Коучинг в школьном образовании организация работы учителя наставника что это
Наставничество в школе. Коучинг.
Наставничество в школе. Коучинг. Инструменты коучинга в наставничестве.
В литературе существуют различные определения наставничества и наставников, как правило, они описывают специфику конкретных ситуаций. Вот наиболее обобщенные версии, которые близки к общеобразовательному учреждению.
Наставничество − форма индивидуальной работы с вновь принятыми или переведенными на другую должность работниками по введению в профессию и профессиональному развитию, а также социокультурной адаптации в коллективе.
Наставничество − это естественным образом сложившаяся форма передачи людьми знаний, культуры и опыта друг другу. Это часть естественной социализации и преемственности поколений.
Наставники – это добровольцы в первую очередь. Одним из самых важных критериев подбора наставника является желание и возможность самого педагога работать со студентами. Наставник подбираются из подготовленных педагогических работников, обладающих высокими профессиональными качествами, имеющих стабильные показатели в работе, обладающие коммуникативными навыками в общении, позитивный настрой на данный вид педагогической деятельности. Такие педагоги должны иметь высшее образование, стаж педагогической работы не менее 5 лет; первую или высшую квалификационные категории. Личные и деловые качества педагога также важны и должны учитываться при выборе наставника для студентов.
Наставник – это ответственный, корректный, доброжелательный, активный и творческий человек, профессионал своего дела, энтузиаст своей профессии. Деятельность наставника предполагает добровольность и целеустремленность, коммуникабельность, научную трансляцию личного опыта, доброжелательность и взаимоуважение, планомерность и системность.
Наставник – это опытный работник-профессионал, который непосредственно на рабочем месте передает другому свои знания и опыт, знакомит его с производством, а также способствует формированию взаимоотношений в новом коллективе.
Наставничество имеет большое значение как для наставников, так и для студентов или молодых специалистов. Очевидная польза для наставляемых заключается в том, что они получают всестороннюю поддержку на всем протяжении процесса формирования и совершенствования профессиональных навыков. Значимым моментом в данном случае является погружение в учебную атмосферу, о котором студенты имеют лишь теоретическое представление. На практике происходит первичное знакомство с образовательной организацией в целом, ее целями и перспективами развития, с корпоративной культурой учреждения (устойчивый, сложившийся в процессе жизнедеятельности учреждения, стиль работы его сотрудников, принципы организации внутренних процессов учреждения и стратегии деятельности, обеспечивающих стабильное функционирование и развитие). У наставляемых есть возможность обратиться за помощь в решении возникших проблем, оценить свои возможности, планировать перспектив в профессии.
Что касается наставников, то одна из главных причин, по которой опытные работники берут на себя эту ответственность, − это возможность транслировать свой опыт. Кроме того, выбор наставника – это признание авторитета педагога, факт доверия и уважения к работнику, которого наделяют дополнительными полномочиями. Это элемент горизонтальной карьеры.
Что такое коучинг
С английского слово «coach» переводится как «тренировать», «наставлять», «воодушевлять». Почему именно такое название получил метод? Дело в том, что его истоки лежат в области спорта. А методологические принципы и техники были позаимствованы из организационной, позитивной, когнитивной психологии. Коучинг — это метод, объединяющий принципы консультирования и тренинга, но не в классическом виде. Прежде всего, отличие заключается в том, в коучинге основное место отводится не наставлениям, а мотивированию клиента к изменениям. От классического консультирования или тренинга коучинг отличается тем, что в нем нет жестких рекомендаций или советов. Коуч ищет решение проблемы вместе с клиентом. От психологического консультирования coaching отличается установкой мотивации, достижения нужной цели в работе или жизни. Существуют четыре базовых ступени coaching:
Кто такой коуч
Couch – это специалист, профессионально помогающий своим клиентам достигать поставленных целей. Коуч-тренер – это состоявшийся в жизни, успешный человек, который постоянно совершенствует свои знания, работает над собой, владеет техниками развития кадрового потенциала. Персональный коучер:
Профессиональный коуч (тренер в коучинге) никогда не будет давать каких-либо жестких рекомендаций. Он вместе со своим клиентом ищет ответы на вопросы, которые возникают в процессе консультирования. Именно поэтому главный инструмент коуча — это искусство задавать эффективные вопросы, позволяющие постепенно подвести клиента к верному выходу.
Основные вопроса коучинга:
Чего я хочу? Почему для меня это важно?
Как я смогу этого добиться?
Что может меня вдохновить?
Как я пойму, что достиг желаемого результата?
Данные вопросы являются самыми общими и универсальными инструментами в арсенале коуча. Другие вопросы и приемы коучинга конкретизируют и расширяют эти вопросы. Открытые вопросы – это вопросы, которые предполагают множественные ответы. В противоположность им закрытые вопросы предполагают ответ либо «да», либо «нет». Открытые вопросы начинаются со слов: «Как?», «Когда?», «Где?», «Для чего?», «Зачем?», «Кто?», «Что?». Они не оценочные и устремлены в будущее, к новым альтернативам. В этой связи, вопрос, начинающийся со слова «Почему?» часто плохо подходит, так как, отвечая на него, собеседник может пуститься в анализ прошлого, таким образом оставаясь в рамках той же самой альтернативы. С другой стороны, хорошим будет вопрос: «Почему для Вас это важно?». В процессе своеобразного интервью он помогает человеку раскрыть свой потенциал и максимально развить его. Но коучинг не сможет помочь тому человеку, который не хочет никаких изменений.
Коуч — это не тот человек, который жалеет, дает «плакаться в жилетку» и успокаивает. Он и не тот, кто дает советы и рекомендации. И это также не тот, кто будет давать готовые «рецепты». Коуч — это мудрый наставник, который только подталкивает к принятию правильных для человека решений. Коуч не оценивает человека, а видит в нем потенциал, скрытые возможности, которые можно использовать для достижения практически любых целей.
Коучинг в наставничестве
В отличие от наставничества, коучинг направлен не столько на непосредственное обучение, сколько на то, чтобы максимально полно раскрыть потенциал молодого специалиста или студента. Однако наставничество и коучинг можно и нужно использовать в одной связке, ведь они не исключают друг друга. Скорее, наоборот, они прекрасно могут друг друга дополнять. Конечно, коучинг, как и наставничество, можно применять в качестве самостоятельного инструмента. Но при их грамотном сочетании эффект будет неизмеримо выше.
Наставник существенно расширит свои возможности, применяя инструменты коучинга в своей деятельности. Важно осознавать, что на начальной стадии обучения молодого специалиста необходим наставник-методист, который обеспечит приобретение профессиональных знаний и навыков выполнения служебных обязанностей, адаптацию в коллективе (освоение методик, приемов, форм, технологий, технических средств, ведение документации, режим работы, распределение рабочего времени…). Наставник-коуч продолжает и дополняет работу наставника-методиста по мере овладения молодым специалистом основ профессиональной деятельности, то есть появляется на следующем этапе, уровне.
Конечно, нельзя однозначно сказать: наставничество закончилось, начался коучинг. Наставник, обучая и развивая молодого специалиста, постепенно подключает инструментарий коучинга. Таким образом, у обучаемых все меньше и меньше возникает потребность в наставнике-методисте. На этом этапе можно все больше и больше применять другие способы взаимодействия, в частности коучинг.
По мере профессионального роста молодого специалиста уменьшается и степень контроля, который осуществлял наставник- методист. Внутренний же контроль, усиливающийся при работе с коучем – повышается.
Принципы работы наставника-коуча
Профессиональный коучинг включает такие техники, как наводящее перефразирование, слушание, задавание вопросов, уточнения, которые помогают изменить перспективу и увидеть новые подходы к достижению желаемой цели.
Практические инструменты коучинга
Колесо баланса
Описание техники «Колесо жизненного баланса»
И какие будут первые, самые легкие шаги для изменения?
Существует самый простой способ узнать насколько сейчас сбалансирована ваша жизнь. В коучинге широко применяется техника «Колесо жизненного баланса», которое позволяет оценить свою удовлетворенность во всех областях жизни. С помощью этой простой техники можно увидеть свою жизнь как бы сверху, целиком, в результате чего появится понимание, куда двигаться в первую очередь для достижения личных целей.
Классическое колесо делится на 8 сегментов: Карьера, Финансы, Здоровье, Друзья, Семья, Рост, Отдых, Условия жизни. Восемь секторов Колеса Жизни представляют собой, так называемый, жизненный баланс.
1. Представьте, что диаграмма отражает вашу идеальную жизнь. Заполните сектора важными сферами вашей жизни. Это могут быть Вещи, Внешность, Деньги, Творчество и т.д., т.е. все то, что важно именно для вас в данный момент времени.
2. Оцените по 10-бальной шкале уровень удовлетворенности каждой сферой, где 0, 1, 2, 3 – это полное отсутствие или минимальная удовлетворенность в жизненной сфере ; 4, 5, 6, 7 – средняя степень, что-то уже достигнуто, но до идеала еще далеко; 8, 9, 10 – это максимальная эффективность данной сферы в Вашей жизни.
Например, вас полностью устраивают ваши отношения в семье, у вас полное взаимопонимание и поддержка. Значит, удовлетворенность этим сектором можно оценить в 10 баллов. Или здоровье – серьезных проблем нет, но самочувствие оставляет желать лучшего. В этом случае степень удовлетворенности областью «Здоровье» можно оценить на 6 баллов.
Точно также оценивается уровень удовлетворенности в других сферах. Оценки субъективны и индивидуальны. Правильных или неправильных оценок не существует. Постарайтесь быть максимально честной, оцените каждую область исходя из собственных ощущений. Если вам сложно оценить, вы можете задавать себе вопросы, например:
3. Отобразите полученные результаты на диаграмме и проанализируйте. В идеале колесо должно получиться круглым. А на практике такое случается редко. Катится ли колесо вашей жизни?
4. Теперь вы знаете, где находитесь, и какому из аспектов вашей жизни нужно уделить больше внимания, для того, чтобы колесо «покатилось».
Обратите внимание на области, в которых меньше всего баллов.
И начинайте действовать!
Шкалирование как инструмент самооценки и развития
Шкала 1-10
Шкалирование позволяет непрерывно измерять степень приближения к цели
Движение снизу вверх
Движение сверху вниз
Линия времени как инструмент планирования
Создание поддерживающей среды для достижения целей
Коучинг в школьном образовании организация работы учителя наставника что это
Я хотела бы начать с формулы успеха продуктивного сотрудника, которая стала результатом многолетней работы компании Gallup, всемирного лидера в области исследований вовлеченности и благополучия. Я предложила эту формулу вниманию читателей EdExpert в статье «Уроки карантина» (декабрь 2020 года). Формула универсальна и применима к работе педагогов:
индивидуальная продуктивность = талант x (взаимоотношения + корректные ожидания + признание/вознаграждение)
В первом множителе «зашиты» разные контексты жизни педагога:
Второй множитель представлен суммой: здесь и отношения педагога с коллегами, и степень реализуемости ожиданий от его деятельности со стороны руководителя, и то, насколько его труд заметен коллегам и руководителю, как он ими оценивается.
Формула кажется простой: два множителя, один из которых представлен суммой. А описывает она многогранные процессы, внутри которых каждый из нас находится ежедневно, стремится привести их в баланс и дать себе возможность быть в наилучшей творческой, эмоциональной и интеллектуальной форме. Из формулы видно, что наша жизнь на работе неотделима от жизни за ее пределами.
Если человек уверен, что у него проблемы только на работе, то он заблуждается. Он также испытывает иллюзии об уравновешенности своей жизни, если считает себя большим молодцом на работе, но не желает возвращаться в мир вне сферы деловых задач. Коучинг охватывает нашу жизнь в целом и помогает обрести баланс.
В 2020 году Институт образования НИУ ВШЭ изучил, как ситуация с пандемией COVID-19 повлияла на российскую школу. В исследовании приняли участие 70 219 учеников, родителей, учителей, директоров школ и представителей органов управления образованием.
Исследование показало, что во время пандемии семьи, увидев дистанционные уроки, которые в буквальном смысле вошли в их жизнь, испытали неоднозначную реакцию. Ниже некоторые примеры отзывов родителей:
«Учителям спасибо. Они на связи 24 часа в сутки, ищут новые способы донести до детей информацию».
«Многие учителя просто скидывают готовую презентацию из интернета, причем не лучшего качества, после чего родителям приходится все разжевывать своему ребенку».
«Учителя не готовы. Они не владеют технологиями, не умеют выстраивать онлайн-уроки коротко и эффективно».
В 2020 году я также опросила педагогов о том, насколько благополучными они себя чувствовали. Я получила 82 ответа от учителей из 12 населенных пунктов России («Уроки карантина», EdExpert, декабрь 2020 года).
«Пришлось перестраивать учебный процесс. Увеличилась нагрузка относительно работы по проверке».
«Самым сложным было эффективно выстроить работу детей онлайн, к тому же подготовка к урокам занимала очень много времени».
Коучинг помогает внести элемент размышлений, коммуникации и понимания, что все люди устроены по-разному, дает сначала осознать, как важные процессы устроены у себя, а после чего увидеть, как они могут быть выстроены у других.
Помните формулу индивидуальной продуктивности сотрудника, которую я предложила рассмотреть более пристально в начале статьи? Мы как активные участники рынка труда не можем отделить непроницаемой ширмой нашу работу от нашей жизни. И жизнь, и работа требуют от нас быть в тонусе, вносить изменения в отлаженные процессы.
Школы уже приспосабливаются к новым реалиям и продолжат это делать.
При запуске нового появляется неопределенность, с которой нужно уметь соприкасаться. Когда под рукой нет готовых инструкций или отработанных механизмов, то помогают новые идеи и творческое начало.
А так как в центре образовательного процесса находятся педагоги и дети, которым все еще сложно, то предлагаю им помочь еще и вот почему.
Как утверждает Брене Браун, профессор Хьюстонского университета, которая изучает такие темы, как уязвимость, отвага, достоинство и стыд более 20 лет, именно прохождение через стыд к уязвимости является местом рождения нового: «Доверие, вовлеченность, ответственность, адаптивность к изменениям, инновационность, творчество — каждое из этих качеств рождается из уязвимости». Уязвимость Браун определяет как готовность человека соприкоснуться с неопределенностью, подвергнуться риску и быть подверженным эмоциональному воздействию.
Ключом к пониманию другого является сочувствие. Почему? Когда у нас что-то не получается, мы испытываем как минимум сложные чувства. Вот что педагоги говорили о дефиците связи с другими людьми во время самоизоляции:
«Для меня очень тяжела мысль о том, что я как педагог не выполняю свою прямую функцию».
«Самым сложным в работе во время карантина было не иметь возможности мгновенно видеть обратную связь, глаза детей».
«Тяжелее всего было отсутствие контакта с участниками образовательного процесса».
Брене Браун выделяет нашу потребность чувствовать свою связь с другими людьми как базовую. Два чувства, которые ставят в наших глазах эту связь под угрозу, — это вина и стыд. Вина — это когда я понимаю, что мое поведение — ошибка. В своем выступлении на Ted Talks, набравшем более 14 миллионов просмотров, Брене Браун определяет стыд как «страх потери связи с другими людьми. Есть что-то связанное со мной, что если это увидят или услышат другие люди, то я не буду достоин связи с ними». Она определяет сочувствие как противоядие против стыда.
Собеседник начинает понимать, что он нашел в нас понимание, когда мы разделяем его чувства. Коуч нужен, чтобы разделить с собеседником его чувство, дав ему понять, что он не один, благодаря чему значимость барьеров снижается в глазах собеседника.
В. Е.: При внедрении коучингового подхода в образовательный процесс происходит трансформация принципов педагогического взаимодействия. Это позволяет формировать в педагогическом коллективе определенный профессиональный стандарт, являющийся синтезом требований современного профессионального стандарта педагога и компетенций коуча.
Коучинговый подход максимально соответствует концепции личностно ориентированного обучения, в связи с чем использование его в образовательном процессе кажется нам современным и необходимым. Более того, правомерно будет сказать, что данный подход становится основой для выстраивания взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса: педагогами-коллегами, обучающимися, родителями, администрацией. Важное условие успеха во взаимодействии — принятие педагогом ценностей, принципов коучинга: со всеми все ОК; у каждого есть все ресурсы; в основе каждого действия лежит позитивное намерение; каждый делает наилучший выбор; изменения неизбежны.
Удивительным образом навыки коучинга, освоенные педагогами и системно используемые ими в общении с детьми и их родителями, становятся новым способом взаимодействия и на уровнях ученик — ученик, ученик — родитель, учитель — ученик, учитель — родитель. Все чаще ученики начинают задавать сильные открытые вопросы друг другу.
Произошли важные изменения в культуре педагогического взаимодействия, основанные на следующих принципах:
О. Ф.: Мы наблюдаем за участниками программы «Учитель для России». Сама система выстроена следующим образом: мы обучаем наших выпускников коучинговым инструментам, и после успешного окончания курса подготовки они становятся кураторами.
Куратор находится на связи со своими участниками и дистанционно, и очно. Он видит учителя в работе на уроках и на индивидуальных встречах два раза в месяц, мониторит его состояние и динамику развития. У каждого куратора есть от 10−15 человек, которые являются мини-сообществом и своеобразной группой поддержки.
Первые полгода — это непростой адаптационный период в школе, знакомство с детьми, погружение в профессию и столкновение с реальностью переезда и новой среды. Почти всегда есть точка кризиса и разочарования. Прежде всего, в своих способностях и навыках. На этом этапе нам важно фокусироваться в нашей работе на осознанности происходящего, структурировании процессов и времени и т. д., находить ресурсные точки для продолжения работы.
В. Е.: Родители приходят в школу как в родной дом и даже приводят с собой родителей детей из других школ, чтобы они почувствовали на себе силу продвигающих диалогов, после которых у некоторых родителей даже появляется возможность найти долгожданную работу, создать собственную модель семьи и т. д.
Даже в самых трудных ситуациях взаимодействия коучинг позволяет максимально раскрывать внутренний потенциал детей и взрослых и через осознанность и ответственность приходить к высоким результатам. Огромное количество побед наших учеников на конференциях различного уровня, единственные представители территории, прошедшие в проект «Ступени успеха», победители конкурсов бизнес-проектов и т. д. Педагоги нашей школы — победители профессиональных конкурсов «Учитель года», «Профессионал года», победители конкурсного отбора лучших учителей на денежное поощрение. Таких достижений и такой статистики в этом образовательном учреждении до введения коучинга не было.
О. Ф.: Учитель постоянно взаимодействует с людьми, их разнообразием. У него поддерживающая профессия, как у психологов, социальных работников и т. д. Учитель поддерживает ребенка в процессе учебы, помогает ему в сложных ситуациях, верит в него и его возможности и постоянно создает условия, в которых можно развиваться.
Для того чтобы учитель мог быть на стороне ребенка, на стороне учителя тоже кто-то должен быть. Если мы ожидаем партнерских и доверительных отношений между учителем и его учениками, нам самим нужно выстраивать партнерские отношения. Если мы верим в уникальность и потенциал каждого ребенка, то мы верим и в каждого взрослого.
Какой должна быть современная школа? В чём истинный смысл школьного образования? Что важного и ценного приобретёт выпускник школы? Какими навыками должен овладеть современный учитель? Поиск ответов на эти и многие другие вопросы приводит к важному открытию: самым главным ресурсом обновления образования является человеческий ресурс.
Из всего многообразия технологий личностно ориентированной направленности коучинг является оптимальной технологией для решения всего спектра задач, связанных с формированием новой культуры образовательного учреждения.
Сегодня от руководителя зависит, находится ли педагогическая команда школы в состоянии потока инновационных преобразований. Коучинг делает этот процесс интересным, творческим, вдохновляющим. Это создает особую атмосферу включенности в трансформационные процессы не только самих педагогов, но и детей, родителей, педагогов из других школ.
Система работы педагога-наставника на основе элементов технологии коучинга
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОМСКА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 27 им. Г. Н. Ворошилова г.Томска
5-ой Армии ул., д. 24, Томск, 634024, тел.: (3822) 46-11-44, факс: (3822) 46-11-44
Система работы педагога-наставника
на основе элементов технологии коучинга
Егорова Юлия Александровна,
учитель английского языка,
первая квалификационная категория
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Наш успех в работе наставника зависит целиком и полностью от нас самих, какие технологии, методы и инструменты в данном направлении мы выбираем. Чтобы шагать в ногу со временем, многие педагоги используют различные мировые тренды, инструменты которых возможно применить в системе образования. В контексте работы педагога-наставника, важно проявлять себя не только, как профессионала в области предметной, но и личностной. Наставник – это всегда лидер, который может раскрыть для вас все лучшие стороны вашей профессии, дать некие лайфхаки и помочь раскрыть и реализовать собственные способности наставляемого, а не делать это за него. В связи с этим деятельность наставника преображается, дополняется новым содержанием и меняет его роль: наставник – эксперт, наставник – менеджер (руководитель, управляющий профессиональным ростом наставляемого), наставник – коучер (сопровождающий, поддерживающий, тренирующий, закрепляющий новые компетенции).
В данной методической разработке представлены методы и приемы системы работы наставника с молодым или начинающим педагогом на основе перечисленных выше ролей.
Для того, чтобы иметь полное представление о «коучинге» в разрезе наставнической деятельности педагога необходимо рассмотреть более детально определения и терминологию. Существует 2 объяснения термина «коучинг». Англичане заимствовали « coach » из венгерского языка. Так назывался маленький городок в Венгрии, где делали вагоны и конные экипажи. Согласно этой теории, коучей ассоциировали с извозчиками, которые направляли экипажи в нужное место.
По другой гипотезе, зажиточные семьи брали с собой проводников в дорогу. Помощники хорошо знали путь и ориентировались на местности. Благодаря их знаниям путешествие проходило легче. Такое сравнение раскрывает методы коучинга. Опытный наставник не заменит извозчика, а будет сидеть рядом и направлять, пока экипаж не прибудет на место назначения.
Лучшее же определение коучинга принадлежит ICF ( International Coach Federation ) «Этот метод характеризуют как продуманный творческий процесс. Ученик находится в партнерстве с наставником, вдохновляется на раскрытие профессионального и личного потенциала. [https://www.1napc.ru/aboutcoaching/vidy.html]. В нашем представлении это понимание расширяется, т.к. во время процесса взаимодействия наставника и наставляемого раскрывается профессиональный и личный потенциал каждого из них. Таким образом, наставничество является, в нашем понимании, средством повышения квалификации самого наставника.
Фактически бизнес-коучинг можно описать как партнерство между коучем (наставником) и его подопечным, коучи (наставляемым), c целью повышения его результативности, которое достигается за счет повышения мотивации, изменения профессионального поведения (стиля) и нахождения ответов на трудные вопросы.
Существуют и другие определения этого метода. На наш взгляд, наличие различных определений говорит, прежде всего, о комплексном характере коучинга, который трудно описать одной фразой. Перечислим наиболее важные особенности бизнес-коучинга:
Коучинг состоит из серии диалогов между коучеми коучи;
Коучинг предполагает предоставление обратной связи коучи о его сильных и слабых сторонах, стиле, достижениях и проблемах и т.д.;
Коучинг предполагает, что коучи знает себя и может расширить это знание;
Коучинг решает конкретные, связанные с профессиональной деятельностью клиента вопросы;
Коучинг является недирективной формой развития, т.е. коуч не дает коучи инструкций, а помогает ему самому найти решения;
Коучинг направлен на повышение результативности, развитие навыков и/или повышение мотивации;
Коучинг предполагает, что коучи является психически здоровым и не требует врачебной помощи;
Коучинг также разделяют на различные виды по определенным принципам:
По количеству клиентов. Работа с наставником может быть индивидуальной, командной и организационной.
По формату обучения. Может быть дистанционной и личный.
По уровню значимости задач:
Оперативный. Решаются важные текущие вопросы;
Тактический. Прорабатываются краткосрочные и среднесрочные задачи и план действий;
Стратегический. Формулируются новые глобальные цели клиента, миссия тщательно прорабатывается стратегия достижения желаемого. [https://www.1napc.ru/aboutcoaching/vidy.html]
Так же хотелось бы рассмотреть определение учителя наставника из положения о наставничестве в МАОУ ООШ № 27 им. Г.Н. Ворошилова г. Томска (приказ № 215-о/д «02» сентября 2019г.): «наставник – опытный учитель, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания».
Представляемая система разработана на основе технологии коучинга. Суть этой системы – понимание того, что хочет и как видит себя в профессии начинающий педагог, определение факторов эффективности его деятельности.
При этом идёт процесс профессионального совершенствования к оучи-педагога: он сможет научиться самоанализу, самоконтролю, самокоррекции, определять цели профессионального роста.
Система работы в данной технологии проектируется на учебный год, с подведением результата работы 1 раз в четверть.
ОПИСАНИЕ ЭТАПОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ КОУЧИНГА В НАСТАВНИЧЕСТВЕ
Этап 1. Выбор коуча для молодого или начинающего педагога
На мой взгляд, один из важнейших этапов в работе с начинающим учителем – это подбор коуча. Конечно, это входит в компетенцию администрации, но это требует особого внимания, поскольку на практике часто встречается ситуация, когда начинающий педагог был более профессиональным в отдельных областях, чем наставник. Другая проблема, когда коуч, по своим личностным характеристикам, просто не справляется с данной ролью. Не оказывает сопровождение начинающему специалисту, а критикует его.
Из профессиональных характеристик можно определить следующие:
Способность к отбору информации.
Способность мыслить проектно.
Способность мыслить нестандартно и глубоко.
Способность понимать смыслы.
Универсальные навыки мышления.
Способность вычислять, анализировать.
Сотрудничество в виртуальном пространстве.
Умение использовать ТСО.
Педагог-коуч должен обладать следующими личностными характеристиками:
Иметь лидерские качества.
В идеале, коуч для начинающего учителя должен стать образцом того, как состояться в профессии. Не просто иметь огромный опыт педагогической деятельности, а иметь желание и способность поделиться им. Разработать совестно с начинающим специалистом тот план, по которому он будет действовать для достижения своей профессиональной цели.
Этап 2. Знакомство. Целеполагание и организация работы
Цель этого этапа провести знакомство с молодым специалистом или начинающим педагогом; определить личностные потребности при назначении коуча. Для этого мы можем использовать комплекс методов (анкетирование, беседу). Пример анкеты прилагается (Приложение 1).
Проанализировав ответы, можно определиться с выбором коуча для начинающего специалиста с учетом потребностей коучи. Результаты ответов на вопросы анкеры помогут определиться с выбором приемов и технологий во взаимодействии с начинающим специалистом, увидеть какие проблемы могут возникнуть в работе, какие материально-технические ресурсы необходимы для создания условий, способных ускорить процесс профессионального становления молодого специалиста (начинающего педагога) и д.р.
Следующей ступенькой в этом этапе – это совместная проработка цели и задач коучи с коучем. Исходя из личного опыта, цель необходимо сформулировать не на целый учебный год, а на четверть, поскольку образовательная действительность может меняться, как например переход на дистанционное обучение. На этом этапе коуч помогает поставить цель на определенный этап работы начинающего учителя. В нашем случае это была одна четверть. И цель для себя формирует начинающий учитель, а не коуч. Далее происходит уже совместная проработка задач для достижения цели.
Для организации работы коучу так же необходимо простроить свой план мероприятий и установить сроки реализации совместно с начинающим педагогом, отталкиваясь его ответов в анкете. В мероприятия могут входить: анализ нормативных документов, совместное составление КТП, взаимопосещение уроков и т.д. с примером такого плана вы можете ознакомиться в Приложении 3.
Этап 3. Реализация технологии коучинга в работе педагога-коуча (методы и приёмы работы наставника)
Рисунок 1 График взаимопосещения уроков