Кошерный пиджак что такое
Какая женская одежда кошерная?
У меня вопрос по женской одежде. Заходила в интернет и ничего не нашла. Выставьте картинки: как должна быть одета женщина. Есть какая-то мода на кошерную одежду? И самый главный вопрос: о покрытии головы. Из аудиолекций я поняла, что носят парики. Что-то такой вариант мне не нравится, и душа не принимает. Так как красиво покрыть голову? В книге «Женщина женщине» прочитала, что у одной праведной женщины даже стены дома не видели ее волос. Это нормально? Или это как метафора? Дома и летом в платке очень жарко. Уделите на сайте одежде женщин больше материала. Нам трудно ориентироваться и правильно понимать, что к чему. Спасибо. Очень-очень жду публикаций и картинок (так нагляднее, согласитесь?).
Отвечает рав Реувен Куклин
Извиняюсь, что запоздал с ответом на Ваш важный вопрос.
Вы совершенно правы, следовало бы гораздо большее внимание уделить на сайте кошерной женской одежде.
В Мишне (Нэдарим 66а) рассказывается: один юноша не хотел жениться на достойной девушке, которая подходила ему во всех отношениях, из-за одной «маленькой» проблемы… девушка была уродлива. Чтобы родные не пытались убедить его жениться на ней, невзирая на «маленькую проблему», юноша дал обет — не заключать этот брак. Однако, видя, насколько она достойный человек, юноша пожалел о своём обете. Он пришёл к его дяде рабби Ишмаэлю с вопросом, можно ли снять с себя этот обет. Закон гласит: снять обет можно только в случае, если в момент, когда он был дан ошибочно, т.е. тот, кто дал обет, не знал в момент обета какой-то детали (либо не осознавал ее). Что же сделал рабби Ишмаэль? Велел своим домочадцам нарядить девушку в прекрасные одежды и украсить драгоценностями. Затем показал её юноше и спросил: «Можешь ли ты теперь сказать, что она безобразна?» Увидев её в прекрасном наряде и украшениях, юноша сказал: теперь он видит — она не безобразна, более того, теперь он видит — она красива! Рассказывает Мишна, что заплакал тогда рабби Ишмаэль и сказал: «Прекрасны дочери Израиля, но бедность безобразит их».
Мы должны понять, почему плакал рабби Ишмаэль, почему то, что дочери Израиля прекрасны, расстроило его до слёз?
В статье «Как относиться к женской красоте» говорилось о том, что истинная красота женщины определяется её внутренней красотой, тонкостью и благородством, которые находят отражение в её внешности. Об этой внутренней красоте плакал рабби Ишмаэль — о том, что дочери Израиля не умеют показать и подчеркнуть свою духовную красоту. Их можно сравнить с драгоценным бриллиантом, запачканным грязью. Его истинная красота скрыта, он выглядит обыкновенным камнем. Но если бриллиант очистить и поместить в достойную оправу, его сущность будет открыта всем. Функция одежды — служить достойной оправой, подчёркивать истинную красоту женщины.
Более того, одежда не только подчёркивает духовную красоту того, кто её надевает. Она также влияет на его свойства и поведение: ведь поведение человека, когда он одет достойно, не похоже на поведение того же самого человека, когда он одет во что-то неподобающее, рваное и т.п.
В трактате Шабат (103а) сообщается, что рабби Йоханан называл свои одежды мехабдай («дающие мне уважение»). Объясняет Маараль (Беер аГола, 4-ая часть, глава 6): одежду называют так потому, что с помощью одежды человек «предъявляет» себя другим людям и внушает им уважение к себе.
Здесь Маараль указывает нам на важный психологический момент. Мощное влияние одежды на того, кто её одевает, связано с тем, что в ней человек «показывает» себя другим людям. Ведь известно: каким человека видят другие, таким он видит себя и сам (как сказали разведчики: «Там же видели мы исполинов…; и мы были в глазах своих саранчой, такими же были мы в их глазах» — Дварим 13, 33). И ведёт себя в соответствии со своим представлением о себе.
Поэтому очень важно для каждого человека, особенно — для женщины, одеваться в то, что ему подходит; надевать такую одежду, которая «выразит» его достоинство и тонкость, самоуважение и богатый внутренний мир.
Это вступление поможет нам понять основные правила «кошерной одежды». Как одевается женщина, обладающая чувством собственного достоинства, скромная, с развитым самоуважением? Она постарается, с одной стороны, одеться корректно, чтобы одежда не выглядела неряшливой или потрёпанной, она не оденется в грязное и рваное. Она постарается также прикрыть те части тела, которые не следует демонстрировать (Талмуд в трактате Шабат 77 б говорит, что слово левуша («одетая») можно «расшифровать» как лё буша — «не стыд»). С другой стороны, скромность и самоуважение не позволят женщине одеть что-то излишне броское, привлекающее повышенное внимание.
Можно свести это к трём основным правилам «кошерной одежды»:
1. Одежда должна закрывать те места на теле женщины, которые не следует показывать. В Законе точно указано, что именно должно быть закрыто: юбка должна, как минимум, покрывать колено; рукава должны закрывать руку до локтя; должны быть закрыты ключицы. Некоторые галахические авторитеты полагают, что женщине следует также носить чулки, что и принято у харедимных женщин.
2. Одежда не должна быть чересчур яркой, бросающейся в глаза. Так, например, женщине не следует одеваться во всё красное и т.п.
3. Одежда должна быть достойной, не неряшливой и не потрёпанной.
Из Торы мудрецы выводят, что замужняя женщина должна покрывать волосы. Это можно сделать с помощью парика, платка или шали, шляпы — в зависимости от желания женщины, при условии, что соблюдаются правила, изложенные выше. В соответствии с буквой Закона замужней женщине можно быть дома без головного убора, главное, чтобы её в это время не видели посторонние люди. Но женщины, желающие достичь более высокого уровня соблюдения, покрывают голову и дома.
Здесь говорится только об основных принципах, которым следуют женщины, желающие одеваться кошерно. Конкретные же детали меняются, это зависит от самой женщины, места ее проживания и т.д. Поэтому о деталях лучше спросить раввина того города, где Вы живёте.
Какая женская одежда кошерная?
от Источник
Идеальный «кошерный» костюм – это высокое искусство
Его основная миссия – учить молодежь иудаике, сохраняя и поддерживая еврейскую культуру и традиции. Однако, о его другой деятельности уже говорит вся Москва. Проект Suitcode – ателье по пошиву мужских костюмов и сюртуков с каждым днем набирает популярность у тех, кто хочет носить не только элегантную, но и, если можно так выразиться, «кошерную» одежду. Сам Нохум Лейдикер называет эту деятельность не более чем хобби, однако, благодаря этому, у многих появляется возможность исполнять еще одну важную традицию – «быть евреем не только внутри, но и снаружи».
В какой семье вы родились, и каково было место религии в вашей жизни?
Я родился в Одессе в еврейской семье, дома часто звучал идиш – для бабушки, которая меня вырастила, он был родным языком.
Что касается моего погружения в религию, то оно связано с переходом в физико-математическую школу, где по субботам занятия не велись. Поэтому это место было популярным среди еврейских детей. Там я познакомился с мальчиком, который меня и привел в синагогу. Мы с ним дружим до сих пор. В то время в Одессе был раввин Ишайя Гиссер, он своей теплотой, отношением и знаниями открыл для меня иудаизм.
После окончания школы я уехал в Израиль и сразу попал в хабадскую ешиву, в которой проучился пять лет. По окончании женился, и спустя пару лет мы поехали в шлихут. Первый год – в Донецк, потом – Днепропетровск, а 16 лет назад мы приехали в Москву.
Сегодня мое основное предназначение – работа в институте Махон Хамеш – еврейском институте для девушек, в котором каждая студентка может найти себя в профессиональной сфере, приобретая профессию в традиционной атмосфере.
Чем именно вы там занимаетесь?
Я организовываю учебный процесс, который связан с предметами еврейской традиции, преподаю, занимаюсь неформальным образованием. Формально моя должность звучит как заведующий кафедрой иудаики. Мы с супругой преподаем в институте и школе при Махоне – это наш основной род занятий в Москве. Все остальное – хобби.
Однако ваше хобби становится все более известным в Москве и за ее пределами. Как вы пришли к идее открыть кошерное мужское ателье?
Мы с женой давно искали бизнес, который бы не мешал заниматься основной деятельностью в Махоне и общине. У супруги талант к дизайну одежды, она создает кошерную женскую линию. И какое-то время мы занимались только этим направлением.
Но со временем мы увидели, что в Москве существует высокий спрос на еврейскую мужскую одежду, в частности – сюртуки – модель, которую носил Любавический Ребе. Это удлиненный пиджак, на идише называется «капоте». В других общинах его называют «фрак». Соответственно все хасиды надевают такой сюртук по субботам, праздникам и на хупу.
Мы разработали лекала, нашли производство и партнера – это знаменитый кутюрье Слава Зайцев. Совместно с ними разработали и пошили в Европе первую партию сюртуков из итальянской ткани Марзотто. С этого все и началось.
Что особенного в этом сюртуке?
Мы старались сделать сюртук похожим на тот, который носил Любавический Ребе, максимально повторить его по фотографиям. Несмотря на то, что это лекала 18-го века, мы постарались придать им современный вид, создать их максимально удобными и изящными. Что тут еврейского? Во-первых, он застегивается справа налево. Традиционная еврейская одежда – это двубортные фраки, застегивающиеся именно так. Кроме того, поскольку эта модель имеет удлиненную шлицу, то получаются четыре угла. Таким образом, эта одежда является четырехугольной и, соответственно, ее нельзя носить без цицит. Именно поэтому один угол здесь закруглен – это принципиальный момент. Следовательно, сюртук является одеждой, которая не требует цицит.
И конечно, есть еврейский закон, который требуется учитывать при пошиве – шаатнез – изделие не должно содержать шерсть и лен одновременно. Этот принципиальный момент мы отрабатывали вместе с производством, и наши изделия не содержат шаатнез, а значит, евреям можно их носить.
Есть еще один момент. Ребе говорил, что в идеале сюртук должен быть шелковым. Мы сейчас работаем над тем, чтобы найти хороший шелк костюмного качества.
Еврейская традиция многогранна и проникает во все аспекты жизни человека. В том числе и одежда должна соответствовать традиции. И это очень хорошо, что есть запрос именно на такую одежду. Но очень важно, чтобы человек обращал внимание не только на одежду, задумывался о внутреннем смысле, искал дорогу к своим корням, интересовался ими, ценил, передавал будущим поколениям. Хотелось бы, чтобы евреи не только носили кошерную одежду, но и жили своим еврейством. И одежда в этом процессе играет далеко не последнюю роль.
Мы пошили полный размерный ряд, но есть много людей с нестандартной фигурой или тех, кто хочет, чтобы костюм сидел идеально, или тех, кого что-то не устраивает. Существует множество нюансов: кому-то не нравятся заломы на рукавах, другим – длина или толщина – все это можно изменить индивидуально.
Какова средняя стоимость изделий?
Сорочка – около 5 000 рублей. Сюртук – от 18 000 рублей, готовый костюм – от 20 000 рублей. Если говорим про индивидуальный пошив костюма, то он незначительно дороже – от 25900 рублей. Все зависит от выбранной ткани. Мы работаем с каталогами ведущих европейских производителей. Каждый клиент найдет для себя оптимальный вариант. Мы будем рады помочь и проконсультировать каждого, ведь индивидуальный пошив – это наше основное направление. Мы ждем наших клиентов в шоу-руме или готовы выехать по запросу в любую точку Москвы. Адрес сайта очень легко запомнить: www.suitcode.ru
Как долго изготавливается сюртук или костюм?
Так как отшиваются изделия в Европе, нам нужно примерно 4 недели. После получения мы делаем примерку. Иногда необходима еще неделя на подгон, потому что человек может измениться за месяц – пополнеть или наоборот. То есть приблизительно около 5-ти недель – такой срок нужен для того, чтобы получить идеальное изделие.
Если мы говорим о повседневных костюмах, как вы считаете, сколько их должно быть в мужском гардеробе?
Это зависит от должности и образа жизни. К примеру, у меня есть клиент, который меняет костюмы каждый день. Причем для него принципиально, чтобы они отличались друг от друга. С другой стороны, я знаю людей, у которых в гардеробе только один костюм. Они его надевают на важные мероприятия или только в субботу. Но я думаю, что минимум три костюма должно быть в мужском гардеробе.
Насколько сложен процесс создания идеального костюма?
Я открыл для себя, что изготовление мужского костюма – это не просто легкая промышленность, это что-то на стыке науки, анатомии, и скульптуры. Ведь посадить костюм, чтобы человек чувствовал себя удобно, комфортно, получал удовольствие от него – действительно высокое искусство и очень сложный процесс.
Скажите, бывают ли ситуации, когда к вам приходит клиент заказывать костюм по определенному силуэту, а вы понимаете, что для его фигуры лучше другой крой?
Да, мы обязательно даем советы, но последнее словно, безусловно, за клиентом. На первую встречу мы всегда приезжаем с дизайнером, который помогает подобрать ткани, фасон, цвет и прочее. Важно все: с какой обувью клиент будет носить костюм, для каких целей. Дизайнер обращает внимание даже на цвет глаз и волос заказчика.
Конечно, хорошо, когда человек приблизительно понимает, что он хочет, ведь у нас в наличии более 1500 тканей, и часто люди теряются в выборе.
К повседневному мужскому костюму с точки зрения кошерности есть какие-то требования?
Есть. Во-первых, человек должен опрятно выглядеть. Еврейский закон делает на этом акцент. А во-вторых, и это самое главное, нельзя допускать смешения льняной и шерстяной нити. Кстати, надо быть очень аккуратным в выборе костюма премиум-класса в магазине, потому что они, как правило, содержат шаатнез – переплетение шерстяной и льняной нити. Евреям даже примерять такой костюм нельзя. Если же он его купил, то необходимо сдать в мастерскую и удалить лен. Только тогда его можно будет носить по еврейскому закону. Вот, например, на моем костюме стоит знак раввина, подтверждающий отсутствие шаатнеза в этом изделии.
У вас можно заказать костюм с таким знаком?
Да. Мы сдаем ткань в специальную лабораторию на проверку, а в процессе производства фабрика выполняет все наши требования. Клиент тоже может заказать аналогичную проверку: для этого приезжает специальный человек, изучает ткань, в том числе исследует изделие с помощью микроскопа.
Есть ли в законах какие-то ограничения по цвету одежды?
Каждый выбирает в соответствии со своим положением и поводом, для которого он шьет костюм. Конечно, слишком кричащий костюм – неправильно, например, для раввина или человека, который работает в общине. В данном случае, лучше выбрать строгие расцветки. Но нет обязанности носить именно черный костюм. Можно выбрать любой. Мне кажется, что для праздника подойдет клетка или интересный рисунок. А если все-таки надеть однотонный костюм, то его можно украсить деталями или выделить сорочкой. Мы делаем множество видов воротников и манжет для сорочек, а в каталоге более 500 тканей.
Кто ваши клиенты?
Во-первых, это человек, который хочет найти костюм своей мечты. Когда он приходит в магазин, то ему навязывают модели, фасоны, ткани и дизайны, которые уже есть. Никакой индивидуальности, возможности выразить себя костюмом. Он не может сделать, к примеру, цветовую комбинацию или добиться идеальной посадки. У нас клиент получает костюм мечты, который будет идеально сидеть, с учетом особенностей фигуры, сшитый из ткани, которую он сам выберет. При этом мы можем комбинировать ткани для пиджака и брюк.
Во-вторых, наши клиенты – люди со сложной, нестандартной фигурой, которые не могут найти на себя готовый костюм. Ведь часто нам требуются брюки одного размера, а пиджак другого.
И, конечно, важная категория клиентов – те, которые хотят быть уверены, что у них костюм без шаатнез, сшитый по всем еврейским канонам.
Как происходит процесс заказа?
Когда человек определился с тканью, мы выясняем, какой фасон он хочет. У нас в распоряжении есть около 140 дизайнов пиджаков. Существует множество видов карманов, рукавов, пуговиц и т.д. Когда клиент определил модель, мы обсуждаем пожелания: выделить какую-то деталь цветом, добавить карман, выбрать цвет подкладки, вид плеча, лацкан, расположение пуговиц, шаг отделочного шва, инициалы и шрифт, шов, которым пришивается пуговица и пр. Затем снимаем мерки и приступаем к работе.
В чем ваше преимущество?
Глобально индивидуальный пошив делится на два направления. Первое – bespoke, второе – made-to-measure (MTM). Мы занимаемся вторым.
Bespoke – это когда костюм шьется вручную, по индивидуальным меркам создаются лекала. В России очень мало специалистов, которые занимаются этим. Процесс длится около месяца, он очень кропотливый, потому что на каждом этапе нужно снимать мерки и тревожить клиента. Но в конце получается очень качественная вещь, хотя и со своими небольшими минусами. Ведь есть некоторые производственные моменты, которые можно сегодня сделать лишь на фабрике, но, тем не менее, действительно получается классическое понимание «костюм, сшитый по меркам». Такая работа стоит от 200 000 рублей за костюм.
При MTM мерки снимаются уже по готовому костюму. У нас есть ряд изделий, и когда приходит клиент, мы надеваем на него костюм и делаем корректировки. Вносим их в специальную программу и делаем крой из выбранной ткани. Таким образом, требуется одна примерка в начале процесса, а затем – финишная, когда приходит костюм.
Но наше преимущество в особом подходе: мы решили пойти путем MTM plus. С нами работает высокопрофессиональный портной – мастер bespoke. Он осуществляет окончательную посадку MTM костюма. То есть фактически мы добиваемся качества приближенного к уровню bespoke, только более экономными методами. И, конечно же, цена, которая на порядок ниже bespoke.
У вас есть планы расширить производство и выйти за пределы костюмной линии?
Да. Мы ведем переговоры с итальянской компанией, которая предлагает индивидуальный пошив обуви. Если мы найдем общий язык и договоримся, то начнем и это направление. Также планируем пошив шелковых пижам, потому что в Москве очень сложно найти хорошую шелковую мужскую пижаму, а те, что есть – дорогие. Мы хотим добиться аналогичной или более низкой цены, предлагая индивидуальный пошив. Еще мы разрабатываем линейку часов, которые будут выполнены индивидуально для каждого костюма или сорочки.
Мы планируем изменить формат нашего шоу-рума, выйти в сегмент стрит-ритейла, открыть в хорошем месте бутик. Мы ищем возможности, средства, чтобы осуществить это.
Кошерная одежда может быть стильной
Когда я жила в Иерусалиме ко мне приехали московские подружки. Днем я училась, а они изучали волшебный город. В один из вечеров мы встретились, и они наперебой стали рассказывать, что видели очень красивую улицу, на которой продаются изумительные булки, а атмосфера напоминает начало 19 века – все одеты в красивые длинные платья, мужчины носят черные костюмы и шляпы, а машины там не ездят. Я, смеясь, сказала, что это должно быть религиозный квартал «Меа-шеарим», где живут ультра ортодоксы.
Подруги за руку повели меня в эту обитель истинной веры. Был темный прохладный вечер, на нас была обычная туристическая одежда – джинсы, куртки, кроссовки, какие-то шарфики. Увидев это, местные жители показывали на нас пальцами и громко ругались. Из религиозного квартала нас вежливо попросили удалиться полицейские, дабы мы не смущали своим нескромным видом чувства верующих. Мы ушли, огорченные, что нам не удалось увидеть сердце религиозной общины из-за неподобающей одежды и задумались, что же такое «кошер лук» и как это – одеваться кошерно?
Я стала более внимательно вглядываться в облик религиозных женщин. Мне казалось, что они должны одеваться только в черное и серое и закрывать все кроме лица. Путем практических наблюдений, консультаций и обращению к первоисточнику я выяснила, что это далеко не так. В кошерной одежде важно соблюсти основные законы и запреты, но выглядеть при этом не просто можно, а нужно красиво и со вкусом. Основных правил «кошерной одежды» три:
Не носят именно ту одежду, в который красный цвет преобладает, т.е. занимает большую часть. Неяркие и умеренные оттенки красного, например, бордовый или вишневый не запрещены.
Если обобщать эти принципы, то все очень просто: красота внешнего одеяния призвана подчеркнуть красоту духовную.
В Иерусалиме инфраструктура словно создана для того, чтобы выглядеть стильно в любой ситуации. В древнем городе найти себе одежду по вкусу может любая женщина, вне зависимости от религии, возраста, национальности и комплекции, а также собрать капсульный гардероб как раз уже с учетом всех этих факторов.
В Москве и Петербурге с этим на порядок сложнее, хотя в качестве кошерной женской одеждой можно, с некоторой натяжкой, использовать элементы классического гардероба, кроме, пожалуй, брюк.
Мы поговорили с дизайнером одежды Анной Геллер, создавшей первую в Санкт-Петербурге коллекцию кошерной одежды о том, что такое индустрия моды в России и как заниматься продвижением малого бизнеса в Израиле. В Питере и Тель-Авиве вещи, созданные ее руками можно найти в шоурумах и некоторых бутиках, или просто в интернете.
Как вышло так, что ты решила сделать кошерную коллекцию?
Год я провела в Израиле, но в итоге не осталась, решила вернуться в Питер. Пока я жила там поняла, что кошерная мода – это круто. За этот год, я обошла много местных бутиков. Я прощупывала почву, как и что. Искала конструкторов, швей, людей, которые работали на производстве женской одежды. Но там все «кусалось». Даже китайское оборудование стоило дороже, чем в России. Кстати, лучшие швеи – русские или выходцы из СССР.
С чего все началось?
В Петербурге у меня есть друг – Илья Бельник. Однажды он сказал мне: «Давай ты сделаешь кошерную коллекцию». Сначала мне показалось это скучным, а он говорит – подожди, не отказывайся, посмотри, как одеваются французские еврейки. И я стала подробно изучать этот вопрос. В Иерусалиме есть целые кварталы, где живут выходцы из Франции, Америки, других стран – это люди совершенно другого класса, они выглядят и одеваются стильно и элегантно. И это не Израиль воспитал в них вкус. В Израиле со стилем туго.
В итоге Илья отвел меня в Питере в гости к раввину. Раввин и его жена Дина Гутенкова рассказали мне о тонкостях цниюта. Например, у каждой общины есть свои отличия. Кто-то более строго придерживается закона, кто-то себе позволяет немного больше. Потом Дина дала мне огромную книгу на английском, из которой я почерпнула очень многое. Дальше я стала рисовать эскизы, и какие-то вещи отсылала ей на соответствие цниюту. Есть очень много нюансов, которые нужно учитывать. Например, нельзя, чтобы в одном изделии или ткани сочетались лен и шерсть. Очень часто, люди покупающие дорогие костюмы из тонкой шерсти в Америке, перешивают их, если подкладка льняная.
Где и когда был первый показ?
Весной 2014 года мы первый раз встретились с Ильей по этому поводу. Он привел меня в ЕСОД, где нас тепло встрелили и поддержали. От реализации идеи переноса детского рисунка на ткань и заканчивая организацией и проведеним самого показа в ноябре 2014 года. Бесценную радость доставила работа с рисунками детей, которые мы собрали благодаря студии «Гранатик», под крылом ЕСОДа. Еще в Тель-Авиве Илья познакомил меня с Лией Гельдман, создательницей «BeinIsrael», а она помогала мне сделать маленький показ в Яффа в декабре того же года.
Что такое, по-твоему, кошерная мода?
Это всегда элегантность. Это всегда статусность. Мужчина, который смотрит на тебя, должен, прежде всего, видеть в тебе личность. Женщина не должна вызывать в мужчине соблазн.
В России даже жена очень религиозного человека может случайно надеть что-то яркое. Среда накладывает отпечаток. В Израиле это в принципе невозможно. В России мало кто носит 24 часа в сутки цицит, а в Израиле практически все. Когда живешь в религии, то соблюдать цниют просто. Вообще все очень относительно, и сильно зависит от раввина и общины, в которой ты состоишь.
Если хочется визуализации и нужна известная личность в качестве примера, то женщина, которая одевается идеально с точки зрения цниюта – английская королева Елизавета Вторая. Это еще раз говорит о том, что кошерная мода может быть красивой и невероятно элегантной. Позволит ли себе королева надеть красное платье с красной шляпой? Вероятно, в молодости она носила костюмы и такого цвета. Но это единственное “но”, которое необходимо оговорить. Все остальное – идеально и применимо к кошерной моде. Всегда закрыто колено, всегда правильной формы и высоты каблук.
Какую обувь можно носить, следуя законам скромности?
В образе женщины очень многое зависит именно от обуви. В Израиле, первое, что мы видим на женщине – это растоптанные и разношенные и часто грязные мужские кроссовки, надетые вместе с длинным платьем. Подобное унижает достоинство, потому что не выглядит женственно. В Торе написано, что мужчина должен, прежде всего, одеть жену. Если же встает вопрос поесть более вкусно или одеть жену, еврейский мужчина по идеи выберет приобретение одежды для супруги. Но теория расходится с практикой.
Обувь не должна вызывать желания у мужчины, отвлекать его от насущных дел. Также на ней не должно быть красных ремешков. Разумеется, это не может быть двенадцатисантиметровая шпилька. Должен быть небольшой каблучок, который помогает держать правильную осанку, а не подчеркнет лодыжку, должны быть закрыты носок и пятка.
В Израиле сложно с понятиями стильности и элегантности, особенно в религиозных кругах, а мне важно показать, что можно одеваться со вкусом, интересно, удобно и придерживаясь при этом законов скромности.
Почему ты остановилась на коллекции кошерных юбок?
Один из главных атрибутов женской одежды – юбки. С них я и начала. Все юбки коллекции имеют длину миди или в пол, как это принято в Израиле. Все модели отвечают законам цниюта, которого придерживаются религиозные еврейские женщины. Разрабатывать коллекцию, следуя правилам кошерной одежды, было очень увлекательно и необычно.
Самой сложной задачей было, чтобы коллекция заинтересовала не только религиозных женщин, но и светских девушек. Основная головная боль – найти общее, что объединяет всех женщин, живущих динамичной жизнью современного мегаполиса. Именно это зерно я искала очень долго. В итоге – нашла. Каждая девушка, в принципе, хочет семью и детей. Это естественно, это природа. Семья, ребенок, одежда – бинго! Вот оно зерно коллекции – детский рисунок на ткани, из которой потом будем кроить юбки.
До этого я всегда покупала готовые ткани, искала интересные принты в Гонконге и Италии. Никогда не покупала ткани в России, потому что у соседнего дизайнера будет другая модель, но из такого же материала, а мне хочется предлагать своим клиентам эксклюзив.
А идея самой создать принт для тканей была для меня вызовом и новым опытом.
Тогда, весной 2014 года, этого еще не было нигде. Долче Габбана выпустил такую коллекцию лишь осенью 2014, российская «Зарина» с Натальей Водяновой еще не создали футболки с детскими рисунками, а даже свадебное платье Анджелины Джоли с рисунками ее детей мир увидел только в конце августа 2014. А конкурс детского рисунка для моих принтов мы провели весной того года.
Видимо это было коллективным бессознательным, витавшим в пространстве. Коллекцию планировали представить в октябре. Показ проходил в питерском ЕСОДе, но там были новогодние еврейские праздники, и мы перенеси показ на начало ноября. В это время в Милане на Неделе моды Дольче и Габбана выпустили коллекцию с детскими рисунками на женских платьях. Весной 2015 года Водянова сделала коллекцию для российской «Зарины».
Как ты выбирала рисунки?
В ЕСОДе есть детский клуб «Гранатик», в котором мы объявили конкурс рисунка. В итоге я была завалена детскими работами. Конкурсом это не назвать: я просто отбирала картины, которые ложились на мое восприятие того, как это соединить на ткани в коллекции, отталкивалась от цветовой палитры и даже наоборот стремилась выбрать нарочито детский почерк, а не профессиональную работу.
В итоге я отобрала три. Я понимала, что в коллекции должно быть два или три разных мотива, и они должны в чем-то пересекаться. Общим фоном, настроением, цветопередачей, стилистикой рисования. Оказалось, что два рисунка одна и та же девочка – Далия сделала с разницей в год, когда ей было четыре и пять лет. Она нарисовала зайку с подрамком и замок принцессы – как в бременских музыкантах. А мальчик Саша семи лет нарисовал летучего голландца.
Потом была огромная работа по преобразованию и переносу картинок на лекала, пробы печати, но в итоге через несколько месяцев коллекцию увидела широкая публика.
А моим помощникам – Далии и Саше в качестве благодарности я сшила костюмчики с их же рисунками.
Концепция показа была проста: купив дизайнерскую юбку, девушка сможет легко комбинировать ее с любым однотонным верхом. Чтоб не отвлекать взор от наших юбок, на показе мы дополнили образы классическими белыми и голубыми рубашками, которые найдутся в гардеробе любой женщины.
Продумав стиль до мелочей, я создала брошки из вышивки – уменьшенные элементы тех же рисунков, броши – заячьи уши, которые невероятно смотрятся на планке любой рубашки и прозрачные шифоновые шарфики с теми же принтами.
В кошерной одежде не должно быть ничего вульгарного, все должно быть уместно. По цниюту вполне можно использовать ткань с цветным принтом, хотя есть и очень строгие общины, которые приемлют только черный. Не должно быть ничего обтягивающего, все должно быть пристойно. В дизайне нового придумать невозможно, все уже придумано, можно лишь привносить новые элементы и детали из одного типа одежды и аксессуаров в другой, и конечно делать ставки на современные технологичные ткани. Например, в моей коллекции есть юбка-качель – элемент драпировки декольте, который мы перенесли на юбку, или юбка-подтяжки, где они держат подол, или юбка-муфта.
Сколько юбок в итоге ты сделала?
Около двадцати пяти. Дело в том, что количество женщин, которые соблюдают цниют в России, в Петербурге, все же ограничено. У меня была идея сделать интернет-магазин юбок и каждый сезон в этот интернет-магазин докладывать по десять новых моделей, а предыдущие модели выпускать в новом цвете. Сейчас как раз работаю над этим.
Сколько стоит юбка?
Самая дешевая – 3000 рублей, самая дорогая – 8500 рублей. У нас в Питере не так много семей, к сожалению, которые могут себе это позволить, но, тем не менее, хотя бы одну выходную юбку старается купить себе каждая женщина.
Что самое важное в женственном образе?
Все дело в пропорциях, в их соблюдении. Правило золотого сечения никто не отменял. Надо разделить свое тело от пяток до макушки на пять частей, и одеть его правильно с точки зрения цвета.
Уделите внимание длине юбки, которая прикрывает колени, и уже этим делит фигуру невыгодно. Поэтому, постарайтесь подобрать колготы точно в цвет ткани юбки. Очень важно грамотно подобрать цветовые сочетания к длине верха, и, разумеется, обувь не должна уродовать ногу. Если надеть громоздкую обувь – это убьет весь образ.
Важный момент – многослойность. Казалось бы – это же круто, и Эвелина Хромченко о правильной многослойной одежде. Это удобно при резком перепаде температуры: можно снять, можно надеть. За ней можно выгодно спрятать недостатки фигуры. Но делать это нужно аккуратно, не стоит надевать бадлон, а сверху короткую маечку – это укоротит вам рост, подчеркнет живот и увеличит плечи.
Считается, что низ крупнее, и поэтому должен быть темнее. Мы можем вспомнить Шанель, у которой все наоборот. Белый низ не стоит надевать разве что с прозрачными черными колготами, но плотные колготы, наоборот, будут смотреться очень элегантно. Элементарный офисный креатив – это поменять черное и белое местами – белый или светлый низ и черный верх.
Горизонтальная полоска стройнит. Главное – шаг полоски, ее ширина. Каждый человек должен ее для себя подобрать. Этот принцип можно использовать и в дизайне интерьеров – самое важное – правильный шаг.
Можно одеваться кошерно, но при этом красиво, из тех вещей, которые у тебя есть. Есть процедура разбора шкафа, которая стоит в среднем от 2 до 4 тысяч рублей. Грамотно разобрав свой гардероб можно собрать 30 комплектов одежды, капсул на каждый сезон, не покупая при этом ничего нового или докупив элементарные базовые вещи. Светские люди к этому пришли, а религиозные, в моей практике, пока не обращались. Но я очень надеюсь, что девушки задумаются и поймут, что своим примером они воспитывают вкус и эстетику в своих детях.