Краеведение что это такое 5 класс

Конспект урока по истории для 5 класса на тему «Краеведение. История родного края»

Конспект урока по истории для 5 класса

на тему «Краеведение. История родного края»

Цель урока : продолжить работу по формированию понятия «родной край»; определить роль родного края в истории Родины.

Обучающая : Расширять у детей представление о роли родного города (села) в развитии промышленности, науки, культуры и спорта родного края.

Развивающая : Развивать умение видеть логику событий и явлений, устанавливать между ними связи

Воспитательная : Воспитывать любовь к родному краю, чувство долга, уважение к труду. Развивать познавательные интересы. Продолжить знакомство с символикой родного края. Воспитывать любовь к родному краю, чувство долга и патриотизма. Развивать познавательные интересы, речь

Используемые наглядные пособия : рисунки, презентация о родном крае.

Тип урока : комбинированный

Методы обучения : рассказ, беседа, иллюстративный, частично-поисковый

Методы контроля : устный, фронтальный

I Организационный момент.

Психологический настрой учащихся: Ребята, посмотрите какая сегодня хорошая погода, нам улыбается солнышко, улыбается природа. Давайте и мы улыбнемся друг другу, зарядимся положительной энергией и настроимся на хорошую плодотворную работу.

Сегодня мы познакомимся с вами с историей родного края, послушаем воспоминания старожилов. Но прежде давайте вспомним те темы, которые мы проходили на прошлых уроках.

II Проверка домашнего задания

Задания для самоконтроля (стр 5 электронного учебника)

1. Слово «история » в переводе с древнегреческого языка означает:

а) событие; б) время; в) рассказ о прошлом ; г) отчет о том, что узнано и исследовано.

2. Родоначальником письменной истории считается:

а) Иордан ; б) Геродот; в) Птолемей; д) Диоген.

3. Сопоставьте виды источников с их примерами:

1. Устные а) пещерная живопись;

2. Письменные б) летописи;

3. Вещественные в) скифский меч;

г) былины про богатырей Руси;

4. Сопоставьте греческих историков с их методами изучения истории:

1. Геродот а) описывал только те факты, в которых сам был уверен;

2. Фукидид б) в основном описывал биографии известных людей;

3. Плутарх в) при описании событий мог обратиться к легендам,

5. Завершите и запишите предложения:

— История как предмет изучает. (что уже произошло и осталось в

— Историками называют. (людей изучающее прошлое)

— Исторические источники разделяют на.( вещественные, письменные, визуальные,устные)

6. Когда вы с друзьями читаете сказку или рассказ, можно ли утверждать, что вы

изучаете историю? Объясните, почему вы такк считаете.

7. Используя текст параграфа и дополнительные источники напишите небольшой

(8-10 предложений) рассказ о роли истории в нашей жизни.

1.История это наука, исследующая прошлое человеческого общества, народов и государств( Да)

2.Отцом истории мы называем Геродота(Да)

3.К устным историческим источникам относят легенды, предания, сказки, пословицы и т.д(Да)

4.Пергамент это писчий материал сделанный из тростника(Нет)

5.Археолог- это ученый который изучает историческое прошлое народа по вещественным источникам(Да)

6.Хронология, это наука изучающая историю монет( Нет)

III. Изучение нового материала.

Изучением истории родного края, его экономики, природы, культуры,

пункта, района, края, его природы, населения, хозяйства, истории, культуры.

Родина не обязательно должна быть большой. Это может быть какой-нибудь уголок вашего города, поселка. Здесь наша история и каждый человек должен знать историю своего края, его людей. В этом частица нашего счастья.

Давайте на минуту представим, что к нам приехали гости, которым мы хотим показать, как прекрасен наш город, как радостно и здорово мы в нем живем, удивить их, пробудить желание посетить наш город еще не раз.

В 1869 году английский предприниматель Джон Юз строит металлургический завод, с расширением которого и открытием шахт, возникает поселок Юзовка. Он быстро растет и превращается в большой промышленный центр. Современное название город получил в 1961 году от названия реки Северский Донец, которая протекает на севере Донецкой области.
Донецк – это большой промышленный город: развита угольная и химическая промышленность, тяжелое машиностроение, металлургическая промышленность и другое. Почти в каждой донецкой семье есть хотя бы один человек, который работает в шахте. И все вы знаете, что это тяжелая и опасная работа. Но без угля не смогут работать металлурги, химики, в домах не будет тепло.
Культурная жизнь в Донецка представлена сетью библиотек, домов культуры, клубов, музеев, театров. Историко-культурный потенциал области составляет 2399 памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства в области.

Каждое государство и каждый город, поселок имеет свои отличительные черты, свои символы.

Существуют государственные символы. Это отличительные знаки конкретного государства. Вы уже знакомы с государственной символикой нашей республики, знаете, как выглядит флаг, герб, слышали гимн.

Сегодня мы познакомимся и определим неофициальные, но хорошо узнаваемые символы нашего края и города.

Есть семь чудес мира. А можно ли назвать семь чудес нашего города.

Символ Донецка –роза

Перечислите достопримечательности Донецка – терриконы, ботанический сад, парк кованных фигур, пальма Мерцалова, аквапарк, памятники Джону Юзу Иосифу Кобзону, Анатолию Соловьяненко, Сергею Бубке, царь пушка, памятник паровозу.

Работа учащихся в группах «Мини-презентация моей улицы»

Закрепление изученного материала

Игра продолжи предложение

Пётр І, возвращаясь из Азовского похода и узнав про «горючий камень», произнёс пророческие слова: «Сей минерал, если не нам, то нашим потомкам зело полезен будет». О чем он говорил? (УГОЛЬ)

Первое название города (Юзовка)

Место подземной добычи полезных ископаемых или проведение подземных работ, а также горное предприятие, ведущее подземную добычу полезного ископаемого(шахта)

Полезное ископаемое, вид топлива, образовавшийся из частей древних растений под землёй без доступа кислорода( каменный уголь)

Назовите столицу ДНР (Донецк)

Кто был основателем города Донецка?( Джон Юз)

Юзовский кузнец Алексей Мерцалов выковал ее из куска шахтного рельса ( пальма Мерцалова)

Пространство между двумя рядами домов в населенных пунктах для проезда и прохода (улица)

Главная площадь в городе Донецке ( площадь Ленина)

Главный цветочный символ города Донецка(РоЗА)

(Краеведение)—наука о родном крае.

(Донбасс) — сокращённое название Донецкого каменноугольного бассейна.

Они есть только на террритории Донецка и Донецкой области (терриконы)

Основан в 1964 году. Расположен в черте города. Насчитывает 9000 видов растений. Имеет зимнюю оранжерею.

Д\З стр. 6-9 отвечать письменно на вопросы стр.9 (6 вопросов)

Источник

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ ДЛЯ 5 КЛАССА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ

Автор: Рязанцева Т.Ю.

Учитель истории МБОУ «СОШ №45»

Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края, культуры и быта его населения, особенностей исторического развития. Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитывает в учащихся патриотизм, интерес к родной культуре, наследию своей семьи, своей малой родины. При изучении «своей местности» у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий. Тем самым, краеведческий принцип дает возможность строить преподавание согласно дидактическому правилу: «От известного к неизвестному, от близкого к далекому». Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью. Краеведение – одно из средств осуществления межпредметных связей в преподавании различных школьных предметов. Оно способствует осуществлению преемственности в знаниях учащихся, которая важна не только как возможность знакомить младших школьников с многообразными взаимосвязями явлений в природе и событий в обществе, но и как дидактическое правило обучения. Использование учителем в ходе урока краеведческого материала значительно активизирует деятельность учащихся.

Рабочая программа по курсу «История родного края» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ООП ООО школы и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших подростков умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся.

Программа рассчитана на обучающихся пятого класса. Количество часов, выделенных на изучение курса 34 (количество учебных недель в году), количество недельных часов – 1. Продолжительность учебного занятия 45 минут. При проведении встреч интересными людьми, экскурсий возможно объединение нескольких занятий в одно с увеличением количества часов, отводимых на него. Программа носит ярко выраженный краеведческий характер. Краеведение в современном понимании – это познание современной действительности, формирование ценных духовных качеств в личности. Большое значение школьное краеведение имеет в расширении кругозора учащихся, в приобщении учащихся к работе по охране памятников истории и культуры. Историческое краеведение является частью школьного.

* воспитание патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся;

* пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям края;

* воспитание любви к природе родного края;

*формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;

2. Приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;

3 . Закрепление этих знаний на практике.

1. Формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

2. Воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;

3. Умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.

1. Способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.)

Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю ; обеспечение преемственности обучения;

научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;

доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;

наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;

деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;

активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;

прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;

принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.

овладение школьниками навыками изучения истории родного края;

использование краеведческого материала в образовательном процессе (на уроках истории, литературы, географии);

пропаганда краеведческих знаний (газеты, выступления перед другими учащимися);

овладение разнообразными формами и методами поиска знаний (справочной литературой дома, в библиотеке, в Интернете);

организация учебного процесса и свое рабочего места;

выполнение первичных исследовательские работ по краеведческой деятельности (составление персоналий на своих близких, генеалогического дерева);

составление вопросника, работа с информантами, запись информации, обработка собранного материала, работа над исследованием и докладом на итоговом занятии.

Формы и методы работы

просмотр презентаций и видеофильмов;

встречи с интересными людьми;

Основное содержание курса

Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь.

При подготовке к занятиям учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи. Также дети учатся дружить, правильно вести себя в обществе, взаимопомощи и соучастию, применять эти знания на практике.

Введение. Что такое краеведение 1ч.

Тема 1. Малая родина 15ч.

Защита проекта «Мой Белый город, ты цветок из камня» 2 ч.

Тема 2. Я и моя семья 10ч.

Моя семья. Моя родословная. «Старая фотография рассказала». Семейные реликвии. Памятные вещи.

Защита проекта Моя родословная 2 ч.

Тема 3. Наша школа 3ч.

История моей школы. Первые выпускники. Символика родной школы. Школьные традиции. История школьной фотографии. Они начинали историю школы.

Подведение итогов 1 ч.

Защита проекта «С чего начинается Родина»1ч.

Результатами изучения курса краеведения являются умения:

объяснять, что такое краеведение, что оно изучает;

называть 2-3 достопримечательности края;

рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе;

охранять природу родного микрорайона;

добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;

ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;

анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;

создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с помощью взрослых или самостоятельно;

вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.

Тематическое планирование курса (35часов)

Название разделов, тем, занятий

Введение в курс. Что такое краеведение

Тема 1. Малая родина

1.С чего начинается Родина.

2.Страницы истории города Белгорода

3.Марфо-Мариинский женский монастырь.

4.История и судьба монастыря.

5.Храм Покрова Божьей матери сегодня.

6.Белгород в годы Великой Отечественной войны.

8.История и современность

Защита проекта «Мой Белый город, ты цветок из камня»

Тема 2. Я и моя семья

3.Старая фотография рассказала».

Защита проекта «Моя родословная»

История моей школы.

Символика родной школы.

Защита проекта «С чего начинается Родина»

Список литературы для учителя

3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.

4. Вырщиков А.Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М.: «Глобус», 2

5. Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения М.: «Глобус», 2007.

7. Даринский А.В. Краеведение. М.: «Просвещение», 1987.

Источник

Программа кружка «Краеведение» для 5 класса

Рабочая программа кружка

Учитель МАОУ «Ныробской СОШ имени героя А.В. Флоренко»

Носова Лариса Дмитриевна

Изучение истории родной земли, ее трудовых, боевых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у учащихся патриотизма, чувства любви к большой и малой Родине.

Краеведение всесторонне изучает малые территории, вследствие чего в курсе используются данные многих наук: геологии, географии, истории, этнографии, литературы и др.

Программа кружка рассчитана на учащихся 5-6 –х классов общеобразовательной школы и направлена на изучение самых близких школьникам объектов – родной поселок, семью и природу, окружающую школьников.

В связи с этим, примерная программа предусматривает выделение четырех разделов: «Родословная», «История насаленного пункта», «Наш край в годы войны», Природа родного края».

Знания по краеведению учащиеся получают в ходе изложения учителем учебного материала, работы с учебными пособиями (лекции, беседы), в рамках поисковой, исследовательской деятельности(изучение литературных источников, подготовка докладов, рефератов, презентаций и т.п.), а также в ходе экскурсий, походов и т.д.

1. Развитие личности, ее познавательных интересов, нравственной культуры, творческих способностей, инициативы и самостоятельности;

2. Получение и расширение знаний учащихся о родном крае, его истории, традициях и культуре.

3. Патриотическое, нравственное, эстетическое воспитание на основе формирования исторического сознания.

1. Изучать историю своего поселка;

2. Углубление и систематизация знаний о своей семье;

3. Пробудить интерес к изучению природы, истории и культуры родного края, к изучению его традиций;

5. Воспитание чувства любви к Родине, формирование гражданского патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества;

6. Воспитать бережное отношение к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.

Источник

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Выбранный для просмотра документ краеведение 5 кл.docx

3. Календарно-тематический план по краеведению в 5 классе

Характеристика деятельности учащихся.

Введение в краеведение

Использовать языковые средства языка для создания образов.

Определять значение исторического прошлого; называть и описывать основные виды исторических источников.

Ком.-умение с достаточной полнотой высказывать свои мысли

Предания волгарей. Ковыли.

Излагать своё мнение в монологе.

Пересказывать текст. Характеризовать героев

Личн.-самоопределение собственной позиции

Позн.-постановка и решение проблемы, умение строить высказывание.

Ком.-умение с достаточной полнотой высказывать свои мысли

Топонимика. История в названиях

Формулировать вопросы по тексту. Приводить доказательства из текста, отстаивать свою точку зрения. Характеризовать героя произведения.

Личн.- самоопределение собственной позиции

Позн.- постановка и решение проблемы, умение строить высказывание.

Ком.- умение с достаточной полнотой высказывать свои мысли, отбирать цитаты из текста.

Составить свою родословную.

Позн.-постановка и решение проблемы

Обитатели Древней Волги

Формулировать вопросы по тексту. Приводить доказательства из текста, отстаивать свою точку зрения. Характеризовать героя произведения. Подбирать цитаты из текста. Писать отзывы на произведения.

Регул.- оценивание работ собеседника

Личн.-самоопределение собственной позиции

Позн.-постановка и решение проблемы.

Обитатели Древней Волги

Воспринимать текст художественного произведения.

Формулировать вопросы по тексту. Приводить доказательства из текста, отстаивать свою точку зрения.

Позн.-постановка и решение проблемы.

Ком.-умение с достаточной полнотой высказывать свои мысли.

Воспринимать текст художественного произведения. Характеризовать героя произведения. Передавать личное отношение к произведению.

Анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, строить логически обоснованные рассуждения.

Личн.-самоопределение собственной позиции

Позн.-постановка и решение проблемы.

Выразительно читать произведения.

Характеризовать сюжет, проблематику, тематику, идейно-эмоциональное содержание.

Личн.-самоопределение собственной позиции

Ком.-умение с достаточной полнотой высказывать свои мысли

Мифы и легенды чувашей

Воспринимать текст художественного произведения.

Формулировать вопросы по тексту. Приводить доказательства из текста, отстаивать свою точку зрения. Охарактеризовать героя произведения.

Мифы и легенды мордвы

Анализировать произведение, иллюстрировать свои мысли примерами из произведения.

Видеть основную идею рассказов.

Оценивать и давать характеристику героям произведения

Личн.-самоопределение собственной позиции

Позн.-постановка и решение проблемы.

Ком.-умение с достаточной полнотой высказывать свои мысли

Предания Княжеской Руси

Воспринимать текст художественного произведения. Формулировать вопросы по тексту. Приводить доказательства из текста, отстаивать свою точку зрения. Характеризовать героя произведения. Подбирать цитаты из текста.

Личн.-самоопределение собственной позиции

Ком.-умение с достаточной полнотой высказывать свои мысли

Сказания о немцах Поволжья

Воспринимать текст художественного произведения.

Формулировать вопросы по тексту. Характеризовать героя произведения. Подбирать цитаты из текста.

Личн.-самоопределение собственной позиции

Ком.-умение с достаточной полнотой высказывать свои мысли

Мифы и легенды казахов

Анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, строить логически обоснованные рассуждения.

Регул.- оценивание работ собеседника

Личн.-самоопределение собственной позиции

Позн.-постановка и решение проблемы.

Предания о волжских малороссах

Анализировать произведение, иллюстрировать свои мысли примерами из произведения.

Видеть основную идею рассказов.

Оценивать и давать характеристику героям произведения

Личн.-самоопределение собственной позиции

Позн.-постановка и решение проблемы.

Ком.-умение с достаточной полнотой высказывать свои мысли

Легенды и предания калмыков

Выразительно читать произведения.

Характеризовать сюжет, проблематику, тематику, идейно-эмоциональное содержание.

Личн.-самоопределение собственной позиции

Посетить краеведческий музей.

« Мы разные, но вместе. Мы Россия»

Выступать с развёрнутыми письменными сообщениями.

Анализировать свою работу, иллюстрировать свои мысли примерами из произведений. Оценивать и давать характеристику выступающим.

Личн.- самоопределение собственной позиции.

Позн.- постановка и решение проблемы.

Ком.- умение с достаточной полнотой высказывать свои мысли, постановка вопросов.

4. Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

-фольклорные и литературные произведения разных народов Поволжья;

-теоретические понятия, раскрываемые на материале изучаемых произведений;

-этнографические сведения о национальных костюмах, особенностях жилища, праздниках, интересных обычаях.

Учащиеся должны уметь:

-воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

-определять главные эпизоды в эпическом произведении;

-выразительно читать текст-описание, текст- повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения;

-отыскивать справки в словарях и справочной литературе, энциклопедиях;

— отбирать нужные материалы из периодических изданий, классифицировать их.

Выбранный для просмотра документ пояснит 5 кл краеведение.docx

Саратовская земля немыслима без упоминания о Волге. В каком бы районе области не жили наши земляки, все они с гордостью называют себя волжанами.

Необходимость введения курса «Культура народов Поволжья» продиктована следующими факторами. В нашей области живут представители разных национальностей: русские, татары, чуваши, мордва, немцы, украинцы, казахи. Эти народы издавна проживают рядом друг с другом, их культуры постоянно взаимодействуют, сохраняя при этом неповторимый национальный колорит. Данный курс будет включать в себя фольклорные и литературные произведения разных народов Поволжья, а также этнографические сведения о национальных костюмах, особенностях жилища, некоторых интересных обычаях.

Просветительская (приобщение к истории культуры и устному народному творчеству народов Саратовского Поволжья).

Агитационная (увлечь школьников пафосом литературно-краеведческого поиска).

Эстетическая (раскрыть школьникам богатство мира идей и образов сказаний и легенд народов Поволжья).

Лингвокоммуникативная (обогатить устную и письменную речь школьников).

Обучающая (Овладение начальными навыками музейно-экскурсионной работы, библиографического описания, классификации печатных и рукописных материалов).

В центре занятий находится работа над бытом, обычаями и произведениями фольклора какого-либо поволжского народа, отрабатываются теоретические понятия, раскрываемые на материале изучаемых произведений. Используются в работе также и термины, характеризующие краеведческую сторону курса.
Проведение занятий по литературному краеведению предполагает сочетание различных видов деятельности школьника и учителя.
1. Учебная:
1) классная работа (уроки различных типов, в том числе лекции, проведение литературно-краеведческих викторин, заочные путешествия по Саратовской земле с использованием литературной карты).
2) внеклассная работа с книгой (чтение и изучение легенд и сказаний, отыскивание справок в словарях и справочной литературе, энциклопедиях; вырезание нужных материалов из периодических изданий, их классификация и т.д.).
3) развитие устной и письменной речи (классное и внеклассное) формирование богатой, интонационно и лексически насыщенной речи, в которой отражается история и бытие народа, отдельного человека.
Формы работы: устное рассказывание о своих впечатлениях, изложение текстов легенд и сказаний, сочинения разных жанров и форм и т.д.

3.Содержание учебного предмета.

Тема 1. Введение. (1ч.)
Знакомство с целями и задачами курса, предметом изучения этнографии и фольклора.
Народы, проживающие на берегах Волги сегодня. Специфика местности (краткий обзор географического положения, растительного и животного мира).
Мифы, легенды, предания, сказания. Пословицы и поговорки. Страшилки. Дразнилки. Былички. Сказки.

Тема 2. Предания волгарей. (2ч.)
Мы родом с Волги. Легенды и предания о великой русской реке.
Сколько названий у Волги. Что такое Среднее Поволжье?
Предания, записанные М. Ежовым «Как вас прозывают», «Первый силач Волги», «Машинист», «Лоцман».

Творческая работа. Создание легенды о происхождении растения, произрастающего в вашей местности.

Тема 3.Топонимика. (2ч.)
Что изучает топонимика? Район, область, где мы живём. Короткий исторический экскурс в историю населённого пункта, в котором проживают учащиеся, области, в которой находится населённый пункт.

Тема 4. Моя родословная. (1ч.)
Принципы и правила составления родословной. Практическое занятие.
Творческая работа. Моя родословная (с привлечением иллюстративного материала, собранного ребятами в семье, характерного для каждого поколения).
Тема 5.Обитатели Древней Волги. (2ч.)
Народы, жившие на Волге в глубокой древности. Легенды, предания.
Аттила. Дочь булгарского хана. Князь Святослав и хазарское иго.
Народы района, в котором проживает школьник.
Творческая работа «Мы на карте области».
( оформление мини-карты в сопровождении с литературными цитатами о народностях, заселяющих область, район)

Тема 12 Казахи. (2ч.)
Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах. Сюжет, герои.
«Сказания об орлах», Легенда о Ер-Каптагае. Творческая работа. Волжские просторы в легендах казахского народа.

Тема 13 Украинцы. (2ч.)
«Откуда есть пошла украинская земля?» Обычаи и быт малороссов. Обрядовая поэзия. «Иван-да-Марья». Творческая работа.

Тема 14. Калмыки. (2ч.)
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства.

Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Национальный костюм. Национальная кухня.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *