Коспас сарсат что это

Коспас сарсат что это

Система поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ

Международная спутниковая система поддержки поисково-спасательных операций предназначена для оперативного оповещения о чрезвычайных ситуациях и определения географических координат места бедствия. Совместный проект СССР, США, Канады и Франции. Доступ к системе предоставляется всем государствам на равноправных условиях, а использование является безвозмездным для терпящих бедствие.

Коспас сарсат что это. Смотреть фото Коспас сарсат что это. Смотреть картинку Коспас сарсат что это. Картинка про Коспас сарсат что это. Фото Коспас сарсат что это

Международная спутниковая система поддержки поисково-спасательных операций КОСПАС-САРСАТ позволяет в режиме реального времени отслеживать сигналы бедствия судовых, авиационных и персональных аварийных радиомаяков, определять их географические координаты и мгновенно информировать о чрезвычайных происшествиях поисково-спасательные службы и ответственные координационные центры. Доступ к системе является открытым, а использование — безвозмездным для терпящих бедствие.

Сотрудничество с Международной организацией гражданской авиации, Международной морской организацией, Международным союзом электросвязи и другими межправительственными учреждениями позволяет расширять парк космических аппаратов и развивать возможности проекта в точном соответствии с потребностями, стандартами и рекомендациями пользователей из разных стран.

Радиомаяки и радиобуи КОСПАС-САРСАТ используются в случае чрезвычайной ситуации для подачи аварийных сигналов, а также для оперативной радиопеленгации поисково-спасательными службами терпящих бедствие — ближнего определения — когда уже известен квадрат поиска, но по какой-то причине не уточнены координаты.

Коспас сарсат что это. Смотреть фото Коспас сарсат что это. Смотреть картинку Коспас сарсат что это. Картинка про Коспас сарсат что это. Фото Коспас сарсат что это

Обслуживаются три типа радиомаяков:

В случае бедствия АРБ активируются в зависимости от модели автоматически или вручную. После активации они излучают радиопосылку мощностью 5 Вт и длительностью

0.5 с каждые 50 секунд. Она содержит в цифровом виде: данные о стране регистрации, идентификационный номер радиобуя, сообщение вида бедствия и, если используется модель с навигационным приемником, вычисленные географические координаты.

Благодаря тому, что используемая при этом частота 406 МГц отслеживается и геостацонарными, и низкоорбитальными спутниками, радиосигналы быстро обнаруживаются, позволяя незамедлительно начинать поисково-спасательные операции. Время доставки аварийного сообщения до спасательных служб в случае использования нового поколения аварийных радиобуев АРБ-406 не превышает 5 минут даже в самых сложных погодных и географических условиях.

Ранее в системе так же обслуживались частоты 121,5 МГц и 243 МГц, однако технология была признана устаревающей, и с 2009 года внутри КОСПАС-САРСАТ частоты не используются. Стабильность новой частоты 406 МГц гарантирует более высокую точность определения местоположения, а высокая пиковая мощность увеличивает вероятность обнаружения. Тем не менее, большинство маяков до сих пор поставляются со сдвоенными рабочими частотами 121.5/406 MHz.Во многих странах аварийные радиобуи являются компонентом национальной инфраструктуры поиска и спасания и в ультимативном порядке устанавливаются на морские суда и летательные аппараты.

Сеть станций приема и обработки информации (СПОИ)

Сеть координационных центров системы (КЦС)

Аварийные радиобуи (АРБ)

Космический сегмент

Спутники на низкой и геостационарной орбитах (в режиме реального времени наблюдают поверхность Земли 24 часа в сутки 7 дней в неделю, в случае обнаружения аварийных сигналов, они обрабатывают их и передают на Станции приема и обработки информации. Радиоконтроль осуществляется в диапазоне частот 406,0–406,1 МГц.

Глобальность обслуживания обеспечивается тем, что бортовой компьютер космических аппаратов способен не только однократно получать и передавать сигналы на Землю, но и ретранслировать их многократно, сохраняя в собственной памяти. Спутники на низких орбитах в течение дня совершают до 18 витков вокруг Земли, траектория их движения проходит над разными регионами, во многих из них расположены пункты приема космической информации. Местоположение каждого аварийного радиомаяка, таким образом, может быть определено всеми функционирующими наземными станциями системы, попавшими в поле радиовещания спутника.

Станции приема и обработки информации

СПОИ осуществляют прием ретранслируемых космическим сегментом сигналов, определяют местоположение источников и передают информацию соответствующему координационному центру.

Для повышения точности во время каждого сеанса связи производится уточнение параметров орбиты: в системе создана сеть высокостабильных орбитографических маяков, координаты которых известны с высокой точностью.

Каждая СПОИ периодически проводит самодиагностику.

Координационные центры

Функции координационных центров — сбор данных с собственных СПОИ и обмен информацией с другими КЦС и поисково-спасательными службами. Взаимодействие осуществляется в соответствии с правилами, согласованными на международном уровне, в частности, в рамках ИМО и ИКАО.

КЦС устанавливаются в каждой стране, имеющей хотя бы одну СПОИ. В России четыре СПОИ сходятся в московский КЦС.

В Российскую часть международной системы КОСПАС-САРСАТ входят следующие элементы:

Дальнейшее развитие программы КОСПАС-САРСАТ связано с обновлением и расширением космического сегмента, так как эффективность системы напрямую зависит от численности орбитальной группировки. На многих спутниках, предназначенных, например, для метеорологии, при наличии возможности устанавливаются процессоры сигналов 406 МГц в качестве дополнительной полезной нагрузки. Сейчас в эксплуатации находятся уже семь таких аппаратов и их количество увеличивается.

Так же ведутся работы по размещению оборудования КОСПАС-САРСАТ на космических аппаратах, предназначенных для работы в составе глобальных навигационных систем ГЛОНАСС, GPS и Galileo. В перспективе все они могут быть оснащены соответствующими бортовыми комплексами, что обеспечит постоянное повсеместное покрытие и экстремально высокую точность определения координат. 26 февраля 2011 года ракетой-носителем «Союз-2» на средне-высотную орбиту был выведен первый спутник «Глонасс-К» российской глобальной навигационной спутниковой системы, оснащённый эксплуатационной поисково-спасательной нагрузкой КОСПАС. «Глонасс-К» является первым среднеорбитальным спутником, оснащённым эксплуатационным ретранслятором для передачи сигналов из диапазона 406 МГц в L-диапазон. В настоящее время ведутся испытания полезной поисково-спасательной нагрузки спутника.

Новый орбитальный сегмент в текущем проектном состоянии называют MEOSAR или DASS. Предполагается, что орбитальная группа MEOSAR обеспечит практически мгновенное обнаружение, идентификацию, получение и определение географического положения с помощью эффекта Допплера аварийных сигналов 406 МГц. Кроме того, теоретически возможна реализация обратной связи с аварийными радиобуями. Предполагается, что первые результаты опытной эксплуатации будут доступны к 2014 году.

В число участников проекта КОСПАС-САРСАТ входят:

Руководство программой из штаб-квартиры Международной организации морской спутниковой связи осуществляет Совет КОСПАС-САРСАТ при поддержке Секретариата КОСПАС-САРСАТ. В управлении так же принимают участие Международная морская организация, Международная организация гражданской авиации и Международный союз электросвязи. Технические и эксплуатационные вопросы рассматривает Объединенный комитет. КОСПАС-САРСАТ является составной частью Глобальной морской системы связи при бедствиях и для обеспечения безопасности. Получаемая системой информация об авариях и чрезвычайных ситуациях передается в национальные поисково-спасательные службы на недискриминационной основе — независимо от участия государства в программе.

Источник

КОСПАС-САРСАТ

Коспас сарсат что это. Смотреть фото Коспас сарсат что это. Смотреть картинку Коспас сарсат что это. Картинка про Коспас сарсат что это. Фото Коспас сарсат что это

Коспас-Сарсат (англ. Cospas-Sarsat ) — спутниковая система, разработанная для оповещения о бедствии и местоположении координат радиобуев, установленных на судах и самолётах в случае аварийных ситуаций.

