Корпорация развития что это

Корпорация развития

Корпорация развития Липецкой области

Липецкая обл., организация

Смотреть что такое «Корпорация развития» в других словарях:

Корпорация Развития Содружества — (англ. Commonwealth Development Corporation) или CDC Group, ранее называвшаяся Колониальная Корпорация Развития (англ. Colonial Development Corporation) британская организация развития, сотрудничающая со многими биржами южной Африки, а также… … Википедия

Корпорация развития Содружества — (англ. Commonwealth Development Corporation) или CDC Group, ранее называвшаяся Колониальная корпорация развития (англ. Colonial Development Corporation) британская организация развития, сотрудничающая со многими биржами южной… … Википедия

КОРПОРАЦИЯ РАЗВИТИЯ СТРАН СОДРУЖЕСТВА — (Commonwealth Development Corporation) Государственная корпорация, учрежденная в 1948 г. в целях содействия торгово промышленному развитию стран Содружества или других развивающихся стран. Она имеет право делать займы у Министерства финансов на… … Словарь бизнес-терминов

Корпорация развития Калужской области — ОАО «Корпорация развития Калужской области» Тип Открытое акционерное общество Год основания … Википедия

Корпорация развития Ульяновской области — ОАО «Корпорация развития Ульяновской области» Тип Открытое акционерное общество Год основания 2009 Расположение … Википедия

Андская корпорация развития — Страны члены CAF Андская корпорация развития (АКР) (от исп. Corporación Andina de Fomento), именуемая также CAF Латиноамериканский банк развития (англ. … Википедия

Андская Корпорация Развития — (АКР; Corporación Andina de Fomento — CAF), финансовое объединение, созданное государствами — членами Андской группы; в августе 1977 Чили заявила о своём выходе из АКР. Цель АКР — мобилизация финансовых средств из внутренних и… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

Корпорация — (Corporation) Корпорация это крупное объединение, созданное с целью экономической деятельности в определенной сфере рынка Финансовая корпорация, корпорация монстров, оао корпорация, русская корпорация, интернет корпорация, история корпораций,… … Энциклопедия инвестора

Корпорация Урал Промышленный — ОАО Корпорация Урал промышленный – Урал Полярный Тип Открытое акционерное общество Год основания 2006 Ключевые фигуры Белецкий Александр Самвелович (генеральный директор) … Википедия

Корпорация «Информационные технологии» — Тип ООО Год основания 1987 Основатели … Википедия

Источник

Что такое ВЭБ.РФ. Объясняем простыми словами

Вместе с коммерческими банками ВЭБ.РФ финансирует масштабные проекты, направленные на развитие инфраструктуры, промышленности, укрепление технологического потенциала и повышение качества жизни людей, а также участвует в реализации нацпроектов.

Примеры употребления на «Секрете»

«Госкорпорация ВЭБ.РФ разработала проект строительства города-курорта на юге озера Байкал стоимостью 161 млрд рублей. Эта сумма включает строительство курорта „мирового класса“ рядом с городом Байкальск, рекультивацию прилегающей территории, в том числе площадки Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК), а также создание экогорода».

(Из новости о планах построить на Байкале город-курорт.)

«866 млрд рублей, которые ВЭБ получил от России за последние четыре года, — это в два раза больше, чем объём поддержки государственных банков, напомнило РБК. Почти половину этой суммы (402 млрд рублей) госкорпорация получила в 2020 году. На фоне пандемии коронавируса ВЭБ обеспечивал исполнение мер по поддержке бизнеса, выступая поручителем по льготным кредитам».

(Из новости о масштабах финансирования госкорпорации ВЭБ.РФ.)

Нюансы

Шувалов руководит корпорацией с мая 2018 года. До этого на протяжении 10 лет он был первым вице-премьером правительства, курировал экономический блок. После ухода из правительства стал главой Внешэкономбанка. В ноябре 2018 года банк преобразовали в госкорпорацию развития ВЭБ.РФ, провели оптимизацию, сократили штат.

В конце 2020 года в группу ВЭБ.РФ вошли «Роснано», фонд «Сколково», Российский экспортный центр, Корпорация малого и среднего предпринимательства (МСП) и другие институты развития.

В июне 2021 года Шувалов заявил об окончании перенастройки ВЭБа. Также изменилась концепция работы ВЭБ.РФ. Корпорация больше не будет заниматься убыточной деятельностью. В тех случаях, когда проекты заведомо убыточны, являются дотационными или связаны с выполнением стратегических задач и нацпроектов, ВЭБ.РФ будет получать субсидию от государства.

Цифра

За 2020 год ВЭБ, показывавший убытки последние пять лет, заработал 8 млрд руб.

Деятельности ВЭБ.РФ посвящен отдельный федеральный закон.

Источник

«Корпорация развития»: как проект подъема уральской экономики превратился в финансовую «черную дыру»

Вчера в Москве в собственных особняках бойцами Нацгвардии были задержаны и арестованы топ-менеджеры «Корпорации развития» Сергей Маслов и Владимир Караманов. Их обвиняют в попытке вывести из кассы предприятия 1 млрд рублей. Офис компании находился в столице, но ее корни – на Урале. Деньги «наверх» уходили тоже из глубинки – акционерами корпорации выступали уральские регионы. Znak.com, журналисты которого много лет следят за деятельностью «Корпорации развития», составил для своих читателей материал-справку о деятельности этой структуры. Наш текст не претендует на дотошное расследование, скорее его можно назвать иллюстрацией того, как в России реализуются масштабные проекты, одобренные высшими лицами.

Как появилась «Корпорация»

В конце 90-х – начале 2000-х годов вице-губернатор Ямала и один из основателей «Новатэка» Иосиф Левинзон разработал проект, объединяющий два Урала – Полярный и Южный. Идея была такая: Север богат природными ископаемыми, а на юге есть заводы. Значит, нужно добывать сырье в Приполярье и доставлять его на южные предприятия. Для этого необходимо построить инфраструктуру, в основном – транспортную, потому что железной дороги, соединяющей два противоположных конца страны, не было. Зато у Левинзона была карта геологических изысканий, которая показывала: на севере Урала добытчиков ждут миллиарды тонн марганца, угля, меди, сотни тысяч тонн хрома и других ископаемых. Об их разработке задумывались давно, и еще в сталинскую эпоху предпринимались попытки создать необходимую инфраструктуру усилиями заключенных. Левинзон освежил и основательно переработал старые проекты, предложив новую концепцию освоения недр и логистики.

Маслова, Караманова и других подозреваемых по делу «Корпорации» этапировали в Ростов

Тогда в элитах говорили, что «УП – УП» нужен не только (и не столько) как реальный инфраструктурный проект: это скорее экономическая база для уральского полпредства, которое не имело ни собственного бюджета, ни реальных экономических рычагов. Создание корпорации решало эти вопросы и создавало для чиновников одновременно кормовую базу, «серую кассу» и проект, которым можно было заниматься даже не годами — десятилетиями.

В 2008 году Петр Латышев умер, полпредом назначили Николая Виниченко. Гендиректором «УП – УП» стал выходец из Ишима Тюменской области Ремир Мукумов. В 2011 году Винниченко перебрался в Петербург, полпредом стал Евгений Куйвашев, а в «УП-УП» пришел третий гендиректор – бывший заместитель Винниченко Александр Белецкий. В 2012 году в результате ребрендинга общество переименовали в «Корпорацию развития». По задумке Белецкого, старое название корпорации отпугивало инвесторов, которых он намеревался привлечь (к тому времени корпорацию давно шутливо называли «Украл промышленный — Украл полярный» — так много вопросов было к ее деятельности). В 2013 году гендиректором стал Сергей Маслов, а в 2015 году «Корпорация» изменила форму собственности – из ОАО (ПАО) стала просто АО.

В общей сложности акционеры «Корпорации развития» (в основном это администрации Тюменской область, ХМАО и ЯНАО) вложили в нее 30 млрд рублей.

Что хотели построить

«Корпорация развития» пережила несколько этапов своего существования, на каждом из которых ее цели менялись. Первоначальная идея Левинзона была документально оформлена и приобрела конкретные очертания в 2005 году. В то время речь шла о двух частях проекта: инфраструктурном и «добычном». Чтобы начать добычу ископаемых, нужно было реализовать первую половину концепции. Потому сначала планировалось только строительство железных дорог по определенной схеме, которую можно разделить на четыре блока.

Первый: постройка железнодорожной линии Полуночное-Обская от станции Ивдель Свердловской железной дороги до станции Лабытнанги Северной железной дороги (примерно 1000 км). Начать стройку планировалось в 2007-м, пустить первые поезда – в 2010-м, открыть постоянную эксплуатацию – в 2015 году.

Четвертый блок: продолжение строительства участка железной дороги Обская – Бованенково (524 км). Эта дорога, согласно плану, была нужна для вывоза углеводородов с полуострова Ямал.

Вторым блоком стал энергетический. Корпорация ставила перед собой цель повысить энергоэффективность в УрФО, а для этого собиралась построить теплоэлектростанцию «Полярную» в районе Салехарда, реконструировать существующие источники теплоснабжения в Свердловской и Челябинской областях.

Третий блок под названием «Сотрудничество с «Транснефтью» подразумевал создание инфраструктуры магистрального нефтепровода «Заполярье – Пурпе – Самотлор». Вдоль него «Корпорация» собиралась построить жилые дома, пожарные депо, дороги, электростанции и так далее.

В Москве задержаны руководители уральской «Корпорации развития»

Следующий блок – «Горнодобывающий». Выяснилось, что требуются новые геологоразведочные работы для подтверждения существования месторождений в том объеме, о котором говорилось изначально. Общая стоимость разведки на четырех месторождениях была оценена «Корпорацией» в сумму более 1 млрд рублей.

Пятым блоком стал проект «Полярный кварц» – инновационное производство «особо чистого кварцевого концентрата и кварцевого порошка для наноиндустрии».

Кроме этих пяти основных направлений были и другие, подчас далекие от первоначальных целей «УП — УПа». Например, строительство завода по глубокой переработке яйца.

Что построили на самом деле

Сегодня под эгидой «Корпорации Развития» построен только мост через Надым за 14 млрд рублей. Правда, только автомобильная часть, а еще нужно построить железнодорожную. При этом подрядчик, компания «Мостострой-12» Александра Забарского, считает, что ей недоплатили около 2,4 млрд рублей, которые она пытается вернуть через суд.

В замороженном состоянии на стадии свайного поля находится ТЭС «Полярная». Губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин заявил, что Салехард не нуждается в этой станции. Причем, деньги на ее строительство «Корпорация развития» взяла у Чешского экспортного банка под гарантии правительства Ямала, которое теперь вынуждено решать вопросы с кредиторами.

К строительству железных дорог, с которых все начиналось, не приступали. Проект Полуночное – Обская заморожен, наличие месторождений природных ископаемых не доказано, требуются новые геологические изыскания. Северный широтный ход будет реализован без участия «Корпорации развития» – недавно губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин подписал соглашение о финансировании проекта напрямую с РЖД.

Проект «Полярный кварц» заморожен и стал в «тюменской матрешке» именем нарицательным, которое используется для насмешек. За многие годы попыток строительства там «завода по производству нанокристаллов» правительство Югры потеряло миллиарды. Анатолий Чубайс, комментируя ситуацию в «Полярном кварце» («Роснано» планировало вложиться в проект, но предпочла завод «Кварц» в Челябинске), заявил: «Столько всего там наворочено было лет за десять, вот туда я точно идти не готов ни за что».

По данным источников Znak.com, в последнее время «Корпорация развития» перебивалась заказами на постройку детских площадок в московских дворах, по старой памяти подбрасываемых мэром Москвы.

Зачем была нужна «Корпорация»

Как говорилось выше, на деньги, которые вложили в «Корпорацию» регионы, ковалась политическая сила Латышева и его последователей. Но поскольку постепенно реальный вес полпредов снижался, к приходу в руководство предприятия Сергея Маслова корпорацию едва ли не открыто обвиняли в расхищении бюджетных средств. Требовали отчета о потраченных миллиардах депутаты региональных Заксобраний и губернаторы «тюменской матрешки». Ответов не было. Регионы перестали платить: полная бессмысленность «Корпорации развития» стала очевидна. Зазвучали предложения «вернуть вложенное», а саму структуру начали называть «Корпорация «Деградация».

Источник

Корпорации развития как основа региональных стартапов

Корпорация развития что это. Смотреть фото Корпорация развития что это. Смотреть картинку Корпорация развития что это. Картинка про Корпорация развития что это. Фото Корпорация развития что это

Корпорация развития что это. Смотреть фото Корпорация развития что это. Смотреть картинку Корпорация развития что это. Картинка про Корпорация развития что это. Фото Корпорация развития что это

Насколько распространен в регионах России такой институт развития как региональные корпорации развития (РКР)? Какие основные принципы заложены в основу их функционирования? Можно ли сегодня оценить скоординированность и взаимосвязь их деятельности? Как отдельные РКР отстаивают свои интересы через специализированные ассоциации?

Корпорация развития что это. Смотреть фото Корпорация развития что это. Смотреть картинку Корпорация развития что это. Картинка про Корпорация развития что это. Фото Корпорация развития что это Корпорация развития что это. Смотреть фото Корпорация развития что это. Смотреть картинку Корпорация развития что это. Картинка про Корпорация развития что это. Фото Корпорация развития что это

В настоящее время региональные корпорации развития (РКР) являются одним из наиболее значимых институтов развития на уровне субъектов федерации в России. Как правило, они представляют собой государственную структуру, созданную с целью поиска и привлечения инвесторов, а также сопровождения и координации инвестиционных проектов, важных для развития территории. В конечном счете, именно региональное развитие, основанное на конструктивном взаимодействии власти и бизнеса, и является главной задачей подобного рода организаций.

На сегодняшний день в Российской Федерации существует 46 корпораций развития: 43 – региональные и 3 – межрегиональные (таблица 1, рисунок 1). Делать какие-либо однозначные заключения об эффективности их функционирования преждевременно, поскольку, во-первых, в разных регионах «стаж» их работы варьируется от десятилетий до нескольких лет. Кроме того, независимо от упомянутого выше стажа имеются примеры как достаточно успешных начинаний, так и полностью провальных. Например, в отношении некоторых корпораций в настоящий момент решается вопрос об их ликвидации. Давайте разберемся, какие основные тенденции можно выявить в их функционировании.

1. Учредители и акционеры РКР

Создание большинства региональных корпораций развития было инициировано Правительством того субъекта Российской Федерации, где они расположены, которое и выступило в роли их единственного учредителя и акционера. Однако это не всегда так. В отдельных регионах корпорации развития являются не только государственной собственностью. В некоторых случаях учредителями и акционерами выступают крупные коммерческие компании, расположенные на территории субъекта. Например, согласно выписке из ЕГРЮЛ в Вологодской области единственным учредителем АО «Корпорация развития» является АО КБ «Северный Кредит» – один из ведущих банковских игроков в Вологодской области (согласно данным, представленным на портале Banki.ru, на февраль 2016 года он находится на 3 месте в рейтинге банков Вологодской области по ключевым показателям деятельности).

В других случаях корпорации развития могут являться совместной собственностью федеральных, региональных или муниципальных органов власти. Например, в Орловской области на текущий момент 73,2% акций корпорации находится в собственности государства (в лице Орловской области), а 26,8% – в муниципальной собственности (в лице муниципального образования «Мценский район»). Учредителями ОАО «Корпорация развития Самарской области», созданного в 2008 году, выступили субъект РФ в лице Правительства Самарской области и государство в лице Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», которые и являются акционерами общества. Тем самым корпорация является государственной собственностью, но в ее структуре можно выделить федеральную собственность и собственность субъекта РФ.

Корпорации развития в Смоленской области или Республики Саха (Якутия) являются примерами государственно-частного партнерства, где реализация инвестиционных программ региона основана на партнерском взаимодействии властей и частного капитала.

Несмотря на то, что деятельность межрегиональных корпораций (АО «Корпорация развития Северного Кавказа», АО «Корпорация развития Дальнего Востока») ориентирована на развитие регионов, их учредителями чаще выступают федеральные органы власти. Это легко объяснимо, поскольку в данном случае федеральные власти играют роль координатора комплексного развития не просто отдельного региона, а целого федерального округа. Но и здесь возможны варианты. Например, учредителями и акционерами АО «Корпорация развития» выступают региональные органы власти нескольких субъектов федерации Уральского федерального округа (Ямало-Ненецкого АО, Ханты-Мансийского АО – Югра, Тюменской, Челябинской и Свердловской областей).

2. Организационно-правовая форма РКР

Из таблицы 1 видно, что большинство корпораций развития являются акционерными обществами. Исключения составляют корпорации развития в Забайкальском крае, Республике Мордовия, Смоленской области, Ставропольском крае. В двух из них корпорации являются государственными унитарными предприятиями (ГУП «Корпорация развития» Забайкальского края, ГУП СК «Корпорация развития Ставропольского края»). Две другие корпорации – общества с ограниченной ответственностью (ООО). По сравнению с другими организационно-правовыми формами акционерные общества обладает главным преимуществом – возможностью привлечения дополнительных финансовых ресурсов (за счет проведения дополнительной эмиссии акций). Это позволяет привлекать внешние инвестиции и делать организацию более конкурентоспособной. Несмотря на то, что анализ работы созданных корпораций развития показал, что указанное преимущество, как правило, пока не находит практического применения, его наличие (особенно в условиях кризиса) делает их более гибкими и адаптивными к возникающим ситуациям.

Корпорация развития что это. Смотреть фото Корпорация развития что это. Смотреть картинку Корпорация развития что это. Картинка про Корпорация развития что это. Фото Корпорация развития что это

3. Ассоциации и объединения РКР

Как только стали образовываться корпорации развития, появилась потребность в их объединении. Не будем рассуждать о преимуществах и недостатках различного рода ассоциаций, отметим только, что их главная функция – продвижение совместных интересов членов объединения. На сегодняшний день в России существует несколько Ассоциаций, в которых представлено членство РКР (таблица 2). Попробуем разобраться, что они собой представляют.

Одной из первых организаций, сделавших попытку объединить РКР, стала «Национальная ассоциация агентств инвестиций и развития» (далее – Ассоциация), образованная в 2006 году Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) и Некоммерческим партнерством «Национальное агентство прямых инвестиций». Насколько им это удалось – судить трудно, поскольку несмотря на наличие страницы Ассоциации на портале РСПП, получить информацию о её деятельности достаточно проблематично. В представленной на портале презентации об Ассоциации по состоянию на 2015 год сказано, что наличие заявленных членов составляет 24. В более ранней презентации (2013 года) перечислен перечень 24 потенциальных членов ассоциации, предварительно подтвердивших намерения о сотрудничестве, в число которых входят корпорации развития Камчатского края, Среднего Урала, Рязанской, Вологодской, Калининградской, Липецкой, Тамбовской областей и др. Кроме того, в Протоколе общего собрания членов Ассоциации от 23.07.2013 указаны двое из трех членов Некоммерческой организации «Национальная Ассоциация агентств инвестиций и развития»: РСПП и Общероссийская общественная организация «Российский союз промышленников и предпринимателей». Таким образом, остается только догадываться о составе и количестве членов Ассоциации, впрочем, как и об эффективности ее деятельности, информация о которой также отсутствует на сайте. Собственный сайт у Ассоциации отсутствует.

Более продуктивен, на наш взгляд, опыт работы Ассоциации индустриальных парков (АИП), созданной в 2010 году с целью объединения усилий индустриальных парков по повышению инвестиционной привлекательности и качества управления индустриальными площадками России. Помимо непосредственно индустриальных парков в Ассоциацию входят и РКР (на текущий момент 11 корпораций). Итогом 5-летней работы стало создание Национального стандарта ГОСТ Р 56301-2014 «Индустриальные парки. Требования», в котором официально были определены требования к индустриальным паркам и их функционированию, а также запуск Системы добровольной сертификации на соответствие индустриальных парков разработанному стандарту; разработка и реализация механизма возмещения затрат, понесенных субъектами РФ на создание индустриальных парков; проведение аналитических исследований, направленных на изучение лучших отечественных и зарубежных практик работы индустриальных парков, а также оказание консультационной помощи членам Ассоциации по вопросам создания индустриальных парков и локализации производства. Согласно данным, представленным на официальном сайте Ассоциации, в 2015 году члены АИП получили 1,2 млрд рублей государственных субсидий и 6,5 млрд рублей кредитных средств по программе Сбербанка России; на территории индустриальных парков – членов Ассоциации было размещено 520 промышленных производств с общей суммой инвестиций 124 млрд рублей.

В последующие годы на различных площадках активно обсуждалось создание Ассоциации институтов развития. Например, инициатива ее создания, высказанная на XII Международном инвестиционном форуме «Сочи-2013», была поддержана РСПП и автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». Было решено создать подобную Ассоциацию на основе «Национальной ассоциации агентств инвестиций и развития», о которой мы говорили ранее. Предполагалась, что деятельность Ассоциации должна быть направлена на выявление и распространение лучших практик работы институтов развития, разработку соответствующих стандартов, оказание содействия развитию механизмов государственно-частного партнерства в сфере привлечения инвестиций. В конце 2013 года на встрече руководителей региональных институтов развития было принято решение об образовании организационного комитета по созданию Ассоциации. Однако ее дальнейшая судьба остается достаточно неопределенной. В Интернет-пространстве мелькает информация о создании Ассоциации институтов развития (www.dif2013.ru), о первом общем собрании Ассоциации (рспп.рф/photo/set/385), но ни сведений о ней в Едином государственном реестре юридических лиц, ни собственного сайта, ни информации о ее дальнейшей деятельности автору обнаружить не удалось. Согласитесь, для организации, стремящейся объединить воедино региональные институты развития, расположенные в разных уголках нашей необъятной России, подобная ситуация выглядит достаточно «информационно закрытой».

Очередная попытка объединить инвестиционные площадки страны с целью привлечения российских и иностранных инвестиций в российскую экономику и координации взаимодействия власти и бизнеса была предпринята в 2014 году автономной некоммерческой организацией «Национальное инвестиционное агентство» совместно с некоммерческим партнерством изучения и содействия решению проблем современной экономики «Национальный совет по развитию инвестиционного климата». На сегодняшний день Ассоциация объединяет 25 региональных инвестиционных агентств, из которых 8 – это РКР. Что сделано за прошедшее время? Судя по информации, представленной на сайте организации, деятельность Ассоциация направлена на реализацию представительских и организационных функций: участие в различных международных форумах и конференциях, а также организация и проведение межрегиональных мероприятий внутри России. Однако судить о количестве заключенных при содействии Ассоциации контрактов или о сумме привлеченных инвестиций, что, на наш взгляд, является одним из самых важных показателей эффективности деятельности подобного рода организаций, по имеющейся информации не представляется возможным. Справедливости ради отметим, что сама Ассоциация позиционирует себя как площадку «для взаимодействия и обмена опытом между региональными агентствами Российской Федерации, координации деятельности по привлечению инвестиций между федеральным центром и регионами, а также интеграции региональных агентств в международное инвестиционное сообщество». Очевидно, что с заявленными целями Ассоциация справляется, но все-таки конечная цель любой подобного рода деятельности, на наш взгляд, заключается в привлечении инвестиций в экономику региона (страны). Именно с этих позиций хотелось бы иметь дополнительную информацию о результатах работы Ассоциации.

Говоря о координаторах деятельности корпораций развития, нельзя не упомянуть про Агентство стратегических инициатив (АСИ), которое разработало Региональный инвестиционный стандарт, включающий в себя лучшие инвестиционные практики, используемые наиболее успешными регионами. С 2013 года проводится его масштабное внедрение во всех регионах страны. Большинство региональных корпораций развития также осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями, определенными стандартом, направленным на создание благоприятных условий для ведения бизнеса в регионах.

Резюмируя вышесказанное, хотелось бы отметить, что несмотря на то, что работа по консолидации усилий региональных инвестиционных агентств проводится уже не один год, говорить о значимых результатах еще пока преждевременно. Следовательно, успехи отдельных РКР являются, скорее, результатом исключительно их собственной работы, успешно скоординированной с деятельностью региональных властей, бизнеса и иных инвестиционных площадок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *