Коучинг в школьном образовании что это

Консультация «Коучинг и его использование в образовании»

Коучинг в школьном образовании что это. Смотреть фото Коучинг в школьном образовании что это. Смотреть картинку Коучинг в школьном образовании что это. Картинка про Коучинг в школьном образовании что это. Фото Коучинг в школьном образовании что это ИРИНА НИКИТИНА
Консультация «Коучинг и его использование в образовании»

Современный мир быстро меняется. Постоянно разрабатываются новые методики, технологии, программы, вводятся образовательные стандарты (ФГТ, ФГОС и т. п, но образовательные учреждения работают постоянно. Объем информации растет с каждым днем, а образовательный процесс, несмотря на нововведения, ведется непрерывно. Образовательную деятельность в современных условиях можно сравнить с предпринимательской деятельностью. Если обратиться к финансовому словарю, то по законодательству РФ «Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск, деятельность граждан и их объединений, направленная на систематическое получение прибыли от продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законном порядке.

В Российской Федерации регулирование предпринимательской деятельности основывается на нормах гражданского права. Руководителей образовательных учреждений побуждают именно на «свой страх и риск» искать новые эффективные решения по текущим проблемам, осваивать различные методы, подходы и технологии в работе с коллегами, родителями и, конечно, с воспитанниками; внедрять инновационные изменения в структуру и деятельность учреждения и образования в целом.

В настоящее время в управлении образовательным учреждением используются всевозможные способы и подходы. Одной из новых и предпочтительных методик является коучинг. Современное управление в стиле коучинга – это взгляд на сотрудников как на огромный ресурс учреждения, где каждый сотрудник является индивидуальной, уникальной, творческой личностью, способной самостоятельно решать многие задачи, проявлять инициативу, делать выбор, брать на себя ответственность и принимать решения. 1.6. Характеристика коучинга как методики

1. Коучинг – это наука об уме, собрание философских принципов, предназначенных для того, чтобы сопровождать людей на пути улучшения своей жизни.

2. Коучинг систематичен. Строго используется система этапов и подходов.

3. Все правила легко объяснимы и понимаемы.

4. Коучинг направлен на исследование или действие.

5. Коучинг беспристрастен. В нем не даются оценки или точки зрения.

6. Коучинг ориентирован на личность. Работа ведется с эмоциями, мыслями, идеями, реакциями людей, не меняя их внешнего окружения.

7. В коучинге большая часть работы заключается в прояснении смыслов, которые клиент вкладывает в то или иное слово, термин, действие.

1.7. Достоинства применения коучинга в образовании

Коучинг в сфере образования рассматривается как продолжительное сотрудничество субъектов воспитательно-образовательного процесса, которое помогает достигать высоких результатов во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в сфере обучения.

Важнейшая цель коучинга в образовании – помогать обучающимся с интересом приобретать знания, учиться активно и сознательно, развивать полученные ранее знания и умения, а также максимально раскрывать свой потенциал.

Основная задача коуча (педагога) – поддерживать у учащихся уверенность в своих силах, сформировать адекватную самооценку.

Коучинг в образовании – современный подход к обучению, который помогает осознавать смысл обучения, создает вовлеченность, повышает мотивацию и повышает ответственность за результаты.

Коучинг в образовании – это:

• формирование мышления успеха;

• определение сильных сторон ребенка;

• осознанное участие в процессе;

• достижение конкретных результатов.

Все это помогает учащимся осознавать свою ответственность, иметь свою собственную мотивацию, подкрепленную личными целями.

Если вспомнить высказывание К. Д. Ушинского «Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить ее в забаву – это одна из труднейших и важнейших задач дидактики», то с уверенностью можно сказать, что именно в этом помогают коучинговыетехнологии и инструменты:

1. Самостоятельная работа и творческие задания;

2. Самопроверка, взаимопроверка;

3. Мозговые штурмы, открытые вопросы;

4. Повышение осознанности и мотивации.

ИТАК, ПОЧЕМУ ЖЕ АКТУАЛЕН КОУЧИНГ В ОБРАЗОВАНИИ?

1. В образовании все более отчетливо видна потребность в новых формах развития и обучения, соответствующих времени и задачам.

2. Задача личностно-ориентированного обучения официально заявлена во ФГОС.