Состоит из шести низкоорбитальных спутников, расположенных на околополярной орбите, пяти геостационарных спутников, локальной земной станции связи, центра управления и координационно-спасательных центров. Абонентами системы являются спутниковые аварийные радиобуи.

Функционирование спутниковой части системы осуществляется на частоте 406 МГц, взаимодействие с поисковыми самолетами на частоте 121,5 МГц.

Международная спутниковая система КОСПАС-SARSAT является одной из основных частей ГМССБ и предназначена для обнаружения и определения местоположения судов, самолетов, других объектов, потерпевших аварию. Система КОСПАС-SARSAT одобрена Международной морской организацией (ИМО) и Международной организацией гражданской авиации (ИКАО). Система образована в 1977 году на основе международного сотрудничества СССР (КОСПАС) с одной стороны и США, Канады и Франции (SARSAT) с другой. Функционирование КОСПАС-SARSAT началось с запуска 30 июня 1982 года советского спутника КОСПАС-1.

Первый практический случай спасения людей с помощью системы произошел в сентябре 1982 года еще на стадии отработки технических средств системы, когда советский спутник КОСПАС-1 ретранслировал сигнал бедствия с разбившегося в горах Канады небольшого самолета. Аварийный сигнал через спутник был принят канадской наземной станцией. В результате спасательной операции были спасены три человека. На начало 2002 года с помощью системы КОСПАС-SARSAT спасено более 10 000 человек. В одном только 1998 году произведено 385 спасательных операций в результате которых было спасено 1334 человека.

05 декабря 1997 года на заседании межведомственной комиссии Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) России было принято решение рассматривать систему КОСПАС-SARSAT как необходимый элемент организации поиска и спасания объектов, попавших в кризисную ситуацию.

С 1 февраля 2009 года прекращена обработка сигналов ELT, работающих на частотах 121,5/243 МГц

Источник

ликбез от дилетанта estimata

Новичку об основах в области экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.

среда, 13 июня 2018 г.

Краткое описание системы КОСПАС-SARSAT

Система КОСПАС (Космическая система поиска аварийных судов) разработана для обнаружения судов и самолетов, терпящих бедствие в любой точке земного шара.

Сигнал от аварийного радиобуя поступает в систему, которая с заданной точностью определяет координаты места бедствия судна. Цель системы КОСПАС — существенно (до 10 раз), по сравнению с традиционными методами, сократить время проведения поисковых операций.

Система КОСПАС создавалась как самостоятельная система одновременно с аналогичной американо-канадо-французской системой SARSAT (Search And Rescue Satellite-Aided Tracking). В то же время обе системы разрабатывались как взаимодействующие по единым согласованным требованиям, что позволило обеспечить их полную техническую совместимость и в конечном счете создать единую глобальную международную систему КОСПАС-SARSAT.

Система КОСПАС-SARSAT включает в себя:

Коспас сарсат что это. Смотреть фото Коспас сарсат что это. Смотреть картинку Коспас сарсат что это. Картинка про Коспас сарсат что это. Фото Коспас сарсат что это

Система КОСПАС-САРСАТ наглядно показала, что элементы систем ГССПС и НССПС дополняют друг друга. К примеру, система ГССПС может подать почти мгновенный сигнал бедствия в зоне видимости геостационарного спутника, в то время как система НССПС:
— покрывает полярные районы (которые находятся вне видимости геостационарных спутников);
— может рассчитать местоположение бедствия, используя метод Доплеровского определения координат; и
— поскольку спутники постоянно находятся в движении по отношению к радиобую, то система НССПС менее чувствительна к препятствиям, которые могут блокировать передачу сигнала радиобуя в данном направлении.

В разработке и вводе в эксплуатацию спасательной системы принимали участие СССР (в дальнейшем Россия), США, Канада и Франция. Советская часть системы — Коспас (Космическая Система Поиска Аварийных Судов), иностранная — Sarsat (Search And Rescue Satellite-Aided Tracking).

Международная спутниковая система «КОСПАС-SARSAT» — одна из основных частей ГМССБ и предназначена для обнаружения и определения местоположения судов, самолётов и других объектов, потерпевших аварию. Система «КОСПАС-SARSAT» одобрена Международной морской организацией (ИМО) и Международной организацией гражданской авиации (ИКАО).

Первый практический случай спасения людей с помощью системы произошел 10 сентября 1982 года ещё на стадии отработки технических средств системы, когда советский спутник «Космос-1383» ретранслировал сигнал бедствия с разбившегося в горах Канады небольшого самолёта. Аварийный сигнал через спутник был принят канадской наземной станцией. В результате спасательной операции были спасены три человека. На начало 2002 года с помощью системы КОСПАС-SARSAT спасено более 10 000 человек. В одном только 1998 году произведено 385 спасательных операций, в результате которых было спасено 1334 человека.

5 декабря 1997 года на заседании межведомственной комиссии Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) России принято решение рассматривать систему КОСПАС-SARSAT как необходимый элемент организации поиска и спасания объектов, попавших в кризисную ситуацию.

С 1 февраля 2009 года прекращена обработка сигналов ELT, работающих на частотах 121,5/243 МГц.

На сайте можно произвести регистрацию радиобуя. Как написано на самом сайте Это гарантия того, что поисково-спасательные службы в аварийной ситуации смогут получить важную информацию о вас, вашем самолете или судне и ваших экстренных контактах.

Источник

Система КОСПАС-САРСАТ: 40 лет в режиме поиска

‘+ ‘ Различные виды аварийных маяков разных производителей.

Автоматический сигнал бедствия

Специфика авиационных и морских катастроф в том, что оборудование радиосвязи зачастую повреждается, а те, кто мог бы его хоть как-то восстановить и запустить, — гибнут. В результате у выживших резко сокращаются шансы на спасение.

В 1967 году в США, в безлюдной части штата Калифорния, произошла катастрофа небольшого самолета. Место крушения искали в течение нескольких дней. За это время единственная уцелевшая пассажирка, 16-летняя Карла Корбус умерла от травм и голода, не дождавшись спасателей. Других выживших в той катастрофе не оказалось — никто не мог выйти в эфир, запустить сигнальную ракету или хотя бы разжечь привлекающий внимание дымный костер.

Анализ подобных несчастных случаев в воздухе и на воде в самых разных странах привел к пониманию необходимости автоматизированной подачи сигнала бедствия, не связанной со штатным оборудованием радиосвязи самолетов, вертолетов и судов, не требующей навыков радиста и способной работать вообще без участия человека. Например, после калифорнийской истории Федеральная авиационная служба США начала стимулировать массовое оснащение воздушных судов автономными аварийными маяками — устройствами, активирующимися без участия человека при перегрузке в несколько g.

Коспас сарсат что это. Смотреть фото Коспас сарсат что это. Смотреть картинку Коспас сарсат что это. Картинка про Коспас сарсат что это. Фото Коспас сарсат что это

Автоматические аварийные радиомаяки — лучше, чем ничего, но и они отвечали поставленной задаче лишь частично. Дело в том, что обнаружить маяк и место бедствия можно, если их… искать! А если полет или плавание проходили без оповещения? В таком случае спасательная операция не начнется, радиомаяк, подающий сигналы фактически в никуда, не услышат, и помощь не придет.

На этом фоне в ряде стран (в первую очередь имеющих собственные космические программы) практически одновременно стали задумываться о развертывании гражданских автоматизированных спутниковых сетей обнаружения катастроф и бедствий. Спутники должны были охватывать наблюдением огромные территории, круглосуточно и круглогодично мониторить эфир на единой аварийной частоте и, что самое главное, автоматически же ретранслировать сигнал в дежурные спасательные центры на земле.

Экспериментальные зачатки таких систем уже появлялись, и, дабы в очередной раз не вкладывать силы и ресурсы в полумеры, СССР, США, Франция и Канада начали переговоры о создании международной сети спасательных спутников, покрывающей всю планету и работающей в едином стандарте. В 1979 году в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) был дан старт проекту, названному КОСПАС-САРСАТ. В него вошли советская часть системы — КОСПАС (Космическая система поиска аварийных судов) и зарубежная — SARSAT (Search And Rescue Satellite-Aided Tracking, поиск и спасение с помощью спутникового слежения).

В число участников проекта входят более четырех десятков государств, обеспечивающих запуск спутников, функционирование приемных станций наземного сегмента и иную поддержку.

Коспас сарсат что это. Смотреть фото Коспас сарсат что это. Смотреть картинку Коспас сарсат что это. Картинка про Коспас сарсат что это. Фото Коспас сарсат что это

Справка «АС». Страны-участницы КОСПАС-САРСАТ

Австралия, Алжир, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Вьетнам, ФРГ, Греция, Дания, Индия, Индонезия, Испания, Италия, Канада, Катар, Кипр, КНР, Республика Корея, Малайзия, Нигерия, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, ОАЭ, Пакистан, Перу, Польша, РФ, Саудовская Аравия, Сербия, Сингапур, Таиланд, Тунис, Турция, Финляндия, Франция, Чили, Швеция, Швейцария, ЮАР, Япония.

Как это работает?

КОСПАС-САРСАТ обеспечивает практически полное покрытие спутниками поверхности планеты. Для этого применяются космические аппараты на низких, средних и геостационарных орбитах. Оборудование КОСПАС-САРСАТ достаточно компактное, поэтому узкоспециализированные спутники для спасательной системы обычно не запускают. Просто устанавливают дополнительное оборудование на многофункциональных орбитальных аппаратах.

Спутники постоянно мониторят эфир на единой всемирной аварийной частоте 406 мГц. Как только их антенны засекают сигнал аварийного маяка, они ретранслируют его на землю уже на другой частоте — около 1500 мГц. На этом канале постоянно работают приемные станции наземных центров слежения в разных странах, синхронизированные между собой. Станции передают информацию в ближайший координационный центр КОСПАС-САРСАТ, а тот — в спасательные службы.

Аварийные маяки бывают авиационные, судовые и носимые персональные. Первые два вида обычно имеют функцию автоматической активации при перегрузке от падения/удара и от попадания в воду. Портативные устройства имеют компактные размеры и способны переноситься в кармане или рюкзаке.

Особенность маяков КОСПАС-САРСАТ — полная автономность и защищенность от внешних воздействий. В особо прочных корпусах имеются аккумуляторы, передающие антенны, приемные антенны GPS/ГЛОНАСС для определения собственного местоположения, системы автоматической и принудительной ручной активации. Плюс в памяти каждого маяка «зашит» индивидуальный код, под которым он зарегистрирован в единой общемировой базе данных. При подаче сигнала SOS на спутник передается ID-код и географические координаты места бедствия. Эта же информация попадает в наземный координационно-мониторинговый центр. Там сразу видят, где и с кем произошло «ЧП», поскольку маяк — это не телефон, обратной связи с ним нет!

В нашей стране наземным координатором системы является ФГУП «Морсвязьспутник» из Федерального агентства морского и речного транспорта. Компания обеспечивает функционирование и развитие российской части наземного сегмента КОСПАС-САРСАТ.

В мире зарегистрировано более миллиона аварийных радиомаяков. Последние официальные данные относятся к началу 2016 года. Согласно им, КОСПАС-САРСАТ помог спасти 41 тыс. 750 человек в 11 тыс. 788 поисково-спасательных операциях!

Коспас сарсат что это. Смотреть фото Коспас сарсат что это. Смотреть картинку Коспас сарсат что это. Картинка про Коспас сарсат что это. Фото Коспас сарсат что это

КОСПАС-САРСАТ в рюкзаке

Проект КОСПАС-САРСАТ начинался как система для спасения экипажей самолетов, вертолетов и судов. Но позже к стационарным маякам, монтируемым на летающей и плавучей технике, добавились сухопутные носимые маяки — персональные устройства. Их могут брать с собой команды тех же спасателей, военных, пограничников, путешественников. За рубежом персональные маяки КОСПАС-САРСАТ получили достаточно широкое распространение у туристов, участников экстремальных авторалли, фермеров, пасущих стада в отдаленных от цивилизации районах. В нашей же стране персональные маяки тоже разрабатываются и выпускаются. Вот только воспользоваться частные лица ими… не могут!

В СССР частным лицам маяки КОСПАС-САРСАТ не продавали и не выдавали. Считалось, что гражданам эта система не требуется… Разрабатывались и производились подобные устройства, как и многое в то время, только для нужд госорганизаций. Персональный носимый маяк могла получить, к примеру, экспедиция, снаряженная НИИ при Министерстве геологии или Минтрансе.

Ситуация изменилась, но не стала от этого менее странной. Частное лицо может вполне законно и легально приобрести носимый радиомаяк КОСПАС-САРСАТ, но его просто не зарегистрируют. То есть на обслуживание в «Морсвязьспутнике» не поставят.

В правилах работы системы КОСПАС-САРСАТ в России использование и поддержка персональных маяков не значатся! Если вы за свои деньги обзаведетесь спасательным устройством, попадете с ним в беду и активируете тревожный вызов, сигнал, как и положено, пойдет на спутник, со спутника ретранслируется обратно на землю, будет принят и передан в координационный центр. Вот только никаких действий за этим не последует! Если индивидуальный идентификационный номер вашего маяка не числится в базе системы — его все равно что не существует…

Несмотря на то что наша страна стояла у истоков КОСПАС-САРСАТ, российский гражданин «помощь из космоса» получить не может… В отличие, например, от иностранца, который вдруг решит черпнуть экстрима и попутешествовать пешком с рюкзаком или на внедорожнике по российским горам, тайге или тундре с собственным персональным маяком КОСПАС-САРСАТ. На территории нашей страны он будет спасен в стандартном общем порядке! Ибо его устройство, купленное за рубежом, числится в едином международном реестре маяков системы, и наш координационный центр будет обязан принять меры по передаче информации в МЧС, которое, в свою очередь, организует спасательные мероприятия. Выглядит подобный расклад обидно и несправедливо…

Как рассказали «АС» в НИИ космического приборостроения — отечественном разработчике и производителе оборудования для КОСПАС-САРСАТ, компания неоднократно обращалась и в МЧС, и в Госдуму, чтобы инициировать рассмотрение и принятие документов, позволяющих начать регистрацию в России персональных спасательных радиомаяков частным лицам. Но пока дело с места не сдвинулось.

Видимо, боятся ложных вызовов… Хотя на самом деле проблема решаемая. Активация радиомаяка по причинам, не связанным с бедствием, расценивается как преступление во многих странах мира и может привести к судебному преследованию. И вполне достаточно прописать в договоре об использовании маяка штрафные санкции за ложное включение!

Персональные аварийные маяки нужны. Это очевидно и подтверждается массовым введением на госуровне системы ЭРА-ГЛОНАСС для автовладельцев. Она отчасти выполняет аналогичные функции. Но ЭРА работает лишь в зоне функционирования сотовых сетей, а у нас в стране огромные площади GSM-покрытия не имеют, в том числе и на трассах федерального значения вдали от населенных пунктов… А если, скажем, что-то произошло с автомобилем, везущим опасный груз? Маяк КОСПАС-САРСАТ, не зависимый от сотовой связи, мог бы быстро оповестить спасателей, передать координаты и максимально ускорить прибытие помощи.

Кто заплатит за спасение «частника»?

Почему персональные носимые маяки системы КОСПАС-САРСАТ, предназначенные для использования частными лицами, продаются за рубежом и благополучно работают по всему миру, а российские — нет?

Дело в том, что маяку мало просто подать сигнал — он должен еще иметь финансово-правовую основу для инициации спасательных мероприятий. Поднятые по тревоге люди, техника, использованное топливо, оборудование — все это кто-то должен оплачивать. За рубежом в частном сегменте системы КОСПАС-САРСАТ участвуют страховые компании, и их услуги уже заложены в стоимость маяка. За их счет организуется спасательная операция. В российских реалиях страховые компании к этой деятельности не привлечены, и, по сути, финансово спрашивать не с кого.

Коспас сарсат что это. Смотреть фото Коспас сарсат что это. Смотреть картинку Коспас сарсат что это. Картинка про Коспас сарсат что это. Фото Коспас сарсат что это

В России маяки КОСПАС-САРСАТ, установленные на самолетах или кораблях, регистрируются в рамках деятельности Минтранса по обеспечению безопасности в зоне его ответственности. После спасения потерпевшего аварию воздушного или морского судна министерства проводят между собой взаимозачеты по расходам на спасательные операции.

Персональные маяки у нас тоже используются, но лишь «людьми государевыми», из госструктур. Если маяк применяют геологи — значит, зарегистрирован он на Минприроды, если военные — на Минобороны и т.п. А вот за частными лицами, не имеющими «привязки» к организациям и ведомствам, в финансово-обеспечительном плане никто не стоит…

Плюс власти, видимо, весьма опасаются ложных срабатываний персональных терминалов КОСПАС-САРСАТ. Дескать, народ у нас безответственный, «станут по пьянке нажимать кнопку SOS — и полетят вертолеты со спасателями…» Или путешественник заберется куда-нибудь в глушь, за Полярный круг, где от ближайшего города несколько сотен километров, и ошибочно активирует маяк? Чтобы расплатиться за спасательные мероприятия, ему придется, наверное, продать квартиру, да еще и не хватит! Понятно, что рассчитывать на возврат израсходованных МЧС средств в такой ситуации не приходится — судебные приставы будут потом годами по копейке вытрясать из нашалившего гражданина огромные деньги, потраченные государством на бесцельные спасательные мероприятия… Вот и боятся у нас доверять обывателям кнопку доступа к «космическому спасению»…

Показательный пример — та же система ЭРА-ГЛОНАСС, установленная в миллионах автомобилей. На конец 2018 года в колл-центр ЭРЫ поступило почти 2,5 миллиона вызовов, из которых лишь около 25 тыс. оказались сообщениями об авариях. Это означает, что 99% вызовов (почти все эти два с половиной миллиона!) были ложными — ради интереса, для проверки системы на работоспособность и просто от скуки.

Но у ЭРЫ-то хотя бы обратная связь по GSM-каналу есть — оператор сперва уточняет, действительно ли нужна помощь, а не отправляет ее автоматически на каждый вызов. А у КОСПАС-САРСАТ такой связи нет. Если сигнал пошел, маяк идентифицирован как зарегистрированный, то спасательная операция непременно начнется. Никаких иных вариантов быть не может! В итоге частных лиц, имеющих маяки КОСПАС-САРСАТ, в нашей стране, наверное, всего двое — путешественники планетарного масштаба Конюхов да Шпаро…

Коспас сарсат что это. Смотреть фото Коспас сарсат что это. Смотреть картинку Коспас сарсат что это. Картинка про Коспас сарсат что это. Фото Коспас сарсат что это

Когда есть лишний миллион…

Как ни странно, в России есть-таки один способ использования КОСПАС-САРСАТ частными лицами. Существует уникальная в своем роде модель наручных часов премиальной швейцарской марки Breitling, в которые встроены передатчик КОСПАС-САРСАТ и кнопка SOS для его активации. Гаджет действительно уникальный, без иронии, идентичный снаряжению Джеймса Бонда. Правда, стоят эти часы неприлично дорого для большинства граждан. Все же это единственная возможность получить персональное спасение «из космоса», не нося погоны и не будучи на иной госслужбе.

Есть нюанс… После активации радиомаяка в часах его сигнал, как и сигнал любого иного маяка КОСПАС-САРСАТ, отправится на спутник, с него — в центр слежения, затем в координационный центр, а оттуда, как сообщили в компании-операторе, он пойдет не в МЧС, а… в колл-центр одного из крупнейших российских частных охранных агентств. Так что помощь придет, но не государственная, а коммерческая. А в чем разница между компанией, хоть и крупной, и МЧС? Во многом ответ на этот вопрос зависит от места, откуда подан сигнал тревоги… Насколько эффективна будет помощь от частного охранного агентства, если вы лежите со сломанной ногой где-нибудь на побережье Ледовитого океана?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *