Красное уведомление интерпола что это
Международный розыск: виды уведомлений Интерпола
На вебсайте Интерпола для публики доступны «Красные, Жёлтые и Санкционные» уведомления. Остальные — только для внутреннего пользования.
Уведомление Интерпола с синим углом (BLUE NOTICE) издается с целью установления контроля за передвижением и местонахождением лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления.
Уведомление Интерпола с зеленым углом (GREEN NOTICE) может быть издано в отношении лица, проходящего по делу оперативного учета, когда отсутствует процессуальное решение о признании его подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу. Уведомление издается лишь в том случае, если имеются подтвержденные сведения о намерениях лица выехать за рубеж.
Данное уведомление требует от правоохранительных органов государств — членов Интерпола сообщать все имеющиеся сведения, которые могут быть полезны в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Красные уведомления (RED NOTICE): Лица, разыскиваемые по каналам Интерпола по обвинению в совершении преступления с целью ареста и выдачи (экстрадиции или депортации) по ссылке:
https://www.interpol.int/en/How-we-work/Notices/View-Red-Notices
Способы изъятия уведомлений:
Необходимо обращение в Генеральный секретариат Интерпола и Комиссию по контролю файлов, либо через национальное центральное бюро, чтобы изъять данные из розыскной базы относительно:
Основания для удаления сведений о лице предусмотрены Правилами обработки данных Интерпола и включают следующие:
Информация о лице не соответствует условиям размещения персональных данных в базе Интерпола, то есть нарушает (1) Конвенцию о защите прав человека и основных свобод; (2) ст. 2-3 Конституции Интерпола; (3) Правила обработки данных Интерпола.
Бюро, по заявлению которого размещено уведомление, владеет информацией, позволяющей выполнить необходимые действия, но не осуществляет никаких действий по достижению цели ее размещения. Таким образом, основаниями для удаления запроса из розыскной базы может быть несоответствие требованиям к информации, содержащейся в запросе, пассивное поведение национального бюро, достижение цели размещения запроса.
Также размещение персональных данных в розыскной базе Интерпола может нарушать права отдельных лиц на защиту персональных данных от их неправомерной обработки, недостоверной информации и информации, порочащей честь, достоинство и деловую репутацию.
В случае таких нарушений, нормативно-правовыми актами Интерпола предусмотрен механизм исключения данных: обращение лица, чьи права нарушены, в центральные органы Интерпола.
Материал подготовил Алекс Лурье, детектив из Великобритании
Система международных уведомлений Интерпола
(Зайцева Е. С.) («Российский следователь», 2007, N 7)
СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ УВЕДОМЛЕНИЙ ИНТЕРПОЛА
Зайцева Е. С., адъюнкт кафедры прав человека и международного права МосУ МВД России.
Таким образом, как мы видим, правоохранительные органы все чаще и чаще прибегают к использованию возможностей Интерпола для осуществления своих функций, что, в свою очередь, повышает эффективность деятельности самого Интерпола по реализации его функции обмена информацией между полицейскими ведомствами различных стран. Международные уведомления Интерпола имеют немаловажное значение в повседневной деятельности организации по реализации этой функции с более конкретизированной точки зрения, а именно: при розыске преступников и без вести пропавших лиц, обмене оперативной информацией касательно членов преступных группировок, идентификации неопознанных трупов, а также информировании правоохранительных органов государств-членов об угрозах террористических актов. Механизмы деятельности Интерпола не стоят на месте, они развиваются и реагируют на совершенствование методов и способов совершения преступлений, в частности терроризма. С этим связано и введение организацией в течение последних трех лет двух новых международных уведомлений, которые главным образом связаны с противодействием мирового сообщества деятельности террористических организаций. О возросшей роли Интерпола свидетельствует и взаимодействие с ООН, одним из результатов которого стало введение совместного уведомления по организациям и лицам, связанным с «Аль-Каедой» и движением «Талибан». Подводя итоги, следует отметить, что понимание принципов и инструментов осуществления сотрудничества по линии Интерпола позволит правоохранительным органам государств-членов достичь максимальной эффективности такого сотрудничества как для них самих, так и для мирового сообщества в целом.
Интерпол может публиковать только уведомление, которое соответствует всем надлежащим правовым условиям. Например, уведомление не будет опубликовано, если оно нарушает конституцию Интерпола, которая запрещает организации заниматься деятельностью политического, военного, религиозного или расового характера. Интерпол может отказать в публикации уведомления, которое он считает нецелесообразным или потенциально опасным.
СОДЕРЖАНИЕ
Типы уведомлений
Аналогичным уведомлением является другой запрос о сотрудничестве или механизм предупреждения, известный как «распространение». Это менее формально, чем уведомление, но также используется для запроса об аресте или местонахождении лица или дополнительной информации в связи с полицейским расследованием. Распространение рассылается непосредственно государством-членом или международной организацией в страны по их выбору или среди всех членов Интерпола и одновременно регистрируется в базах данных Интерпола.
История
Год | красный | Синий | Зеленый | Желтый | Чернить | апельсин | Фиолетовый | Интерпол ‑ ООН | Диффузии | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2011 г. | 7 678 | 705 | 1,132 | 1,059 | 104 | 31 год | 8 | 30 | 15,708 | Интерпол опубликовал около 26 500 уведомлений и рассылок в 2011 году. В конце 2011 года в обращении находилось 40 836 уведомлений и 48 310 рассылок, и 7 958 человек были арестованы на основании уведомления или рассылки в течение 2011 года. |
2012 г. | 8136 | 1,085 | 1,477 | 1,691 | 141 | 31 год | 16 | 78 | 20 130 | Интерпол опубликовал около 32 750 уведомлений и рассылок в 2012 году. На конец 2012 года в обращении находилось 46 994 уведомления и 66 614 рассылок. |
2013 | 8 857 | 1,691 | 1 004 | 1889 | 117 | 43 год | 102 | 79 | 21 183 | Интерпол опубликовал примерно 34 820 уведомлений и рассылок в 2013 году. В конце 2013 года в обращении находилось 52 880 уведомлений и 70 159 рассылок; 1749 человек были арестованы на основании уведомления в течение 2013 года. |
2014 г. | 10 718 | 2355 | 1,216 | 2 814 | 153 | 29 | 75 | 72 | 21 922 | Интерпол опубликовал около 39 250 уведомлений и рассылок в 2014 году. В конце 2014 года в обращении находилось 60 187 уведомлений и 74 625 рассылок; 2336 человек были арестованы на основании уведомления в течение 2014 года. |
2015 г. | 11 492 | 3 913 | 1,248 | 2 505 | 153 | 36 | 139 | 51 | 22 753 | Интерпол опубликовал примерно 42 266 уведомлений и рассылок в 2015 году. В конце 2015 года в обращении находилось 67 491 уведомление и 78 313 рассылок. |
Полемика
В январе 2017 года находящаяся в Соединенном Королевстве НПО Fair Trials призвала Интерпол ввести более строгие проверки. Исполнительный директор справедливого судебного разбирательства Яго Рассел заявил: «Интерпол позволяет использовать себя репрессивным режимам по всему миру для экспорта преследования правозащитников, журналистов и политических оппонентов». Были опасения по поводу конфликта интересов, а также в марте 2017 года ОАЭ пожертвовали Интерполу 54 миллиона долларов, что примерно равно взносам всех других стран-членов. Генеральный секретарь Интерпола Юрген Шток заявил, что Интерпол создал целевую группу для рассмотрения запросов «еще более интенсивно».
Споры о красных уведомлениях
Интерпол издал новую политику в отношении беженцев в 2015 году, согласно которой не следует выдавать красное уведомление в отношении беженца, если оно было запрошено страной, из которой беженец первоначально бежал.
Китай использовал красные уведомления для репатриации уйгуров по всему миру, хотя некоторые из них были отменены после проверки.
Комиссия по контролю за файлами Интерпола
Комиссия по контролю за файлами Интерпола (CCF) является независимым контролирующим органом. Он действует в соответствии с рядом официальных правил и документов и выполняет три основные функции:
В 2008 году Генеральная ассамблея Интерпола проголосовала за внесение поправок в конституцию Интерпола, чтобы интегрировать CCF в его внутреннюю правовую структуру, тем самым гарантируя его независимость.
Однако наиболее заметной функцией CCF является рассмотрение юридических петиций, поданных отдельными лицами с просьбой об отмене красных уведомлений. Такие петиции, как правило, принимаются только тогда, когда считается, что красное уведомление нарушает Конституцию Интерпола либо потому, что оно нарушает Всеобщую декларацию прав человека, либо потому, что оно было направлено по политическим, религиозным, военным или расовым причинам. В интервью журналу Forbes Africa Magazine в июле 2013 года ведущий международный адвокат Ник Кауфман заметил, что CCF может занять несколько месяцев, чтобы вынести решение по такой петиции, добавив, что контрольный орган «не обязан приводить причины своего решения и нет права на обжалование «.
«Красное уведомление» от диктатора. Как автократии используют Интерпол и как человеку защитить себя
Для преследуемого оппозиционного политического активиста бегство в другую страну далеко не всегда означает спасение. Наручники на его запястьях могут защелкнуться и на территории «свободного мира» – при прохождении паспортного контроля в аэропорту или даже возле вновь обретенного дома.
Так происходит потому, что Интерпол не всегда способен отфильтровать розыскные уведомления, которые шлют ему карательные органы диктатур.
Злоупотребление «красными уведомлениями»
Белоруса Макария Малаховского, вынужденного уехать в Польшу из-за угрозы политически мотивированного уголовного преследования, польские полицейские задержали вечером 12 сентября. В отделении полиции Малаховскому сказали, что он находится в базе розыска Интерпола. Макарий был помещен туда по запросу белорусских силовиков. К счастью для политбеженца, ситуация быстро разрешилась в его пользу.
При посещении различных европейских государств у политбеженцев, спасающихся от авторитарных режимов, действительно могут возникнуть проблемы. Причина – членство евразийских автократий в Интерполе. Международную полицейскую организацию, созданную для борьбы с преступностью, постоянно пытаются использовать в своих интересах диктаторские режимы, в том числе Минск и Москва.
«Россия пользуется польским правосудием для преследования людей»: правозащитница про задержание бурятского юриста
Бюрократическая структура Интерпола далеко не всегда способна должным образом фильтровать требования недемократических стран по поиску и задержанию диссидентов. Одним из первых громких дел, связанных с розыском российского оппозиционера по линии Интерпола, было дело Алексея Макарова.
Антикремлевский политический активист Макаров в 2013 году получил статус политбеженца в Швеции. Но вскоре после получения этого шведского статуса он посетил Германию, где был задержан местной полицией по арестному уведомлению Интерпола. Несколько недель оппозиционер провел в камере изолятора, пока немецкие власти разбирались в сути его дела и коммуницировали с властями Швеции. В конце концов Макаров был освобожден.
Требования исключить Россию из Интерпола
Еще проще автократиям злоупотреблять доверием Интерпола, когда диссиденты оказываются вне Европы. Едва не закончилась выдачей России поездка из Украины в Индонезию осенью 2020 года активиста Михаила Орешникова. Орешников был в эмиграции с 2014 года, поселился в Украине и даже получил украинское гражданство, но на своей исторической родине был в розыске. Индонезийские правоохранительные органы арестовали Орешникова «по линии Интерпола», двадцать дней он провел в камере. Активист мог отправиться в Россию в наручниках, но все же был спасен усилиями своего адвоката и МИДа Украины.
Периодически звучат требования исключить Россию из Интерпола за регулярные нарушения устава организации. В 2018 году с таким требованием выступил основатель фонда Hermitage Capital Уильям Браудер, которого российские власти часто пытались арестовать через интерполовские структуры. За исключение России высказывались и бизнесмены из «списка Титова», покинувшие страну из-за обвинений в экономических преступлениях.
В 2018 году ряд американских сенаторов также высказывался о необходимости ограничить Россию в праве на использование так называемых красных уведомлений в связи с тем, что Россия активно злоупотребляет этим инструментом. Сенаторы рекомендовали генпрокурору США в координации с министром внутренней безопасности использовать влияние Соединенных Штатов для ограничения и пресечения злоупотреблений властями РФ механизмами Интерпола, включая временный запрет на использование Россией «красных уведомлений».
