Коррекция и развитие всех компонентов речи что это

Развитие всех компонентов устной речи детей дошкольного возраста в различных формах и видах детской деятельности

Коррекция и развитие всех компонентов речи что это. Смотреть фото Коррекция и развитие всех компонентов речи что это. Смотреть картинку Коррекция и развитие всех компонентов речи что это. Картинка про Коррекция и развитие всех компонентов речи что это. Фото Коррекция и развитие всех компонентов речи что это Екатерина Блохина
Развитие всех компонентов устной речи детей дошкольного возраста в различных формах и видах детской деятельности

Развитие компонентов устной речи дошкольников в различных формах и видах детской деятельности

К компонентам устной речи относится: словарь детей, формирование грамматического строя речи, развитие и совершенствование звуковой культуры речи (в нее входит развитие фонематического слуха, развитие связной речи.

Рассмотрим каждый компонент в отдельности.

1. Развитие лексической стороны речи.

Обогащение, расширение и активизация словарного запаса детей. Обогащение детскую лексику новыми словами на основе углубления представлений о предметах, явлениях и событиях окружающей действительности. Способствовать не только количественному росту словаря, но и качественному совершенству. Поощрять проявление внимания детей к незнакомым словам и желание узнавать, что они обозначают.

2. Формирование грамматического строя речи.

Правильное употребление слов в словосочетаниях и предложениях (согласование в роде, числе и падеже, употребление предлогов,

Поощрять стремление детей составлять из слов словосочетания и предложения. Обучение составлению и распространению простых предложений за счет однородных членов: подлежащих, определений, сказуемых. Способствовать появлению в речи детей предложений сложных конструкций.

Учить выразительно использовать в речи простые предложения различные по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).

3. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.

Развивать фонематический слух. Уточнять и закреплять произношение звуков родного языка. Вырабатывать четкое произнесение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи. Развивать интонационную выразительность в специальных игровых упражнениях, средствами театрализованной деятельности.

4. Развитие связной речи детей.

Диалогическая речь. В особых коммуникативных ситуациях упражнять детей в умении вести диалог (беседу, поддерживать и начинать его. Начать приобщать детей к правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; формулировать и задавать вопросы; строить ответ в соответствии с услышанным).

Объяснять (и закреплять через личный опыт в повседневной жизни и в других видах деятельности, что языковое насыщение диалога (какие слова и выражения употребляешь, с какой интонацией произносишь фразы и реплики) зависит от того, с кем и по какому поводу идет общение.

Учить детей сознательно отбирать и пользоваться языковым материалом в зависимости от социальной ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание).

Обучать ребенка быть вежливым и тактичным в диалоге со взрослыми и детьми.

Монологическая речь. Готовить к обучению монологическим типам речи (описанию и повествованию).

Описание. Упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия. Учить выделять объект речи при описании. Упражнять в умении соотносить объекты речи с соответствующими описаниями. Упражнять в умении составлять простые перечисления (объектов, качеств, свойств, состояний, действий и пр.). Учить расширять высказывания описательного характера. Упражнять в составлении высказываний описательного характера, состоящих из 2—4 предложений.

Повествование. Упражнять детей в восстановлении простых последовательностей в знакомых сказках (в какой последовательности появлялись герои, разворачивались события или действия). Упражнять в составлении простых последовательностей (какие герои появлялись, какие события развивались, которые педагог соединяет в сюжеты (с использованием наглядности, без наглядности, с частичным использованием наглядности). Учить детей составлять повествовательные высказывания путем изменения знакомых текстов: по аналогии («Сказки на новый лад» — например, вспоминаем сказку «Репка», а затем ребенок рассказывает свою сказку «Свекла» («Морковка», «Редиска» и т. п., путем изменения или добавления отдельных эпизодов текста. Упражнять в пересказе произведений путем перевода стихотворного текста в повествовательный (прозу). Поощрять желание детей составлять собственные повествовательные высказывания (по рассказам в картинках, по собственным рисункам и т. п.).

Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.

А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сенситивен к ее усвоению.

Типичные проблемы развития речи дошкольника:

1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

3. Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений.

4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.

5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо)

6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

8. Плохая дикция. Общая интонационная и произносительная смазанность речи. Очень важно, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой речью. Это намного облегчит ему учебный процесс и снимет многие проблемы общения его с учителем.

Наша задача, как педагогов в сложившейся ситуации компенсировать имеющиеся нарушения речи, как в образовательной деятельности, так и во всех режимных моментах.

Работа по развитию речи детей потребует от педагогов создания в группе определенных условий. Для этого необходимо оборудовать речевой уголок — специальное место (обособленное от игровых зон, где проходит индивидуальная и подгрупповая работа по развитию речи.

Большую роль в развитии речи детей играет речевая среда. Это связано с тем, что именно в данном возрасте отмечается рост критического отношения ребенка к речи окружающих (особенно к произношению звуков и слов); у детей появляется способность контролировать собственную речь. Исходя из всего сказанного, важно, чтобы:

• в окружении детей звучала чистая, правильная, грамотная, культурная и богатая речь;

• детям много выразительно читали;

• дети имели возможность прослушивать записи художественных произведений в исполнении профессиональных чтецов;

• окружающие взрослые умели тактично исправлять речевые ошибки и неточности ребенка;

• взрослые учили детей слушать себя, находить в собственной речи положительные и отрицательные моменты (например, педагог обращается к ребенку: «Как интересно ты сейчас рассказал про. Мне очень понравилось, как ты говорил. Как ты думаешь, что в твоей речи мне больше всего понравилось?» или «Как красиво ты сказал о цветке. Как ты думаешь, какие слова мне больше всего понравились? А какие слова понравились (не понравились) тебе?» И т. п.).

Рассмотрим, как осуществляется решение задач по развитию речи детей в некоторых видах деятельности.

Коммуникация решает задачи:

1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

2. Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи –диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности

3. Практическое овладение воспитанниками нормами речи

Решение задач образовательной области «Коммуникация» осуществляется с учетом интеграции с другими образовательными областями в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Познание:

Работа по познавательному развитию детей тесно связана с развитием всех сторон речи. В процессе обогащения сознания детей различным познавательным содержанием происходит расширение, закрепление и активизация словаря, совершенствуется грамматический строй речи, дети общаются друг с другом и с воспитателями, оформляют свои мысли в связные высказывания.

В дошкольном возрасте дети постигают мир природы и человека, начинают устанавливать связи и зависимости в окружающей действительности (знакомятся с целевыми связями, постигают понятие «последовательность» и его значение в жизни природы и человека).

Внимание детей обращается на то, что в любом объекте природы есть внешние характеристики (которые ребенок может определить сам) — цвет, форма, размер, запах, вкуси т. д. В то же время у каждого объекта есть свои секреты, о которых можно узнать не только от взрослых, но и самому увидеть при определенных условиях, — свойства предметов, повадки животных и т. д.

Большое значение для речевого развития играют средства, методы и приемы, использующиеся для познавательного развития детей.

В процессе познавательного развития воспитатели и дети создают различные коллекции по групповым и индивидуальным интересам, тематические альбомы «Все работы хороши», «Наши славные дела», «Домашние любимцы», «Моя семья» и др. Коллекции и альбомы широко используются в речевом развитии детей. Дети с удовольствием беседуют друг с другом, с воспитателями и гостями группы, рассматривая фотографии, картинки и коллекции.

Познавательная сфера детей обширна и многогранна. Она охватывает все стороны жизнедеятельности и развития ребенка. В программе большое значение отводится обогащению не только сознания детей познавательным содержанием, но, самое главное, их активной позиции в познании мира. Дети много наблюдают, экспериментируют, рассматривают, создают своими руками. Им предоставляется возможность высказывать свои соображения, сомнения, предположения, пожелания. Взрослые всегда готовы выслушать ребенка, ответить на его вопросы, совместно обсудить и решить познавательные проблемы. Такой подход создает максимально благоприятные условия для развития всех сторон речи детей.

Формирование элементарных математических представлений

Освоение математических представлений особое влияние оказывает на грамматический строй речи детей. Многие математические понятия закрепляются в соответствующих формах слов, словосочетаниях и предложениях. Например, осваивая пространственное расположение предметов (относительно друг друга, дети обязательно усваивают и их словесное обозначение (выше всех — ниже всех, медленно — медленнее, быстро — быстрее). Отвечая на вопросы воспитателя, рассматривая сюжетные картинки, создавая и меняя сюжеты, дети оформляют свои мысли в разные по сложности предложения.

Активно отрабатывается согласование числительных и существительных в роде, числе и падеже. Предлагаемые в методике формы и методы работы, игры и игровые упражнения, обыгрываемые сюжеты активизируют речь детей.

Осваивая математические представления, дети сопровождают свои действия объяснениями. Это положительно влияет на развитие связной речи детей, готовит их к усвоению сложного типа монолога — рассуждения. Активно используется работа парами, практикуются задания, построенные на вопросах воспитателя детям и вопросах детей друг другу (например, игровое упражнение «Угадай-ка» на разном математическом содержании). Подобные формы работы способствуют развитию коммуникативной функции речи.

Художественная литература

Ежедневное чтение детской литературы в детском саду, оказывают большое влияние на развитие словаря детей. На литературном материале дети начинают усваивать сложные понятия (жанр, рифма, писатель, автор, иллюстрация, докучные сказки, поэзия, поэт, эпитет и др.) Введение понятия «сравнение» и работа с ним как со средством художественной выразительности оказывают большое влияние на богатство речи (образность, выразительность). Дети не только упражняются в умении выделять сравнения в художественных произведениях, но и участвуют в построении словосочетаний и предложений со сравнениями. При этом они учатся употреблять характерные для сравнения союзы как, словно, будто.

Предусмотренная в программе методика по приобщению к художественной литературе оказывает большое влияние на формирование связной речи. Все аналитические занятия построены в вопросно-ответной форме, на них широко используется совместное с педагогом обсуждение произведений. Систематический анализ произведений готовит детей к последующему более осознанному освоению структуры текста, правил построения связных высказываний.

Изобразительная деятельность и эстетическое развитие детей

Благодаря систематическому контакту с миром эстетически значимых предметов и явлений ребенок открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках и пластических формах. Методика работы с детьми включает обязательное рассматривание разнообразных природных объектов, явлений; сезонных изменений в их жизни. Процесс восприятия сопровождается высказываниями детей, в которых отражается эстетическое отношение к рассматриваемому объекту.

При организации совместного и самостоятельного творчества детей во второй половине дня воспитатель нацеливает детей на сочинении сказки по продукту изобразительного творчества, многие поделки, сделанные руками детей, обыгрываются в самостоятельных играх.

Содержание работы в рамках художественного труда способствует развитию мелкой моторики руки ребенка. В течение года дети активно работают ножницами, пришивают пуговицы, работают со штампами и трафаретами. Используются приемы обрывания, процарапывания, складывания бумаги.

Отдельно хочется затронуть формы работы с детьми по развитию связной речи.

Соответственно большинство конкретных методов и приемов, используемых в практике детского сада, также подразумевают обязательное активное и руководящее участие взрослого в процессе формирования диалогической речи и взаимодействия. Например, организуя беседы с детьми, именно взрослый определяет тематику разговора, его содержательные моменты, вопросы и даже ответы детей.

При таком подходе самым инициативным, активным и коммуникабельным является взрослый. А ребенку отводится роль пассивного собеседника. Это отрицательно сказывается на коммуникативной позиции и самостоятельности детей, а процесс развития диалогического общения со сверстниками протекает стихийно.

Учитывая, что диалогическая форма речи в старшем дошкольном возрасте эффективно развивается в процессе речевого взаимодействия сверстников, в предлагаемой методике именно этому моменту будет уделяться особое внимание. При этом одним из важных условий диалогического взаимодействия является объединение старших дошкольников в пары (диалогические пары) с учетом их диалогической позиции (активная и пассивная, которая определяется на специальном занятии.

В старшей группе начинается целенаправленная работа по формированию навыков, необходимых для составления монологических высказываний. Обучение описательным и повествовательным высказываниям происходит раздельно. Сначала детей обучают составлять элементарные монологи-описания, затем раскрывают правила составления монологов повествовательного типа.

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

Речевое развитие детей дошкольного возраста в разных видах деятельности «Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им» Г. Гегель. Речь – одна из важных линий развития.

Организация игры в различных видах детской деятельности Фрагмент занятия (практическая часть) Фрагмент (практическая часть) педагогического всеобуча родителей ФМДОУ детского сада комбинированного.

Конспект занятия по развитию всех компонентов устной речи «В гостях у Снежной королевы» Конспект НОД коммуникация (развитие всех компонентов устной речи) Тема: «В гостях у Снежной королевы» Задачи: Образовательные: 1. Закрепить.

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в различных видах музыкальной деятельности Данная методическая разработка предназначена для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольного учреждения. Именно через музыкальную.

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в различных видах деятельности. Педагогический проект «Ловкие пальчики» МКДОУ Детский сад № 10 «Кроха» Педагогический проект на тему «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через.

Педагогический проект «Формирование интереса к книге у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности» Актуальность Книга закладывает основу мироздания ребенка. От того, какими будут первые книги, зависит многое в его жизни. И нам взрослым.

Педсовет на тему «Формирование компонентов устной речи и культуры общения в процессе игровой деятельности» (средняя группа) Педсовет на тему «Формирование компонентов устной речи и культуры общения в процессе игровой деятельности у дошкольников средней группы».

Применение ИКТ в различных формах и видах образовательной области «Художественно — эстетическое развитие» Слайд 1. ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ И ВИДАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Развитие творчества, воображения в различных видах деятельности в реабилитационном процессе Развитие творчества, воображения у детей дошкольного возраста – является актуальной проблемой в наше время. Потребность нашего общества.

Источник

Заказать обратный звонок

Запись на прием к специалисту Центра

Коррекция и развитие речи у детей с общим нарушением речи

Работа по коррекции и развитию речи у детей с общим нарушением речи (ОНР) – это трудоемкий и кропотливый труд, рассчитанный не на один год и затрагивающий все стороны речи. Для достижения наилучших результатов необходимо, чтобы все участники этого увлекательного процесса: логопед, нейропсихолог, ребенок и его родители образовали прочный союз единомышленников, главная задача которого – формирование речемыслительной деятельности, грамотной речи любимого чада, как путевки в жизнь в большой мир взрослых людей.

Как и любой процесс, формирование речи происходит постепенно, поэтапно, от простого к сложному. Параллельно работая над формированием всех языковых уровней: звукового, словесного и словообразовательного, грамматического и синтаксического.

Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный запас слов. Поэтому работа по коррекции и развитию устной речи начинается с расширения и совершенствования словаря. При этом слово рассматривается как лексическая единица языка и как грамматическая и синтаксическая единица предложения. Знакомя детей с понятием «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовят платформу для работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета» накапливается материал для распространения предложения определением.

После того, как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет и действие предмета, подводят детей к понятию предложения и начинают работу над структурой и грамматическим оформлением предложения.

После того, как дети научатся составлять распространенное предложение и грамматически правильно его оформлять, переходят к работе над связной речью.

Сначала учим детей пересказывать небольшие по объему рассказы с опорой на последовательность происходящих в рассказе действий. затем переходят к рассказам описательного характера. После чего переходят к обучению детей краткому, выборочному и творческому пересказам.

Научив детей пересказам, переходят к формированию у детей навыка составления небольших рассказов по серии картинок, по сюжетной картинке и серии предметных картинок.

Работа над слоговым составом слова предшествует работе над звуко-буквенным составом слова. Деля слова на слоги, дети учатся распознавать и выделять гласные звуки, которые являются звуковой основой слова. Это важно, если учесть, что пропуск гласных букв в словах, является одной из самых распространенных ошибок встречающихся на письме у детей.

После того, как дети научатся выделять из слова гласные звуки, переходят к работе по выделению согласных звуков. Сначала учат детей слышать и различать твердые и мягкие согласные.

Работа над звуко-буквенным составом слова фактически уже началась на ранних этапах. К этому времени дети уже имеют представление о том, что слова состоят из звуков (букв), они умеют выделять гласные звуки из слов, слышать наличие в словах твердых и мягких согласных звуков и выделять буквы, которыми эти звуки обозначены в слове. Выполняя задания дети учатся вслушиваться и вчитываться в слова, ощущать каждый последующий звук в слове. работа над усвоением детьми звуко-буквенного состава слова ведется на материале односложных слов. Как показывает практика, если ребенок научится правильно делать звуко-буквенный анализ односложного слова, то он без труда сможет проанализировать и грамотно написать слова любой слоговой структуры, даже самой сложной.

Одновременно, начиная с самого первого этапа и до последнего, ведется работа по звукопостановке, автоматизации отработанных звуков и введению их в спонтанную речь.

Статья детского логопеда Цветковой Натальи.

Источник

Развитие речи дошкольников

Коррекция и развитие всех компонентов речи что это. Смотреть фото Коррекция и развитие всех компонентов речи что это. Смотреть картинку Коррекция и развитие всех компонентов речи что это. Картинка про Коррекция и развитие всех компонентов речи что это. Фото Коррекция и развитие всех компонентов речи что это

Дошкольный возраст – это важнейшее время в комплексном развитии личности, когда происходит формирование речевых навыков. Ребенок начинает понимать общечеловеческие ценности, приобщается к миру культуры. Первостепенной задачей взрослых в этот период является обучение речевым навыкам, которое возможно с помощью использования разных методик. Методы развития речи дошкольников применяются в соответствии с возрастной группой и индивидуальными особенностями малыша.

Основные цели и задачи

Речь – это одно из важнейших приобретений в жизни человека. Именно приобретений, потому что речь не дана нам от рождения. Должен пройти какой-то временной промежуток, чтобы ребенок начал произносить свои первые слова. В то же время со стороны взрослых должно быть приложено немало усилий, чтобы речь развивалась своевременно и правильно.

Обучение дошкольников речи – это важная часть интеллектуального воспитания и мышления. Именно владение речевыми навыками является одним из основных критериев готовности ребенка к обучению в школе.

Согласно ФГОС, решаются следующие задачи развития речи дошкольников:

Формирование речевых навыков таким образом, чтобы дети дошкольного возраста свободно общались между собой.

Обогащение активного словарного запаса.

Приобщение к чтению литературы.

Развитие творческой речи у ребенка: сочинение стихотворений, сказок, рассказов.

Приучение детей к правильной постановки ударений и интонации.

Методика обучения позволяет научить детей общаться со своими сверстниками и взрослыми, свободно выражать свои мысли и проявлять свои творческие навыки.

Основные этапы развития речи

С первых дней и месяцев своей жизни ребенок учится познавать окружающий его мир. Дети кричат с целью привлечения к себе внимания, с четырех месяцев происходит «гуление», а с шести месяцев дети начинают лепетать.

К концу первого года и началу второго появляются первые осмысленные слова, но в большинстве случаев они выражают исключительно потребности самого ребенка («дай», «на»).

Примерно во второй половине второго года жизни малыша слова начинают обозначать какой-то предмет. К концу 2 года жизни слова начинают грамматически оформляться.

На третьем году жизни ребенок учится произносить простые предложения, его словарный запас становится больше, поэтому он может вести диалог, описывать какую-то ситуацию. Формирование первых навыков диалога приводит к налаживанию коммуникации со своими сверстниками и взрослыми.

К пяти годам дети уже обладают достаточно большим словарным запасом. Они могут своими словами пересказывать сказки, петь песни и т.д

Если вы хотите научиться разным способам запуска речи у детей с задержкой речевого развития, узнать причины и способы управления нарушениями поведения на начальном этапе работы с неговорящим ребенком, то предлагаем ознакомиться с нашим интенсивом по запуску речи «Топ-5 рецептов запуска речи неговорящего ребёнка».

Вы познакомитесь с разными точками зрения на проблему «безречья»,а также с программой Макатон и другими способами альтернативной и вспомогательной помощи детям с тяжёлыми задержками речевого развития. Подробнее.

Коррекция и развитие всех компонентов речи что это. Смотреть фото Коррекция и развитие всех компонентов речи что это. Смотреть картинку Коррекция и развитие всех компонентов речи что это. Картинка про Коррекция и развитие всех компонентов речи что это. Фото Коррекция и развитие всех компонентов речи что это

Развитие речи ребенка до школы: основные методики

Существуют различные методы развития речи у детей дошкольного возраста. Каждая из них может использоваться, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Есть методика развития речи дошкольников по Яшиной и Алексеевой, которая проходит в несколько этапов.

Она включает в себя:

Обогащение словарного запаса.

Формирование грамматического построения предложений.

Обучение ведению монолога, диалогов и связанного повествования.

Методика включает в себя следующие приемы:

Наглядные – наблюдение, изучение предметов, знакомство с рисунками и фотографиями.

Словесные – чтение, описание, рассказ, проведение беседы.

Практические – рисование, ролевые игры и т.д.

В этой методики широко используются различные словесные приемы: речевой образец, проговаривание и повторение, объяснение, указание и оценка детской речи.

Правильная речь педагога, по сути, является средством подражания для детей, т.е. это речевой образец. В младших группах используются игровые занятия, а в старших – методика используется для сравнения и коррекции дефектов речи.

Другой словесный прием – это проговаривание и повторение, которые позволяют детям запоминать звуки и правильно произносить их. Важно, чтобы это вызывало интерес у ребенка, иначе занятия будут ассоциироваться с негативными эмоциями.

Объяснение – это раскрытие педагогом сущности какого-либо образа или явления действиями. Используется для объяснения правил в дидактических играх, раскрытия смысла слов.

Указание – разъяснение, как надо действовать ребенку, чтобы достичь необходимого результата. Указания бывают обучающие, дисциплинирующие и организационные.

Оценка – это суждение воспитателя об ответе ребенка, которое раскрывает уровень усвоения им знаний и речевых навыков. Оценка необходима для того, чтобы дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях.

Грамматическое развитие речи дошкольников из младших групп

Развитие речи в два года предполагает освоение слов, понимание их значений, а также формирование ассоциативного ряда. Активно используются рисунки, различные игрушки и предметы, благодаря которым ребенок запоминает слова, обозначающие их.

Слуховые занятия комбинируются с артикуляционными упражнениями. Педагог просит детей вытащить язык, надуть щеки, улыбнуться, т.е. чтобы мышцы артикуляционного аппарата были задействованы.

Согласно методике Ушаковой, большое уделяется интонации в разговоре с ребенком. Взрослый меняет тембр голоса, в результате чего у малыша формируется понимание ритма, силы голоса, что в дальнейшем влияет на формирование музыкального слуха. Использование интонации крайне важно, ведь так можно придавать окраску своему повествованию, выражать чувства и т.д.

Развитие речи и познавательных способностей дошкольников в 3 года направлено на обучение правильному произношению звуков. Дети учатся слышать и распознавать согласные и гласные звуки.

Если вы хотите научиться применять современные игровые технологии для развития ребенка, запуска речи и коррекции речевых нарушений различной этиологии и сложности, то предлагаем ознакомиться с нашим интенсивом по запуску речи «100+ новых логопедических игр для запуска и коррекции речи ребенка».

Вы сможете грамотно подбирать игры и добиваться высоких результатов от коррекционно-логопедических и развивающих занятий с детьми. Подробнее.

Особенности обучения в средних и старших группах ДОУ

Развитие связной речи старших дошкольников основывается на закреплении освоенных навыков и формировании разговорного языка. Дети учатся диалогической речи, вести и поддерживать беседу.

Важную роль в этом процессе играет чтение сказок и других произведений детской литературы, изучение стихов и различные театральные представления. Основные задачи развития речи на этом этапе – это воспитание творческих качеств, усидчивости и т.д.

Дети средних и старших дошкольных групп уже активно общаются со своими сверстниками, используя свои речевые навыки. Участие более взрослых детей позволяет младшим малышам быстрее развивать свою речь, но здесь важно участие педагога, иначе может возникнуть ситуация, когда старшие дети начинают передразнивать младших из-за их возможных ошибок в произношении.

В старших группах активно проводятся дидактические игры, в ходе которых детям предлагается объединять предметы, обладающие общими характеристиками. К примеру, дается задание разобрать овощи или фрукты по отдельным столам.

Приемы работы по формированию связной речи

Развитие связной речи старших дошкольников проводится в несколько этапов. Ниже приведены основные приемы, которые используются на практике.

Беседа. При разговоре с ребенком используются выразительные интонации, красочные картинки, жестикуляция и мимика.

Чтение сказок или рассказов. После прочтения рассказа, могут задаваться вопросы для выяснения, понимает ли ребенок причинно-следственные связи (Правильно ли поступил герой? Почему он так сделал и т.д.). О том, что ребенок понимает смысл рассказа, говорит умение им пересказать своими словами услышанное.

Диалог. Беседа в форме диалога с ребенком может проводиться на самые разные темы: мультфильмы, сказки и т.д. Важно приучить ребенка внимательно слушать другого человека, не перебивать его. В процессе беседы задаются вопросы ребенку, которые постепенно усложняются. Для начала – конкретный вопрос, на который можно дать однозначный ответ. Затем – вопрос, ответ на который предполагает более развернутое предложение.

Составление описательного рассказа. У ребенка формируются первые навыки связного изложения мыслей «на одну тему». Он усваивает признаки предметов, тем самым обогащая свой словарный запас. Важно напоминать ребенку о признаках описываемых предметов. Сначала описываются единичные предметы, затем можно переходить к сравнительным описаниям.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Число картинок нужно постепенно увеличивать, как и развернутость их описания. С каждым разом описание одной картинки должно становиться более подробным. Смысл занятий в том, что ребенок должен научиться последовательному описанию событий, т.е. он описывает все картинки по порядку, в результате чего и получается цельный рассказ.

Составление рассказа по одной сюжетной картинке.

При составлении рассказа по картинке важно, чтобы сама картинка отвечала следующим требованиям:

она не должна быть скучной, иначе она не заинтересует ребенка;

сюжет не должен быть слишком сложным, т.е. соответствовать интеллектуальному развитию малыша определенного возраста;

на картинке не должно быть много действующих лиц;

на ней не должно быть избыточных деталей, которые не имеют особого отношения к смыслу рассказа.

Сначала ребенок должен придумать название картинки. Он должен понимать смысл того, что изображено на ней. Сам педагог должен заранее спланировать беседу по поводу этой картинки, какие вопросы он будет задавать и т.д.

7. Пересказ. Сначала педагог должен с выражением прочитать ребенку какой-нибудь текст, сложность которого должна соответствовать его возрасту. Нужно спросить, понравился ли этот рассказ малышу. Если какие-то слова ему незнакомы, то нужно объяснить их значение.

Перед повторным чтением текста, нужно сказать ребенку, чтобы он слушал внимательнее и запоминал, потому что ему предстоит пересказать услышанное.

Пересказ может быть разным:

Краткий. Передается только общий смысл текста без каких-либо деталей.

Творческое рассказывание. Ребенок должен дополнить услышанное чем-то новым, но в рамках смысла самого рассказа.

Пересказ без опоры на наглядность.

8. Самостоятельное составление рассказа. Переход к этому этапу предполагает проведение большой подготовительной работы. Для упрощения задачи малыша можно предложить ему определенную тему. К примеру, он должен рассказать об одном дне в детском саду или впечатлениях о посещении цирка (кинотеатра и т.д.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *