Косоворотка что это 3 класс
Значение слова «косоворотка»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
— Илья Фоняков «Воспоминания о Д. С. Лихачёве»
У русской традиционной косоворотки разрез с застёжкой был, как правило, смещён влево, реже вправо. Первые изображения рубахи с такой застёжкой относят к XV в.
Полотняные косоворотки традиционно широко использовались в России в гражданском обиходе, являясь синонимом русской мужской рубахи, а также в качестве нижнего солдатского белья.
Косоворотка в конце XIX века у русских была основой любого костюма. Повсеместно встречались рубахи с красным тканьем в клетку и полоску. Они были рабочими и праздничными, все зависело от богатства отделки.
Косоворотки носили навыпуск, не заправляя в брюки. Подпоясывались шёлковым шнуровым поясом или тканым поясом из шерсти. Пояс мог иметь на концах кисти. Завязка пояса располагалась с левой стороны.
Косоворотки шили из полотна, шёлка, атласа. Иногда расшивали по рукавам, подолу, вороту. В помещениях (в трактире, лавке, дома и т. д.) косоворотки носили с жилетом.
Следует заметить, что именно косоворотка явилась основой для возникновения в 1880 году гимнастёрки. Гимнастёрка была впервые введена в Туркестанском военном округе в 1880 году, когда на русскую полотняную косоворотку, выдававшуюся солдатам для гимнастических занятий, прикрепили погоны и разрешили её носить вместе с поясной и плечевой портупеей в строю и вне строя.
КОСОВОРО’ТКА, и, ж. (разг.). Мужская рубашка с косым воротом.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
косоворо́тка
1. истор. мужская рубашка с стоячим воротом, застёгивающимся сбоку ◆ Он вылез откуда-то из нижнего этажа, в плисовой поддёвке и шароварах; ситцевая рубашка-косоворотка красиво охватывала его широкую шею. Д. Н. Мамин-Сибиряк, «Приваловские миллионы», 1883 г. ◆ Он сидел за самоваром, в одной ситцевой косоворотке, смуглый, с белой бородой, с насупленными серыми бровями, большой и сильный, и заваривал чай. И. А. Бунин, «Деревня», 1909–1910 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова зиждитель (существительное):
Чем русская косоворотка отличается от украинской, в чём её магическое значение и другие факты о народной рубахе
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Полики, подоплека и косой ворот – из чего состоит русская рубаха?
Женский костюм разных регионов и субэтносов России может различаться – подчас настолько, что, кажется, речь идет об одежде далеких друг от друга народов! А вот мужской костюм отличался меньшим разнообразием. Основой его была рубаха, и почти всегда – одного и того же кроя, мало зависящего от географического положения и почти не изменившегося с течением времени, пока на смену традиционной рубахе не пришли современные виды нательной одежды. Крой этот был продиктован особенностями домашнего производства ткани и образом жизни русского крестьянства.
Прямое полотнище домотканого холста с вырезом на шее, согнутое пополам, еще два таких – по бокам, иногда – такие же неокрашенные или, наоборот, кумачовые или пестрядные клинья, расширяющие рубаху книзу. Поскольку полотна были узкими, а для тяжелого физического труда неэластичная облегающая одежда – крайне неудачный выбор, приходилось идти на разные конструктивные ухищрения.
В плечах в некоторых регионах рубаха расширялась еще поликами – прямыми или трапециевидными полосками ткани. Между боковыми частями рубахи и рукавами вставлялись ластовицы, благодаря которым рубаха становилась удобнее, просторнее и… долговечнее. Ластовицы портились в первую очередь от пота и истирания, поэтому их легко выпарывали и заменяли. Ту же роль играла… подоплека. Да-да, это слово означает не только скрытую причину какого-либо события, но и полоску ткани, вшитую на самых «потливых» местах – на шее и спине.
В узорах вышивки и других видов отделки рубах многие ищут след тайных знаний или хотя бы космогонических мифов древних славянских и финноугорских племен. Так или иначе, орнаменты мужских рубах в различных регионах России несколько различаются, но определенно играют «магическую» роль, защищая «уязвимые» места, через которые к человеку может подобраться нечистая сила. Праздничные рубахи, разумеется, украшались особенно богато, особенно по подолу – и носились навыпуск с тканым поясом.
Почему застежка слева?
Самый распространенный тип русской рубахи – косоворотка. Расположение застежки слева на шее было продиктовано именно спецификой кроя – вшиванием боковых частей. Правда, есть и другие версии – например, по мнению Д.С. Лихачева, боковое расположение застежки позволяло надежнее сохранить шейный крестик, он не выпадал и не мешал во время работы. Подобный крой лучше защищал от ветра – например, у теплой верхней одежды застежка также часто боковая.
И, возможно, это расположение ворота перешло в «мирную» одежду из конструкции древних кольчуг. Со временем косоворотка приобрела и узорчатый воротник-стойку.
Обычно считается, что именно косым воротом русская рубаха отличается от украинской и белорусской, но в действительности это разделение не так строго и однозначно, основную роль играет разница в орнаментации.
Отцовская рубаха как семейная ценность
Исследователи сегодня описывают множество семейных традиций, связанных с рубахами. Например, в работе «Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы» Ф.С. Капица указывает, что на первые пеленки новорожденного шла тщательно выстиранная, но непременно поношенная отцовская рубаха – чтобы дитя охранялось от всех зол отцовской силой и любовью. И в этом действительно что-то есть – многие из нас любят в тишине домашнего уюта облачиться в старый свитер или рубашку близкого человека!
Вообще венчальные рубахи хранили, они часто были богато украшены, с кумачовыми ластовицами, галуном и кружевами по подолу, и сопровождали обладателя от венца до… могилы. Считалось дурной приметой лишиться венчальной рубахи, ее нежелательно было продавать, с ней проводили народные магические ритуалы. В ней же часто человека и хоронили. Однако существовали и специальные «смертные» рубашки без застежек, на тесемках – их шили без узелков швом «вперед иголку», а вышивали иногда не просто ниткой, а человеческим волосом. Такую вещь начинали шить еще до смерти человека, зная, что она уже близка, а завершали непосредственно перед похоронами.
Иногда она возвращается
Несмотря на то, что в XIX-XX веках мужская одежда в России претерпевала изменения, теряя свою обрядово-магическую функцию и двигаясь ближе к буржуазным европейским образцам, старая форма рубахи неоднократно возвращалась – то малозаметно, то триумфально. После Октябрьской революции мужчины из крестьянской среды продолжали носить рубахи традиционного кроя с разными типами ворота, правда, уже не орнаментированные, по типу косоворотки создавались военные гимнастерки. Особую любовь к таким рубахам питали представители творческой среды – например, Максим Горький. Он носил косоворотки с особым щегольством, демонстративно сочетал их с более современными вещами. На фотографии с поэтом Николаем Клюевым юный Сергей Есенин, по-видимому, тоже одет в косоворотку, появлялись в них Леонид Андреев и Александр Блок.
Наши современники тоже носят традиционные русские рубахи и одежду, созданную под влиянием русского народного костюма. И речь не только о реконструкторах, участниках народных ансамблей и людей, ратующих за возвращение исконных традиций, в том числе костюма. Многие отечественные дизайнеры экспериментируют с этническими мотивами, особенно интересны создатели молодежной одежды в стиле streetwear – например, бренды Тула-200 и I’m from Siberia.
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Косоворотки
Национальный костюм – это достояние каждого народа, его гордость, его красота. Сегодня многие фолк-коллективы обращаются к традициям своего народа, выходя на сцену. Например, группа «Пелагея» или певица Марина Девятова часто надевают на концерты традиционные наряды, близкие по стилю к национальному славянскому костюму. А уж чего стоит только красота костюмов Надежды Бабкиной – самой известной исполнительницы народных песен. Она всегда выходит на сцену в поневе или традиционном русском сарафане, в роскошной рубахе. Безупречная аутентичность образов!
А знаете ли вы, что у русского костюма есть один обязательный элемент – рубаха? Ее носили и мужчины, и женщины, и дети с рождения. Знать носила даже специальные «горничные» рубашки из шелка, настолько ценным и важным был этот предмет гардероба. Правильное его название – косоворотка. А уж откуда они появились и какими были, сейчас расскажем!
История возникновения косоворотки
Косоворотка – слово, относительно незнакомое широкому кругу читателей. Обычно, так называют мужскую рубаху в традиционном русском народном костюме. Причем представляют ее обычно красивой, узорчатой, вышитой, расписной… Так и было – косоворотки (их можно увидеть в разделе «Русские косоворотки» обязательно украшались вышивкой, даже если рубаха была повседневной.
Косоворотки получили свое название из-за особенностей ворота: разрез на рубахе был не спереди, как принято на современных рубашках, а сбоку, обычно слева. Интересно, что косоворотка могла иметь воротник (ворот) и не иметь его.
Интересно! «Прабабушкой» косоворотки была «прямоворотка»: домотканое полотно складывали пополам и сшивали по боковому шву, а спереди делали надрез, чтобы было удобнее надевать рубашку. Затем пришивались рукава и делались специальные вытачки под мышками, называемые ластовицами.
Существует несколько теорий происхождения косоворотки. Большинство исследователей склоняются к тому, что это традиционная русская одежда, возникшая, естественно, сама собой, в славянской древнерусской культуре. Первые письменные упоминания о косоворотках относятся к 17 веку, однако, разумеется, эта одежда была известна как минимум за два века до этого.
Другая же теория говорит о том, косоворотка была заимствована у тюркских народов, ведь еще в средние века русичи активно торговали с иноземцами, среди которых было много тюрков.
Интересно! Некоторые исследователи связывают проникновение косоворотки в национальный костюм в связи с нашествием монголо-татар. Этим и объясняется, например, смещение косого разреза рубахи влево – как носили татары.
Существуют не только теории происхождения косоворотки: некоторые исследователи выдвигают гипотезы, почему потребовалось сместить разрез из классического прямого (известного на Руси с незапамятных времен) на левую сторону:
Красивая теория Дмитрия Лихачева заключалась в том, что косой ворот позволял надежно спрятать цепочку и нательный крест: он не выпадал из рубахи.
Этнограф Дмитрий Зеленин считает, что такой сложный крой позволял защитить человека от холода и ветра, потому что в рубаху ледяному воздуху было сложнее задуть. Если принять во внимание теорию тюркского происхождения косоворотки – традиционно кочевых народов, путешествующих по степям с сильными ветрами, то эта мысль кажется очень логичной.
Некоторые исследователи считают, что косой ворот – это все же дань военной традиции. Именно на левую сторону застегивалась кольчуга, поскольку так было проще защитить шею от удара (левая сторона тела прикрывалась щитом). Если бы запах был на иной стороне, то при ударе саблей или мечом в разрез было легко попасть – и тогда все, голова с плеч! Кстати, именно по этой же причине позже стали застегиваться ватные доспехи – на левую сторону, как у косоворотки.
Какая из теорий ближе – решать, конечно же, вам!
Стоит учесть, что косоворотка была вещью очень удобной, и даже после запрета Петра I на ношение традиционной русской одежды (он заменил русское платье венгерским, затем французским, а после – немецким) косоворотка не исчезла из жизни русских людей. Она послужила прообразом для солдатского нижнего белья и гимнастерок.
Мужские косоворотки
Конечно, традиционно слово «косоворотка» употребляется по отношению к мужской рубахе. Традиционно шили ее из конопляного полотна, но затем добавились еще несколько основных материалов:
шелк – для парадных, праздничных косовороток или нижних рубах знатных мужчин.
Рубашку носили постоянно; простолюдины – как верхнюю одежду, знать – как нижнее белье. Косоворотка обязательно носилась навыпуск и подпоясывалась кушаком, который иногда украшали кистями (для праздничных нарядов).
Рубашки могли иметь разное назначение и носились по определенным случаям:
покосница – праздничная рубаха, которую мужчины и женщины надевали на первый день покоса, то есть жатвы;
свадебная рубаха – обычно, она носилась как праздничная и часто передавалась по наследству, бережно хранилась;
повседневная рубаха и т. д..
Ткани для косовороток могли быть неокрашенными (для повседневных рубашек) или красились мастерами. Самой нарядной считалась красная косоворотка, которую часто носили женихи. На праздники тоже старались надевать косоворотку именно красного цвета.
Косоворотки обязательно красиво украшались вышивкой, которая имела обережное значение. Считалось, что определенные символы помогут отвести беду от владельца рубашки. Например, почти всегда вышивались ромбы – символ солнца на Руси. Часто на мужских косоворотках вышивали барвинок – это символ жизни, которая никогда не увянет. Нередко в качестве орнамента использовался виноград – символ плодородия.
Интересно! Сегодня косоворотку продолжают носить не только участники фольк-коллективов и артисты на выступлениях на «русскую народную» тематику: старообрядцы до сих пор носят кафтан и косоворотку на богослужения, подчеркивая аутентичность русского костюма.
Женские косоворотки
Женские косоворотки чаще всего назывались просто рубашками или рубахами. Это была основа женского костюма. Рубашки имели длину до пола; дома дозволялось ходить в одной только косоворотке, если, конечно, в избе не было гостей. Знатные женщины носили «горничные» домашние косоворотки из нежного шелка.
Поверх рубахи надевался сарафан (в северной культуре) или понева (на юге Руси) – их можно увидеть в разделе «Русские сарафаны». Рубашки у замужней и незамужней девушки отличались. Вообще рубахи шились для самых разных случаев:
повседневная рубашка – она была до пола и имела простой прямой крой; обычно, ее именовали «станом»;
жатвенная рубашка – миряне носили ее на первый день жатвы; наряд считался праздничным;
похоронные – траурные рубахи;
свадебные – самые счастливые и красивые рубахи, которые бережно хранились и часто передавались по наследству;
рубашки для ворожбы и других мистических обрядов – такая одежда называлась порукавкой и имела очень длинные рукава с прорезями, благодаря которым можно было их завязать или закрепить наручами; работать в такой одежде было невозможно, и поэтому возникло выражение «работать спустя рукава»;
убивальница – очень интересный вид рубашек для невест; последнюю неделю перед свадьбой девушка носила такой наряд и «убивалась» по девичьей жизни, которую она оставит после того, как выйдет замуж.
Интересно! Почти все женские косоворотки украшались вышивкой, причем даже с принятием христианства вышивали традиционные языческие символы – растительные узоры, ромбы, изображения коней, языческих божеств и их символик. Единственный вид рубахи у женщин, которая ничем не украшалась – это вдовья рубашка. Даже траурные похоронные наряды были красиво вышиты нитками. Интересно об истории русского костюма, с учетом региональных особенностей, повествуется здесь: https://www.youtube.com/watch?time_continue=39&v=F5FCYrABUDY
Детские косоворотки
Детские косоворотки ничем не отличались от взрослых рубах, кроме размера. Причем существовало несколько интересных традиций при их шитье:
Одеждой ребенка всегда была только рубашка, и больше ничего.
Первая пеленка для новорожденного младенца, то есть его первая одежда, была ношеная косоворотка отца (для мальчика) или матери (для девочки). Считалось, что это оберегает ребенка от сглаза и порчи. По этой же причине абсолютно все детские рубашки были красиво вышиты – на ткани были обережные символы, например, орнаментальное изображение богини-Берегини.
Крой рубашек у девочек и мальчиков не отличался до достижения ими возрастов жениха или невесты, тогда одежда становилась такой же, как у взрослых.
После «обряда инициации» (то есть после признания подростка женихом или невестой) девочки и мальчики получали другую одежду. Девочки – юбку-поневу, мальчики – порты.
Интересно! Детские косоворотки назывались рубашонками. Считалось, что это слово произошло от слова «руб», которое обозначало «отрез ткани». От этого же слова возникло и известное нам сегодня слово «рубаха» или «рубашка».
Кстати, ребенок получал косоворотку из новой ткани (новины) только после того, как ему исполнялось 3 года. До этого возраста считалось, что ребенок слишком слаб, и только мощная сила отца или матери, заключенная в ткани от их рубашек, позволяет защитить малыша от злых сил, от болезней.
Задорные украинские вышиванки
Вышиванка – это, если разобраться, совершенно любая рубаха с вышивкой. На Украине это настоящий символ, элемент национального костюма, который носят и мужчины, и женщины, и дети.
Вышиванка, в отличие от косоворотки, имеет прямой, срединный разрез. Некоторые исследователи считают, что такой вырез (не как застежка кольчуги у русских – на левой стороне шеи) объясняется относительной миролюбивостью народа.
Среди основных особенностей вышиванок можно отметить:
богатую вышивку в области рукавов и возле ворота на мужских рубашках, по подолу – у женских;
основные цвета вышивки – красный и черный;
преобладают растительные узоры – листья, виноград, деревья, калина; из анималистических узоров – птицы; очень активно используются изображения Солнца, а геометрические узоры – редкость.
Интересно! Пик моды на украинские вышиванки пришелся на эпоху хрущевской «оттепели», когда лидер государства часто стал появляться даже на официальных мероприятиях в задорной украинской рубахе. Последовали его примеру не только простые советские люди, но и многие политики. Сегодня вышиванки чаще всего используются в театральном искусстве как элемент народного украинского костюма.
Косоворотка в современной моде
Сегодня в мировой моде возникает тренд на этно-стиль, то есть на возвращение к истокам своего народа, к своей культуре. Это отражается и в покрое современной одежды. Многие модные дома, создавая вполне себе современные рубашки, обращаются к стилю косоворотки и «скашивают» разрез на мужской одежде.
Очень красиво и благородно выглядит вышитая, созданная в традиционном русском стиле одежда российского дизайнера Светланы Левадной, владеющей модным домом LevadnajaDetails. Кроме того, в разное время к косовороткам обращаются и другие дизайнеры:
Наталья Хованская (компания TsarBird);
Нина Самохина (SecretGarden);
Анастасия Вяз и т. д..
Теперь все чаще можно встретить одежду в этно-стиле, который возвращается в моду.
А значит, что косоворотки и другие элементы русского национального костюма (которые можно купить в разделе «Русский народный костюм» становятся все более востребованными и популярными!
Откройте свой Мир!
Косоворотка: как появилась главная русская рубаха
«Прабабушкой» косоворотки была «прямоворотка»: домотканое полотно складывали пополам и сшивали по боковому шву, а спереди делали надрез, чтобы было удобнее надевать рубашку. Затем пришивались рукава и делались специальные вытачки под мышками, называемые ластовицами.
Существует несколько теорий происхождения косоворотки. Большинство исследователей склоняются к тому, что это традиционная русская одежда, возникшая, естественно, сама собой, в славянской древнерусской культуре. Первые письменные упоминания о косоворотках относятся к 17 веку, однако, разумеется, эта одежда была известна как минимум за два века до этого.
Другая же теория говорит о том, косоворотка была заимствована у тюркских народов, ведь еще в средние века русичи активно торговали с иноземцами, среди которых было много тюрков.
Спасибо! Очень интересно! Однажды летом в Москве еду в метро.На очередной станции входит в вагон юноша в косоворотке.И вдруг все, не сговариваясь, стали смотреть на юнощу. Не знаю,кто о чем думал. Но меня поразила красота косоворотки.Все вокруг стало блеклым.Какая прелесть в единственном роде! Действитедно:»Что имеем не храним,потерявши плачем!
История возникновения косоворотки
Символом народного одеяния у русских мужчин традиционно считалась косоворотка. По историческим свидетельствам, первые письменные упоминания косоворотки датируются серединой XII века и связаны с городом Суздалем – очагом русской государственности Северо-Восточной Руси. Этот период нашей истории связан с именем Святого Благоверного князя Андрея Боголюбского (1111 – 1174), властителя Владимиро-Суздальской Руси, первого Российского Самодержца, при котором политический и экономический центр Древней Руси переместился с Юга-Запада на Северо-Восток. «Первым великороссом Руси» именовал великого князя В.О. Ключевский.
Не удивительно, что именно во время правления Андрея Боголюбского в землях, которые в последствии сформировали остов Великороссии, косоворотка начала свое победное шествие с тем, чтобы уже в новое время ( XVII — XIX вв.) стать исключительно русской народной рубашкой.
Косоворотки получили свое название из-за особенностей ворота: разрез на рубахе был не спереди, как принято на современных рубашках, а сбоку, обычно слева. Интересно, что косоворотка могла иметь воротник (ворот) и не иметь его.
Существуют несколько гипотез, почему русские сместили классический прямой разрез на левую сторону:
1. предположение академика Дмитрия Лихачева, сводившийся к тому, что косой ворот позволял надежно спрятать цепочку и нательный крест: он не выпадал из рубахи.
2. знаменитый русский этнограф Дмитрий Зеленин полагал, что такой сложный крой позволял защитить человека от холода и ветра, потому что в рубаху ледяному воздуху было сложнее задуть.
3. ряд исследователей придерживаются мнения, что косой ворот – это все же дань военной традиции. Именно на левую сторону застегивалась кольчуга, поскольку так было проще защитить шею от удара (левая сторона тела прикрывалась щитом). Если бы запах был на иной стороне, то при ударе саблей или мечом в разрез было легко попасть – и тогда все, голова с плеч! Кстати, именно по этой же причине позже стали застегиваться ватные доспехи – на левую сторону, как у косоворотки.
Мужские косоворотки
Конечно, традиционно слово «косоворотка» употребляется по отношению к мужской рубахе. Традиционно шили ее из конопляного полотна, но затем добавились еще несколько основных материалов:
• шелк – для парадных, праздничных косовороток или нижних рубах знатных мужчин.
Рубашку носили постоянно; простолюдины – как верхнюю одежду, знать – как нижнее белье. Косоворотка обязательно носилась навыпуск и подпоясывалась кушаком, который иногда украшали кистями (для праздничных нарядов).
Рубашки могли иметь разное назначение и носились по определенным случаям:
покосница – праздничная рубаха, которую мужчины и женщины надевали на первый день покоса, то есть жатвы;
свадебная рубаха – обычно, она носилась как праздничная и часто передавалась по наследству, бережно хранилась;
повседневная рубаха и т. д.
Ткани для косовороток могли быть неокрашенными (для повседневных рубашек) или красились мастерами. Самой нарядной считалась красная косоворотка, которую часто носили женихи. На праздники тоже старались надевать косоворотку именно красного цвета.
Косоворотки обязательно красиво украшались вышивкой, которая имела обережное значение. Считалось, что определенные символы помогут отвести беду от владельца рубашки. Например, почти всегда вышивались ромбы – символ солнца на Руси. Часто на мужских косоворотках вышивали барвинок – это символ жизни, которая никогда не увянет. Нередко в качестве орнамента использовался виноград – символ плодородия.
Сегодня косоворотку продолжают носить не только участники творческих певческих и танцевальных коллективов. Последователи древнего благочестия – старообрядцы как в России, так и за ее пределами, до сих пор носят кафтан и косоворотку на богослужения, подчеркивая аутентичность русского костюма.
Женские косоворотки
Женские косоворотки чаще всего назывались просто рубашками или рубахами. Это была основа женского костюма. Рубашки имели длину до пола; дома дозволялось ходить в одной только косоворотке, если, конечно, в избе не было гостей. Знатные женщины носили «горничные» домашние косоворотки из нежного шелка.
Поверх рубахи надевался сарафан (в северной культуре) или понева (на юге Руси). Рубашки у замужней и незамужней девушки отличались. Вообще рубахи шились для самых разных случаев:
повседневная рубашка – она была до пола и имела простой прямой крой; обычно, ее именовали «станом»;
жатвенная рубашка – миряне носили ее на первый день жатвы; наряд считался праздничным;
похоронные – траурные рубахи;
свадебные – самые счастливые и красивые рубахи, которые бережно хранились и часто передавались по наследству;
рубашки для ворожбы и других мистических обрядов – такая одежда называлась порукавкой и имела очень длинные рукава с прорезями, благодаря которым можно было их завязать или закрепить наручами; работать в такой одежде было невозможно, и поэтому возникло выражение «работать спустя рукава»;
убивальница – очень интересный вид рубашек для невест; последнюю неделю перед свадьбой девушка носила такой наряд и «убивалась» по девичьей жизни, которую она оставит после того, как выйдет замуж.
Интересно! Почти все женские косоворотки украшались вышивкой, причем даже с принятием христианства вышивали традиционные языческие символы – растительные узоры, ромбы, изображения коней, языческих божеств и их символик. Единственный вид рубахи у женщин, которая ничем не украшалась – это вдовья рубашка. Даже траурные похоронные наряды были красиво вышиты нитками.
Детские косоворотки
Детские косоворотки ничем не отличались от взрослых рубах, кроме размера. Причем существовало несколько интересных традиций при их шитье:
Одеждой ребенка всегда была только рубашка, и больше ничего.
Первая пеленка для новорожденного младенца, то есть его первая одежда, была ношеная косоворотка отца (для мальчика) или матери (для девочки). Считалось, что это оберегает ребенка от сглаза и порчи. По этой же причине абсолютно все детские рубашки были красиво вышиты – на ткани были обережные символы, например, орнаментальное изображение богини-Берегини.
Крой рубашек у девочек и мальчиков не отличался до достижения ими возрастов жениха или невесты, тогда одежда становилась такой же, как у
После «обряда инициации» (то есть после признания подростка женихом или невестой) девочки и мальчики получали другую одежду. Девочки – юбку-поневу, мальчики – порты.
Детские косоворотки назывались рубашонками. Считалось, что это слово произошло от слова «руб», которое обозначало «отрез ткани». От этого же слова возникло и известное нам сегодня слово «рубаха» или «рубашка».
Ребенок получал косоворотку из новой ткани (новины) только после того, как ему исполнялось 3 года. До этого возраста считалось, что ребенок слишком слаб, и только мощная сила отца или матери, заключенная в ткани от их рубашек, позволяет защитить малыша от злых сил, от болезней.