Корреспондент и репортер в чем разница

Разница между журналистом и корреспондентом

Журналистская деятельность осуществляется в профессиональной среде, где многие специальности дополняют друг друга, удовлетворяя потребность социума в оперативной, актуальной информации и глубоких аналитических материалах. Профессия журналиста сочетает элементы и формы социальной деятельности, благодаря которым труд отдельного человека приобретает общественную значимость и ценность.

Журналистика невозможна без репортажей, комментариев, обозрений и фотоматериалов. Их сбор и систематизацию осуществляют журналисты, специализирующиеся в этих видах деятельности. Они решают основную задачу – подготовку информационно-аналитических текстов, редактирование и рецензирование материалов, предназначенных для печати. Используя информационно-коммуникативные средства и технологии, журналист устанавливает связь с источником информации, ведет проверку фактов, предоставленных для публикации документов, привлекает аналитиков и экспертов, организует участие журналистской группы в конференциях и семинарах.

Журналист – универсальная профессия, требующая от отдельного специалиста личностной установки на общезначимую форму деятельности, влияющую на состояние общества и формирующую определенный тип общественного сознания.

Такая форма деятельности реализуется одновременно на нескольких уровнях. Оперативной информацией редакцию обеспечивает корреспондент. Это профессиональный журналист, выполняющий специальное задание или специализирующийся в отдельной области журналистики в печатных средствах массовой информации, на радио или телевидении.

Корреспондент может быть штатным или внештатным сотрудником редакции. Он обязан обладать навыками поиска информационного повода, владеть технологическими приемами построения репортажа, уметь правильно составить вопросы интервью и знать принципы редактирования текста.

Журналист может быть репортером или военным корреспондентом, спецкором или телеведущим, фотокорреспондентом или политическим аналитиком. Независимо от более узкой специализации в его профессиональные обязанности входит выполнение государственных требований к организации редакторской деятельности, учет социальных приоритетов и особенностей информационного пространства, в котором ему приходится работать.

Источник

Школа журналистики

Лучшие онлайн-курсы на русском языке

Журналист, корреспондент и репортер — чем они отличаются?

Корреспондент и репортер в чем разница. Смотреть фото Корреспондент и репортер в чем разница. Смотреть картинку Корреспондент и репортер в чем разница. Картинка про Корреспондент и репортер в чем разница. Фото Корреспондент и репортер в чем разницаЖурналистика – сфера, в которой есть множество вариантов развития карьеры. У людей, которые мечтают связать свою жизнь с этой деятельностью, часто возникают вопросы и трудности с определением понятий. В чем же отличия между журналистом, репортером и корреспондентом?

Для начала поясним, что и корреспондент, и репортер — это журналисты.

Корреспондент — так называется должность журналиста в редакции. Он журналист, но исходя из его служебных обязанностей должность называется «корреспондент», так его и запишут в трудовой книжке. Он собирает и обрабатывает информацию. Это могут быть материалы для различных изданий, веб-сайтов и новостных порталов. Часто под термином «корреспондент» подразумевают человека, который создает печатные материалы: пишет статьи, редактирует тексты, занимается сбором данных. Но корреспонденты работают и на телевидении.

А репортер – это журналист, который делает репортажи, то есть передает информацию с места событий. Проще всего понять кто такой репортер, представив телевизионный сюжет. Например, журналист находится на официальном открытии нового завода. Он прямо с места событий рассказывает о происходящем. Если репортаж пишет, например, сотрудник печатного или интернет-издания, то он в тексте передаст эффект присутствия разными приемами — «и вот мы видим…», «а сразу после этого…» и т.д. Репортаж пишется в настоящем времени, создавая у читателя ощущение присутствия на месте происходящего прямо сейчас.

Главные качества, необходимые репортеру в работе, это прежде всего высокая скорость и эффективность работы. Нередко таким специалистам приходится выполнять сразу несколько задач в сжатые сроки, что всегда требует собранности и оперативности.

Репортеры постоянно находятся в движении и часто бывают в командировках, поэтому для них также важна стрессоустойчивость и готовность путешествовать. Для некоторых путешествия – составляющие «работы мечты», но кто-то не готов половину своего рабочего времени отдавать поездкам. Поэтому заранее учитывайте все факторы, чтобы ваш выбор оказался верным.

Репортер, находясь на месте событий, берет небольшие интервью. Можно сказать, умение находить общий язык с любым человеком, быть вежливым и коммуникабельным одна из основ всей журналистики. Огромное значение имеет умение правильно и четко формулировать вопросы, подготовив их заранее.

Репортерам и корреспондентам нужно уметь получать информацию из различных источников и знать основные детали из жизни интервьюируемого еще до разговора с ним. Также сейчас для работы над разными проектами в журналистике необходимы базовые знания мультимедиа и технических программ. Это обязательное условие для всех журналистов.

⇒ Онлайн-курс «Основы журналистики» для всех желающих

⇒ Онлайн-курс «Будущий профессионал» для поступающих на журфак

⇒ Лучшая группа по журналистике во ВКонтакте по этой ссылке

⇒ Лучший аккаунт по журналистике в Инстаграме по этой ссылке

Здесь есть всё, чтобы стать профессионалом!
________________________________

Источник

Корреспондент и репортер в чем разница

ЖУРНАЛИСТСКИЕ ПРОФЕССИИ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ

Говоря об особенностях журналистской работы (и в том числе – на телевидении), необходимо иметь ввиду довольно общеизвестное положение, характеризующее суть журналистской профессии в целом. Журналистика – это синтез общественно-политической деятельности и творчества, предполагающий необходимый уровень профессионального мастерства. Первое определяет выбор проблем и тем, понимание социальной значимости журналистского материала и уровень ответственности за возможные социальные последствия. Это как бы суть, содержание профессии. Второе влияет на форму ее реализации – выбор жанра и необходимых изобразительно-выразительных инструментов. Как и в любом другом явлении, содержание и форма диалектически неразрывны. Беспредельно гениальная идея может потерпеть крах, если ее автор не владеет формальной стороной профессии, и, наоборот, безупречное владение техникой профессии вряд ли спасет проект, импотентный в творческом плане.

Литературное редактирование как таковое – малая часть функций редактора на телевидении. Телевидение- творчество коллективное, а потому повышается роль людей, владеющих общими принципами телепроизводства. Таковыми являются редактор программы и продюсер.

Литературный же редактор на телевидении отличается от редактора в печатной и радиожурналистике, прежде всего тем, что в его ведении появляется в дополнение к слову (в печати), звуку (на радио) еще и изображение. То есть, редактирование на телевидении происходит как бы в трех плоскостях, в трех измерениях.

Редактор программы, кроме того, является еще и одним из тех людей (и едва ли не самым главным), кто определяет стратегию программы, ее конечные цели.

Продюсерство как род профессиональной телевизионной деятельности в телекомпаниях стран постсоветского пространства вряд ли можно считать окончательно сформировавшейся профессией со строго регламентированным набором функций. На западном ТВ под продюсером понимается, как правило, тот же редактор, отвечающий еще и за организационные и финансовые аспекты подготовки программ.

