Красное вино символ чего

Словарь символов

ВИНО в традиционной символике лишь редко рассматривалось в связи с опьянением, но представляло (так как обычным было употребление его с водой) подлинно «духовный напиток», наполненную жизненным огнем жидкость. В некоторых культурах (ди онисийсковакхических) обычай употребления вина сверх меры был культово закреплен, поскольку считалось, что в экстазе опьянения можно достигнуть единения с божеством. Вино должно было разрушать всякое колдовство («истина в вине»), срывать маски лжи, а также услаждать покойных, если им приносить жертву посредством возлияния земле, сквозь которую оно может просочиться к ним.

Как «кровь гроздьев винограда» вино часто рассматривается в тесной связи с кровью и не только в христианском святом причастии. В описываемом смысле оно могло заменять жертвоприношение кровью, которое приносилось мертвым. Культура виноградной лозы на Востоке и в Египте очень стара (она обнаружена уже ок. 3000 г. до н. э. и называлась «эрпи»; темные виноградные гроздья обозначались как «глаза Гора» — бога света). Праздники в этих культурах никогда не обходились без вина (первым чудом, сотворенным Иисусом на «свадьбе в Кане», было превращение воды в вино). В средневековой символике часто проводилось сравнение Христа с виноградной лозой, а его учеников — с ее ветвями.

Крест и древо жизни нередко изображаются как виноградные лозы, а сбор винограда — как символ Страшного суда в конце времен. В отрицательном смысле описывается чрезмерное опьянение в связи с опьянением Ноя, причем непочтительность его сына Хама расценивается как предвосхищение такого же поведения солдат, которые арестовали Иисуса на Масличной горе. В средневековом сборнике новелл «Геста Романорум» (ок. 1300) об этом говорится так: «Ной нашел дикий виноград, который называли лаб руска — по меже (лабра) между пашней и дорогой. Так как этот виноград был кислый, он взял кровь четырех животных, а именно: льва, агнца, свиньи и обезьяны, смешал ее с землей и сделал из этого навоз, который он положил на корни дикого винограда. Так благодаря этой крови виноград стал сладким…

Благодаря вину многие люди становятся львами, обнаруживая гнев, и потому теряют голову. Некоторые становятся стыдливыми, как ягнята, другие превращаются в обезьян вследствие любопытства и безоглядной веселости, которые у них появляются». О «свинских» последствиях опьянения текст не говорит ничего, поскольку этого рода воздействие и без того хорошо было известно. Для Хильдегард Бинген ской (1098—1179) вино имеет большое значение в качестве лечебного средства, но также и как символ. Она связывает это с библейским рассказом о Ное и пишет: «Как только принесла земля, удобренная ранее кровью Авеля, сок нового винограда, мудрость снова начала свою деятельность». Злоупотребление вином, несмотря на его негативное действие, всетаки придает его оглушающей силе большую тайну.

Красное вино символ чего. Смотреть фото Красное вино символ чего. Смотреть картинку Красное вино символ чего. Картинка про Красное вино символ чего. Фото Красное вино символ чегоВино: Виноград как символ терпеливого ожидания. Эмблема на меди. В. X. фон Хохберг, 1675 г.

Согласно другой версии, его посох увлажнился от слез сострадания, зазеленел и дал побеги, и плоды его были как слезы ангела, круглые и сладкие. Однако дьявол Иблис напустил посредством колдовства на это растение порчу, и поэтому виноград стал, несмотря на свое происхождение как дара ангела, лишенным благодати. Хотя его потребление и сегодня строго запрещено всем верующим, однако в раю особо избранные пьют «вино, которое запечатано мускусом, пробуждающим жажду так, что они постоянно взывают к нему.

Красное вино символ чего. Смотреть фото Красное вино символ чего. Смотреть картинку Красное вино символ чего. Картинка про Красное вино символ чего. Фото Красное вино символ чегоВино: Пьяный Силен на осле. В. Картари, 1647 г.

