Косявчато что это такое

Визитки, реклама, платежи: как возникли и для чего используются QR-коды

Косявчато что это такое. Смотреть фото Косявчато что это такое. Смотреть картинку Косявчато что это такое. Картинка про Косявчато что это такое. Фото Косявчато что это такое

Что такое QR-код

QR (от английского Quick Response, «быстрый отклик») — это двумерный тип штрих-кода, который легко считывается цифровым устройством и хранит информацию в виде серии пикселей в квадратной сетке, которая внешне выглядит как черно-белый узор. QR-код, в отличие от штрих-кода, читается в двух направлениях — по горизонтали и по вертикали. Это позволяет хранить в нем больше данных. При сканировании QR-кода пользователь получает доступ к этим данным мгновенно.

В наши дни QR-коды используются во множестве отраслей как для хранения данных (ссылки на сайты, номера телефонов или тексты), так и для предоставления доступа к Wi-Fi, отправки и получения платежной информации и прочих целей.

В 2020 году многие люди впервые столкнулись с QR-кодами. Сначала их ввели для контроля режима самоизоляции и передвижений, а затем начали использовать для пропуска вакцинированных в различные заведения. По данным агентства Bitly, за полтора года пандемии число считываний QR-кодов во всем мире выросло на 750%.

В последний локдаун, который начался 28 октября и продлился до 7 ноября, многие регионы России разрешили вход в культурно-развлекательные учреждения только по QR-кодам вакцинированных и переболевших коронавирусом. РБК Тренды разобрались, как развивалась эта технология, в чем заключается принцип ее работы и какие у нее перспективы.

История QR-кодов

В 1960-х годах, когда Япония вступила в период быстрого экономического роста, во многих районах страны начали появляться супермаркеты, торгующие широким спектром товаров. Кассирам приходилось вручную вбивать их стоимость на кассовых аппаратах. Из-за этого у многих работников развивались синдром запястного канала. Была разработана POS-система, в которой цена товара автоматически отображалась на кассовом аппарате, когда его штрих-код сканировал оптический датчик. Но по мере распространения штрих-кодов стали очевидны и их ограничения. Самым заметным из них был тот факт, что такой код может содержать не более 20 цифро-буквенных символов.

В начале 1990-х годов японская Denso Wave Inc., дочерняя структура Toyota, которая занималась разработкой считывателей штрих-кодов, решила создать новые коды, которые могли бы содержать больше информации. Чтобы ускорить чтение кода, разработчики добавили угловые метки, которые сначала видит считыватель. Затем они изучили соотношение белых и черных областей на изображениях и символах в листовках, журналах, на картонных коробках и прочей продукции. Исследователи выбрали самое непопулярное соотношение, которое не использовалось в печатной продукции и в штрих-кодах и при этом могло считываться под любым углом.

В 1994 году был представлен первый QR-код. Он мог кодировать до 7 тыс. знаков и считывался в 10 раз быстрее, чем штрих-код. Первой такие коды стала использовать автомобильная промышленность. Они значительно упростили все управленческие задачи от контроля производства до доставки и выдачи квитанций о транзакциях.

Косявчато что это такое. Смотреть фото Косявчато что это такое. Смотреть картинку Косявчато что это такое. Картинка про Косявчато что это такое. Фото Косявчато что это такое

Denso Wave открыла свою разработку для свободного использования. В 2000 году Международная организация по стандартизации внесла QR-код в список одобренных стандартов кодирования информации.

Как работают QR-коды

Узор QR-кода хранит зашифрованную последовательность данных в двоичном формате (1 и 0) в виде матрицы. Каждой отдельной ячейке сетки присваивается значение в зависимости от цвета (черный или белый). Затем ячейки группируются в более крупные узоры. Ключи закодированных данных содержат дубликаты, поэтому при повреждении поверхности QR-кода до определенных масштабов его можно считать.

Устройство (специальный сканер или смартфон) распознает QR-код по трем квадратным меткам, расположенным по его углам. Они указывают, в каком направлении читать код. Обнаружив их, сканер считывает содержание квадрата, а затем анализирует QR-код, представляя его в виде сетки. Процесс считывания обеспечивает специализированное программное обеспечение, способное извлекать данные из шаблонов в матрице.

Также каждый QR-код имеет полосы синхронизации, чтобы его можно было считать даже на неровной поверхности.

Кроме того, QR-код включает маркер его версии, то есть сведения о формате, в котором закодированы данные. Всего их четыре: цифровое, буквенно-цифровое, двоичное и кандзи для японских иероглифов.

QR-код имеет также блоки исправления ошибок Рида — Соломона, которые располагаются по краям. Коды Рида-Соломона представляют собой специальную группу кодов, исправляющих ошибки при чтении QR. Таким образом, даже при повреждении 30% поверхности QR-кода, сканер считывает его правильно.

Наконец, каждый QR-код отделяется от внешнего пространства белым пространством или «тихой зоной». Она нужна, чтобы сканер распознал код.

Косявчато что это такое. Смотреть фото Косявчато что это такое. Смотреть картинку Косявчато что это такое. Картинка про Косявчато что это такое. Фото Косявчато что это такое

В смартфонах последних лет выпуска присутствует встроенный считыватель QR-кода, который расположен в камере. Для считывания достаточно навести камеру на код под любым углом. Даже если на телефоне нет встроенного считывателя QR-кода, его можно скачать в магазинах приложений. В этом случае для считывания потребуется открыть приложение.

QR-коды можно считать и на компьютере с помощью одной из специализированных программ. Например, bcTester умеет сканировать разные типы QR-кодов, а bcWebCam работает напрямую с веб-камерой.

Виды QR-кодов

Есть несколько типов QR-кодов, которые можно использовать для разных целей. Они включают:

Косявчато что это такое. Смотреть фото Косявчато что это такое. Смотреть картинку Косявчато что это такое. Картинка про Косявчато что это такое. Фото Косявчато что это такое

Косявчато что это такое. Смотреть фото Косявчато что это такое. Смотреть картинку Косявчато что это такое. Картинка про Косявчато что это такое. Фото Косявчато что это такое

В некоторых отраслях используются коды, которые не имеют отношения к Denso Wave. Например, Aztec Code с квадратом в центре можно увидеть на авиа- и железнодорожных билетах, MaxiCode используется в грузоперевозках, DataMatrix в промышленности, а прямоугольный PDF417 — для документов.

Косявчато что это такое. Смотреть фото Косявчато что это такое. Смотреть картинку Косявчато что это такое. Картинка про Косявчато что это такое. Фото Косявчато что это такое

Для чего нужны QR-коды

В зависимости от области применения используются статические и динамические QR-коды. Первые содержат информацию, которую нельзя редактировать после создания кода. Они подходят для личного использования, например, настройки подключения к Wi-Fi или создания визиток, идентификации сотрудников, значков событий, технической документации по продукту и т.д.

В случае с динамическом QR-кодом информацию можно обновлять, редактировать и изменять сам тип такого кода уже после его создания. Коды такого вида больше подходят для бизнеса и маркетинговых целей. В рамках рекламной кампании с помощью QR-кодов можно собирать и измерять статистику при каждом сканировании.

Бизнес, некоммерческие организации и даже отдельные пользователи могут применять QR-коды для своих задач.

Косявчато что это такое. Смотреть фото Косявчато что это такое. Смотреть картинку Косявчато что это такое. Картинка про Косявчато что это такое. Фото Косявчато что это такое

Косявчато что это такое. Смотреть фото Косявчато что это такое. Смотреть картинку Косявчато что это такое. Картинка про Косявчато что это такое. Фото Косявчато что это такое

Как развиваются QR-коды

Генеральный директор и соучредитель агентства цифровых продуктов Very Big Things Крис Стегнер отмечает, что пандемия радикально изменила способ взаимодействия людей друг с другом и с окружающей средой, так как физическое здоровье стало главным приоритетом. Этот сдвиг быстро ускорил рост бесконтактной экономики. По мнению Стегнера, именно QR-коды позволят решить множество проблем повседневного взаимодействия людей благодаря широкому распространению смартфонов. В 2021 году количество пользователей смартфонов в мире достигло 6,4 млрд человек или 80,76% населения Земли.

По данным Juniper Research, к 2022 году владельцы смартфонов будут использовать 5,3 млрд купонов с QR-кодами, а пользователи 1 млрд смартфонов будут иметь постоянный доступ к QR-кодам. Ключевые области, на которых будет сосредоточена технология QR-кодов, — это приложения. Другие области роста — системы бесконтактных платежей, транспорт и туризм, здравоохранение и маркетинг. Например, через QR-платформу бронирования пациенты клиник смогут записываться на прием к специалистам и даже отправлять свои медданные. Постоянное взаимодействие людей с QR-кодами упростит задачу и компаниям, которые смогут ненавязчиво предлагать свои продукты в нужное время и в нужном месте. Южнокорейская Homeplus уже организовала виртуальные магазины прямо на станциях метро. Витрины содержат изображения продуктов с QR-кодом. При сканировании кода продукт добавляется в корзину в мобильном приложении магазина. После этого покупка доставляется прямо на дом.

Властям это поможет выстраивать грамотную систему навигации и туризма, когда QR-коды будут выдавать информацию о маршруте и его загруженности, а при посещении исторического места — рассказывать его историю вместо гида. Также технология упрощает обратную связь. В Нью-Йорке QR-коды уже не первый год размещают на строящихся домах, чтобы любой желающий мог проверить разрешения на строительство, получить подробную информацию о текущем проекте, а также напрямую связаться с департаментом строительства и подать жалобу на нарушения.

Стегнер признает, что полностью бесконтактный опыт возможен не для всех сценариев. Но, по его словам, существует огромное число возможностей реализовать его, к примеру, в банкоматах. Пользователи смогут просто сканировать QR-код, чтобы запустить приложение банка и уже оттуда управлять терминалом. Важную роль QR-коды могут сыграть в трансформации общественных пространств. Например, их можно будет размещать на дверях лифтов, чтобы человек мог просто отсканировать код, включить лифт и выбрать на смартфоне свой этаж.

Компании уже всячески экспериментируют с QR-кодами. Немецкий звукозаписывающий лейбл Kontor Records искал новый метод продвижения своей музыки. Компания решила отправить рекламным агентствам конверт, похожий на проигрыватель винила, с QR-кодом в углу. Когда код сканировали, дисплей смартфона пользователя превращался в интерактивную иглу проигрывателя. Устройство можно было поместить на пластинку, которая была в конверте, и игла на дисплее двигалась.

В Kontor Records рассказали, что получатели отсканировали 71% из 900 отправленных им QR-кодов, что на 64% больше обычного показателя ответов рекламщиков.

Источник

Косявчато что это такое

Заплачки по мертвым бывают разного происхождения. Одни—свободное и безыскусственное излияние тоски и скорби по близком человеке. Чувство само собою облекается в образ, образ одевается в стих. В некоторых старорусских местностях такие заплачки слагаются каждой женщиной — таковы № 5, 6, 7, 8. Но мало-помалу способность эта утрачивается, а потребность высказать свое горе остается все та же. Вот и прибегают к помощи вопленицы, или плакальщицы, которая обязана знать самые трогательные и жалобные заплачки. Но откуда же взялись эти отборные заплачки (напр № 1, 2, 3, 4)? Чья-нибудь заплачка сложилась так хорошо, что поразила других и осталась в памяти. Живой пример тому заплачка № 8, которая сложена на днях молодой девушкой, а между тем уже известна многим вопленицам. Художественная заплачка с течением времени обращается в песню. Так сделалось с известным всем плачем невесты-сироты безотней или безматерней (№ 9).

Когда покойника обмоют, оденут, положат на стол, то родные соберутся и, обращаясь к жене покойника, станут вопить:

Сидела ли у трудней постелюшки,

Была ли у душевного расставаньица,

Как душа с белым телом расставалася?

И как пришла к тебе скорая смеретушка,

5 К вам нищей ли каликой перехожеей,

Аль удалым дородным добрым молодцем,

Али славныим бурлаком петербургскиим?

Если покойник был беден, то вдова (или вопленица за вдову, которая только приплакивает) отвечает такою заплачкою:

Как бы я в пространноей богатой жирушке,

Так сидела бы у трудной у постелюшки,

Я видела бы скорую смеретушку.

Если пришла бы каликой перехожоей,

5 Наладила бы хлеб-соль столовую,

Накормила бы калику перехожую

И оставила бы законную свою семеюшку;

Если удалым дородным добрым молодцем,

Я одела бы его во цветно платьицо,

10 Обула бы в сапоженьки козловые,

Дала бы опоясочки шелковые;

Если славным бурлаком петербургскиим,

Я дарила бы золотой казной бессчетною

И поставила законную свою семеюшку.

15 Как в проклятой, во несчастной живу жирушке,

Многоуходны сердечны малы детушки;

У нас нет ведь хлеба-соли столовые,

И ни кушанья у нас сахарного,

И ни славные одежи молодецкие,

20 Ни козловыих на ноженьках сапоженек,

У нас нету золотой казны бессчетноей;

Так не ридела я законную свою семеюшку,

Как душа с белым телом расставалася.

Не по силушкам крестьянчикам работушка,

25 Не по розмыслам проклятая заботушка.

Почасту да ум в головушке мешается,

Безовременно свет с очей теряется.

Как буду ростить я сердечных своих детушек

Без своей законноей семеюшки?

30 Мне в темном лесу ли заблудитися,

Али мне упасть да в кругло малое озерышко,

Аль утонуть в малой быстрой реченьке,

Где раздеять мне великая кручинушка?

Буду нищей каликой перехожоей,

35 Как во чистое во полюшко раздеять великая кручинушка,

Так с моей с великой со кручинушки

Вырастать да будут лесушки дремучие —

Уже тут моей кручинушке не местечко:

Воспрещать будут соседи спорядобные,

40 Что заростать будут поля да хлебородные;

Как раздеять мне великая кручинушка

Как во славно во широко во озерушко,

Будут лудушки в озере не сходучии,

А камешки на лугах не двигучии —

45 И тут моей кручинушке не местечко;

На помешке будет рыболовушкам.

Хоть задеять в Свирь-реку свирепую,

Застоятся тут пороги шумячии —

Тут моей кручинушке не местечко:

50 Застоится в реках да ключева вода.

Я сберу пойду сердечных своих детушек,

Не расступится ли ведь матушка сыра земля?

Как бы матушка сыра земля расступилася,

Я с детушкама сейчас схоронилася:

55 Так тошнешенько мне, кручинноей,

Остаться во домовой этой жирушке.

Ты прости меня, законная семеюшка!

Мы затайно с тобою говорили,

А не молвил мне про эту скорую смеретушку.

60 Я тебя не отдала б, законная семеюшка,

Я бы отдала сердечных своих детушек,

Схоронила б свою законную семеюшку.

Расступись-ка ты, матушка сыра земля,

И откройся, нова гробова доска,

65 И полетите с неба, ангелы-архангелы,

И вложите-ка душу во белы груди,

И речи с языка в разумную головушку,

И белый свет в ясны очи.

Уж ты встань, моя законная семеюшка,

70 Я у господа у бога упросила, —

Крест положи по-писаному,

Поклон положи по-ученому,

Сдей со мною доброе здоровьице!

Не одна взошла в сердечно в гостибище,

75 А и с собой веду сердечных твоих детушек:

И ты пойдем в домову свою жирушку,

Моя жирушка теперь застоялася.

Видно гнев держит законная семеюшка

На меня, многокручинную головушку!

80 Я у мужа в гостях побывала,

Хлеба-соли я в глаза да не видала,

И не убавила кручинушки, прибавила.

Видно тое дело да не сбывается,

то мертвый с могилы ворочается,

85 Сиротой быть беззаконной без семеюшки!

(Родные богатого покойника обращаются ко вдове с такою

Ты куда свою семеюшку отпущаешь:

По любезным ли сердечным по гостибищам,

Аль по чужим по дальним по сторонушкам,

Аль во славные бурлаки петербургские?

5 А уж мы видим, кручинные головушки,

Что не во цветноем во славном во платьице,

И не по ноженькам козловые сапоженьки,

При кармане теперь нету золотых часов,

При себе-то золотой казны бессчетноей

10 У твоей милой законной семеюшки.

Нонь мы видим, кручинная головушка,

Во пути во широкой во дороженьке

Он на оное на второ на пришествие,

На тусветну вековечну ведь жирушку.

15 Ты еще скажи нам, белая лебедушка,

Ты видела ли скорую смеретушку,

Как душа с белым телом расставалася,

Как пришла в дом скорая смеретушка:

Она нищей ли каликой перехожоей,

20 Али славным бурлаком петербургскиим,

Али душой она зашла да красной девушкой?

Ты пожалела, знать, золотой казны бессчетный?

Я сидела хоть у трудной у постелюшки

И у эвтого крутого изголовьица,

Только не видела я ведь скорую смеретушку:

Видно налетела скорая смеретушка

5 Скоролетною птицынькой,

Залетела во хоромно во строеньице,

Скрытно садилась на круто-складно на зголовьице

И впотай ведь взяла душу со белых грудей, —

Я бы заперла косявчато окошечко,

10 Заложила бы новы сени решетчаты.

Хоть застучалась бы ведь скорая смеретушка,

Так я дала бы золотой казны бессчетныя

И хорошего бы цветного платьица,

По ноженькам козловые сапоженьки,

15 Я бы всю свою дворовую скотинушку

И не жалела бы домовой своей жирушки:

Наши в лес срослись поля бы хлебородные,

И водой снесло луга бы сенокосные,

Поосталась бы столько законная семеюшка!

20 Как бы знала я, кручинная головушка,

Про этую про скору про смеретушку,

Заложили бы мы тройку удалыих лошадушек,

Мы бы взяли золотой казны по надобью,

Приуехали бы с законной семеюшкой

25 По чужим по дальним по сторонушкам,

Доискались бы ту дальную сторонушку,

Что где печали нет в добрыих во людюшках

И век не слыхано ведь скорыя смеретушки.

Ай уж послушайте, вы род-племя сердечное!

30 Хоть осталась и домовая ноне жирушка

И понадолго золотой казны бессчетныя,

Хуже нищей я калики перехожие,

Как отпустил господь законную семеюшку.

Уж вы слушайте, все род-племя сердечное!

35 Вы берите-ка листы да ведь двурублевые,

Двурублевые листы да гербовые,

Вы чернильца возьмите-тко столовые,

Писарей да от столов ли от дубовыих,

Вы спишите-ка законную семеюшку

40 И на эту бумаженьку гербовую:

Бело личико пишите со очамы,

Вы головушку со черныма бровамы,

Потому [b] же вы со русыма кудрямы.

Как после своей законной я семеюшки

45 Проживать буду вдовой благочестивою,

А как стоснется по законной по семеюшке,

Так держать бумаженьку написану,

Буду день держать во белыих во рученьках,

Лице к лицюшку ведь буду прилагати,

50 Я семеюшкой своею называти,

Уже в ночь да у ретливого сердечушка

Я на нежныя груди да на ретливыя.

Уж вы слушайте, все род-племя сердечное!

Вы возьмите-ка ключи да позолоченые,

55 Отоприте-ка ларцы да окованые,

Вы возьмите-тко мне теплу теперь шубоньку,

Возле шубоньки жилеты вы шелковые,

В жилетах вы часы-то золоченые,

Потому же вы козловые сапоженьки,

60 На головушку фуражку черна бархата.

Вы наденете законную семеюшку

Во эты во жилеты во шелковые,

Уж мы эту кунью теплу ему шубоньку

Во этой во опояске во шелковоей,

65 И на ноженьки козловые сапоженьки,

На головушку фуражку черна бархата.

Уведу свою законную семеюшку

Я во эту во светлу свою светлицу,

Посажу я ко столу да ко дубовому,

70 Я ко этым ко кушаниям сахарниим.

Не кушает мой муж кушаний сахарниих

И не пьет ведь он питьицев медовыих,

Обжидает, видно, попов — отцов духовныих.

Как идут нонь попы — отцы духовние,

75 Как наши служители церковние,

За моей, видно, законноей семеюшкой:

Оны в черные во ризы надевалися,

На руках да божьи книги начиталися,

Велят взять мою законную семеюшку.

80 Унесите-ка, соседи спорядобные,

На это на кладбище на умершее!

Ты прощай-кося, законная семеюшка,

Со своей теперь с домовою со жирушкой,

Со довольной с золотой казной бессчетноей

85 И с своим да родом-племенем сердечныим,

Со мной да со кручинною головушкой!

Видно все мое прошло да миновалося:

Не славны живут домы бесхозяйские,

Не в почете будут женушки безмужние —

90 Так же я, многокручинная головушка.

(Заплачка детей по родителе:)

Ты на кого меня, родитель, пооставил,

Ты на чье больше великое желаньице?

Будут ветрышки нас обвевати,

Добры людюшки ведь будут обижати.

5 Ты на чье нас велико на желаньице,

Нам ведь где искать великого желаньица,

Нам в твоем ли роду-племени сердечноем

Аль во своем ведь во хором ноем строеньице?

Хоть долго нам плакать-унывати,

10 А родителей в глаза нам не видати!

(Плач детей на буевке (на могилке):)

Ты послушай-ко, желанный дядюшко,

Ты желанная тоцливая тетушка!

После наших желанныих родителей

Роспустите-тко великое желаньице

5 И по нас, многокручинныим головушкам,

Вместо наших желанныих родителей.

Хоть добры чужи желанные родители,

До своих живут сердечных своих детушек,

Не до нас, многокручинныих головушек!

(Заплачка по ребенке:)

Пойти мне-ка, беднушке,

Ко рожоному, ко жалобному,

Ко рожоному сердечному,

Как которое жалобное

5 Тяжело было да ношено,

Как сегоднишниим денечком

Не пекет солнце по-летнему,

Не греевет по-вешнему:

10 Потеряла я потеряшечку,

Обронила я оброночку —

Свое милое рожоное.

Как сегоднишниим денечком

Подхожу, бедна горюшица,

15 Ко рожоному жалобному:

«Ты скажи, мое рожоное,

На кого да приокинуло

Меня, матерь бессчастнюю?

Уж не могу я допроситися

20 Одно тайное словечушко

На досадное сердечушко.

Как послушай-ко, сердечное

Рожоное милое дитятко!

Как сегоднишниим денечком

25 У меня, да у горюшицы,

Сердце клубышком катается,

Оно червышком свивается,

Оно кровью обливается.

Уж как мне-то порасстатися,

30 Мне водой ли поразлитися

Али клубом откатитися

От тебя, рожоного дитятка?

Не могу я откатитися,

Не могу я порасстатися

35 От тебя, рожоное дитятко».

Уж я мать да ведь бессчастная :

Как кокушка во темном лесу,

Как горюша во сыром бору,

Так я, бедная горюшица.

40 На моих да на белых руках

Красно золото помидило,

Заплачка после похоронного стола

(Как выйдут из-за похоронного стола, все родные заплачут:)

Как у нас да у бессчастныих

Во углу-столу пустешенько,

Во другом-то холоднешенько:

Как не стало у бедныих

Как не стало у бедныих

Как денной нашей заступушки,

Ночной да богомольницы.

(Затем дочь продолжает:)

Как вложите-ко желаньице,

Да честное, именитое,

Во меня, бедну горюшицу:

5 После родителя-матушки

Не будет великого желаньица

Да большого прививаньица.

Как сегоднишниим денечком

Вставала поутру ранешенько,

10 Повстречалась злодейная кручинушка,

Как потеряла родителя-матушку.

Так вложите-ко, род-племя великое

Да честное, именитое,

15 Великое желаньице

Во меня, бедну горюшицу,

Сироту красну девицу.

Как сиротные детушки

20 Во избы-то хлопотливые,

За столом многовытные;

Как сиротным детушкам

Под конец стола обломочки.

Охти мне-ка да тошнехонько!

25 Не надеюсь я, горюшица,

Себе хлеб да соль столовую,

Себе ествий сахарниих

Про сиротных про детушек:

Будут ветрышки свиватися,

30 Добры людюшки смеятися,

А я, бедна горюшица,

Буду клубышком кататися,

Буду кровью обливатися.

Потеряла я, беднушка,

Как куды припокинул ты,

5 Как приоставил ты,

На ветренно свиваньице

Аль на людское смеяньице?

Уже мне где искать желаньица:

10 Во твоих ли сердечных родителях

Аль в братцах ясных соколах?

Уж не надеюсь я, беднушка,

Найти в твоих братцах родимыих,

И в родителе-батюшке,

15 И в добротушке-матушке.

Уж как буду искать, беднушка,

Во чужих многих добрых людях

И в порядныих соседовьях:

Еще вложат ли желаньице

20 В моем роду да племени —

Как желанный милый дядьица,

Аль двуродны милы братьица,

Али братцы ясны соколы?

В моем-то роду-племени

25 Велико вложат желаньице

Да большее прививаньице

До меня, бедной горюшицы.

(Заплачка по двоюродному брате:)

Как послушай-ка, желанная тетушка!

У меня, бедной горюшицы,

Резвы ножки подломилися,

Ясны очи помутилися,

5 Как у желанного дядюшки

Как это витое да гнездышко

Сверху горница, внизу поморозница.

Как желанна мила тетенька,

10 Сегоднишниим денечком

Потеряла ты потеряшечку,

Обронила ты оброночку —

Как обронке цены не было, —

Свою яблонь кудреватую,

15 Свою грушицу зеленую,

Свою тоненьку тониночку

Да сахарню деревиночку,

Свой свет со ясных очей,

Красоту да со бела лица,

20 Душу да со бела тела,

Чуден крест да со белой груди,

Свой хлеб да соль столовую,

25 Злодейная великая кручинушка,

На ретливое сердечушко;

Ты летела по-птичьему,

Как ко желанному ко дядюшке,

30 Ко судьям немилосливым,

Как желанный милый дядюшка

Не знает, пред чим сердце свивается,

Оно кровью обливается,

35 Он не знает, желанный дядюшка,

Что с сыном расставается.

Как послушай-ка, желанная тетинька!

Как твоя-то удалая головушка

Под замахамы под грозныма,

40 Под ударамы под больныма,

Так пойдем-ка, желанная тетинька,

В казначейство государево,

Там возьмем-ка лист бумаженьки гербовыя.

Как во нашем роду-племени

45 Грамотные-то все, учливые,

Писаря все умильные,

Напишут нам, бедныим,

Его лицюшко-то блеклое,

Его тело-то мертвое,

50 Всю стень-то человеческую.

Как посудьячу, поретую,

Ко родителю ко матушке,

Что не спустила меня, бедную,

55 Ко любимому жалобному

Ко братцу двуродимому:

Я сидела бы, горюшица,

У трудной, больной постелюшки

И попросила бы, беднушка,

60 У братца двуродимого.

Буде сказал мне, беднушке,

Хоть одно тайно словечушко,

Так сказала бы, горюшица,

Я желанной милой тетиньке.

65 Я поотдала бы, беднушка,

Борзой, скорой смеретушке

Я бы цветны ведь платьица,

Я прокладну житье-жирушку,

Я без счета да золоту казну,

70 У родителя у матушки

Больше стадо бы детиное,

Только не отдала бы братца двуродимого.

Что на горе сыр дуб стоит,

Он без ветрышка шатается,

Без дождя он уливается.

Много-много у сыра дуба,

5 Много витья и павитья,

Много витья зеленого

(Много винограду кудрявого).

Только нету у сыра дуба,

Золотой нету вершинушки,

10 Позолоченой маковки,

Что теперь-то было надобно,

Что в эту пору-времечко,

Что к лету-то красному,

Что к весне-то розливной.

15 Много-много у красной девицы,

Много рода и племени,

Много сродцев и сродничков,

Много ближниих приятелей

Да соседов спорядобныих.

20 Только нету у красной девицы,

Что теперь-то было надобно,

Что в эту пору-времечко,

К благословеньицу великому.

Благословить ее некому:

Благословляют все чужи люди,

Чужи люди, посторонние,

Все соседи спорядобные.

В случае, если у невесты нет матери, а есть только отец, то поют:

Благословляет ее батюшка

С крестовой ее матушкой.

(Плач невесты-сироты на могиле родителей:)

Кормить-поить есть кому,

А благословить младой некому:

Нет кормильца света-батюшка,

5 Поджидай, мое солнышко, братец родимыий,

Со Никольской дубравушки

Посулился родный батюшко

При скорой смеретушке,

10 При последнем часу-времени,

На крепкое рукобитьице,

На последнее прощаньице,

На вековое благословеньице.

[a] Первые четыре заплачки записаны мною со слов вопленицы дер. Большой Двор Шунгского погоста Повенецкого уезда.

[c] Заплачки № 5—8 записаны со слов жены архиерейского служителя, уроженки города Пудожа.

[d] Дядя-то был человек подначальный—монастырский служитель]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *