Краеведение что это такое
Краеведение
Смотреть что такое «Краеведение» в других словарях:
краеведение — краеведение … Орфографический словарь-справочник
КРАЕВЕДЕНИЕ — изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов главным образом силами местного населения. Функции научно методических центров по краеведению… … Большой Энциклопедический словарь
КРАЕВЕДЕНИЕ — КРАЕВЕДЕНИЕ, краеведения, мн. нет, ср. изучение какого нибудь края, изучение отдельных местностей, районов со стороны их природы, истории, экономики, быта и т.п., производимое преимущественно местными силами. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков … Толковый словарь Ушакова
КРАЕВЕДЕНИЕ — КРАЕВЕДЕНИЕ, я, ср. Изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно исторических, экономических, этнографических особенностей. | прил. краеведческий, ая, ое. К. музей. К. кружок. Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова
краеведение — сущ., кол во синонимов: 1 • история (61) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
краеведение — Изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов, главным образом силами местного населения … Словарь по географии
Краеведение — Краеведение полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением, как правило, занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем (архивисты, архитекторы, биологи, военные, географы … Википедия
КРАЕВЕДЕНИЕ — в школе, изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности шк. микрорайона, города, села, района, области. К. включает: приобретение учащимися знаний о крае из рассказа учителя или из уч. пособия; самостоят, добывание… … Российская педагогическая энциклопедия
Краеведение — всестороннее изучение определённой части страны, города или деревни, др. поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. К. комплекс естественных и общественных исследований. К. изучает природу, население … Большая советская энциклопедия
краеведение — я; ср. Совокупность знаний о том или другом крае (4 зн.), изучение его природы, истории, экономики, быта и т.п. ◁ Краеведческий, ая, ое. К. музей. К ая работа. * * * краеведение изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой… … Энциклопедический словарь
Чем занимается краеведение и кто такие краеведы?
Мы представляем цикл статей студента НГПУ Павла Романова, посвященных поиску ответов на основные вопросы областного краеведения.
Современное развитие областного краеведения идёт столь широкими темпами, что на возникающие в ходе этого процесса вопросы не удаётся найти хоть какие-то ответы, и поиском ответов на эти вопросы заняты далеко не все краеведы, а некоторые из них, поэтому остальные и не замечают, что такие вопросы вообще появляются. Когда я задумал написание этого цикла, почти сразу стало очевидно, что грамотная постановка этих вопросов потребует еще более грамотного поиска ответов на них, что совершенно точно не поместится в одну или две полновесных статьи. Вполне возможно, что более рациональным вариантом проведения данного анализа могло стать тезисное написание статей, но такой подход требует строгости в построении мысли, а задача этого цикла – не только постановка вопросов, но и совместный, на данной платформе, поиск ответов на них.
На мой взгляд, совершенно очевидно, что нам с вами сначала стоит определиться, чем занимается краеведение и кто такие краеведы, есть ли у нас ВУЗы, обучающие краеведов, и как понять, что писатель или исследователь именно краевед?
Вообще, понятие «краеведение» и «краевед» всегда были спорными, но таковыми они были именно потому, что всегда считались совершенно понятными. «Краеведение» – наука об изучении края, а «краевед» – тот, кто этот край изучает. Изучать край может любой, но с разных точек зрения, в основном опираясь на свою специализацию – географию, историю, геологию, филологию и т.д. Мы же заострим внимание именно на историческом краеведении, не отбрасывая и его междисциплинарной функции. Определившись, что в этом контексте краевед – человек, изучающий историю края, выявляется новый вопрос, чем историк отличается от краеведа и отличается ли вообще? С одной стороны, краевед – историк, поскольку изучает историю, но тогда различия между краеведом и историком исчезают вообще, а они имеют место быть. Я попробую разграничить различия между краеведом и историком.
В поиске границ между историком и краеведом в первую очередь важно понимать: чтобы стать историком, нужно получить полновесное историческое образование. На историка, как мы знаем, надо учиться. Это просто необходимо для полноты понимания исторических процессов и постановки вопросов, для решения которых наука требует от нас использования определенной методологии, которой обучают именно в ВУЗе. Одним словом, история как наука – зачастую скучная, пыльная и педантичная работа, требующая соблюдения правил. Конечно, можно заниматься историей как наукой и без исторического образования, но следуя тем самым правилам.
Краеведы же могут заниматься историческим краеведением и без диплома историка, используя различные методы, стили написания и вольны написать всё, что угодно. Краевед – это в первую очередь тот, кто считает себя краеведом, что открывает перед ними более широкие возможности. Если первичная цель историка в различных сферах его деятельности – вклад в науку, то первичная цель краеведа – формирование или переработка знаний об изучаемом крае.
Историк не может сослаться на легенду как на источник достоверной информации, но краевед может переработать легенду и использовать её как источник. Это не является преступлением.
Как говорил великий культуролог XX века Д.С. Лихачёв: «Чрезвычайно важная и исключительно редкая особенность краеведения в том, что у него нет «двух уровней»: для специалистов и для широкой публики. Оно само по себе популярно и существует постольку, поскольку в его создании и потреблении участвуют массы». Краеведение не претендует на научную истину, оно обогащает знания, мифологию, культуру и фольклор о данном регионе и выполняет важнейшую функцию формирования культурных идентичности и самоопределения. Таким образом, историки и краеведы не противопоставлены друг другу, они выполняют разные функции и используют разные методы. Другое дело, что иногда краеведы, используя те же самые методы и находясь в рамках исторической науки, достигают более крупных успехов, чем дипломированные историки, при изучении различных вопросов, что только дополняет историческую науку. На мой взгляд, обоим сторонам во время их взаимоотношений должна быть присуща определенная этика. Так, краеведы не должны претендовать на полновесное научное признание своих работ, если они написаны вне рамок исторической науки, в таком случае и историки не должны критиковать краеведческие работы, поскольку они преследуют другие цели и находятся в распоряжении масс. При этом краеведение и история остаются взаимосвязанными, используя источники друг друга для собственных целей. Краеведы могут дополнить и переработать научные источники, а историки могут почерпнуть что-то и в краеведческих публикациях. В то же время историки должны критиковать работу краеведов, если имеют место фальсификации исторических фактов.
Таким образом, краеведом, то есть исследователем, изучающим историю края, обогащающим знания о регионе и формирующим его культуру, аудиторией которого являются все жители данной области, может стать любой желающий, но в этом случае ему предстоит встретиться с критикой краеведческого сообщества, если он претендует на научное знание или работает с историческими фактами, с профессиональной исторической критикой. В ходе написания своих работ краеведы, использующие в своих публикациях легенды, фольклор и другую неисторическую информацию как исторический источник, не должны претендовать на научное знание, а историки не должны такое знание критиковать, поскольку оно направлено на формирование культуры данного региона, привлечение туристов и повышение интереса его жителей к своему краю. В то же время историки должны критиковать исторические фальсификации, принимаемые населением как достоверный факт и оценивать работы краеведов, сделанные в рамках исторической науки с применением исторической методологии и привлечением авторитетных источников.
Важно понимать, что историки и краеведы не противопоставлены друг другу, а работают в одной нише, но преследуют разные цели. Во время установления каких-либо дат, связанных с историей края, им нужно работать вместе.
Что такое краеведение и в чем его сила?
Местные возможности и сбывшаяся история
© Фото: Gadzhi Kharkharov [CC BY 2.0]
Основой обращения к этой теме, помимо личного интереса, стало изучение подходов и опыта краеведческой работы во Владимиро-Суздальском регионе, в том числе анализ позитивных результатов этой деятельности, а также причин общественной недооценки ее роли в современном мире. Высказываемые здесь соображения построены на общении и обсуждении этих вопросов с краеведами нашего региона и анализе социальных тенденций в сельской местности.
В работе сделана попытка рассмотрения краеведения как общественно-консолидирующего явления, касающегося многих сфер жизнедеятельности человека и социальных групп и имеющего интегрирующую патриотическую идеологию.
Одной из ключевых целей краеведческой деятельности следует считать сохранение важных основ и ценностей прошлого и настоящего в будущем. В данном случае мы не будем акцентироваться на вопросах методологии краеведения, а остановимся на малозаметных, но важных основах этого понятия.
Краеведение и история
Как правило, понятие «краеведение» в первую очередь ассоциируется с историческими знаниями о данной местности, с их поиском и сохранением для следующих поколений. Некоторые относят краеведение к научному течению, что подразумевает наличие методологии, то есть принципов и подходов к изучению этого предмета. Но здесь мы сталкиваемся с тем, что до недавнего времени краеведение было и во многом до сих пор остается уделом энтузиастов-любителей, действующих по своим интересам, правилам и возможностям.
Важным в представлении о краеведении является то, что предмет его изучения — это не только прошлое, а также настоящее и даже, в определенном смысле, будущее. То, что мы делаем сегодня, по сути, не являясь историей, уже завтра станет ею. И любое дело, которое сегодня связано с данным регионом (краем), завтра станет историческим событием этого края. В этой связи несправедливо ассоциировать краеведение исключительно с предметом истории (науки о прошлом). Хотя историческая методология в полной мере может использоваться и в вопросах краеведения. При этом известно, что предметами краеведения также являются объекты природы, географии и других сфер, не связанных с историей.
Можно выделить еще одну отличительную особенность в сравнении двух предметов — это традиционная политизированность истории в угоду той или иной правящей конъюнктуре, в то время как краеведение аполитично и пытается искать подлинный ответ на вопрос «как это было на самом деле?».
Краеведение и обществознание
Важным аспектом в краеведении является неотделимость изучения края от жизнедеятельности человека. Фактически, краеведение, в части изучения различных сторон жизни человечества на всех этапах его развития, можно справедливо отнести к региональному обществознанию.
Дословно «ведать» означает «знать». Поэтому знание края подразумевает и знание местных проблем, включая социальные и культурные проблемы. Один из основоположников современного отечественного краеведения Сигурт Оттович Шмидт отождествлял понятия «краеведение» и «краелюбие». То есть краеведом является не только тот, кто ищет в архивах новые исторические сведения, но и тот, кто обустраивает свой дом, свое село, восстанавливает храм, участвует в общественной жизни региона и даже просто помогает соседу, так как сплоченность, общее дело, дружба — важные опоры и основы краеведения, залог его развития.
Очевидно, что накопленные знания об этом мире не смогли бы появиться ранее, жить сегодня и продолжить существование завтра без человека, без нас. Если настоящее невозможно без прошлого, а будущее, соответственно, без настоящего, то получается, что будущее невозможно без прошлого. Другими словами, если сегодня не востребовать и не сохранить прошлое, то завтра будет невозможно восстановить ассоциацию общества с этим прошлым, которым станет и настоящее — мы сегодня. Приведем пример. Находилось на севере Юрьев-Польского уезда, а может быть, еще княжества, сельцо Ратьково. Сельцо небольшое, место интересное, огороженное оврагами. Был там когда-то даже храм — собор Иоанна Предтечи. Много столетий жили там люди, десятки, сотни тысяч людей со своими судьбами и историей, передавали из поколения в поколение память о прошлом, о своих предках. И вот прошло уже более 40 лет, как случилось ему исчезнуть. Последних уроженцев Ратькова сегодня почти не осталось, там уже не родились их дети, и где-то, в других местах, сейчас живут их внуки и правнуки. Что для каждого из них значит бывшее сельцо, которое уже 40 лет назад стало частью колхозного поля? Помнит ли кто-то из них о том, что их прабабушка или прадедушка родились и жили в этом селе? Но вероятный ответ несет в себе не только то, что забыта история какого-то там сельца Ратькова и многих тысяч его бывших жителей, но и то, что никому эта история в будущем будет не нужна и не интересна, так как не будет людей, связанных с этим местом, ассоциирующих себя именно с ним. Таких сел и деревень в России уже десятки тысяч. И в наше время к ним добавляется еще около тысячи ежегодно. Так во времена прогрессивного развития информационного пространства так же прогрессивно умирает историческое наследие великих масштабов, история миллиардов людей.
Можно сказать, что если человек перестает ассоциировать себя с землей, с конкретным местом на этой земле, то тем самым он становится своего рода «космополитом», то есть гражданином «всего мира», без отечества, не имеющим связи с конкретным местом и без обязательств сохранения этого места. Его отношение к окружающему обществу, где бы он ни находился, становится как минимум нейтральным. Фактически, нынешнее уничтожение сельского мира в России — многотысячелетнего уклада жизни человека — в будущем может стать причиной уничтожения российской государственности вообще и русской самоидентичности в частности. А отказ от прошлого сегодня может стать первым шагом к предательству завтра.
Краеведение и религия
Связь краеведения с религией состоит не только в уважении общих ценностей. В текстах Священного Писания содержатся уникальные краеведческие сведения — подробные историко-географические описания древних стран, народов, их культуры и обычаев. Кроме этого, Библия содержит многочисленные родословные росписи, подчеркивающие важность знания истории рода — одного из ключевых аспектов краеведения. «Авраам родил Исаака…» — первая известная генеалогическая запись. А родословная Иисуса Христа в Новом Завете описывается даже два раза.
В христианских регионах значимая доля всей сохранившейся краеведческой информации об истории населенных пунктов связана с деятельностью сельских приходов и монастырей. Библиотека Троице-Сергиевой Лавры — уникальное собрание различных исторических документов, а коллекции метрических приходских книг — ценнейший источник знаний о жизни наших предков. Более того, первыми краеведами, оставившими значимое краеведческое наследие, были именно священники. Это были люди, понимавшие ценность не только наследия прошлого, но и сохранения информации о современности и ее подлинности. К счастью, такие люди были и в нашем регионе. Упомянем о некоторых из них и их известных работах. Ананий Федоров — ключарь Суздальского Богородничного Рождественского монастыря («Сказание о Богоспасаемом граде Суждале», ок. 1770), Василий Гаврилович Добронравов и Василий Маркович Березин («Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», 1896), Алексей Александрович Бобров («Гавриловский Посад за 200 лет назад по писцовым книгам», 1893), Михаил Ефимович Лавров («Автобиография сельского священника М.Е. Лаврова», 1900) и др.
Сегодня тоже можно привести примеры подвижнической краеведческой деятельности среди священнослужителей. В нашем регионе это священник Александр Юрьевич Парфенов — автор книги «Ростов Великий» и Виталий Юрьевич Базанов (игумен Гермоген) — создатель краеведческого музея. В этой связи вспоминается высказывание одного из наших коллег, что «в церквях было бы больше людей, если бы среди священников было больше краеведов».
Краеведение и политика
Можно сказать, что краеведение в полной мере охватывает собой известное понятие «патриотизм», исключая при этом неизбежные общественно-политические разобщения. Например, сегодня идеи патриотизма зачастую склоняются в сторону национал-патриотизма или «исторического» патриотизма, когда патриотизм ассоциируют с конкретным историческим периодом или государственным лидером. Это может привести к превращению патриотизма в разрушающий радикал-патриотизм. Патриотизм в истинном смысле (любовь к отечеству, забота о нем, преданность ему) представлен именно в краеведении. Достаточно посетить интернет-ресурсы краеведческой тематики (к примеру, «Наше Ополье»), чтобы увидеть совершенный паритет в общении и делах людей разных политических взглядов, разной веры, потомков «белых» и «красных», крестьян и помещиков, священников и атеистов. Таким образом, одним из важных принципов краеведения является общественное согласие, чего не может, к примеру, достичь ни одно современное политическое движение.
Более того, краеведение обобщает в себе идеи всех основных политических течений. Например, «либерализм» (уважение к человеку) полностью созвучен с важностью роли личности в краеведении. Биографическим исследованиям выдающихся земляков посвящено множество краеведческих работ. Также, в не меньшей степени, краеведение использует идеи консерватизма, например, в части вопросов сохранения культурных традиций регионов, социальных и религиозных ценностей, исторических памятников.
В этой связи очень странным выглядит практически полное отсутствие внимания современного политического мира к такому консолидирующему, созидательному и патриотичному явлению, как краеведение. По всей видимости, это связано с отсутствием понимания сути этого вопроса, силы и правды его идей. Краеведы, как правило, представляются пожилыми и чудаковатыми дедушками и бабушками, которые с самозабвением штудируют в архивах пыльные книги. На самом деле, среди краеведов сегодня часто можно встретить энергичных молодых людей с новыми идеями. А упомянутые дедушки и бабушки — это преданные своему делу люди, являющиеся, по своей сути, истинными патриотами. Можно даже сказать, что краевед — это своего рода образец морального облика современного россиянина, подлинный герой нашего времени, имеющий ценности, не измеряемые деньгами и властью. Достаточно поинтересоваться личностями краеведов в регионах, чтобы увидеть, что это в подавляющем большинстве порядочные и уважаемые люди.
Среди итогов наших рассуждений можно отметить, что идеи краеведения уникальны своей широтой и не могут быть охвачены ни одной наукой или структурной отраслью в сфере жизнедеятельности человека. Они создают возможности разрешения ряда проблем общества, в том числе отношений и конфликтов людей внутри него. И здесь важно понимание личного, непосредственного отношения к краеведению практически каждого человека, которому не безразлична судьба его родины, его страны. Изучаешь историю края — краевед, участвуешь на любом уровне в общественных делах края — опять краевед, помнишь, где жили бабушка и дедушка, — тоже краевед.
Эти соображения, на самом деле, вполне очевидны, но, к сожалению, их обсуждение непопулярно. Даже современные подходы в изучении истории сразу лишают ребенка понимания своего места в этом мире. Какое отношение он имеет к исчезнувшим цивилизациям? Такое же, как к несуществующей деревне Ратьково, исчезнувшей где-то между Владимирской и Ивановской областями. Другое дело, если начать изучение прошлого с первого шага, со своего дома, села, района, области, своих родителей, бабушек, дедушек, всех других наших предков, неразрывно связанных с развитием всей истории человечества. Но этого нет. Надеюсь, пока нет.
Поддержка идей краеведения означает поддержку исторических ценностей (память о значимых событиях, предках, выдающихся личностях, традициях, малых и больших поселениях); заботу о настоящем (созидание, бережное отношение к окружающему миру и обществу, к земле и природе); участие в формировании будущего (сохранение прошлого в настоящем). Эти ценности являются вечными. По крайней мере, до нашего времени они дожили.
Источник: Наше Ополье: краеведческий сборник. 2016. Вып. 17. С. 50–55.
2011dnevnoe
2 курс
Краеве́дение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением, как правило, занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем (архивисты, архитекторы, биологи, военные, географы, историки, экологи, этнографы), а также энтузиасты из местного населения.
Краеведение-это комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным медотам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края.
К краеведческой деятельности не относят археологические раскопки, потому что они требуют открытого листа (государственной лицензии).
Краеведение — это всесторонняя научно-исследовательская и научно-популяризаторская деятельность по изучению какой-либо определенной территории и накопление знаний о ней.
Краеведение также — школьный предмет, посвящённый изучению природы и истории родного края. Содержание курса разнится в зависимости от региона.
Историческое краеведение изучает прошлое края, памятники истории. Это не только исследование, но и деятельность, направленная на распространение знаний по истории края.
По хронологии краеведческие исследования могут охватывать длительные и конкретные исторические периоды, деятельность участников исторических событий.
Объектами исследования краеведения являются памятники, памятные места, связанные с историческими событиями, с деятельностью отдельных личностей, произведения материального и духовного творчества.
В задачи исторического краеведения входят исследование памятников и поиск новых, еще неизвестных. Цель краеведов – увековечить их для истории, сохранить их или сведения о них для потомков.
К основным видам историко–краеведческой деятельности можно отнести:
Ø познавательный – приобретение знаний о крае;
Ø преобразовательный – создание музеев, мемориальных досок, памятников, охрана их;
Ø ценностно-ориентационный – осознание и оценка поступков, мотивов, значения деятельности исторических личностей, фактов и событий;
Ø коммуникативный – развивает навыки общения, потребность поделиться полученными знаниями.
Природоведческое краеведение помогает увидеть и оценить красоту природы, формирует навыки экологической культуры. Оно изучает как отдельные компоненты природы, так и их взаимосвязи, выявляет типичные явления, характеризующие природу края, и уникальные объекты.
Определенная территория изучается по следующему плану:
1. Географическое положение
6. Растительный и животный миры
Экономическое краеведение. Основными объектами экономического краеведения являются:
Ø хозяйство края в целом, отдельные отрасли, предприятия;
Ø населенные пункты.
Хозяйство края представляет собой совокупность его отраслей: промышленности, сельского хозяйства, жилищного и коммунального хозяйства, транспорта, связи, торговли, здравоохранения, просвещения, культуры и др.
Изучение экономики края требует исторического подхода, так как важно знать не только современное состояние хозяйства, но и причины возникновения различных его отраслей.
Население края характеризуется численностью, естественным движением, миграцией, социально-демографической структурой, расселением.
Населенные пункты делятся на городские и сельские. Все населенные пункты своеобразны. Задача экономического краеведения состоит в том, чтобы раскрыть своеобразие (характерные особенности истории, экономико-географического положения, природных условий и т.п.) поселения как составной части края.
Искусствоведческое краеведение прививает бережное, уважительное отношение к памятникам искусства, приобщает к культурно-художественному населению.
Объекты искусствоведческого краеведения можно разделить на две группы:
Ø подлинные произведения искусства, имеющие самостоятельную ценность;
Ø памятные места, связанные с жизнью и творчеством деятелей искусства или отраженные в их произведениях.
Искусствоведческое краеведение изучает произведения архитектуры, литературы, изделия народных промыслов и как источник знаний по истории и культуре края, и как источник знаний о самом искусстве.
Произведения архитектуры – памятники материальной и духовной жизни. Изучаются характерные для края архитектурные сооружения, местные строительные материалы и техника, назначения сооружений, причины возникновения и связь с историческими условиями.
Произведения народного творчества представляют особый интерес. Они связаны с бытом, образом жизни и трудом людей, дают возможность представить истоки и своеобразие местной культуры.
Искусствоведческое краеведение изучает:
Ø природные условия, экономику и хозяйство края, приведшие к возникновению народных художественных промыслов;
Ø специфику промыслов: материалы, технику, технологию;
Ø связи народного искусства с бытом, обычаями, культурными традициями;
Ø утилитарные и эстетические качества изделий, особенности их создания и использования;
Ø особенности развития современного народного искусства, традиции.
К краеведческому изучению литературных памятников относятся:
Ø сбор и изучение местного фольклора;
Ø изучение творчества и биографий авторов, родившихся и живших в крае;
Ø выявление памятных мест, связанных с произведениями художественной литературы.
Произведения изобразительного искусства, музыка, танцы также отражают неповторимую художественную культуру края.