Кратос бог чего в греческой
Младший титан Кратос: мифология и его место в ней
Пользователи, которые впервые столкнулись с игровой серией God of War, сразу же задаются вопросом о том, кем на самом деле был Кратос. Мифология предоставляет немного фактов о его личности, но из этих деталей можно сделать много выводов. Младший титан действительно существовал в рассказах, занимал свое место в эпосе и появлялся в нескольких важных моментах истории.
Рождение и первая война
От союза младшего титана Палланта и прообраза подземной реки, океаниды Стикс, был рожден Кратос. Мифология не описывает процесс его воспитания и взросления, как у других более известных героев. Известно только то, что было это в эпоху правления титана Кроноса, повелителя времени. В этот же период Гея родила и спрятала от отца трех малышей – Зевса, Аида и Посейдона.
Союз с главой Олимпа
После распределения зон владычества Зевс стал громовержцем и главой Олимпа. К нему на службу в дальнейшем и поступил Кратос. Мифология за весь период его жизни описывает только два интересных факта. О первом упоминал Эсхил в своем произведении «Прикованный Прометей». Этот титан также выбрал сторону громовержца в войне, но он очень сильно любил людей. Когда верховный бог наказал их, Прометей решил подарить человечеству огонь.
Альтернативная история
Узнав все факты из истории героя, разработчики игровой серии God of War полностью изменили ее и показали свое виденье личности титана. На вопрос о том, кто такой Кратос в греческой мифологии, они дали ответ: великий спартанский полководец и полубог. Его история начинает с одной битвы, где титану пришлось просить помощи у Ареса, дабы одержать победу над превосходящими силами врага. Тот согласился помочь, но взамен получил контроль над действиями Кратоса.
Прообраз из игры
Рассказы не описывают личность титана, потому разработчики в своем проекте решили воссоздать в соответствии со своей фатазией титана по имени Кратос. Мифология (бог войны и жестокость в ней идут бок о бок) и игровой сюжет описывают нашего персонажа как сильного безжалостного противника. На его голове нет волос, как и на самом теле, которое покрыто в некоторых местах красными боевыми символами. Небольшая козлиная борода придает облику свирепость, а в глазах горит огонь и желание постоянно побеждать. Его лицо обрамляет огромный шрам, который был нанесен еще во время войны богов против титанов. Гефест выковал специальные скрепки, которые не позволяют черепу разделиться на две части. Шрамы от множества боевых ран видны и на других участках тела. Доспехов Кратос не носит, за исключением правого наплечника и наручей, обмотанных цепями. Этот символ означает его связь с Клинками Хаоса и вечную службу богу войны Аресу.
Пантеон Богов Древней Греции поражает историков своей необычной структурой. Здесь небожители, обитатели Олимпа стоят на самой нижней ступени божественной иерархии. И по преданиям они уступают силой Титанам. Титаны тоже Боги, но они стоят на второй ступени после Первоначальных Богов. Среди всех Полубогов, особого внимания стоит Кратос.
Кто такой Кратос?
Многие источники ошибочно указывают на то, что Кратос Бог Верхнего Пантеона, но он потомок Греческих Верховных Богов, сын самого Зевса, а это даже не первое поколение, а третье. У него есть особенная сила, но он не использует ее во благо Богов. История говорит о том, что Кратос стал первым союзником самого Зевса в войне со Старшими Титанами. Вместе с ним воевали и его сестры Ника и Биа. Он же по преданию воевал и с Зевсом и Богами Олимпа в надежде уничтожить Пламя Олимпа, которое питает жизнью всех небожителей.
Как выглядит Кратос?
Разные источники дают противоречивую информацию о том, как внешне выглядел Кратос Бог Войны, но общее описание сводится к тому, что это существо в облике человека, но наделенное нечеловеческой силой и мощью:
Кратос в мифологии
Кратос как бог сыскал славу жесткого и беспощадного существа, наделенного невероятной силой, но проблема в том, что он не благоволил Верховным Богам Олимпа. История описывает его и как покорителя женщин. Мифология мало говорит о том, сколько Кратос имел детей. Точно указана только любовная связь с Афродитой.
Кратос и Афродита
Много в мифологии Древней Греции упоминается и о любовном союзе Афродиты и Кратоса. Так Кратос сын Зевса, мечтая о мести Богам Верхнего Пантеона начал свое восхождение на Олимп. Первая его попытка не увенчалась успехом, и он был сброшен в Аид. При второй попытке он встречает Афродиту. Эта богиня в Пантеоне занимает нижние ступени иерархии, но она миролюбива и не стремится получить свое место на Верхнем Олимпе. Афродита любвеобильна и герой попадает в сети ее соблазнов.
После ночи, проведенной с Кратосом, богиня предлагает ему угрозами заставить Гефеста помочь ему в борьбе. Афродита стала единственным божеством, которое не пало от рук этого полубога. В истории очень много разных вариантов развития этой встречи. Одни источники утверждают, что связь Кратоса и Афродиты продолжалась долгое время и плодами их любви стали другие полубоги. Афродита боялась за своих детей и скрывала их от Кратоса среди людей.
Кратос и Зевс
Историки, изучая древнюю историю, до сих пор не могут точно сказать кто такой Кратос в греческой мифологии. Он:
Бог Войны. Мифы и легенды. Ч. 1. \ God of War. Myth and Legends. P.1.
Данный пост преследует исключительно развлекательные и познавательные цели, автор не намерен оскорблять чьи-либо чувства и убеждения. Внимание, содержит СПОЙЛЕРЫ.
Для большей эпичности и погружения советую включить трек Dirty Wormz – God of War
Рассмотрим самую первую часть серии приключений Бога Войны. И первым аспектом в нашем исследовании являются собственно сами Боги.
Арес(англ. – Ares). Центральный антагонист и первая искра в великом пожаре по имени Кратос.
В игре является Богом Войны. Помог Кратосу в час нужды в обмен на верность, но в тоже время вынудивший уничтожить его свою собственную семью. Именно месть Богу Войны стала для Призрака Спарты одной из основных целей в его похождениях. Арес выглядит как типичный воин с огненной бородой и шевелюрой. Отличается взрывным нравом, из-за которого он напал на Афины, дабы доказать свою мощь своему отцу – Зевсу. В финальном бою с Кратосом использовал меч и паукоподобные лапы, вырастающие из спины, что, на мой взгляд, является странным дизайнерским решением. Для спартанцев, а Кратос был таковым, Арес являлся Богом, которому они поклонялись.
В греческой мифологии Арес имеет два варианта происхождения. По одной из версий, он был рожден богиней Герой от прикосновения к волшебному цветку. По другой версии он был сыном Зевса. Арес, в отличие от типично варварского характера своего воплощения в игре, являлся не просто жестоким, но и хитрым Богом. Затевал войну не для того, чтобы показать свою силу, а ради самой войны. Отмечается, что Зевс недолюбливал своего своенравного сынка и даже хотел отправить его в Тартар. В игре нет никаких упоминаний о его любовных похождениях, в мифологии же он взял в жены саму Афродиту – богиню красоты. Даже Богини западают на плохих парней. В основном изображается в виде воина в броне со спартанским шлемом, мечом и щитом.
В основном, игровой Арес выглядит более божественно и необычно благодаря ярко-огненной шевелюре и паукообразным лапам. Мифологического Ареса порой трудно отличить от простого спартанского воина. Нельзя сказать, что Арес достаточно яркий и интересный персонаж. В большей степени он был нужен исключительно как повод для мести Кратоса. Говоря простым языком, Боги слили Ареса, дабы заменить его на более свежую и контролируемую кровь.
Интересный факт: Арес в игре God of War был озвучен Стивеном Бламом (англ.- Steven Blum).
Данный актер озвучки подарил свои голоса таким персонажам как: Таурен из Warcraft III, Росомаха (практически во всех видеоиграх и мультсериалах), Кравен Охотник из ASM 2, Грунт из Mass Effect I&II и многие другие.
Афина (англ. – Athena) – Богиня справедливых войн и мудрости. Она представляет собой одного из самых заметных персонажей, которые помогали Кратосу в его странствиях.
Афина с самого начала странствий Кратоса являлась ему, оживляя собственную статую. Она пыталась помочь Спартанскому воину и направить его злость в нужное русло. Афина имеет весьма схожую внешность с амазонками. Однако странный порыв помочь Кратосу в его странствиях остался необъясним в данной части серии.