3. Разработка практических технологий реализации личностно-ориентированного образования в учебно-воспитательной работе, как и системы подготовки педагогов к новому подходу.

4. Коучинговый подход максимально соответствует концепции личностно-ориентированного обучения, а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного педагога и руководителя.

Управлять – значит приводить к успеху других участников, предоставлять шанс на успех каждому участнику образовательного процесса через раскрытие его способностей, развитие потенциала, поддержку личностными профессиональными качествами руководителя-готовность идти на риск, брать на себя ответственность за принятие решений.

Использование ИКТ в дошкольном образовании 1. Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Мурашова Инна Алексеевна и я являюсь молодым педагогом. Мне как молодому специалисту, интересны.

Использование электронно-информативных источников в образовании детей старшего дошкольного возраста Одним из новшеств последнего времени в работе воспитателей детских садов стало активное использование электронных образовательных ресурсов.

Использование ИКТ в дошкольном образовании для повышения качества образовательного процесса Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании для повышения качества образовательного процесса. Современное.

Коучинг в школьном образовании что это. Смотреть фото Коучинг в школьном образовании что это. Смотреть картинку Коучинг в школьном образовании что это. Картинка про Коучинг в школьном образовании что это. Фото Коучинг в школьном образовании что этоКонсультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

Коучинг «Работа с одарёнными детьми в детском саду» В группах детского сада может оказаться ребенок, который будет заметно отличаться от других детей группы. Он задает много вопросов, проявляя.

Медицинбол и его использование в физическом развитии детей Среди огромного количества оборудования для занятий гимнастикой и физической культурой, выделяются такие изделия, как медицинболы. Медицинбол.

Коучинг в школьном образовании что это. Смотреть фото Коучинг в школьном образовании что это. Смотреть картинку Коучинг в школьном образовании что это. Картинка про Коучинг в школьном образовании что это. Фото Коучинг в школьном образовании что этоПроект «Толерантность» и его значение в образовании детей дошкольного возраста Сегодня проблема толерантности очень актуальна, она возникла из-за сложившейся ситуации в обществе, к сожалению, существует очень много.

Консультация «Роль семьи в образовании детей дошкольного возраста» Семья – это организованная структура, которая при скоординированных действиях, выполняет определенные функции в образовании детей: участвует.

Источник

Технологии коучинга в образовании

Коучинг в школьном образовании что это. Смотреть фото Коучинг в школьном образовании что это. Смотреть картинку Коучинг в школьном образовании что это. Картинка про Коучинг в школьном образовании что это. Фото Коучинг в школьном образовании что это

Цель коучинга в образовании – помогать учащимся учиться сознательно, с интересом приобретать знания, находить и максимально раскрывать потенциал, развивать навыки и умения, эффективнее усваивать программу и выполнять задания.

Многие принципы и технологии коучинга успешно применяют в педагогике. И это современный подход к обучению, который помогает осознавать смысл обучения, создает вовлечённость, поднимает мотивацию и повышает ответственность за результаты.

Коучинг в образовании — это

Все это помогает учащимся осознать свою ответственность за процесс обучения и иметь собственную мотивацию, подкрепленную личными целями.

Используя коучинг, педагог помогает ребенку понять свои возможности и ресурсы, определить цели, превратив проблемы в задачи.

«Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить ее в забаву – это одна из труднейших и важнейших задач дидактики». К.Д Ушинский.

Если мы вспомним традиционный подход к обучению, то наверняка вам сразу представится строгая учительница в очках с указкой в руке. Она заставляет заучивать правила или параграфы из учебника, а потом требует, чтобы мы их рассказывали наизусть. Если не ответил или ответил не так – садись, два! Не слишком мотивирует учиться, не так ли? А развивает ли зубрёжка мозг ребёнка? Конечно нет.

Если копнуть глубже в историю, то уроки в школе те, какими мы их помним из советского прошлого – это модель обучения, перенесённая из подготовки прусских солдатов. Там вовсе не требовалось развивать самобытность учащихся и личное мнение было никому не нужным и даже опасным. Главной целью являлось беспрекословное подчинение и строгое повторение. Прошли века, а система никак не поменялась.

Вместе с тем, современный мир каждый день подкидывает нам новые задачи: начиная от интернета, заканчивая освоением космоса и клонированием человека. Каждое новое изобретение несёт за собой новые вопросы – как его использовать? Какие изменения это привнесёт в общество? Как это повлияет на человечество в целом?

Мир, задающий вопросы, требует людей, умеющих на них отвечать и умеющих ставить эти вопросы раньше, чем они появятся извне.

Поэтому в современное образование неизбежно начинают проникать коуч-технологии. В отличие от традиционного образования, они помогают учащимся размышлять, а не бездумно заучивать пустые факты и формулы.

Коучинг в школьном образовании что это. Смотреть фото Коучинг в школьном образовании что это. Смотреть картинку Коучинг в школьном образовании что это. Картинка про Коучинг в школьном образовании что это. Фото Коучинг в школьном образовании что это

Например, на уроках истории или литературы учитель может провоцировать учеников к размышлениям:

Или, к примеру, учитель биологии, химии или географии мог бы построить свой предмет на изучении различных природных явлений или географических объектов непосредственно взаимодействуя с ними – отличный способ пробудить интерес ребёнка, полностью вовлечь его в процесс.

Некоторые преподаватели предлагают ученикам создавать различные проектные группы, в которых они могут проводить исследование различных явлений. Реализуя такие проекты, учащиеся не только изучают предложенную тему более глубоко, но и тренируют свои навыки коммуникации, лидерства, партнёрства, умения договариваться, поиска информации, генерации нестандартных решений и т.д.

И, наконец, даже когда учитель, разбирая контрольную работу, отмечает то, что ребёнок сделал правильно, а не зачёркивает то, что выполнено не так – это тоже элементы коучинга. Ведь то, что мы подкрепляем своими действиями (в данном случае – учитель обращает внимание на ошибку) – то и фиксируется в памяти ребёнка. Тем самым принижая его самооценку и мотивацию. Если же просто сместить акцент на то, что уже получается хорошо — мы подкрепляем верные решения и тем самым подросток запоминает, что это слово пишется именно так. Ну и внутреннее ощущение «я молодец» и «у меня всё получится» в ребёнке прорастает ещё ярче и мощнее.

Что требует изменений?

Итак, чтобы обучение было успешным необходимо, чтобы его содержание соответствовало потребностям и интересам учеников. Чтобы ученики относились к учёбе осознанно, получаемые знания должны иметь для них личностный смысл. Многие педагоги реализуют коучинговый подход в образовании. На уроках часто подразумевается большой объем самостоятельной работы.

В этом помогают коучинговые технологии и инструменты:

Задумываясь о том, как сохранить активность учеников на уроке, их заинтересованность, как удержать внимание, как повысить эффективность урока, усвояемость материала и получить желаемый результат и учителю, и ученику, педагоги неизбежно приходят к поиску новых форматов в обучении. Таким образом, технологии коучинга в образовании помогают увеличить эффективность обучения школьников и студентов.

Источник

Коучинг в школьном образовании что это

Коучинг в школьном образовании что это. Смотреть фото Коучинг в школьном образовании что это. Смотреть картинку Коучинг в школьном образовании что это. Картинка про Коучинг в школьном образовании что это. Фото Коучинг в школьном образовании что это

Я хотела бы начать с формулы успеха продуктивного сотрудника, которая стала результатом многолетней работы компании Gallup, всемирного лидера в области исследований вовлеченности и благополучия. Я предложила эту формулу вниманию читателей EdExpert в статье «Уроки карантина» (декабрь 2020 года). Формула универсальна и применима к работе педагогов:

индивидуальная продуктивность = талант x (взаимоотношения + корректные ожидания + признание/вознаграждение)

В первом множителе «зашиты» разные контексты жизни педагога:

Второй множитель представлен суммой: здесь и отношения педагога с коллегами, и степень реализуемости ожиданий от его деятельности со стороны руководителя, и то, насколько его труд заметен коллегам и руководителю, как он ими оценивается.

Формула кажется простой: два множителя, один из которых представлен суммой. А описывает она многогранные процессы, внутри которых каждый из нас находится ежедневно, стремится привести их в баланс и дать себе возможность быть в наилучшей творческой, эмоциональной и интеллектуальной форме. Из формулы видно, что наша жизнь на работе неотделима от жизни за ее пределами.

Если человек уверен, что у него проблемы только на работе, то он заблуждается. Он также испытывает иллюзии об уравновешенности своей жизни, если считает себя большим молодцом на работе, но не желает возвращаться в мир вне сферы деловых задач. Коучинг охватывает нашу жизнь в целом и помогает обрести баланс.

В 2020 году Институт образования НИУ ВШЭ изучил, как ситуация с пандемией COVID-19 повлияла на российскую школу. В исследовании приняли участие 70 219 учеников, родителей, учителей, директоров школ и представителей органов управления образованием.

Исследование показало, что во время пандемии семьи, увидев дистанционные уроки, которые в буквальном смысле вошли в их жизнь, испытали неоднозначную реакцию. Ниже некоторые примеры отзывов родителей:

«Учителям спасибо. Они на связи 24 часа в сутки, ищут новые способы донести до детей информацию».

«Многие учителя просто скидывают готовую презентацию из интернета, причем не лучшего качества, после чего родителям приходится все разжевывать своему ребенку».

«Учителя не готовы. Они не владеют технологиями, не умеют выстраивать онлайн-уроки коротко и эффективно».

В 2020 году я также опросила педагогов о том, насколько благополучными они себя чувствовали. Я получила 82 ответа от учителей из 12 населенных пунктов России («Уроки карантина», EdExpert, декабрь 2020 года).

«Пришлось перестраивать учебный процесс. Увеличилась нагрузка относительно работы по проверке».

«Самым сложным было эффективно выстроить работу детей онлайн, к тому же подготовка к урокам занимала очень много времени».

Коучинг помогает внести элемент размышлений, коммуникации и понимания, что все люди устроены по-разному, дает сначала осознать, как важные процессы устроены у себя, а после чего увидеть, как они могут быть выстроены у других.

Помните формулу индивидуальной продуктивности сотрудника, которую я предложила рассмотреть более пристально в начале статьи? Мы как активные участники рынка труда не можем отделить непроницаемой ширмой нашу работу от нашей жизни. И жизнь, и работа требуют от нас быть в тонусе, вносить изменения в отлаженные процессы.

Школы уже приспосабливаются к новым реалиям и продолжат это делать.

При запуске нового появляется неопределенность, с которой нужно уметь соприкасаться. Когда под рукой нет готовых инструкций или отработанных механизмов, то помогают новые идеи и творческое начало.

А так как в центре образовательного процесса находятся педагоги и дети, которым все еще сложно, то предлагаю им помочь еще и вот почему.

Как утверждает Брене Браун, профессор Хьюстонского университета, которая изучает такие темы, как уязвимость, отвага, достоинство и стыд более 20 лет, именно прохождение через стыд к уязвимости является местом рождения нового: «Доверие, вовлеченность, ответственность, адаптивность к изменениям, инновационность, творчество — каждое из этих качеств рождается из уязвимости». Уязвимость Браун определяет как готовность человека соприкоснуться с неопределенностью, подвергнуться риску и быть подверженным эмоциональному воздействию.

Ключом к пониманию другого является сочувствие. Почему? Когда у нас что-то не получается, мы испытываем как минимум сложные чувства. Вот что педагоги говорили о дефиците связи с другими людьми во время самоизоляции:

«Для меня очень тяжела мысль о том, что я как педагог не выполняю свою прямую функцию».

«Самым сложным в работе во время карантина было не иметь возможности мгновенно видеть обратную связь, глаза детей».

«Тяжелее всего было отсутствие контакта с участниками образовательного процесса».

Брене Браун выделяет нашу потребность чувствовать свою связь с другими людьми как базовую. Два чувства, которые ставят в наших глазах эту связь под угрозу, — это вина и стыд. Вина — это когда я понимаю, что мое поведение — ошибка. В своем выступлении на Ted Talks, набравшем более 14 миллионов просмотров, Брене Браун определяет стыд как «страх потери связи с другими людьми. Есть что-то связанное со мной, что если это увидят или услышат другие люди, то я не буду достоин связи с ними». Она определяет сочувствие как противоядие против стыда.

Собеседник начинает понимать, что он нашел в нас понимание, когда мы разделяем его чувства. Коуч нужен, чтобы разделить с собеседником его чувство, дав ему понять, что он не один, благодаря чему значимость барьеров снижается в глазах собеседника.

В. Е.: При внедрении коучингового подхода в образовательный процесс происходит трансформация принципов педагогического взаимодействия. Это позволяет формировать в педагогическом коллективе определенный профессиональный стандарт, являющийся синтезом требований современного профессионального стандарта педагога и компетенций коуча.

Коучинговый подход максимально соответствует концепции личностно ориентированного обучения, в связи с чем использование его в образовательном процессе кажется нам современным и необходимым. Более того, правомерно будет сказать, что данный подход становится основой для выстраивания взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса: педагогами-коллегами, обучающимися, родителями, администрацией. Важное условие успеха во взаимодействии — принятие педагогом ценностей, принципов коучинга: со всеми все ОК; у каждого есть все ресурсы; в основе каждого действия лежит позитивное намерение; каждый делает наилучший выбор; изменения неизбежны.

Удивительным образом навыки коучинга, освоенные педагогами и системно используемые ими в общении с детьми и их родителями, становятся новым способом взаимодействия и на уровнях ученик — ученик, ученик — родитель, учитель — ученик, учитель — родитель. Все чаще ученики начинают задавать сильные открытые вопросы друг другу.

Произошли важные изменения в культуре педагогического взаимодействия, основанные на следующих принципах:

О. Ф.: Мы наблюдаем за участниками программы «Учитель для России». Сама система выстроена следующим образом: мы обучаем наших выпускников коучинговым инструментам, и после успешного окончания курса подготовки они становятся кураторами.

Куратор находится на связи со своими участниками и дистанционно, и очно. Он видит учителя в работе на уроках и на индивидуальных встречах два раза в месяц, мониторит его состояние и динамику развития. У каждого куратора есть от 10−15 человек, которые являются мини-сообществом и своеобразной группой поддержки.

Первые полгода — это непростой адаптационный период в школе, знакомство с детьми, погружение в профессию и столкновение с реальностью переезда и новой среды. Почти всегда есть точка кризиса и разочарования. Прежде всего, в своих способностях и навыках. На этом этапе нам важно фокусироваться в нашей работе на осознанности происходящего, структурировании процессов и времени и т. д., находить ресурсные точки для продолжения работы.

В. Е.: Родители приходят в школу как в родной дом и даже приводят с собой родителей детей из других школ, чтобы они почувствовали на себе силу продвигающих диалогов, после которых у некоторых родителей даже появляется возможность найти долгожданную работу, создать собственную модель семьи и т. д.

Даже в самых трудных ситуациях взаимодействия коучинг позволяет максимально раскрывать внутренний потенциал детей и взрослых и через осознанность и ответственность приходить к высоким результатам. Огромное количество побед наших учеников на конференциях различного уровня, единственные представители территории, прошедшие в проект «Ступени успеха», победители конкурсов бизнес-проектов и т. д. Педагоги нашей школы — победители профессиональных конкурсов «Учитель года», «Профессионал года», победители конкурсного отбора лучших учителей на денежное поощрение. Таких достижений и такой статистики в этом образовательном учреждении до введения коучинга не было.

О. Ф.: Учитель постоянно взаимодействует с людьми, их разнообразием. У него поддерживающая профессия, как у психологов, социальных работников и т. д. Учитель поддерживает ребенка в процессе учебы, помогает ему в сложных ситуациях, верит в него и его возможности и постоянно создает условия, в которых можно развиваться.

Для того чтобы учитель мог быть на стороне ребенка, на стороне учителя тоже кто-то должен быть. Если мы ожидаем партнерских и доверительных отношений между учителем и его учениками, нам самим нужно выстраивать партнерские отношения. Если мы верим в уникальность и потенциал каждого ребенка, то мы верим и в каждого взрослого.

Какой должна быть современная школа? В чём истинный смысл школьного образования? Что важного и ценного приобретёт выпускник школы? Какими навыками должен овладеть современный учитель? Поиск ответов на эти и многие другие вопросы приводит к важному открытию: самым главным ресурсом обновления образования является человеческий ресурс.

Из всего многообразия технологий личностно ориентированной направленности коучинг является оптимальной технологией для решения всего спектра задач, связанных с формированием новой культуры образовательного учреждения.

Сегодня от руководителя зависит, находится ли педагогическая команда школы в состоянии потока инновационных преобразований. Коучинг делает этот процесс интересным, творческим, вдохновляющим. Это создает особую атмосферу включенности в трансформационные процессы не только самих педагогов, но и детей, родителей, педагогов из других школ.

Источник

Коучинг в школьном образовании. Сборник избранных статей

Коучинг в школьном образовании что это. Смотреть фото Коучинг в школьном образовании что это. Смотреть картинку Коучинг в школьном образовании что это. Картинка про Коучинг в школьном образовании что это. Фото Коучинг в школьном образовании что это

В сборник включены избранные статьи педагогов-коучей, наглядно раскрывающие возможности применения коучинга и коучингового подхода в образовании. Авторы: Гульчевская В. Г., Гульчевская Н. Е., Эпова Н. П., Евтюхова В. С., Боклагова Е.Е,, Татевосян М. М., Елисеева Е. В., Романенко А. Н., Колупаева Е. А., Симонихина Н. А., Рудая Т. И., Некрасова М. В., Пуголь К. А., Никитченко А. Л., Каюткина Н. В. При поддержке КоучингвОбразовании.рф.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Коучинг в школьном образовании. Сборник избранных статей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Коучинг в профессиональном и личностном развитии педагогических кадров

Методологическая ценность коучинга для повышения квалификации и индивидуально-личностного развития педагогических кадров как главного ресурса реализации ФГОС

Гульчевская Н. Е., сертифицированный коуч ACC ICF, канд. псих. наук

Гульчевская В. Г., заведующий кафедрой педагогики Ростовского ИПК и ППРО, канд. пед. наук, доцент.

Как известно, вектор развития российского образования в направлении его гуманизации, индивидуализации и информатизации, был определен в 2002 году стратегическим государственным документом — «Концепция модернизации образования до 2010 года». В этом документе сформулированы в обобщенном виде ведущие цели образования, заключающиеся в том, чтобы каждому обучающемуся обеспечить освоение базового содержания образовательных программ, позволяющее ему самостоятельно решать проблемы из различных сфер жизнедеятельности и принимать собственные ответственные решения.

Эти стратегические направления и обобщенные цели, конкретизированные затем в Федеральном государственном общеобразовательном стандарте (ФГОС, утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. №413), определили инновационные подходы к достижению и оценке образовательных результатов обучающихся, которые обусловили необходимость предъявления новых требований к профессиональной компетентности педагога, нашедших отражение в профессиональном стандарте «Педагог» (Утвержден 18.10.2013г. Приказом Минтруда №544н),

И именно эти новые требования к учителю и образовательному процессу актуализировали наш интерес к коучингу, так как коучинговый подход, по своей сути отвечает принципам личностно-ориентированного, персонифицированного обучения и в полной мере соответствует требованиям ФГОС и профессиональному стандарту «Педагог». Обратимся к определению коучинга, которое дают ему основоположники его теории и практики:

Тимоти Голви: Коучинг — это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться.

Майлз Дауни: Коучинг — это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека.

ICF (Международная Федерация Коучинга): профессиональный коучинг — это непрерывное сотрудничество, которое помогает клиентам добиваться реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни.

И если применить эти существенные признаки коучинга к российскому школьному образованию с учетом его специфики, то его можно определить так:

Коучинг — это технологии педагогического сопровождения и поддержки, помогающие раскрыть внутренние ресурсы обучающихся для достижения желаемых результатов в освоении общеобразовательных программ и в индивидуально-личностном развитии относительно требований, заданных ФГОС и профессиональным стандартом «Педагог».

Чтобы убедиться в том, что коучинг является гуманистической идеологией личностно-ориентированного образования, сравним прежде всего их методологические основания — ведущие цели и принципы.

