Краудфандинг и краудинвестинг в чем разница
Отличия краудфандинга от краудинвестинга
Краудфандинг, краудинвестинг, краудлендинг – понятия, которые часто считают синонимами за одинаковое начальное «crowd». Однако полагать, что эти финансовые инструменты представляют собой одно и то же, ошибочно.
Вообще отличия краудфандинга и краудинвестинга очевидны и заключаются, в первую очередь, в характере выгоды, которую инвесторы получают за свои деньги. И это только один пример отличий. Краудлендинг же и вовсе представляет собой форму кредитования, когда множество инвесторов дают деньги в долг, получая за это проценты.
Поговорим подробнее о том, чем же отличаются краудфандинг и краудинвестинг, и где искать выгоду, если вы хотите не только финансировать, но и зарабатывать.
Краудфандинг – суть, принцип действия, прибыль
В переводе, краудфандинг означает «финансирование толпой». Обратите внимание на слово финансирование, так как данная форма сбора средств не является инвестициями и не несет материальной выгоды для участников.
В данных отношениях принимают участие две стороны:
Третья сторона – краудфандинг площадки – ресурсы, где встречаются проекты и их спонсоры. На таких площадках донор может выбрать тот стартап, который он бы хотел видеть реализованным. Владельцы ресурсов отбирают проекты по установленным системой критериям, но, требования к ним, как правило, не слишком жесткие.
Важно понимать, что финансирование толпой не несет какой бы то ни было материальной выгоды для спонсоров. Все, что они получают, это моральное удовлетворение от своей работы и, обычно, плод реализации стартапа – диск с новым музыкальным альбомом, опубликованную книгу, печатную продукцию. Но и это не обязательное условие, и подобные продукты часто получают только наиболее щедрые доноры.
Что касается самих проектов, финансирование которых производится, то они могут быть самыми разными:
В нашей стране наиболее популярны первые два варианта, тогда как научные проекты не столь востребованы, как это происходит на Западе.
Краудинвестинг – инвестиции толпой и их выгода
Краудинвестинг принято считать производной краудфандинга. Только последний материальной выгоды не несет, а вот коллективные инвестиции обещают при запланированном развитии стартапа неплохой доход.
Обратите внимание, что это вложения не в обычный развитый бизнес, а именно в стартапы – проекты, идеи, которые имеют план развития, но пока только в начале этого пути.
Здесь, как и в краудфандинге, две стороны отношений: владельцы проектов и инвесторы. Владельцам выгодно получать средства именно от большого количества инвесторов, так как это делает их свободнее и независимее.
Инвесторы получают достаточно высокий доход от проектов, но при условии, что они были реализованы. Если сравнивать доход от краудинвестинга с прибылью в других инвестиционных направлениях, то он, несомненно, выше.
Но стоит понимать, что далеко не все стартапы одинаково перспективны, прибыльны и жизнеспособны. Большая часть идей, размещенных на краудинвестинговых площадках, не доживают и до середины запланированного развития, а некоторые даже не могут собрать заявленной суммы.
Так что для инвестора, особенно новичка, крайне важно тщательно оценивать перспективы проекта, в который он планирует вложить свои деньги. Это о минусах. Если же говорить о плюсах краудинвестинга, то они в следующем:
Подводя итог, стоит сказать, что такие современные инвестиционные инструменты, как краудинвестинг или краудлендинг все прочнее обосновываются на территории нашей страны. Имеет место быть и краудфандинг, и у данного варианта финансовых отношений немало поклонников.
В России с 1 января 2020 года даже начал действовать закон, касающийся регулирования вопросов, связанных с краудфандингом и его производными. Правда, многие эксперты уверены, что законопроект будет дорабатываться, так как имеет ряд пробелов.
Новая Экономическая Эволюция Мира
Что такое краудфандинг и краудинвестинг: понятия, модели, формы
Для объективного рассмотрения сущности краудфандинга и краудинвестинга как инновационной финансовой услуги необходимо определиться с дефиницией краудфандинга. В научной и специализированной литературе существуют приблизительно схожие определения, к примеру, краудфандинг – это:
То есть, в общем контексте краудфандинг является коллективным финансированием небольшими суммами с помощью использования возможностей новейших информационно-коммуникационных технологий.
Субъекты и посредники краудфандинга
Субъектами процесса краудфандинга с одной стороны выступают инвесторы или спонсоры, предоставляющие средства, их называют фандерами, а с другой стороны – искатели или реципиенты капитала, которые являются инициаторами, основателями краудфандинг-проекта — фаундеры. Учитывая существующую отечественную терминологию для определения такого субъекта, как фандер, обычно используют понятие «донор», так как донорство предусматривает предоставление необходимых ресурсов как бесплатно, так и с расчётом на некоторое вознаграждение. Движение средств осуществляется от доноров к реципиентам.
Посредниками этого процесса являются владельцы (организаторы) краудфандинговой платформы, получающие плату за предоставленную услугу в виде комиссионных и выступают гарантами формирования заставного фонда, а также банки или другие провайдеры платежей, через которые осуществляется перевод средств.
Типы краудфандинга
Краудфандинг может иметь различные типы (модели), которые различаются по определённым признакам.
В зависимости от мотивации донора и ожидаемой выгоды, различают четыре модели краудфандинга, определяющие тип краудфандинговой платформы:
Модель краудфандинга, которая ориентирована на получение добровольных пожертвований, предусматривает, что доноры предоставляют средства на поддержку проектов по филантропическим мотивам, без расчёта на компенсацию.
Модель краудфандинга, которая ориентирована на получение вознаграждения, предусматривает, что доноры рассчитывают получить нефинансовое вознаграждение (подарок, первоочередное получение нового продукта, участие в съёмках, опубликование имени благодетеля).
Модель краудфандинга, которая ориентирована на получение займов, предусматривает, что доноры получат фиксированный доход и ожидают выплаты на протяжении всего периода существования инвестиции (жизни проекта). Как правило, такую модель краудфандинга называют микрокредитованием. При этом краудфандинговое микрокредитование существенно отличается от традиционного, которое предоставляют банковские учреждения. Так, краудфандинговое микрокредитование происходит по существенно упрощённой схеме: не требует предварительной оценки проекта, предоставления пакета документов, залога или поручительства. Особенность данной модели краудфандинга обусловлена характером контрактных отношений между реципиентом и донором (заёмщик – кредитор).
Модель краудфандинга, которая ориентирована на участие в доходе либо в капитале, предусматривает, что доноры получают компенсацию в форме участия в капитале или в форме получения части выручки, или в форме участия в разделе части прибыли. Контрактные отношения в данной модели имеют особенный характер агентских отношений в виде «принципал-агент», где в роли принципала выступают доноры, агентом является основатель проекта, который одновременно является и менеджером проекта, и его владельцем со всеми полномочиями.
Мотивации краудфандинга
По характеру мотивации основателей (инициаторов) проекта существуют следующие типы краудфандинговых проектов:
Как правило, некоммерческие проекты основывают и развивают в социальной сфере, сферах охраны здоровья, защиты природной среды, развитии городской инфраструктуры. Например, проект «Солнечное дерево» представляет собой конструкцию из солнечных панелей и металла, энергия которых будет использоваться для полива местных насаждений. Интерес представляет американский пример проекта создания библиотеки на колёсах для бездомных, которые утратили документы и из-за этого не могут воспользоваться услугами классических публичных библиотек.
Прибыльные краудфандинговые проекты могут организовываться в разных сферах как для существующих, так и для будущих компаний. Инициаторами проектов могут быть функционирующие компании, нуждающиеся в средствах для разработки и производства нового продукта или услуги, которые заинтересуют широкий круг инвесторов. Кроме того, венчурные проекты или стартапы могут привлекать средства указанным выше способом, так как они не могут рассчитывать на традиционное финансирование по причине высокого риска для инвесторов.
Интересным примером являются прибыльные краудфандинговые проекты в сфере энергетики, которые организовали две компании: «Solar Mosaic» (США) и «Abundance Generation» (Англия). Первая компания фокусируется на проектах по производству солнечной электроэнергии, вторая охватывает еще и ветроэнергетику. Принцип инвестирования тут основан на покупке инвестором долгового обязательства, по которому он, в случае успешной реализации проекта, будет получать доход.
Примером промежуточного проекта, можно назвать всем известный проект Skype, который сначала был организован как некоммерческий, а в по мере развития начал приносить прибыль благодаря дополнительным возможностям, предложенных разработчиками. В зависимости от участия донора в инвестиционном проекте типы краудфандинга можно поделить на три категории: пожертвования, активное инвестирование, пассивное инвестирование.
Если модель краудфандинга, основанная на пожертвовании, не требует пояснений, то разниц между активным и пассивным инвестированием следует объяснить. Так, пассивные инвестиции предусматривают только предоставление средств донорами из расчёта на выгоду (финансовую или нефинансовую) без участия в принятии решений, генерировании идей, обсуждений. В большинстве случаев компенсацией является получение продукта, услуги, денежного вознаграждения. Активное инвестирование предусматривает предоставление средств с возможностью активного участия в проекте, к примеру, принятия решений.
Краудинвестинг
Отдельным случаем краудфандинга является краудинвестинг. При этом, между процессами краудфинансирования и краудинвестирования существует такая же связь, как и при обычных процессах финансирования и инвестирования.
Но, в отличие от краудфандинга, краудинвестинг предусматривает инвестировние в проект средств, привлечённых в форме коллективного финансирования, причём обязательно с расчетом на получение инвестором финансовой выгоды.
То есть, отличительной чертой краудинвестинга являются инвестиции, которые привлекаются небольшими суммами по упрощённой процедуре и с расчётом на финансовую выгоду. Так как краудинвестинг набирает обороты, имеет значительный потенциал в росте рынка и становится альтернативой традиционному инвестированию, то это направление краудфандинга разрабатывается отдельно и для него создаются специальные краудинвестинговые платформы, вводятся свои правила и нормы.
Модели краудинвестинга
Различают три формы (модели) краудинвестинга в зависимости от ожидаемой финансовой выгоды со стороны инвестора, в частности, краудинвестинг, рассчитанный на получение вознаграждения в виде:
Наиболее сложной и передовой формой краудинвестинга является акционерный краудфандинг, который предусматривает получение инвестором вознаграждения в виде части владения компании, акций, дивидендов или права голосования на общих сборах акционеров. Такая модель краудинвестинга обуславливает большой интерес со стороны бизнес-сообществ, так как предоставляет новые возможности компаниям, которые ещё не имеют размещения на бирже, получить необходимое финансирование для запуска или расширения своего бизнеса.
Изучение сущности, особенностей и отличий краудфандинга и краудинвестинга показало, что краудинвестинговые платформы создаются на базе подобных краудфандинговых платформ, но с различными целевыми функциями. В частности, одной из главных целевых функций краудфандинга можно определить привлечение более дешевых источников финансирования разнообразных проектов, а целевой функцией краудинвестинга следует выделить привлечение в процессы инвестирования как можно больше участников и аккумуляцию финансовых ресурсов.
Читайте еще: Что такое финансовая устойчивость?
Что такое краудинвестинг, краудлендинг и краудфандинг
Всем привет! Сегодня мы рассмотрим такие понятия, как краудинвестинг, краудлендинг и краудфандинг: что это такое и стоит ли использовать для инвестирования подобные площадки.
О понятиях
Самым первым появилось понятие краудфандинга. Дословный перевод с английского звучит как «народное финансирование» (от crowd и funding).
Это коллективное сотрудничество людей, которые на добровольной основе объединяют свои денежные средства для поддержки целей других людей или организаций.
В качестве «родоначальников» данного направления часто вспоминают случай с британской рок-группой Marillion: в 1997 году поклонники собрали 60 тысяч долларов в поддержку ее тура по США.
По модели краудфандинга были созданы еще два направления:
Краудинвестинг тоже предполагает коллективные инвестиции для развития стартапов и предприятий малого бизнеса. От краудфандинга данное понятие отличается тем, что инвесторы получают долю в компании и претендуют на часть ее прибыли в будущем.
Краудлендинг – это взаимное кредитование физическими лицами других физических лиц или предприятий посредством специализированных онлайн-площадок.
Площадки краудлендинга и краудинвестинга имеют следующие схожие между собой особенности:
Все площадки работают по схожему принципу:
Краудинвестиции дают более высокую доходность в сравнении с традиционными финансовыми инструментами – банковскими депозитами, акциями, облигациями, ОФЗ. Вместе с тем они более рискованные: несмотря на проверку заемщиков в ходе верификации, гарантий возврата средств никто не даст.
Как отдельная индустрия краудинвестинг сложился только в Америке, Великобритании и Китае. Российский рынок в данном сегменте еще не сформирован, серьезных площадок у нас крайне мало.
Рассматривать народное инвестирование мы можем пока только в рамках его более широкой категории – краудфандинга. Однако с начала 2020 года вступили в силу нормы, регулирующие данную нишу, а это, стоит отметить, важнейший шаг в развитии индустрии.
До 2020 года краудинвестирование применялось только на практике и никак не регулировалось законодательно. С 1 января вступил в силу закон о краудфандинге, который устанавливает требования к заемщикам, оператору платформы и самой платформе, а также утверждает способы и порядок инвестирования с использованием онлайн-площадок.
Растущая популярность краудинвестиций обусловлена тем, что не каждая компания проходит по строгим критериям банков. Часто гораздо проще переплатить по процентам и взять кредит с помощью краудинвестинга.
Крауд-платформы в России
Отечественных площадок не так много. Проведу небольшой обзор.
Займотека
Займотека — это платформа взаимного кредитования, на которой одни физические лица — инвесторы, выдают займы другим физическим лицам — заемщикам (P2P направление).
Работает платформа с 2017 года и имеет:
Zaimoteka не выступает налоговым агентом и решение об оплате НДФЛ инвестору придется принимать самостоятельно.
Альфа-Поток
Сервис, созданный Альфа-банком, позволяет инвестировать в проекты малого и среднего бизнеса с заявленной доходностью до 24 %.
Среди заемщиков, как правило, бизнесмены – ИП или небольшие ООО.
Если верить организаторам, скоринг проходит лишь 4 % потенциальных клиентов. Возникает вполне логичный вопрос – почему банк сам не выдаст этим «избранным» кредит?
Вполне вероятно — такие заемщики не имеют обеспечения, а потому банку проще переложить риски на инвесторов.
Условия инвестирования на площадке следующие:
Автоматическое формирование пулов с одной стороны удобно: инвестиции диверсифицированы и не нужно тратить время на оценку и поиск заемщиков. С другой стороны инвестор лишается возможности самостоятельно управлять рисками, доверившись платформе.
StartTrack
Крупная площадка, стоящая почти у истоков российского краудинвестинга. Она создана в 2013 году при поддержке Фонда развития Интернет-инициатив и за годы существования смогла привлечь около 3 млрд. рублей в качестве инвестиций.
Интересная особенность: чтобы получить доступ к проектам на сервисе, нужно пройти тест на понимание рисков краудинвестинга, ответив на серию вопросов.
Есть возможность выбрать один из трех вариантов участия:
Компаниям более выгоден второй вариант, при котором доход инвестора будет плавающим и целиком зависящим от успехов проекта. Для инвестора предпочтителен займ, где доход будет поддаваться относительным расчетам.
По каждому проекту можно изучить индивидуальные условия, почитать описание, данные о назначении кредита, сроках и т.п.
Порог входа на площадке большой. По всей видимости, задача сервиса – исключить микроинвестиции и стать посредником между серьезными инвесторами и крупным бизнесом.
АтомИнвест
Площадка создана частной компанией ООО «Нанополимер» и дочерней «Росатома» — «НИИГРАФИТ». Заемщики сервиса – малый и средний бизнес, а также авторы высокотехнологичных проектов, которые отбираются для последующей интеграции в саму компанию «Росатом».
Инвесторы могут выбрать один из трех продуктов:
Город денег
Платформа входит в рабочую группу при поддержке Фонда «Сколково» и группу Центробанка по регулированию краудфандинга.
Принцип аналогичен предыдущим площадкам: инвестор выбирает один или несколько проектов, и если результаты личного анализа его удовлетворили, перечисляет средства на счет сервиса.
Проекты здесь представлены из сферы реального бизнеса – продажа оборудования, поставка строительных материалов, выполнение ремонтных работ, производство котельного оборудования и т.п.
Penenza
Площадка Penenza входит в рабочую группу ЦБ по краудфандингу, а также является инициатором создания ассоциации участников крауд-рынка «КРАУД НАУ».
Заемщики в общей массе – компании, принимающие участие в госзакупках и выигравшие тендеры. Поэтому рисков здесь меньше: оплата поступит в любом случае, и компания вернет займ.
Вопрос больше касательно времени ожидания: когда закончатся работы, и примут ли ее сразу.
Интересная особенность: данная платформа выступает налоговым агентом и сама оплачивает НДФЛ.
МодульДеньги
Площадка МодульДеньги функционирует с 2017 года, является участником «Сколково» и профинансирована на госуровне.
Сервис тоже выдает кредиты компаниям, выигравшим государственные контракты.
НДФЛ придется оплачивать самим.
Ozon.Invest
На Ozon Invest инвестору предлагается вкладывать средства в компании-партнеры крупнейшего интернет-магазина. За счет того, что финансируются уже действующие компании, являющиеся партнерами магазина, риски существенно снижаются.
Aktivo
Сервис Aktivo был создан основателем шопинг-клуба KupiVip Оскаром Хартманном. В отличие от предыдущих платформ Aktivo предлагает вкладывать деньги не в бизнес, а объекты недвижимости, выступая посредником между инвесторами и арендаторами.
Инвестор выбирает подходящий объект, определяет количество паев, вносит средства, а все обязанности по поиску арендаторов и взиманию ежемесячных арендных платежей берут на себя организаторы Aktivo.
Средства вкладываются в закрытые ПИФы недвижимости, управляющей компанией в которых выступает либо Альфа-Капитал, либо КСП Капитал.
SberCredo
Инвестиционная платформа от Сбербанка была запущена в тестовом режиме в декабре прошлого года. Воспользоваться ей могли жители Москвы и области.
С начала 2020 года сервис должен быть открыт для остальных регионов страны. Разумно полагать, что оценить работу площадки можно будет не сразу. Но сам факт, что онлайн-сервис создан крупнейшим банком страны, внушает определенное доверие по умолчанию.
Какую площадку выбрать и вкладываться ли в краудинвестиции вообще – решать Вам. Но помните, что все риски берет на себя инвестор, а прибыль никто не гарантирует.
На этом у меня все. Буду благодарен за подписку на обновления и репост в социальных сетях.
Более 6 лет изучаю инструменты интернет заработка, создал несколько источников дохода.
Активно инвестирую в различные направления.
На страницах блога помогаю людям становиться финансово грамотными и улучшать качество своей жизни.
Что такое Краудфандинг и Краудинвестинг (в примерах)
Активное развитие краудфандинга связано с появлением и запуском первых акселераторов или краудфандинговых площадок в 2008-2010 годах. Сервисы создавались для привлечения ресурсов в любой зарегистрированный на платформе бизнес. В России данный инструмент появился позже, как любое нововведение США или Европы, и долгое время никак не регулировался законом. Официальное подтверждение было получено на законодательном уровне в 2019 году после принятия №259-ФЗ.
Краудфандинг из-за своего принципа довольно успешно убирают одну из основных проблем стартапов: нехватка стартового капитала. Термин дословно переводится как «финансирование толпой». Если говорить простыми словами, то Краудфандинг — это необходимая для проекта сумма денег, которая собирается с публики, а именно с большого количества заинтересованных проектом людей из любой точки планеты.
Примечательно, что конечная цель может быть совершенно любой, впрочем, как и форма вознаграждения и принцип участия в проекте. Ключевой признак был и остается только один – поддержка идеи с помощью широких масс. Группа организаторов готовит обращение «к народу», а также берет на себя ответственность за реализацию задуманного плана.
Что такое краудфандинг (простыми словами)
Краудфандинг – это особый способ привлечения финансирования от физических или юридических лиц в бизнес через специальные интернет-платформы или площадки.
Краудфандинг простыми словами – это народное инвестирование (дословный перевод термина, состоящего из двух английских слов: crowd – толпа и funding – финансирование), когда деньги на проект собираются от широкого круга инвесторов. Процесс происходит через специальные сервисы или онлайн-платформы, которые контролируют работу и в публичном доступе показывают статистику финансируемого стартапа: сколько денег необходимо, сколько собрано и сроки сбора инвестиций.
Несмотря на то, что история знает много примеров привлечения денег на различные проекты (организация музыкального турне для группы или строительство храма) от широкого круга инвесторов – частных лиц или компаний, официально термин появился в 2006 году, благодаря журналисту Джеффу Хау.
Примеры из жизни
В 2004 году всемирно известная студия Warner принимает решение приостановить съемки сериала «Вероника Марс», который пользовался невероятной популярностью у телезрителей. Поклонники качественного продукта решили не сдаваться, и начали активно требовать продолжения съемок. Настроения людей также поддержал продюсер Роб Томас, который был абсолютно уверен, что потенциал проекта еще не раскрыт до конца. Однако усилия неравнодушных не увенчались успехом – администрация студии упорно стояла на своем.
Далее ситуация приняла неожиданный поворот. Мистер Томас обращается к поклонникам сериала через мировую площадку для краудфандинга №1, известную как Kickstarter и за рекордные 10 часов собирает недостающие 2 миллиона долларов. В результате работа над сериалом получила успешное продолжение.
Ключевое звено в процессе краудфинансирования – это онлайн-площадка, где бизнесмены и инвесторы знакомятся друг с другом. Краудфандинговая платформа – это сервис, где начинающие или опытные предприниматели размещают проект, на финансирование которого необходимы инвестиции. Доступ к платформе открыт любому посетителю, чтобы познакомиться с особенностями функционирования и увидеть реализованные проекты. Реальные примеры из жизни:
В чем истинный смысл краудфандинга?
Весь смысл заключен в самом термине.
По сравнению с благотворительными фондами или другими кампаниями по сбору средств с размытыми перспективами краудфандинг основывается на очень конкретных условиях: создание и реализация нового продукта, будь то определённая услуга или товар. К слову говоря, всеми известная Википедия (сайт к тому же является пятым по посещаемости во всём мире) существует именно из-за постоянных инвестиций в проект, основанный на краудфандинге.
Как все началось
Хотя официально термин и был введен в обиход в 2006 году, само явление существовало давно. Сбор денег среди населения на запуск идеи, например, на строительство храма – такое практиковалось в начале 20 века согласно историческим сведениям.
Современным примером помощи краудфадинга для бизнеса считается запущенный в 1997 году сбор средств для гастрольного тура рок-группы Marillion.
Аналогичным примером стал 2001 год, когда компания ArtistShare запустила стартап для привлечения финансирования музыкальных проектов. Цели стартапы достигли, деньги были привлечены, поэтому бизнес-модель получила развитие. Так, в 2009 году организовывается одна из самых популярных и авторитетных площадок на сегодняшний день – Kickstarter.
Следом появляются другие краудфандинг-платформы в США, Японии или Европы, ведущие деятельность и сегодня (примеры будут ниже). После запуска платформ коллективное финансирование начало активно развиваться и использоваться для любых сфер жизни или проектов.
В России зарождение нового вида финансирования связано с 2012 годом, когда была запущена одна из популярных площадок – Планета, краудфандинг стал популярным и активно развивающимся направлением инвестиционной деятельности, открывающим новые возможности для бизнеса. В частности, перспективы получают небольшие компании или стартап, которым традиционно сложнее остальных привлекать инвестиции.
Виды краудфандинга
Краудфандинг за срок существования создал несколько разновидностей финансирования. Они зависят от типа участия и получаемого вознаграждения. Специалисты выделяют следующие виды:
Краудфандинг в России регулируется Федеральным законом «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 02.08.2019 N 259-ФЗ. Согласно нормативному акту, были выделены и описаны такие виды финансирования:
Банк России проводит мониторинг рынка на регулярной основе. Это делается, что изучить механизм краудфандинга и как он работает в российских реалиях, где является относительно молодым явлением.
ТОП российских краудфандинговых платформ
Российские площадки предлагают полноценные краудфандинговые ресурсы, которые считаются лидерами и помогают предпринимателям реализовывать проекты. Надзор за деятельностью сервисов, попадающих под определение ОИП (оператор инвестиционных платформ) проводит ЦБ РФ. Регулятор ведет официальный реестр площадок, которые работают в соответствии с требованиями законодательства: №259-ФЗ от 02.08.2019 г. На сегодняшний день в реестре список из чуть более 40 площадок.
Краудфандинг стартапов в России предлагают следующие авторитетные и популярные платформы:
Planeta.ru. Запущена в 2012 году и по настоящее время является крупнейшим оператором в России. Идейными вдохновителями были музыканты группы БИ-2, для которых также был запущен проект (запуск музыкального альбома), собравший необходимое финансирование в размере 1 262 250 рублей.
Главные особенности агрегатора:
Boomstarter.ru. Агрегатор запущен в 2012 году, является еще одним из популярнейших и авторитетных ресурсов. Продвигает идеи из самых разных сфер: бизнес, музыка или кино, туризм, искусство или технологии, любая идея будет поддержана. Главные особенности:
Сервис предлагает создание проектов, не предполагающих открытие бизнеса с выплатой дивидендов или процентов (согласно №259-ФЗ от 02.08.2019). Спонсоры получают вознаграждение в виде скидок на товар или денежные призы.
investor.potok.digital. Инвестиционная платформа, запущенная одним из лидеров розничного кредитования в стране – Альфа-банком. Предлагает услуги с 2016 года. Главные особенности сотрудничества:
Агрегатор является альтернативным способом для получения финансирования индивидуальным предпринимателям и малому бизнесу. Находится под контролем ЦБ РФ, как ОИП. За время существования стала крупнейшим сервисом, предлагающим финансовый краудсорсинг для объектов МСП, с 2016 года выдано более 12 тысяч займов с общим лимитом более 11 млрд рублей.
Аналогичная по схеме работы площадка была запущена другим крупнейшим банком страны – Сбербанком. Платформа краудлендинга СберКредо работает с 2019 года. Главные отличия: лимит кредитования 800 тыс. руб. и срок до 6 месяцев.
StartTrack.ru. Инвестиционный агрегатор, предлагающий предприятиям малого бизнеса привлекать финансирование от частных инвесторов, через покупку акций эмитента. Главные условия сотрудничества:
Сервис существует с 2013 года, было привлечено 2,9 млрд рублей для 120 предприятий. Поскольку сервис предлагает инвестирование в покупку ценных бумаг, взаимодействие с инвесторами и эмитентами осуществляется в рамках №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и №259-ФЗ.
townmoney.ru. Платформа, работающая по типу Р2В, являющаяся сертифицированным ОИП и входящим в реестр компаний ЦБ РФ, работающая в рамках №259-ФЗ. Компания существует на рынке кредитования с 2012 года, главные особенности для заемщиков и инвесторов:
Это место, где встречаются инвесторы и бизнес, которому необходимо дополнительное инвестирование. Похожим сервисом является другая популярная компания — The Деньги, которая работает с 2016 года и предлагает финансирование малому бизнесу. Инвесторы получают 20% — 30% годовых при вложениях от 10 000 руб.
crowd-directory.kroogi.com. Агрегатор, созданный для поддержки творческих идей. Работает с 2009 года. Здесь размещают идеи музыканты, например, Борис Гребенщиков и группа «Аквариум», писатели: Макс Фрай привлекает спонсоров для выпуска книг из серии «Хроники Эхо» или художники. Отличное место, где можно привлечь финансирование для выпуска музыкального альбома или серии литературных романов. Главные условия работы площадки с авторами:
Благодаря платформе любой начинающий писатель или художник может найти спонсоров для реализации проекта. В качестве вознаграждения спонсоры получают бонусы, например, бесплатные билеты на музыкальные мероприятия или выставки.
ТОП краудфандинговых площадок в мире
Привлечь финансирование предприниматель или автор может через иностранные площадки. Здесь больше аудитория, поскольку рынок краудфандинга сильнее развит. Однако, необходимо учитывать специфику западного менталитета, чтобы заинтересовать публику.
Kickstarter.com. Считается одной из самых авторитетных площадок, которая стояла у истоков зарождения краудфандинга в его современном виде. Запущена в 2009 году. Главные особенности:
За время работы собрано более 6 млрд долларов США для более, чем 250 000 проектов.
Indiegogo.com. Другая популярная площадка, работающая с 2008 года. Многие идеи здесь получили старт и стали известными на весь мир компаниями. Например, компания – производитель чемоданов «Bluesmart», известная сейчас во всем мире, получила старт на Indiegogo. Принципы работы платформы:
Является главным конкурентом Kickstarter. На площадке есть специальный раздел, посвященный сравнению условий, предлагаемых платформами и выводами о преимуществах Indiegogo.
Crowdfunder.com. Агрегатор, работающий с 2011 года, не является инвестиционным сервисом. Помогает стартапам, работает с благотворительными организациями или творческими идеями. Условия сотрудничества:
AngelList.com. Инвестиционная платформа, созданная в 2010 году. Занимается продвижением стартапов. Сервис предлагает участникам:
Компания AngelList управляет капиталом на общую сумму свыше 3 млрд долларов США. Одним из узнаваемых стартапов, запущенных платформой является компания Uber.
MicroVentures.com. Инвестиционный сервис, предлагающий венчурное инвестирование или краудфандинг акций, работает с 2009, был одной из первых венчурных компаний, открывшей доступ к инвестициям частным инвесторам с небольшим капиталом. Условия работы:
За время работы агрегатор успешно помог более, чем 400 бизнес-проектам. Одной из узнаваемых проинвестированных компаний является проект Airbnb.
Что такое краудинвестинг и зачем он нужен
Если уже есть такой замечательный способ финансирования, как краудфандинг, зачем современный человек выдумывает еще и краудинвестинг? Говоря простыми словами, еще один новый способ финансирования разработан для тех, кто не желает жертвовать деньги просто так, а планирует получить в будущем определенное вознаграждение.
Кардинальные отличия краудинвестинга от классического инвестирования становятся более понятными после изучения классификации видов этого явления и некоторых конкретных примеров из жизни.
Виды краудинвестинга
Роялти
Чтобы не путаться в лабиринтах теоретических рассуждений сразу переходим к практике. В интернете существует достаточно популярный проект Look at my game. В создание игр может инвестировать каждый желающий, при этом вклад в размере более 30 евро позволяет претендовать на определенную долю прибыли в случае успешного развития проекта. Создатели игры отдают порядка 70% прибыли независимым дольщикам, принявшим решение выступить в роли инвесторов.
Держите следующий пример краудинвестинга по системе роялти. Уникальный ресурс Sonicangel живет и здравствует на просторах всемирной паутины, поскольку тысячи людей по всему миру с удовольствием вкладывают деньги в нравящихся им исполнителей, организацию их концертов и даже выпуск альбомов. В качестве вознаграждения благодарные поклонники получают возможность наслаждаться творчеством любимых артистов, да еще и зарабатывают на этом.
Народное кредитование
Еще один метод краудинвестинга делится на два больших направления – по финансированию юридических и физических лиц. Один из наиболее успешных проектов первого сектора – портал Mosaic, который сконцентрировался на развитии солнечной энергетики. Многочисленные вкладчики уже получают достаточно приличные ежемесячные выплаты в виде процентов от прибыли компании.
Если вы не знаете, куда вложить капитал в 3 тысячи долларов, обратите внимание на портал LendSquare, где представлены десятки интереснейших проектов. Для тех, кто категорически отказывается рисковать, создан ресурс Funding Circle, где каждый желающий может инвестировать в уже отработанную бизнес модель. Но здесь минимальный порог вхождения несколько выше и составляет 5 тысяч фунтов.
Акционерный краудинвестинг
Сегодня этот способ пользуется наименьшей популярностью, но и с его помощью уже удалось привлечь немало инвестиционных средств. В качестве площадок для реализации метода работают следующие ресурсы:
Crowdcube – инвестиции без посредников. Минимальная сумма вложений от 10 фунтов.
Seedrs – похожий проект, в котором посредники наоборот играют одну из первых скрипок в реализации интересных идей.
Краудфандинг или краудинвестинг
В основном люди отдают свои деньги в краудфандинг на энтузиазме, надеясь получить новый технологичный продукт, которого еще нет на рынке. Иными словами, при инвестициях в какой-либо стартап через биржу стартапов, удостоверьтесь, на какой основе стартап собирает деньги. Например, на всем известной бирже Kickstarter все сборы происходят на основе краудфандинга, где вы в лучшем случае, сможете получить товар или услугу который будет производить стартап, но не прибыль в денежном выражении.
Как создать компанию по привлечению средств (краткая инструкция как получить деньги)
На выбор автору или предпринимателю существует большое количество платформ. Несмотря на то, что они имеют отличительные особенности, есть общие требования, следование которым поможет создать успешный проект.
Регистрация бизнес-проекта проводится по следующему алгоритму:
Важно. Чтобы проект имел успех и большой интерес у публики, важно правильно оформить идею. На большинстве платформ авторам предлагается полноценный бесплатный курс о краудфандинге: как создать проект, разработать систему поощрений, запуститься и добиться финансовой цели.
Особенности финансирования краудфандинга (для тех кто хочет вложить)
Инвестору или спонсору важно определиться с целями, по которым он хочет принять участие в запуске проекта. Главные принципы финансирования следующие:
Краудлендинг, как одна из разновидностей краудфандинга и наиболее интересная ниша для инвесторов, несет в себе риски, как любая инвестиционная деятельность. Безопасных на 100% инвестиций не существует.
Заключение. Краудфандинг – отличный вариант для привлечения инвестиций в любой бизнес-проект
Экономическое благополучие любой страны напрямую связано с формированием выгодных, простых и благоприятных условий для ведения бизнеса. Краудфандинг для бизнеса – это альтернативная, более простая и понятная схема финансирования бизнес-проектов. Она интересна как государству, так и непосредственным участникам процесса: заемщикам и инвесторам.
Начинающему предпринимателю или автору идеи онлайн-платформы помогут создать бизнес-план, привлечь необходимые инвестиции, которые сложно найти традиционными способами (с помощью банковского кредитования или венчурного инвестирования), протестировать спрос на предложение и востребованность у публики.
Краудфандинговые платформы заменят начинающему бизнесмену затраты на рекламу и маркетинг: миллионная аудитория пользователей сервиса покажет насколько востребованным и успешным будет запускаемый проект. Если автор не наберет необходимую сумму, он ничего не потеряет, как в случае запуска на собственные вложения или инвестиции частных лиц.
Большой интерес краудфандинг вызывает у создателей творческих проектов — преданные поклонники всегда с радостью поддержат любимую музыкальную группу или писателя, что подтверждается сотнями реализованными проектами известных писателей или музыкантов. Поклонники также получат бонус – скидку или бесплатные билеты на мероприятия.
Инвесторам, которые вкладывают деньги в проекты, краудинвестинг предлагает отличную возможность для диверсификации инвестпортфеля и возможную доходность на вложенные средства до 20-30% годовых, что станет отличной альтернативой банковским вкладам.