В древнегреческой мифологии Афина представляет собой одну из самых почитаемых Богинь на Олимпе. Ее считали покровительницей справедливых войн, ремесел, городов и наук. Афина родилась при весьма странных обстоятельствах. По древнему преданию Зевс поглотил свою беременную жену Метиду, боясь, что она породит на свет сына, который свергнет с трона Бога Грома и Молний. Однако в итоге Афина появилась из его головы (!). Ну знаете, Греки тоже любили расслабиться. Изображений великой Богини существует огромное множество, но имеется пара неотъемлемых атрибутов: Шлем и Копье. Иногда Афина появляется со щитом и в сопровождении символов Мудрости – совы и змеи.
В игре будут встречаться некоторые заставки, которые немного прольют свет на прошлое Кратоса. Во время одного из таких флэшбеков мы увидим старую, очень старую женщину в деревне, которая оказывается Оракулом этой деревни (Village Oracle). Она пытается остановить спартанца и его расправу над жителями, среди которых оказывается его жена и дочь. На шее Оракула висит символ «Ω». Он называется «Омега» и является символом всей серии игр God of War. По одной из версий этот символ на шее Оракула означает «окончание», конец тирании Ареса и разрыв Кратоса со своим прошлым. Считается, что именно Оракул покрыла кожу Кратоса пеплом убитых им людей, из-за чего она стала белой.
Аналогии в греческой мифологии не наблюдается.
По одной из версий, прототипом для игрового персонажа выступает греческая жрица-прорицательница в Дельфах, по имени Пифия (Pythia). Она была хранителем Дельфийского Оракула – места, где обычные и значимые люди приходили за пророчествами, среди которых был сам Александр Македонский.
Во время осады Храма Оракула в Афинах, Кратос встречает странного персонажа –Могильщика (The Grave Digger). Он закапывает трупы павших воинов и дает непонятные советы и намеки Кратосу. Представляет собой довольно таки отвратительного Старика в обносках, с грязными волосами и бородой, держащего в руках лопату.
Аналогии в древнегреческих мифах не наблюдается.
СПОЙЛЕР СЮЖЕТНЫЙ
Впоследствии, Могильщик оказался смертным воплощением самого Царя Богов – Зевса.
Первым персонажем, который встречает Кратоса перед Храмом Пандоры, является Сжигатель Тел (Body Burner). По его собственным словам, Сжигатель был первым воином, который попытался проникнуть в Храм и открыть Ящик Пандоры. Однако он потерпел неудачу и погиб. За провал Боги прокляли его и обрекли на вечное сжигание трупов воинов, которые так и не добрались до заветного Ящика Пандоры.
Интересный факт – в Греческой Мифологии первым попытавшимся украсть Ящик Пандоры является Харон, перевозчик душ через реку Стикс в Аид.
Интересный факт. Патос Вердес III и Кратос имеют практически идентичные судьбы. Они оба
служили Богам, выполняли их приказы, во время выполнения божественной миссии убили свою семью под влиянием этих самых Богов и в итоге пытались покончить жизнь самоубийством. Различие лишь в том, что Патосу это удалось.
Вселенная God of War – чудесный пример того, как обычные мифы могут превратиться в зрелищный блокбастер в самом хорошем смысле этого слова. На основе этого примера можно создать достаточно много хорошего контента, используя как мифы, легенды, религию и даже обычные сказки. Этот пост открывает серию аналитических и развлекательных статей по вселенной God of War.
DARKER
онлайн журнал ужасов и мистики
Новости и анонсы
Авторские колонки
Мероприятия
Кратос. История настоящего архигероя и богоборца. Часть первая
Богоборчество, безусловно, самый древний сюжет с момента появления устного и письменного фольклора. Поначалу оно имело самые примитивные и в то же время физически сложные для человека формы, отточило способы его взаимодействия с Природой, тем самым дав толчок появлению и развитию Культуры, а значит, и прогрессу. Со временем художественное отражение борьбы человека с Природой/системой за место под солнцем стало приобретать разные формы. Серия игр «God of War» — одна из ярких представителей подобного сюжета, берущая за основу античную эпоху в качестве золотого века развития наук и искусств. Данная статья имеет цель скорее разбора личности героя, чем серии игр. Для начала мы разберем мифологию, послужившую основой для создания серии игр об убийце богов.
Философский подтекст и мифологическая основа произведения
Конечно, можно задаться вопросом: какое отношение брутальная мочиловка вроде GoW имеет к классической мифологии и философским подтекстам? Но не все так просто, и разберем мы это по порядку, сделав отступление.
Архетип героя не обязательно предполагает наличие у него высоконравственных морально-волевых качеств. А потому человеку современному, живущему в относительном достатке в относительно мирное время, сложно понять, как можно называть «героем» личность, имеющую сомнительную биографию. Однако же по факту герой — это человек именно с большими волевыми качествами, но не обязательно высокодуховными и моральными. Как, например, Кратос или мифологические персонажи, и не только древнегреческой мифологии.
В основе сюжета подобных произведений лежит борьба молодого и дерзкого поколения против поколения архаичного, если угодно — отцов и детей. Это прослеживается в любых мифах, за которыми кроется смена религий, а также общественного строя. То есть мифология не что иное, как гиперболизированное образное отражение действительности. Взять, к примеру, древнегреческую мифологию, раз уж речь идет о франшизе, построенной на ней. Вначале были только божественные аспекты (протогены, демиурги) Вселенной, такие как Эрос-Любовь, Хаос, Мгла, Гея и прочие. Они были слишком величественны, чтобы представлять собой нечто конкретное и строго локальное. Ну, разве что Гея и Уран, персонификации Земли и Неба. Собственно, эти двое, оторвавшись от своего эфемерного бытия, стали первыми правителями. А при любой власти приходит период, когда эту самую власть хотят сменить. Ибо, как водится, старое должно отойти на покой и дать дорогу прогрессорам, полным энергии.
Так и получилось, что верховный бог-отец Уран в какой-то момент перестал быть нужным и решено было отправить его на покой. Причинами послужили бесконечная любвеобильность бога и, как следствие, его плодовитость. От слияния Неба и Земли стали рождаться все новые и новые поколения. И если Небу-Урану это доставляло не особо много неудобств, то на Гее-Земле чрезмерное количество детей (среди которых не только нимфы, великаны, титаны, но и горы и прочие объекты измененного рельефа) сказывалось плохо. Впрочем, это очевидно взято из жизни, где, как мы знаем, неплодовитость — это плохо, а чрезмерная плодовитость губительно сказывается на женщинах, подрывая здоровье. В общем, понять Мать-Гею можно. И решено было Урана остановить — так появился первый конфликт. А так как титаны являлись наиболее разумными и эгоцентричными порождениями первых богов, то именно они и пришли на помощь своей матери. Самым инициативным оказался Кронос (между прочим, младший сын), кастрировавший папашу ради благого дела. После чего сам занял трон, а мать отправил на заслуженный покой.
Шли годы, Кронос жил и почивал, не зная горя, вместе с женой-сестрой Реей. Он-то, конечно, прекрасно понимал, что это будет продолжаться до тех пор, пока не появится достойный противник. А так как на тот момент он был наиболее могущественным существом, то конкуренцию ему мог составить только прямой наследник. Отчего он наследников, собственно, и употреблял в пищу, как только покинут утробу Реи. Как говорится, яблоко от яблони… Сын оказался чуть ли не хуже своего отца-Урана. Рея уже не знала, куда себя деть, чтобы сохранить хотя бы одного ребенка. Но тут Гея смилостивилась и пришла невестке-дочери на помощь, взяв на воспитание новорожденного внука. А Рее она дала камень и наказала завернуть в пеленки. Видимо, жажда власти Кроноса ослепила его настолько сильно, что он даже не удосужился расчехлить пеленки и проглотил наживку прямо так.
Проходят годы, и ребенок растет на Крите под опекой своей бабки. Его назвали Зевсом. Став юношей, он под тайной личиной устраивается слугой у Кроноса и, улучив момент, отравляет того. Отчего у Кроноса начинается жуткая рвота, и он извергает всех проглоченных детей. А так как детишки все-таки бессмертные, то даже желудок отца им не был помехой. Кстати, в греческой мифологии нередки случаи дважды рожденных детей, в той или иной форме. Кончилось тем, что началась титаномахия, война молодых богов против своих родителей-титанов, и к власти пришел семейный подряд во главе с Зевсом. А титанов и их союзников отправили в Тартар или наказали по-другому. Началась эпоха богов-олимпийцев, по названию горы, откуда они правили.
Тут важно понять, что каждое последующее поколение божеств все сильнее отрывалось от сил природы. И если титаны, несмотря на развитый разум, еще как-то оставались хтоническими божествами, частью матушки-Природы, то олимпийцев сложно даже назвать персонификациями сил природы, это, по сути, были обладатели и управленцы тех или иных сил природы. Правление олимпийцев стало наиболее плодотворным и долгим именно по этой причине, тяга к разумности у них была сильнее. Но рано или поздно всему приходит конец, и олимпийцы не должны были стать исключением.
Следующим этапом стало появление человека. В Древней Греции было несколько порой противоречащих друг другу антропогонических мифов. По самой распространенной версии, человечество было создано и истреблено несколько раз. Очевидно, результат по тем или иным причинам не устраивал Зевса. Не мог он привязаться к своим созданиям так, чтоб оставить их в живых (возможно, просто хотел удержать власть, как и его предшественники). В очередной раз причиной геноцида послужило желание его кузена Прометея поставить человека на путь прогресса (посредством овладения огнем). Желая наказать человечество и насолить двоюродному брату, Зевс приказывает Гефесту, Афродите и Афине создать женщину по имени Пандора. Пандора была подарена в жены младшему брату Прометея Эпиметею, который, несмотря на запреты старшего брата, подарок от верховного бога был вынужден принять. И, как многие из нас знают, через некоторое время Пандора открыла сокровенный Ящик, вызвав катаклизм.
К тому моменту у Пандоры и Эпиметея уже была повзрослевшая дочь, вышедшая замуж за сына Прометея Девкалиона. Не без помощи Прометея парочка спаслась от Всемирного потопа, став родоначальниками нового человечества. С этим Зевс уже поделать ничего не мог. Кузена он приказал приковать к скале в горах Кавказа, куда каждый день прилетал орел и клевал его печень (но это немножко другая история). А тем временем число людей росло и прогрессировало, нередко подрывая божественные устои. Впрочем, олимпийцы нашли способ подчинить себе человека, в том числе через религию, и такое сосуществование стало выгодным и небожителям, и смертным.
Не все так уж ясно и с Гераклом, потому как мифологических спекуляций о самом известном герое очень много. Доподлинно известно, что Геракл как раз таки помог предотвратить свержение олимпийцев, когда произошла гигантомахия. Гея, праматерь богов, решила, что власти ее внуков пришел конец. И, как всегда, она была сурова, но справедлива: других ее детей-гигантов олимпийцы позабыли давно и надолго, да и к тому же страдания титанов, низвергнутых в Тартар, мучили Гею (этот сюжет отражен во второй и третьей частях GoW). Гиганты напали на богов, но те отбились, во многом благодаря Гераклу. Последнего можно считать самым сильным существом, но, несмотря на это, покушаться на власть он не собирался, так как не был столь амбициозным. Геракл, кстати, стал одним из прообразов самого Кратоса. Как бы сейчас выразились: Кратос – это Геракл на максималках. И тем интереснее, что столкновение Кратоса и Геракла стало неизбежным в третьей части, ведь должен был остаться лишь один «геракл». К слову, героя озвучил самый лучший кино-Геракл, Кевин Сорбо.
Последний раз Зевс испытал пророчество, когда захотел жениться на богине Фетиде. По одной из версий, Прометей вовремя отговорил кузена. А после долгих интриг Фетида была вынуждена выйти замуж за Пелея, царя мирмидонян, и родить ему Ахилла. Таким образом, очередная угроза Зевсу была предотвращена. Ахилл, как многие из нас знают, стал сильнейшим человеком своего времени (Геракл к тому моменту возвысился до богов), но ему было суждено погибнуть в конце Троянской войны. Так же, как Геракл, Ахилл стал одним из прообразов Кратоса.
В общем и целом, свято место пустовало: в древнегреческой мифологии так и не случилось сколько-нибудь серьезного апокалипсиса богов. Исключение может составить разве что бегство богов в Египет, согласно «Метаморфозам» Антонина Либерала, но никто всерьез это не воспринимает. Наконец уничтожить олимпийцев и дописать историю богов удалось Зене в конце пятого сезона всеми любимого сериала «Зена — королева воинов», в 2000 году. Однако это не смогло затмить славы Кратоса.
И только спустя пять лет на PlayStation появилась «God of War», в которой разработчики, так сказать, «дописали» темное пророчество о сумерках богов-олимпийцев, представив на свет того самого сына Зевса, появления которого он так активно избегал.
В следующей части мы разберем непосредственно историю создания персонажа и всей серии игр.
Бог Кратос
Кратос был богом или олицетворенным духом (даймоном) силы, мощи, власти и суверенного правления. Он и три его брата и сестры — Ника (Победа), Бия (Сила) и Зелос (Соперничество) — были крылатыми силовиками бога Зевса, ангелоподобных существ, стоявших на небесном престоле.
ГЕНЕАЛОГИЯ
РОДИТЕЛИ
Паллант и Стикс (Гесиод Теогония 383, Аполлодор 1.9, Гигин)
ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Гесиод. Теогония. 383. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 38-39) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
«Стикс, Океанова дочерь, в любви сочетавшись с Паллантом,
Зависть [Зел] в дворце родила и прекраснолодыжную Нике.
Силу [Бия] и Мощь [Кратос] родила она также, детей знаменитых.
Нет у них дома отдельно от Зевса, пристанища нету,
Нет и пути, по которому шли бы не следом за богом;
Но неотступно при Зевсе живут они тяжкогремящем.
Так это сделала Стикс, нерушимая Океанида,
В день тот, когда на великий Олимп небожителей вечных
Созвал к себе молневержец Кронид, олимпийский владыка,
И объявил им, что тот, кто пойдет вместе с ним на Титанов,
Почестей прежних не будет лишен и удел сохранит свой,
Коим дотоле владел меж богов, бесконечно живущих.
Если же кто не имел ни удела, ни чести при Кроне,
Тот и удел и почет подобающий ныне получит.
Первой тогда нерушимая Стикс на Олимп поспешила
Вместе с двумя сыновьями, совету отца повинуясь.
Щедро за это ее одарил и почтил Громовержец:
Ей предназначил он быть величайшею клятвой бессмертных,
А сыновьям приказал навсегда у него поселиться».
Эсхил. Орестея. Агамемнон. 244. (Источник: Эсхил. Трагедии /Перевод Вячеслава Иванова. – М.: Наука, 1989. – С. 119) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):
«[Электра обращается к Оресту, когда он готовится отомстить за своего убитого отца]
Над ним ты воцаришься, витязь доблестный.
За нас и Мощь [Кратос], и Правда [Дике]. Третьим будь за нас
В союзе крепком сам благий, всесильный Зевс!»
Эсхил. Прометей прикованный. 1. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод А. И. Пиотровского. – М.: Наука, 1989. – С. 239) (греческая трагедия 5 в. до н. э.):
«Пустынные скалы на берегу моря, Гефест, Власть [Кратос] и Сила [Бия] вводят закованного в цепи Прометея.
Ну, вот мы и на месте, у конца земли,
В безлюдном скифском, дальнем и глухом краю.
Пора, Гефест, исполнить, что наказано
Тебе отцом, и святотатца этого
К скалистым здешним кручам крепко-накрепко
Железными цепями приковать навек.
Твою ведь гордость, силу всех ремесл — огонь
Похитил он для смертных. За вину свою
Пускай теперь с богами рассчитается,
Чтоб наконец признал главенство Зевсово
И чтоб зарекся дерзостно людей любить.
Вы, Власть [Кратос] и Сила [Бия], все, что поручил вам Зевс,
Уже свершили, ваше дело сделано.
А я — ужель я бога, мне подобного,
К суровым этим скалам приковать решусь?
Увы, решусь. Ведь нет другого выхода:
Всего опасней словом пренебречь отца.
Фемиды мудрой сын высокомыслящий,
Я против воли и твоей и собственной
Тебя цепями к голой прикую скале,
Где голосов не слышно человеческих
И лиц людских не видно. Солнце жгучее
Тебе иссушит тело. Будешь ночи рад,
Что звездным платьем жаркий закрывает свет.
И солнцу, что ночную топит изморозь.
Не будет часа, чтобы мукой новою
Ты не томился. Нет тебе спасителя.
Вот человеколюбья твоего плоды.
Что ж, поделом, ты бог, но гнева божьего
Ты не боялся, а безмерно смертных чтил.
И потому на камне этом горестном,
Коленей не сгибая, не смыкая глаз,
Даль оглашая воплями напрасными,
Висеть ты будешь вечно: непреклонен Зевс.
Всегда суровы новые правители.
Власть
Что медлишь и зачем ты богу этому,
Врагу богов, беззлобно соболезнуешь?
Ведь он же отдал смертным и твои права.
Родство и дружбу не могу не чтить, пойми.
Я понимаю. Но отца ослушаться
Неужто можешь? Это ль не всего страшней?
Ни мягкости не знаешь, ни сочувствия.
О нем скорбеть что толку? Где помочь нельзя,
Там и напрасно убиваться нечего.
О, как мне ненавистно ремесло мое!
Оно при чем? Ведь разум говорит тебе,
Что не твое искусство эту боль родит.
По мне б, им лучше кто-нибудь другой владел.
Все тяжко, только над богами властвовать
Нетяжко, и свободен только Зевс один.
Я знаю. Да и кто не знает этого?
Поторопись же приковать преступника,
Чтоб не увидел вдруг отец, как медлишь ты.
Гляди-ка, вот и кольца приготовлены.
Надень ему их на руки и молотом
К скале прибей покрепче, не жалея сил.
Я не сижу, и дело, видишь, движется.
Сожми потуже, чтоб зазоров не было,
А то искать лазейки не его учить.
Ну, этою рукой не шевельнуть ему.
Так закрепи ж и эту, чтобы помнил впредь,
Что, как он ни искусен, Зевс искуснее.
Лишь Прометей и вправе побранить мой труд.
Теперь шипом железным и безжалостным
Ему с размаху, с силой грудь насквозь проткни.
Ах, Прометей, я плачу о беде твоей!
Опять жалеешь Зевсовых ты недругов
И стонешь? Не пришлось бы пожалеть себя.
Глаза боятся видеть то, что видишь ты.
Я вижу лишь возмездье справедливое.
Теперь кольцом железным охвати бока!
Не нужно понуканий. Все я сделаю.
Нет, понукать я буду и покрикивать.
Спустись теперь и скуй покрепче голени.
Покончено и с этим. Был недолог труд.
Теперь покрепче гвозди вбей в отверстия.
Работу будет строгий принимать судья.
Слова твои ужасны, как и облик твой.
Изволь, будь мягок сам. Но не брани меня
За мой суровый, твердый и жестокий нрав.
Уйдем! Железом тело сплошь опутано.
Власть [Кратос] (Прометею)
Вот здесь теперь и буйствуй, и права богов
Букашкам однодневным отдавай. Но кто
Из смертных сможет муки прекратить твои?
Нет, имя прозорливца незаслуженно
Дано тебе богами: как избавишься
От этих пут надежных, предскажи пойди!
Власть [Кратос], Сила [Бия] и Гефест уходят».
Платон. Протагор. 321d / Пер. Т. В. Васильевой. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 1 /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 634-635) (греческий философ 4 в. до н. э.):
«Прометею [который пытался украсть огонь с неба для человека] было нельзя, да и страшна была стража Зевса [Кратос и Бия]. Прометею удалось проникнуть украдкой только в общую мастерскую Гефеста и Афины, где они предавались своим искусным занятиям. Украв у Гефеста уменье обращаться с огнем, а у Афины – ее уменье, Прометей дал их человеку для его благополучия»
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 1. 9. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 63) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«От Палланта и Стикс, дочери Океана, — Ника, Кратос, Зел и Биа. Воды Стикс, текущие из скалы в Аиде, Зевс сделал залогом клятв22, предоставив ей эту честь за то, что Стикс со своими детьми была его союзником в борьбе с титанами».
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 84):
«От гиганта Палланта и Стикс – Сцилла, Сила [Бия], Зависть [Зел], Власть [Кратос], Победа [Ника]»