Кпу что это в образовании
Доклад на тему: «Контролируемые элементы содержания в образовании»
Технология работы с КЭС.
В Примерных образовательных программах четко прописаны Планируемые результаты обучения,, о в них нет такого понятия, как «Контролируемый элемент содержания», или «КЭС».
Контролируемый элемент содержания (КЭС) – это тот элемент, который составляет основу стандарта, и, соответственно, именно он должен контролироваться в первую очередь. Этот тот опорный учебный материал, который позволяет ребенку продолжить образование на следующем уровне. Если ученик освоил в начальной школе контролируемые элементы содержания, он спокойно осваивает материал основной школы, и так далее.
КЭС присутствуют в Кодификаторе по предмету, по которому осуществляется итоговая аттестация учащегося.
Они разработаны Федеральный институт педагогических измерений. В кодификаторе по каждому предмету содержатся коды (контролируемых) элементов содержания (КЭС) и коды требований к проверяемым умениям (действиям) (КПУ), достижение которых проверяется как итоговой контрольной работой в 4 классе, так и диагностическими работами всех уровней (внутришкольная оценка, муниципальный и региональный мониторинг) на протяжении обучения ребенка в начальной школе.
— Что такое кодификатор?
— Кодификатор – это как бы реестр контролируемых элементов содержания. Мы понимаем, что в образовательной программе могут быть 204 урока, 72 урока, 36 уроков, но содержание не всех из них является контролируемым. Понять, какие именно элементы содержания (темы) контролируются, нам и помогает Кодификатор. Он поэтому так и называется – кодификатор, что он содержит код, цифровое обозначение каждого контролируемого элемента. Код состоит из двух (иногда трех) цифр, и расшифровывается таким образом: первая цифра – ведущий раздел, вторая цифра – ведущая тема; третья цифра (или вторая, если код состоит лишь из двух цифр) – это сам элемент содержания. Если мы видим код 1.4.1 – то мы понимаем, что это раздел 1, находим его. В ведущем разделе ищем тему под номером 4, и в этой теме ищем элемент, он будет под номером 1.
— Каким образом должно формироваться современное календарно-тематическое планирование с учетом кодификатора?
— Делается это очень просто. Учитель берет свое традиционное календарно-тематическое планирование, рядом кладет Кодификатор и смотрит, какие элементы содержания Кодификатора соответствуют той теме урока, которую он изучает. Если находит эти соответствия, то ставит цифру, например, 2.3.5. И наличие этой цифры говорит о том, что тема, обозначенная в календарно-тематическом планировании как изучаемая, как раз и составляет то содержание стандарта образования, которое в обязательном порядке контролируется.
В системе «Сетевой Город. Образование» содержатся актуальные кодификаторы ФИПИ на текущий учебный год. Перед заполнением протоколов контрольных работ в системе необходимо убедиться, что все КЭС корректно привязаны к соответствующим предметам.
Наличие этих элементов содержания в КТП позволяет учителю сориентироваться: содержание вот этого урока будет контролироваться, а содержание следующих трех-четырех уроков контролироваться не будет.
И, соответственно, во втором случае учитель свободен в выборе и содержания, и формы, и структуры урока, – так как никогда эти элементы содержания не будут контролироваться. Это может быть и урок спектакль, и КВН, и практическая работа, или проектная деятельность. Именно такие уроки способствуют развитию ребенка, формируют общую картину мира, способствуют ранней профилизации. Но если это контролируемый элемент содержания, учитель должен его проверить в конце урока или же в конце изучения данной темы – насколько тот или иной ребенок освоил этот элемент, может ли он применять его в практической деятельности, может ли он решить эту задачу или этот пример, составить это уравнение, применить это орфографическое правило в своей деятельности, а не рассказать о том, как он будет это делать. То есть на том уроке, где присутствуют контролируемые элементы содержания, задача формируется учителем по-другому, и в конце урока, либо изучения темы контролируемые элементы содержания должны быть обязательно проверены в практической деятельности, в ходе решения учебно-практической задачи. Хорошо, если это будет фрагмент демоверсии или того теста, который предстоит решить учащемуся в ходе аттестации.
Чтобы правильно сформировать такое планирование, необходимо ответить на два основополагающих вопроса: соответствует ли содержание урока опорным элементам содержания стандарта образования и какие опорные умения и способы деятельности будут отрабатываться на уроке.
На сегодняшний день существуют различные автоматизированные информационные системы для обработки данных мониторинга качества образования.
На протяжении нескольких лет мы в Гимназии осуществляем контроль знаний через Многоуровневую систему оценки качества образования (МСОКО), которая позволяет четко отслеживать неосвоенные или плохо освоенные элементы содержания образования и планировать дальнейшую работу по освоению КЭС.
Мы трижды в год проводим контрольные работы и отслеживаем освоение элементов содержания.
Какую предварительную подготовку к контрольной работе необходимо проводить?
Далее заполняем протокол контрольной работы. Процесс формирования плана контрольной работы полностью автоматизирован: учителю достаточно открыть выставить оценки и выбрать КЭС. Например, раздел 1, тему 4, дальше определить элемент 1, и таким образом простым нажатием кнопки он вводит КЭС 1.4.1 вместе с его названием в план работы.
В идеале, для полноты картины освоения элементов содержания образования необходимо вводить все контрольные и проверочные работы.
И тогда учитель: сразу увидит результат освоения элементов содержания после прохождения определенной темы, а не через полгода, не в конце года, кто из детей освоил контролируемые элементы содержания стандарта, кто не освоил, с кем из детей и какие элементы еще нужно поработать.
1) Возможность проверить усвоение элементов содержания по изучаемым предметным областям.
2) Удобно и эффективно.
4) Родители также могут осуществлять контроль за освоением элементов стандарта.
1) Нет полного готового разработанного иструментария для отслеживания КЭС.
2) Нет целостной системы контроля качества образования.
Не учитываются универсальные учебные навыки и метапредметные результаты. Поэтому необходимо отдельно разрабатывать формы отслеживания УУД.
3) При обучении в 1 классе и начале 2 класса нет системы отслеживания КЭС в МСОКО, так как обучение не оценивается.
Таким образом, если учитель не применяет КЭС – он не контролирует освоение стандарта образования. Следовательно, та школа, в которой работает этот учитель, останется неподготовленной ко всем внешним измерениям оценки качества образования, какими сейчас являются ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, централизованные тестирования, национальные исследования, потому что все эти исследования, все эти процедуры основаны только на оценке освоения учащимися контролируемых элементов содержания стандарта образования.
И здесь нужно выбирать. Выбирать те тесты, те контрольные и проверочные работы, которые содержат КЭС, так как именно они позволяют увидеть то содержание, которое ребенка готовит к дальнейшему освоению стандарта. Это и становится первоочередной задачей учителя – вовремя провести коррекцию, вовремя повторить, а с кем-то и заново изучить элементы содержания, с тем чтобы повысить качество образования именно в этом классе.
Только такая постоянная, систематическая работа учителя по освоению стандарта образования каждым ребенком в классе позволит детям выполнить эти задания на высоком уровне, подготовить детей к ВПР, к итоговой аттестации.
Решать, таким образом, целый спектр задач по формированию системы оценки качества образования, которые стоят сегодня перед системой образования.
В этом смысле такие тематические тетради, разработанные Издательским домом «Федоров», оказывают неоценимую услугу учителю.
Сегодня оценивание качества образовательного процесса можно без преувеличения назвать важнейшей составляющей деятельности каждого учителя. Именно модуль МСОКО позволяет в кратчайший срок объективно и оперативно проанализировать результаты педагогической деятельности с тем, чтобы своевременно произвести соответствующую корректировку.
Чтобы правильно сформировать такое планирование, необходимо ответить на два основополагающих вопроса: соответствует ли содержание урока опорным элементам со-держания стандарта образования и какие опорные умения и способы деятельности будут отрабатываться на уроке.
Cерия тетрадей диагностических тестовых работ для начальной школы «Контролируемые элементы содержания. Ступеньки предметных достижений» по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру содержит задания, разработанные на основе КЭС (контролируемых элементов содержания). В Страничке для учителя в тетрадях предлагаются планы тестовых работ с обозначением кода КЭС каждого задания и ответы.
Другими словами, при оценке качества образования важно в первую очередь проверить, насколько ребенок усвоил опорные знания и умения по каждому из предметов. Эти знания и умения накапливаются из класса в класс.
Как же правильно определить эти самые опорные элементы, подлежащие проверке? Как построить деятельность учителя, чтобы он осознанно при планировании своей работы и при оценке предметных результатов основное внимание уделял усвоению обучаемыми именно опорных знаний и навыков?
Авторы изданий, предлагаемых Издательским домом «Федоров», – кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального развития педагогических работников ИДО МГПУ Надежда Борисовна Фомина, председатель Ассоциации учителей начальных классов г. Москвы Елена Васильевна Волкова, педагоги-практики образовательных комплексов г. Москвы – дают ответы на эти вопросы в тетрадях диагностических тестовых работ и методическом комментарии.
Есть ли связь между планированием уроков и контрольно-оценочной деятельностью учителя начальных классов? Безусловно! Поэтому при составлении тематического (календарно-тематического) планирования по предмету главным ориентиром для педагогов начальной школы должен стать «Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования для проведения процедур оценки учебных достижений обучающихся». Для начальной школы он разработан Московским центром качества образования ( МЦКО ). В кодификаторе по каждому предмету содержатся коды опорных (контролируемых) элементов содержания (КЭС) и коды требований к проверяемым умениям (действиям) (КПУ), достижение которых проверяется как итоговой контрольной работой в 4 классе, так и диагностическими работами всех уровней (внутришкольная оценка, муниципальный и региональный мониторинг) на протяжении обучения ребенка в начальной школе.
Мы не случайно заостряем внимание на этой проблеме. Перед вами основные графы традиционного планирования.
Да, такой план является обязательным документом, он разрабатывается педагогом самостоятельно, способствует организации учебного процесса и должен обеспечивать методически правильное планирование выполнения учебной программы. Однако он слабо ориентирует учителя на работу с опорными элементами содержания, составляющими основу стандарта образования. Более того, он не учитывает требования к уровню подготовки учащихся к процедурам внешней оценки, которым в настоящее время уделяется самое серьезное внимание.
Чтобы правильно сформировать такое планирование, необходимо ответить на два основополагающих вопроса: соответствует ли содержание урока опорным элементам со-держания стандарта образования и какие опорные умения и способы деятельности будут отрабатываться на уроке.
Перед вами фрагмент календарно-тематического планирования по предмету «Русский язык», 3 класс (УМК «Школа России»), составленного на основе Кодификатора.
Составленное подобным образом календарно-тематическое планирование ориентирует учителя как на целенаправленную подготовку к каждому уроку, так и на оценку освоенных в теме элементов содержания. Только тогда учитель получает четкий ориентир своей деятельности, понимает, насколько ученик освоил опорные знания, какие необходимые умения приобрел и над какими элементами надо еще поработать.
Предлагаемая серия тетрадей нацелена на оказание помощи учителю в решении этих проблем. Ведь при подготовке тематической или итоговой проверочной работы важно тщательно произвести отбор контрольно-измерительных материалов, обязательно соотнести задания работы (теста) с контролируемыми элементами содержания стандарта образования (см. ниже фрагмент КТП). Тем самым мы достигаем согласованности внутренней и внешней оценки качества образования, так как именно таким образом формируется план диагностической работы в процедурах внешней оценки.
В положении о календарно-тематическом планировании, разрабатываемом на уровне образовательной организации, должны быть учтены эти принципы: ориентация на оценку усвоения учащимися опорных знаний и опорных умений, а также согласованность с внешней оценкой.
Таким образом, главная особенность серии Тетрадей диагностических тестовых работ для 1 – 4 классов «Контролируемые элементы содержания. Ступеньки предметных достижений» состоит в том, что их задания сформированы с учетом контролируемых элементов содержания, а в методическом пособии изложены принципы формирования оценки планируемых результатов, раскрыта методология составления календарно-тематического планирования с учетом контролируемых элементов содержания, показаны принципы разработки тематических и итоговых диагностических тестовых работ.
Кпу что это в образовании
корабельный пункт управления
Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.
усилительное устройство кинопроекционного аппарата
Казанский политехнический университет
г. Казань, образование и наука, техн.
корабельное переговорное устройство
Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.
«Куда пойти учиться»
Коммунистическая партия Украины
Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
карточка персонального учёта
Консервативная партия Уганды
камера пропарочная универсальная
Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
квантовый парамагнитный усилитель
Коммунистическая партия Уругвая
контроллер периферийного устройства
Конгресс профсоюзов Уганды
катастрофический подпорный уровень
комбинированная проверочная установка
«Комсомольская правда в Украине»
комплектное пусковое устройство
Классический приватный университет
г. Запорожье, образование и наука, Украина
коллективный (общедомовой) прибор учёта
коэффициент полезного участия
квартирный прибор учета
комплексные противоаварийные учения
комплексное противоаварийное учение
конструктив пультов управления
Крымское политическое управление
Каспийское пограничное управление
Полезное
Смотреть что такое «КПУ» в других словарях:
КПУ- — комплектное пусковое устройство в маркировке КПУ Источник: http://www.advis.ru/cgi bin/new.pl?2187BB25 5698 9246 8A25 81E089BD0438 КПУ Пример использования КПУ 010 … Словарь сокращений и аббревиатур
КПУ — КПУ: Коммунистическая Партия Узбекской ССР Коммунистическая партия Узбекистана (1994) Коммунистическая партия Украины Коммунистическая партия Уругвая Классический приватный университет Киевский политехнический университет Казанский… … Википедия
КПУ — абревіатура Комуністична партія України незмінювана словникова одиниця … Орфографічний словник української мови
КПУ(о) — Коммунистическая партия Украины (обновленная) полит., Украина Источник: http://www.liga.net/news/show/?id=115655 … Словарь сокращений и аббревиатур
КПУ — Коммунистическая партия Украины, входит в состав РКП и подчиняется постановлениям Всероссийских партийных съездов и директивам ЦК РКП. В состав КПУ входят, по данным 22 г., 55.000 членов и 20.000 кандидатов. Центральный Комитет КПУ избирается на… … Популярный политический словарь
КПУ — катастрофический подпорный уровень квантовый парамагнитный усилитель комбинированная проверочная установка Коммунистическая партия Украины Коммунистическая партия Уругвая Конгресс профсоюзов Уганды Консервативная партия Уганды контрольно… … Словарь сокращений русского языка
КПУ (значения) — КПУ: Коммунистическая партия Украины Коммунистическая партия Уругвая Классический приватный университет Киевский политехнический университет Казанский политехнический университет Квантовый парамагнитный усилитель Консервативная партия Уганды … Википедия
ДП КПУ (о) — ДПКПУ(О) ДП КПУ (о) Диванная партия «Комсомольской правды в Украине» (объединяющая) Диванная партия «Комсомольской правды Украины» (объединяющая) укр.: ДП КПУ (о), Диванна партія «Комсомольської правди в Україні» (об єднана) с ноября 2005 полит … Словарь сокращений и аббревиатур
Комплекс природных условий (КПУ) — 36. Комплекс природных условий (КПУ) воспринимаемые человеком основные средства и характеристики экосистемы при условии их объективной оценки. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Педагогический процесс под управлением компьютерной программы
Статья просмотрена: 634 раза
Библиографическое описание:
Данилов, В. В. Педагогический процесс под управлением компьютерной программы / В. В. Данилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 8 (31). — Т. 2. — С. 104-107. — URL: https://moluch.ru/archive/31/3592/ (дата обращения: 07.12.2021).
К середине 90-х годов XX века были выделены такие типы АОС как учебники, справочники, демонстрационные программы, проверяющие программы, моделирующие тренажёры, программы-практикумы [1]. Все они предоставляли школьному учителю средства для автоматизации отдельных учебных процессов: проверки знаний, объяснения учебного материала, моделирования химическим и физических процессов. Некоторые из них (электронные учебники) сочетали в себе решение нескольких задач, таких как объяснение учебного материала и последующая проверка его усвоения. Тем не менее, все они являются не более чем средством в руках учителя, который проводит обучение, ни одна из существующих АОС не может заменять учителя или брать на себя его функции ни на короткое, ни на продолжительное время.
В этой связи интересно создание нового типа АОС – компьютерных программ-учителей (КПУ), способных взять на себя управление педагогическим процессом, заменяя в этой роли учителя. При этом КПУ может реализовывать как все его этапы, так и только отдельную их часть, самостоятельно применяя в недостающих случаях сторонние средства.
Главная задача КПУ – проведение целостных уроков в рамках существующей классно-урочной системы школы. При этом КПУ осуществляет персонифицированное, индивидуальное обучение, самостоятельно распределяя нагрузку по учебному году и уроку, осуществляя текущий и итоговый контроль знаний, обеспечивая освоение учащимися учебной программы в отведённое учебным планом время. При этом на всех этапах обучения (включая объяснение учащимся базовых принципов работы с КПУ, их инструктаж) вмешательство человека-учителя не нужно, что создаёт даже теоретическую возможность функционирование школы без человека-учителя.
Актуальность исследования обеспечивается рядом факторов.
Развитие КПУ позволит педагогике рассмотреть педагогический процесс с принципиально иным субъектом – компьютерной программой, которая более не является средством в руках человека. Дальнейшее развитие этого направления, возможно, позволит создать достойную замену школьному учителю-человеку.
Создание действующей КПУ позволяет уже сегодня подключить её к обучению школьников, обеспечивая вариативность и разносторонность образования и накопление опыта применения КПУ.
Развитие направления КПУ представляет научный интерес благодаря возможности развития представлений о путях и перспективах применения компьютеров в педагогическом процессе, возможности замены человека-учителя на КПУ, рассмотрения вопросов наиболее тесного внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образование, развития представлений о возможности применения компьютера в педагогике.
Применение КПУ может защитить школу от временной или постоянной нехватки педагогических кадров. КПУ, способные принимать на себя функции учителя на любом этапе учебной программы и вести индивидуальное и групповое обучение в строгом соответствии с учебным планом, могут избавить от риска пропуска отдельных занятий или целых учебных курсов в результате отсутствия преподавателя.
Педагогический процесс под управлением КПУ – это процесс обучения, осуществляемый без участия человека-учителя, в котором ведущую роль играет компьютерная программа.
Обучение, как объект управления подчиняется общим принципам управления [2] (схема 1). В ходе педагогического процесса реагирование управляющей системы оказывает влияние на содержание образования и на ход педагогического процесса; основанием для той или иной реакции является сравнение процесса обучения, его результатов и планируемого идеала педагогического процесса. Схема 1. Управление процессом обучения (по Булыгину В.Г. [3])
Очевидно, что роль управляющей системы может брать на себя как человек, так и компьютерная программа. В таком случае схема 1 претерпевает некоторые изменения (схема 2). Схема 2. Педагогический процесс под управлением КПУ
В результате передачи управления КПУ планируемый идеальный ход урока выносится из области управляющей системы, т.к. не входит в область функционирования КПУ. Идеальный ход урока закладывается в КПУ человеком, определяющим учебную программу, по которой будет учить КПУ. Сбор статистической информации также более не является субъективным фактором педагогической деятельности и напрямую определяется фактами процесса обучения. В остальном схема остаётся идентичной.
При передаче управления педагогическим процессом от человека-учителя к КПУ, педагогический процесс претерпевает существенные изменения, т.к. теряет участника, до того определявшего весь ход обучения. Тем не менее, педагогический процесс сохраняет противоречия, закономерности, принципы, цели и задачи в неизменном виде.
В то же время изменения претерпевают взаимоотношения учителя и учащегося, технологический компонент.
Школьный педагогический процесс в простейшем виде представлен на схеме 3. В процессе обучения у учащегося формируются знания, которые он воспроизводит в процессе контроля знаний, проводимо учителем. По результатам контроля учитель корректирует педагогический процесс. В такой стадии рассмотрения педагогического процесса нет разницы между человеком учителем и КПУ, которые выполняют одинаковые функции выдачи учебного материала, контроля их усвоения и корректировки учебного процесса в зависимости от результатов контроля.
С
хема 3. Педагогический процесс под управлением человека-учителя или КПУ
Рассматривая педагогический процесс с большей детализацией (схема 4) можно выделить некоторые различия. Учитель, руководствуясь целями обучения, формирует содержание обучения и выбирает технологии обучения учащегося, наиболее подходящие в данной ситуации; контролируя результат обучения, он корректирует учебный процесс в зависимости от успехов учащегося в освоении учебного материала.
Схема 4. Педагогический процесс под управлением человека-учителя
Применение КПУ для управления педагогическим процессом несколько меняет схему связей (схема 5). В рамках управления учебным занятием со стороны КПУ формирующую и направляющую роль играют не цели обучения, а фиксированная учебная программа, жёстко регламентирующая нагрузку и время обучения. Технологии обучения являются неотъемлемым элементом содержательной части обучения, определяемым при формировании учебной программы её создателем.
Схема 5. Педагогический процесс под управлением КПУ
Взаимодействие КПУ с учащимся происходит средствами интерфейса программы, выступающей самостоятельным структурным элементом педагогического процесса, определяющим внешний вид всего процесса обучения и функциональные возможности КПУ в области аудиовизуальных средств.
Никитин А.А. Создано обучаемых компьютерных программ в сфере специализированного образования // Информационные технологии в образовании. Новосибирск, 1995. Выпуск 12, с.4-11.
Похожие статьи
Учебный процесс как педагогическая система в процессе.
Все части педагогической системы связаны с целью обучения и служат ее воплощению. Цель формирования специалиста, личности определяется содержанием обучения (учебный план, учебная программа, учебники).
Электронные средства и методы обучения для повышения.
Результатами учебного процесса являются [1]
– учебные программы, вариативные курсы, учебные модули по школьным предметам.
Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, метод обучения, средство, учебный материал.
Внедрение автоматических обучающих систем в учебный.
Учебный процесс как педагогическая система в процессе подготовки учителей профессионального обучения. Тренинг как инструмент развития навыков и умений у курсантов военных институтов.
ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения
3. Личностные результаты — сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Основы обеспечения взаимосвязи учебной программы трудового.
Основы обеспечения взаимосвязи учебной программы трудового образования. Система непрерывного образования основана на взаимосвязи образования, в результате чего обеспечивается определенная последовательность между всеми видами образования.
Внедрение интерактивных обучающих программ в учебный.
Устинова Л. В., Фазылова Л. С., Самойлова И. А., Спирина Е. А. Внедрение интерактивных обучающих программ в учебный процесс
Процесс информатизации образования в Казахстане предполагает активное внедрение компьютерных технологий в процесс обучения.
Моделирование процесса дистанционного обучения студентов
Понятие модель обучения нами больше используется в инструментальном значении, как обозначение схемы или плана действий педагога при осуществлении учебного процесса.
Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном.
В статье рассматривается проблемы преимущества и недостатки традиционных и новых методов контроля оценки результатов обучения в учебном процессе. Контроль определяется как система научно-обоснованной проверки результатов обучения.
Методика использования интерактивных учебных комплексов по.
Интерактивный учебный комплекс (ИУК) включает в себя программы по образовательным или учебным курсам, учебные планы, электронные учебники по образовательным или учебным курсам, учебные или практические пособия, тестовые материалы для контроля качества.