Белорусские силовики пытаются обманывать Интерпол
Международная репутация белорусских властей куда более однозначна, чем репутация Кремля. Как правило, Интерпол отказывает силовикам минского режима в заведении розыскных дел на оппозиционеров. Но и тут, как в случае с Макарием Малаховским, могут быть неприятные неожиданности.
По данным BYPOL (объединение белорусских силовиков, оппозиционных режиму Лукашенко. – Ред.), МВД Беларуси постоянно пытается обмануть Интерпол, искажая суть обвинений в отношении участников протестов. Офицеры МВД (в том числе официальные представители Беларуси в Интерполе) знают, что статья 3 Конституции Интерпола определяет запрет на международное полицейское сотрудничество в делах, которые имеют политическую составляющую.
В Беларуси хотят сажать в тюрьму за призывы к санкциям
Хотя Лукашенко постоянно заявляет, что в Беларуси нет политзаключенных, его силовики осознают, что политзаключенные есть. Сотрудники МВД, прикомандированные к офису Интерпола, в телефонных переговорах друг с другом (записи есть в распоряжении BYPOL. – Ред.) сетуют, что «генсек [Интерпола] не берет этих товарищей [преследуемых оппозиционеров]».
«Политический характер явный», – говорит о преследовании противников Лукашенко один из сотрудников белорусского национального бюро Интерпола Дмитрий Медведев в беседе с начальником розыскного отделения одного из минских РУВД.
Исследователи из BYPOL отмечают, что Минск использует Интерпол не только для того, чтобы объявлять оппозиционеров в розыск. По их данным, структуры МВД Беларуси ежедневно шлют в офис Интерпола запросы о белорусах, находящихся за пределами страны: об их телефонных номерах и банковских счетах, адресах и многом другом.
По мнению сотрудников BYPOL, Интерпол, чья политика строится на доверии к национальным полицейским ведомствам, даже не подозревает, что передает сведения по политически мотивированным уголовным делам.
Способ защитить себя от политического преследования через Интерпол
Но несмотря на регулярные нарушения устава Интерпола и попытки использования этой организации для политических преследований, и Россия, и Беларусь продолжают быть ее членами – как и десятки других диктатур по всему миру.
Теоретически столкнуться с задержанием по интерполовскому розыску может любой политический эмигрант. А дальше уже задачей правозащитников, адвокатов и журналистов будет недопущение его выдачи домой на расправу. Хотя стоит отметить, что основной метод интерполовского контроля – так называемое красное уведомление в отношении какого-либо человека – не является международным ордером на арест.
Правоохранительные органы каждой страны самостоятельно решают, как быть с человеком, попавшим в базу Интерпола с «красным уведомлением», опираясь на национальное законодательство и особенности конкретного кейса. Но обезопасить себя можно только если самому принять превентивные меры – и такая возможность есть.
Каждый человек имеет право самостоятельно первым обратиться в Интерпол и сообщить о возможном необоснованном уголовном преследовании с задействованием каналов организации. Такое обращение позволит человеку быть в курсе действий страны-преследователя, обратившейся в Интерпол с целью международного розыска. Если человек подаст превентивный запрос и обоснует его, Интерпол обязан будет при попытке выставления страной-преследователем «красного уведомления» это уведомление заблокировать и проинформировать преследуемое лицо.
Впрочем, помимо «красного уведомления» в арсеналах автократий есть еще один способ преследования своих оппонентов с использованием Интерпола. Это публикация розыскного «циркуляра-диффузии». Такой циркуляр имеет силу, аналогичную «красному уведомлению», но направляется напрямую конкретной стране или нескольким странам. Механизм «циркуляра-диффузии» позволяет государству — инициатору розыска обходить длительную процедуру публикации «красного уведомления» через Генеральный секретариат Интерпола и моментально внести человека в базу Интерпола.
«Красный угол», предэкстрадиционный арест или что такое Интерпол
В конце 80–х годов прошлого столетия открытие границ и упрощение порядка выезда граждан за рубеж послужило определенным толчком как к очередному витку развития международного партнерства в экономической сфере, так и созданию новых криминальных связей у преступных элементов. Тогда-то и назрела необходимость укрепления взаимодействия с иностранными полицейскими структурами и в 1990 году Советом Министров СССР принято решение о вступлении СССР в Международную организацию уголовной полиции – Интерпол.
Официальный день создания Национального центрального бюро Интерпола МВД России – 27 сентября 1990 года. Территориальное подразделение Интерпола в Управлении внутренних дел Амурской области создано в феврале 1998 года.
О том, как полицейские задерживают граждан, находящихся в международном розыске, об особенностях работы по линии Интерпола с учётом геополитического положения региона рассказала в интервью газете «Телепорт» старший оперуполномоченный по особо важным делам направления НЦБ Интерпола УМВД России по Амурской области майор полиции Алла Коновал.
— Алла Григорьевна, что такое Интерпол, какова роль подразделения НЦБ Интерпола регионального УМВД в борьбе с преступностью?
— «Красный угол» обозначает установление местонахождение опасных и особо опасных преступников, скрывающих за рубежом, с целью их ареста и дальнейшей выдачи иностранному государству, выпустившему данный циркуляр. Есть примеры по задержанию таких лиц, скрывавшихся в нашем регионе?
— В текущем году на территории Амурской области задержано 3 иностранных гражданина, разыскиваемых НЦБ Интерпола иностранных государств в целях ареста и выдачи. В декабре – гражданин Республики Казахстан, скрывшийся от досудебного расследования и покинувший территорию своего государства. Ранее – два гражданина Китайской Народной Республики. Стоит отметить, что у нас налажено очень хорошее, конструктивное взаимодействие с правоохранительными органами КНР в рамках приграничного сотрудничества. Благодаря этому нам удаётся оперативно получать необходимую информацию, копии документов, необходимых для решения вопросов, связанных с задержанием разыскиваемых лиц в целях дальнейшей выдачи иностранному государству. В августе текущего года сотрудниками подразделением НЦБ Интерпола и управления уголовного розыска областного УМВД установлено местонахождение 39-летнего гражданина КНР, объявленного в международный розыск за участие в массовой драке и преднамеренное нанесение телесных повреждений. Злоумышленника задержали при попытке покинуть территорию г. Благовещенска. А в установлении его 48-летнего соотечественника нам оказали помощь сотрудники другого ведомства. Данный иностранный гражданин разыскивался за совершение преступления, предусмотренного ст. 274 Уголовного кодекса Китайской Народной Республики (вымогательство в особо крупном размере). Оба задержанных в настоящее время находятся под предэкстрадиционным арестом.
— О плодотворном сотрудничестве свидетельствует и благодарственное письмо на имя начальника регионального УМВД генерал-майора полиции Константина Носкова от официального представителя Министерства общественной безопасности КНР при Генеральном Консульстве КНР в г. Хабаровске Управляющего – 1 ранга Хао Иннаня. В письме отмечены положительные результаты работы подразделения НЦБ Интерпола регионального УМВД по задержанию двух подозреваемых в совершении преступления граждан КНР. А насколько эффективно УМВД России по Амурской области задействует имеющиеся ресурсы Интерпола для розыска злоумышленников, скрывающихся от наших правоохранительных органов за рубежом?
— Приведу пример, чтобы не быть голословной. В этом году УМВД России по Амурской области объявлен в международный розыск гражданин Российской Федерации, обвиняемый в применении насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении представителя власти. Генеральным секретариатом Интерпола по запросу российской стороны было издано уведомление с «красным углом». Сотрудники областного управления уголовного розыска выяснили, что фигурант вылетел за рубеж, используя чужие документы. То есть фактически получалось, что официально наш разыскиваемый границу не пересекал. Не смотря на принятые злоумышленником меры конспирации, наши оперативники определили его возможное местонахождение. Полицейские органы Республики Армения оперативно организовали мероприятия по установлению разыскиваемого лица. В результате он задержан на территории данного государства, передан правоохранительным органам Российской Федерации и доставлен в Амурскую область.