Красавцем учинился что значит
20. О воскресении
20.1. Красавец и Красавица.
В том первом отрывке «Конька-Горбунка», который был напечатан в журнале «Библиотека для чтения» в мае 1834 года, отсутствуют два стиха:
Словом, наша речь о том,
Как он сделался Царём.
Как в котлах он не сварился,
Как красавцем учинился.
В первом издании сказки (октябрь 1834) два стиха про Царя есть; значит, отсутствия их в журнальном варианте нельзя объяснить требованием цензуры.
Нет, скорее всего, нет! Почему? Да потому что перечисление остаётся каким-то незаконченным.
Приведём этот фрагмент сказки.
Но теперь мы их оставим,
Снова сказкой позабавим
Православных христиан,
Что наделал наш Иван,
Находясь на службе царской,
При конюшне государской;
Как в суседки он попал,
Как перо своё проспал,
Как хитро поймал Жар-птицу,
Как похитил Царь-Девицу,
Как он ездил за кольцом,
Как был на небе послом,
Как он в Солнцевом селенье
Киту выпросил прощенье;
Как, к числу других затей,
Спас он тридцать кораблей;
Как в котлах он не сварился,
Как красавцем учинился;
Словом: наша речь о том,
Как он сделался Царём.
То есть, инициация становления дурака Царём была задумана автором изначально.
Однако, и акцент на Красавце в журнальном варианте имеет свой смысл.
Ведь совсем не случайно в том же номере журнала «Библиотека для чтения» (Вып. 3. – 1834. – 5 мая, суббота; стр.238) оказалось стихотворение Пушкина «Красавица»!
Всё в ней гармония, всё диво,
Всё выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В её сияньи исчезает.
Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье, —
Но, встретясь с ней, смущённый, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.
16 мая — июнь 1832. / Даты в журнале не было, она стоит в Викитеке.
756. Е. М. Завадовская — Пушкину.
16 мая 1832 г. Петербург.
Vous ”;alisez, Monsieur, un d;sir bien vif, bien constant, en me permettan de vous envoyer mon Album. — Je sais appr;cier l’;tendue de cette aimable obligeance, et j’attache trop de prix ; poss;der un souvenir de votre part, pour ne pas vous ;tre fort reconnaissante de la promesse que vous avez bien voulu me faire. — Agr;ez-en, je vous prie, l’assurance, et celle de mes sentiments distingu;s.
H;l;ne Zavadovsky.
Lundi 16 Mai.
Адрес: Monsieur
Monsieur Pouschkin.
Разрешив мне послать вам мой альбом, милостивый государь, вы осуществили мое горячее и давнишнее желание. — Я в полной мере ценю эту милую любезность и слишком высоко ставлю возможность обладать знаком памяти от вас, чтобы не быть вам весьма признательной за данное вами любезное обещание. — Примите же уверение в моей благодарности и лучших к вам чувствах.
Елена Завадовская.
Понедельник 16 мая.
Милостивому государю господину Пушкину.
Графиня Елена Михайловна, урождённая Влодек, была к тому времени уже давно замужней дамой: 31 октября 1824 года вышла замуж за обер-прокурора Сената графа Василия Петровича Завадовского.
К тому же, поведение её, – по словам современников, – вовсе не было безупречным: по свидетельству Д. Фикельмон, Завадовская «не пользовалась репутацией святой».*
В 1830 году у графини начался роман с генералом С. Ф. Апраксиным, который длился около шести лет.
То есть, в 1832, когда Пушкин посвящал ей своё стихотворение, у этой дамы был роман с генералом.
Вероятнее всего, не образ Елены Михайловны вызвал эти стихи к жизни. Можно предположить, что стихотворение уже было написано Пушкиным, вдохновлённое другим адресатом.
Но в мае 1834 Пушкин решил это стихотворение напечатать, напечатать в журнале «Библиотека для чтения», именно в том номере, в котором впервые была опубликована сказка «Конёк-Горбунок» (начало её).
Странно то, что, имея жену-Красавицу, Пушкин пишет о какой-то ещё Красавице. Вообще-то, после женитьбы поэт уже ни о каких красавицах уже и не писал. Нет, понятно, конечно: красивая дама попросила, Пушкин не мог ей отказать.
Исходя из всех этих рассуждений, мы делаем вывод, что только очень важное обстоятельство должно было подвигнуть Пушкина к напечатанию этого стихотворения.
Дневник графини Дарьи Фёдоровны Фикельмон:
«12.1.1830: Мадам Завадовская чрезмерно поглощена присутствием Императора, и это на многих производит тягостное впечатление.
8.9.1830: В высшем светском обществе бросается в глаза любовь графини Завадовской и генерала Апраксина. Бросается в глаза, ибо эти два существа, всецело поглощенные друг другом, представляют такой фраппирующий контраст с напускной благопристойностью петербургских дам, что это не может не быть мгновенно замечено всеми.
17.1.1831: Красивая и блестящая Завадовская совсем исчезла из светского общества; из-за болезни, как толкуют, или из-за сердечных мук, а, может, из-за неприятностей в семье, но вот уже три месяца она не показывается заперлась дома. Но эта бедняжка не пользуется репутацией святой. Хочется верить, что все сплетни о ней не что иное, как злословие. «.
20.2. О красавцах, красавицах и воскресении.
Общеслав. Из существующих объяснений наиболее привлекательным кажется трактовка слова «краса» как родственного «кресить»: «блестеть, сверкать»; «выбивать огонь», в укр. яз. еще известного. Первоначально — «блеск», затем — «украшение чем-л. сверкающим» и далее — «красота». / Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004.
То есть, получается, что Красавица напрямую связана с огнём, с жаром. Огонь раньше высекали кресалом.
Вот как – кресало высекает огонь, который эквивалентен искре вдохновения, божьей искре, благодаря которой художник творит!
Помните, Данило в сказке говорит:
А, признаться, у меня
Ни огнива, ни кремня!
Ну, конечно, у старшего брата Ивана нет божьей искры, он – не творческий человек.
«Огниво — приспособление для получения открытого огня. Имело широкое распространение до конца XVIII — начала XIX вв., когда были изобретены спички. На сегодняшний день пользуется популярностью среди туристов. Простейшее огниво состоит из кресала (как правило — напильника с очень мелкой насечкой), «кремня» (обычно — минерал, окись кремния SiO2) и трута. Сноп высекаемых искр, получаемый от удара кремня о кресало, воспламеняет трут, в дальнейшем тлеющий трут раздувается, а при хорошем качестве трута — немедленно вспыхивает пламя». / Интернет. «Русские выживальщики».
Красота восходит к кресалу, высекающему огонь. Кресало же высекает искру. Нам представляется этимологически близким слову «кресало» слово «воскресение». *
В стихотворении «Бесы» ямщик говорит:
«В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня;
Вон — теперь в овраг толкает
Одичалого коня;
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой».
А Пушкин и себя представлял как беса («Влюблённый бес»), и вдохновение своё поэтическое представлял как беса: «Я перестану быть поэтом, В меня вселится новый бес!» /»Е.О.», Гл. III.
«Слово «воскресение» во всем мире означает воскресение Христа.
Но это еще не все удивления сегодняшнего дня.
Как ни странно, русское слово «воскресение» не имеет никакого отношения к «кресту», т.е. распятию Христа.
От кресала происходит » краса «, а затем «красота»
Итак, первоначально красота означала огонь жизни, сверкание, блеск, связанный с оживленностью.
КРасота по-русски связана с латинской КРеативностью.
По-русски красиво и креативно то, в чем горит огонь, сверкает жизнь».
Красота / Образовано от того же корня, что и краса, красить. Каково было первичное значение этого корня, установить очень трудно, хотя, конечно, очень бы хотелось знать, как себе представляли красоту древние. Гадая об исходном значении, предлагают связь с понятиями «слава», «грозный, страшный», «огонь, сияние». Относительно последней версии, которая сейчас кажется наиболее вероятной: можно говорить о связи краса, красота и древних глаголов кресать «добывать огонь» (может быть, вы знаете слово кресало «огниво»?), кресить «оживлять, воскрешать» (чередование е/а как в грести – грабить). Получается, что для древних красота была такой же мимолетной, но сияющей, как вылетающие из кресала искры, и такой же живительной, как добытый с трудом огонь. / Напутствие читателю. Интернет.
Значение слова «учиниться»
1. (несов. также чиниться 2 ). Совершиться, произойти. [Федор:] Иван Петрович! Мне прискорбно видеть, Что меж тобой и шурином моим Такое несогласье учинилось! А. К. Толстой, Царь Федор Иоаннович.
2. кем-чем. Стать, сделаться кем-, чем-л., каким-л. — Вот, коль хочешь ты жениться И красавцем учиниться, — Ты, без платья, налегке, Искупайся в молоке. Ершов, Конек-Горбунок.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
УЧИНИ’ТЬСЯ, ню́сь, ни́шься, сов. (к учиняться) (канц. старин.). Сделаться, произойти, стать. Ведомо нам учинилось, что.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
учини́ться
1. страд. к учинить ◆ От той животины хлебу учинится потрава и толока. (цитата взята из Толкового словаря живого великорусского языка В. И. Даля)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова слётанность (существительное):
Как ты понимаешь выражение ИСПРАВЛЯТЬ ДОЛЖНОСТЬ, КРАСАВЦЕМ УЧИНИЛСЯ?
Как ты понимаешь выражение ИСПРАВЛЯТЬ ДОЛЖНОСТЬ, КРАСАВЦЕМ УЧИНИЛСЯ?
Как я понимаю, это выражение появилось во времена, когда люди служили по 20 лет и отдовать долг родине было честью.
Тот, кто служил и отдавал честь был молодец = красавец.
Кто это по описанию все красавцы удалые великаны молодые?
Кто это по описанию все красавцы удалые великаны молодые.
Все красавцы удалые, великаны молодые, все равны, как на подбор?
Все красавцы удалые, великаны молодые, все равны, как на подбор.
Как ты понимаешь выражение систе?
Как ты понимаешь выражение систе.
Опишите первую печатную книгу, которую принёс царю иван Фёдоров?
Опишите первую печатную книгу, которую принёс царю иван Фёдоров.
Как вы понимаете выражения иноземные книги?
Как ты понимаешь выражение чуть свет?
Как ты понимаешь выражение чуть свет.
Как вы понимаете выражение сердце прикажет?
Как вы понимаете выражение сердце прикажет?
Как ты понимаешь выражение?
Как ты понимаешь выражение.
Как ты понимаешь слова «Превосходная должность быть на земле человеком»?
Как ты понимаешь слова «Превосходная должность быть на земле человеком».
Как вы понимаете выражение «Один за всех и все за одного»?
Как вы понимаете выражение «Один за всех и все за одного».
1 жизнь в семье 2 в дали от людей 3 моностырская жизнь 4 Русь в беде 5 великая судьба.
Это стихотворение посвящено Мальвине Мироновне Марьяновой. Они с мужем были поэтами и часто устраивали поэтические вечера в своей петербургской квартире. Будучи 9 июля 1916 г у них в гостях, СергейЕсенин захотел почитать стихи хозяйки дома, проникс..
Человек, чей кошелек довольно полон.
1. Любил ли Швабрин Машу Миронову? [Да] 2. Желала ли Маша выйти замуж за Швабрина? [Нет] 3. Андрей Петрович Гринёв записал своего сына в Семеновский полк сержантом, еще когда тот был в брюхе матери? [Да] 4. Швабрин дал присягу Пугачёву? [Да] 5..
Образное воссоздание реальности создает нашу личность. Культурное и духовное развитие имеет большое влияние на нашу жизнь.
Туясок, увал, заполошная, бодога, поскотина.
Капли прозрачные как стекло.
А. С. Пушкин – великий реформатор не только русского литературного языка, но и русской прозы. Он принял за правило, что «точность и краткость – вот первые достоинства прозы». Роман «Дубровский» тому подтверждение. Это роман о молодом человеке, ко..
Читать онлайн Конёк-горбунок бесплатно
Пётр Павлович Ершов
Конёк-горбунок
Русская сказка в трех частях
О сказке «Конёк-горбунок»
Послал отец Иванушку стеречь пшеницу: повадился кто-то топтать её по ночам. Послушался Иван – пошёл в дозор. О том, что за этим последовало, и о многом другом рассказал в своей сказке девятнадцатилетний поэт – студент Петербургского университета Пётр Павлович Ершов. Автор «Конька-горбунка» учился на философско-юридическом отделении. Но Ершова влекли к себе поэзия, история, музыка. Однажды он признался: «Я готов всем изящным любоваться до головокружения…»
Ершов был современником великого Пушкина, Жуковского. От них он услышал похвалу. Сказка была напечатана сначала в журнале, а потом – отдельной книгой. С памятного для Ершова 1834 года, когда это произошло, сказку о коньке-горбунке узнала и полюбила вся читающая Россия.
Поэт родился в Сибири. В детстве ему пришлось много ездить: его отец служил в беспокойной должности волостного комиссара – семья часто переезжала с места на место. Ершовы жили и в крепости святого Петра (сейчас Петропавловск), и в Омске, и на Крайнем Севере – в Берёзове (тогда место ссылок) и в Тобольске. Будущий поэт узнал быт крестьян, таёжных охотников, ямщиков, купцов, казаков, услышал рассказы о сибирской старине, от старожилов узнал сказки. Ершову, ставшему гимназистом, вновь повезло: он поселился в Тобольске у родственников матери, у купца Пилёнкова, – здесь в людской бывали разные люди. От них Ершов узнал о забайкальских краях, о далёких караванных путях на юг и восток. Пришло время, и сам Ершов стал рассказчиком-сказочником.
В Петербург Ершов приехал с родителями, с братом, который тоже стал студентом. Они поселились на городской окраине, в небольшом деревянном доме. Вечерами, улёгшись в постель, Ершов любил рассказывать домашним сказки. Здесь-то впервые и услышали друзья от поэта его сказку о коньке-горбунке. Сказка была перенята от сибирских сказочников, но не всегда легко решить, где перед нами искусство народа, а где собственное творчество Ершова.
Как тут не узнать слов из народных сказок: «Близко ли, далёко ли, низко ли, высоко ли – скоро сказка сказывается, не скоро дело делается». Или вот ещё – конёк-горбунок трижды спрашивает у опечаленного Ивана:
А дело в том, что царь посылает Ивана к океану; горбунок неизменно утешает своего хозяина:
В народных сказках герой тоже находит утешение у своих друзей и помощников. Они тоже спрашивают у него, почему он невесел, почему голову ниже плеч повесил, и утешают теми же словами: «Это не служба – службишка, служба будет впереди». Из народных сказок Ершов взял и слова о преображении Ивана:
Нетрудно узнать обычную сказочную концовку и в последних стихах о свадебном пире:
Но поэт не только пересказал своими стихами сказки народа. Ершов украсил народный вымысел, расцветил его своей выдумкой, дополнил его. Вот Иван караулит ночью пшеницу – сидит под кустом, считает на небе звёзды:
Мы можем проследить за всеми движениями Ивана: вот его слух поразило внезапное ржание, вот он привстал, вот приложил руку к глазам, чтобы лучше рассмотреть что-то там вдали, – и увидел кобылицу. Ершов даёт волю своей фантазии:
В сказках народа много чудесного, но можно поручиться, что точно такого описания в них не найти.
«Конёк-горбунок» захватывает нас вымыслом. Чего только не узнаём мы и где только не перебываем вместе с Иваном и его горбунком! В сказочной столице – на торгу, в конном ряду, в царской конюшне, у океана-моря, в диковинных краях, где водятся жар-птицы, на морском берегу, у самой кромки прибоя, откуда открывается пустынный простор и видно, как гуляет «одинёшенек» белый вал. Вот Иван доскакал на горбунке до поляны:
Вдали возвышается гора, «вся из чистого сребра» – ослепительный блеск разлит вокруг. Перед нашим мысленным взором открывается красота волшебного мира.
Ершов без боязни сочетает волшебный вымысел с шуткой. Поперёк океана неподвижно лежит кит – чудо-юдо. Сметливые крестьяне поселились на нём:
Поэт весело смеётся над давними фантастическими россказнями о том, что земля держится на трёх китах.
Шутливость никогда не оставляет Ершова. Она постоянно сопровождает самые восторженные его описания. Ивану не показалась прекрасной даже царевна: увидав её, он разочарован – она кажется ему бледной, тонкой:
Пересказывая народные сказки, Ершов сохранял их острый социальный смысл. Симпатии автора всецело на стороне гонимого и презираемого Ивана. Иван слыл дурачком уже в родной семье; он и вправду кажется дурачком: лежит на печи и распевает во всю мочь: «Распрекрасные вы очи!» Но вот вопрос: а чем его лучше старшие братья?… Они не горланят песен, не лезут на печь в лаптях и малахае, не стучат в двери так, что «чуть кровля не валится», но иных достоинств у них нет. Напротив, в них много плохого: никто из них не верен слову, они обманывают отца, нечисты на руку. Ради выгоды они готовы на всё – были бы рады погубить Ивана. Тёмной ночью они посылают его в поле за огоньком, в надежде, что он не вернётся обратно.
Но всё происходит наперекор желаниям братьев. Ершов делает Ивана удачливым. Почему?
Потому что Иван никому не желает зла. Его «глупый ум» в том, что он не крадёт, не обманывает, верен слову. Он не строит козней против ближних. Всякий раз, сделав доброе дело, Иван беззаботно поёт: поёт, возвращаясь из дозора, «Ходил молодец на Пресню»; поёт по дороге в балаган, где у него стоят кони. И уж настоящее веселье – общая пляска – произошло в столице, когда Иван был взят на службу к царю. Весёлый, добрый и простодушный Иван потому и нравится нам, что не похож на тех, кто считает себя «умным».
Презираемый и обманываемый братьями, Иван стал жить при царском дворе. Иван сам удивлён перемене в своей судьбе. По его словам, он «из огорода» стал «царский воевода». Невероятность такого изменения в судьбе Ивана высмеяна самим поэтом, но без такого хода действия не было бы и сказки.
Иван и на царской службе остался прежним: он выговорил себе право вдоволь спать («А не то я был таков»). Ершов часто говорит о том, что Иван спит так крепко, что его едва могут добудиться. Иван чуть не погубил себя, заснув у шатра девицы под её пение и игру на гуслях. Недовольный горбунок толкнул его копытом и сказал:
Иван и хотел бы остаться беззаботным, да на царской службе беззаботным быть нельзя. Иван должен стать иным. Он учится этому. Чтобы не уснуть, не упустить ещё раз Царь-девицу, Иван набрал острых камней и гвоздей: «Для того, чтоб уколоться, если вновь ему вздремнётся». Верный конёк учит своего хозяина: «Гей! хозяин! полно спать! Время дело исправлять!» Конёк – воплощение чудесной сказочной силы, которая приходит на помощь Ивану. Эта сила действует против царедворцев и самого царя. Беды, в которые попадает Иван, грозны. Царь узнал из доноса спальника, что Иван скрывает перо Жар-птицы. Царь в гневе. Он добивается у Ивана признания: «Отвечай же! Запорю. » Царское желание иметь перо Жар-птицы – одна прихоть и вздор. Царь смешон: получив перо, он забавляется им, как дитя игрушкой: «Гладил бороду, смеялся и скусил пера конец». Приказывая поймать Жар-птицу, царь грозит в случае неповиновения посадить Ивана на кол:
Иван для царя «холоп» и не должен перечить ни его словам, ни желаниям. Таков и приказ искупаться в кипятке:
Словари
УЧИНИ́ТЬСЯ, учинюсь, учинишься, совер. (-к учиняться) (канц. старин.). Сделаться, произойти, стать. Ведомо нам учинилось, что…
1. (несов. также чиниться 2 ).
[Федор:] Иван Петрович! Мне прискорбно видеть, Что меж тобой и шурином моим Такое несогласье учинилось! А. К. Толстой, Царь Федор Иоаннович.
Стать, сделаться кем-, чем-л., каким-л.
патрон I (существительное)
боеприпас, состоящий из пули или дроби, заключенных в единую оболочку с метательным зарядом и (для капсюльных патронов) с капсюлем
Здесь калибр указан, в следующей колонке стоит, какой патрон: с пулей, дробью или картечью…
приспособление в виде полой трубки, в которой размещается заготовка, другое приспособление и т. п.
образец для выкройки
коробочка с заранее отмеренным зарядом пороха, который высыпался в зарядную камеру кремнёвого или фитильного ружья
патрон II (существительное)
хозяин предприятия, заведения
Занобия (патрона Флоренции) перевозили подле сего дерева, то нечаянно прикоснулось оное к нему, и в то же время засохший вяз вдруг покрылся зелёными ветвями: дабы флорентинцы сего никогда не забывали, то воздвигнута была сия колонна.
святой, покровитель человека, носящего имя этого святого, или покровителем, защитником какого-либо города, общины
Прошлый год, так как-то около лета, да чуть ли не на самый день моего патрона, приехали ко мне в гости〈…〉
ПОШИБАТЬ, пошибить кого, побивать, бить, одолевать и колотить. Этот боец всех пошибает.
| Он таки пошибает, иногда зашибает, пьет.
УЧИНЯТЬ, учинить что, делать, творить, производить; уладить, установить, учредить. Учинить решение по делу. Неприятель учинил нападенье. На это учинен новый порядок. Учинить печати, ·стар. приложить, запечатать.
БРИГАНТИНА ы, ж. brigant, brigantin. жарг. Автомобиль (обыкн. угнанный), который используется при совершении преступления. Квеселевич 2003: бриганти/на.
СЕЗОН а, м. saison f.
1. Зимнее время, когда дворяне возвращались в город и начинилась активная светская жизнь. Но разве трудно было богатому дворянину за 25-250 рублей штрафа не лишиться увеселений шумного сезона столицы. 1870. Романович-Славатинский 497. Настал ноябрь. Москва наполнялась; из деревень съезжались помещики, родовитые дворяне, и так как урожай был хороший, то сезон обещал быть блестящим. Тур Бор-Раменский 360. Зимний сезон кончился, скоро предстояли сборы в деревню. Салт. Мелочи жизни. Все время так называемого сезона Каширин не только жил в свое удовольствие, но даже не примечал, как время летит. Салт. // 20-12 437. Городской сезон начался для меня утомительными визитами. Духовская Из моих восп. 128. Мы все о тебе скучали. Сезон был очень веселый. У Лиди танцовали по вторникам. Б. А-Въ Бери да помни. // РВ 1880 5 348.
РАРИТЕТ а, м. rarite, нем. Raritat <лат. raritas редкость.
1. Редкая вещь, представляющая собой музейную, антикварную ценность; редкость. БАС-1. Понеже ныне присланы от Его Царского в-ва из Копенгагена на корабле с аптекарскими материалы, всякие раритеты к кабинету Его имп. В-ва, которые велено принять и смотреть мне, дабы оные раритеты были во всяком охранении и никакого б повреждения им не учинилось. 1716. МАН 1 1. Множество <в Париже> хороших библиотек, богатых и куриозных кабинетов, украшенных медалями, живописными картинами, лучшими всея Европы раритетами. 1726. Кантемир Перевод. // К. 1868 2 381. В чужих краях существуют книгопродавческия фирмы, занимающиеся специально торговлею старинными книгами: антикитетами и раритетами, сделавшимися библиографическими редкостями. РМ 1885 8 2 54.
2. воен. устар. Сдавайся! Между прочим, на одного гренадера фанагорийского полка напали четыре француза и закричали: пардон, то есть сдавайся! 5. 12. 1805. Жихарев Дн. студента. С сим выстрелом выскочили оба <дворовых крестьянина> из своих засад и закричали на них: пардон! Французы так испугались, что кинули ружья. 1812 г. // РА 1876 2 393.
ПАРДОН II а, м. pardon. Религиозное паломничество и народный праздник в Бретани. Я вхожу в старинный готический собор святой Сампсонии накануне одного из многочисленных храмовых праздников которые называют в Бретани пардонами. РБ 1895 9 2 135.
1. Титул лица, управляющего государством до совершеннолетия наследника престола или при особых обстоятельствах; лицо, имеющее этот титул. БАС-1. В Англии великое замешательство учинилось, и Кромлвел протектором Англии себя поставил. Оказ. миру 36. // Сл. 18 8 23.
ПРОТЕКТОР II а, м. protecteur m., нем. Protektor <лат. protector охранитель, защитник.
1.техн. Более прочная часть наружной поверхности покрышки пневматической шины. СИС 1954. Он <козлевич> развил обширную деятельность. Он наполнил бак бензином, который, как говорил Остап, оказался высшей очистки, беззастенчиво захватил в запас три больших бидона горючего, переменил камеры и протекторы на всех четырех колесах, захватил помпу и даже домкрат. Ильф Золот. теленок. Новенькие серые покрышки с четким рисунком протектора, надетые на черные диски, придавали машине парадный вид. 1950. Рыбаков Водители. // Р. 4-3 136. Позже последовал обстоятельный рассказ о коллекторе, секущем воздух, о третьей пластине в правой задней рессоре, о стертом протекторе на левом заднем, о компрессии и декомпрессии. М. Кураев Смертное мгновение. // Звезда 1999 1 19.
2. Кольца из резины, надетые на бурильные штанги при вращательном бурении, чтобы препятствовать трению штанг об обсадные трубы. СИС 1954.
3. Защитное покрытие в различных технических устройствах. Протектор бензобака самолета. БАС-1.
— Лекс. СИС 1937: проте/ктор.
АППАРЕНЦИЯ и, ж. apparence f.> нем. Apparenz.
1. Вероятность, виды на что-л. Известно нам учинилось, что не смотря на учиненные о хлебном отпуске запрещение, також и на то, что внутри собственнаго нашего государства ныне в хлебе недостаток есть, и не взирая на худые апаренции в жатве нового хлеба, из Риги хлебный отпуск за море и по сие время продолжается. 1741. Вн. быт 2 104. Пока шведской двор в мирных сентиментах находится, которые он по всем апаренциям хранить имеет. Кант. Рел. 2 6.
2. Наружный вид. Пишется например принял 20 мест NN товара по апаренцу без повреждения, вместо принял 20 мест NN товара по наружному виду без повреждения. Вавилов 1856. См. также Апарансы.
МЕНАЖ а, м. ménage m.
4. Менаж. Судок. Вавилов 1856. Мельхиор: менажи, судки, сахарницы. <реклама>. Мир жен. 1913 18 33. Ср. Менажница.
5. устар. Пара. О животных. Синего и голубого мериканскаго журавлей у кадки в минаже стоящие. Писана в 1757. Картина представляющая две троквы в минаже, из которых одна пьет. Писана в 1751 г. Описание картинам охотничьего кабинета. 1765. // Пам. культ. 1977 306?307.
ПАЛИСАДНИК а, м. palissade f.
СЕРЬЁЗНЫЙ ая, ое. sérieux.
4. В знач. сущ. ср. р. серьезное (противоп. шутка). Бирж. 170.[ Советница :] Вы не можете шутки отделить от суриознова. 1765. Фонв. Бригадир.
6. Обозначение амплуа танцовщика и танцовщицы по штату 1766 г. Серьезный. Серьезная. АИТ 1 № 95. Сериозная. 1766. ПСЗ 44 2 109.
8. Свидетельствующий о вдумчивом и строгом отношении к чему-л.; основательный, нелегкомысленный. Об отношении к кому-, чему-л., обращении с кем-, чем-л. БАС-1. [Кнуров:] И, должно быть, обещания были определенные и серьезные; а то как бы она поверила человеку, который уже раз обманул ее! А. Остр. Бесприданница.
9. Настоящий, неподдельный, нешуточный. Это была большая, серьезная любовь со слезами и клятвами, а я хотел, чтобы не было ничего серьезного. Чехов Страх.
ФИГУРА ы, ж. figure f., нем. Figure <, лат. figura внешний вид, образ.
4. устар. Лицо. Я не думаю, чтоб могла в натуре быть гнуснее фигуры моего <доктора>. 1789. Васильчиков Сем. Разум. 1 410. Некая баба прегнусной фигуры спрашивала мужа: «Кого из твоей родни тебе угодно, чтоб я посещала?» Он на то: «Друг мой, кого поволишь, только я отсутствием твоим буду доволен». 1802. Курганов Письмовник. // Повести разумные 147. На 14-е весь Киев не спал <из-за боязни землетрясения>. Но какую же глупую фигуру представили из себя легковерные, когда утомясь, проснулись в своих постелях как и всегда. Смех заменил страх. 1843. Ю. Н. Бартенев Зап. // РА 1898 12 535. Смолоду она была, говорят, очень мила и приглядна, но будучи не велика ростом она к тому же вовсе не отличалась и правильными чертами лица, у нея было что называют смятое личико (une figure chiffonée), и она не могла считаться красавицей. Рассказы бабушки. // РВ 1880 7 326.
8. Человек, как носитель каких-л. качеств, свойств. БАС-1. Как этот угрюмый сосредоточенный характер мужика мог сложиться в цельную, оригинальную и сильную фигуру? Гонч. Обрыв. Ни для кого не секрет, что фигура Маяковского вызывала раздражение многих. Его считали грубым, наглым, приходили на его вечера, чтобы оскорблять его. Ю. Олеша Дн. // ДН 1998 7 197.
10. Образ, созданный в произведениях художественной литературы или актером на сцене. БАС-1. Не покажи я фигуру Рахметова, большинство читателей сбилось бы с толку насчет главных действующих лиц моего рассказа. Черныш. Что делать?
15. Предмет определенной формы, который передвигают по шахматной доске при игре в шахматы. БАС-1. Машина <компьютер> в растерянности, она не знает как дальше располагать свои фигуры, и делает откровенно антипозиционный ход. НИЖ 2000 1 127. || спорт. Название короля, ферзя, ладьи, слона и коня в отличие от пешки. БАС-1. Пешка может стать любой фигурой, но не королем. Б. Замятин. // ЛГ 26. 6. 2002. ♦ Тяжелая фигура. Ладья или ферзь. ♦ Легкая фигура. Слон или конь.
16. Деревянная цилиндрическая чурка, предназначенная для игры в городки; рюхи. Расставить фигуры. БАС-1. Рядом на аллее четверо играли в городки, звонко били березовые палки, выбивая фигуры. Серг.-Цен. Счастливица.
17. устар. Старшая игральная карта (туз, король, дама, валет). БАС-1. Представь картежника, который, снявши крест, кричит из-за руки, с фигурой сидя: «Рест». 1747. Сумар. Эпистола II. Когда противник делает инвит, то при одной фигуре с младшими той масти должно пропускать, для крыши заручному товарищу. 1779. Г. Комов Карт. игры 1. Кто не имея окри ошибкою спросит своего товарища о фигурах, то должно перездать. Там же 7. Выходя с фигуры, он ударял по столу крепко рукою, приговаривая, если была дама: «Пошла, старая попадья!», если же король: «Пошел, тамбовский мужик!» Гоголь Мертвые души. Или быстро разбрасываются три карты,: нужно узнать, которая из них фигура. КО 1990 № 15. || устар. Только король, дама, валет. Число карт одной масти, коих считаются очки и по большинству оных дается преимущество. При сем счете туз считается за 11, а фигура за 10 поэнев, прочия же карты по числу очков своих. Ян. || устар. Образ разположения игры <в пикете>, и описание карт называемых карта Бланш. Прежде всего должен смотреть нет ли у него карт бланш, то есть фигур. Фигурами называются короли, крали и хлапы <без тузов!>. 1791. Игрок 1 7. Получивший <в пикете> карты без тузов и фигур заявляет об этом: «карт бланш» и записывает себе сразу 10 очков премии. НИЖ 1990 7 51.
18. спец. Мелодический или ритмический элемент, усложняющий, украшающий основу музыкального произведения. БАС-1. Речитативы были написаны неудобно для свободной и непринужденной декламации, будучи отягчены различными оркестровыми фигурами. Римск.-Корс. Летоп. моей муз. жизни.
19. Стилистический прием, словесный оборот, используемый для усиления выразительности речи. БАС-1. Каждый язык имеет свои обороты, свои условленные риторические фигуры, свои условленные выражения. Пушк. О Мильтоне. Он воспитал свой стиль сначала в семинарии, потом в казанском университете, на хриях, периодах, топах, фигурах. Гонч. Восп. ♦ Фигура умолчания. Риторическая фигура, стилистический прием, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намеком. МАС-2.
21. устар.? Оно <красное> дерево не имеет на продолном разрезе так называемых разводов или фигур. Обозр. ман. пром. 1862 1 273.
24. жарг. Револьвер. Потапов Жаргон. Мне фигура нужна, понимаешь, отец, один человек от жизни устал, помочь ему нужно. Грачев 1992.
26. устар. В некотором разстоянии от укрепления врывалась в землю высокая жердь, обмотанная пенькой и сеном, и известная под именем «фигуры». Если в темную ночь неприятель прорвал где-нибудь Линию, прежде всего загорались фигуры, проливая багровый свет на берегу. Абаза Казаки 253.
— В еще не составленном международном лексиконе семиотических терминов французское слово «figure», вероятно, окажется синонимом русского выражения «вторичная моделирующая система». НЛО 2002 5 343.- Лекс. Вейсманн 1731: фигура; РЦ 1771: фигу/ра; СИЗ: фигура, фигуре 1710-е гг.
АМУР а, м. amour m., ит., пол., нем. amor <лат. amor.
2. Прибыль у штыковой трубки, или часть железа. Ян. 1803.
3. мн. Амуры. Крылатые божки любви по мифологии эллинистического периода. Между тем, шестнадцатилетния прелести Шарлоты уже давно покоились на уединенном ложе. Одни только невидимые Амуры лобызали их. ММ 4 94. || О лице, наряженном и загримированном в виде крылатого мальчика с луком и стрелами. Сам погружен умом в зефирах и амурах, Заставил всю Москву дивиться их красе. Грибоедов Горе от ума. По возвращении гвардии в Петербург, Булгарин начал вести такую же распущенную и полную кутежей жизнь, какую вели все гвардейцы и навлек на себя гнев <цесаревича> Константина Павловича, который встретил его в Петербурге в костюме амура в то самое время, когда он был дежурным по эскадрону в Стрельне. А. Скабический Наш истор.роман. // СВ 1886 12 1 111. На именинах И. Грековой Шумский забавно рассказывал, как маленьким в театре он изображал в числе других амуров, как этих амуров поднимали и сортировали друг дружке за волосы, ухватясь и перенося с места на место. 1865. Забелин Дн. 86
Любопытно, что в словаре языка Пушкина слово бытность, отмеченное семь раз, встречается лишь в сочетании в бытность. Например, в эпистолярном стиле: «В 820 году, в бытность мою в Екатеринославле, два разбойника, закованные вместе, переплыли через Днепр и спаслись». Таким образом, в языке Пушкина как бы предписана узкая норма общерусского национально-литературного употребления слова бытность. Однако, и в русском литературном языке послепушкинской эпохи XIX века слово бытность, правда в ограниченных контекстах и в относительно небольшом количестве случаев, применяется и в других формах и других синтаксических условиях.
А. X. Востоков внес слово бытьный в свой «Словарь церковнославянского языка» (1858, 1, с. 34): «бытьный, ая, ое. пр. насущный. (Ев. 1270. Лук. 11. 3). хлѣбъ нашь бытьный τóν 【πιούσιον». У Срезневского находим: бытьныи: Хлѣбъ нашь бытныи дажь намъ на всѧкъ дѣнь (【πιούσιον) (Лук. 11. 3. Ев. 1270 г.; Ев. 1409 г.). Сущтьное имѧотъ бытьнааго слова (Изборник, 1073 г.) (Срезневский 1893, 1, с. 211).
По-видимому, книжно-славянское имя прилагательное бытный выходит из литературного употребления к концу XVII в. Во всяком случае, ни в лексиконе Поликарпова (1704), ни в лексиконе Вейсмана (1731) слово бытный уже не находится. Правда, в русском литературном языке последующей эпохи встречается, напр., у А. Толстого в стилизациях древнерусской речи слово небытный в значении `небывалый, необыкновенный’. В стихотворении «Василий Шибанов»:
Безумный! Иль мнишись бессмертнее нас,
В небытную ересь прельщенный?
В драме «Смерть Иоанна Грозного» (д. 1):
. В изменах ты небытных нас винишь.
В лексисе Л. Зизания (1596) слово бытiе истолковывается через бытность. То же самое наблюдается в лексиконе Памвы Берынды (1653, с. 11): Бытiе: Бытность. В рукописи Библ. Акад. Наук (XVII в.): «пол. Бытность, бытие iли житие. Бытности, существа» (Алф. словотолкователь, л. 36). Здесь очень знаменательно отнесение слова бытность к полонизмам.
Очевидно, слово бытность уже глубоко вошло во второй половине XVII в. в состав русской литературной лексики. Вот иллюстрации из приказно-делового языка конца XVII в. и начала XVIII в.: «. а прямой цѣны о(н) Сава Романов ему Казначею не сказал до своей к не(му) преос(вя)щенному архиепископу от города бытности» (Кн. расх. Холм. архиер. дома № 108, 1695-1696 г., Рукоп. ЛОИИ, № 108); «Изъ Амстердама Десятникъ ѣздилъ съ Францомъ Яковлевичемъ въ Логу и были въ иныхъ городѣхъ; бытности ихъ съ недѣлю» (Походн. журн. 1698, 1853, № 4, с. 17). «Cie же прекращаю, злѣйшую бытность свою являю по стоянiю въ походѣсь ковалеромъ» (Летописец 1700 г., с. 141, см. Летопись археогр. ком. 1865-1866, 1868, вып. 4, с. 141).
В Дополнениях к Актам историческим (1867, т. 10, с. 371): «Въ листахъ написано. о походѣвойною на Мунгаль, при бытности околничего и воеводь. ». В Школьном благочинии (конец XVII в.): «Учитель. (. ) въ школу тщательно iди i товарыща своего веди въ школу с молитвою входи тако же i вонъ iсходи. въ школу, добрую рѣчь вноси изъ нея же словеснаго сору не iзноси в домъ атходя школных бытностей не кажи сему i всякаго товарыща своего накажи» (Буш, с. 90).
В Розыскных делах о Федоре Шакловитом: «. и для того своего зломышленного дѣла въ селѣПреображенскомъ, во время бытности ихъ государской, зажечь товарыщу своему. приказывалъ» (. приставу Оброске Петрову, 1689 г.) (с. 274); «. в томъ же листу къ намъ доложено, дабы мы о бытности нашей письменно изъявили, и вашему блаженству о нашихъ. трудѣхъ да будеть вкратцѣизвѣстно» (1695 г.; Письма и бумаги Петра Великого, 1887, 1, с. 42); «Паки за твое. жалованья челомъ бью, что изволилъ ко мнѣо своихъ бытностяхъ писать» (1703 г., письмо Ф. М. Апраксина Ф. А. Головину, примеч. к письму Петра I; там же, 1889, 2, с. 554).
В Букваре Кариона Истомина (1699 г., рукопись Синод. Библ., 1691 г.): «Юным и старым злоб грехов всегда есть бытность от бога, потребно до слога» (с. 33-35); там же: «в бытность» (1696 г. л. 67 оборот).
В Походном журнале (под 1707 г.): «Противъ 3-го числа [декабря] въ ночи была съ моря великая погода, такъ что отъ работь отбила; бытности ея съ часъ» (СПб., 1911, с. 14).
В Письмах и бумагах Петра Великого: «А при твоей еще, государь, бытности въ Новѣгородѣдвожды на Олонецъ о плотникахъ писалъ я. » (1701, 1, с. 878); «А пороху нынѣналицо въ Азовѣи въ Троицкомъ 14.982 пуда 14 фунтовъ, въ томъ числѣпри моей бытности пересушеного и пересѣяного и съ виномь и съ селитрою передѣланого ручного 2.255 пудь 12 фунтовъ. » (1706, 4, с. 460); «Во время бытности нашей приказано было тебе имянно, чтобъ Нарвских жителей всякихъ чиновъ перепоручить» (1707, 5, с. 228). Ср. там же: «. при его, генералской, бытности конечно того не было» (с. 457).
В «Кратком описании о войнах, из книг Цезариевых» А. Роана (1711): «. иные не имѣя прибыли видѣть въ своей землѣнѣмцовъ и римлянъ, а другие при ихъ бытности не могуще владѣти некоторыми княжествы и имѣниями. » (с. 17).
В Вотчинном архиве Бутурлиных (Палех. Хранится в Ивановск. обл. архиве, Письмо помещика старосте 1709, 30.V): «Да тебе же бы Яков при своей бытности в Палехе меж крестьяны моими, меж ими и с посторонними всякие ссоры розыскать и по розыску и по челобитью указ им учинить».
В «Переписке и бумагах графа Бориса Петровича Шереметева (1704-1722)»: «Писание вашего превосходительства получилъ, на которое ответствую. Бытность вашего благородiя къ намъ въ Копысь зѣло благоприятна. » (с. 111).
Можно привести еще несколько интересных примеров из «Записок Василия Александровича Нащокина (1759)»: «Октября 1 дня [1742], Ея Императорское Величество. изволила. пожаловать меня деревнями, в Орловском уезде. за бытность мою в некоторой комиссии» (Нащокин, с. 69-70); «Июля 3 дня [1748] командирован я был от всех гвардии полков с командою в Петергоф, для бытности там ея Императорского Величества. » (там же, с. 87); «По выезде его [Кейта, принятого на русскую службу] из Франции, скоро отправлен он за гетмана в Малороссию и был в резиденции Малороссийской в городе Глухове, где его правосудною бытностию и разумным распорядком Малороссийской народ весьма был доволен» (там же, с. 176).
В Русском Словотолке Н. Курганова, приложенном к его Российской универсальной грамматике, слово бытность определяется как «сущность, истинность». Это определение свидетельствует о том, что в слове бытность в теоретико-философском употреблении еще долго сохранялось отвлеченное значение `бытие’, `существование’, `жизненное начало’. Ср. у А. А. Полежаева в Эрпели (II):
Кругом, от моря и до моря,
Хребты гранита и снегов,
Как Эльборус, с природой споря,
Стоит от бытности веков.
Но вообще небытность было отрицательной параллелью к бытность. В Своде законов XVIII в. (т. 7, Уст. Горный, с. 2426): «Если же оная (металлов) утайка без ведома заводчика, в небытность его на заводах, определенными от него приказчиками. учинена, то ссылать их на каторгу (сл. 1867-1868, 2, с. 893). В «Московских ведомостях» (1776, № 3): «. пожалованные чинами и орденами. по причине небытности их тогда в Москве, удостоены были принести Ея императорскому величеству всеподданнейшее свое благодарение» (с. 18). У Ломоносова в «Древней российской истории»: «. встретили их вооруженные рабы и рабские взрослые дети, от жен их в небытность мужей прижитые» (ч. 1, с. 38). Ср. у К. Н. Батюшкова в письме к А. Н. Батюшковой (1810): «. за небытностию поверенного Катерины Федоровны, я ничего сделать не мог» (Батюшков, 1886, 3, с. 96). У И. Железнова в «Уральцах»: «За небытностью офицера, командой и всем форпостом заведывал приказный Ефремов» (Железнов 1910, 2, с. 73). У Лескова в «Таинственных предвестиях»: «Андрею Николаевичу не понравилось, что этакое достопримечательное событие могло произойти в его небытность».
Хаоса бытность довременну
Из бездн ты вечности воззвал.
Опубликовано в Slavia Orientalis, Rosznik XVII(Т), 1968, nr. 3, под названием «История возникновения и употребления слова бытность в русском языке». Перепечатано в кн.: Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина. Совр. русск. яз. № 423а, 1971. Печатается по отдельному оттиску первой публикации.
22 Ср. Архив кн. Ф. А. Куракина. Кн. 1. СПб., 1890. Дневник 1705 г. С. 126.