Космополитизм что это простыми словами в ссср
КОСМОПОЛИТИЗМ
Коммунистическая идеология была интернационалистичной. В.И. Ленин настаивал на том, что “пролетарии не имеют отечества” в связи с их национальностью, так как капиталистические государства враждебны им. СССР, таким образом, считался отечеством всех трудящихся независимо от национальности. Лично И.В. Сталин недолюбливал представителей некоторых народов, в том числе евреев, которых было много среди оппозиционеров 1920-х годов, а также некоторые народы Северного Кавказа. Но он не решался бросить вызов одной из важнейших идей Ленина вплоть до Великой Отечественной войны. В ходе войны обращение к русскому патриотизму, национальным традициям позволило сплотить народ в суровые военные годы. Сталин решил направить националистические чувства для дальнейшего укрепления своего режима и борьбы с ростками инакомыслия в среде интеллигенции. Начались чистки государственного аппарата, учреждений науки и культуры от евреев, а также тех их знакомых и друзей, которые осмеливались возмущаться этой кампанией, напоминавшей действия фашистов. Кампания против «космополитов» была тесно связана с кампанией против «низкопоклонства перед Западом».
Сигнал к борьбе с космополитизмом был дан убийством 12 января 1948 года выдающегося советского режиссера С. Михоэлса, председателя официального Антифашистского еврейского комитета. Несмотря на то, что в большинстве случаев власти ограничивались увольнениями с работы, клеветой в прессе, последствия для “космополитов” были тяжелейшими. Высококвалифицированные специалисты оказывались без средств к существованию, вынуждены были работать не по специальности. Вершиной борьбы с космополитизмом стал расстрел коллег Михоэлса по Антифашистскому еврейскому комитету в 1952 г. и «дело врачей» 1953 года.
Космополитизм: что это такое, плюсы и минусы, история
Приветствую Вас, друзья!
У человека есть природная потребность отождествлять себя с некоторой общностью. Наши далёкие предки жили в племенах и общинах. С возникновением цивилизации были построены первые города. Города объединились в империи, а на обломках империй возникли современные страны. Сегодня каждый человек является гражданином какого-нибудь государства, но далеко не всех это устраивает.
Существует большое количество людей, ищущих большей свободы. Они считают, что человечество созрело для следующего этапа – полного объединения и отказа от раздробленного существования в виде отдельных государств. Такое мировоззрение называется «космополитизмом», и сегодня мы подробно поговорим о том, что оно собой представляет и какие перспективы может дать человечеству.
Что такое космополитизм?
Космополитизм – это идеологическая концепция, согласно которой каждый человек является «гражданином мира» и принадлежит к единой мировой культуре. При этом деление на государства, нации и народы считается устаревшим. Человек рассматривается как личность, которая должна обладать полной свободой перемещения по планете (а в будущем – по Солнечной системе).
Космополитизм обычно противопоставляется патриотизму, поскольку отрицает культурную, национальную и историческую привязанность. В рамках данной идеологии считается, что мировая культура в одинаковой степени принадлежит всем людям мира. При этом степень отрицания государственной, национальной и иной принадлежности может варьироваться, но в конечном счёте всё сводится к полному отказу от национальности и гражданства одной страны.
В природе существует также биологический космополитизм – особенность некоторых видов животных и растений, позволяющая им жить по всему миру в разных климатических зонах. Космополитических животных не так много, и почти все они являются птицами или морскими обитателями. Также биологическими космополитами являются синантропные животные (живущие рядом с человеком), такие как мышь, таракан или плодовая мушка дрозофила.
Для большинства современных людей космополитизм выглядит как нечто весьма неестественное и нелогичное, поскольку всем нам при воспитании были привиты традиционные ценности. Однако мир меняется, а границы размываются всё сильнее. И сегодня космополитизм рассматривается как естественное следствие глобализации и важнейший из будущих столпов свободы человека.
Кто такой космополит?
Космополит – это человек, свободный от территориальной и партийной принадлежности, а также от расовых, национальных, политических и иных консервативных предрассудков. Высшими ценностями космополит считает свободу и равенство всех людей, поэтому избегает шовинизма в любых его проявлениях.
Несмотря на то, что космополитизм пока что не является общепринятой концепцией, в мире существует достаточно большое количество людей, считающих себя космополитами. Интересно, что космополитические взгляды обычно свойственны успешным людям, для которых прогрессивные ценности выше, чем традиционные.
Космополитами часто становятся ученые с мировым именем, артисты, меценаты, писатели и другие люди, понимающие, что высшая степень самореализации – это работа на благо всего человечества, а не отдельного народа.
Помимо свободы высшей ценностью космополит считает равенство. С его точки зрения, каждый человек обладает одинаковыми правами, независимо от пола, цвета кожи, интеллекта, физической формы, убеждений, заблуждений, пристрастий и слабостей (но только при условии, что своими действиями не причиняет неудобств другим).
Важно учитывать, что космополитизм – это идеология свободы. Следовательно, ни один космополит не станет навязывать свои взгляды кому-либо. И всё же встречаются люди (их обычно называют «воинственными космополитами»), которые в весьма агрессивной манере навязывают свою точку зрения всем, кто имеет неосторожность заговорить с ними.
История развития космополитизма
Появление и раннее развитие
Авторство концепции мирового гражданства приписывают древнегреческому философу Сократу (5 век до н. э.). Позже другой древнегреческий философ Диоген (4 век до н. э.) пошёл дальше и первым провозгласил себя «гражданином мира». Именно Диогену приписывается авторство терминов «космополит» (κοσμοπολίτης) и «космополитизм» (κοσμοπολιτισμός).
Дальнейшим развитием идей космополитизма занимались киники. Очень мощным фактором стала Пелопоннесская война, после которой восприятие людьми патриотизма заметно ухудшилось. Позже концепцию мирового гражданства развивали римские стоики, после которых о ней практически забыли на несколько веков.
Новое понимание того, что такое космополитизм, возникло в Европе в средние века. Тогдашние сторонники хотели использовать его для создания католической теократии и придали ему значительный религиозный оттенок. Разумеется, это противоречило изначальной идеологии, основным принципом которой была свобода от предрассудков.
Дальнейшее развитие и уход от религии
Принадлежность к определенной религии противоречила идеям космополитизма, поэтому в 16 веке он освободился от католического влияния и стал светской идеологией. Автором обновленной концепции считается французский философ Гийом Постель. В 1544 году он сформулировал основные идеи, согласно которым должно существовать «мировое государство», свободное от национальных, религиозных и расовых предрассудков.
В Европе того времени новое мировоззрение оказалось очень популярным, поскольку европейцы устали от бессмысленных войн. Его очередным ярким сторонником стал немецкий философ 18 века Иммануил Кант. Он много обдумывал идеи учения «Вечного мира», а в концепции космополитизма увидел кульминацию человеческой истории, которая наконец-то положит конец войнам и приведёт к процветанию человечества.
Одним из самых известных сторонников космополитизма в российской истории и литературе был писатель Лев Толстой (1828-1910), известный своими пацифистскими взглядами. Он считал, что патриотизм – это пережиток варварских времён, являющийся главной причиной войн и иных форм вражды.
Несмотря на освобождение от религии и наличие достаточно ярких сторонников, популярность космополитизма снова угасла. На длительное время носителями его идей стали представители масонского течения, а вот в публичном поле о нём говорили мало.
Космополитизм начала XX века
Очередное возрождение космополитических идей началось, как и следовало ожидать, после Первой мировой войны, ставшей самой массовой и самой кровопролитной в истории на тот момент. Европейцы, осознавшие последствия конфликта, живо воспринимали идеи всеобщего братства и мира.
В 1921 году писатель и эсперантист Эжен Ларти основал Всемирную вненациональную ассоциацию SAT (известную также как «Эсперанто-ассоциация»). Надо заметить, что члены SAT по-своему понимали, что такое космополитизм. Их идеи выглядели пугающими, поскольку подразумевали устранение всех наций и едва ли не насильственное навязывание всему миру языка эсперанто в качестве основного.
Эжен Ларти сожительствовал с тётей Джорджа Оруэлла. Писатель иногда посещал встречи эсперантистов, и темы разговоров неприятно впечатлили его. Считается, что именно под этим впечатлением Оруэлл написал антиутопический роман «1984».
В 1931 году был издан «Манифест Безнационализма». Но в тот период SAT окончательно рассорилась с коммунистами и лишилась мощной поддержки основных сторонников. Идеи космополитизма снова потеряли популярность – до следующей войны.
Современный космополитизм
После окончания Второй мировой войны идеи космополитизма снова обрели популярность. В частности, «Всеобщая декларация прав человека», которая была принята в 1948 году, вобрала в себя некоторые идеи из данной концепции, гарантируя всем людям мира определенные права, независимо от их национальной, культурной, религиозной и любой другой принадлежности.
Очередным популяризатором космополитизма стал американский актёр и общественный деятель Гарри Дэвис. В 1948 году он провозгласил себя гражданином мира, а в 1954 – основал организацию Всемирное Правительство Граждан Мира (WSA). И по сегодняшний день данная организация продвигает космополитические идеи и выдаёт «паспорта гражданина мира».
Плюсы и минусы космополитизма
Многим людям космополитизм кажется перспективной идеологией, которая в будущем неизбежно станет преобладающем. Однако нельзя отрицать, что его идеи полны спорных моментов. Разумеется, у него есть определенные плюсы, в частности следующие:
При этом есть и отрицательные моменты:
Типичный современный космополит – это идеалист, мечтающий о том, что все люди будут жить в мире и согласии. При этом космополитам свойственно типичное заблуждение всех идеалистов – они судят всех людей по себе. Однако изменить человеческую природу невозможно. И далеко не факт, что в обозримом будущем удастся искоренить религиозные, национальные, расовые и иные предрассудки, свойственные большинству людей.
Заключение
Космополитизм – это идеология, которую можно рассматривать как систему взглядов человека или перспективную концепцию для будущего устройства мира. В первом смысле она актуальна уже сегодня, и её приверженцами являются многие мировые знаменитости, спортсмены, артисты, писатели и другие успешные люди. А вот как модель существования мира космополитизм пока что очень далёк от воплощения в реальность, несмотря на глобализацию и на то, что международные границы становятся всё более прозрачными.
Космополитизм
Содержание
Другие определения [ ]
Космополитизм имеет несколько определений, зависящих о политических предпочтений того или иного пространства и времени, зачастую входящих друг с другом в противостояние:
Определение космополитов [ ]
Космополит, гражданин Мира — поэт Погребной-Александров.
Космополит — свободный и независимый от местечковых амбиций и влияния человек, с пониманием относящийся к любым предпочтениям или пристрастиям отдельных личностей, чем оказывает уважение в первую очередь индивидууму, а не его территориальной или партийной принадлежности; не признающий каких-либо привилегий по расовому, политическому, национальному и (или) иным признакам. Космополит не приемлет унижения, преследований и ущемлений в правах по вероисповеданию, цвету кожи (глаз, волос), физическим и умственным недостаткам, убеждениям или заблуждениям, личным пристрастиям, не оказывающим отрицательного насильственного влияния и давления на других людей, увлечениям и традициям. Космополит, отметая явно устаревшие традиции, принимает и распространяет новое, что может оказаться лучшим, удобным и прогрессивным. Никогда не навязывают своего мнения, а лишь сравнительными примерами предлогают познать и понять возможные ошибки. Проявление космополитизма прослеживается в сообществах с разнообразными культурными традициями и (или) с явно выраженными тенденциями к отрыву от традиции устаревающего прошлого (учёные, спортсмены, деятели искусств и т. д.).
Вместе с тем имеется мнение, что есть такая категория космополитов, как воинственные космополиты. Эти люди пытаются навязать свою точку зрения тем, кто по их мнению ещё не настолько продвинулся в своей цивилизованности, что до сих пор пребывает в пелене национальных традиций, государственных границ и явно расовых предрассудков. Воинственные космополиты, якобы, навязывают обществу свою точку зрения на общественные отношения и государственное устройство, зачастую делая это насильственным путём.
Но насильственного космополитизма не существует и это значение, зачастую, подменяется и применяется к понятию неонацизма (исключительности нового объединения народов по какому-либо признаку в новое целостное государство).
Одна из форм стихийного космополитизма — глобализация бизнеса и интеллектуальной собственности, свобода информации и её доступность для любого гражданина мира любого государства (Интернет, электронные энциклопедические словари, кино и телевидение, радио и т. п.), свобода на перемещение и проживание граждан в любой точке планеты, объединение государств.
Первые древние проявления космополитизма просматриваются в ненасильственном объединении племён, родов и сообществ различных народов по идеологическому, экономическому или религиозному признаку по необходимости выживания в диких природных условиях и обычаях, что являлось противоположностью воинственного или обманного образования в княжества, империи и государства по семейно-родовому или национальному признакам.
История [ ]
Diogenes (Jean Leon Gerome 1824—1904).
С конца XVIII века главными проповедниками космополитизма стали иудеи и сходные им по духу члены масонских лож. Космополитизм стал одной из важных составляющих иудейско-масонской идеологии в борьбе с национальными государствами и патриотизмом.
В отечественной истории термин «космополитизм» известен в уничижительном смысле в рамках словосочетаний « борьба с космополитизмом », « безродный космополитизм », связанных с одноимённой идеологической кампанией в СССР в 1947 — 1953 годах.
Космополитизм, патриотизм и интернационализм [ ]
Современный безродный космополит — Валерия Новодворская.
Весьма часто космополитизм берётся лишь в отрицательном смысле, как простое отсутствие патриотизма или привязанности к своему народу и отечеству, как будто теряющему всякий интерес с точки зрения универсальных идей. Но такое понимание часто рассматривается как неправильное. Некоторые считают, что мысль о целом не упраздняет реального значения частей, и как любовь к отечеству не противоречит непременно привязанности к более тесным социальным группам, например, к своей семье, так и преданность всечеловеческим интересам не исключает патриотизма. По их мнению, вопрос лишь в окончательном или высшем мериле для оценки того или другого нравственного интереса; и решительное преимущество должно здесь, по их мнению, принадлежать благу целого человечества, будто бы включающему в себя и благо каждой части.
Безродный космополит [ ]
Бывший коммунист, Лейба Бронштейн ( Лев Троцкий ), ставший безродным космополитом.
« Интернационализм рождается там, где расцветает национальное искусство. Забыть эту истину означает… потерять своё лицо, стать безродным космополитом.»
«Эти критики утратили свою ответственность перед народом; являются носителями глубоко отвратительного для советского человека, враждебного ему безродного космополитизма; они мешают развитию советской литературы, тормозят её движение вперёд. Им чуждо чувство национальной советской гордости.»
В статье космополитизм подразделялся на «ура-космополитизм», «оголтелый космополитизм» и «безродный космополитизм», но, в дальнейшем, в официальной советской пропаганде прижился лишь последний термин. В СССР кампания борьбы с антипатриотизмом стала очевидной 28 марта 1947 года, когда при министерствах и ведомствах были учреждены «суды чести», долженствующие, согласно их уставу, «повести непримиримую борьбу с низкопоклонством и раболепием перед западной культурой, ликвидировать недооценку значения деятелей русской науки и культуры в развитии мировой цивилизации». В дальнейшем термин «антипатриотизм» был заменён на термин « космополитизм».
Правда и мифы о борьбе с космополитизмом в СССР
15 августа 1946 года в СССР началась борьба с космополитизмом. Эта кампания длилась всего три года, но запомнилась своей масштабностью. Борьба с космополитизмом в СССР, была направлена против советской интеллигенции. Они считались носителями прозападных идей. Основной ее мишенью стали деятели культуры и науки.
Существует устоявшийся миф о некой антисемитской составляющей компании, но строго говоря, ни в опубликованных в прессе установочных статьях, ни по ходу развернувшейся кампании против космополитизма в литературе евреи в смысле национальности не упоминались. Это была обычная советская идеологическая проработка, борьба с очередным вредным уклоном.
От борьбы с космополитизмом пострадали не только еврейские литераторы или деятели науки, но поскольку их вообще водилось превеликое множество в советской литературе, и в науке то им больше и досталось пинков от родной и любимой ими советской власти. Привыкшая к своему привилегированному положению в СССР еврейская гуманитарная интеллигенция восприняла обыденную советскую идеологическую чистку крайне болезненно, как обидный антисемитизм властей.
Большинство изобличенных в космополитизме литераторов или деятелей науки евреев всегда были идейно и социально близки советской власти, и не раз с энтузиазмом участвовали в идеологических чистках, топтали врагов и конкурентов по литературному процессу, и всех на кого укажут. Но в этот раз им самим не повезло. Впрочем, реально никто из еврейских писателей за космополитизм существенно не пострадал, не был брошен в тюрьму или отправлен в ссылку. Правда, кое-кого исключили из партии.
Причина борьбы с космополитизмом — охлаждение отношений с Западом.. Вторая мировая сблизила закрытый СССР с западными союзниками.. США и Британия даже выпускали на территории Союза свои издания — газету «Британский союзник» и журнал «Америка». Но зарождающаяся Холодная война вновь оттолкнула державы, и издания были закрыты.
Требовалось объяснить населению, почему вчерашние союзники на самом деле являются главными врагами. Пропаганда вовсю старалась противопоставить «новую советскую цивилизацию» западным капиталистам.
Сюда же относятся высказывания Джугашвили о русском народе и русской истории. Никаким русским националистом ‘отец народов» уничтоживший в лагерях миллионы русских людей, конечно же, не никогда был. Ему было выгодно заигрывать с национальными чувствами народа-победителя.
Началась подковерная возня. 14 августа 1946 года Оргбюро ЦК раскритиковало главу Ленинграда Жданова — мол, подведомственные ему местные писатели совсем распоясались. Постановление гласило:
Ленинградский горком ВКП(б) проглядел крупнейшие ошибки журналов, устранился от руководства журналами и предоставил возможность чуждым советской литературе людям, вроде Зощенко и Ахматовой, занять руководящее положение в журналах. Более того, зная отношение партии к Зощенко и его «творчеству», Ленинградский горком (тт. Капустин и Широков), не имея на то права, утвердил решением горкома от 28.I. с.г. новый состав редколлегии журнала «Звезда», в который был введен и Зощенко. Тем самым Ленинградский горком допустил грубую политическую ошибку. «Ленинградская правда» допустила ошибку, поместив подозрительную хвалебную рецензию Юрия Германа о творчестве Зощенко.
Партия брала искусство в ежовые рукавицы. Уже через полторы недели после объявления победы постановили — театрам запрещается ставить спектакли буржуазных писателей и драматургов. Исключение делалось для левых и социалистических, но рекомендовали ставить работы, выдержанные в духе советского патриотизма.
Весной 1947 года по инициативе Жданова выходит постановление об организации «Судов чести» во всех советских ведомствах. Как сообщал документ, эти суды создавались с целью:
…содействия воспитанию работников государственных органов в духе советского патриотизма и преданности интересам советского государства и высокого сознания своего государственного и общественного долга, для борьбы с проступками, роняющими честь и достоинство советского работника, в министерствах СССР и центральных ведомствах создаются Суды чести.
На Суды чести возлагается рассмотрение антипатриотичных, антигосударственных и антиобщественных поступков и действий, совершенных руководящими, оперативными и научными работниками министерств СССР и центральных ведомств, если эти проступки и действия не подлежат наказанию в уголовном порядке.
Приоткрывшийся на доли миллиметра «железный занавес» вновь опустился. Под колпаком оказались даже вкусы зрителей и слушателей. Увлекавшимся западным искусством и музыкой грозило разоблачение и общественное порицание. Буржуазные произведения искусства запрещались. Расформирован музей современного искусства. На экраны и на полки библиотек попадают фильмы и книги, разоблачающие подлую сущность американских империалистов.
Сюжеты сталинских фильмов-агиток лидеров проката конца 40-х незамысловаты:
Советские учёные-биохимики профессора Лосев и Добротворский сделали научное открытие, позволяющее эффективно бороться с болью. Находясь в научной командировке в США, учёные делятся результатами исследования с коллегами из США (на деле оказавшимися бизнесменами и разведчиками), опубликовав там статью о ещё не завершенном труде своего коллектива.
По возвращении учёные были подвергнуты критике. Однако учёные настаивали на том, что «наука не имеет границ» и что знание должно принадлежать всему человечеству. Возмущённая «идейной незрелостью», Добротворского решительно осуждает его жена. В итоге ученые были осуждены за космополитизм и наказаны по решению Суда чести. Добротворский раскаивается в своём поступке.
Советский профессор Лавров — экспериментатор, учёный-селекционер, ученик и последователь И. В. Мичурина, сторонник мичуринской агробиологии и поборник теории Т. Д. Лысенко — добивается успеха при выведении новой породы кур высокой яйценоскости и продуктивности, в лёгкую опровергая идеалистическую теорию наследственности западных учёных.
В январе 1948 года курировавший кампанию Жданов запускает в оборот фразу «безродные космополиты». Ей дразнили всех сомневающихся в первенстве СССР, в любой сфере.
Доходило до абсурда — выяснялось, что на территории СССР изобрели и первый в мире воздушный шар, и велосипед, и паровоз. Оттуда же знаменитая анекдотичная фраза: «СССР — родина слонов». Советские историки громили теорию норманнизма. Досталось даже композитору Вано Мурадели — этническому армянину, который из преклонения перед Сталиным сменил имя, выдавал себя за грузина и превозносил грузинскую культуру.
Всё закончилось в 1948 году — Жданов умер. Знамя борьбы с космополитами подхватил товарищ Суслов, но он такой влиятельностью не обладал, и дело застопорилось. Чуть позже Сталин окончательно завершил эту кампанию.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Метки
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Статистика
первая в СССР публично организованная
акция против евреев
«КОСМОПОЛИТЫ» (от греческого космополитес, «гражданин мира»), уничижительное прозвище, употреблявшееся в советской печати 1948–53 гг. по отношению к дискриминируемым интеллигентам (в основном евреям).
Шовинистическая кампания против «низкопоклонства перед Западом», сигналом к которой послужил доклад секретаря ЦК ВКП(б) А. Жданова «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (сентябрь 1946 г.), в 1947–48 гг. переросла в «проработки» и шельмование видных советских ученых и деятелей искусства, чьи работы не отвечали политике установления «приоритета России» во всех областях науки и культуры и были «заражены тлетворным влиянием Запада».
Карикатура на агентов Западного капитала.
Журнал «Крокодил», 1949 г.
Аресты в ноябре 1948 г. еврейских писателей и общественных деятелей, ликвидация Еврейского антифашистского комитета, издательства «Эмес», а позже и всех еврейских культурных учреждений, усиленные нападки на сионизм ознаменовали наступление периода, названного «черными годами» советского еврейства (1948–53).
В связи с этим кампания против «низкопоклонства» приобрела новый характер.
28 января 1949 г. редакционной статьей в газете «Правда» («Об одной антипатриотической группе театральных критиков») была начата злобная, открыто антисемитская кампания против «космополитов», «беспачпортных бродяг», «ненавидящих все русское, все советское». В течение двух месяцев вся советская пресса (особенно газеты «Культура и жизнь», «Литературная газета» и «Советское искусство») беспрерывно (иногда по три–четыре статьи в одном номере) клеймила «космополитов» — литературных и театральных критиков с еврейскими фамилиями).
В. Иванов. Плакат периода борьбы
с «безродным космополитизмом». 1947 г.
«Космополитов» обвиняли в создании «литературного подполья», имеющего «организационные связи», в «идеологических диверсиях», в ненависти к советскому народу и в оскорбительном отношении к русскому человеку; в прославлении иудаизма и сионизма, в засорении русского языка (И. Бабель, И. Ильф, Л. Славин) и проч.
«12 стульев» и «Золотого телёнка»
Практически не было такой области, учреждения или высшего учебного заведения, в которых бы не обнаруживали и не разоблачали «космополитов».
Разоблаченных «космополитов» изгоняли с работы, в некоторых случаях высылали в отдаленные районы страны или судили за «антисоветскую деятельность». Правящие круги стремились к тому, чтобы эта «чистка» была воспринята населением прежде всего как освобождение советской культуры, искусства и науки от антипатриотического влияния евреев. Само слово «космополиты» стало синонимом слова «евреи» и столь же одиозным.
Главной мишенью кампании против «космополитизма» были деятели науки и культуры, евреи по происхождению, в основном ассимилированные.
Ленинград как пример кампании против «космополитов».
Здание исторического факультета ЛГУ
Наибольшие потери от этой кампании понес Ленинградский университет. Евреев изгоняли из аспирантуры, при выпуске они получали распределение в глухую провинцию или оказывались без работы. Прием евреев на преподавательские должности в университет был прекращен на долгие годы (за редчайшими исключениями вплоть до наших дней). Евреям стало гораздо труднее поступить в университет, а на некоторые факультеты их перестали принимать вообще. Ленинградский университет превратился в цитадель антисемитизма.
Абрам Фёдорович Иоффе —
«отец советской физики».
В развертывании антисемитской кампании ведущую роль сыграло руководство Ленинградского обкома во главе с В.М. Андриановым. Прежние руководители, также не чуждые антисемитизму, были в ходе «Ленинградского дела» обвинены среди прочего в покровительстве «космополитам».
В кампании против «космополитов» — первой в Советском Союзе публично организованной акции против евреев — государственная идеологическая линия и психология масс сомкнулись, создав единый эмоционально-идеологический комплекс, ставший основой возрожденного советского антисемитизма.
СПРАВКА
* в прославлении иудаизма и сионизма (А. Исбах)
* в буржуазном национализме (И. Альтман, монография «Лессинг и драма», 1939; П. Антокольский, стихотворение «Не вечная память», 1946; Э. Багрицкий, поэма «Февраль», 1936; Д. Клебанов (1907–1987; симфония «Бабий Яр», 1945; З. Толкачёв; историк И. Юзефович, 1890–1952),
* в оскорблении памяти великих русских и украинских писателей утверждениями о влиянии на них творчества Г. Гейне или «поэта-мистика, реакционера» Х. Н. Бялика (Б. Бялик, 1911–88); Л. Первомайский);
*в расизме и ненависти к немецкому народу (философ И. Крывелев, 1906–91; И. Нусинов) и проч, и проч, и проч.
Космополиты:
в киноискусстве Д. Вертов, Е. Габрилович (1899–1993), Г. Козинцев, Л. Трауберг и др.;
в театре и театроведении — В. Волькенштейн (1883–1974), Б. Головчинер, В. Сахновский (1886–1945), А. Таиров и др.;
в литературоведении — Н. Бродский (1881–1951), Н. Венгров (1894–1962), Лидия Гинзбург, Б. Мейлах (1909–87), М. Мендельсон (1904–1982), Тамара Мотылева (1910–92), А. Цейтлин (1901–62), М. Эйхенгольц (1889–1953) и др.;
в эстетике — М. Лифшиц, М. Розенталь (1906–94) и др.;
в искусствоведении, живописи, скульптуре — Д. Аркин (1899–1957), О. Бескин (1892–1962), А. Каменский (родился в 1921 г.), Л. Муравин (1906–74), Д. Штеренберг, А. Эфрос и др.;
в исторической науке — С. Валк (1887–1975), Л. Зубок (1894–1967), С. Кан (1896–1960), И. Минц (1896–1991), И. Разгон (1905–1987), Н. Рубинштейн (1897–1963) и др.;
в музыке и музыковедении — В. Берков (1907–75), М. Береговский, С. Гинзбург (1901–78), Р. Грубер (1895–1962), М. Пекелис (1899–1979), С. Шлифштейн (1903–75), Г. Шнеерсон (1901–82) и др.;
в художественной литературе — Ю. Герман (1910–67), Э. Казакевич, Б. Пастернак, Ю. Хазанович (1913–69) и др.;
в экономике — И. Блюмин (1897–1959), Е. Варга, Д. Розенберг (1879–1950), И. Трахтенберг (1883–1960), В. Штейн (1890–1964) и др.;
в статистике и демографии — А. Боярский (1906–85), Б. Урланис (1906–81), А. Кауфман (1864–1919);
в юриспруденции — Г. Гурвич, Екатерина Флейшиц, А. Герцензон, М. Строгович (1894–1983), И. Трайнин (1887–1949) и др.;
в физике — В. Гинзбург, Л. Ландау, Е. Лифшиц (1915–85), Я. Френкель, С. Хайкин (1901–68);
в кораблестроении — И. Ханович,
в психологии — С. Рубинштейн (1889–1960) и т. д.
Каждая союзная республика также проводила «чистку космополитов».
Особенно ожесточенно кампания проводилась на Украине.
С.ДИНКЕВИЧ.»РАСПРАВА НАД РУКОВОДСТВОМ ЕАК»:
СОЛОМОН МИХОЭЛС:
Рубрики: | ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА/евреи в России ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА/НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ |
Метки: антисемитизм в ссср антисемитизм евреи в россии новое и новейшее время
Процитировано 3 раз
Понравилось: 3 пользователям