Краеведение что это такое для дошкольников
Краеведение в ДОУ
Татьяна Александровна Васина
Краеведение в ДОУ
В настоящее время в системе отечественного образования все больше внимания уделяется нравственным аспектам воспитания подрастающего поколения.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Несмотря на то, что многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Важно приобщать ребенка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю на которой живешь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. «Край» – понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучают. Это может быть и город, район, улица, т. е. что нас окружает.
Цель краеведения в дошкольном учреждении – воспитание нравственного гражданина, патриота малой родины, любящего и знающего свой край, город, его традиции, памятники истории и культуры.
Для малыша край – это, прежде всего родной дом, детский сад, улица, город. Это природа, люди, дома, окружающие его, которые он видит повседневно. Нам, взрослым, необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая к природе и быту, истории, культуре родного края.
Педагоги нашего детского сада считают, что краеведение начинается с малого. Сначала мы знакомим детей с историей улиц, района, интересными объектами находящимися поблизости.
Постепенно границы расширяются. Вместе с детьми мы открываем наш любимый город Санкт-Петербург. Педагоги нашего детского сада проводят интересные занятия по петербурговедению,игры-викторины: «Знай и люби свой город», «Мы – петербуржцы»,праздники: «День города», «День снятия блокады». Знакомство с родным городом находит отражение в творчестве детей, в продуктивной и изобразительной деятельности.
Дети с интересом рассматривают альбомы с репродукциями дворцов и парков пригородов Санкт-Петербурга.
Педагогами разрабатываются буклеты для родителей: «Как провести выходные», «Интересные места нашего города», даются рекомендации по посещению музеев, парков, дворцов.
Особое внимание уделяется интересным местам Ленинградской области.
Многие дети нашего детского сада выезжают в летний детский сад «Лесное», расположенный в г. Луга, в живописном месте, недалеко от реки, где продолжают знакомство с родным краем, с его природой.
Реализуемая в нашем детском саду дополнительная программа «Горница», способствует знакомству дошкольников с историей быта, традициями, ремёслами, фольклором родного края.
Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить ее и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее предоставят будущее. Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступления. А это так важно в наше время.
Грамотно организованная краеведческая работа позволит детям получить большой запас знаний, почувствовать себя активными участниками в жизни края и помочь искренне полюбить свою Родину.
«Кубанская оросительная система». Фоторепортаж из серии «Большое краеведение» Данный материал будет полезен педагогам для знакомства детей с темами большого краеведения. Главной целью краеведения является воспитание.
Фотозарисовка. Краеведение. «Открытие интересных мест псковщины. Новоржев.» Краеведение. «Открытие интересных мест псковщины. Новоржев. » Нередко, путешествуя по родному краю, открываешь для себя новые интересные.
Краеведение «Как хорошо, что есть Одоев — любимый сердцем уголок» Краеведение в максимальной степени позволяет реализовать ведущие тенденции развития отечественного образования. Гуманизации образования,.
Краеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольников «Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.
Краеведение. Степные реки Азово-Кубанской равнины К северу от реки Кубань, по территории нашего края текут тихие степные реки: Понура, Кочеты, Кирпили, Бейсуг, Челбас, Ея и другие. Для.
Лэпбук «Национальный парк Бузулукский бор» (из серии краеведение Оренбуржья) Для ознакомления дошкольников с природой родного края был изготовлен лэпбук «Национальный парк Бузулукский бор».При его создании был собран.
Вишняковский сквер. Фоторепортаж из серии «Малое краеведение» Социально-коммуникативное развитие (в соответствии с ФГОС ДО) предполагает работу по организации образовательного процесса и в направлении.
Краеведение в ДОУ
В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.
Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Цель – воспитание у детей любви к родному городу, знакомство с его историей, природой и культурой.
ФГОС ДО в содержании двух образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» определяет основные задачи по организации образовательного процесса в направлении краеведения.
Социально-коммуникативное развитие направлено на:
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольной образовательной организации;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает:
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Успех зависит от форм и методов обучения и воспитания.
Формы работы в этом направлении разнообразны: беседы, викторины, прогулки, экскурсии, наблюдения.
Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу,способствующих проявлению активной деятельностной позиции:
чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края;
просмотр слайдов и видеофильмов о городе, которые позволяют «приблизить» достопримечательности к ребенку, рассмотреть их в деталях, пережить чувства удивления, восхищения;
рассматривание книг, слушание историй, рисование и конструирование;
рассказывание детям сюжетных истории о жизни города, об архитектурных сооружениях и событиях, связанных с осуществлением их функций;
использование плоскостного моделирования архитектурных сооружений и их частей (например, крепости, площади);
участие в играх «город-мечта» (что могло бы здесь находиться и происходить);
использование проектной деятельности, проблемных ситуаций и поисковых вопросов.
Использование проектной деятельности,проблемных ситуаций и поисковых вопросов позволяют:
— стимулировать проявления любознательности детей, самостоятельный поиск информации (найти интересный факт, новую иллюстрацию);
— выдвижение детьми гипотез и предположений, связанных с функцией элементов архитектурного убранства города, значения символов в городской среде, собиранию коллекций, связанных с образами родного города (фотографии, символы, изображения знаменитых людей);
— вовлекать детей в игры-путешествия по родному городу, проведение воображаемых экскурсий, побуждать задавать вопросы о городе, использовать имеющуюся информацию;
— включать детей в игры-экспериментирования и исследовательскую деятельность, позволяющую детям установить связи между созданием и использованием предмета для детской деятельности и его использованием в городской среде (игры с флюгером, создание венков, исследование листьев лавра и др.);
— подводить к пониманию значения в городской среде разнообразных элементов: венков славы, изображений ветвей деревьев, флюгеров;
— способствовать развитию творческого воображения детей на содержании освоенного краеведческого материала в ходе участия в играх-фантазиях, сочинения загадок, изобразительной деятельности;
— организовывать участие детей в жизни родного города: традициях, праздниках, содействовать эмоциональной и практической вовлеченности детей в события городской жизни (сделать открытки для ветеранов, принять участие в городской акции).
Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении должна предоставлять каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности (например: стихийность при отборе пособий, непродуманность, нерациональная организация, жесткость зонирования среды, нарушение эстетической гармонии).
Мы определили два основных элемента развивающей предметной среды по краеведению:
— Центры краеведения в группах
— Мини-музей «Русская изба» (отдельная зона в холле ДОУ)
Центры должны соответствовать определенным требованиям:
• Хорошая освещенность в дневное и вечернее время
• Целесообразность размещения экспонатов
• Достоверность представленного материала
Содержание материала в групповых центрах зависит от возраста детей и меняется в соответствии с изучаемыми темами.
Ознакомление дошкольников с родным городом происходит особенно продуктивно, если со стороны родителей встречается заинтересованность, понимание и поддержка. Поэтому работа с родителями предполагает совместные мероприятия, консультативно – информационную работу.
Краеведческаядеятельность предполагает взаимодействие с другими организациями: музеи, библиотеки и т. д.
«Кубанская оросительная система». Фоторепортаж из серии «Большое краеведение» Данный материал будет полезен педагогам для знакомства детей с темами большого краеведения. Главной целью краеведения является воспитание.
Фотозарисовка. Краеведение. «Открытие интересных мест псковщины. Новоржев.» Краеведение. «Открытие интересных мест псковщины. Новоржев. » Нередко, путешествуя по родному краю, открываешь для себя новые интересные.
Краеведение «Как хорошо, что есть Одоев — любимый сердцем уголок» Краеведение в максимальной степени позволяет реализовать ведущие тенденции развития отечественного образования. Гуманизации образования,.
Краеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольников «Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.
Краеведение. Степные реки Азово-Кубанской равнины К северу от реки Кубань, по территории нашего края текут тихие степные реки: Понура, Кочеты, Кирпили, Бейсуг, Челбас, Ея и другие. Для.
Лэпбук «Национальный парк Бузулукский бор» (из серии краеведение Оренбуржья) Для ознакомления дошкольников с природой родного края был изготовлен лэпбук «Национальный парк Бузулукский бор».При его создании был собран.
Вишняковский сквер. Фоторепортаж из серии «Малое краеведение» Социально-коммуникативное развитие (в соответствии с ФГОС ДО) предполагает работу по организации образовательного процесса и в направлении.
Краеведение для дошкольников по ФГОС.
Краеведческое образование дошкольников.
Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. Поэтому одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание. Только любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с любви к нашей малой родине. Но чтобы любить, надо знать. С чего начинается Родина для малыша? Вопрос этот не праздный. В дошкольном возрасте дети должны обязательно знать и ценить свою малую родину – место, где они родились и живут. Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес, т.е. детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением.
Важным для дошкольников является природное краеведение – ознакомление с растительным и животным миром, который окружает его, это реки и леса, сады и парки, участок детского сада и т.п. Формы работы в этом направлении разнообразны: беседы, викторины, прогулки, экскурсии, наблюдения. Наблюдение – один из важнейших путей исследования природы.
Надо помнить, что ознакомление с темой должно проходить системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала. При этом нельзя забывать, что дошкольники еще не владеют многими понятиями. Привычные для взрослых слова и выражения могут быть им не знакомы, поэтому их надо в доступной форме расшифровывать.
Каковы же источники краеведческих сведений?
Формирование у детей любви к родному краю невозможно без приобщения их к культурным традициям. Традиции – это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в обществе в течение длительного времени. В качестве традиций выступают нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды.
Обращение к русским традициям, фольклору выступает как непременное условие целостного восприятия ребенком этой тематики. С дошкольниками особенно полезны краеведческие занятия на материале именно народного искусства, позволяющие заложить эмоционально-нравственную основу отношения к истокам культуры своего народа. Кроме того, образный язык декоративно-прикладного искусства ближе детям дошкольного возраста. Тема родины должна звучать интересно, поэтично, красиво.
Богатые краеведческие сведения несут в себе открытки – художественные и фотографические. Они могут быть видовыми – запечатлевшими виды города, природы и предметов быта. Открытки – репродукции с произведениями изобразительного искусства иногда являются единственными источником сведений об исчезнувшем произведении. Открытки дают ценнейший этнографический материал, позволяющий точно установить прежний облик строений и среды, местонахождения памятников истории, культуры и природы, позволяют представить облик городов и сел.
Восстановить утраченный облик родного края помогают и произведения изобразительного искусства. Если есть возможность, для детей организуются встречи с художниками и писателями.
Художественная литература всегда была важнейшим источником знаний о родном крае. Можно утверждать, что исторический кругозор человека без знаний литературных произведений будет ограниченным, скудным.
Дети в дошкольном образовательном учреждении могут открыть для себя родной город только благодаря педагогам, работающим с ними. Поэтому сами педагоги должны обладать знаниями по истории родного края, творчески подходить к передаче этих знаний детям. Дошкольники учатся у педагогов любить свой город.
Знакомя детей с родным городом и страной, необходимо учитывать, что информация, данная воспитателем, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать то, о чем он только что услышал, рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя, посадить около дома цветы, чтобы двор стал еще краше и т.п. Воспитатель должен научить дошкольников замечать вокруг то положительное, что создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что их окружает. Ознакомление дошкольников с родным краем входит в целостный образовательный процесс с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам.
Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Образование за последние несколько лет сделало колоссальный скачок в своем развитии, и методы и формы работы с детьми в направлении краеведения существенно изменились. Организация краеведческих центров (уголков) в возрастных группах, позволит повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края.
Работая в центрах, дошкольники смогут применить на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий по Старому Осколу.
Цель создания центров краеведения – всестороннее изучение родного края, России.
В качестве задач определено следующее :
научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;
пробудить у детей чувство любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям;
воспитывать уважение к культуре других народов;
формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей;
пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре;
развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Изучив тщательно педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что особые формы работы в направлении краеведения просто необходимы в работе с детьми. При этом они должны наиболее точно отвечать целям и содержанию работы по краеведению в дошкольном учреждении:
приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуре людей, его населяющих;
создание игровых мотиваций, соответствующих проблематике;
практические действия с предметами;
самостоятельная элементарно-поисковая деятельность;
Специально организованные уголки краеведения в детском саду должны соответствовать определенным требованиям:
хорошая освещенность в дневное и вечернее время;
целесообразность размещения “экспонатов”, доступность, эстетичность, научность, достоверность представленного материала;
Работа в таких уголках развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю, России.
Уголки краеведения в группах.
Содержание материалов в уголках краеведения зависит от возраста детей.
Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”.
Художественная литература: стихи о родном крае.
Папки – передвижки с иллюстрациями: “На природе”, “Растительный и животный мир края”, “Наш край во все времена года”.
Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.
Совместные работы из бросового и природного материала.
Куклы в русских костюмах.
Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”, альбом “Моя Россия”
Листки активности “Мое настроение”, “Моя улица”, “Моя семья”
Аудио и видеокассеты о природе родного края.
Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.
Флаг, гербы и другая символика района, поселка, России.
Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т. д.
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей края, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Знакомя детей с родным краем можно решить следующие задачи:
Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление об истории родного края, его памятниках и архитектуре;
Дать представления о размерах нашего края и её природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края;
Познакомить и дать представление о защитниках Отечества, героях края;
Познакомить с бытом и традициями русского народа, народными праздниками.
В старшем дошкольном возрасте увеличивается объём знаний о родном крае. Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного края, но и с его историей.
Знакомство с родным краем продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности.
Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии).
В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной край.
В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе наш город. Поэтому знакомство с ним начинаем с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улице есть свое название, а у дома – свой номер.
С детьми среднего дошкольного возраста продолжаем работу по данному направлению: прежде всего детей знакомим с районом, на территории которого находится дошкольное учреждение, местоположением, совместно с воспитателем дети совершают небольшие целевые прогулки, обращаем их внимание на красоту улиц, на то, что создано руками человека. Это различные здания, в которых люди живут и работают.
В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном крае. Детей знакомим с историей города и его достопримечательностями, героическими страницами истории. Чувства гордости испытывают дети, живущие на улицах, названных в честь знаменитых людей города.
Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному поселку, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.
На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской культуре. Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей” и др.
Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного села, предметы народно-прикладного искусства).
Традицией в детском саду стало возложение цветов к памятникам героев ВОВ, приглашение ветеранов на празднование Дня Победы.
Оборудование уголков в группе по нравственно-патриотическому воспитанию