Методология личностно-ориентированного образования

создание условий для проявления и становления личности как субъекта своей жизнедеятельности, способной к собственному целеполаганию, самореализации, саморегуляции, к развитию и проявлению своего творческого потенциала

Педагогическое сопровождение в процессе обучения основано на признании, что

Личность ребенка является главной ценностью и целью образования, что требует безусловного позитивного отношения к ученику

— Содержание обучения и учебно-познавательная деятельность имеют для ученика личностный смысл

— Акцент в учебной деятельности смещается с процесса преподавания на процесс учения:

— Позиции ученика в учебном процессе придается статус субъекта;

— В образовательном процессе создаются условия для самоактуализации, самореализации, саморегуляции каждого обучающегося;

Личностные результаты освоения основной образовательной программы — ведущая цель ФГОС.

Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

Методология коучингового подхода

вдохновляющая актуализация внутренних ресурсов человека на проявление субъектной активности в осознании желаемых целей, в развитии своего личностного потенциала для поиска решения поставленных задач и достижении успеха

Любое общение основано на убеждении, что

— с другим человеком все хорошо;

— у человека есть все внутренние ресурсы, необходимые для достижения успеха в том, чего они действительно хотят.;

— в основе каждого поведения лежит позитивное намерение (вне зависимости от того, как это выглядит на поверхности);

— человек делает лучший выбор из доступных для него в данный момент возможностей;

— люди постоянно меняются и нужно понимать, кем является человек на каждом уровне в аспекте своей личности и жизни и каков его потенциал.

Личностная ответственность за успешность в достижении запланированных целей — философия коучинга

Каждый клиент рассматривается как творческая, ресурсная и целостная личность.

Опираясь на этот фундамент, коучи берут на себя ответственность:

— Обнаруживать, прояснять и придерживаться тех целей, которых желает достичь клиент.

— Стимулировать самостоятельные открытия клиента.

— Выявлять разработанные клиентом решения и стратегии.

— Считать клиента ответственным и надёжным.

Коучинг — диалог «на равных», открытый, безоценочный, направленный на достижение осознания и результата.

Как видим, методология личностно-ориентированного образования и коучинга основана на одних и тех же ценностях: на важности установления позитивных отношений (сопровождение, общение), вере в человека, в его позитивные намерения и возможности развития, в способность и потребность быть субъектом своей жизни и стремиться к успеху.

Посмотрим также, как соотносятся основные требования к метапредметным результатам ФГОС с технологическими возможностями коучинга.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

· Открытые вопросы коуча:

— Что будет наилучшим результатом?

— Как поймешь, что достиг результата?

· Формат конечного результата: SMART (конкретный, измеримый, достижимый, значимый, определенный во времени)

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

— Как ты можешь этого достичь?

— Какие действия (методы) могут быть наилучшими?

Техника прямого и обратного планирования:

Какой самый первый, самый простой шаг можешь сделать прямо сейчас? Тогда какой наилучший шаг будет следующий? А следующий?…

Или: Как если бы ты уже достиг цели, то какой это был шаг? А предыдущий…

— Каким другим способом этого можно достичь? А еще?…

— Что изменится, если ты это сделаешь?

— Что произойдет, если ты этого не сделаешь?

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

«Шкалы от 1 до 10» измеряет степень приближения к цели: На какой отметке ты сейчас находишься? Что будешь делать по другому, чтобы продвинуться по шкале в точку выше?

— Шкала удовлетворенности: своим состоянием, достижениями, проектом

Колесо жизненного баланса (исходное состояние, запланированное к определенному сроку, достигнутое реально)

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

Вопросы по рамке результата

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

— Постановка цели (goal)

— Оценка реальности (reality)

— Поиск и осуществление выбора (options)

— Планирование действий (will)

Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

4 стадии обучения в соответствии с лестницей логических уровней компетентности:

И, наконец, сравним требования профессиональных стандартов — к компетенциям педагога и компетенциям коуча.

1. КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ (Стандарт «Педагог». Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. №544н)

Общепедагогическая функция. Обучение.

Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика

Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде

Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании…

КОМПЕТЕНЦИИ КОУЧА по стандартам Международной Федерации Коучинга ICF

A. Создание фундамента

1. Соответствие этическим нормам и профессиональным стандартам — способность адекватно применять их во всех ситуациях, возникающих при коучинге клиента.

— Ясно различает коучинг, консультирование, психотерапию и иные методы профессиональной помощи клиентам.

— умеет определить, когда это необходимо и каковы имеющиеся ресурсы.

2. Заключение коучингового соглашения. Способность понять, что требуется при каждом конкретном взаимодействии с клиентом во время коучинга,

— Понимает и эффективно обсуждает с клиентом правила и конкретные параметры взаимоотношений в коучинге

— Определяет, есть ли соответствие между методами коучинга и потребностями возможного клиента, которое обеспечит эффективность коучинга.

2. КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ

— Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их.

— Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.

— Находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание и переживание обучающимися.

— Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка.

— Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).

— Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации

B. Совместное создание отношений

3. Установление доверительных отношений с клиентом

— Демонстрирует уважение к восприятию клиента, его стилю обучения и к личности клиента.

— Обеспечивает постоянную поддержку и новые модели поведения и действия, включая те из них, что касаются принятия риска и боязни неудачи.

— Спрашивает разрешения клиента на проведение коучинга в новых, ещё непривычных «чувствительных» для клиента областях.

4. Коучинговое присутствие. Способность понять, что требуется при каждом конкретном взаимодействии с клиентом во время коучинга.

— Понимает и эффективно обсуждает с клиентом правила и конкретные параметры взаимоотношений в коучинге

— Определяет, есть ли соответствие между его/её методами коучинга и потребностями клиента, которое обеспечит эффективность коучинга.

3. КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ

— Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья

— Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития.

— Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся.

— Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

— Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.

— Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся

C. Эффективная коммуникация

5. Активное Слушание. Умение полностью сконцентрироваться на том, что говорит и о чём умалчивает клиент, понять смысл сказанного в контексте желаний клиента и поддержать процесс высказывания клиентом своих чувств и мыслей.

— Концентрирует внимание на клиенте и его планах, а не на своих планах, составленных для клиента.

— Слышит, что заботит клиента и вызывает у него сомнения, каковы его цели, ценности и убеждения о том, что возможно, а что нет.

— Поддерживает и вдохновляет, принимает, изучает и способствует усилению выражения клиентом его чувств, восприятия, озабоченности, убеждений, предположений

— Интегрирует и строит процесс, исходя из идей и предложений клиента.

6. Постановка «Сильных» Вопросов. Способность задавать такие вопросы, которые раскрывают информацию, необходимую для получения клиентом максимальной пользы от взаимодействия с коучем, и способствуют коучинговым отношениям.

— Задаёт открытые вопросы, порождающие большую ясность, новые возможности или знания.

— Задаёт вопросы, продвигающие клиента по направлению к желаемому, а не требующие от клиента оглядываться назад.

7. Прямое Общение. Способность эффективно общаться на протяжении сессий коучинга и пользоваться тем языком, который производит наибольшее позитивное воздействие на клиента.

4. КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ

Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся

— Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся.

— Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик.

— Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ.

— Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития Ребенка

— Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность

D. Фасилитация обучения и достижения результатов

8. Стимулирование Осознания. Способность интегрировать и точно оценивать многочисленные источники информации, и интерпретировать её таким образом, чтобы помочь клиенту осознать происходящее и тем самым достичь оговоренных результатов.

— Определяет и раскрывает для клиента его/ типичные и постоянные способы восприятия себя самого и окружающего мира,

— Помогает клиентам открывать новые для себя мысли, убеждения, ощущения, эмоции, настроения и т.д., усиливающие их способность предпринимать активные действия и достигать того, что для них важно.

— Определяет наиболее сильные стороны и основные области обучения и роста, а также то, на что наиболее важно обратить внимание во время коучинга.

9. Проектирование действий. Умение создать совместно с клиентом возможности для непрерывного обучения во время коучинга и в жизни / на работе, и для того, чтобы предпринимать новые действия, которые наиболее эффективно приведут к оговоренным результатам коучинга.

— Отмечает успехи и способности клиента, способствуя их дальнейшему росту.

10. Планирование и Постановка Целей. Умение разработать эффективный план коучинга с клиентом и соблюдать его.

11. Управление Прогрессом и Ответственностью. Умение удерживать внимание на том, что важно клиенту, и оставлять ответственность клиенту совершать действия.

Если сравнение целей, принципов обучения и требований к компетенциям педагога, сформулированных в современных нормативных документах о развитии образования и концептуальных теориях гуманизации, с целями, принципами коучингового подхода и требованиями к компетенциям коуча показало, что их основное содержание идентично, то у педагога, естественно, возникает вопрос:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *