Корректурные пробы для чего нужны

Корректурная проба (Тест Бурдона)

Корректурные пробы для чего нужны. Смотреть фото Корректурные пробы для чего нужны. Смотреть картинку Корректурные пробы для чего нужны. Картинка про Корректурные пробы для чего нужны. Фото Корректурные пробы для чего нужны

Тест Бурбона предназначен для исследования степени концентрации и устойчивости внимания.

Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.

Корректурная проба Бурдона может проводиться для взрослых людей и детей школьного, а также дошкольного возраста.

Инструкция к тесту

«На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)».

Примечание: возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.

Корректурные пробы для чего нужны. Смотреть фото Корректурные пробы для чего нужны. Смотреть картинку Корректурные пробы для чего нужны. Картинка про Корректурные пробы для чего нужны. Фото Корректурные пробы для чего нужны Корректурные пробы для чего нужны. Смотреть фото Корректурные пробы для чего нужны. Смотреть картинку Корректурные пробы для чего нужны. Картинка про Корректурные пробы для чего нужны. Фото Корректурные пробы для чего нужны
Корректурные пробы для чего нужны. Смотреть фото Корректурные пробы для чего нужны. Смотреть картинку Корректурные пробы для чего нужны. Картинка про Корректурные пробы для чего нужны. Фото Корректурные пробы для чего нужны Корректурные пробы для чего нужны. Смотреть фото Корректурные пробы для чего нужны. Смотреть картинку Корректурные пробы для чего нужны. Картинка про Корректурные пробы для чего нужны. Фото Корректурные пробы для чего нужны

Примечание: инструкция к детскому бланку (там где листики и домики) Корректурной пробы (Тесту Бурдона) – “Нарисуй окошко у каждого домика и веточку у каждого листика”.

Обработка результатов теста

Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным по казателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).

Концентрация внимания оценивается по формуле:

С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым,
П – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).

Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.

Расшифровка показателей:
Чем больше получившаяся цифра, тем выше концентрация. Этот показатель не имеет установленных числовых значений, так как зависит от конкретного стимульного материала. Но в любом случае К не должно быть больше половины показателя С (такой результат означает, что испытуемый обладает очень низкой концентрацией и нуждается в специальной помощи психолога).

Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.

Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:

А – темп выполнения,
S – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,
t – время выполнения.

По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

Расшифровка показателей:

РезультатЗначение
0–2Очень высокая устойчивость
3–4Высокая
5–6Средняя
7–8Низкая
9–10Очень низкая

Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле:

So – количество ошибочно проработанных строк,
S – общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.

При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.

Источник

Корректурная проба Бурдона — тест для диагностики внимания

Корректурные пробы для чего нужны. Смотреть фото Корректурные пробы для чего нужны. Смотреть картинку Корректурные пробы для чего нужны. Картинка про Корректурные пробы для чего нужны. Фото Корректурные пробы для чего нужныМетодика, связанная с корректурной пробой, может быть использована как для диагностики состояния внимания и способности к его концентрации, так и с целью его тренировки.

Данная методика может быть применена как к школьникам старшего и младшего возраста, так и к дошкольникам. В последнем варианте вместо бланков с буквами используются бланки с картинками, а сама процедура тестирования преподносится ребёнку в игровой форме, чтобы заинтересовать его и исключить фактор волнения, способный негативно сказаться на качестве выполнения заданий.

Для проведения пробы требуются:

Алгоритм проведения корректурной пробы

Корректурные пробы для чего нужны. Смотреть фото Корректурные пробы для чего нужны. Смотреть картинку Корректурные пробы для чего нужны. Картинка про Корректурные пробы для чего нужны. Фото Корректурные пробы для чего нужныТестирование осуществляется с помощью набора специальных бланков с нанесёнными на них рядами букв, расположенных в случайном порядке (допускается использование фигур, цифр или газетного текста). Тестируемый просматривает отрезок текста или бланк и вычёркивает определённый знак, или фигуру, или букву, в соответствии с тем, какую инструкцию получил. Например, инструкция может звучать примерно следующим образом: «Просматривая ряд за рядом набор букв, вычёркивайте все буквы „А“; каждые 60 секунд по команде тестирующего отмечайте вертикальную черту, чтобы было видно, какой объём Вы успели просмотреть за это время».

Возможны варианты: например, для детей, не знакомых с буквами, которым предоставляют бланк с картинками вместо букв, задание может быть сформулировано так: «Нарисуй окошко у каждого домика, или листик у каждого яблочка».

Интерпретация результатов исследования

Результат исследования оцениваются по следующим параметрам:

Очень важным параметром считается качество и скорость выполнения задачи; этот показатель выражается в количестве обработанных строк и количеством ошибок, допущенных в рамках каждого шестидесятисекундного интервала времени.

Методика корректурной пробы для оценки внимания у младших школьников

Для интерпретации результатов подсчитывается:

Методика Бурдона

Эта проба проводится в два этапа длительностью по пять минут каждый, разделённые пятиминутным перерывом.

В каждой «серии» необходимо диагностировать продуктивность работы (как по минутам, так и в целом). Для этого подсчитывают общее число букв и ошибок (ошибками считаются пропущенные буквы, а также неправильно вычеркнутые). На основании этих подсчётов строятся графики динамики продуктивности работы по минутам для каждого из этапов. Таким образом, сопоставляя количество ошибок и знаков в бланке, методика даёт возможность оценить уровень распределения внимания, а, кроме того, судить о характере динамики работы.

Модификации корректурной пробы

Поскольку данная проба проводится у детей дошкольного возраста, объективность не будет зависеть от изначального настроя ребёнка. Тестируемый не должен волноваться, бояться или торопиться. Тем, кто помладше, следует преподносить процедуру теста в виде игры («Давай с тобой поиграем»).

Источник

Корректурные пробы для развития внимания

Регулярные занятия по развитию внимания дают положительные результаты. Дети приучаются не просто слушать, а слышать, не просто смотреть, а видеть…

Корректурные пробы – это замечательный материал для развития усидчивости детей, зрительного внимания и памяти, а так же подготовка ребёнка к школьному обучению.

Корректурные пробы (от слова корректировать) – задания на поиск, исправление, корректировку некоторой информации (цифры, буквы, картинки, фигуры и т.д.).

При работе с корректурными пробами важно обучить ребёнка просматривать информацию построчно, слева – направо, от начала до конца ряда, чтобы дошкольники учились упорядочивать, организовывать своё внимание. По окончании работы нужно её проверить самостоятельно (ещё раз с начала до конца просмотреть по рядам, при необходимости – исправить ошибки). И только потом работу проверяет взрослый. Для начала можно использовать задания «Дорисуй домики, листочки», «Дорисуй рыбок, бабочек, улиток».

Для того, чтобы заинтересовать детей, можно делать эти задания параллельно – взрослый и ребёнок (или несколько детей), а затем проверить друг у друга. Если взрослый намеренно делает ошибки, и их находит ребёнок – это повышает интерес детей к данным заданиям.

Начинать выполнение данных упражнений необходимо с вычёркивания (подчёркивания) одной фигуры (буквы), главное – научить ребёнка работать по рядам, а не хаотично. Когда способ действия освоен – можно усложнять задания – поиск нескольких объектов (они отмечаются разными способами: подчеркнуть, зачеркнуть, обвести в кружок и т.д.). Затем можно ограничивать время выполнения заданий.

Ещё более сложные задания на поиск фигур по нескольким признакам (мальчик с ушами и улыбкой и т.п.). Задания можно варьировать, на одном и том же бланке искать разные объекты. Также можно искать сочетания картинок, букв среди множества других.

Очень полезны для развития внимания и мелкой моторики упражнения на кодирование информации: поставить в фигурках знаки как на образце.

Учёные выяснили, что если ребёнок, поступивший в первый класс выполняет каждый день корректурную форму, то через два месяца у него ошибок при чтении станет в 2 – 3 раза меньше.

Данный вид задания можно предлагать детям от трёх лет и старше, постепенно усложняя задания: давать меньше времени на его выполнение и увеличивать количество символов в задании.

Далее представлены некоторые варианты заданий.

Дорисуй окно у домика и палочку у листочка.

