Кпки сбербанк что это
Финансовая сфера
«Кредитная фабрика» Сбербанка России. Принимает решение 1 человек вместо 11
Все об этом слышали, но мало кто знает технические детали: Сбербанк России запустил «Кредитную фабрику» — новую автоматизированную систему выдачи кредитов. Вероятно, это самый масштабный проект модернизации крупнейшего банка страны за всю его историю. Директор управления розничных рисков Сбербанка Вадим Кулик рассказал корреспонденту «БО» о том, как работает новая система выдачи кредитов.
— Вадим, что такое «Кредитная фабрика»? Откуда такое название?
— «Кредитная фабрика» — это на самом деле процесс предоставления кредитов физическим лицам, переведенный на промышленную основу. То есть на такую основу, которая позволяет выдавать кредиты клиенту быстро, на стандартных условиях и с существенно более высокой производительностью, чем это делалось ранее. «Кредитная фабрика» — это такое внутреннее название проекта, которое, конечно, отражает его суть, но при этом является еще и своего рода брендом.
Сбербанк является флагманом внедрения новой технологии прежде всего по сложности и масштабу осуществляемых преобразований. Мы не изобретаем ничего нового, аналогичные процессы кредитования того или иного уровня автоматизации есть практически у всех крупных российских и западных банков. Но, используя возможности Сбербанка, мы строим «Кредитную фабрику», сильно отличающуюся от конкурентов. Положительный момент — мы имеем возможность обращаться к большому числу внешних источников и беспрецедентно большой клиентской базе, что позволяет добиться существенного улучшения качества выдаваемых по новой технологии кредитов. Отрицательный — в единый интегрированный комплекс приходится объединять большое количество различных автоматизированных систем, обеспечивать одновременную работу огромного количества пользователей по всей стране. Получившееся решение гораздо сложнее, чем при переходе на стандартную автоматизированную систему.
— В чем же отличие от старой модели?
— Новая модель отличается сразу по целому ряду параметров — от удобства для клиента до структуры продуктовой линейки, эффективности процесса и качества кредитного портфеля.
Если раньше заявку клиента мы рассматривали около недели, то сейчас — два-три дня. Фактическое среднее время обработки — 50 часов. Это «грязное время» — с учетом всех ошибочных транзакций и шероховатостей. Причем весной, когда мы работали только на Москву, это время составляло 37 часов. Сейчас срок ожидания немного увеличился, но это связано с запуском, с устранением неполадок, ошибок и т.д. Первые клиенты ждут одобрения дольше, пока идет обкатка программы, и это влияет на среднюю продолжительность обработки заявки. Однако, я думаю, что к концу года мы вернемся на 48 часов. Это время, которое мы для себя считаем адекватным.
Ошибка при вводе и ее последующее выявление — это время клиента. Потом придется обращаться к будущему заемщику по телефону, что может причинять неудобства.
Еще одно новшество связано со структурой продуктовой линейки потребительских кредитов. Теперь у Сбербанка в числе предлагаемых банковских продуктов есть кредиты, которые можно получить без поручителей. Модифицирована работа и с самими поручителями — есть возможность менять поручителей до трех раз. Помимо поручителей появился такой статус, как «созаемщик». То есть можно, к примеру, для увеличения лимита кредита привлечь своего супруга в качестве созаемщика, при этом его доход будет учтен при определении максимальной суммы кредита.
Таким образом, в сделке возможно большое количество участников, что позволяет заемщику выбрать наиболее комфортный для него вариант как с точки зрения максимальной суммы кредита, так и с точки зрения величины процентной ставки. Такой подход позволяет сделать кредитные продукты интересными практически всем слоям населения. Кроме того, несмотря на большое количество участников сделки, мы гарантируем рассмотрение заявки в срок до трех дней.
Сейчас мы фактически оповещаем клиента о положительном решении либо в тот же день, когда решение принято, либо на следующий. Решение действительно в течение 30 дней, и заемщик может выбрать любое удобное для себя время, чтобы прийти в банк и оформить кредит.
Весь пакет документов, необходимых для оформления кредита, создается системой автоматически, чего раньше тоже не было.
Помимо поручителей появился такой статус, как «созаемщик». Можно для увеличения лимита кредита привлечь своего супруга в качестве созаемщика.
И наконец, сейчас клиент должен прийти в банк всего дважды. Первый раз — чтобы подписать заявление и предоставить документы, второй — чтобы оформить кредитный договор и получить деньги.
Правда, всегда остается человеческий фактор. К примеру, если кредитный инспектор ошибся при вводе данных, то придется обратиться за разъяснениями к клиенту. Кроме того, есть еще одна опция, когда клиента могут попросить зайти в банк еще раз, — это просьба о замене поручителя, когда заемщик соответствует требованиям банка, а вот его поручителя рекомендуется заменить.
Прежде клиенту приходилось посещать банк чаще, и эта статистика была достаточно существенной. Дважды — это при самом лучшем раскладе. Ведь раньше Сбербанк отличался тем, что требования к клиенту были не всегда прозрачными. И потому можно было требовать то одну справку, то другую, то третью.
— Как происходит обработка заявок?
— У Сбербанка исторически сложился сложный IT-ландшафт, привязанный к территориальным банкам.
Для того чтобы связать все системы в единый программный комплекс, нужно было решить целый ряд задач. Прежде всего, создать единую автоматизированную систему предкредитной обработки — «ядро» или «движок» всего процесса. В качестве такой системы была выбрана система Transact SM компании Experian.
Кроме того, необходимо было «научить» централизованные системы и системы территориальных банков «понимать» друг друга, обмениваться данными друг с другом и с внешними системами. Для этого была внедрена сервисная шина разработки компании «Неофлекс». Через автоматизированную систему «Запрос» разработки компании КРОК, являющуюся одним из компонентов сервисной шины, мы связываемся с внешними источниками информации о клиенте — бюро кредитных историй и другими системами.
В общей сложности в единый комплекс связано около 12 внутренних IT-систем и 4 внешних, взаимодействующих друг с другом в режиме online. Это сам по себе беспрецедентный по сложности и масштабу IT-проект.
С точки зрения процесса кредитные заявки из территориальных банков направляются в единый центр, централизованно обрабатываются, по ним автоматически или с участием андеррайтера принимается решение. Принятые решения возвращаются в точки территориальных банков, где кредитные инспекторы на основании решения по заявке оформляют выдачу кредита.
Если раньше заявку клиента мы рассматривали около недели, то сейчас — два-три дня. Фактическое среднее время обработки — 50 часов.
— Как идет процесс «отбраковки» заемщиков?
— Я бы говорил не об «отбраковке», а о верификации данных клиента. Она идет по нескольким основным направлениям.
Во-первых, это проверка заемщика на минимальные требования, которым он должен соответствовать, что является условием предоставления продукта.
Во-вторых, на основании данных Федеральной миграционной службы осуществляется подтверждение соответствия личности и представленных документов.
В-третьих, мы осуществляем подтверждение занятости и представленного уровня дохода на основании различных алгоритмов проверки, в том числе с использованием информации из внешних источников.
В-четвертых, осуществляется проверка кредитной истории и платежной дисциплины клиента. Мы взаимодействуем с основными бюро кредитных историй.
И это только часть автоматизированных проверок клиента, осуществляемых в процессе. Такая глубина проверки позволяет обеспечить достаточно низкий уровень риска.
— Кто же в итоге принимает решение: машина или человек?
— Решение в каких-то случаях принимает машина, в каких-то человек. Это зависит от сложности случая, от выбранного кредитного продукта. Первичная оценка осуществляется непосредственно в точке кредитным инспектором. Заявка вводится в систему, дальше обработка происходит централизованно. Окончательное решение по кредиту принимается также централизованно, на уровне центра предкредитной обработки. Решение принимается либо автоматически, либо вручную андеррайтером — сотрудником центра.
Раньше в процессе обработки и принятия решения было задействовано до 11 человек, с учетом случаев, когда решение принималось на кредитном комитете. Сейчас максимальное число задействованных в процессе обработки и принятия решения сотрудников — один, в большинстве случаев решение принимается системой автоматически.
— Расскажите о результатах, которые получены после запуска «Кредитной фабрики» Сбербанка России.
— «Кредитная фабрика» работает ровно год — она была запущена в Москве в октябре прошлого года. По состоянию на 1 октября этого года было выдано 26 тыс. кредитов. Кредитный портфель — 5,2 млрд рублей. На просрочке свыше 30 дней — всего около 10 кредитов. Существенно выросла средняя сумма кредитов — с 45 до 189 тыс. рублей.
Раньше в процессе было задействовано до 11 человек. Сейчас максимальное число сотрудников — один, в большинстве случаев решение принимается системой автоматически.
Также вырос уровень одобрения заявок. Средний процент одобрения сейчас по стране у нас составляет 56%. При этом в сентябре по некоторым территориям — больше 60%. В момент запуска программы уровень был 45%. А до этого вообще никто не регистрировал процент отказов, статистики не велось.
Кроме того, с момента запуска очень сильно выросло количество заявок. Особенно за август-сентябрь — рост составил 40%. Уже есть отклик от населения. К примеру, в Северо-Западном банке в момент запуска было некоторое снижение числа заявок и выдач, но как только клиент начинает привыкать — начинается достаточно бурный «разгон». Это было и в Москве.
— Какие кредиты выдает «Кредитная фабрика» сейчас?
— Сейчас «Кредитная фабрика» выдает всю розничную продуктовую линейку, кроме ипотеки и карт. Мы уже закончили пилотировать автокредиты в Москве и Санкт-Петербурге, и уже идет тираж этого продукта на точки продаж в столице и Северо-Западном банке. Кредитные карты планируется перевести на платформу «Кредитной фабрики» в первом полугодии следующего года, а ипотеку — во втором.
В 2010 году мы запустим в этой системе микрокредиты малому бизнесу, через эту же технологию будем пропускать предодобренные кредиты.
— Где сейчас этот проект уже работает?
— Мы используем эту систему в полном объеме в Москве и в Северо-Западном банке. На данный момент работают также две пилотные точки: одна в Центрально-Черноземном банке, другая в Среднерусском. И заканчиваем тесты в Юго-Западном и Северо-Кавказском банках. До конца года мы должны закончить тираж в Центральной России, быть в стадии активного тиража на юге России и начать тираж на Урале и Западном Урале.
Полностью перевести всю страну на платформу «Кредитной фабрики» мы намерены уже в следующем году.
— Как вы планируете усовершенствовать и дорабатывать «Кредитную фабрику»?
— У нас большие запасы по оптимизации программы. В ближайший год планируется довести систему до такого состояния, чтобы она была «дружелюбной», но при этом не пропускала ошибки, проверяла все сразу при вводе информации. Потому как ошибка при вводе и ее последующее выявление — это время клиента. К тому же потом придется обращаться к будущему заемщику по телефону, что может причинять неудобства.
Кроме того, нам хочется усовершенствовать процедуры внутри самого процесса. Например, уменьшить долю операций, обрабатываемых вручную. В следующем году будем подключать новые внешние источники информации о клиенте.
Хочется поработать также над уровнем одобрения, чтобы уметь принимать адекватные решения с учетом специфики как московского клиента, так и клиента, живущего в совсем маленьком населенном пункте и имеющего специфический доход. То есть максимально индивидуально подойти к этим клиентским слоям, объясняя машине, как их одобрять. Это усложнит систему, но позволит улучшить качество отсева и сделать уровень одобрения более высоким.
Уже к концу следующего года будущая версия «Кредитной фабрики» Сбербанка России будет сильно отличаться от того, что есть в настоящий момент.
— Какова конечная цель запуска «Кредитной фабрики»?
— Мы, без сомнения, рассчитываем на то, что в результате усовершенствования процесса выдачи кредитов вырастет кредитный портфель банка и увеличится наша доля на рынке. У нас есть хороший шанс, чтобы изменить рыночную ситуацию в свою пользу. Когда мы начинали разрабатывать программу, то понимали, что у нас достаточно хорошие перспективы по изменению рыночной доли, которая в конкурентных городах Сбербанка в последние годы, безусловно, падала. На рынок выходило много игроков, которые конкурировали на разных продуктах, но при этом имели уже в прежние годы, в отличие от нас, удобные для клиента и эффективные для банка процессы кредитования. Это подвигло банк на то, чтобы измениться.
Вторая цель — построение эффективной системы управления рисками кредитного портфеля, который раньше был разделен на тысячи кусочков, и управление им было в принципе невозможно. Детальную картину того, как меняется профиль риска по продукту, территории или точке, необходимо отслеживать на регулярной основе, что тоже раньше было невозможно.
То есть, с одной стороны, мы проигрывали в конкурентной борьбе и хотелось переломить эту ситуацию, с другой — улучшить собственную производительность. И наконец, нам хотелось повысить уровень знаний о том, что мы делаем, как мы делаем и с каким качеством — повысить управляемость.
— С какими проблемами вам приходилось сталкиваться?
— Когда масштабы изменений такие глобальные, проблем возникает неимоверное количество. Поток новых явлений в фабрике заставляет «бежать» на уровне ежечасного реагирования, на ходу дописывая какие-то элементы и доставляя «фильтры» и проверки.
Кроме того, есть проблема переобучения людей. Например, в Москве мы уже обучили около 1200 кредитных инспекторов, а впереди еще вся страна.
Нужно было преодолевать скепсис участников, что являлось сложной задачей, и именно для этого были нужны все пилотные проекты, которые показали позитивные результаты.
Сейчас одна из ключевых проблем для нас — взаимодействие с внешними источниками данных, поскольку мы не можем влиять на устранение ошибок и скорость реакции. Приходится совершенствовать нашу систему, искать обходные пути. Это то, чем мы занимаемся сейчас и будем очень плотно заниматься в ближайшие несколько месяцев.
Но главное уже произошло — технология «Кредитной фабрики» Сбербанка России распространяется очень быстро и захватывает все новые и новые территории и кредитные продукты.
Кпки сбербанк что это
27.08.2019 460 Просмотры
«Мир сдвинулся с места…» — эти слова принадлежат Роланду из серии книг «Темная башня». Действительно, время требует перемен и эти перемены приходят. Они невидимы для глаза, но они есть в корпорации, где ощущают эти перемены на себе. Особенно это видно на примере банковских структур.
Управление талантами и финансами
«Vuca» в Сбербанке означает:
Философия отбора персонала
В Сбербанке «Vuca» воспринимается как философия и руководство к новым действиям. По философии людей разделяются на несколько типов:
По этим критериям идет отбор банковских служащих. По этим же параметрам подбирается должность. В соответствии с этой философией, определяется стратегия работы с определенным клиентом. Сбербанк стремиться идти в ногу со временем, а потому применяются все виды психологии и маркетинга для работы с клиентами.
АНХ Академия народного хозяйства
АСПК автоматизированная система
ВСП внутренние структурные подразделения
ВУЗ высшее учебное заведение
ГОСА годовое Общее собрание акционеров
ДМС добровольное медицинское страхование
ДО дополнительный офис
ЕРКЦ единый распределенный контактный центр
ЗАО закрытое акционерное общество
ЕСО единая система работы с обращениями
ИТ информационные технологии
КМО комплексный медицинский осмотр
КПП корпоративная пенсионная программа
КМ клиентский менеджер
КСБ корпоративный сегмент бизнеса
ЛСОВ люди с ограниченными возможностями
ММБ малый и микро бизнес
МОУ муниципальное образовательное учреждение
НС Наблюдательный совет
НПФ негосударственный пенсионный фонд
КСО корпоративная социальная ответственность
ОАО открытое акционерное общество
ОК обращение клиента
ОКВКУ операционная касса вне кассового узла
ОО операционный офис
ОПЕРУ операционное управление
ОС офис самообслуживания
ОСБ отделение Сбербанка
ПИФ паевой инвестиционный фонд
ПОД/ФТ противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
ППКО передвижной пункт кассовых операций
РСБУ Российский стандарт бухгалтерского учета
РФ Российская Федерация
СОШ средняя образовательная школа
СУО система управления очередью
СМИ средство массовой информации
СМС сотрудники массовых специальностей
СНГ Содружество Независимых Государств
СУЭД система управления эффективностью деятельности
СЭОДО система электронного офисного документооборота
ТБ территориальный банк
ЦА Центральный аппарат
УРМ универсальное рабочее место
УРКЦ управление регионального контактного центра
ФЗ Федеральный закон
ФЛ физическое лицо
ФНС Федеральная налоговая служба
ФП функциональное подразделение
ЦБ Центральный банк
ЦИК центр ипотечного кредитования
ЦРБ центр развития бизнеса
ЦАС централизованная автоматизированная система
ЦОД центр обработки данных
24/7 круглосуточно и всю неделю
ЮЛ юридическое лицо
ЮНЕП Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде
Организация управления ПАО 
Структура ПАО — что это?
Правительственное обоснование данной необходимости продиктовано усиленным контролем над всеми видами АО. В том числе, и ежегодно проводимого аудита бухгалтерского учёта предприятий. Руководящий орган склоняется к тому, что процедура даст возможность снизить, а то и вовсе исключить риски, связанные с ведением так называемой, двойной (чёрной) бухгалтерии.
Основным отличием ПАО является отсутствие ограничений касательно количества ценных бумаг, способных находиться в распоряжении одного пользователя.
Кроме этого, не установливается лимит по количеству голосов, отведенных на долю одного акционера. То есть, по сути, такая форма собственности позволяет владеть предприятием только одному человеку.
К ряду остальных значимых отличий ПАО от ОАО относятся:
В остальном, разницы между ОАО и ПАО Сбербанк (расшифровка и структура даны выше) практически нет.
В свод правил Сбербанка было добавлено несколько пунктов, разъясняющих принцип взаимодействия при условии новой организационной формы, а также удалено несколько утративших актуальность разделов.
Две копии Устава, вместе с протоколом акционерного собрания и заявлением уставного образца отправлены в налоговую организацию. После того, как ПАО Сбербанк официально сменил название, банк выполнил ряд действий:
Реквизиты ПАО Сбербанк
Кор. счет 30101810400000000225 в Главном управлении Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу г. Москва (ГУ Банка России по ЦФО) БИК 044525225 КПП 773601001 ИНН 7707083893 |
Все реквизиты Сбербанка
Полный перечень реквизитов руководителей и отделов — на странице банка.
«Сбер» разработает цифровую платформу для государственных сервисов
«Сбер» разработает новую платформу для государственных сервисов «Гостех». Проектировать и тестировать единую цифровую платформу будут с 1 ноября 2020 года по 31 мая 2022 года. На базе этой платформы будут работать все сервисы, которые затрагивают отношения государства с бизнесом и гражданами. Например, это касается сделок с недвижимостью, оформления ОМС и аренды госимущества.
Право на разработку такой платформы банк получил на открытом аукционе Минцифры. Цена контракта составляла ₽900 млн. За возможность выступить подрядчиком для государства боролись также ВТБ, «Почта России» и «Ростелеком». «Сбер» планирует использовать технологии, которые уже работают в собственных сервисах банка. Например, в облачной платформе Platform V.
В «Сбере» подчеркнули, что в будущем технологии компании помогут внедрить искусственный интеллект в государственные сервисы. Это сократит издержки и ускорит их работу. Чтобы это осуществить, банк может использовать вычислительные ресурсы самого мощного в России суперкомпьютера — «Кристофари».
«Отличительная особенность «Сбера» в том, что большинство из предлагаемых рынку решений мы создавали для себя, они прошли испытания самого сложного уровня. Поэтому мы приняли решение принять участие в аукционе на создание единой цифровой платформы Российской Федерации «Гостех», — сообщил президент банка Герман Греф.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Сбербанк придумал пять букв, чтобы зарабатывать на клиентах еще больше
Главный банк страны ввел новые услуги. Честно или нет их продвигают?
«ДСЖ КК»
«ДСЖ КК» — это платная страховка от несчастных случаев и болезни, которая, вероятнее всего, по факту не поможет клиенту банка, поскольку Сбербанк всегда в состоянии найти миллион причин не выплачивать денежные средства, когда в этом возникнет реальная необходимость у пользователя услуги.
«ДСЖ КК» — это услуга, которая подключается всем пользователям кредитных карт Сбербанка, как новым, только получившим свою кредитку в банке, так и тем, кто пользуется такой картой уже не один месяц.
Происходит все, как это и обычно бывает в Сбербанке, тихо и просто: банк уже многим клиентам, пользующимся кредитными картами, подключил услугу «ДСЖ КК» автоматически в так называемом тестовом режиме.
Поскольку во время тестирования услуги она бесплатная, Сбербанк о таком подключении обычно не информирует. А спустя месяц, если вы не отказались от данной услуги, банк считает, что вы согласны ей пользоваться и дальше, и формирует вам ежемесячный автоплатеж. При этом вам придет СМС-сообщения с номера 900 следующего содержания: «Оплата ДСЖКК прошла успешно».
Сама сумма списания по «ДСЖ КК» равна 0,7% от суммы задолженности по вашей кредитной карте. То есть если вы, например, должны 100 000 руб., то банк спишет с вас ни много ни мало 700 руб.
Как отключить автоплатеж «ДСЖ КК»?
Вместе с тем, многие из моих подписчиков написали мне на электронную почту, что это не так, попросив рассказать об очередном обмане Сбербанка. Они уверяют, что никакого согласия банку не давали, некоторые даже утверждают, что прямым текстом говорили сотрудникам в отделении, что подобная услуга им не нужна.
Однако, как выяснилось, несмотря на все это, сотрудники Сбербанка все равно подключают клиенту «ДСЖ КК».
Также вы можете отключить эту услугу и через мобильное приложение «Сбербанк онлайн». Для этого вам необходимо зайти в раздел «Платежи», далее — «Автоплатежи». Затем ищите свою «ДМЖ КК» и отключайте ее.
Если по каким-либо причинам вам этого сделать не удалось, то вы можете позвонить специалистам страхового отдела Сбербанка по номеру В ходе разговора адекватно объясните сотруднику банка свою проблему, но не удивляйтесь, если вам постараются взамен «ДСЖ КК» предложить более «выгодную» платную услугу от банка (даже если со слов вашего собеседника она будет «абсолютно бесплатна для вас»). Не реагируйте на это, просто потребуйте отключить вам навязанную банком платную услугу.
А вот с двумя другими новыми «очень нужными услугами» банка — «ДСЖ ПК» и «ДСЖ НПР» — дела обстоят немного сложнее. Вероятнее всего, на эти «бонусы» от Сбера вас уговорил сотрудник кол-центра или отделения Сбербанка. Кроме того, может быть, вы просто не заметили этого пункта соглашения при получении, либо перевыпуске карты в офисе банка. В этом случае для расторжения ненужного вам договора вам придется посетить отделение банка и лично написать там соответствующее заявление.
Если вы не планируете платить «за воздух», набивая тем самым карманы топ-менеджеров Сбербанка, то прямо сейчас вам стоит проверить свои автоплатежи.
Всем, кто на этой неделе забронирует место в группе, «Клерк» подарит месяц безлимитных консультаций, чтобы было легче учиться на потоке.
Покажите директору, на что вы способны. Записаться и получить подарок