осуществление и защита коллективных (групповых) законных интересов различного рода как в имущественной, так и в нематериальной сфере; деление уставного капитала на доли (вклады) учредителей (участников); наличие статутной формы коллективной предпринимательской деятельности»; наличие двух взаимосвязанных общностей: участников корпорации и трудового коллектива [5, c. 261–262]. В настоящее время в России такие признаки характерны только для некоторых коммерческих организаций.
Итак, в конце XX в. в связи с построением нового государства и нового российского права на правовую арену произошло возвращение такого явление, как корпорация, которое многие исследователи охотно принялись разрабатывать.
Если же говорить о признаках коммерческой корпорации, то можно определить, следующие:
1. Наличие статуса юридического лица. Солидарны с этим утверждением практически все ученые. Хотя существует и иная точка зрения на этот вопрос, так, существует мнение, что если вкладывать в понятие корпорации широкий смысл, то не все юридические лица являются корпорациями и соответственно не все корпорации – юридические лица. На наш взгляд, корпорация является видом юридического лица и соотносится как частное к общему. Все корпорации, в том числе и коммерческие являются юридическими лицами, но не все юридические лица являются корпорациями. Исходя из наличия этого признака, коммерческие корпоративные организации обладают всеми общими признаками юридического лица, вытекающими из его определения. А именно, организационное единство; наличие обособленного имущества; возможность выступать в гражданском обороте от собственного имени; самостоятельная гражданско-правовая ответственность по своим обязательствам.
2. Коммерческая корпорация является объединением действий физических и/или юридических лиц для достижения общей цели. Само слово «корпорация» происходит от латинского corporation и обозначает «объединение», «общество», «союз». На наш взгляд этот признак является неотъемлемым для корпорации. Большинством ученых корпорацию воспринимается исключительно как объединение лиц, а компании же одного лица отвергаются как нечто противоречащее самой сути корпорации. Юридическому лицу, обладающему статусом корпорации, необходимо иметь в своем составе участников (членов) и, таким образом, это и определяет корпорацию как коллективное образование.
3. Право участия учредителей (участников) в коммерческих корпорациям. Исходя из легальной дефиниции корпорации ее учредители (участники) обладают правом участия (членства) в ней. На наш взгляд, является необоснованным использование термина «членство» применительно к корпоративным коммерческим организациям, что вытекает из определения корпоративных отношений, данного в п. 1 ст. 2 ГК РФ. Наш законодатель исходит из того, что корпоративными являются отношения, связанные с участием в корпоративных организациях. Участие предполагает, что участники корпорации обладают правом на свою долю участия в имуществе корпорации (т. е. в уставном (складочном) или паевом капитале), в свою очередь, членство в корпоративной организации этого не предполагает. По смыслу п. 3 ст. 65.2 ГК РФ можно утверждать то, что право участия характерно для коммерческих корпораций, а членство, в свою очередь свойственно некоммерческим корпоративным организациям [6, c. 10].
Право участия в коммерческих корпорациях в включает в себя правовую связь по внесению вкладов учредителей (участников) в имущество юридического лица, а также различные формы воздействия участников на предпринимательскую деятельность, которые находят свое выражение в решениях высшего органа корпорации (общего собрания ее участников). Исходя из прямого указания в законе участники корпорации действуют от ее имени, поэтому можно утверждать то, что такие формы участия в управлении делами коммерческой корпорации как возможность обжаловать решения органов корпорации, оспаривание совершенных корпорацией сделок и другие права участников корпорации составляют определенную правосубъектную форму корпорации. Участники корпорации, осуществляя предоставленные им права и неся предусмотренные обязанности, создают дополнительный пласт правоотношений [7, c. 59]. Естественно, эти правоотношения абсолютно несвойственны унитарному юридическому лицу, а также они не охватываются общим определением юридического лица.
Необходимо уточнить, что отношении термина «участие» в современной науке нет единой точки зрения. Так, Н.Г. Фроловский вкладывает в понимание участия более широкий смысл по отношению к членству, а членство, таким образом предлагает считать лишь частным случаем участия [8, c. 40]. А, например, В.А. Белов предлагает подразделять участие на разновидности по видам правоотношений, выделяя пять видов участия: имущественное, трудовое, предпринимательское, смешанное и неимущественное участие [9, c. 70]. В.В. Долинская же в участии видит «документально зафиксированную в особом процедурном порядке правовую связь между юридическим лицом и его учредителями, а также вошедшими впоследствии в состав организации лицами».
4. Извлечение прибыли в качестве основной цели организации. Этот признак не вызывает сомнения. Это вытекает из самой сути коммерческой организации.
5. Построение организации на началах самоуправления. Сущность корпоративного управления состоит в максимальное обеспечение как баланса интересов различных участников корпорации (внутри этого системного объекта), так и баланса интересов вовне этого системного объекта (с другими хозяйствующими субъектами). Признаки самоуправления всегда присущи корпоративному управлению. Сочетание управления и самоуправления свойственно любой организации, при этом можно утверждать, что управление является внешним воздействием, которое влияет на организацию извне, а самоуправление – это вырабатываемое самой организацией как системным объектом внутреннее воздействие. Самоуправление является особой формой организации управления равноправными субъектами в процессе их совместной деятельности по поводу достижения общих целей. Благодаря самоуправлению коллектив организации из объекта управления превращается в субъект управления.
6. Наличие системы внутренних органов управления. Эта важная особенность корпорации отмечается многими учеными. Участники корпорации, создавая новый субъект гражданского права, через его органы участвуют в формировании воли нового субъекта, а уже далее подчиняют корпорации свою индивидуальную волю. Своеобразие корпорации проявляется также в том, что участники корпорации, выражая собственную волю, формируют волеизъявление высшего органа корпорации. Сформированное волеизъявление высшего органа порождает модель поведения, обязательную для исполнительного органа корпорации и для самих участников корпорации. Такая ситуация нетипична для гражданско-правового регулирования, так как по общему правилу в гражданском обороте субъекты самостоятельны и независимы друг от друга и поэтому не могут непосредственно участвовать в формировании воли контрагента.
Итак, выше были проанализированы основные признаки коммерческой корпоративной организации, которые отличают коммерческие корпорации от других организаций. Причем некоторые из них свойственны именно коммерческим корпорациям, а другие присущи корпорациям в целом. Необходимо отметить, что все вышеуказанные признаки должны присутствовать в совокупности, а при отсутствии хотя бы одного из них понятие корпорации становится дефектным. Есть достаточные правовые основания утверждать, что корпоративная организация (корпорация) и коммерческая корпорация, в частности, обладает достаточными правосубъектными признаками, которые в своей совокупности образуют субъект самостоятельной отрасли законодательства и права. Кроме того, мы считаем, что законодательное определение корпорации требует дальнейшего усовершенствования. Практика покажет со временем, что законодательная дефиниция корпорации потребует не только изменения, но и приведения его в соответствии с другими нормами российского права. На наш взгляд, причиной отсутствия универсального легального определения корпорации, устраивающего всех, является наличие огромного количества точек зрения в науке на это правовое явление. Существующий вариант выбран как приемлемый на данном этапе.
Корпоративная организация
Сущность и определяющие признаки корпоративной организации. Анализ факторов, формирующих особенности управления корпоративными организациями. Рассмотрение сущности дефиниций «корпоративная норма», «корпоративный обычай» и «корпоративный прецедент».
Рубрика | Менеджмент и трудовые отношения |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 29.09.2017 |
Размер файла | 26,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Что представляет собой корпоративная организация
1. Что представляет собой корпоративная организация
Исходя из содержания понятия «корпоративная организация», к организации данного вида можно отнести различные организационно-правовые формы хозяйствования, например, производственный кооператив, хозяйственные общества, предприятия, основанные на собственности объединения граждан, объединении юридических лиц. Вместе с тем, в юридической литературе Украины термин «корпорация» или «корпоративная организация» в большинстве случаев применяется к хозяйственным обществам, т. е. предприятиям, созданным на основе соглашения юридических лиц и гражданами путем объединения их имущества и предпринимательской деятельности для получения прибыли.
Определяющими признаками корпоративной организации являются: установленная цель учреждения и деятельности, статус юридического лица, структурированность органов управления, существование имущественной базы деятельности. Кроме того, признаками корпоративной организации есть все общие признаки, присущие юридическим лицам, а именно: организационное единство, обособленное имущество, самостоятельное участие в гражданском обороте от своего имени, имущественная ответственность и способность быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах.
Особенности управления корпоративными организациями обусловлены следующими факторами:
Фактор необходимости осуществления управления организацией как сложного процесса планирования, организации, мотивации и контроля с целью достижения целей ее эффективной деятельности. Формирование внутриорганизационных корпоративных отношений между членами и участниками организации требует координации и регламентации.
Фактор динамичности социально-экономического развития общества, обуславливающий изменения предпринимательской деятельности, регулирование которой осуществляется принятием и применением корпоративных правовых норм, элементарной частицы корпоративного права. В свою очередь, корпоративные правовые нормы позволяют регулировать корпоративные отношения, соответствуют действующему законодательству и обеспечивают эффективную реализацию норм права.
Указанные факторы характеризуют корпоративное управление как объективно необходимое и социально обусловленное явление. Обобщая разные подходы к определению понятия «корпоративное управление», отметим, что это система норм, регулирующих определенную группу социальных и управленческих отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются в корпоративных организациях, принимаются уполномоченными органами организации и обязательны к исполнению определенным кругом участников и членов организации.
Корпоративный обычай характеризуется как признанное организацией обычное правило поведения. На начальном этапе развития предпринимательства и корпоративной организации возникает обычай, как правило, добровольного исполнения. Этот источник корпоративного права развивается, входя постепенно в привычку членов организации. Ему присущи следующие черты: соответствие известным правилам, традициям; массовость исполнения; соответствие правовым обычаям и нормам права как образцу поведения. Он являет наиболее оптимальным для существующих реальных обстоятельств и корпоративных отношений. Примером корпоративного обычая есть собрания коллектива, регулярно проводящиеся руководителем для координации исполнения текущих и стратегических заданий некоторых подразделений и должностных лиц организации.
корпоративный организация управление норма
Николай С. проработав в страховой компании около года в должности экономиста, был назначен на должность руководителя отдела страхования гражданской ответственности. Этому способствовал ряд важных обстоятельств, которые учитывались руководством компании при принятии такого решения
Николай С. имел хорошее базовое образование, знал иностранные языки, был коммуникабелен, энергичен, исполнителен. За время работы в компании он очень вырос как специалист, продемонстрировав незаурядные способности. Однако первый же рабочий день Николая С. в качестве руководителя не удался. Если в целом коллектив отдела встретил его доброжелательно, но одна из опытных сотрудниц Валентина Григорьевна демонстративно отказалась признать нового руководителя. В ответ на просьбу Николая С., которую он адресовал всем сотрудникам, о представлении ему для ознакомления отчетов о работе за минувший месяц, Валентина Григорьевна заявила следующее:
«Я работаю в отделе двадцать лет. Ваш предшественник на посту руководителя отдела Иван Михайлович, которого мы недавно с почестями проводили на пенсию, никогда не проверял мою работу. Он всегда был уверен в моей квалификации и исполнительности. За работу, которую я выполняла в эти годы, меня неоднократно поощряли. Недоверие ко мне как к специалисту с вашей стороны меня оскорбляет».
Вопрос: Какое решение должен принять начальник отдела Николай С.? Предложите свой вариант последовательности действий менеджера в аналогичной ситуации.
Действия Николая С. Должны укладываться в следующие этапы:
3. неофициальные меры
4. официальные меры
На первом этапе он должен проконсультироваться с бывшим начальником отдела (по возможности), сотрудниками отдела по поводу исполнительности сотрудницы, ее деловых и профессиональных качеств.
На втором этапе необходимо проанализировать ее работу в прошлом, какие функции она выполняет, были ли ошибки и т.д.
На третьем этапе Николай С. Должен в неофициальной обстановке убедить сотрудницу написать отчет, используя аргумент, что это относится не только к ней, но и ко всему отделу, что это будет по сути не отчет, а доказательство того, что отдел хорошо работает, то есть сыграть на чувстве патриотизма сотрудницы к своему отделу.
Если же предпринятые меры не принесли должного результаты, то руководитель отдела имеет полное право принять официальные меры к сотруднице, поскольку его авторитет как руководителя должен быть признаваем всеми работниками отдела.
Профессор американского университета Британской Колумбии Лоуренс Дж.Питер, будучи наблюдательным человеком, в результате длительных размышлений пришел к, казалось бы, парадоксальному умозаключению, которое в теории управления получило название «Принцип Питера».
Суть принципа сводится к тому, что, по мнению его автора, некомпетентность в профессиональных делах встречается повсеместно. Поэтому естественно предположить, что только компетентность должна вознаграждаться более высокой должностью, а некомпетентность следует рассматривать как преграду к продвижению по службе.
Особую остроту уровень компетентности имеет для менеджеров, которые отвечают за работу не только свою, но и коллектива. Некомпетентность менеджера может непосредственно отразиться на результатах деятельности фирмы.
Вопросы: 1. Согласны ли вы с Лоуренсом Дж. Питером? Постарайтесь найти аргументы в защиту своей позиции. 2. Как решать проблему некомпетентности менеджеров в России? Предложите комплекс мер по возможному исключению ее из практики работы российских компаний.
Да, с концепцией этого исследователя можно согласиться. Рядовой менеджер, хорошо зарекомендовавший себя как исполнительный, активный, честный, волевой, инициативный; может возглавить отдел, может возглавить подразделение предприятия, но он может спасовать, если станет топ менеджером предприятия, может еще раньше.
У каждого управленца есть предел компетентности, соответственно, если этот предел достигнут, то менеджера необходимо понизить в должности и тогда он будет стоять на пике своей компетентности.
Проблему некомпетентности менеджеров в России следует решать так же, как и везде, в других странах, потому что нет национальной особенности некомпетентности менеджеров в России.
Для того, что бы повысить компетентность менеджеров в России следует применять:
— деловые игры и семинары;
— обучение на рабочем месте, курсы;
— экскурсии и программы обмена опытом;
Как сказал В.Потанин, делегировать можно и нужно ВСЕ! И в первую очередь, те задачи, с которыми подчиненный может справиться лучше Вас или с меньшими затратами.
Например, в фирме, ведущей торгово-закупочную деятельность, можно делегировать кому-то функции оформления документации по процессу закупок. После привлечь сотрудников к подбору новых партнеров, обучить ведению переговоров на взаимовыгодных условиях и т.д.
Следует учесть, что работник, сколь бы «продвинутым» и перспективным он ни был, имеет более низкий уровень компетенции, видения положения дел, чем руководитель. И в критической ситуации у него просто может не хватить внутренних ресурсов принять правильное решение и не совершить ошибки.
Заинтересовать можно как процессом:
— общение с интересными людьми,
— внесение разнообразия в работу,
— предоставляется бОльшая автономность для выполнения данной задачи, повышается степень ответственности (хотя в некоторых случаях степень ответственности может быть и демотиватором!);
— возможность приобретения нового опыта и знаний, связей, репутации,
— возможность попробовать свои силы,
— важность результата для компании и коллег,
— важность для будущего самого подчиненного,
— награда в случае достижения результата,
— штраф/наказание в случае невыполнения,
— карьерный рост в результате выполнения одной задачи либо серии задач и т.п.
6. Прокомментируйте любые два высказывания: В рамках этого вопроса студентам необходимо привести по 5 цитат, афоризмов в области менеджмента (с указанием автора высказывания и источника, а также свое отношение к этому высказыванию).
Здесь во главу угла ставится необходимость обратной связи менеджера с персоналом. Если менеджер не может воспринимать адекватно информацию, не может найти каналы получения информации для управления, то он не может грамотно выстроить процесс коммуникации, управленческих связей. Только на основе полной информации, менеджер может принять грамотное, обоснованное решение.
Об этом в свое время говорил еще Макаренко, имея в виду принцип подкрепления поведения человека. Об этом постоянно говорят представители школы человеческих отношений: необходимо показывать подчиненному, что его труд важен для организации, он приносит пользу людям и фирме. В противном случае у персонала не будет мотивации проявлять свою активность, инициативу.
Совершенно верная мысль. Выяснить отношения можно в интимной обстановке, в кабинете, по телефону, подчиненный, при правильном оформлении мысли руководителя поймет свою вину.
Повышение — это момент, когда удобнее всего возложить на человека дополнительную ответственность (Ли Якокка).
Ну, это классика менеджмента. С более высокой должностью увеличивается ответственность менеджера за каждое принятое решение. Ответственность менеджера в отделе и, например, начальника производственного отдела, или подразделения предприятия просто не сопоставима.
1. Герчикова И.М. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007.
2. Кузнецов Ю.В., Подлесных В. И. Основы менеджмента. СПб.: ОЛБИС, 2007.
3. Кохно П.А. и др. Менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2003.
4. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента. СПб.: НДМиМ, 2005.
5. Мескон М.X. и др. Основы менеджмента / Пер. с англ. М.: Дело, 1994.
6. Румянцева 3.П., Саломатин Н. А. и др. Менеджмент организации. М: ИНФРА-М, 2005.
7. Симоненко В. Д. Основы менеджмента: Краткий курс лекций. Брянск: БГПУ, 2001.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Проблема определения понятия «корпоративная культура», ее типы и функциональные особенности в деятельности предприятия на сегодня. Анализ влияния корпоративной культуры на эффективность управления на примере ОАО МТС, рекомендации по ее улучшению.
курсовая работа [43,2 K], добавлен 25.01.2012
Понятие корпоративной культуры, ее место и роль в современной организации, разновидности и отличительные признаки. Влияние корпоративной культуры на эффективность функционирования организации. Формирование корпоративной культуры в «Студии Дизайн».
курсовая работа [266,1 K], добавлен 13.05.2009
Особенности корпоративной культуры, ее принципы, признаки и функции, основные элементы и этапы ее формирования. Общая характеристика организации, определение основных базовых ценностей. Разработка программы формирования элементов корпоративной культуры.
дипломная работа [66,9 K], добавлен 05.11.2011
Туризм и современные аспекты управления в корпоративной культуре. Корпоративная культура как фактор эффективности и стабильности турпредприятий. Рекомендации по совершенствованию культуры поведения персонала.
дипломная работа [236,4 K], добавлен 23.06.2007
Сущность и содержание, структура и основные элементы корпоративной культуры, модели и типы. Понятие и принципы управления персоналом предприятия, используемые методы и приемы. Корпоративная культура как инструмент управления, оценка ее эффективности.
контрольная работа [41,5 K], добавлен 15.10.2014