И вино смешивается с водой источника Тасмин, из которого пьют приближенные Аллаха, его избранные». Также в райском потоке течет «вино, которое пьющим восхитительно по вкусу, но они не напиваются допьяна». В глубиннопсихологической символике сновидений, согласно Эппли, появление вина свидетельствует о встрече с духовнодушевным содержанием личности, а не об «алкоголе» в реальном смысле. «Религиозные переживания возвышают вино до подобия божественной крови. Вино — это возбуждение и сила духа, которые преодолевают земную тяжесть и окрыляют фантазию…

Там, где золотое или темнокрасное вино сверкает в хрустальном бокале мечты, там есть положительность и значительность жизни. Чудо вина, увиденное из души, — это божественное чудо жизненного превращения растительного земного бытия в окрыляющий дух». В Восточной Азии (Япония) западному вину соответствует рисовая водка «сакэ», собственно, скорее разновидность пива с высоким содержанием алкоголя (12—16%). Она служит в качестве ритуального напитка при праздновании свадеб и Нового года, а также как символ закрепления заключенных договоров и ее пьют из маленьких лакированных красных деревянных чашечек.

Источник

«Вино веселит сердце человека», но скольким пострадавшим от пьянства уже не до веселья. Чего больше приносит вино в нашу жизнь: добра или зла? Может быть, христианам лучше придерживаться «сухого закона»? О том, что думает по этому вопросу Церковь, корреспондент «НС» диакон Федор Котрелев беседовал с иереем Даниилом Сысоевым.

Красное вино символ чего. Смотреть фото Красное вино символ чего. Смотреть картинку Красное вино символ чего. Картинка про Красное вино символ чего. Фото Красное вино символ чего

Брак в Кане Галилейской. Мозаика. XIV век. Церковь монастыря Хора (Кахрие-Джами), Константинополь

Какое вино употребляется для Евхаристии? Важны ли здесь сорт винограда, марка, крепость, цвет? Насельник Данилова монастыря иеромонах Гермоген (Ананьев) рассказал корреспонденту «НС» Максиму Петрову о том, какие вина сегодня используются в Русской Православной Церкви, и в частности в Даниловом монастыре:

— С древности классическим вином для Евхаристии считается сухое вино. Церковными правилами утверждено, что для Евхаристии должно использоваться красное не прокисшее вино, полученное от виноградной лозы. Насчет крепости и сладости никаких установок нет. Когда эти правила писались, красные виноградные вина были только сухими (без перегонки красное виноградное вино не может быть очень большой крепости). Были еще крепкие напитки из разряда водок, которые к винам не относились. Таким образом, крепость и сладость церковного вина принципиального значения не имеют.

Гораздо важнее цвет. Он должен быть красный, так как это вино претворяется в Кровь Христову. Возможно, именно густота цвета повлияла на то, что в России сложилась традиция в качестве церковного вина применять кагор. Это тоже вино из чистого виноградного сока, из сладких сортов винограда. В классические качественные кагоры не добавляется ни сахар, ни спирт. Его сладость достигается за счет содержащегося в винограде сахара, а не за счет сахарной добавки. Настоящий кагор при разбавлении водой (а при Евхаристии в Святую Чашу добавляется горячая вода) сохраняет цвет, вкус и аромат, чего не скажешь о сухих винах (не та концентрация). Тем более о поддельных кагорах. Большинство наших кагоров – молдавского производства. Они недорогие, и если это не поддельное вино, то весьма неплохого качества. Крымских настоящих кагоров очень мало. Но и они возможны для богослужения.

Какое именно вино покупать, зависит от желания настоятеля храма или монастыря и от их финансовых возможностей. В большинстве наших храмов покупают вина молдавские или крымские. Данилов монастырь покупает разное вино, главные критерии – это качество и приемлемая цена. Отбором вина для богослужения в монастыре занимается ризничий, как правило, вместе с келарем (в зависимости от ситуации). Сегодня нельзя доверять красивым этикеткам на бутылках и заверениям поставщика обманывают, к тому же качество вина под одной этикеткой постоянно меняется даже у одних и тех же продавцов. Поэтому перед закупкой партии вина его обязательно дегустируют.

— Почему в Евхаристии используется именно вино? В чем священный смысл вина?

Красное вино символ чего. Смотреть фото Красное вино символ чего. Смотреть картинку Красное вино символ чего. Картинка про Красное вино символ чего. Фото Красное вино символ чего– Вино для христиан является особым веществом. Это, с одной стороны, плод рук человеческих, а с другой – дар Божий. Бог дал человеку виноградную лозу, человек превратил ее в некое вещество, которое веселит его сердце.

Отцы Церкви называют состояние богообщения «духовным опьянением». Это состояние, когда человек похищается из этого мира и попадает в мир Бога, забывая обо всем существующем, пребывая в неземной радости, как апостолы после схождения на них Святого Духа в день Пятидесятницы. В некотором смысле то состояние, которое дает вино, становится метафорой состояния богообщения. Именно метафорой, образом, потому что, конечно, с помощью вина достичь Царства Божия не получится. Ведь образ – не подлинник.

Вино употреблялось людьми с начала человеческой истории. Ветхозаветная Церковь использовала вино во время жертвоприношений. А в Новозаветной Церкви таинство Евхаристии, сердцевина нашей духовной жизни, совершается на чистом виноградном вине. Вино также используется и на Всенощном бдении, и во время таинства Соборования. Освящается по церковному чину виноград и сами виноградники. Есть даже специальная молитва о благословении вина за трапезой. Нужно, чтобы Господь благословил нашу радость, которая так же Ему угодна.

— В церковных лавках часто можно видеть освященное вино. Стоит ли христианам покупать и употреблять именно это вино? Важно ли, что вино освящено?

– Я не думаю, что имеет принципиальное значение место, где куплено вино: в церковной лавке или простом магазине. Освящается вино потому, что, как говорит апостол Павел: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10, 31). Известно благотворное влияние чистого виноградного вина на здоровье человека: оно является кроветворным средством и хорошим лекарством, поддерживает, как говорит Церковь, «внутреннюю теплоту». А где оно куплено – это уже второй вопрос. Можно купить в любой лавке вино и освятить в церкви, не будет разницы.

— С вином, особенно в нашей стране, связано много проблем. Регламентирует ли Церковь количество вина, которое можно употребить?

– Количество и порядок употребления вина регламентирует церковный Устав. В Уставе говорится, что в определенные праздники употребляется вино в размере от одной до трех красовуль.

— А что такое «красовуля»?

– Одна красовуля – это 125 граммов вина. Но когда определялась эта мера, виноградное вино было довольно густым и обычно его пили разбавленным, поэтому с водой получалось около 375 граммов. Такая мера предусмотрена церковным Уставом. Это немного, сейчас позволяют себе выпить и больше. Люди все разные, и потому каждый должен определить свою меру. Грех будет в том случае, если человек напьется. Священное Писание очень жестко осуждает такого человека. В своих притчах говорит царь Соломон: «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного» (Прит. 23, 29-30). В Евангелии про злоупотребление вином четко сказано: «…пьяницы Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:10).

— Типикон не делает разницы между видами спиртных напитков и все называет вином. Но существует не только вино, но и крепкие напитки. Как вы считаете, православные христиане могут употреблять крепкие спиртные напитки?

— Ну, например, на Афоне, в месте, известном строгостью жизни, приходящему в монастырь всегда подносят рюмку водки. Так же и на Синае. Конечно, крепкие напитки не запрещены. Один мой друг, священник и врач, говорил, что водка, но не более 50-70 граммов, не страдающему алкоголизмом может быть полезна для здоровья. Но это касается только небольшого употребления крепких спиртных напитков. Напиваться нельзя! Важно, чтобы было радостно, но не должно быть помутнения рассудка. Это граница, за которую мы не имеем права переходить. Человек должен оставаться трезвомыслящим. Святой Силуан Афонский говорил: «Как определить: объелся ты или нет? Если после того, как встаешь от трапезы, хочется молиться, значит, не объелся. А если хочется заснуть, забыться и не молиться, значит, ты объелся». То же самое касается и вина.

Троице-Сергиева лавра не покупает вино у посредников. Главному виночерпию Лавры игумену Харитону (Чекану) известны производители в Молдавии, изготавливающие вино домашним способом, с соблюдением всех секретов, переданных их отцами и дедами. Вот что отец Харитон рассказал нашему корреспонденту Алексею Ордынскому:

Красное вино символ чего. Смотреть фото Красное вино символ чего. Смотреть картинку Красное вино символ чего. Картинка про Красное вино символ чего. Фото Красное вино символ чего

– Вино, которое мы покупаем для Евхаристии, как правило, делают из сорта винограда каберне. Это лучшее молдавское вино (я родился в Молдавии и точно это знаю) и по насыщенности цвета, и по уровню качества. Поэтому «Каберне» – самое популярное вино в Молдавии. Крепость вина для Евхаристии не превышает 12 процентов. Из Молдавии вино привозится в специальной таре и уже в монастыре разливается по дубовым бочкам (200 и 500 литров). Хорошая бочка может служить до 70 лет. Монастырское вино хранится в подвале Пивной башни (не от слова «пиво», а от слова «питье») при температуре 7-9 градусов. Несмотря на то, что мы полностью доверяем нашим виноделам, перед покупкой я и два моих помощника из келарской службы обязательно дегустируем каждую партию. Для определения качества вина опытному дегустатору достаточно одного глотка.

А молдавские монастыри делают вино для Евхаристии сами. Даже если у монастыря нет своих виноградников, монахи покупают виноград. Перед началом изготовления вина в монастыре обязательно служится молебен.

Я думаю, что российская традиция использовать в качестве богослужебного вина кагор связана с проблемами доставки вина из южных окраин империи. Если сухое вино везти неделю, оно может прокиснуть, а в мороз – замерзнуть. Кагор же более устойчив к температурным колебаниям и транспортировке.

— Можно ли пить вино и водку в пост?

– Типикон не проводит никакого разделения между спиртными напитками по крепости, употребление водки регламентируется (кроме объема) теми же правилами, что и употребление вина. Но если, например, человек замерз Великим постом, я не думаю, что будет тяжким грехом, если он выпьет рюмку водки, чтобы согреться. Точно так же если у человека малокровие – не будет греха, если он выпьет бокал красного вина для укрепления сил. Но поскольку вино является знаком радости, а пост – временем печали о наших грехах, в посты, особенно в Великий, вино употребляется только в праздничные дни: субботу и воскресенье.

— Не секрет, что русскому человеку меры держаться непросто. А от последствий ее нарушения страдают и сами нарушители, и их родственники. Может быть, православным вообще лучше «не употреблять»? Особенно в такие ответственные дни, как свадьба?

– Были такие православные – комсомольцы их звали. Они говорили про «безалкогольные свадьбы», до сих пор помню.

— Бывают и настоящие православные «сухие» свадьбы. Я лично сам недавно на такой присутствовал.

— Бывает такое абсолютное отвержение вина, если, например, пили родители. И человек не пьет ни при каких случаях. Это разумное решение?

– В этом есть нечто справедливое. Дело в том, что у алкоголиков, не просто пьющих, а именно алкоголиков, тех людей, которым поставили этот диагноз, уже другая физиология. В восьми процентах случаев у детей, рожденных в семьях алкоголиков, фермент, расщепляющий алкоголь, не вырабатывается или вырабатывается в недостаточном количестве. Поэтому для такого человека, безусловно, принятие алкоголя крайне опасно.

– А есть люди, которые говорят: «Я настолько не принимаю алкоголь, что боюсь причащаться».

— Да, была такая секта енкратитов. Церковь их осудила еще во втором веке. Вообще вокруг вина, мяса, красивых одежд существует множество суеверий, которые на самом деле являются воспроизведением древних ересей. Например, у манихеев, гностической христианской ереси, обесценивающей земную жизнь, считавшей злом весь материальный мир и его Творца, был даже обряд проклятия вина и хлеба, потому что это – плод рук Творца: «не я тебя сажал, не я тебя растил». И они проклинали всех, кто пьет вино.

Я вообще думаю, что все эти запреты на употребление вина – исключительно от врага. Потому что неслучайно даже в исламе вино запрещено, а наркотики – нет.

— Как вы объясняете и расцениваете отказ от спиртного в инославных христианских деноминациях?

– У инославных христианских деноминаций некоторых направлений, например баптистов, это может быть связано с тем, что они просто не знают, чем заняться. Им неизвестна технология борьбы со страстями, поэтому они пытаются, как говорил святитель Николай Японский, заместить духовную активность активностью внешней. Превратить собрание христиан в клуб трезвенников. Их пафос в том, что вот раньше я был грешником пьяницей и наркоманом, а сейчас все бросил, ничего больше не употребляю и этим горжусь.

Второй момент: происхождение протестантизма тесно связано с манихейством, которое в средневековой Европе проявилось в религиозных движениях альбигойцев (катар), осужденных позднее католической Церковью. Альбигойцы вина не употребляли, проповедовали крайний аскетизм, притом что отвергали догмат о триединстве Бога, церковные таинства, почитание креста, икон.

– Человек за рулем, летчик, шахтер, врач и люди других профессий риска после работы обычно «снимают напряжение», выпивают. Появляется привычка – прийти домой и выпить сто грамм. Эта та самая мера, чтобы восстановить равновесие, или это злоупотребление?

— Снять усталость можно, но в этом есть очень большая опасность того, что эта привычка может привести к зависимости. Усталость часто вызывает депрессию, а депрессия приводит к алкоголизму. И в медицине, и в христианстве известно, что пьянство рождается от уныния. И поэтому надо очень беречься этой опасности. Тем более водителю, который, выезжая на дорогу в пьяном виде, совершает двойной грех: рискует и своей жизнью, и жизнью окружающих.

Источник

Вино – это не вода. Символическое значение вина

Вино – вещь полезная в радости и в горе, в богатстве и в бедности, в здравии и в болезни. Вопрос в тонкой грани соблюдения меры.

«Больше пейте, меньше закусывайте. Это лучшее средство от самомнения и поверхностного атеизма», – советовал Венедикт Ерофеев в «Москва-Петушки».

Красное вино символ чего. Смотреть фото Красное вино символ чего. Смотреть картинку Красное вино символ чего. Картинка про Красное вино символ чего. Фото Красное вино символ чего
Умеренность и Невоздержанность. Мастер Дрезденского молитвенника. Ок. 1475-1480. Музей Гетти, Лос-Анджелес, США / Master of the Dresden Prayer Book, illuminator (Flemish, active about 1480-1515). The Temperate and the Intemperate, about 1475-1480, Tempera colors and ink on parchment. Leaf [cutting]: 17.5 x 19.4 cm. Justification: 28.5 x 20.2 cm. The J. Paul Getty Museum, Los Angeles, Ms. 43, recto. Source
Эта иллюстрация из рукописи 15 века «Достопамятные деяния и изречения римлян» – сборника рассказов о древних обычаях и героях, написанного в I веке нашей эры Валерием Максимом. Сочинение Валерия Максима /Valerius Maximus (l в. н.э.) «Factorum et dictorum memorabilium libri novem» широко использовалось в средние века в качестве учебника риторики. Данная миниатюра – из французского перевода латинского текста, сделанного для Яна Краббе /Jan Crabbe, настоятеля цистерцианского аббатства в Дёйнен /Duinen, что к югу от Брюгге.

Иллюстрация «Умеренность и Невоздержанность» располагалась в начале второй книги, повествующей о морали и обычаях. Слева изображены Валерий Максим, одетый в синее и император Тиберий, которому посвящена книга. В просторном обеденном зале Валерий указывает Тиберию на разнузданных и несдержанных крестьян, веселящихся за ближним столом. Они пьют, размахивают руками, падают, засыпают от употребленного алкоголя. В отличие от простолюдинов, знатные граждане за дальним столом являют пример воздержанности и трезвости, их фигуры прямые, они упорядочено восседают за столом, едят с большим достоинством. Через этот контраст, видимо, показано, что дворяне-нобилитет по природе своей умеренные и благородные, хотя такая интерпретация не вытекает из текста античного автора. Тем не менее, руками остроумного художника, дурной пример радостных крестьян выглядит более привлекательным.

2.
Красное вино символ чего. Смотреть фото Красное вино символ чего. Смотреть картинку Красное вино символ чего. Картинка про Красное вино символ чего. Фото Красное вино символ чего
Другой вариант изображения Невоздержанности к сочинению Валерия Максима «Достопамятные деяния и изречения». Фландрия, около 1455. Национальная библиотека Франции, Париж / Bibliothèque nationale de France, Département des manuscrits, Français 6185, fol. 51. Titre: «VALERIUS MAXIMUS, translaté de latin en françoys par. maistre SYMON DE HEDIN» et par NICOLAS DE GONESSE. 1401-1500, manuscrit. Langue: Français. Source.
«Некогда римские женщины не знали употребления вина, без сомнения, из-за страха перед последующем бесчестьем, поскольку дальнейшие шаги приводили, по воле отца Либера, к незаконной связи», – сообщает Валерий Максим в «Достопамятных деяниях и изречениях». Либер в римской мифологии – древний бог плодородия, отождествлявшийся с Вакхом /Дионисом. [1]

Действительно, вино – это источник воодушевления, энергии и опьянения. Слабого оно делает сильным, трусливого – храбрым, молчаливому развязывает язык, нерешительного толкает на отчаянные поступки, бездарного делает поэтом.

3.
Красное вино символ чего. Смотреть фото Красное вино символ чего. Смотреть картинку Красное вино символ чего. Картинка про Красное вино символ чего. Фото Красное вино символ чего
Ноев ковчег во время Всемирного потопа / Noah’s Ark; Unknown; England, East Anglia, Europe; illumination about 1190; written about 1490; Tempera colors and gold leaf on parchment; Leaf: 11.9 x 17 cm; 2008.3.10. The J. Paul Getty Museum, Los Angeles, Ms. 101, fol. 10. Source
И вино – это не вода. Вода – двойственный символ. С одной стороны, она несет с собой ясность, трезвость, спокойствие и как бы консервирует устойчивость и статику. С другой стороны, за ее безмятежной ясностью скрыта ее глубина, опасная для жизни. Пророк Иона, брошеный в море и проглоченный китом, восклицал: «объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня. » [Иона: 2. 6].

Вода – один из четырех первоэлементов мира. Греческий философ VI века до н.э. Фалес считал, что вода – первооснова всего. Мифы многих народов утверждают, что вода существовала до сотворения мира и будет существовать после его гибели.

4.
Красное вино символ чего. Смотреть фото Красное вино символ чего. Смотреть картинку Красное вино символ чего. Картинка про Красное вино символ чего. Фото Красное вино символ чего
Тайная вечере. Деталь алтаря / Altarpiece detail. Jan de Molder, Antwerp, 1513-1514. via
Вино же – древний символ плодородия и знак, отождествляемый с кровью человека. Красное вино выступает как символ крови, жидкости, несущей с собой жизнь. Вино – это также символ жертвоприношения, жертвы. Во время причащения христиане пьют вино, смешанное с водой, что символизирует двойную – божественную и человеческую природу Христа.

5.
Красное вино символ чего. Смотреть фото Красное вино символ чего. Смотреть картинку Красное вино символ чего. Картинка про Красное вино символ чего. Фото Красное вино символ чего
Апостол подливает вина своему товарищу. Тайная вечере. Деталь алтаря / Altarpiece detail. Jan de Molder, Antwerp, 1513-1514. via
Наиболее ранние свидетельства мифологического тождества вина и крови обнаруживаются в древнехеттских ритуалах и среднехеттских текстах присяги воинов, где совершающий обряд, возливая вино, восклицает: «Это – не вино, это – кровь ваша».

Продолжение с сохранением тех же словесных формул и переосмысление ближневосточной традиции, сказавшейся также и в гностических книгах, обнаруживается в христианской мифологии – в словах Иисуса Христа, взявшего чашу вина и сказавшего: «сие есть кровь моя» [Матф. 26, 28].

6.
Красное вино символ чего. Смотреть фото Красное вино символ чего. Смотреть картинку Красное вино символ чего. Картинка про Красное вино символ чего. Фото Красное вино символ чего
Юноша помогает перебравшему симпосиасту поправить здоровье. Эта картинка открывалась на дне чаши, когда из нее выпивалось вино во время пиршества. Все-таки греки – великие мастера изобразить деликатные сцены пристойно и красиво, а в данном случае – еще и как напоминание о технике безопасности. Краснофигурный килик, около 500-470 г.г. до н.э., Датский национальный музей, Копенгаген / Greek kylix from ca. 500-470 BC. National Museum of Denmark. The musician helps to an aristocrat man, who suffer the wine impact. Килик целиком
Соотнесение вина и крови прослеживается также в древнем культе угаритского бога (Смерть-и-Зло), которого срубают, как лозу в винограднике, и в греческом культе Диониса, мистерии которого предполагают разрывание божества на части. Наряду с Дионисом в греческой мифологии в качестве воплощения вина выступает также Зевс Сотер /«Хранитель», «Спаситель».

7.
Красное вино символ чего. Смотреть фото Красное вино символ чего. Смотреть картинку Красное вино символ чего. Картинка про Красное вино символ чего. Фото Красное вино символ чего
Египетское виноделие. via
Образ вина, символизирующий радости жизни, в т.ч. и в погребальных текстах, характерен для египетской, вавилонской и других ближневосточных традиций.

9.
Красное вино символ чего. Смотреть фото Красное вино символ чего. Смотреть картинку Красное вино символ чего. Картинка про Красное вино символ чего. Фото Красное вино символ чего
Вино в Персии. via
Вино, способствуя творчеству и трансформации веществ, оказывается алхимическим катализатором, но тайна его непостижима. Ученый, писатель и Великий Шейх суфиев Идрис Шах (1924-1996) цитирует суфийского учителя, сказавшего: «Вино состоит из воды, сахара, фруктов и цвета. Вы можете смешать эти компоненты, но вина у вас не получится». С другой стороны, многие отмечают коварство вина, способного подвести даже испытанных духовных бойцов, что уж говорить о недуховных.

10.
Красное вино символ чего. Смотреть фото Красное вино символ чего. Смотреть картинку Красное вино символ чего. Картинка про Красное вино символ чего. Фото Красное вино символ чего
Персидский художник Муин Мусаввир (1617-1708). Влюбленные и служанка. 1696 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург. via
Таджикский поэт Рудаки (около 858-941) пишет о винном коварстве:
«Девичья красота и музыка с вином
Низвергнут ангела, смутив его грехом».

Вино у великого суфия и мистика Омара Хайяма (1048-1131) – агент мистического опьянения. Опьянение дает человеку возможность войти в экстатическое состояние, приближающее к богу. У суфиев виноград характеризует низшую ступень – стоянку, макаму на пути продвижения к Богу, вино – высшую. Между ними – мистический путь, о котором Омар Хайям говорит:
«Лишь состояние меж трезвостью и хмелем
Ценю я – вне его для нас блаженства нет».

11.
Красное вино символ чего. Смотреть фото Красное вино символ чего. Смотреть картинку Красное вино символ чего. Картинка про Красное вино символ чего. Фото Красное вино символ чего
Плитка с изображением винограда. Архитектурный элемент. Сирия. Османский период. Конец 16 века / Tile with Grapes and Vine Leaves. Architectural Element. Date late 16th century. Unknown Artist. Creation Place: Middle East, Syria, Damascus. Ottoman period. Culture Syrian. Medium Ceramic. Technique Underglazed, painted. Dimensions H: 25.5 x W: 26.5 x Depth: 2 cm. Object Number 1985.279. Harvard University Art Museums. Source
Об этом же рассказывает суфийская история: несколько человек нашли на дороге монету. Они пробовали договориться о том, как ее употребить, но не могли, потому что говорили на разных языках. Навстречу им шел человек, знающий все их языки. Он понял, что они хотят купить виноград, но называют его по-разному на своих языках. Человек этот взял у них монету и, купив виноград, удовлетворил их всех. Он ушел, не сказав им ничего о вине, ибо они не просили вина, не зная ничего о его свойствах.

Источники для текста:

Литература из Энциклопедии «Мифы народов мира»: Фрейденберг О. М., Поэтика сюжета и жанра. Л., 1936; Fоrrеr Е., Das Abendmahl im Hatti-Reiche. в кн.: Actes du XX Congres International des Orientalistes, Brux., 1938, Louvain, 1940, p. 124-28; Gоrdоn С. Н., The wine-dark sea, «Journal of Near Eastern Studies», 1978, v. 37, № 1; Кirсhеr К., Die Sakrale Bedeutung des Weines im Altertum, Giessen, 1910; Oеttinger N.. Die militärischen Eide der Hethiter, Wiesbaden, 1976 (Studien zu den Boğazköy-Texten, Н. 22).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *