Костный фарфор что это такое
Костяной фарфор
Как выглядит обычный фарфор, знают многие. У каждого в квартире есть статуэтка или чашка, изготовленная из него. А вот что такое костяной фарфор, где его купить, мало кто представляет. В чём его отличие, за что ему дали такое название, рассмотрим подробно.
Какой фарфор является костяным, его особенности
Так назвали состав, где помимо каолина, полевого шпата, кварца, присутствует около 50 % предварительно обожженной перемолотой кости животных. Впервые продукция с таким набором компонентов появилась в Англии и сразу стала пользоваться популярностью. Какие преимущества она имеет перед традиционным фарфором?
Прежде всего – более мягкий цвет. А также обладает особенной белизной, которой удаётся добиться путём добавления перемолотой кости. Её предварительно обрабатывают: убирают клей, нагревают. Под воздействием высоких температур, органические соединения костей сгорают, структура изменяется, становится идеальной для выработки костяных сервизов. Помимо красивого белоснежного оттенка, костяной фарфор любят за:
Несмотря на свою изящность, он наделён хорошей механической прочностью, что позволяет использовать его всю жизнь.
Основные производители костяного фарфора
Среди всех производителей этих королевских фарфоровых изделий, безусловными лидерами считают англичан, которые первыми освоили эту технику изготовления. Британские компании Wedgwood, Royal Doulton долгое время занимаются выпуском костяного фарфора, имеют статус крупнейших его изготовителей и поставщиков.
Превосходными навыками по созданию такого фарфора обладают и японцы. Их разработчики изменили установленную долю костяного порошка, из которого создаётся фарфоровая масса, вывели свою неповторимую формулу, усовершенствовав привычную технологию. Поэтому, Японский костяной фарфор знают во всем мире, ценят за оригинальность, красоту.
Фарфоровая продукция Японии всегда отмечается надписью: CHINA. Made in Japan. CHINA – аббревиатура костяного фарфора повышенного качества, происходящая от искаженного титула китайского правителя. Он первоначально владел заводом уникальных керамических изделий. Клеймо Bone CHINE наносится исключительно на утонченный, изысканный костяной фарфор.
Применяется ли фарфоровая масса с костяным компонентом в России?
Наша страна первый костяной фарфор произвела спустя два с половиной века после того, как его презентовала Европа. Все потому, что зарубежные умельцы тщательно хранили секрет производства. Подходящую массу для создания костяного фарфора, у нас разработали лишь в 1968 году. Первую партию из этого материала выпустил Императорский фарфоровый завод. Это предприятие и сегодня является единственным местом России, где производят костяной фарфор. Здесь из него делают посуду, сувениры, украшения, даже дизайнерские платья.
Где купить
Приобрести сервизы, сувениры, для изготовления которых использовались костяные компоненты, можно в интернете, магазинах элитной посуды. При покупке нужно предельно внимательно осматривать выбранный фарфор, чтобы не принести домой подделку. Лучше посещать обычные магазины, там можно хорошенько рассмотреть товар, убедиться в подлинности фарфора. Когда такой возможности не имеется, требуется совершить покупку через Всемирную сеть, договоритесь о том, чтобы произвести оплату после получения товара, проверки на дефекты, оригинальность.
На что нужно обратить внимание при выборе фарфора
Чтобы купить именно костяной фарфор, важно уметь правильно проверять его качество. Для этого следует:
Важно! В процессе приобретения костяного фарфора, советуют убедиться в его гладкости, отсутствии дырочек, пузырьков, вкраплений, сколов, царапин.
Как хранить
Рекомендуют приспособить под это закрытые шкафчики со стеклом. Так вы сможете предотвратить случайное падение эксклюзивных предметов, и одновременно любоваться их красотой. Шкафы, где будет стоять костяной фарфор, не должны располагаться вблизи открытого огня, например, над камином, газовой плитой. В противном случае, при нагревании он может деформироваться.
Фарфору также советуют выделить больше места, чтобы чайные приборы не соприкасались. Чашку разрешается погрузить на блюдце, но исключительно одну.
Уход этот фарфор требует королевский. Протирать его от пыли рекомендуют бумажными салфетками, мыть вручную, используя прохладную воду, мягкую губку. Моющие средства желательно не применять, они провоцируют выцветание рисунка. По завершению мытья, предметы следует обработать мягкой тряпкой, предотвращая появление разводов.
Теперь вы имеете полное представление о том, чем знаменит костяной фарфор, можете без труда подобрать настоящую изысканную продукцию из него, которая никогда не выйдет из моды.
Костяной фарфор и его особенности
Костяной фарфор считается одним из наилучших материалов для производства сервизов и других видов посуды. Давайте разберемся почему это так и, собственно, что же это за материал то такой.
Определение
Как был изобретен
Очень часто в научном мире происходит интересная вещь: в процессе экспериментов получается не совсем тот, желаемый результат, а нечто совсем другое. Так произошло и с костяным фарфором, который был создан в процессе воссоздания формулы знаменитого китайского фарфора.
В 1748 году англичанин Томас Фрай, дабы получить заветный материал, рецептуру которого всячески скрывали мастера из Поднебесной, в основную массу решил добавить костный пепел. В результате он обнаружил что получается какой-то очень необычный и прочный материал. Его идею использования особого ингредиента взял во внимание другой английский гончар Джозайя Споуд. Он усовершенствовал технологию и создал уже современный тонкостенный материал.
Из чего состоит и как изготавливается
Состоит вещество из следующих ингредиентов: природного фосфата кальция (костного пепла), каолина и полевых шпатов с небольшой примесью кварца. В первую очередь из костей крупнорогатого скота удаляют клей. После помещают в специальную камеру с температурой в 1000 С чтоб удалить органические вещества и получить необходимую структуру для дальнейшего применения. Пережженную кость растирают в муку и добавляют воду. В таком виде соединяют с остальными составляющими. Так получают массу, из которой легко формируются предметы.
Производство
С момента изобретения тонкостенного материала разумеется все производство сосредоточилось в Англии, в 19 веке даже поддерживалось принцем Уэльским. Но позже секрет чудо-материала распространился по всему миру. В настоящее время мировыми лидерами по экспорту являются: Япония, Китай, Корея. Среди ведущих торговых марок можно выделить: Nikko, Narumi, Japonica, Royal Bone China, Royal Aurel, Hankook Chinaware.
Сравнительные характеристики
Если сравнивать изделия, выполненные из обычного фарфора и костяного, то тут можно отметить ряд отличий. У предметов, изготовленных из костяного фарфора стенки намного тоньше и если поднести такие изделия на свет, будет видно как они просвечиваются.
Также, в отличие от обычного, костяной фарфор намного легче и прочнее. Ну и маркируется, как правило, пометками, содержащие слово «Bone» (что в переводе означает кости). Например: «Bone China» (костяной фарфор), не путать с «Made in China» (сделано в Китае), «Royal Bone China» или «Fine Bone China».
Творения из этого чудо-материала выделяются особой воздушностью, элегантностью и утонченностью. Почитаются в аристократических кругах и являются признаком безупречного вкуса.
Тонкий костяной фарфор и его ценность
Керамическая посуда — это, возможно, первый древнейший материал, созданный человеком. Вначале ее пользу определяли только качества глины – она должна была быть достаточно прочной, не пропускать воду, не рассыпаться при использовании. Затем начались опыты с формой – круглые чаши, вытянутые кувшины, плоские блюда, статуэтки и предметы быта. Вершиной творчества стало украшение керамических изделий с помощью различных глазурей, росписи, скульптурных фигурок и разных степеней и количества обжига. Так, из грубых утилитарных предметов, керамические изделия перешли в разряд произведений искусства, стали роскошью и вложением капитала, такими как золото и драгоценности.
Костяной фарфор — история происхождения и состав
Среди ценителей посуды, особым вниманием пользуется костяной фарфор. Он обладает необычными свойствами – молочным мягким белым цветом, тонкостью стенок, легкостью и прозрачностью. Разберемся, откуда взялось такое название.
До возникновения этой разновидности, существовали два типа – твердый и мягкий, они различались по составу ингредиентов фарфоровой массы, глазури, а также виду обжига.
Твердый фарфор состоит из каолина и полевого шпата, к ним добавляют в меньших пропорциях кварц или песок. Большее количества каолина, делает массу более тугоплавкой, твердой. Этот состав подготавливают, формируют изделия, обжигают при высоких температурах и получают звонкие прочные предметы, сопротивляющиеся кислоте и жару.
Мягкий фарфор состоит из глины, а также добавляющихся к ней, разнообразных стекловидных составляющих – кремня, селитры, песка, алебастра или других веществ. Массу обжигают при низких температурах. Полученный фарфор очень красивый, но менее прочен и жароустойчив.
Англичане, как и представители других национальностей, долго пытались воссоздать секретную формулу состава китайского фарфора, добавляли различные вещества, минералы, смеси. Успеха добился Джозия Споуд (1754-1827г). Он добавил в массу размолотые пережженные кости животных, получил в результате белый фарфор, превосходивший оригинальную китайскую продукцию.
Для повышения прочности, состав фарфоровой массы дополняют, прибавляя до 50% костной муки. Неоспоримым достоинством полученного изделия, стало то, что его обжиг производился при более низких температурах, чем требуется для твердых сортов. И англичане могли с легкостью приспособить для нового вида фарфора свои печи и горны. Кости животных обрабатывали, для удаления клеящих веществ. Пережигали, для изменения структуры тщательно растирали до порошкообразного состояния. Затем добавляли в состав и получали невесомое изделие, костяной фарфор, особой тонкости, с белейшим телом и невиданной прочностью. У посуды, которая изготавливается из такого состава, непористой структуры, эффекта «яичной скорлупы», так как пустоты между частицами глины заполнены пережженной мукой. Костяной фарфор стали называть английским, он сразу разошелся по всему миру и приобрел популярность.
Как и что делают из фарфора
В России известность тонкий костяной фарфор приобрел из-за недостатка сырья – белой глины (каолина). Она широко использовалась в военной промышленности, для изготовления бумаги, в парфюмерии. Зато в костях недостатка не было. Постепенно, методом проб и ошибок, подобрали нужные ткани – берцовую кость скота, из нее делали пуговицы, а остатки шли на фарфоровую фабрику.
Объемная посуда производится методом литья. Гипсовые формы наполняют жидкой массой – шликером. Гипс имеет пористую структуру, хорошо впитывает влагу из состава, и на стенках образуется тонкий фарфоровый слепок. Лишнюю смесь сливают, а подсохший слепок аккуратно извлекают. Так получаются чайные чашки, вазы, другая посуда. Детали – ручки для сахарниц, заварочных чайников отливаются отдельно, а потом, той же массой приклеиваются к изделию.
Плоская посуда – блюда, тарелки, блюдца, делают способом штамповки. Используют очень плотную кашицу, как тугое тесто. Ее скатывают в жгуты, после чего отрезают нужный по размеру кусочек. Затем укладывают на специальную гипсовую форму, вращающимся роликом создают будущее изделие, автоматически обрезая лишнее. После сушки предмета, «оправщицы» вручную шлифуют края и придают поверхности совершенную гладкость. Проверенные временем — губка с кисточкой и шлифовальная шкурка доводят посуду до идеала.
На что обратить внимание при выборе фарфора
Настоящий фарфор – это изысканное удовольствие, очень недешевое. Это праздник, который радует долгие годы, к его выбору надо подходить ответственно, продумывая этот шаг до мелочей.
Форма изделия. Ориентироваться на свой вкус или на вкус того, кому предназначается подарок. Что предпочтительней – классическая форма или современная, та, что популярна сейчас. Будет ли чайная пара радовать долгие годы, превращая накрытый стол в торжественное событие, или будет пылиться в шкафу, перейдя в разряд – «выбросить жалко».
Стиль. Обидно, когда выбранная посуда радует глаза, но совершенно «не смотрится» дома, ни с чем не гармонирует. Все же легче выбрать подходящие тарелки или кофейный сервиз, чем переделывать дизайн кухни.
Цвет. Белый универсален. Элегантная классика всегда на высоте. Небольшой узор. Радует взгляд, сочетается с другой посудой и любым дизайном помещения. Чтобы оживить обстановку, можно приобрести вазы для букетов разных цветовых гамм. Слишком яркие, вычурные изделия, будут затмевать саму еду. Но если нравится – почему бы и нет? В жизни не слишком много радостей, а любимая чашка с утренним кофе, даже если она жутко неудобной формы, но улучшает настроение, ценится намного выше, чем все элитные китайские сервизы на свете.
Сервиз целиком или отдельные предметы. Подумать о соответствии набора потребностям семьи. Будет ли использоваться таких размеров кружка, ваза или салатница, и какого диаметра должны быть столовые тарелки. Иногда разумнее подбирать посуду постепенно, формируя свою, частную коллекцию.
Нужно обязательно прочесть сертификат качества, выяснить, может ли предмет использоваться в микроволновой печи, предназначено мытье в посудомоечной машине или только вручную.
Отличия от обычного фарфора
Чтобы выбрать белый костяной фарфор, надо знать его разницу, в сравнении с твердым и другими видами.
Как отличить костяной фарфор от подделки
Такие чайные пары толщиной всего 2-2,5 мм. Поэтому через стенки отчетливо видны силуэты пальцев, которыми ее держат. Посуда из любого другого фарфора, будет отличаться, она просвечивает на свет, но не в руках.
Если слегка ударить деревянной палочкой по краю тарелки, то костяной фарфор издаст характерный металлический вибрирующий звон, который никогда не перепутаешь с другими сортами.
Внимательно осмотреть внешний вид, он будет идеален. Никакого постороннего налета, мельчайших неровностей, любых вкраплений в самом изделии. Лучше всего, при покупке фарфора довериться проверенным производителям или пригласить опытного оценщика.
Bone chine или fine bone china — что означает
Слово «china», в переводе с английского – означает «фарфор». Именно от этого слова, произошло название целой страны. То есть Китай, переводится с английского, как страна фарфора, единственного вещества в мире, чей секрет до сих пор не разгадан. «bone» — с английского «костяной». Здесь указывались основные свойства настоящего фарфора. Он был белым, как кость, твердым, тонким, прочным и прозрачным. Настоящему элитному фарфору, присвоен международный статус «Вone china» — костяной фарфор.
«Fine» — в переводе с английского – тонкий. Тонкий костяной фарфор. Эти знаки на посуде говорят, что процент костной золы составляет не менее 35%.
Хранение изделий
Лучше посуду держать в закрытых шкафчиках, желательно со стеклянными дверками. Так можно уберечь от налета пыли, исключить падение и любоваться знаменитым совершенством линий и форм. Ставить подальше от огня и нагревательных приборов, чтобы исключить деформацию. Стараться хранить предметы отдельно, без соприкосновения, чтобы избежать случайных сколов. Не ставить посуду одну в другую.
Особенности ухода
Очищать от пыли мягкой тряпкой. Мыть теплой водой без химических средств. Не применять жестких губок и мочалок. Перед подачей в посуде горячей еды или напитков – хорошо согреть, чтобы избежать резких перепадов температуры. Не наливать в еще горячие чашки, холодные напитки или мороженое.
Костяной фарфор – это прочность, умноженная на красоту
Не умаляя славы Мейсена, следует отметить, что самый тонкий и прочный фарфор был открыт в середине XVIII века английскими производителями керамики. Он содержит 30 – 50% костяной золы, придающей изделиям уникальную твёрдость, прозрачность и молочную белизну. Посуда, со стенками, толщиной в бумажный лист, кажется невероятно хрупкой, но это – обманчивое впечатление. Из-за сложности производства и большого процента ручного труда, а также благодаря исключительному качеству, костяной фарфор относят к предметам роскоши и ценят выше других разновидностей.
Описание
Костяной фарфор (англ. Bone china) по свойствам и составу приближается к твёрдому, однако обладает меньшей пластичностью из-за снижения доли каолина и полевого шпата. Учитывая эту особенность, его используют преимущественно для изготовления элитной посуды и крайне редко для скульптурных работ.
Примерный состав фарфоровой массы:
Костяная зола, очищенная от оксида железа, придаёт готовым изделиям неповторимую белизну. Также, проникая в поры при обжиге, она увеличивает плотность черепка и, как следствие, его прочность. Для получения золы нужного качества, используют кости крупного рогатого скота. Предварительно их обезжиривают и подвергают обработке высокими температурами (около 1000°С), чтобы удалить любую органику и полностью стерилизовать. После этого кости перемалывают в муку и добавляют к жидкой шликерной массе, из которой формуют фарфоровую посуду. До первого обжига изделия остаются чрезвычайно хрупкими и требуют бережного обращения.
В производстве фарфора почти не применяются кости домашней птицы, поскольку их меньше и обходятся они дороже. Однако известно, что такая добавка придаёт черепку едва уловимый фиолетовый оттенок. Костяной фарфор на её основе предназначен для штучных предметов, изготовленных на заказ и обладающих высокой художественной ценностью.
Сегодня костяная зола почти полностью заменена синтетическими аналогами. Они никак не отражаются на качестве продукции, позволяя несколько упростить и удешевить её производство. Костяной фарфор по прочностным характеристикам превосходит твёрдый, хотя обжигается при более низких температурах – 1200°С против 1450°С соответственно.
Маркировка и производители
Независимо от того, используется ли для производства фарфора натуральная костяная зола или синтетические вещества, его маркируют одинаково: «Bone china» или, если качество изделий выше стандартного – «Fine bone china», иногда «Royal Bone China». Предприятий, выпускающих тонкостенную керамику этого вида не так много, поэтому лучше знать их названия для дополнительной защиты от фальсификата.
Великобритания:
Япония:
Россия:
Китай:
Корея:
Казахстан:
Производством занимаются также Индия, Индонезия, Шри-Ланка, Иран и Таиланд. Однако их продукция поставляется преимущественно на африканский рынок и не представлена в России.
История
В середине XVIII века сразу два английских предприятия, производивших изделия из полуфарфора или как его ещё называли мягкой пасты – материала, не содержавшего каолин, попытались самостоятельно разгадать рецептуру Мейсена и китайских мастеров. Обе фабрики работали в окрестностях Лондона, позиционировали свою продукцию как предмет роскоши и соперничали за клиентуру. Одна располагалась в районе Стратфорд ле Боу (боро Тауэр-Хамлетс), а другая – в Челси.
Мягкая паста отличалась высокой пластичностью, однако из-за низкой температуры обжига разрушалась намного чаще и быстрее твёрдого фарфора. Неудивительно, что производители искали способы увеличить прочность материала. В 1748 году художник и гравёр Томас Фрай – совладелец керамического предприятия в Боу, впервые попробовал добавить в мягкую пасту пережжённые кости животных. Фабрика находилась неподалёку от скотного рынка и бойни в соседнем графстве Эссекс, поэтому сырья для экспериментов оказалось более чем достаточно. Фрай пришёл к выводу, что мягкая паста, в состав которой входит около 45% костяной золы, после обжига получается намного прочнее, белее и прозрачнее. Своё изобретение он назвал «fine china», то есть отличный фарфор. Посуда производилась методом прессования, а не шликерного литья, как на конкурирующей фабрике в Челси. Лепить вручную из новой разновидности мягкой пасты было трудно, из-за хрупкости и ломкости сырого материала.
Улучшенная формула от Джозайи Споуда
Изобретение Фрая можно назвать костяным протофарфором. Изделия фабрики в Боу были далеки от совершенства: они приобретали кремовый оттенок и деформировались при обжиге, в зависимости от колебаний температуры. Всё изменилось после того, как другой англичанин – Джозайя Споуд в 1796 году представил свою версию «fine china», уже на основе каолина. Кроме того, он несколько изменил технологию обработки костей животных, упростив и усовершенствовав процесс кальцинирования.
Споуд, в отличие от Фрая, был профессиональным керамистом с большим опытом работы в гончарном деле. В 1700-х годах он некоторое время сотрудничал с другим «пионером» английского фарфорового дела – Джозайей Веджвудом. В 1770 году Споуд арендовал в Сток-он-Тренте (графство Стаффордшир) фабрику по производству белого фаянса и посуды из кремнистой глины. С 1788 по 1793 годы здесь проводились опыты по доработке формулы костяного фарфора.
Именно эти пропорции с небольшими вариациями, применяются и сегодня на большинстве профильных заводов. А предприятие Споуда, названное его именем, по-прежнему входит в десятку наиболее престижных производителей.
Своей популярностью уникальная тонкостенная керамика во многом обязана продолжателю семейной традиции – Джозайе Споуду II. Обладая развитой коммерческой жилкой, он не только продолжил дело отца, но и придал ему размах, сделав костяной фарфор общенациональным достоянием. Также Споуд-сын стал добавлять в шликерную массу полевой шпат, играющий роль плавня. Благодаря этому компоненту, готовые изделия приобрели максимальную прозрачность и глянцевитую поверхность.
Прогрессивные технологии позволили снизить затраты на изготовление костяного фарфора, сделав его доступным широкому кругу покупателей. На волне интереса к новому виду тонкостенной керамики, большинство английских предприятий последовало примеру семьи Споудов. Центром производства стал Сток-он-Трент, где и в настоящее время располагаются самые известные профильные фабрики. Вплоть до середины XX века производство «bone china» было монополией одного государства, поэтому он так и назывался «английским».
Императорский фарфоровый завод
В 1960-х годах на Ломоносовском заводе в Ленинграде заговорили о поиске собственной формулы «bone china», который не уступал бы английскому. Инициатором разработки стал директор предприятия – Александр Сергеевич Соколов. Он отличался склонностью к инновациям и внёс немалый вклад в техническую и художественную модернизацию ЛФЗ.
В 1966 году сотрудники экспериментальной лаборатории притупили к созданию опытных образцов. В первую очередь следовало правильно подобрать пропорции золы, чтобы она с одной стороны снижала содержание оксидов железа, отбеливая фарфоровую массу, а с другой – не влияла на её прозрачность. Второй «загвоздкой» был температурный режим, при котором обжигались изделия. Перед разработчиками стояла задача – довести стенки посуды до толщины в 1 мм, без потери прочности и способности сопротивляться механическим воздействиям.
До настоящего времени точный рецепт фарфоровой массы и режим обжига держатся в строгом секрете. Известно лишь, что для сырых изделий нужна более высокая температура – в пределах 1280°С, а для глазурованных её снижают до 1180°С. Через 2 года отечественным умельцам действительно удалось обогнать английских конкурентов, добившись выпуска более тонкостенной, но при этом невероятно прочной, прозрачной и «звонкой» посуды. Чтобы глазурь не добавляла толщину спеченному черепку, её стали наносить не традиционным методом окунания, а пульверизатором.
И это – далеко не единственная инновация ЛФЗ. Специально под новое фарфоровое производство была сконструирована двухканальная электрическая печь, отличавшаяся компактными размерами и высокой производительностью – до 850 тыс. изделий в год. Кроме того, появились литейные станки, позволявшие равномерно наполнять формы шликером и, как только заготовки наберут нужную толщину, удалять лишнее. Автоматическим методом удавалось получить свыше 2 000 изделий за смену, в то время как вручную рабочие могли сделать не более 600.
Другие страны узнали, что такое костяной фарфор ЛФЗ, во время «Московской Олимпиады – 80». Сувенирные сервизы и чайные пары удивительной белизны и прозрачности пользовались высоким спросом и принесли ленинградскому заводу международную славу. Его продукция – наполненная светом, почти невесомая, больше всего походила на классический китайский фарфор «яичная скорлупа», который безуспешно пытались копировать многие европейские производители.
Nikko
Примерно в одно время с ЛФЗ, в 1978 году к выпуску изделий «bone china» приступила японская компания Nikko. Если «ломоносовцы» пытались раскрыть поэтическую сторону тончайшего воздушного фарфора, восточные керамисты с его помощью продемонстрировали виртуозность высоких технологий. Они стали добавлять в сырьё 50% золы из костей крупного рогатого скота, при стандартных 30 – 45%. Большое количество фосфата кальция увеличивает прочность посуды, но усложняет процесс её отливки и последующей обработки до первого обжига. Высокий уровень автоматизации, недостижимый ранее, помог японскому производителю решить эту проблему.
Продукция Nikko не только красива, полупрозрачна и отличается редким оттенком слоновой кости, она ещё и невероятно устойчива к внешним воздействиям. О многом говорит тот факт, что чашки и тарелки используются в ресторанно-гостиничной сфере. Японская компания словно посмеялась над всеми требованиями по уходу за деликатным фарфором. Её продукцию с маркировкой «Bone china» можно использовать для микроволновки, мыть автоматическим способом и ставить друг на друга, не опасаясь сколов или трещин.
Общепринятые правила ухода
Несмотря на прочность, классический костяной фарфор требует повышенного внимания. В этом случае он прослужит не менее 100 лет, сохраняя внешний вид и свои уникальные свойства. Основные рекомендации:
Как отличить от других видов
Фарфоровые предметы «Bone china» должны быть очень лёгкими, почти не ощущаться в руке. Даже если не подносить их к источнику света, сквозь тончайшие стенки будут видны очертания пальцев. Цвет обычно бывает молочно-белым, редко кремовым.
«Бисквитный» бортик на донышке посуды должен полностью совпадать по оттенку с глазурью. Его трудно различить визуально, только на ощупь. Обычно производители стараются покрывать рисунком минимальную площадь поверхности, оставляя возможность любоваться совершенством чистого материала.
Звук при ударе деревянной палочкой получается звонким, высоким, протяжным, с выраженными металлическими нотками. Также следует обратить внимание на слой глазури – он будет ровным, однородным, блестящим, без дефектов любого рода.
Интересные факты
В мусульманском мире до сих пор не стихают дискуссии, относительно халяльности посуды «Bone china». Часть экспертов доказывает, что прошедшие обработку огнём и превратившиеся золу кости животных, полностью очищены и не могут нанести вреда мусульманам. Другие настаивают, что подобные включения недопустимы.
В XXI веке на мировом фарфоровом рынке была представлена линейка посудных наборов из костей халяльных животных. Однако продукцию «Bone china» по-прежнему избегают веганы и вегетарианцы.
На предприятиях, выпускающих тончайшую фарфоровую посуду, работают в основном женщины. Отмечено, что они действуют бережнее и аккуратнее, снижая процент брака до минимума.
Прототипом «Bone china» считаются фарфоровые изделия в технике «яичная скорлупа», производившиеся в Китае в эпоху династии Мин. Но обе разновидности отличаются коренным образом. Китайские мастера не использовали жжёные кости для повышения прочности материала. Они делали ставку на высококачественное сырьё и высокотемпературный – до 1350°С обжиг, происходивший в особом режиме с длительными выдержками, которые продлевали фазу остекловывания. При этом глазурь буквально вплавлялась в глиняный черепок, отчего прочность изделий увеличивалась в разы. Цвет посуды в технике «яичная скорлупа» – белоснежный, доходящий до лёгкой голубизны, в нём нет тёплых тонов.