Красные ворота что посмотреть
Три века Красных Ворот: как менялась одна из старейших площадей Москвы
Площадь Красные Ворота — один из самых известных стличных топонимов, возникший задолго до того, как Москва сложилась в своих нынешних границах. Его история восходит к 1709 году, когда император Петр I распорядился возвести на Мясницкой улице у Земляного города (сегодняшний Земляной Вал) триумфальные ворота в честь победы русских войск в Полтавской битве. Именно эти невысокие (менее 10 м) деревянные ворота стали первой в России триумфальной аркой, которая за двести с небольшим лет несколько раз полностью перестраивалась.
Первая трансформация ворот связана с именем императрицы Екатерины I — в 1724 году по ее приказу на месте петровской арки была воздвигнута новая, тоже деревянная. Через десять лет постройка сгорела и была восстановлена уже во время царствования Елизаветы Петровны.
В 1753–1757 годах ворота вновь были уничтожены в результате сильного пожара. Их увеличенную копию (постройка была на 26 м выше прежней), но уже в камне воссоздал главный архитектор Москвы Дмитрий Ухтомский, он же разработал проект новой площади, в центре которой возвышалась барочная триумфальная арка. Тогда же за триумфальными воротами закрепилось название Красных, то есть красивых.
Ярко-красные ворота были декорированы лепниной, золотыми капителями, бронзовыми фигурами с изображением гербов губерний Российской империи, а также восемью статуями, которые олицетворяли собой Мужество, Верность, Изобилие, Бодрствование, Экономию, Постоянство, Меркурия и Милость. Арка была увенчана портретом Елизаветы Петровны и бронзовой статуей трубящего ангела.
В XIX веке Красные ворота трижды пытались снести, однако всякий раз у них находились защитники. Судьбу постройки Ухтомского решили большевики, постановившие снести арку, которая мешала проезду трамваев. В 1927 году при перепланировке Москвы по проекту Лазаря Кагановича Красные ворота были демонтированы и сохранились лишь в названии площади.
Под этой площадью в мае 1935 года в составе первого участка Сокольнической линии Московского метрополитена открылась станция «Красные Ворота» (в 1962–1986 годах — «Лермонтовская»), за которую архитектор Иван Фомин и конструктор Александр Денищенко в 1937 году получили Гран-при на Всемирной выставке в Париже. И сводчатый зал станции, выполненный из красного мрамора, и ее южный вестибюль, созданный по проекту архитектора Николая Ладовского, отсылают к образу триумфальных ворот Ухтомского.
В 1952 году рядом на площади была построена одна из семи сталинских высоток, созданная по проекту главного архитектора Центральной архитектурной мастерской МПС Алексея Душкина. Выбор не был случайным: высотка частично принадлежала Министерству путей сообщения (МПС), сотрудники которого впоследствии поселились в жилой части здания. Первоначальный проект Душкина и его соавтора Бориса Мезенцева мало походил на то, что мы видим сейчас, рассказывает внучка архитектора, историк и профессор МАРХИ Наталья Душкина.
Вместо остроконечного шпиля, которым увенчаны все сталинские высотки, здесь предполагалось установить шлемовидный купол — так распорядился Сталин. В результате дом походил на прижимистого богатыря в доспехах и шлеме — оммаж русскому воину, победившему в только что окончившейся войне. Однако впоследствии от этой идеи отказались из-за технической сложности замысла — «шлем» оказался слишком тяжелым для хрупкой конструкции здания. Тем более что его строительство в какой-то момент оказалось близко к краху в прямом смысле слова.
В отличие от шести других высоток душкинское сооружение было связано с метро: здание возвышается прямо над станцией «Красные Ворота», которая до 1952 года имела только один, южный выход. Душкин настоял на строительстве второго выхода на противоположной стороне Садового кольца. Над наклонным спуском в метро находился тяжелейший каркас здания, перекрыть Каланчевскую улицу для строительства означало парализовать движение по основной городской трассе.
Тогда Душкин вместе с инженером-конструктором Виктором Абрамовым предложил заморозить грунт, а каркас здания строить с контркреном влево на 16 сантиметров. По их расчету, при оттаивании грунта здание будет постепенно опускаться, вследствие чего каркас выпрямится. Ничего подобного никто в мире тогда не делал (как не делал и после). Эксперимент завершился успешно, единственное, в чем просчитались архитекторы, оказались сроки: вместо запланированных двух-трех лет на выравнивание высотки ушло почти десять.
В 1990-е и нулевые некоторые радикальные историки и активисты предлагали восстановить Красные ворота наряду с Сухаревой башней и Чудовым монастырем. «Технически это осуществить крайне сложно, поскольку ворота стояли посреди Садового кольца. И потом, для восстановления этого памятника сегодня недостаточно научной базы: в отличие от других памятников, Красные ворота не были тщательно обмерены и зафиксированы перед сносом.
Именно поэтому говорить о полном воссоздании триумфальной арки тяжело — даже если власти на это решатся, мы получим неудачную и мало похожую на оригинал копию. Но и совсем противиться идее сердце не позволяет, поскольку подобный жест был бы восстановлением исторической справедливости», — говорит координатор общественного движения «Архнадзор» Константин Михайлов.
Однако сохранить память об утраченном памятнике можно, уверен градозащитник, — достаточно сделать небольшое археологическое раскрытие фундаментов Красных ворот и стоявшей рядом с ними церкви Трех Святителей.
Красные Ворота.
3 (15) октября 1814 года в доме генерал-майора Ф. Н. Толля напротив Красных Ворот родился М. Ю. Лермонтов (сейчас на этом месте находится высотное здание, на котором есть памятная доска с изображением М. Ю. Лермонтова).
Трехсвятительская церковь также находилась на площади Красных Ворот. Известна она с 1635 года. Ее именем был назван Трехсвятительский тупик. 1686 году она была еще деревянной, но в 1700-х уже выстроена из камня. Храм имел вид восьмерика на четверике. В середине 18 века при трехсвятительской церкви выстраивают колокольню и пределы во имя Иоанна Богослова и священомученика Харлампия.
Также при храме находились престолы Святителя Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
По описанию церковь эта была богата не только внутри, но и на выдащиеся события и известные имена, однако доподлинно и хорошо известно только одно. 23 октября в церкви Трёх Святителей у Красных Ворот новорожденного М.Лермонтова крестили.
Триумфальная арка часто украшалась портретами правителей России. Уже в советское время на них вешали плакаты с Лениным.
В 1926 году арку «отреставрировали», убрав державный элементы в виде двуглавого орла и лепнину в «медальонах», исчезли и статуи, что были на ней когда то.
В таком виде арка простояла не долго. Уже в 1927 были потрачены ещё 27 000 рублей на снос Красных Ворот. Их уничтожили как мешающие проезду городского транспорта. Та же участь постигла в 1927 и Церковь Трёх Святителей у Красных Ворот.
В 1938 г. на Международной всемирной выставке в Париже проект метро Красные ворота получил Гран-при. Сегодня интерес представляют и старые турникеты. Таких уж давно нигде нет.
Дом, где родился Лермонтов, находился совсем рядом. На его месте в 1949-1953 годах архитектором Душкиным было построено высотное административно-жилое здание, на нижнем этаже которого был устроен второй, северный выход из метро Красные ворота. С 1962 года станция называлась Лермонтовской, а в 1986 году стала первой станцией московского метро, которой вернули историческое название.
bluesmaker
BluesMaker`s home
Фото и немного текста
Станция «Красные ворота» открыта в составе первой очереди строительства Московского метрополитена. В прошлом году она отпраздновала 80-летний юбилей. Однако старушка до сих пор в строю. На станции впервые появились турникеты это была для того времени инновация. Сам же проект станции получил Гран-при на Всемирной выставки в Париже. Посмотрим историю создания, строительства, а также прогуляемся по сегодняшней станции «Красные ворота».
ТТХ станции.
Вот еще интересный эскиз. Довольно помпезно. Очень крутые толстые колонны.
А вот такой вот наземный павильон.
И пространство внутри. Тут даже показаны ограждения, которые распределяют пассажиропотоки.
Но в итоге станция построена по проекту архитектора Ивана Александровича Фомина. А единственный на тот момент наземный вестибюль по проекту Н.А.Ладовского.
Проект станции получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже. Станция выполнена в классическом стиле. Красивые кессонированные своды, массивные пилоны.
В пилонах сделаны ниши, которые несколько визуально облегчают эту массивность. В итоге пилоны напоминают арки. Интересно, что саму триумфальную арку на Красных воротах снесли в 1927-м. Но зато она осталась в названии станции метро.
Немного фоточек со строительства. Вот работы ведутся на Каланчёвской улице. Тут еще нет даже намека на высотку и северный вестибюль.
Какие-то радиаторы. Вполне возможно, что это часть оборудования для заморозки грунта, технология заморозки применялась тут при постройке метро из-за сложной геологии.
Вот уникальное фото. Рабочие монтируют облицовку на платформе.
А это фото наверное с открытия. Тут огромная буква «М» и нет названия станции.
Интересное фото, тут видно, что сбоку павильона был. книжный магазин.
А еще на ст.м. «Красные ворота» впервые появились турникеты. Хотя сначала в метро в качестве эксперимента появились такие вот агрегаты. Поворотного типа, довольно массивные и громоздкие. Но эксперимент по их установке признали не удачным.
А потом на этой станции установили в 1959 году турникеты, со свободным проходом, ну то есть без каких-либо препятствующих проходу (если он оплачен) элементов.
Очень интересное фото. Во-первых тут перед эскалатором лежит ковер. Наверное, чтобы не носили грязь на ботинках в поезда =). Ну и табличка отличная просто «Внимание движущаяся лестница». Эскалатор был тоже тогда еще новинкой, инновацией, как бы сказали сейчас.
А вот фото платформы до открытия северного вестибюля. В торце зала какие то два товарища вышагивают. Сталин и еще кто-то? Обратите внимание на пол. Клетка набрана мелкой плиткой.
Похоже это товарищи Сталин и Каганович, красавчики.
1. Давайте уже посмотрим, что станция представляет из себя сейчас. Начнем с южного вестибюля. Входная арка просто великолепна.
2. Вот так он выглядит в светлое время.
3. Слева южный вестибюль, а на той стороне Садового кольца в высотке, расположен северный вестибюль.
4. Левая сторона вестибюля застеклена, на архивном фото выше тут магазин МОГИЗ.
6. В момент открытия станция носила название «Красные ворота», в 1962 году ее переименовали в «Лермонтовскую» Рядом с северным выходом действительно есть площадь Лермонтова с памятником поэту. Однако в 1986 году станции вернули ее историческое название. С чем связаны эти переименования, не очень понятно. Тут также видно, что двери, изначально деревянные, заменены. Может быть и сюда докатится реконструкция и их вернут.
8. Симпатично. Кессонированные потолки, довольно мало декоративных элементов. Спускаемся еще на один пролет, там окошки касс. Интересно, вот тут кессоны и стены покрашены в коричневый, раньше тут был камень или тоже было все просто покрашено.
9. Еще ниже и попадаем в проход к эскалаторному залу.
10. Такой вот поворот. Кстати, интересно, что это там слева на потолке висит. Радиатор такой?
11. В эскалаторном зале старые валидаторы с пирамидками.
12. Эскалатор. В 1994 году старые эскалаторы тут были заменены на новые.
13. На платформе после войны в 50-е были установлены гермозатворы. Тогда ими оснащались все станции первой очереди, а последующие станции проектировались уже с учетом того, что станция в случае войны должна стать убежищем.
14. Здоровый железный «люк» под действием гидравлических подъемников закрывает станцию. Вот он тут «лежит» прямо под ногами.
15. Соответственно первые боковые проходы до гермозатвора были заложены.
16. Теперь посмотрим на северный вестибюль. Он встроен в здание высотки на Красных воротах. Вот входная группа. Тут двери деревянные аутентичные.
17. Внутри шик, классических станция Московского метрополитена, автор этого вестибюля А.Н. Душкин. Не удивительно. Именно он автор проекта самой высотки, а также на момент проектирования вестибюля он уже имел огромный опыт проектирования таких станций, как «Площадь Революции», «Маяковская», «Автозаводская». Люстры тут не уникальные. Такие же на платформах ст.м. «Киевская» Арбатско-Покровской линии и, например на ст.м. «ВДНХ».
18. Выходные двери. Внизу, между дверями симпатичная вентрешетка.
19. На выход никаких валидаторов. 2 января этого года вестибюль будет закрыт в связи с заменой эскалаторов. Также будет проведена реставрация вестибюля. Скорее всего после этого валидаторы появятся и на выход.
20. Шикарный, просто роскошный потолок. Не всякий дворец может похвастаться таким. Над эскалатором балкончик, куда ведет техническая дверь. Круто наверное оттуда было бы поснимать. Кстати, именно оттуда снято архивное фото этого вестибюля.
21.Спускаемся на вниз. На балюстрадах эскалаторов стоят крутейшие светильники. Хочется верить, что их вернут на место и установят на эскалаторы из нержавейки. Было бы обидно их потерять.
22. Тут очень круто сделан потолок наклона. Красота.
23. А вот и светильник, жаль, что фото такое нерезкое.
24. Спускаемся в промежуточный зал. Тут тоже помпезность и шик. Зал круглой формы с куполообразным потолком. По кругу на стенах идут красивые бра.
26. Зал довольно большой и даже широкоугольный объектив не способен вместить его полностью.
27. Потолок тут не уступает по сложности декора потолку вестибюля.
28. Спускаемся дальше. Тут еще три эскалатора. Замена эскалаторов и реконструкция займут 18 месяцев. Такой долгий срок связан, как мне кажется именно с тем, что заменить придется не три, а шесть эскалаторов.
29. Посмотрим, что получится. Надеюсь, как я уже говорил» светильники оставят. Еще было бы клево покрасить панели эскалатора в цвет стен, как вот сейчас на фото. Наверное нержавейка будет смотреться чужеродно.
30. Итак мы наконец то спустились на саму платформу. Конструктивно, станция пилонная трехсводчатая, глубокого заложения. Пилоны отделаны красным камнем. Тут не все так хорошо, камень на пилонах кое-где отсутствует, эти места оштукатурены и покрашены в цвет камня.
31. Пилоны действительно выглядят как арки. Шахматный пол теперь выложен крупноформатным камнем.
32. Боковые залы имеют тоже кессонированный свод, но тут ячейки имеют квадратную форму. Удивительно, что около пилонов нет лавочек.
33. А в центральном зале потолок имеет такую вот причудливую форму из квадратов и шестиугольников.
34. Еще раз взглянем на центральный зал. Интересно, что станция могла бы стать не трехсводчатой, а двухсводчатой. Третий, центральный свод открывать не хотели, из-за того, что была опасность разрушения станции горным давлением. Именно из-за этой проблемы станция » Лубянка » в момент открытия стала двухсводчатой. Но тут удалось решить эту проблему и в результате мы получили ту станцию, которую мы видим сегодня.
35. Станция безусловно красивая, с интересной и долгой историей, но она нуждается в бережной реконструкции. Особенно отделка пилонов на платформе. Причем, реконструкцию тут можно провести, как это делается на ст.м. » Киевская » без закрытия станции. Тем более сейчас будет идти реконструкция северного вестибюля, можно как-то совместить это. Но, начальникам метро виднее, а мы садимся в поезд и едем дальше.
Красные ворота
История Красных ворот в Москве :
В 1753-1757 гг. построили ворота в камне в виде древнеримской трёхпролетной триумфальной арки. Разрабатывать проект и вести работы Елизавета поручила Ухтомскому.
Центром арки был шатёр с портретом Елизаветы. Венчала арку фигура трубящей Славы. Над боковыми пролётами, со стороны ворот, размещались многочисленные статуи, на торцах – вазы. Получилось затейливое сооружение в стиле елизаветинского барокко. Позже портрет императрицы заменили гербом, а вместо статуй поставили вазы.
Первоначально Красные ворота были окрашены в белый цвет, «под мрамор», и назывались «Триумфальные ворота на Мясницкой улице у Земляного города». Но вскоре их стали называть Красными воротами. Видимо, народу понравились. Вслед за ними получила соответствующее название и площадь. В красный цвет ворота покрасили только в XIX в.
В 1926 г. Красные ворота отреставрировали и побелили. По этому поводу появился стишок:
Была белая Москва –
Были красные ворота,
Стала красная Москва –
Стали белыми ворота.
Ещё в XIX в. делались попытки слома Красных ворот. Однако они «увенчались успехом» только в 1928 г., когда было принято решение об их сносе «ввиду узости места для проезда транспорта».
Против сноса возражал Алексей Щусев. Он заявил: «Лучшие московские архитекторы согласились бы безвозмездно принять участие в конкурсе на перепланировку площади с сохранением Красных ворот. Красные ворота после перепланировки площади ни в коем случае не будут мешать движению». Игорь Грабарь предлагал продать ворота в США. Но ему отказали – символ самодержавия. Зря восстановили цвет. Красные ворота имели бы больше шансов выжить.
Где были Красные ворота
Красные ворота стояли на Садовом кольце, а его пролёты смотрели на Мясницкий проезд и Новую Басманную улицу. На средней фотографии, сделанной в 1932 г. уже после слома Красных ворот, проезд находится в левой верхней четверти. Вправо-вверх уходит Садовая-Спасская улица. Вдали видна Сухарева башня.
Кстати, напротив Красных ворот, на внешней стороне кольца начинается Каланчёвская улица, по которой ездили в Красное село. Сейчас на месте села метро «Красносельская». Возможно, это обстоятельство определило название ворот.
Метро «Красные ворота»
История Красных ворот на этом не закончилась. Память о них сохранилась в наземном вестибюле метро, который многие считают Красными воротами, давшими название площади.
Наземный вестибюль метро начинается завораживающей конструкцией из четырёх вложенных друг в друга арок и продолжается уходящим в землю наклонным цилиндрическим сводом. Можно сказать, архитектор «собрал» вестибюль из кусков тоннеля. При строительстве снесли дом по адресу Мясницкий проезд, 6. На средней фотографии он слева.
Метро «Красные ворота» открыли 15 мая 1935 г. Автор проекта наземного вестибюля – архитектор-конструктивист Н.А. Ладовский. К сожалению, его имя не упоминается на памятной доске, висящей справа от входа. В 1938 г. на Всемирной выставке в Париже проект метро «Красные ворота» получил Гран-при.
Прогулка у Красных ворот
Красные ворота на панораме Яндекса
Красные ворота на карте ►.
Маршрут №1: Что посмотреть в Москве за 1 день самостоятельно
Что это за маршрут?
Мы с Юлей часто показываем Москву нашим гостям, и за несколько лет сложился замечательный маршрут, который всем нравится. Мы испытали его на паре десятков своих родственников и друзей, и теперь настало время подробно его описать. Маршрут получился действительно хороший.
Карта загружается. Пожалуйста, подождите.
Пошагово маршрут №1: «Что посмотреть Москве за 1 день»
Шаг 1. От метро пл. Революции до Красной площади
Прогулка начинается от станции «Площадь Революции» (1) синей ветки метро. Выйдя из электрички, отыщите выход в город №11 к Богоявленскому переулку. Потом поверните направо и дойдите до пешеходной улицы Никольская. Вы упрётесь в кофейню «Кофе Хауз». Справа от неё находится дом №15 с солнечными часами над дверями (2). Осмотрев его, идите от «Кофе Хауз» налево и на правой стороне улицы Никольская на доме №7 увидите табличку: «Здесь учился Ломоносов» (3). Продолжайте движение, и выйдете к Красной площади.
Шаг 2. Красная площадь
Итак, вы вышли с Никольской улицы на Красную площадь. Давайте прогуляемся по ней и разберемся, что и где здесь расположено. Пройдемся против часовой стрелки. Начнем с ГУМа (4), он слева от нас, справа Казанский собор (5), дальше Исторический музей (6). Между музеем и стеной Кремля находится бесплатный круглосуточный туалет (7). Про него даже не все москвичи знают. Рядом расположена Никольская башня (8) и собственно стены Кремля (9). Идем вдоль стен и видим некрополь (10), затем мавзолей Ленина (11) и Спасскую башню с курантами (12), через дорогу от неё Собор Василия Блаженного (13), рядом памятник Минину и Пожарскому (14), а далее Лобное место (15).
Шаг 3. От Красной площади до «Ленивой улицы»
С Красной площади пойдём дальше по Васильевскому спуску (16) в сторону Москвы-реки (18). В итоге мы выйдем к угловой Беклемишевской башне (17). Здесь повернем направо и прогуляемся вдоль кремлевской стены. Уже от башни вы увидите вдалеке храм Христа Спасителя — это одна из целей нашей прогулки.
Идем до второй угловой башни, которая называется Водовзводная (19). Около неё нам надо повернуть направо и пройти немного вверх до пешеходного перехода. Переход находится недалеко от поста ДПС. Переходим улицу, поворачиваем налево и идем по тротуару, который уходит под арку моста. Дальше проходим еще примерно 100 метров и поворачиваем направо на одну из самых коротких улиц Москвы, которая называется улица Ленивка (20).
Шаг 4. От улицы Ленивка до Гоголевского бульвара
Проходим улицу Ленивка и оказываемся на одной из древнейших улиц Москвы, которая называется Волхонка. Прямо перед нами находится здание Музея личных коллекций (21). Поворачиваем налево и через 100 метров по левой стороне улицы увидим картинную галерею Ильи Глазунова (22), так называемую Глазуновку. Это довольно интересный музей, в котором мы были, наверное, раза три-четыре. Но более интересный музей находится напротив Глазуновки через дорогу. Это Пушкинский музей (23). В выходные около него часто выстраивается целая толпа людей. В этом музее мы однажды встретили в раздевалке актера Евгения Миронова.
Если идти дальше по Волхонке, то через 200 метров от этих музеев слева будет находиться храм Христа Спасителя (24). Рекомендую в него зайти: внутри красиво, и это не займет много времени. Можно также подняться на смотровую площадку храма: билеты туда продают в зелёных киосках рядом. После посещения храма переходите на пешеходном переходе через улицу Волхонка и идите к арке метро «Кропоткинская». Здесь начинается парк вдоль Гоголевского бульвара (25). Прогуляйтесь по нему до самого конца, где установлен памятник Гоголю.
Шаг 5. От Гоголевского бульвара до Арбата
Пройдя парк Гоголевского бульвара до конца, вы выйдете к памятнику Гоголя (26). Теперь надо перейти по пешеходному переходу на левую сторону улицы. Пройдите примерно 130 метров и сверните на первом повороте налево. Здесь начинается пешеходная улица Арбат (27). Нам надо на неё.
Шаг 6. Арбат
Разберемся с самым интересным на Арбате. Второй переулок слева называется Староконюшенный. На нем буквально в 40 метрах от Арбата находится очень неожиданный дом Пороховщикова (28). Его обязательно надо увидеть. Посмотрели дом и снова выходим на Арбат. Проходим еще примерно 150 метров и по правой стороне видим фонтан со скульптурой принцессы Турандот (29), установленный у театра Вахтангова. Стоя у принцессы Турандот, повернитесь к другой стороне улицы и найдите на пересечении Арбата и Калошиного переулка дом, на котором написано Дом Актера. Теперь поднимите голову вверх и найдите на его фасаде двух рыцарей. Этот дом называется Дом с рыцарями (30).
Идем дальше. Следующий переулок, уходящий налево, называется Кривоарбатский. В самом его начале на правой стороне находится Стена Цоя (31). Возвращаемся снова на Арбат и внимательно смотрим на вывески на правой стороне улицы. Нам надо найти вывеску «Хлеб насущный». Слева от нее есть красивые решетчатые ворота, которые закрывают проход под арку во двор. На внутренней стороне арки висят семь табличек «Последний адрес» (32). Чтобы их увидеть, надо подойти поближе.
Идем дальше до следующего переулка, который уходит вправо. Это Спасопесковский переулок. Если вы пройдёте по нему 100 метров, то окажетесь перед церковью, в которой родился Чебурашка (33).
Возвращаемся снова на Арбат и в начале следующего переулка, уходящего налево (Плотников переулок), видим памятник Булату Окуджаве (34). А на стене углового дома, который находится слева, находим памятную табличку Папанину (35).
Идем дальше по Арбату. Примерно в 100 метрах от Окуджавы на правой стороне улицы находится памятник Пушкину и Гончаровой (36). Они стоят как раз напротив дома, в котором когда-то жили. Сейчас в этом доме расположен музей, посвященный Пушкину.
Когда дойдете до конца Арбата, поворачивайте направо и выходите на оживленное Садовое кольцо.
Заветы рыцарства храня,
Конечно, ты проводишь, милый,
Пешком в Сокольники меня?
Последний рыцарь на Арбате
Стоит на доме тридцать пять.
Я буду спать в своей кровати,
А он вас может провожать!
Шаг 7. От Арбата до Воздвиженки
Повернув направо с Арбата, мы выходим на Садовое кольцо (37). Пройдите по нему примерно 650 метров и, еще раз повернув направо, выйдете на Новый Арбат (38). В самом конце Нового Арбата обратите внимание на церковь Симеона Столпника (39), которая находится на его левой стороне. В конце улицы переходим по подземному переходу через Гоголевский бульвар и выходим на улицу Воздвиженка.
Шаг 8. По Воздвиженке в Александровский сад
Идем дальше по Воздвиженке. Необычный дом №16 в мавританском стиле на левой стороне – это особняк Морозова (40). А напротив него по правой стороне – дом Волконского (41). Он имеет нумерацию №9. В самом конце улицы по правую руку будет Ленинская библиотека (42). Здесь нам надо перейти по подземному переходу через улицу Моховая. Мы выйдем к зданию Манежа (43). Проходим еще немного и оказываемся в Александровском саду (45).
Шаг 9. От Александровского сада до нулевого километра
В Александровском саду нас встречает Кутафья башня (45). Обходим её с левой стороны и, проходя по дорожке к стенам Кремля, упираемся в большие металлические ворота караульного помещения (46). Из этих ворот выходит смена караула к могиле неизвестного солдата. На стене есть соответствующая табличка. Теперь поворачиваем налево и идем по парку. Справа от нас находится Итальянский грот (47). Идем дальше и также справа видим могилу неизвестного солдата (48). Посмотрите, как меняется почетный караул и идите через большие металлические ворота к памятнику Жукову (49).
Обойдите с левой стороны памятник Жукову и пройдите между двумя зданиями музеев. Здесь находится нулевой километр (50). Правда, верстовой столб с отметкой о нулевом километре тут не установлен. Отметка просто сделана на земле. Обычно здесь загадывают желания и бросают монетки через левое плечо, стараясь попасть в центр отметки. Здесь и заканчивается наш маршрут.
Какими экскурсиями можно дополнить маршрут
Мой маршрут очень насыщенный и много раз проверенный, но его можно заменить обзорной экскурсией. Думаю, будет даже интереснее, потому что гиды знают очень много фишек Москвы.
Если вы хотите заменить мой маршрут обзоркой, то советую обратить внимание на две прогулки с хорошими отзывами: автомобильную экскурсию с Дианой «Влюбиться в Москву за один день» (4 часа) или пешеходную с Юлией, которая называется «Москва: инструкция по применению» (5 часов). Экскурсия Дианы дешевле, и к тому же автомобиль позволяет увидеть гораздо больше интересных мест. Зато Юлии удавалось произвести впечатление даже на жителей Петербурга, которые вообще-то считают свой город самым лучшим.
Если вы хотите дополнить мой маршрут, то советую обратить внимание вот на эти крутые экскурсии…