Репортер или корреспондент – самая массовая и многогранная из «экранных» ТВ. По сути, репортерская работа – основа современного телевидения; без корреспондентских материалов, отражающих реальную жизнь, телевидение представляло бы собой набор студийных передач плюс трансляцию фильмов и других рекреативных программ. Репортерская работа осуществляется в разных плоскостях. Существуют репортеры-универсалы, которые не специализируются на чем-либо, а основой их работы является принцип в необходимой степени полного исследования любой темы, любого предмета. В более крупных телекомпаниях и авторитетных информационных программах очень часто существует специализация. Репортеры специализируются «по горизонтали»: в определенной сфере общественной жизни и деятельности (политика, экономика, криминальная тематика, наука, экология и т.д.). В отдельных программах (например, «Вести», РТР) существует даже более узкая специализация: отдельные корреспонденты не просто занимаются сферой политики, но и внутри ее специализируются более конкретно: кто-то отражает деятельность президента и его администрации, кто-то – правительства, парламента, МИДа, министерства обороны и т.д. Специализация «по вертикали» означает работу корреспондента со всеми новостями, но только по одному региону, по одной стране. Другое разделение корреспондентов основано на специализации по жанрам. Подавляющее большинство работают с оперативной информацией новостных и информационных программ. Есть репортеры, занимающиеся журналистскими расследованиями, подготовкой специальных репортажей, а порой и специальных программ. Понятно, что вся эта дифференциация довольно условна. Никогда не исключено, что оперативный репортер займется более глубоким расследованием по какой-то теме и, наоборот, исследующий репортер не подготовит оперативного репортажа по поводу какого-либо события. В этом смысле можно считать примером имеющее место взаимодействие двух программ Российского ТВ: «Вести» и «Зеркало». Аналитическая программа «Зеркало» имеет своих штатных репортеров, которые, оказавшись на месте какого-то события, не пренебрегают зачастую подготовкой оперативных сюжетов для «Вестей». В то же время, «Зеркало» может заказать подготовку аналитического материала специальному корреспонденту «Вестей», выезжающему в оперативную командировку, или собственному корреспонденту, находящемуся непосредственно на месте события. Свои положительные и отрицательные стороны имеет любая специализация репортерской работы. «При горизонтальной» специализации это выглядит следующим образом. Корреспондента, специализирующегося исключительно на одной, скажем, экономической, тематике, подстерегает опасность по двум направлениям. Во-первых, его достаточно глубокое проникновение в тему может повлиять на репортаж в смысле его малодоступности для аудитории. Другими словами, «если понятно мне, должно быть понятно и другим». То же относится и к репортеру, специализирующемуся «по вертикали» – глубокое и всестороннее знание предмета может пойти во вред. По большому счету, аудитории информационной программы не нужны все и всяческие подробности о том или ином событии. Другое дело – суметь в минимальном объеме показать событие, если есть необходимость, в его контексте. И показать так, чтобы и контекст и событие оказались доступны для понимания зрителей. При специализации возникает и другая бедатак называемое «замыливание глаза». Постоянно занимаясь предметом, корреспондент может не заметить каких-то явлений, не придать большого значения чему-либо, что на самом деле может быть интересно большой аудитории. Резюмируя эти размышления, можно сказать: хорошо, когда репортер знает ненамного больше о предмете, чем это нужно аудитории. И еще одно подводное течение специализации: она грозит репортеру потерей беспристрастности, объективности. Вольно-невольно, он, глубоко вникая в суть событий и процессов, становится сторонником какой-то точки зрения. Особенно, если речь идет о событии или процессе, содержащих в себе внутренние противоречия. И уж совсем недопустимо подобное в случаях отражения в репортажах социальных или военных конфликтов. (Впрочем, в последних ситуациях различные редакции проводят разную политику. Например, программа «Вести» в отражении войны в Нагорном Карабахе и грузино-абхазского конфликта нашла свой подход: в эфире обязательно рядом присутствовали два сюжета, подготовленные корреспондентами, находящимися по разные линии фронта. При этом каждый из сюжетов мог быть тенденциозен, но в целом картина оказывалась приближенной к объективной. Правда, та же программа в ходе гражданской войны и последующих процессов в Таджикистане не смогла удержаться на высоте положения и давала в эфир, практически без исключений, одну лишь точку зрения – правительственную, игнорируя вторую сторону конфликта – оппозицию. Это, конечно, недопустимая ошибка в политике программы в целом). Профессиональное мастерство репортера можно свести к четырем элементарным, но принципиально важным, требованиям. Первое: суметь оказаться в нужное время в нужном месте. Успеть вместе со съемочной группой туда, где происходит общественно-значимое событие. Суметь (во многих случаях – даже без согласования с редакцией) оценить общественную значимость события и принять решение о подготовке материала, либо об отказе от него. Второе: с участием оператора быстро продумать возможную структуру и композицию сюжета, исходя из чего, выбрать и зафиксировать необходимый видеоматериал, записать нужные интервью, при необходимости – stand-up. Третье: собрать необходимую информацию о событии, оценить степень необходимых подробностей и подготовить текст. Четвертое: организовать быстрое возвращение съемочной группы (в отдельных случаях – доставку подготовленных видеокассет и текста сюжета) в редакцию к такому времени, чтобы материал был подготовлен к эфиру в нужное время. Условия выполнения первого требования часто зависят не только от репортера, но находчивость и умение преодолеть даже посторонние факторы тоже относятся к характеристикам профессионального мастерства. Довольно простая из возможных в таком случае ситуаций может выглядеть так. (В больших редакциях обычно устанавливается дежурство репортеров. Вы – дежурный. Вам сообщают о месте и времени события, оператор с техникой и машиной ждут у подъезда, известно время выпуска программы, к которому нужен ваш сюжет. Еще проще работать, опираясь на планирование работы редакции. Оно осуществляется на информации о событиях, о которых возможно узнать заранее (пресс-конференции и брифинги, совещания и заседания, визиты и встречи, митинги и демонстрации и т.д.). Планирование происходит за день (а то и более) до события и уже в понедельник вы можете знать следующее: в среду в 8.00 – выезд, в 9.00 – начало заседания; информационная компьютерная служба подготовила для вас всю предварительную информацию и событии; выход в эфир – в выпуске на 17.00.). В реальности же все бывает куда как сложнее. Отсутствие связи с редакцией – серьезнейший из факторов, которые могут помешать, но и он преодолим. Просмотр газет, прослушивание радио, поддержание контактов с пресс-службами и разного рода ньюсмейкерами, способность к анализу и прогнозированию – все это и многое другое вполне может сочетаться в одном-единственном человеке, если он – репортер. Выполнение второй из стоящих перед репортером задач в значительной степени связано с двумя факторами. Один из них – умение взаимодействовать с оператором. (Об этом см. ниже, в гл.4, посвященной собственно репортажу). Второй фактор – принятие решения о необходимости записи интервью и (или) stand-up’а, о наборе необходимых видеокадров – решается, прежде всего, на основе профессиональных навыков (или, как минимум, знаний) репортера, хотя и здесь немаловажное значение приобретает, особенно в ситуациях достаточно экстремальных, взаимопонимание среди участников съемочной группы. Собственная состоятельность корреспондента определяет способность решения задачи написания текста, как и оперативная доставка материала – о находчивости, умении сгруппироваться и преодолеть, казалось бы, непреодолимое, уже говорилось выше. Одно из репортерских правил: хорошее начало материала вызовет интерес и внимание, хорошая концовка оставит материал в памяти. Другое относится к разряду вечных истин: краткостьсестра таланта. Впрочем, обоснованный, замотивированный сюжет, вышедший за рамки хронометража, рекомендованного редакцией до выезда на съемки, вовсе не говорит о его творческой несостоятельности.

КОММЕНТАТОР И ОБОЗРЕВАТЕЛЬ

ДИКТОР И ВЕДУЩИЙ НОВОСТЕЙ

Отличие ведущего новостной программы от диктора не так велико. Диктор зачитывает в эфир с телесуфлера заранее подготовленный и выверенный текст, то же самое делает и ведущий. Теоретически диктор не имеет права на импровизацию, у ведущего такое право есть. На практике за очень редкими, буквально единичными исключениями, ведущие новостных программ на телеканалах постсоветских стран этим правом не пользуются. И не потому, что не хочется. Динамика новостной программы такова, что на осознание того или иного факта, выработку в сознании четко выверенных слов и их произнесение просто физически не хватает времени. Другое дело, что ведущему требуется, может быть, больше актерской игры перед камерой: зритель должен чувствовать, что человек на экране понимает то, что говорит в эфир. Пользуясь определением К.С. Станиславского, писавшего об «излучении», идущем от хорошего актера в зал, можно сказать, что именно такое «излучение» отличает ведущего от диктора. Диктор сообщает зрителям программу передач, сводку погоды. Пожалуй, этим начинается и на этом же заканчивается дикторская функция на современном телевидении. Диктор может зачитать в эфир какое-либо официальное сообщение. Все это может сделать и ведущий, тем более что многие телеканалы уже отказались от дикторских форм сообщения программы передач и сводок погоды. Можно предположить, что собственно дикторская профессия уходит с телеэкрана, оставляя ряд своих черт профессии ведущего. Другое дело, что и ведущий не может претендовать на роль автора программы. Зритель понимает, что ведущий не сам добывал новости из разных точек планеты, но зритель сумеет оценить умелую, уверенную и тактичную подачу этих новостей. У ведущего четкая дикция и выразительные интонации: ни одна запятая из текста ведущего не имеет права остаться непонятой аудиторией.

ШОУМЕН, МОДЕРАТОР, ИНТЕРВЬЮЕР

В основе профессии лежит способность журналиста общаться с людьми. Это – общее. К объединяющему их качеству относится и воздержание от высказывания собственных мнений, оценок, что отличает названные журналистские специализации от амплуа комментатора или обозревателя. В то же время, каждая их этих журналистских специализаций имеет и ряд принципиальных различий, включая и жанровые.

Шоумен – ведущий массовой (обычно студийной) передачи, ток-шоу. Важнейший элемент этого жанра – зрелищность, поэтому шоумен – это массовик-затейник высокого класса. Очень непросто держать большую группу участников передачи в заданном русле общего разговора, создавая из этого общения единое действо, интересное аудитории. Кстати, есть мнение, что шоумен – не столько журналист, сколько драматический актер, и, может быть, в этом мнении немало истины.

Модератор – западный термин. В понимании, сложившемся на постсоветском пространстве, это ведущий «круглого стола». И если шоумену необходимы такие качества, как артистизм, динамичность, очень часто – остроумие, находчивость, то ведущий дискуссии на серьезные темы должен вести себя взвешено, предельно важным условием этой работы является по возможности более глубокое знание предмета беседы или дискуссии. Правда, модератора всегда подстерегает и опасность уйти со своими собеседниками в обсуждение каких-то деталей, выходящих за планку зрительского интереса. Имея знания о предмете и собрав за «круглым столом» сторонников разных, порой противоположных, мнений об этом предмете, модератор обязан сохранять нейтральность. Особенно при проведении такой разновидности жанра как теледебаты. Ярким примером являются теледебаты предвыборные: подыгрывание одному из кандидатов в предвыборных теледебатах журналист ставит крест на своей профессиональной карьере.

Интервьюер – отдельная журналистская профессия, хотя фрагменты интервью как формы журналистской работы присутствуют практически во всех жанрах телевизионной журналистики: в репортаже, обозрении или комментарии и т.д. Для интервьюера важнейшими качествами и одновременно условиями успешной работы являются два: умение предварительно детально спланировать разговор с будущим собеседником и способность к мгновенному реагированию на неожиданные повороты беседы. Необходимо владеть темой (телевизионщики говорят обычно: «быть в теме») настолько, чтобы не пойти на поводу у интервьюируемого, а суметь мягко и ненавязчиво настоять на своей линии беседы. Особенно важно последнее, если разговор идет в прямом эфире. Интонации и общая атмосфера большого интервью играют роль порой не меньшую, чем содержание разговора. Преодолеть искусственность, нарочитость атмосферы, в которой на самом деле идет разговор (присутствие камеры, освещения и т.д.) самому, помочь в этом преодолении собеседнику, установить контакт как бы интуитивный, понимание на уровне обмена взглядами – значит, создать условия для выполнения задачи.

Закон большого интервью: если нет контакта глаз, значит, нет и интервью. Другой закон – безусловное внимание и понимание к собеседнику. Пусть вы на множество порядков умнее своего интервьюируемого, во много раз лучше владеете темой разговора – раз уж вы выбрали его для интервью по той или иной причине (может быть, важен социальный статус этого человека и пр.) будьте добры относиться к нему с уважением и ни в коем случае даже намеком не покажите своего превосходства. Для стран постсоветского пространства неким эталоном большого интервью можно считать работу Урмаса Отта – ошибки есть и у него. И одна из них, признанная самим мэтром – «важничанье» перед гостем в студии. В западной журналистике на этот счет есть неписаное правило, достойное быть взятым в арсенал: вопросы, которые неприятны собеседнику, вопросы, которые могут разозлить его – все это оставляется на конец разговора.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТВ

Любое действие, разворачивающееся на экране, является зрелищем. И в этом смысле оценка журналистской работы на телевидении в любом случае начинается с отношения к видеоизображению. Журналистский текст в данном случае попадает в зависимость от картинки. Свойства человеческого восприятия таковы, что изображение воспринимается и осознается раньше, чем звуковое текстуальное наполнение телевизионной передачи. Неинтересная, серая картинка может испортить самый гениальный текст. Если вы подготовили интересный и важный материал, сделайте все возможное, чтобы видеоряд соответствовал тексту: материал в целом от этого станет только лучше. Зрительское отношение к телепередаче лежит в основе оценки уровня передач: как и на рынке, покупатель, потребитель всегда прав. Исходя из этого, существует несколько формализованных систем оценки телепередач. Школа журналистики Колумбийского университета (США) в этих целях применяется 72-балльная шкала. Шкала оценок, разработанная санкт-петербургским психологом В. Бойко, содержит 74 позиции. Назовем некоторые из критериев, признанных в ряде различных оценочных систем. – Наличие информации, имеющей прикладное, практическое значение для зрителя. – Наличие информации, подтверждающей (или повышающей) социальную самооценку зрителя. – Наличие информации, вызывающей сопереживание зрителя. – Наличие информации, имеющей эстетическую ценность. Помимо общеинформационной значимости телематериала, различные системы оценок учитывают и чисто профессиональные аспекты. К таковым могут относиться: – операторская работа (эффектные кадры, съемки со штатива, безукоризненный горизонтальный уровень камеры); – звуковое сопровождение: хорошее качество звука. Ряд оценочных критериев относится к системе взаимоотношений журналистов и зрителя: «поиск общего языка», «учет различных зрительских мнений», «отсутствие стремления быть выше, умнее зрителя» и т.д. Оценочная шкала Колумбийского университета содержит и ряд требований конкретно к тексту: структурное оформление, аргументированность выводов, четко выраженная главная идея, правильный язык, использование разговорной стилистики и т.д. Важнейшим и общепринятым критерием является соответствие журналистского материала общей стилистике программы, передачи, канала. Для достижения этого условия необходимо, прежде всего, четкое представление корреспондента о жанрах тележурналистики и свойственной каждому их жанров стилистике, а также знание специфических стилистических требований данной передачи или программы.

1. Возможно ли совмещение работы редактора программы и корреспондента одним человеком. Как вы думаете, в чем плюсы и в чем минусы такого совмещения, что преобладает? А при совмещении работы редактора и ведущего программы?

2. В последние годы частым явлением стал снимающий корреспондент. Проанализируйте работу корреспондента и оператора (см. дополнительно гл. 6 наст. пособия): каковы положительные стороны этого явления? Каковы недостатки? Подумайте и смоделируйте ситуации, когда принципиально невозможно обойтись без оператора.

Источник

Новое в блогах

МОЖЕТ ЛИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СМИ ВХОДИТЬ КУДА ЗАХОЧЕТ

Корреспондент и репортер в чем разница. Смотреть фото Корреспондент и репортер в чем разница. Смотреть картинку Корреспондент и репортер в чем разница. Картинка про Корреспондент и репортер в чем разница. Фото Корреспондент и репортер в чем разница

ВОПРОС: Правда ли, что любой журналист может прийти и проверить любое заведение? Все-таки отель, кафе или ресторан — это частная собственность.

ОТВЕТ: Я не знаю ответа на последний вопрос, поэтому благоразумно не буду на него отвечать прямо, а вот о правах журналиста поговорю с удовольствием. Итак, правда ли, что любой сотрудник СМИ может прийти и проверить (именно проверить!) любое заведение? Нет, конечно! Да, по закону («О средствах массовой информации») журналист имеет право искать, запрашивать, получать и распространять информацию.

В этой связи за журналистом закреплено право посещать (а не проверять!) государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы и распространять подготовленные сообщения и материалы.

Ущемление свободы массовой информации, то есть воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной деятельности журналистов со стороны граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений (к ним относятся, в частности, фонды, партии) влечет ответственность последних. Посещая указанные места, журналист имеет право производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, но обязан предварительно поставить организацию в известность об этом.

Таким образом, речь идет о посещении исключительно государственных (а не частных!) органов и организаций, предприятий и учреждений.

Имеет ли журналист право посещать частные заведения? Да, но как посетитель. Впрочем, если частное заведение согласно на освещение, к примеру, своей деятельности и приглашает для этой цели журналиста, то к последнему не может быть вопросов. Если же журналист по своей инициативе решит посетить (тем более, проверить!) частное заведение с журналистской целью, то он может быть «изгнан с позором».

Например, если журналист, не поставив в известность администрацию частного заведения и не получив согласия последней, сядет за столик и станет брать у посетителя интервью по поводу качества блюд, то интервью может быть прервано администрацией заведения. Прерванное интервью, конечно, может быть продолжено за стенами заведения, но тут уже журналист будет реализовывать свое право на получение информации, чему администрация заведения препятствовать не может.

Кстати, когда интервью будет опубликовано (показано по телевидению), то соответствующие органы (к примеру, Роспотребнадзор) обязаны отреагировать на информацию и провести проверку в заведении на предмет, в частности, соблюдения санитарных правил (грубо говоря, проверить, нет ли тараканов на кухне). Журналист в этом случае, сделав свое дело, останется в стороне. Выполнять же функции соответствующих органов журналист не должен и не имеет права.

Почему же частные заведения не препятствуют проведению «проверок» со стороны журналиста «Ревизорро»? Почему пускают на кухню?! Наверное, боятся. А зря! Думается, однако, что вскоре боязнь исчезнет, а журналиста будут выводить из заведений «за белы рученьки». Смею утверждать, что им (частным заведениям) за это ничего не будет. Правда, это нужно делать в корректной форме.

Если же вежливая просьба покинуть заведение не будет удовлетворена, а журналист продолжит «проверку», то следует вызывать полицию. Вообще же, считаю необходимым напомнить, что злоупотребление правами журналиста или несоблюдение обязанностей журналиста влечет уголовную, административную или дисциплинарную ответственность (в зависимости от тяжести деяния журналиста).

Александр Арутюнов
Адвокат, доктор юридических наук

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ЖУРНАЛИСТ ОТ КОРРЕСПОНДЕНТА

Журналистская деятельность осуществляется в профессиональной среде, где многие специальности дополняют друг друга, удовлетворяя потребность социума в оперативной, актуальной информации и глубоких аналитических материалах.

Профессия журналиста сочетает элементы и формы социальной деятельности, благодаря которым труд отдельного человека приобретает общественную значимость и ценность.

Журналистика невозможна без репортажей, комментариев, обозрений и фотоматериалов. Их сбор и систематизацию осуществляют журналисты, специализирующиеся в этих видах деятельности. Они решают основную задачу – подготовку информационно-аналитических текстов, редактирование и рецензирование материалов, предназначенных для печати.

Используя информационно-коммуникативные средства и технологии, журналист устанавливает связь с источником информации, ведет проверку фактов, предоставленных для публикации документов, привлекает аналитиков и экспертов, организует участие журналистской группы в конференциях и семинарах.

Журналист – универсальная профессия, требующая от отдельного специалиста личностной установки на общезначимую форму деятельности, влияющую на состояние общества и формирующую определенный тип общественного сознания.

Такая форма деятельности реализуется одновременно на нескольких уровнях. Оперативной информацией редакцию обеспечивает корреспондент. Это профессиональный журналист, выполняющий специальное задание или специализирующийся в отдельной области журналистики в печатных средствах массовой информации, на радио или телевидении.

Корреспондент может быть штатным или внештатным сотрудником редакции.Он обязан обладать навыками поиска информационного повода, владеть технологическими приемами построения репортажа, уметь правильно составить вопросы интервью и знать принципы редактирования текста.

Журналист может быть репортером или военным корреспондентом, спецкором или телеведущим, фотокорреспондентом или политическим аналитиком.Независимо от более узкой специализации в его профессиональные обязанности входит выполнение государственных требований к организации редакторской деятельности, учет социальных приоритетов и особенностей информационного пространства, в котором ему приходится работать.

РАЗНИЦА МЕЖДУ ЖУРНАЛИСТОМ И КОРРЕСПОНДЕНТОМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В СЛЕДУЮЩЕМ:

Отличие журналиста от корреспондента в более широкой специализации, включающей, кроме сбора и подготовки информации к печати, редактирование, анализ текста и другие виды журналистской деятельности.

Корреспондент специализируется в отдельной области журналистики или выполняет специальное задание редакции; журналист обладает универсальными навыками сбора, обработки информации и полностью владеет технологическими приемами создания текстового или аудио-телевизионного материала.

Корреспондент – штатная должность в редакционной структуре СМИ; журналист – специальность, которая позволяет осуществлять любую деятельность, связанную с функционированием печатного или телевизионного информационного органа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *