Краеугольный камень в строительстве что это
Краеугольный камень всегда будет отвергаться строителями, поскольку он «от Господа».
Он неудобен любым строителям. Люди всегда будут класть в основание свое.
Христос говорит о краеугольном камне, который отвержен строителями. И этот камень, который следует положить в основание, всегда будет отвергаться строителями по причине, что он – «от Господа». Он неудобен любым строителям. Люди будут класть в основание свое. То, что полегче, с чем проще и не так затратно можно управиться, приложить меньше усилий.
«Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?» (Матф.21:33)
Здесь говорится о деградации служителей традиционных догм, представленных тут в образе «виноградарей». Имеется очевидный зазор между хозяином, который делает всю работу, и охранниками, которые должны следить за вызреванием плодов. Первая основная мысль в притче та, что господский контроль за хозяйством со стороны виноградарей саботируется. Слуги не допускаются. Избивают их и даже убивают. В конце концов, погибает даже наследник, происходит захват имущества. Но этим содержательный смысл в притче не заканчивается. Иисус спрашивает своих слушателей: как, по их мнению, поступит хозяин? Ответ вроде бы сам собой напрашивается. Этих убрать, посадить, расстрелять, поставить новых. Так Ему и отвечают и, кажется, такой ответ есть единственно верный. Да и поныне он считается правильным, с ним все согласны.
Но согласен ли Христос с таким вариантом продолжения? Он цитирует им строчку из псалма, прямая связь которой со всем предыдущим обычно игнорируется: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: это — от Господа, и есть дивно в очах наших.» (Пс.117:22,23).
Полагая, что Христос полагает ответ правильным, но вот еще про «главу угла» узнайте в дополнение, в довесок. Полноты знания подкинул без особой связи. Чтоб было. Поэтому и понимать стали по привычке, по накатанной, связав «главу угла» с новой сменой, необходимой взамен прежней. Что новые виноградари главу уж точно не отвергнут, будут строго следовать. Вот теперь уже на века, до самой кончины мира. Виноградари будут самые лучшие, потому что будут знать истину! Прочитают про истину — и неотступно только ей будут следовать. Так поныне и толкуется текущее положение дел в церкях. Убивать, правда, уже некого, наследник оставил наследство в виде новых законов, теперь слуги хозяйские и сделались виноградарями. Все по-честному, наследство в надёжных руках. Хозяин поступил правильно. Тех убрал, как и требовалось, этих поставил, потому что навсегда верные. Ударение тут на «навсегда». Теперь задача не допустить злых волков.
Христос, однако, полагает иначе. Камень, который следует положить в основание, всегда будет отвергаться строителями по причине, что он «от Господа». Он неудобен любым строителям. Люди будут класть в основание свое. То, что полегче, с чем проще и не так затратно можно управиться, приложить меньше усилий. Он просто в смету не укладывается. Не рентабелен. И новые виноградари будут осваивать хозяйское добро так, как им выгодно, как удобно. Как привычно. Не станут новые виноградари лучше старых. С чего бы? Что сами себя объявили лучшими? На проповеди, конечно, впрочем, скажут. Что мы теперь господское добро бережем как велено. И даже приумножаем. служениями, молитвами. Евангелизацией и снова молитвами. Так о чем здесь речь и правилен ли ответ о необходимости господину обзавестись теперь новыми служителями? Хорошими, взамен погрязших в коррупции и беззаконии плохих.
Камень от Господа приткнулся, притулился в углу, строители не пожелали его тащить, обрабатывать. Все, что «от Господа», выглядит неудобным, неуместным. Странным, «дивным в очах». Фактура не та. Размер не тот. Хлопотная вещь. Иисус Сам был профессиональным «плотником», то есть каменотесом. Видимо, получал заказы от строителей на тот или иной материал. Наверняка трудно сказать, от какой функции Господня камня отказались в приведенной метафоре, процитированной из псалма 117, строители. Возможно, имеется в виду облицовка, возможно, кладка или основание фундамента. Но, помимо воли строителей, камень, отбракованный ими, оказался в углу. Отволокли в сторону, а едва кладка до угла добралась, тут вот аккурат уже имеется такой «естественный элемент ландшафта». Да пусть будет, кладем на него дальше, внизу, вроде, никто не заметит, что такой корявый.
Так вот. Этот господень камень в углу совсем не так, как расписывают наши краснобаи проповедники. Что, мол, в самом видном углу и даже покрашен свежей эмалью в позапрошлом году. Красив и ухожен. Нет. В углу — это в углу. Не покрашен, не отесан, вообще уже еле виден, ушёл в землю и мхом зарос. От смены строителей, виноградарей, слуг любых ничего не изменится. Как халтурили, приворовывали, так и будут продолжать дальше. А камень живет своей жизнью. И все строение не покосилось еще и не рухнуло лишь, благодаря Ему. Не благодаря служителям, которые взяли на себя тяжкую ношу строение обслуживать.
«Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его», — подытоживает Иисус. Виноградник будет отдан народу, не служителям. И тот народ будет считаться народом Божиим, от кого поступят плоды.
Краеугольный камень. Камень во главе угла значение
«Краеугольный камень». «Поставить во главу угла». Так говорят о том, что является самым главным.
Понятие это возникло у древних строителей. Они считали очень важной задачей подобрать камень, который бы хорошо лег в основу угла здания и принял бы на себя всю тяжесть будущего строения. Со временем профессиональный термин превратился в крылатое выражение.
В одном из псалмов как раз и встречаются слова: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла».
Ответ на вопрос, что же имел ввиду автор этих строк прозвучит уже в Новом Завете.
Как известно, Христос не раз обличал своих современников, занимавших важные посты в иудейском обществе. Он говорил, что священники и ревнители религиозного закона, давно перестали быть пастырями народа. Погрязли в лицемерии, лжи и жадности.
Когда же книжники и начальники иудейские задали Иисусу вопрос: «кто дал Ему власть поступать так, как Он поступает?» Христос напомнил им строки Псалма, сравнив Себя с краеугольным камнем, который отвергли строители, но который ляжет в основание нового здания.
Пророчество древнего псалмопевца сбылось в точности. Иудеи, подстрекаемые своими вождями, отвергли и распяли Христа. Но вопреки этому, жизнь и учение Спасителя, и Сам Он лично, стали краеугольным камнем новой христианской Церкви.
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
my studies
История церкви, патрология, богословие.
Краеугольный камень
1) согл. Ис 28:16, «краеугольным» называют камень, полож. в основание угла здания между двумя стенами и придающий прочность фундаменту.
В переносном смысле:
2) в НЗ на Христа как на камень указывают след. стихи:
Мф 21:42; Мк 12:10; Лк 20:17; Деян 4:11; Еф 2:20; 1Пет 2:7.
Мнения по поводу того, имеется ли здесь в виду камень, положенный в основание здания, или камень, завершающий его купол, расходятся.
Библейская энциклопедия Брокгауза
Когда же заложен этот прочный фундамент, то на нём уже можно строить дом. С чего начинается строительство собственно дома? С закладки краеугольного камня. И по нему дальше выравнивается закладка всех остальных камней. Если краеугольный камень был неровный совсем чуть-чуть, то в конце стены, выложенной в соответствии с этим камнем, кривизна уже будет сильно заметной. Если выровнять по краеугольному камню лишь первые кирпичи, а потом уже выравнивать их по друг другу или на глазок, то опять же получится криво. Поэтому так важно выравнивать каждый кирпичик по краеугольному камню, важно, чтобы краеугольный камень был совершенным.
Сложнее всего переводчикам тех народов, у которых вообще не испольщуются камни для строительства домов. У племени цельталь вышло: «Место, где угол дома получает силу». Или «главный столб» (агуаруна). Различие между «краеугольным» и «во главе угла» не так уж существенно, хотя любопытно.
Ясно, что в любом случае речь идет о камне, который кладут в последнюю очередь – то есть, это не в фундамент камень, а потом. Ясно и то, что это камень не обычный, не годящийся для тривиальной кладки, зато очень подходящий для принятия на себя сильного давления. То, что в греческих переводах Ветхого Завета и Нового появляется выражение «во главе угла» – возможно, не случайность; появляются арки, в которых «замковый» камень принимает на себя важнейшую функцию – если он хрустнет, то развалится вся арка.
В Библии можно выделить три основных символических понятия, связанных с камнем, в которых используется архитектурная символика: «камень основания», «краеугольный камень» и «живые камни».
Часто понятие «краеугольный камень» путают, или сознательно смешивают с «камнем основания»… На самом деле камней основания в постройке всегда несколько, по крайней мене четыре, а краеугольный камень только один. Правильнее предположить, что он завершает постройку, являясь замковым камнем, главою единственного угла — верхушки здания.
Понятие «живые камни» встречается у апостола Петра. Святой Петр называет Христа живым краеугольным и драгоценным камнем, и в тоже время понятие «живые камни» распространяет и на всех христиан, строящих из себя дом духовный (1Петр. 2,4-5).
Апостол Павел, называя христиан «согражданами святым» также говорит, что они «быв утверждены на основании Апостолов и Пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф. 2,19-20). Таким образом мы видим, как через архитектурные понятия передается структура и иерархия Церкви Христовой.