Кратко написать что такое трудовой фольклор
Кратко написать что такое трудовой фольклор
ФОНД СВЕТОСЛАВЪ запись закреплена
Трудовые песни – это жанр песенного фольклора, отличительной особенностью которого является непосредственное включение в тот или иной трудовой процесс. Песни трудового народа являлись способом организации коллективной работы посредством определенного ритма, создававшегося несложной мелодией и текстом, который не всегда имел определенное смысловое содержание, однако в любом случае отдельные слова, строки или текст в целом были организующей командой, служили сигналом к объединению усилий, началу или завершению определенного трудового процесса.
Различия в видах трудовой деятельности, требовавших концентрации усилий большой группы людей, привели к появлению разных типов трудовых песен, различных по ритму, содержанию, структуре.
Общеизвестным примером такой трудовой песни является бурлацкая «Дубинушка». Это название стало известно многим после появления данной песни в творчестве Федора Шаляпина. Бурлаки, шедшие по берегу реки и тянувшие бечевой барку, создали песни-припевки, помогавшие им в работе.
Пение таких песен давало возможность одновременно напрягать силы, выполняя тяжкую коллективную работу. То же назначение — объединить силы работающих в едином движении, в одновременном напряжении мускулов и энергии — имели песни рабочих на лесоразработках и лесосплавах.
Назначение этих песен — быть сигналами для одновременности движений многих работающих— и отнесение каждой песни к отдельному движению привело к тому, что трудовая песня приобрела форму короткой припевки. Такие песни могли исполняться при одиночной работе, но они особенно были важны при работе совместной.
Наша барка на мель села,
Эй, ребята, берись смело,
Подернем, подернем, эй!
Раз, два, эй! Еще раз, эй!
Еще! Эй! Раз! Взяли!
Эй, ухнем! Эй, ухнем!
Ещё разик ещё да раз!
Разовьём мы берёзу,
Разовьём мы кудряву!
Ай-да, да ай-да, разовьём!
Ай-да, да ай-да, кудряву!
Эй, ухнем! Эй, ухнем!
Еще разик, ещё да раз!
Ай, ребята, навалися, раз!
Пожалуйста, согласися, раз!
Ай, не шла, да пошла, раз!
Вот ещё навалися, раз!
Наша ходка идёт, раз!
Подаётся наперёд, раз!
Вот ещё навалися, раз!
Ай, немного остаётся, раз!
Тащим балку по леску,
Подаётся по вершку.
Да эх! Ещё раз!
Давай разик еще!
Да эх! Ещё раз!
Давай разик ещё!
Тащим балку по воде,
Подаётся по версте.
Да эх! Ещё раз!
Давай разик ещё!
Да эх! Ещё раз!
Давай разик ещё!
Вы тяните подружней
Запевайте веселей.
Да эх! Ещё раз!
Давай разик ещё!
Да эх! Ещё раз!
Давай разик ещё!
Мы идём босы, голодны!
Ты подай, Никола, помочи!
Доведи, Никола, до ночи!
Эй, ухнем, да ухнем!
Ещё разик, да ещё раз!
Шагай крепче, друже,
Ложись в лямку туже!
Матушка Волга,
Широка и долга.
Припев:
Она укачала,
Она уваляла,
Нашей силы,
Силушки не стало!
Матушка Унжа
Тебя нету уже.
Припев:
Матушка Клязьма,
Ты узка и грязна.
Припев:
Матушка Кама,
Ты течешь не прямо.
Припев
Как у тётушки Варвары
Петухи поют в амбаре.
Ой, дубинушка, ухнем!
Раззелёная, сама пойдёт,
Сама пойдёт, сама пойдёт,
Идёт сама.
Эх, ребятушки, сбирайтесь,
За дубинушку хватайтесь!
Ай, дубинушку мы ухнем!
За зелёную подёрнем,
Подёрнем, подёрнем,
Да ух!
Текст песни Дубинушка (трудовая)
Много песен слыхал я в родной стороне,
В них про радость и горе мне пели,
Но одна из тех песен в память врезалась мне, —
Это песня рабочей артели.
Эй, дубинушка, ухнем!
Эй, зеленая, сама пойдет, сама пойдёт!
Подернем, подернем
Да ухнем!
Англичанин-мудрец, чтоб работе помочь,
Изобрел за машиной машину.
А наш русский мужик, коль работать невмочь,
Он затянет родную дубину.
Эй, дубинушка, ухнем!
Эй, зеленая, сама пойдет, сама пойдёт!
Подернем, подернем
Да ухнем!
Но настала пора — и поднялся народ,
Разогнул он согбенную спину.
И стряхнул с плеч долой тяжкий гнёт вековой,
На врагов своих поднял дубину.
Эй, дубинушка, ухнем!
Эй, зеленая, сама пойдет, сама пойдёт!
Подернем, подернем
Да ухнем!
Так иди же вперед ты, великий народ,
Позабудь свое горе-кручину
И в свободе святой гимном радостным пой
Дорогую родную дубину.
Эй, дубинушка, ухнем!
Эй, зеленая, сама пойдет, сама пойдёт!
Подернем, подернем
Да ухнем!
Текст песни Дубинушка ( Эх, ухнем!)
Эй, ухнем, эй, ухнем!
Еще разик, еще раз!
Эй, ухнем, эй, ухнем!
Еще разик, еще раз!
Разовьем мы березу,
Разовьем мы кудряву,
Ай да, да, ай да!
Ай да, да, ай да!
Разовьем мы кудряву.
Эй, ухнем, эй, ухнем!
Еще разик, еще раз!
Эй, ухнем, эй, ухнем!
Еще разик, еще раз!
Мы по бережку идем,
Песню солнышку поем
ФОЛЬКЛОР РАБОЧИХ
Фольклор рабочих (рабочий фольклор) — устные народные произведения, которые были созданы в рабочей среде или усвоены ею и переработаны настолько, что стали отражать духовные запросы именно этой среды.
Устный репертуар рабочих был значительно шире собственно рабочего фольклора. Еще в XIX в., а также позднее, в среде рабочих записывали крестьянские песни, сказки, пословицы и поговорки, обрядовую поэзию. Исследователями было отмечено, что эти произведения начинали трансформироваться, выражать жизненные интересы рабочих, их идеалы. Например, традиционный свадебный обряд, записанный от солеваров Прикамья, содержал величальную песню жениху, в которой тот прославлялся как мастеровой-умелец[253]. Подобные факты свидетельствовали о том, что фольклор рабочих, особенно на ранних этапах, формировался на почве культурной традиции, созданной патриархальной деревней.
Однако, в отличие от частушки, фольклор рабочих не превратился в национальное, общерусское явление. Его характерная особенность — локальность, замкнутость в пределах той или иной промышленной территории. Рабочие фабрик, заводов и рудников Петрозаводска, Донбасса, Поволжья, Урала, Алтая, Сибири почти не знали устных произведений друг друга.
Процесс создания новых произведений рабочего фольклора также был своеобразным. В большинстве случаев они имели авторов — непрофессиональных поэтов-самоучек. Утратив связь с устной народной культурой, эти люди лишь поверхностно приобщились к культуре городской, книжной и пытались ей подражать, что не могло не сказаться на художественном уровне произведений. Вероятно, потому, что он был невысок, произведения рабочего фольклора не имели большого количества вариантов. К примеру, одна из ранних рабочих песен, созданная сибирскими рудокопами близ Барнаула — «О, се горные работы «, в полном виде была записана только трижды (см. в Хрестоматии).
В фольклоре рабочих преобладали песенные жанры. В песнях изображались тяжелые условия труда и быта простого рабочего, которым контрастно противопоставлялась праздная жизнь Угнетателей — владельцев предприятий, надсмотрщиков. Песни
отличались приземленностью, натурализмом, почти документальным описанием процессов труда. Их лексика — бытовая, насыщенная профессиональными терминами. По форме это монологи-жалобы. Песни имели силлабо-тонический стих, литературные способы рифмовки и, как правило, четырехстрочные куплеты.
Образцы песенного творчества рабочих (вместе с деревенскими частушками) одним из первых опубликовал и прокомментировал Г. И. Успенский. Он писал: «В руках моих находятся несколько песен рабочих в шахтах, и получены они с Юга и Екатеринославской губернии.
Вот рабочий день шахтера. На Дону открыли знаменитые залежи антрацита и тотчас же принялись за разработку.
Там прорыты ямы, норы.
Там работают шахтеры.
Одна яма там такая,
Сорок сажен глубины,
Сверху здания большие.
Там машины паровые
В них проведен там шнурок,
Наверху висит звонок;
Только дернешь за шнурок,
Сверху вдарит молоток,
Верховой дает свисток.
Не успел он просвистать —
Накопилось — негде, встать!
В шахту всех нас швыронуло!
Не успел сказать и слово.
Уж кричат: «Слезай, готово!»
По продольным разошлись.
За работушку взялись, —
Распроклята жизнь шахтера!
День и ночь мы работаем,
Ровно в каторге сидим,
День и ночь мы со свечами
Смерть таскаем за плечами!
Один Бог небесный с нами.
Никакой нужды не знаем!
По продольным мы гоняем.
Спину все себе сдираем!
Один Бог небесный с нами,
Никакой нужды не знаем!
Вот как описывается гибель шахтера, которого слишком второпях тащат из шахты. Садясь в бадью,
С белым светом он простился:
«Прощай, солнце, прощай, месяц,
Все премилые друзья!»
Вдруг бадейка всколыхнулась —
В шахту бедный полетел..
. А вот как живут шахтеры:
Что шахтерски жизнь проклята.
не ведает про то? 1
В Божью церковь он не ходит,
Он не знает про нее.
День и ночь он работает,
Ровно в каторге всегда!
Уж шахтер до свету пьян!
В кабачок бежит детина —
Словно маковка цветет;
С кабака ползет детина —
Как лутошечка гола!
В чем мамаша родила!
Кабак и ободрение пропащего житья — единственно вот в чем русский рабочий совершенно справедливо видит облегчение своего каторжного труда. Никаких иных перспектив он и не подозревает даже. Неведомая сила вытаскивает его из дому и тащит его в яму, под землю, на сорок сажен глубины. Он с испугом озирается кругом: «Прощай, солнце! Прощай, месяц! Прощай, милые друзья. » Он день и ночь во тьме, с ободранной спиной. И что впереди? Так ли будет всегда? Не видно, чтобы он хоть на минуту допустил мысль о каком-нибудь изменении в своей участи. Страшное дело этот «рабочий вопрос» вообще, но наше решение его единственно только при помощи кабака слишком уж просто»[254].
Частушка была популярна в рабочей среде — она живо реагировала на общественно-политические события, нередко приобретая сатирическую окраску:
Сколь народу, сколь народу.
Сколь народу мучится!
А у наших у хозяев с жиру брюхо пучится.
Приемы традиционной народной лирики в рабочих частушках выветривались. Как отмечала Н. П. Колпакова, частушки на острые социальные темы были «построены полностью на самых обычных интонациях разговорной (хотя очень часто и озлобленной) речи, с будничной лексикой, с той системой синтаксиса, которая ничем не отличается от построения прозаических фраз. Это была частушка малопоэтичная, но правдивая и резкая, суровая без прикрас, четкая по мысли и социальной остроте, не прикрытой никакими поэтическими уподоблениями и сравнениями»[255].
Прозаические жанры рабочих были представлены преданиями, легендами, сказками, а также их промежуточными, переходными формами.
С легкой руки писателя П. П. Бажова в фольклористику для определения рабочей прозы вошел термин «сказ», который, как позже было установлено, не обозначал никакого нового фольклорного явления. По этому поводу С. Н. Азбелев писал следующее: «Некоторые исследователи давно уже утверждали, что новый жанр прозаического фольклора не только возник, но и процветает — это жанр «сказов». Выяснилось, что эти исследователи по существу выдавали желаемое за действительное. «Сказы» оказались преданиями, легендами, сказками, воспоминаниями, т. е. жанрами, которые существуют уже многие сотни лет. Современные исследователи рабочего фольклора пока не привели данных, которые действительно бы свидетельствовали о возникновении новых жанров»[256].
Среди произведений несказочной прозы рабочих значительное место занимали предания. В них рассказывалось об основателях промышленных предприятий (например, о Никите Демидове, построившем в XVIII в. первые заводы на Урале). Сохранялись семейные предания о рабочих династиях. В местах, по которым прокатилась крестьянская война под предводительством Пугачева (1773—1775 гг.), рассказывали предания об этих событиях..
Рабочие создали социально-утопические легенды о благородных разбойниках — народных заступниках (Сороке, братьях Бе-лоусовых и др.). У героев этих легенд, как правило, были реальные жизненные прототипы.
Условия Урала, Сибири и других мест, где рабочие жили в окружении суровой и дикой природы, привели к возрождению языческих верований.
Среди рабочих возникли мифологические рассказы о хозяевах недр (см. в Хрестоматии сибирскую быличку о Горном Батюшке), о природных богатствах и тех умельцах, которые смогли их взять из земных недр. Подобными рассказами уральских рабочих воспользовался писатель П. П. Бажов («Малахитовая шкатулка»).
Сказки рабочих, известные в очень небольшом количестве, представляли собой занимательные повествования, близкие анекдоту (см. в Хрестоматии «Кузнец и черт «). Они изображали адскую, каторжную жизнь рабочих и сатирически рисовали владельца завода. Чудесное в этих сказках представало как сатирическая метафора.
У рабочих бытовали многие общенародные пословицы и поговорки, которые, как и повсюду в живой речи, приспосабливались к новым условиям. По их образцу создавались собственно рабочие изречения, специфичные по содержанию. В пословицах рабочих ценилось профессиональное мастерство и умение (Всякая работа мастера хвалит), подчеркивалось, что мастерству надо учиться (Кукушка — не ястреб, а неуч — не мастер). Пословицы рассказывали о тяжелых условиях жизни рабочего человека (Батюшка Питер бока наши повытер, братцы-заводы унесли годы, а матушка-канава совсем доконала; золото добываем, себе могилу копаем; хлеб и вода — шахтерская еда). Отрицательную характеристику получали хозяева (Хозяину чужое горе не горько; кому чай да кофей, а нам чад да копоть).
В конце XIX — начале XX в. в рабочей среде возникли пословицы о политических событиях, например о расстреле демонстрации перед Зимним дворцом в 1905 г. (Ко дворцу шли просители, а от дворца мстители; пятый год фабрикантам даром не пройдет). Некоторые пословицы этого периода напоминали лозунги (Дай песне волю — она тюрьмы раскроет, непорядок разроет), а также иносказательные призывы (Руби столбы, заборы сами повалятся).
Со временем в пролетарскую среду быстро вошла книга, потеснив устную поэзию. С 60-70-х гг. XIX в. в песенный репертуар рабочих через пропагандистские газеты и журналы начали проникать стихотворения поэтов-революционеров, в которых преследовались политические, агитационные цели. Народник П. А. Лавров на мелодию и размер французской «Марсельезы» создал стихотворение «Отречемся от старого мира». Появились созданные марксистами революционные гимны и марши, также нередко имевшие свои литературные образцы («Варшавянка» Г. М. Кржижановского, «Смело, товарищи, в ногу» П. А. Ради-на, «Интернационал» А. Коца и др.). Они исполнялись на маевках и демонстрациях.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Презентация по ОДНКНР на тему «Труд в фольклоре народов России» (Орлова Ярослова, 9 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
«Труд в фольклоре народов России»
Работа по ОДНКНР ученицы 9 «А» класса МБОУ Лицея № 6
г. Невинномысска
ОРЛОВОЙ ЯРОСЛАВЫ
(учитель географии
Зубкова Елена Георгиевна)
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
ПОСЛОВИЦЫ
Без дела жить — только небо коптить.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Всякая работа мастера хвалит.
Дело мастера боится — у него всё спорится.
Дело не волк — в лес не убежит.
Дело не медведь — в лес нe уйдёт.
Дерево смотри в плодах, человека — в делах.
Если идёт работа, спать неохота.
Заварил кашу, так не жалей масла.
Коли взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Не годами старость красна — делами.
Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
Под лежачий камень и вода не течёт.
Описание слайда:
ПОГОВОРКИ
Без терпенья нет уменья.
Без труда и отдых не сладок.
Без труда чести не получишь.
Без трудностей труд немыслим.
Благо жизни — в труде.
Больше дела, меньше слов.
Век живи — век трудись, а трудясь, век учись.
Воля и труд дивные всходы дают.
Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто.
Дела сами не ходят: вести их надо.
Дело учит, и мучит, и кормит.
Делом поспешишь, так людей насмешишь.
Делу время — потехе час.
За дело возьмёшься — ума наберёшься.
За любую работу берись с охотой.
Кончил дело — гуляй смело.
Кто не работает, тот не ест.
Описание слайда:
Определи где пословица, а где поговорка…
Артельный горшок гуще кипит.
Артелью хорошо и недруга бить
Артель воюет, а один горюет.
Без клещей кузнец, что без рук.
Без клина плахи не расколешь.
Без клиньев кафтан не сошьешь.
Без нитки да иголки шубы не сшить.
Без охоты неспоро у работы.
Без работы и печь холодна.
Без сохи и бороны и царь хлеба не найдет.
Без труда в саду нет плода.
Без труда жить — только небо коптить.
Без труда и отдых несладок.
Без труда и палку не выстругаешь.
Без труда меду не едят.
Без труда не проживешь.
Без труда нет добра.
Без труда ничего не дается.
Без трудностей труд немыслим.
Без хлопот и труда растет не кукуруза, а лебеда.
Без хорошего труда нет плода.
Белые ручки чужие труды любят.
Бери в работе умом, а не горбом.
Берись дружно — не будет грузно.
Берись, не торопись, во щах не сварись.
Беседа дорогу коротает, а песня — работу.
Благо жизни — в труде.
Бог трудников любит.
Бог труды любит.
Бортник горек, да мед его сладок.
Была бы охота, а работа найдётся.
Была бы охота, а работы не переделать.
Была бы охота, — заладится любая работа.
Была бы шея, а хомут найдется.
Были бы руки, а работу дадут.
Было ремесло, да хмелем поросло.
В дальних краях ремесло кормит.
В народе тот не забудется, кто честно трудится.
В труде победить — мир укрепить.
В труде рождаются герои.
В труде — наше счастье.
Вдохновение приходит во время труда.
Все делать наперекосяк.
Встанешь пораньше — шагнешь подальше.
Всякая борозда труд любит.
Всякий труд достоин награды.
Всякий труд ценен, да не всякий полезен.
Где охота и труд, там поля цветут.
Описание слайда:
Определи где пословица, а где поговорка…
Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто.
Где труд, там и правда.
Где труд, там и счастье.
Где успехи трудовые, там и горы зерновые.
Глаза страшатся, а руки делают.
Горька работа, да хлеб сладок.
Двое пашут, а семеро руками машут.
Дела идут — контора пишет.
Дела не делаю и без дела не бегаю.
Дело без конца, что кобыла без хвоста.
Дело серёдкой крепко.
Дело — не ворона: не каркнет, а скажется.
Видно мастера по работе.
Дитя любит ласку, а станок — смазку.
Для добра трудиться — есть чем похвалиться.
Доброе дело спасет душу и тело.
Добрые люди день начинают работой.
Думай к вечеру, а делай поутру.
Живи своим умом, а честь расти трудом.
Жизнь измеряется не годами, а трудами.
За любую работу берись с охотой.
За свой труд попал в хомут.
За труд не бьют, а награды дают.
Зажиточно жить — надо труд любить.
Заработанный ломоть лучше краденого каравая.
Звон работы не заменит.
Здоров на еду, да хил на работу.
Землю солнце красит, а человека — труд.
Земля труд любит.
Знание и труд новый быт дают.
Как ты к работе, так и работа к тебе.
Какие труды, такие и плоды.
Каков мастер, такова и работа.
Трудовая копейка впрок идет.
Трудовое беспорочно, хоть мало, да прочно.
Трудолюбив как муравей.
Трудящиеся едят, нетрудящиеся глядят.
Тяжело тому жить, кто от работы бежит.
У кого работа, у того и хлеб.
У нас самый счастливый — человек трудолюбивый.
У работающего в руках дело огнем горит.
Хомутами шевелят, так и дугам не лежать.
Хорошая работа и старика молодит.
Человек велик трудом.
Человек рожден для труда.
Чести без труда не сыскать.
Что потрудился, то и поел.
Описание слайда:
Определи где пословица, а где поговорка…
Вдохновение приходит во время труда.
Верно служу — ни по чём не тужу.
Воля и труд дивные всходы дают.
Будешь трудиться — будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.
Будешь упорно трудиться — будет хлеб в закромах водиться.
Быт здоровый — труд толковый; быт плохой — и труд такой.
В дальних краях ремесло кормит.
В народе тот не забудется, кто честно трудится.
В поле Маланья не ради гулянья, а спинушку гнет, для труда живет.
В полплеча работа тяжела, оба подставишь — легче справишь.
Вразумись здраво, начни рано, исполни прилежно.
Для кого труд — радость, для того жизнь — счастье.
Даровое — на ветер, трудовое — в сок да в корень.
Если труд — удовольствие, то жизнь — наслаждение.
Ест до поту, а работает — лишь бы не замерзнуть.
За трудовую копейку бейся, нетрудовой копейки бойся.
За что возьмешься с трудолюбием, все заблестит.
Хотя с трудом, да шло бы в дом, а нет труда, нет плода.
Трудовое добро ни в воде не тонет, ни на огне не горит.
Без топора — не плотник, без иглы — не портной.
Без топора — не плотник, без лопаты — не огородник.
Описание слайда:
ССЫЛКИ
https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=разница между пословицей и поговоркой&pos=0&img_url=ht
https://kupidonia.ru/poslovitsy/russkie-poslovitsy-i-pogovorki-o-trude-i-rabote
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Конспект детских посиделок «Фольклор в трудовой деятельности»
Лидия Скворцова
Конспект детских посиделок «Фольклор в трудовой деятельности»
Конспект детских посиделок «Фольклор в трудовой деятельности»
Закрепить имеющиеся навыки ручного труда: (приемы техники вытягивания нитки из неплотной материи (мережка, выжигания по намеченному рисунку, вышивания и изготовления игрушек,работа с бумагой.
Использованием русского народного фольклора вызвать положительное отношение к труду, желание трудиться.
Закрепить умение в разных трудовых операциях применять элементы фольклора : порицать леность, показывать восхищение, удивление, давать оценку деятельности.
Воспитывать интерес к русской культуре, к старинным обрядам.
1. Рассматривание иллюстраций о жизни в старину.
2. Экскурсия в библиотеку (рассматривание экспонатов выставки «Быт наших предков»)
3. Разучивание хороводов, игр.
4. Знакомство с пословицами о труде, быте.
Зал оформлен в стиле русской избы (печка, лавки, самовар, чугунки, ухваты, деревенские половики и т. п.)
Дети в русских костюмах :(девочки в сарафанах, кокошниках; мальчики в косоворотках,кепках)
Ход развлечения:
-Дети идут под русскую мелодию «Ах, вы сени, мои сени».
А хозяюшка в дому, как оладушек в меду, везде успевает, за все отвечает.
Хозяйка: Проходите гости дорогие, пожалуйте. Давно вас поджидаю, для каждого найдется и местечко и словечко!
Припасла для вас забавушек на всякий вкус: кому сказку, кому правду, кому песенку.
А вы с чем пожаловали, какую работу принесли? (дети показывают свое рукоделие).
Все рассаживаются, один мальчик стоит.
Х. Федул, что губы надул?
А велика ли дыра-то?
Один ворот остался…
Х. Не тужи, Федул, У нас много в избе мастериц, они помогут твоему горю.
Х. Работайте,а я пойду свои дела доделывать: тесто поставлю, да вас блинами угощу.
(имитирует замешивание теста, затопляет печку).
1ребенок: Говорят песня в работе первая помощница.
2 ребенок: Песня и труд, рядом идут.
3 ребенок: Какую бы нам песню спеть, чтоб весело было, и чтоб от работы не отнимала.
Х. Кто любит трудиться, тому на месте не сидится! И у меня есть зачин, буду носочки довязывать.
Все работают. Хозяйка подходит к каждому ребенку подбадривает его пословицей, шуткой.
Была бы охота, наладиться всякая работа (девочке, которая вышивает).
Глаза страшатся, а руки делают (девочке плетущей косу).
Над чем постараешься, тому и порадуешься (мальчику, разрисовывающему доску).
За один раз и дерево не срубишь (мальчику делающему мережку).
Не робей, воробей, смелей трудись (расписывает гуашью доску под хохлому).
Усталость пройдет, а работа останется (мальчик делает мебель из бумажных кубов).
Аппетит приходит во время еды (девочке, делающей цветы).
Дети отвечают Хозяйке тоже пословицами:
Человек славен трудом.
Не спеши языком, спеши делом.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Пошло дело на лад и сам ему рад.
Кто труда не боится, того и лень сторониться.
Делом спеши, да людей не смеши.
Не замочив рук, не умоешься.
Согласье лучше каменных стен.
Хозяйка приглашает всех в хоровод «Со вьюном я хожу».
Мои гости любят трудиться, не как в той пословице.
Дети читают и обыгрывают пословицы
1. Тит, иди молотить
Где моя большая ложка!
2. Проснулась, Ульяна
3. Лень, отвори дверь, сгоришь!
Хоть сгорю, да не отворю.
Наши мастеровые не ленивы.Про них говорят : Ищут дела, как хлеба!
Х. Без отдыха и труд не сладок! Давайте поиграем. Горница широкая, есть где развернуться.
Игра «Гори, гори ясно».
Хозяйка предлагает сесть и закончить свои работы.
Х. А я вам сказку расскажу.
Искупаться в речке,
И купила бабка себе мочало,
Не начать ли все сначала?».
А может кто из вас такие сказки прибаутки сказывать будет?
Дети рассказывают прибаутки, шутки!
«Тон, тон, дома ли Антон».
Х. Наверное и тесто поспело, вы свою работу-то поскорее вершите, а я вам блиночков постряпаю.
Дети делятся загадками об орудиях труда:
Утка ныряла, ныряла, да хвост потеряла. (иголка с ниткой,
Два конца, два кольца –посередине гвоздик (ножницы,
Сам худ, голова с пуд (молоток,
Кланяется, кланяется, придет домой растянется (топор,
Барыня княжна весь мир нарядила, а сама нагая ходит (иголка).
Х. Вот и блинки поспели.Не зря говорят: умелые руки не знают скуки.
Мальчик: Эх, возьму я в руки балалайку, да потешу я свою хозяйку.
Эй, Тимоня и Демьян, Николай, Семен, Иван
Сядем братцы все рядком, да частушки пропоем!
Дети садятся за стол с блинами.
Девочка: Как Марфуша для Петра наварила, напекла,
Девяносто два блина, два корыта киселя,
Пятьдесят пирогов не найти едоков!
Наработались за ложку берись, а лентяй без ужина спать ложись.
Чаепитие с блинами
Выпьем чай из самовара,
С сухарями, с крендельками,
С бубликами вкусными,
С сушками, ватрушками,
И с блинами русскими.
Музей «Русская изба» В нашей группе вот уже на протяжении 6 лет действует музей «Русская изба». Вместе с моей напарницей собирали старинные экспонаты и предметы.
Трудовое воспитание ребенка в семье и в детском саду с презентацией Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно- волевых качеств: самостоятельности, организованности,.