Корректурные пробы для чего нужны. Смотреть фото Корректурные пробы для чего нужны. Смотреть картинку Корректурные пробы для чего нужны. Картинка про Корректурные пробы для чего нужны. Фото Корректурные пробы для чего нужны

Задание 2. Знакомые предметы.

Предлагается бланк с изображением знакомых предметов трёх видов, расположенных по 9 в каждом ряду (5-10 рядов).

а) вычеркнуть все грибочки;

б) подчеркнуть все мячики;

в) вычеркнуть всё ёлочки красным карандашом, а мячики – синим;

г) вычеркнуть все мячики и подчеркнуть все ёлочки.

Можно не вычёркивать, а считать. На одно занятие предлагается 1 вариант задания

Корректурные пробы для чего нужны. Смотреть фото Корректурные пробы для чего нужны. Смотреть картинку Корректурные пробы для чего нужны. Картинка про Корректурные пробы для чего нужны. Фото Корректурные пробы для чего нужны

Задание 3. Геометрические фигуры.

Изображены фигуры 3-4 видов. Всего 5-10 рядов по 9-10 фигур в каждом ряду.

а) поставить точку во всех треугольниках или поставить чёрточку в кругах (это наиболее простой вариант, можно начинать с него);

б) расставить значки как показано на образце;

в) расставить значки только в квадратах и треугольниках;

г) поставить значки в ромбах и подчеркнуть все квадраты.

Корректурные пробы для чего нужны. Смотреть фото Корректурные пробы для чего нужны. Смотреть картинку Корректурные пробы для чего нужны. Картинка про Корректурные пробы для чего нужны. Фото Корректурные пробы для чего нужны

Предлагаются бланки с изображением девочек, расположенных по 8 в каждом ряду (5-10 рядов).

а) подчеркни (сосчитай) девочек с чёрными бантиками (белыми);

б) подчеркни (сосчитай) девочек с чёрными волосами и бантиками;

в) … с белыми волосами и белыми бантиками;

г) … с белыми волосами и чёрными бантиками;

д) … с чёрными волосами и белыми бантиками.

Корректурные пробы для чего нужны. Смотреть фото Корректурные пробы для чего нужны. Смотреть картинку Корректурные пробы для чего нужны. Картинка про Корректурные пробы для чего нужны. Фото Корректурные пробы для чего нужны

Предлагается бланк с изображением поросят, расположенных по 10 в каждом ряду (5-12 рядов).

а) подчеркни (посчитай) весёлых (грустных) поросят;

б) подчеркни весёлых (грустных) поросят с двумя ушками (одним ушком);

в) подчеркни весёлых (грустных) поросят с двумя (одним) ушками, без чёлки (с чёлкой).

Корректурные пробы для чего нужны. Смотреть фото Корректурные пробы для чего нужны. Смотреть картинку Корректурные пробы для чего нужны. Картинка про Корректурные пробы для чего нужны. Фото Корректурные пробы для чего нужны

Предлагаются бланки с изображением бурёнок, расположенными по 8 в ряду (5-10 рядов).

а) подчеркни (посчитай) бурёнок с одним рогом (с двумя);

б) подчеркни (посчитай) бурёнок с одним ушком (с двумя);

в) … с одним рогом, одним ушком (и наоборот) и другие варианты.

Корректурные пробы для чего нужны. Смотреть фото Корректурные пробы для чего нужны. Смотреть картинку Корректурные пробы для чего нужны. Картинка про Корректурные пробы для чего нужны. Фото Корректурные пробы для чего нужны

Задание 7. Человечки.

Предлагаются бланки с изображением человечков с разным положением рук и ног, расположенных по 9 в ряду.

а) закрась (подчеркни, заштрихуй, посчитай) человечков, которые стоят на одной ножке;

б) закрась (подчеркни, заштрихуй, посчитай) человечков, которые стоят на одной ножке, расставив руки в стороны;

в) закрась (подчеркни, заштрихуй, посчитай) человечков, которые расставили ноги «шире плеч» и раскинули руки в стороны;

г) … которые расставили руки и ноги на ширину плеч;

д) … которые опустили руки и поставили ноги близко друг к другу.

Корректурные пробы для чего нужны. Смотреть фото Корректурные пробы для чего нужны. Смотреть картинку Корректурные пробы для чего нужны. Картинка про Корректурные пробы для чего нужны. Фото Корректурные пробы для чего нужны

Нарисованы фигуры, находящиеся одна в другой.

а) подчеркни (зачеркни) круги в квадрате (квадраты в круге);

б) подчеркни треугольник в круге, зачеркни круг в треугольнике;

в) подчеркни одной чертой квадрат в треугольнике, двумя чертами треугольник в квадрате.

Корректурные пробы для чего нужны. Смотреть фото Корректурные пробы для чего нужны. Смотреть картинку Корректурные пробы для чего нужны. Картинка про Корректурные пробы для чего нужны. Фото Корректурные пробы для чего нужны

Задание 9. Посчитай, сколько раз встречается слово «дом»

Источник

Корректурная проба Бурдона

Одна из самых популярных методик для исследования внимания. Похожа на методику «Кольца Ландольта». Данная методика предназначена для исследования степени концентрации, распределения и устойчивости внимания.

Содержание

Корректурная проба Бурдона может проводиться для взрослых людей и детей школьного, а также дошкольного возраста. Проведение методики занимает 10 минут. Как правило, за это время, в норме, обычный человек делает 10-15 ошибок.

Исследование нужно проводить индивидуально. Необходимо убедиться, что испытуемый готов к выполнению задания. Необходима спокойная обстановка, в которой человек не будет чувствовать себя как на экзамене. Естественно, что нежелательно присутствие отвлекающих моментов (лишних людей, телефонов, музыки и др.).

Материал и процедура тестирования

Для обследования вам понадобятся специальные бланки с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки (есть и детский вариант, в котором используются бланки с рисунками).

Возможны и другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «но») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать (при изучении распределения внимания).

Инструкция к пробе Бурдона

Инструкция №1: «На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «И». Через каждые 60 сек по команде «черта» отметьте вертикальной чертой то место бланка, где Вас застала эта команда. Время работы 5 мин.»

Инструкция №2: «На бланке мысленно отчеркните первый ряд. Ваша задача – просматривая ряды знаков слева направо, вычёркивать те знаки, которые стоят первыми в ряду. Старайтесь работать быстро и точно. Время работы 5 мин.»

Обработка результатов

Результаты первой пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важными показателями первой пробы являются характеристики качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал).

Корректурные пробы для чего нужны. Смотреть фото Корректурные пробы для чего нужны. Смотреть картинку Корректурные пробы для чего нужны. Картинка про Корректурные пробы для чего нужны. Фото Корректурные пробы для чего нужны

К = С*С/n или К = С^2 /n;
C – число просмотренных строк,
n – количество ошибок (пропусков, ошибочных зачеркиваний). Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.

Чем больше получившаяся цифра, тем выше концентрация. Этот показатель не имеет установленных числовых значений, так как зависит от конкретного стимульного материала. Но в любом случае К не должно быть больше половины показателя С (такой результат означает, что испытуемый обладает очень низкой концентрацией и нуждается в специальной помощи психолога).

Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания. Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по следующей формуле.

А = S/t*10 ;
A – темп выполнения,
S – количество просмотренных букв,
t – время выполнения.

Значение 0–2 говорит об очень высокой устойчивости внимания, 3–4 — высокая устойчивость, 5–6 — средняя устойчивость, 7–8 — низкая, а 9–10 — указывает на очень низкую устойчивость внимания.

По результатам выполнения можно построить «график истощаемости» за каждый интервал, отражающий устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

В норме объём составляет 850 знаков и больше, а показатель концентрации внимания – 5 ошибок и менее.

При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.
Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле:

Корректурные пробы для чего нужны. Смотреть фото Корректурные пробы для чего нужны. Смотреть картинку Корректурные пробы для чего нужны. Картинка про Корректурные пробы для чего нужны. Фото Корректурные пробы для чего нужны

C=So/S*100;
где So — количество ошибочно проработанных строк,
S — общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.

Таким образом, 0-20% указывает на очень высокую переключаемость внимания, 21-40% — на высокую, 41-60% — на среднюю, 61-80% — на низкую, 81-100% — на очень низкую.

Корректурные пробы для чего нужны. Смотреть фото Корректурные пробы для чего нужны. Смотреть картинку Корректурные пробы для чего нужны. Картинка про Корректурные пробы для чего нужны. Фото Корректурные пробы для чего нужны

Стимульный материал к тесту «Корректурная проба»

Корректурные пробы для чего нужны. Смотреть фото Корректурные пробы для чего нужны. Смотреть картинку Корректурные пробы для чего нужны. Картинка про Корректурные пробы для чего нужны. Фото Корректурные пробы для чего нужны

Корректурные пробы для чего нужны. Смотреть фото Корректурные пробы для чего нужны. Смотреть картинку Корректурные пробы для чего нужны. Картинка про Корректурные пробы для чего нужны. Фото Корректурные пробы для чего нужны

Бесплатно скачать бланк к тесту «Корректурная проба Бурдона»:

Источник

Исследуем устойчивость внимания и его концентрацию

КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА как метод исследования внимания впервые была предложена Б. Бурдоном в 1895 году.

Суть эксперимента в следующем: испытуемому предлагается таблица с различными знаками, расположенными в случайном порядке, в которой он должен, согласно инструкции, вычеркивать опредёленный знак.

В настоящее время существует несколько вариантов корректурного теста: буквенный (Анфимов, 1908 г.), цифровой (Аматуни, 1969 г.) и с кольцами Ландольта (корректурный бланк содержит случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны). Традиционная процедура проведения корректурной пробы позволяет оценить устойчивость и концентрацию внимания. Изменяя процедуру эксперимента, можно исследовать переключение и распределение внимания.

Диапазон применения
Методика используется для обследования как взрослых, так и детей школьного возраста (для обследования детей младшего возраста более удобен вариант с кольцами Ландольта). Методика широко применяется в клинике, в школьной и профессиональной психодиагностике.

Оборудование
1–2 бланка корректурной пробы, карандаш, секундомер. Существует много разных вариантов типографских бланков для корректурной пробы. Выбор варианта бланка небезразличен для получения однозначных результатов опыта.

Цель эксперимента
Изучение индивидуальных особенностей устойчивости и концентрации произвольного внимания.

Процедура эксперимента
Возможны индивидуальная и групповая формы проведения эксперимента. Экспериментатор даёт испытуемому бланк корректурной пробы и сообщает инструкцию: «На бланке строчками напечатаны буквы русского алфавита. Вы должны просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева направо и вычёркивать все буквы «к» и «р». Старайтесь работать как можно быстрее, но самое главное в этом задании – работать без ошибок, внимательно, ни одной буквы «к» и «р» не пропустить и ни одной лишней не вычеркнуть.

Кроме того, когда я скажу «Черта!» – поставьте вертикальную черту у той буквы, у которой Вас застал мой сигнал, и продолжайте работать дальше. Все понятно?».

Экспериментатор включает секундомер и даёт испытуемому сигнал начать. Через каждые 30 секунд (или каждую минуту) экспериментатор произносит слово «Черта!».

Общая длительность эксперимента от 3 до 10 минут (в зависимости от возраста испытуемого, задачи исследования).

После окончания эксперимента проводится проверка правильности выполнения задания по заранее изготовленному «ключу». «Ключ» представляет собой бланк, на котором все подлежащие вычеркиванию буквы обведены ярким цветным карандашом, а в конце каждой строчки проставлена цифра, обозначающая число таких букв в данной строчке.

Обработка результатов
Обработка экспериментальных данных разными исследователями проводится по-разному, однако за основу всегда берутся два основных показателя – скорость и точность.

Показателем скорости является количество букв, просмотренных испытуемым в течение каждого временного интервала и за весь эксперимент в целом.

Показателем точности работы является число ошибок (поинтервально и в целом за весь эксперимент). К ошибкам относят пропуск тех букв, которые необходимо было вычеркнуть; неправильно вычеркнутые буквы; пропущенные строчки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *