Корректурная проба что это такое

Корректурная проба Бурдона

Одна из самых популярных методик для исследования внимания. Похожа на методику «Кольца Ландольта». Данная методика предназначена для исследования степени концентрации, распределения и устойчивости внимания.

Содержание

Корректурная проба Бурдона может проводиться для взрослых людей и детей школьного, а также дошкольного возраста. Проведение методики занимает 10 минут. Как правило, за это время, в норме, обычный человек делает 10-15 ошибок.

Исследование нужно проводить индивидуально. Необходимо убедиться, что испытуемый готов к выполнению задания. Необходима спокойная обстановка, в которой человек не будет чувствовать себя как на экзамене. Естественно, что нежелательно присутствие отвлекающих моментов (лишних людей, телефонов, музыки и др.).

Материал и процедура тестирования

Для обследования вам понадобятся специальные бланки с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки (есть и детский вариант, в котором используются бланки с рисунками).

Возможны и другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «но») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать (при изучении распределения внимания).

Инструкция к пробе Бурдона

Инструкция №1: «На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «И». Через каждые 60 сек по команде «черта» отметьте вертикальной чертой то место бланка, где Вас застала эта команда. Время работы 5 мин.»

Инструкция №2: «На бланке мысленно отчеркните первый ряд. Ваша задача – просматривая ряды знаков слева направо, вычёркивать те знаки, которые стоят первыми в ряду. Старайтесь работать быстро и точно. Время работы 5 мин.»

Обработка результатов

Результаты первой пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важными показателями первой пробы являются характеристики качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал).

Корректурная проба что это такое. Смотреть фото Корректурная проба что это такое. Смотреть картинку Корректурная проба что это такое. Картинка про Корректурная проба что это такое. Фото Корректурная проба что это такое

К = С*С/n или К = С^2 /n;
C – число просмотренных строк,
n – количество ошибок (пропусков, ошибочных зачеркиваний). Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.

Чем больше получившаяся цифра, тем выше концентрация. Этот показатель не имеет установленных числовых значений, так как зависит от конкретного стимульного материала. Но в любом случае К не должно быть больше половины показателя С (такой результат означает, что испытуемый обладает очень низкой концентрацией и нуждается в специальной помощи психолога).

Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания. Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по следующей формуле.

А = S/t*10 ;
A – темп выполнения,
S – количество просмотренных букв,
t – время выполнения.

Значение 0–2 говорит об очень высокой устойчивости внимания, 3–4 — высокая устойчивость, 5–6 — средняя устойчивость, 7–8 — низкая, а 9–10 — указывает на очень низкую устойчивость внимания.

По результатам выполнения можно построить «график истощаемости» за каждый интервал, отражающий устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

В норме объём составляет 850 знаков и больше, а показатель концентрации внимания – 5 ошибок и менее.

При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.
Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле:

Корректурная проба что это такое. Смотреть фото Корректурная проба что это такое. Смотреть картинку Корректурная проба что это такое. Картинка про Корректурная проба что это такое. Фото Корректурная проба что это такое

C=So/S*100;
где So — количество ошибочно проработанных строк,
S — общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.

Таким образом, 0-20% указывает на очень высокую переключаемость внимания, 21-40% — на высокую, 41-60% — на среднюю, 61-80% — на низкую, 81-100% — на очень низкую.

Корректурная проба что это такое. Смотреть фото Корректурная проба что это такое. Смотреть картинку Корректурная проба что это такое. Картинка про Корректурная проба что это такое. Фото Корректурная проба что это такое

Стимульный материал к тесту «Корректурная проба»

Корректурная проба что это такое. Смотреть фото Корректурная проба что это такое. Смотреть картинку Корректурная проба что это такое. Картинка про Корректурная проба что это такое. Фото Корректурная проба что это такое

Корректурная проба что это такое. Смотреть фото Корректурная проба что это такое. Смотреть картинку Корректурная проба что это такое. Картинка про Корректурная проба что это такое. Фото Корректурная проба что это такое

Бесплатно скачать бланк к тесту «Корректурная проба Бурдона»:

Источник

Корректурная проба (Тест Бурдона)

Корректурная проба что это такое. Смотреть фото Корректурная проба что это такое. Смотреть картинку Корректурная проба что это такое. Картинка про Корректурная проба что это такое. Фото Корректурная проба что это такое

Тест Бурбона предназначен для исследования степени концентрации и устойчивости внимания.

Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.

Корректурная проба Бурдона может проводиться для взрослых людей и детей школьного, а также дошкольного возраста.

Инструкция к тесту

«На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)».

Примечание: возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.

Корректурная проба что это такое. Смотреть фото Корректурная проба что это такое. Смотреть картинку Корректурная проба что это такое. Картинка про Корректурная проба что это такое. Фото Корректурная проба что это такое Корректурная проба что это такое. Смотреть фото Корректурная проба что это такое. Смотреть картинку Корректурная проба что это такое. Картинка про Корректурная проба что это такое. Фото Корректурная проба что это такое
Корректурная проба что это такое. Смотреть фото Корректурная проба что это такое. Смотреть картинку Корректурная проба что это такое. Картинка про Корректурная проба что это такое. Фото Корректурная проба что это такое Корректурная проба что это такое. Смотреть фото Корректурная проба что это такое. Смотреть картинку Корректурная проба что это такое. Картинка про Корректурная проба что это такое. Фото Корректурная проба что это такое

Примечание: инструкция к детскому бланку (там где листики и домики) Корректурной пробы (Тесту Бурдона) – “Нарисуй окошко у каждого домика и веточку у каждого листика”.

Обработка результатов теста

Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным по казателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).

Концентрация внимания оценивается по формуле:

С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым,
П – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).

Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.

Расшифровка показателей:
Чем больше получившаяся цифра, тем выше концентрация. Этот показатель не имеет установленных числовых значений, так как зависит от конкретного стимульного материала. Но в любом случае К не должно быть больше половины показателя С (такой результат означает, что испытуемый обладает очень низкой концентрацией и нуждается в специальной помощи психолога).

Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.

Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:

А – темп выполнения,
S – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,
t – время выполнения.

По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

Расшифровка показателей:

РезультатЗначение
0–2Очень высокая устойчивость
3–4Высокая
5–6Средняя
7–8Низкая
9–10Очень низкая

Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле:

So – количество ошибочно проработанных строк,
S – общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.

При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.

Источник

Методика «Корректурная проба» (Проба Бурдона, Кольца Ландольта).

Корректурная проба, или тест Бурдона – это группа бланковых тестов, с помощью которых вы можете оценить свой уровень внимания, утомляемости, работоспособности, устойчивости к монотонной деятельности, в которой необходимо поддерживать высокий уровень внимания. Методика была предложена Б. Бурдоном еще в 1895 году, и с тех пор широко применяется в психологии. Существуют различные модификации методики, к примеру, таблицы Иванова – Смоленского, и таблицы Бурдона – Анфимова, а также кольца Ландольта. Многие из вас, возможно, проходили или имели дело с пробой Бурдона в виде буквенного и цифрового варианта, которые, кстати, представлены в этом разделе, а также в виде таблицы корректурной пробы для детей.

С помощью методик «Корректурная проба», представленных на этом сайте, вы можете проверить два показателя своего внимания, а именно: норму объема внимания и концентрацию. Здесь вы можете пройти тест Бурдона онлайн совершенно бесплатно. Примечание: подготовка таблицы сервером, а также подсчет результата займет 2 секунды, еще около 3 секунд может занять создание таблицы в вашем браузере, это время добавляется ко времени вашего тестирования. Внимание: таблица может некорректно отображаться на устройствах с низким разрешением экрана!

Корректурная проба что это такое. Смотреть фото Корректурная проба что это такое. Смотреть картинку Корректурная проба что это такое. Картинка про Корректурная проба что это такое. Фото Корректурная проба что это такое

Тест Бурдона-Вирсма:

Корректурная проба что это такое. Смотреть фото Корректурная проба что это такое. Смотреть картинку Корректурная проба что это такое. Картинка про Корректурная проба что это такое. Фото Корректурная проба что это такоеПройти Тест Бурдона-Вирсма (версия для компьютера)

Корректурная проба что это такое. Смотреть фото Корректурная проба что это такое. Смотреть картинку Корректурная проба что это такое. Картинка про Корректурная проба что это такое. Фото Корректурная проба что это такоеПройти Тест Бурдона-Вирсма (для небольшого экрана)

Корректурная проба что это такое. Смотреть фото Корректурная проба что это такое. Смотреть картинку Корректурная проба что это такое. Картинка про Корректурная проба что это такое. Фото Корректурная проба что это такое

Буквенный вариант пробы Бурдона:

Корректурная проба что это такое. Смотреть фото Корректурная проба что это такое. Смотреть картинку Корректурная проба что это такое. Картинка про Корректурная проба что это такое. Фото Корректурная проба что это такое

Цифровой вариант корректурной пробы

Корректурная проба цифровой вариант так же как и буквенный вариант позволяет проверить норму объема внимания и концентрацию. Ваша задача состоит в том, чтобы вычеркнуть из таблицы цифры проверочную цифру, которую вы найдете в условиях задачи непосредственно после перехода по ссылке. Время на выполнение 3 минуты.

Корректурная проба что это такое. Смотреть фото Корректурная проба что это такое. Смотреть картинку Корректурная проба что это такое. Картинка про Корректурная проба что это такое. Фото Корректурная проба что это такое

Тест «Кольца Ландольта» онлайн

Корректурная проба теория:

Для проведения теста необходим специальный бланк с расположенными в нем в случайном порядке буквами, цифрами или фигурами. В случае отсутствия бланка вы можете использовать обыкновенную газету или книгу, хотя, в данном случае будет сложнее рассчитать результат. Задача испытуемого состоит в последовательном поиске и вычеркивании определенных символов в просматриваемой таблице корректурной пробы, начиная с верхнего ряда с лева на право, за отведенное время, обычно это 5 – 10 минут. Желательно, чтобы у испытуемого было хорошее зрение и достаточный уровень грамотности, хотя, и для малограмотной группы населения можно подобрать подходящую пробу Бурдона, не требующую высокого уровня интеллектуального развития. Кстати, пройти специальный тест Бурдона могут и дети, начиная со старших групп детских садов и школьников всех возрастов (чем старше ребенок, тем сложнее требуется использовать вид теста).

При проверке результатов, помимо бланков желательно иметь бланк-ключ, с выделенными буквами или цифрами, которые должен был найти человек, проходящий тест Бурдона. Это поможет не сбиться при подсчете результатов. Кроме того, для более быстрой проверки результатов теста вы можете использовать специальный шаблон с отверстиями, которые при должны совпасть с выделенными испытуемым буквы или цифры. Однако, в случае с шаблоном вы не сможете сосчитать количество ошибочно выделенных букв. Прохождение теста Бурдона онлайн поможет вам избежать необходимости подсчета результата, хотя, в настоящий момент здесь возможно прохождение ограниченного количества вариантов теста.

Кстати сказать, считается, что даже частое и регулярное прохождение теста Бурдона или корректурной пробы не требует усложнения теста для получения объективных результатов, поскольку всякий раз, проходя тест, вы будете проходить его практически на том же уровне, что и прежде. То есть, влияние упражняемости здесь минимально. Лучшие результаты вы будете показывать, только если улучшите свои навыки концентрации. Также следует учесть, что результаты испытуемых могут сильно зависеть от их эмоционального состояния, а также психического и физического здоровья.

Потрачено времени на работу t

Общее количество просмотренных символов до последнего выбранного символа N

Общее количество просмотренных строк C

Общее количество символов, которые нужно было вычеркнуть n

Общее количество вычеркнутых символов. M

Верно выбранные символы S

Пропущенные символы. P

Ошибочно выбранные символы. O

Показатель скорости внимания (производительности внимания) A=N/t A знаков в секунду.

Показатель точности работы (первый вариант) T1=M/n T1 условных единиц.

Показатель точности работы (второй вариант) T2=S/n T2 условных единиц.

Показатель точности работы (третий вариант, по Уиппу) T3=(M-O)/(M+P) T3 условных единиц.

Коэффициент умственной продуктивности E=N*T2 E знаков.

Умственная работоспособность Au=(N/t)*((M-(O+P))/n) Au знаков в секунду.

Концентрация внимания (процент правильно выделенных символов от всех, что нужно было выделить) K=((M-O)*100)/n K процентов.

Показатель устойчивости концентрации внимания Ku=C*(C/(P+O+(1))) (в случае, если ошибок и пропусков нет, добавляем к делителю единицу) Ku условных единиц.

Уровень концентрации внимания K.

Таблица скорости обработки для детей от 7 до 14 лет.

Таблица скорости в баллах.

Баллы12345678910
Q, бит/с1,36

Норма для взрослых людей Q = 1,6 (+-) 0,16.

Источник

Корректурная проба Бурдона

Недостаток внимания – это ключевая проблема людей 21 века. Она затрагивает как детей, так и взрослых. И негативно сказывается на всех сферах их жизни. Но своевременная диагностика внимания и последующая работа над повышением его уровня способны в корне изменить ситуацию. Универсальной методикой психологи считают корректурную пробу Бурдона.

Содержание

Корректурная проба что это такое. Смотреть фото Корректурная проба что это такое. Смотреть картинку Корректурная проба что это такое. Картинка про Корректурная проба что это такое. Фото Корректурная проба что это такое

Несколько слов о методе

Тестирование оформилось в эффективный инструмент только в конце 19 века. Над разработкой методики в рамках психологии труда долгие годы работал французский психолог Бенджамин Бурдон. Проба была названа его именем и быстро получила распространение в разных сегментах.

Тест не имеет возрастных ограничений. Главное – правильно подобрать бланки для диагностики и подробно объяснить испытуемым задание. Но некоторые нюансы перед тестированием необходимо учитывать:

Некоторые психические и физические расстройства автоматически понижают концентрацию внимания, что не позволит верно оценить выполнение задания.

Суть и особенности методики

Методика базируется на применении специального стимульного материала, представляющего собой бланки, заполненные построчно расположенными символами:

Тестирование проводится на время после предварительной постановки задачи. По факту выдачи бланков специалист дает инструкцию по выполнению и демонстрирует алгоритм действий на примере.

По результатам тестирования определяются уровень развития внимания и направления для работы.

Преимущества исследования перед другими методами

Исследование дает возможность за один сеанс определить все свойства внимания:

Интерпретацию результатов можно проводить даже в домашних условиях. Примеры с расчетами часто выкладываются в сети. Поэтому диагностику делают не только специалисты, но и родители, обеспокоенные снижением внимания у своих детей.

Еще один плюс метода – это то, что материалы доступны бесплатно. Их не нужно покупать. Достаточно выйти в интернет и подобрать подходящий бланк. Затем его можно скачать и распечатать перед тестированием.

Нюансы проведения корректурной пробы

Перед началом работы важно:

В среднем диагностика занимает 5-10 минут. Временной параметр зависит от поставленного перед группой задания. Примерные варианты задач выглядят следующим образом:

Обработка результатов

Проверка теста проводится по каждому из параметров в отдельности. Проще всего определить объем внимания. Он считается соответствующим возрасту при просмотре 850 знаков и более.

Для расчета концентрации разработана отдельная формула – (число строк*2)/ количество ошибок. Под ошибками понимаются:

Устойчивость внимания определяется по качеству выполненной работы в разных временных промежутках (для этого по команде через каждую минуту ставится черта). Результат считают для каждого промежутка по формуле – количество просмотренных букв/время выполнения. По итоговым показателям определяют уровень устойчивости:

Если результат равен 9-10, то устойчивость очень низкая и нуждается в срочной коррекции.

Переключаемость также рассчитывается по формуле – (количество ошибочных строк/общее число строк)*100%. Результат в процентах расшифровывается следующим образом:

На основе всех данных специалист выстраивает график. В дальнейшем по нему удобно отслеживать динамику работы по улучшению внимания.

Корректурная проба – это удобный и простой инструмент, не отнимающий много времени у испытуемых. Поэтому воспользоваться им может абсолютно каждый.

Источник

Корректурная проба что это такое

Одностороннее пространственное невнимание (пространственное игнорирование, или «неглект») — неспособность дать отчет, отреагировать или определить местонахождение стимула на стороне, противоположной поражению, когда ее нельзя отнести только к сенсорным или моторным нарушениям [1]. Этот феномен привлекает к себе интерес как эмпирически обоснованная модель, позволяющая исследовать морфофункциональную латерализацию головного мозга в механизмах пространственного познания и восстановления нарушенных пространственных функций [2—7]. Пространственное невнимание может быть связано с разными сенсорными модальностями, психомоторикой, разными секторами и расстояниями пространства, телесным, объектным и фоновым пространством, а также демонстрировать в этом двойную диссоциацию, указывая на различную локализацию мозговых механизмов пространственных нарушений внимания [3, 8—11]. При легкой степени выраженности пространственное невнимание проявляется не полным игнорированием одной стороны пространства, а лишь смещением фокуса внимания в одну сторону. В клинике явления невнимания имеют особое диагностическое значение на ранних этапах лечебно-восстановительного процесса.

Комплексная диагностика с помощью электрофизиологических и нейровизуализационных методов позволяет объективизировать наличие и латерализацию поражения и его морфофункциональную структуру. При этом использование нейропсихологического метода дает возможность установить наличие, характер и степень выраженности пространственного невнимания, его соотношение с другими расстройствами познавательной деятельности и динамику в процессе лечения.

У праворуких феномен невнимания преимущественно возникает при поражении теменных и теменно-затылочных отделов правого полушария [3, 9—13], в этом случае фокус внимания смещается в сторону, подконтрольную непораженному полушарию. Исключение составляют относительно изолированные фокальные поражения как правых, так и левых пульвинарных ядер таламуса, которые также могут приводить к выраженному невниманию [12, 13]. При этом выявляется повреждение как серого вещества, так и проводящих путей, соединяющих лобные, теменные и височные области коры больших полушарий [6, 14, 15]. У здоровых также отмечаются легкие проявления пространственного невнимания («псевдонеглект») в виде смещения фокуса внимания в одну сторону — обычно влево (например, при делении пополам прямого отрезка) [3, 16]. Малоизученными остаются эффекты смещения фокуса внимания у больных с психическими расстройствами [17—19], хотя наблюдаемые, например, при расстройствах шизофренического спектра нарушения структуры головного мозга и аномальные паттерны его функциональной асимметрии [20] делают проявления пространственного невнимания ожидаемыми. Кроме того, феномен одностороннего невнимания недостаточно изучен с учетом возможного влияния таких факторов, как возраст, пол, образование, особенности клинической картины заболевания, и используемого метода исследования.

Цель настоящего исследования — изучение феномена одностороннего зрительно-пространственного невнимания в норме и при патологии головного мозга различного генеза с помощью авторской модификации цифровой корректурной пробы (МЦКП), которая зарекомендовала себя как чувствительная к проявлениям неглекта. Анализ материала проводился с учетом возраста обследуемых.

Материал и методы

В исследование был включен 431 человек, составившие нормативную и клиническую выборки. Вся выборка была разделена на три возрастные когорты: 18 лет — 34 года, 35 лет — 44 года и старше 45 лет.

В нормативную выборку вошли 240 практически здоровых лиц: 142 мужчины и 98 женщин в возрасте от 17 до 83 лет (M=41,3, σ=16,69, µ=40 лет), левшей было 8 (3%).

Клиническую выборку составили две группы больных с психическими и неврологическими заболеваниями разного генеза.

1-я группа — 88 человек (60 мужчин и 28 женщин, в возрасте от 19 до 67 лет, M=33,1, σ=13,43, µ=29,5 года) с диагнозами расстройств шизофренического спектра (согласно МКБ-10: параноидная шизофрения (F20.0) — 37 человек, простая шизофрения (F20.6) — 17, шизоаффективное расстройство (F25) — 12, шизотипическое расстройство (F21) — 18 и шизоидное расстройство личности (F60.1) — 4. Левшей было 7 (7,9%).

Во 2-ю группу включали больных с когнитивными расстройствами легкой и умеренной степеней (F06.7 и F07.8 соответственно) вследствие клинически и аппаратурно подтвержденных органических заболеваний головного мозга разной этиологии. В эту группу вошли 68 человек (42 мужчины и 26 женщин, в возрасте от 18 до 72 лет, M=41,3, σ=12,52, µ=44 года): с последствиями черепно-мозговых травм (F06.70 и F07.80) — 23 человека, эпилепсией (F06.72 и F07.82) — 14, сосудистыми поражениями (F06.71 и F07.81) — 13, алкогольной энцефалопатией (F10.74) — 9 и смешанной органической патологией головного мозга (F06.78 и F07.88) — 9. Левшей было 4 (3,4%). В 21 случае были диагностированы преимущественно левополушарные поражения, в 14 — правополушарные; в остальных — двусторонние. У 8 больных имелись относительно изолированные очаги поражения головного мозга. У 15 — смешанная локализация поражения, включавшая подкорковые структуры. При этом чаще всего отмечалась височная патология — левополушарная (17) или двусторонняя (18), двусторонняя лобная (16), стволовая (13), реже — теменная правополушарная (9), затылочная (4 слева и 5 справа), медиобазальная (5) и двусторонняя мозжечковая (2). При смешанной локализации чаще других сочетались височные и лобные, а также височные и теменные поражения.

Таким образом, в настоящем исследовании был применен вариант МЦКП, позволяющий оценивать общее время выполнения (Т), время выполнения первой (T1) и второй (T2) половины пробы, коэффициент утомления/обучаемости — КУ=(T1/T2), число ошибок в правой (R) и левой (L) половинах зрительного поля и коэффициент асимметрии — КА=(RL)/80. Общее число подлежащих вычеркиванию цифр с каждой стороны корректурного поля равно 80. Введение этой величины в формулу КА делает его относительным и сопоставимым с аналогичными показателями; КА принимает значения в пределах ±1, положительный указывает на смещение фокуса внимания влево, отрицательный — вправо; для удобства восприятия он выражается в промилле.

Статистическую обработку данных проводили с учетом относительно небольшого количества обследуемых в клинических группах и отличия распределения значений от нормального. Для сравнения уровней признака в двух выборках использовали критерий U Манна—Уитни, частоты признака — точный критерий Фишера. Для выявления статистической связи двух величин применяли коэффициент ранговой корреляции Спирмена rs. Для характеристики центральных тенденций в выборках вычисляли среднее арифметическое M (с оценкой стандартной ошибки SE), медиану µ и стандартное отклонение σ. Выделяли также максимальные (max) и минимальные (min) значения показателей. Принятый уровень статистической значимости α=0,05.

Результаты

В нормативной выборке средний КА во всех возрастных группах был положительным за счет преобладания случаев смещения фокуса влево и большей величины этого смещения (табл. 1). Так, фокус внимания был смещен влево у 77 человек, вправо у 69, симметрия наблюдалась у 24, у остальных 70 пациентов ошибок не было.

Отдельные сравнения между собой нормативных подгрупп с левым и правым смещением фокуса внимания показали высокую значимость различий между ними по коэффициентам асимметрии (p Корректурная проба что это такое. Смотреть фото Корректурная проба что это такое. Смотреть картинку Корректурная проба что это такое. Картинка про Корректурная проба что это такое. Фото Корректурная проба что это такоеРис. 1. Среднее количество ошибок (ось ординат) в левой (L) и правой (R) половинах корректурной таблицы у лиц разных возрастных когорт нормативной выборки (ось абсцисс). Ó — значимые различия по L между когортами. Здесь и на рис. 2: планки погрешности указывают величину SE. Различия между 1-й и 3-й возрастными когортами по количеству ошибок слева значимы (p=0,004), а по общему количеству ошибок значимы различия между 1-й и 3-й (p Корректурная проба что это такое. Смотреть фото Корректурная проба что это такое. Смотреть картинку Корректурная проба что это такое. Картинка про Корректурная проба что это такое. Фото Корректурная проба что это такоеТаблица 2. Средние значения показателей односторонних ошибок и КА в клинических и нормативной выборках Примечание. * — значимые отличия от нормы. средние показатели ошибок, как суммарных, так и отдельно право- и левосторонних, были намного больше, чем в норме (p Корректурная проба что это такое. Смотреть фото Корректурная проба что это такое. Смотреть картинку Корректурная проба что это такое. Картинка про Корректурная проба что это такое. Фото Корректурная проба что это такоеРис. 2. Среднее количество ошибок в левой (L) и правой (R) половинах корректурной таблицы у обследуемых нормативной и клинической выборок. ОЗГМ — органические заболевания головного мозга; РШС — расстройства шизофренического спектра. Ó — значимые отличия от нормы.

В отличие от нормативной выборки средние КА в обеих клинических группах были отрицательными (см. табл. 2), хотя значимых различий по величине КА между клиническими группами и нормой выявлено не было. Однако выборка, включавшая больных с расстройствами шизофренического спектра, отличалась от нормы по частоте случаев отрицательного КА (42% против 27,5% соответственно, р=0,024). При этом КА закономерно снижался с возрастом, как и в норме, и тоже за счет увеличения числа ошибок в левой половине поля при отсутствии роста количества ошибок справа. Однако этот возрастной эффект обнаружился при сравнении 1-й («молодая») когорты со 2-й («средневозрастная»), а не 3-й («пожилая»), как в норме (р=0,015). Кроме того, возрастная тенденция проявилась увеличением общего показателя ошибок произвольного внимания, но при сравнении «молодого» возраста со «средним» (р=0,014), а не «пожилым», как у здоровых.

Косвенный контроль фактора медикаментозного лечения при расстройствах шизофренического спектра показал несущественность влияния приема нейролептиков на асимметрию ошибок, так как коэффициент асимметрии не обнаружил значимых корреляций с теми факторами болезни, которые были сопряжены с приемом нейролептиков: группой инвалидности, обострением и хроническим течением заболевания. С первым из них слабо и положительно коррелировали только показатели снижения скорости и коэффициент утомления (T1, T2 и КУ; 0,299≤rs≤0,337, p≤0,05), а со вторым и третьим — показатели общей суммы (R+L) и количества левосторонних ошибок (L) (соответственно rs=0,280 и 0,304, p≤0,05).

В группе органических заболеваний головного мозга не было значимых различий по величине КА ни между разными возрастными когортами, ни между подгруппами с право- и левополушарными поражениями, хотя последние и демонстрировали противоположные знаки коэффициента асимметрии (табл. 3). Корректурная проба что это такое. Смотреть фото Корректурная проба что это такое. Смотреть картинку Корректурная проба что это такое. Картинка про Корректурная проба что это такое. Фото Корректурная проба что это такоеТаблица 3. Средние значения показателей односторонних ошибок и коэффициента асимметрии при органических заболеваниях головного мозга с разной латерализацией поражения Примечание. * — значимые различия между правой и левой стороной. Однако латерализованные поражения значимо различались по количеству случаев симметрии ошибок (р=0,041). Асимметрия ошибок внимания наблюдалась у примерно 60% больных с правополушарными поражениями и 70% — с двусторонней патологией, а при левополушарных поражениях чаще (75%) отмечалось равенство лево- и правосторонних ошибок.

Обсуждение

Полученные в нормативной выборке результаты отражают известную тенденцию к отклонению фокуса пространственного внимания влево у здоровых правшей вследствие доминирующей роли правого полушария в обработке пространственно распределенных стимулов [4, 7, 8, 24]. При этом, как и в исследованиях псевдонеглекта другими тестами [25], наша нормативная выборка оказалась неоднородной, так как в ней были выделены подгруппы с прямо противоположной асимметрией ошибок, а также отсутствием асимметрии или ошибок вообще. Значимые различия по КА и количеству односторонних ошибок, выявленные в норме между подгруппами со смещением фокуса влево и вправо, отражают, вероятно, не случайные флюктуации, а закономерные латеральные эффекты организации зрительно-пространственных внимания и перцепции, а также интенции и психомоторных функций (либо взаимодействие обоих компонентов этих пар), которые могут быть обусловлены индивидуальными различиями в профилях межполушарной асимметрии (преобладание право- или левополушарной доминантности не только по руке, но и глазу) [24], а также различиями когнитивных функций и стратегий выполнения заданий. Аналогичные результаты и объяснения были получены при исследовании псевдонеглекта у здоровых с использованием известного теста деления отрезка пополам [26, 27].

Кроме того, выявленная в норме возрастная тенденция к снижению абсолютной величины КА на фоне достоверного роста их общего числа у пожилых отражает влияние биологических факторов старения на как общее снижение функций внимания, так и на выраженность межполушарной асимметрии [28]. Направленность асимметрии внимания с возрастом существенно не меняется, но выявить ее становится труднее из-за нечеткости и «стертости» феномена [3, 29]. Н.Н. Брагина и Т.А. Доброхотова [3] на основании собственных исследований утверждают, что динамику функциональных асимметрий головного мозга в позднем онтогенезе человека отличает нивелирование асимметрии при наибольшей ее выраженности у психически здорового взрослого.

Эти эффекты были зафиксированы в нашем исследовании также и в выборке больных с расстройствами шизофренического спектра, где возрастная нивелировка асимметрии зрительно-пространственного внимания проявилась между двумя возрастными когортами. При этом она наблюдалась не в позднем, как в норме, а уже среднем возрасте, что, возможно, отражает специфику нашей клинической выборки (более молодая, чем нормативная) или влияние клинико-биологических факторов на функциональную асимметрию мозга. Однако у больных с органическими заболеваниями головного мозга выявить возрастные изменения асимметрии мозга не удалось, очевидно, вследствие более сильных эффектов мозгового повреждения, перекрывающих влияние физиологического старения мозга. Этот же фактор мы рассматриваем в качестве основной причины слабой выраженности половых и некоторых когнитивных различий в клинических группах (у здоровых различия по полу и полученному образованию оказались более выраженными).

Инверсия знака КА в группе больных с расстройствами шизофренического спектра вследствие большей, чем в норме, частоты встречаемости его отрицательных значений, может указывать на преимущественный дефицит модулей, более специфичных для правого полушария, в частности зрительно-пространственного внимания при этой нозологии [30]. Большинство исследователей, в том числе M. Ribolsi соавт. [18], также отмечают отсутствие псевдонеглекта при шизофрении и снижение его проявления даже в континууме выраженности шизотипических черт в норме. Этот эффект объясняют [17] снижением или инверсией функциональной асимметрии мозга, связанной с дефицитом правополушарных функций, особенно правой теменной коры при шизофрении. При установленной патологии правого полушария, независимо от объема его поражения, даже в покое расстройства мозговой активности, включая связи систем внимания и психомоторных функций, оказываются более выраженными, чем при левосторонних поражениях [14, 31]. На правополушарные дисфункции при расстройствах шизофренического спектра, помимо факторов нейродегенерации и нейромедиаторных нарушений функционирования головного мозга (связанные с течением болезни), могут влиять и специфические факторы аномального нейроонтогенеза в преморбиде [32]. Известно [3], что среди больных шизофренией чаще отмечаются стертые варианты функциональной асимметрии мозга и даже случаи левшества и амбидекстрии, причем по всем изученным парным органам по сравнению со здоровыми. Однако для проверки высказанных гипотез необходимы дальнейшие более дифференцированные статистические сопоставления различных клинических подгрупп с правым и левым смещением фокуса внимания.

В группе больных с органическими заболеваниями и преимущественно левополушарной патологией чаще отмечалось симметричное распределение ошибок, что согласуется с уже отмеченной закономерностью более быстрой компенсации одностороннего пространственного невнимания при поражениях левого полушария [28, 33]. Вместе с тем отсутствие значимых различий по параметру односторонних ошибок между подгруппами с противоположно латерализованными поражениями могло быть обусловлено неравноценными сравнениями, включавшими множественные сочетания очагов разной локализации. Это усложняет учет компенсаторных влияний сохранных функций того же или противоположного полушария на односторонние нарушения произвольного внимания. В литературе [34] указывается на возможность определенной коррекции эффектов зрительного невнимания в левом зрительном поле при активизации лобно-теменных сетей внимания посредством повышения общей фазовой «бдительности» или включением в действие ипсилатеральной руки и других факторов.

Выявленные на высоком уровне значимости различия по всем трем показателям ошибок (L, R, L+R) зрительно-пространственного внимания между клиническими и нормативной выборками свидетельствуют о высокой дискриминантной валидности сенсибилизированной МЦКП в исследовании нарушений внимания как при эндогенной, так и экзогенно-органической патологии головного мозга.

Полученные в исследовании результаты демонстрируют различные влияния возраста и латерализации поражения на одностороннее зрительно-пространственное невнимание как в норме, так и при наличии патологии, а также отражают его специфику при расстройствах шизофренического спектра и органических заболеваниях головного мозга. Это подтверждает чувствительность МЦКП к разным аспектам зрительно-пространственного внимания и его нарушений, что позволяет рекомендовать стандартизованную в нашем исследовании методику к практическому применению в медицинской психологии, психиатрии, неврологии как портативного, надежного и валидного инструмента нейропсихологической диагностики. Использование МЦКП требует, однако, учета клинических и аппаратурных данных, а также других результатов нейропсихологических тестов. При этом отсутствие асимметрии ошибок в МЦКП еще не означает отсутствия или незначительности латерализованных поражений головного мозга, поскольку одностороннее пространственное игнорирование — это сложный гетерогенный синдром, который может выявляться другими тестами и модулироваться влиянием различных факторов.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

1 При поддержке Российского государственного научного фонда (проект 14−06−00231) «Нейрокогнитивный дефицит, аффективные расстройства и совладающее поведение при височной эпилепсии».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *