Краудсорсинговой платформы что это
Краудсорсинг – что это простыми словами
Что такое краудсорсинг?
Термином «краудсорсинг» («crowd» — толпа; «sourcing» — забор ресурса) обозначают процесс привлечения желающих добровольцев к выполнению заданий и определенных обязанностей, решению производственных вопросов во время создания и продвижения бизнес-проектов.
Суть краудсорсинга ясна: привлечь как можно больше свежих умов для решения конкретной проблемы. Интернет позволяет охватить большую аудиторию – требуемая задача озвучивается на сайте, а все заинтересованные в вопросе разрабатывают собственный вариант решения проблемы, затем предоставляя его заказчику.
Термин «краудсорсинг» появился благодаря Джефу Хау и его статье 2006 года. Текстовое издание раскрывало главные вопросы и примеры использования краудсорсинга, а также сравнивало его с аутсорсингом.
Низкая цена обеспечивалась с помощью пользователей сети, которые загружали на базу свои личные фото.
Вспомним идею редакторов по улучшению Оксфордского Английского словаря – у всех желающих была возможность отправлять на почту письма со своим определением термина и примером его использования.
Решение было рациональным – за 70 лет в редакции оказались более 6 миллионов писем.
Чем отличается краудсорсинг от аутсорсинга?
Краудсорсинг | Аутсорсинг |
Исполнитель — неопределенная аудитория. | Заказчик заведомо определил исполнителя. |
Наличие, размеры оплаты, срок выполнения – требование заказчика. | Размер оплаты и срок выполнения – требование исполнителя |
Заказчик получает сотни вариантов, которые могут требовать доработки. | Заказчик получает 1 целостный проработанный проект. |
В каких сферах применяется краудсорсинг?
Классические виды краудсорсинга
Современные виды аутсорсинга в зависимости от решаемых задач
Краудсорсинг: примеры успешных зарубежных проектов
О Википедии мы вспоминали и не раз! Однако есть и другие успешные примеры краудсорсинга:
Threadless.com, Muji, Quirky – также преуспевшие в краудсорсинге компании. Клиенты придумывают принт для одежды или мебели, кто-то отправляет эскизы, затем проходит голосования – готово, вещь в продаже!
Краудсорсинг в России: примеры успешных проектов
СберБанк обеспечивает первоклассную обратную связь с клиентской базой с помощью мобильного приложения, а Яндекс-Пробки предоставляют информацию о забитой дороге, полученную от пользователей – яркие примеры краудсорсинга в России.
Другие платформы:
Какие преимущества дает краудсорсинг при выполнении проекта?
Почему краудсорсинг может вызвать недоверие?
Как поэтапно планировать краудсорсинг проект?
Какими способами организовать краудсорсинг?
Два основных способа:
Что представляет собой корпоративный краудсорсинг?
Корпоративный краудсорсинг – это коллективный труд на базе сети Интернет. Создать подобную платформу возможно по-разному:
Такая платформа гораздо рациональнее стандартных моделей, поэтому не придется тратить время на оценивание и анализ поступивших предложений. Работа краудсорсинговой платформы будет осуществляться в три этапа:
Эффект от внедрения системы краудсорсинга впечатляющий – и речь не только об экономической стороне вопроса, а еще и о социальной.
Сотрудники максимально вовлечены в работу, внутренняя коммуникация улучшается, позволяя почувствовать значимость каждого работника.
Краудсорсинг
Краудсорсинг в бизнесе: коллективный разум спешит на помощь
Предприниматели прошлых поколений вряд ли оценили бы по достоинству такой современный метод решения проблем, как краудсорсинг. Однако сегодня у этого направления появляется все больше сторонников: вместо того чтобы нанимать одного опытного специалиста, компании полагаются на «мудрость толпы».
Термин «краудсорсинг» был предложен в 2006 году журналистом Джефом Хоу — как модель сотрудничества, при которой решение любых, даже самых сложных, проблем доверяется добровольцам. За счет такой схемы взаимодействия стоимость и время достижения цели резко снижаются. Преимущество краудсорсинга заключается еще и в том, что человеку, погруженному в тематику, предложить решение проще, а это заметно сказывается на качестве результата.
Сегодня краудсорсинг можно смело назвать одним из самых активно развивающихся инструментов маркетинга, коммуникаций и сотрудничества.
На Западе краудсорсинг укоренился в корпоративной культуре крупных компаний. Его используют абсолютно во всех сферах: в науке, медицине, сложных технологических проектах, социальном и культурном сотрудничестве, а также в креативных конкурсах и разработках цифрового контента. В России краудсорсинг пока только набирает обороты.
Маркетинговый инструмент
По разным оценкам, от 70 до 90% мировых брендов прибегают к краудсорсингу. Более того, компании уже научились оценивать эффективность внедрения решений с его помощью. Coca-Cola этим летом рапортовала об экономии 92% своих средств благодаря использованию краудсорсинга.
«Если говорить о наиболее значимых для бизнеса сегментах, где используется краудсорсинг, то это создание контента, поиск решений, сбор мнений для маркетинговых исследований, «прощупывание» рынка на готовность к продукту в целом, тестирование ПО и, конечно, краудфандинг, — говорит исполнительный директор компании «КраудКонсалтинг» Антон Москаленко. – К этим пяти пунктам следует также добавить очень перспективное направление краудрекрутинга, позволяющее находить кадры для бизнеса. Этот путь уже усвоили многие корпорации, пополняющие свои ряды классными специалистами с «улицы», зачастую вообще без опыта».
Без тщательного контроля и планирования краудкампания рискует превратиться в полный хаос.
«Я не разуверился в том, что краудсорсинг — это отличный способ снизить стоимость продукта и время его разработки, но все же я советую компаниям браться за краудсорсинговые проекты с долей скептицизма», — говорит Джеф Хоу. Держа в уме это предостережение, мы расспросили экспертов, что стоит делать, а что нет, если вы запускаете краудсорсинговую кампанию для решения бизнес-задач.
Спрашивайте — и вам помогут
Максимально четко сформулируйте конечную цель и задачи, которые вы ставите перед аудиторией
«Толпа» за вас их не придумает, поэтому на выходе вы рискуете получить совсем не то, что ожидали. Помните, что добровольцы, принимающие участие в вашем проекте, необязательно имеют богатый профессиональный опыт, поэтому, чем более простое и ясное задание вы дадите, тем выше будут шансы проекта на успех.
«Люди не хотят скучных задач, поэтому важно перевести сухой маркетинговый язык в wow-диалог с аудиторией, — объясняет основатель краудсорсинговой платформы Citycelebrity Константин Гаранин. – Надо понять, почему они будут вам помогать, что ими будет двигать, какова их мотивация: заработок, слава, новый опыт, победа над обстоятельствами, социальность. И главное, на каждом этапе надо быть честным с собой и аудиторией».
Выберите подходящую платформу для проведения кампании
«Краудсорсинг — это не просто сбор информации, мнений или идей, это еще и методология работы с этими идеями, их отбора и рейтингования, — обращает внимание Константин Гаранин. – Выбранная платформа должна обладать как методологическими, так технологическими и человеческими ресурсами для управления массивом данных. В противном случае конечного результата вы не получите».
Постоянно поддерживайте контакт с участниками проекта: отвечайте на возникающие вопросы, не поленитесь при необходимости скинуть фирменные гайдлайны, чтобы люди точно понимали, что от них нужно. Будьте активным и полноправным участником запущенной вами кампании.
Следите за тем, чтобы маленькие группы не диктовали свою волю, и дистанцируйтесь от влияния фриков, которые могут прийти в ваш проект
Руководство американской звукозаписывающей компании Island Records совсем не обрадовалось, когда в результате краудсорсингового проекта, в рамках которого людей спрашивали, где выступить с новым концертом Джастину Биберу, хейтеры заслали юного певца в Северную Корею.
Важно, чтобы бизнес был готов к внедрению плодов краудсорсинговых проектов, считает Антон Москаленко: «Эта готовность должна прослеживаться от руководящего звена до конечного исполнителя. Выработанные идеи и предложения так и останутся висеть в воздухе, если вся структура не будет нацелена на их претворение в жизнь».
Выбор платформы
В России количество платформ, закрывающих те или иные ниши краудсорсинга, стабильно растет. «Для крупного бизнеса — это, прежде всего, Витология, для среднего и малого – Citycelebrity, Collective Intelligence Systems, GoDesigner, WorkDone, MillionAgents и ряд других. Не проходит и месяца, чтобы не появилась новая платформа. По нашим данным, тенденция будет только нарастать, — говорит Антон Москаленко. – Если у вас какое-то небольшое рекламное задание, то стоит обратиться к E-generator, а если вы микробизнес, который хочет привлечь деньги, то вам лучше идти на Boomstarter и Планета.ру».
Успешные кейсы
Ряд крупных российских компаний, в числе которых Сбербанк, «Роснано» и РЖД, уже попробовали запустить свои краудпроекты, и они оказались вполне успешными. «Если смотреть в сторону российского среднего и малого бизнеса, то здесь активно осваивается сегмент креативного краудсорсинга. Тут мы снова говорим о создании контента (в основном графического) и поиске решения (управление идеями), – делится наблюдениями Константин Гаранин. – Успешных примеров среди среднего бизнеса тоже много: «Эксмо», WWF, 35mm, Юниаструм Банк, «Красный Октябрь» и другие. Более 500 компаний провели свои проекты только на платформе Citycelebrity, не говоря уже о более узкопрофильных ресурсах».
Результат у всех разный, признается эксперт. Однако в целом удается вовлечь в коммуникацию и созидательное сотрудничество сотни тысяч людей. «Мне кажется, главное — дать возможность активным, талантливым людям доступ к новым возможностям, а компаниям — к новым интеллектуальным и творческим ресурсам», — говорит Гаранин.
Не волшебная палочка
Не ждите от краудсорсинга чудес: это не волшебная палочка, а только один из инструментов для развития бизнеса, предупреждают специалисты. Чтобы объективно оценить эффективность применения краудсорсинга, должно пройти время. «Даже, если компания сразу применяет наработанные решения, то это минимум полгода, а то и год», — предупреждает Антон Москаленко. Зачастую решения, получив положительную оценку, не находят внедрения. Поэтому делать выводы по крупным российским компаниям еще рано.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Что такое краудсорсинг и почему ему нужно учиться?
Как аналитикам и датасаентистам организовать разметку данных
Одна из самых трудоёмких задач в машинном обучении — это подготовка данных. Датасеты включают в себя тысячи единиц информации. Как правило, для того, чтобы эти данные можно было использовать, их должны предварительно разметить люди. При помощи краудсорсинга эта задача распределяется на множество исполнителей. Один из создателей курса по краудсорсингу в ШАДе Лёша Друца рассказал, как подготавливаются данные для машинного обучения и что поможет получить качественный датасет.
Что такое краудсорсинг
Краудсорсинг — это способ организации процессов, при котором большая задача разбивается на большое количество маленьких, которые передаются исполнителям. В случае с машинным обучением краудсорсинг применяется для разметки данных. Например, для того, чтобы система машинного обучения могла распознавать на фотографиях светофоры, сначала через неё нужно прогнать тысячи примеров, где эту задачу уже решили люди.
Можно провести такую аналогию: когда родителям нужно объяснить ребёнку, что такое щенок, они не говорят, что это небольшое пушистое животное с хвостом, а показывают ему щенков и называют их.
Разметка данных — одна из самых трудозатратных задач в машинном обучении. Краудсорсинг позволяет распределить эту задачу на тысячи исполнителей, каждый из которых подготавливает небольшую часть датасета.
На платформах для краудсорсинга, например, на Яндекс.Толоке исполнители выбирают и выполняют разные типы заданий.
Чаще всего это задания на классификацию, в которых нужно ответить на один или несколько вопросов. Самый простой пример — написать, верно ли, что на видео есть человек. Бывают и более сложные задания: в недавнем проекте МФТИ исполнителей попросили пообщаться с чат-ботом и проверить, похоже ли общение бота с собеседником на диалог двух людей.
Есть задания про попарное сравнение. В них «толокерам» нужно выбрать, какой из двух вариантов лучше. Например, сравнить выдачи Поиска в ответ на один и тот же запрос или отметить понравившийся логотип сервиса.
Иногда пользователям нужно дойти до какого-то места и сделать фотографию, например, вывески на поликлинике или полок в супермаркете. Такие снимки используются для дальнейшей разметки, и следующих исполнителей могут попросить переписать текст с фотографии или отметить на ней определённые предметы. За выполнение заданий «толокеры» получают денежное вознаграждение.
Процесс краудсорсинга
Краудсорсинг начинается с декомпозиции — деления задачи по подготовке датасета на небольшие части. Затем аналитики формулируют задание для разметчиков. «Написать хорошую инструкцию — это искусство», — рассказывает Лёша Друца. В Толоке легко запустить задание на разметку, но для того, чтобы обеспечить высокое качество, нужно грамотно сформулировать, что именно нужно сделать, и учесть частные случаи.
Например, чтобы научить ездить беспилотник, нужно натренировать алгоритм выявлять, где находятся автомобили, пешеходы, тротуары, светофоры и так далее. Для этого понадобится собрать датасет со множеством фотографий, на которых выделены эти объекты. В этом случае инструкция может быть сформулирована одним предложением: «На картинке выделите, пожалуйста, все светофоры прямоугольной рамкой».
Если нужно обеспечить высокое качество, лучше добавить в инструкцию примеры правильного и неправильного выделения. А если просить выделить не светофор, а объект, который не все знают (например, дорожный знак, обозначающий опасность), то стоит добавить ссылку на его определение.
Главный подводный камень в разметке — это частные случаи. Например, неочевидно, как выделять светофоры, когда на фотографии их сразу несколько, — одним прямоугольником или по отдельности.
Исключения важно предусмотреть и в интерфейсе. Продолжая предыдущий пример: на фотографии может и не быть светофоров, поэтому нужно добавить для этого случая специальную кнопку. Проработка интерфейса тоже влияет на итоговое качество разметки.
После создания задачи нужно таргетировать её на пользователей. В Толоке очень много инструментов фильтрации, например, по социально-демографическим параметрам: возрасту, полу, образованию, языку и так далее. Ещё можно указать, что исполнитель должен использовать браузер или мобильную версию Толоки. Таргетировать можно и по опыту выполнения заданий на платформе: давать задания определённого типа только тем, кто уже хорошо справлялся с аналогичными задачами.
Важно продолжить контролировать качество после публикации задания. Например, можно незаметно давать пользователям проверочные задания, для которых уже известна правильная разметка. Если разметчик будет в них часто ошибаться, это значит, что он вряд ли способен выполнять задания качественно.
Когда датасет уже собран, его ещё раз перепроверяют. Например, если одно и то же задание давалось нескольким исполнителям, нужно сформировать консенсус. Так, два пользователя могут сказать, что на видео котёнок, а третий — что щенок. Кажется интуитивным принимать решение по принципу большинства, но на самом деле важно учесть качество работы каждого из исполнителей. В последнем примере, если у третьего пользователя высокий рейтинг, то стоит дать задание ещё кому-то, прежде чем делать вывод.
Зачем учиться краудсорсингу
Толока используется в большинстве продуктов и сервисов Яндекса, где есть машинное обучение. Аналитикам, которые в них работают, так или иначе нужно изучать краудсорсинг и пользоваться им. «В описании вакансий все чаще упоминаются навыки работы с Толокой», — рассказывает Лёша Друца.
Толока — это инструмент, но сам процесс его использования требует специальных навыков, например, умения найти баланс между качеством размеченного датасета и затратами на его сбор. Нужно уметь придумывать, как контролировать качество: перепроверкой, перекрытием (когда несколько пользователей выполняют одно задание) или другими способами.
В этом плане краудсорсинг схож с машинным обучением. Есть стандартные библиотеки, благодаря которым при помощи двух-трех строчек кода можно сделать предсказание по данным. Но для того, чтобы получить качественный результат, который можно будет применить в продукте, этого недостаточно. Нужно поработать с данными, понять, какие в них есть закономерности, и подобрать правильный метод машинного обучения. Универсального решения, которое подойдёт в каждом случае, нет.
«Краудсорсингу тоже нужно учиться», — говорит Лёша Друца, один из организаторов занятий по нему в Школе анализа данных. Это первый курс по разметке данных, у него пока нет аналогов в других образовательных программах. В ШАДе студенты разбирают разные этапы краудсорсинга: написание инструкций, создание интерфейсов, контроль качества, выставление цен и так далее.
В Школе задачи разбираются на конкретных примерах из опыта Яндекса. Лекции проводят аналитики из разных сервисов. Они рассказывают, как размечают данные, с какими трудностями сталкиваются и как краудсорсинг помог их продукту.
А на семинарах студенты проводят эксперименты с участием реальных исполнителей и в реальном времени. Учащимся выдаются деньги, которые они могут потратить в Толоке на то, чтобы подготовить свой датасет. А по окончании занятий преподаватели и студенты смотрят, качественный получился результат или нет и можно ли было потратить на краудсорсинг меньше.
Использование краудсорсинговых платформ позволяет привлекать много исполнителей только тогда, когда они нужны. К тому же при использовании таких сервисов нет верхней границы для количества разметчиков, и датасет из десятков тысяч фотографий можно разметить за сутки.
Лёша Друца сравнивает краудсорсинг с интернет-маркетингом. Профессия интернет-маркетолога не связана с конкретными инструментами: он должен разбираться в методологии независимо от того, будет маркетолог запускать рекламную кампанию в Директе или в других рекламных сетях. Кажется, что размещение рекламы — это очень просто, однако для того, чтобы рекламная кампания дала высокую конверсию, важно её правильно настроить. То же самое относится и к специалистам по краудсорсингу, их работа только на первый взгляд кажется простой.
«Внешние заказчики Толоки часто просят подготовить им данные под «ключ»», — объясняет Друца. Однако так как универсальных решений для краудсорсинга нет, то под эту задачу нужны отдельные специалисты. В таких IT-компаниях, как Яндекс, OZON, Тинькофф, уже есть специалисты, занимающиеся разметкой данных через краудсорсинг. Есть и стартапы, которые помогают корпорациям с краудсорсингом: Dbrain, BestPlace, Heartex. При этом на рынке почти нет кадров для краудсорсинга: для этого не хватает образовательных программ, где учили бы разметке данных. А новый курс в ШАДе призван помочь с решением этой проблемы.
Что такое краудсорсинг? Все что вам нужно знать
В недалеком прошлом, если некое свободное объединение людей для достижения какой-либо цели не носило формализованного характера, то, как правило, такое объединение в народе называли «артель – коллективный труд».
На более практичном Западе подобные «организации» носили определение благотворительных или, как максимум – некоммерческих. Так продолжалось до тех пор, пока интернет не эволюционировал до того уровня, что в нем появились и получили экспоненциальное развитие распределенные сети.
Именно этот условный момент и можно считать датой рождения, то есть, формализации бизнес-процесса под названием краудсорсинг. Что же такое краудсорсинг и каковы его полезные характеристики расскажем подробнее далее.
Crowdsourcing – что это простыми словами
Термин происходит от англ. «Crowd» – толпа и «sourcing» – источник. Изначально в капиталистических странах под этим подразумевали неформальное, временное объединение нескольких человек, как правило, студентов (среди которых обычно присутствовали эксперты) для решения какой-либо научной задачи или даже производственного вопроса. Русским аналогом данного процесса можно назвать (с некоторыми поправками) консилиум или же мозговой штурм с привлечением специалистов различных отраслевых направлений. В итоге родилось следующее определение:
Краудсорсинг – это передача части производственных функций, направленная на решение определенных вопросов и задач силами добровольцев или иными способами, то есть, это мобилизация людских ресурсов с помощью интернет-технологий для решения проблем, которые регулярно возникают в сфере бизнеса, государственного и общественного устройства.
Как можно заметить, ни одно из представленных изначальных определений не имело никакого отношения к инвестициям, финансам и бизнесу вообще. Это продолжалось как раз до тех пор, пока распределенные сети не предоставили возможность создавать агрегирующие конструкции, способные:
Но совершенно другим вопросом является то, для чего именно нужно объединяться всем этим людям? Зачем им нужно создавать целые интернет-платформы для регламентации своих отношений? Прежде всего, конечно же, для сбора денег. Массовое привлечение финансирования с помощью таких платформ становится весьма привлекательной, утилитарной целью для оправдания существования этой электронной инфраструктуры. Речь идет как об инвестировании привлеченном, то есть, о продаже долей в каком-либо проекте всем желающим, так и о больших заемных деньгах (в корпоративных масштабах).
Кто-то может возразить, что идея повествования плавно подводит читателей к термину краудфандинга. Мол, еще чуть-чуть, и она его полностью заменит. Но нет, уважаемая публика, краудсорсинг, имея первоначально очень схожие черты, в конце концов, пошел своим путем, заняв отдельную терминологическую нишу.
Под краудфандингом, действительно, подразумевается процесс привлечения средств с помощью распределенных платформ (более того, с использованием алгоритма Р2Р, о котором речь пойдет далее) от неограниченного круга частных инвесторов вне зависимости от того, каковы условия предоставления этих ресурсов.
К примеру, совершенно неважно, будет ли это ICO или же краудлендинг (то есть, заимствование) – что бы это ни было, это все равно, в первую очередь, краудфандинг.
Что же касается краудсорсинга, то под этим термином имеется в виду совершенно иная, весьма узкоспециализированная область финансовых услуг, а именно, «народное поручительство» (или поручительство толпы).
У многих корпоративных или частных заемщиков возникают проблемы: у них не получается взять в каком-либо классическом финансовом институте (банке или финансовой компании) крупную сумму в кредит без наличия достаточного ценного кластера активов или же без поручительств третьих лиц. Еще недавно это обстоятельство служило причиной отказа от планов развития в связи с недоступностью кредитования, но с появлением краудсорсинговых распределенных сетей, агрегирующих микропоручительства большого количества частников, проблема оказалась полностью решенной, причем, не задорого! Как устроено «краудпоручительство», расскажем далее.
Техника алгоритма Р2Р
Чтобы понять, как можно получить одно поручительство на крупную сумму сразу от большого числа желающих его предоставить частных лиц, нужно сначала рассмотреть работу алгоритма Р2Р.
В финансовом мире между покупателем и продавцом денег всегда стоит посредник. Да что там, практически в любом секторе экономики присутствуют такая коммерческая прослойка, которая, впрочем, выполняет весьма ценные функции. А именно, посредники являются агрегаторами. К примеру, речь идет о рынке денег:
Банк принимает средства у частных вкладчиков под меньший процент, а кредиты предпринимателям выдает под больший. В здоровой экономике, в ситуации отсутствия кризиса, где-то внутри этого спреда располагается ставка рефинансирования, которую устанавливает ЦБ. За счет этой разницы в процентах и существует рассматриваемый финансовый институт. Технология Р2Р же позволила покупателю и продавцу денег общаться напрямую.
Р2Р, к слову, расшифровывается, как «person-to-person», то есть подразумевается общение пользователей через интернет без посредников.
Действительно, законодательства всех стран зарегулировали финансовую отрасль, практически, «до смерти» (любому банку требуется лицензия, на объем его активов накладывается куча ограничений и предъявляется обширный ряд требований, банк обязан формировать обязательные резервы, размер которых определяет ЦБ, что влияет на общий уровень издержек и величину спреда). Однако интернет сферу оборота свободных денег весьма эффективно освободил: здесь любой желающий может контактировать с любым другим пользователем и обмениваться… да, чем угодно (в нашем случае, свободными деньгами или же обязательствами).
Главной характерной чертой алгоритма Р2Р является перенос ответственности за осуществляемые действия с посредника непосредственно на самих участников транзакции. То есть, если в случае с размещением депозита в банке, его держатель в любом случае предъявляет все требования и претензии к банку (и его не интересует, вернули ли этому банку кредиты его заемщики), то в случае с работой по алгоритму Р2Р те же кредиторы взаимодействуют с заемщиками напрямую. И проблемы заемщиков автоматически становятся проблемами кредиторов.
Разумеется, эта особенность является негативным фактором для кредиторов (подавляющее число которых – это частные лица), но при этом не несет с собой никакого существенного выигрыша для порядочных заемщиков (ну, в самом деле, не все ли равно ему, кому именно выплачивать средства: банку или же множеству частных лиц, если он все равно не намерен никого обманывать). Поэтому алгоритм Р2Р предусматривает и награду:
Имеется в виду сокращение того самого банковского спреда, о котором шла речь выше.
Вспомните, под какой процент банки принимают средства частных вкладчиков на депозиты. Редко когда эта величина превышает 15% годовых. А теперь вспомните, какова стоимость заемных денег по тем же платежным кредитным картам. Она редко когда меньше 30% годовых. А алгоритм Р2Р позволяет сократить этот 15%-ный спред до минимума (на практике, втрое).
Впрочем, и полностью избавляться от посредников рынок (прежде всего, в лице кредиторов) не стремится. Все его участники заинтересованы в наличии координирующего органа – самих платформ, – который банально будет проводить профилактику недобросовестных участников таких площадок (не допускать к ним мошенников, как минимум). И естественно, что участники платформ готовы платить администрации платформ определенную комиссию, но обязательно меньше вышеуказанного банковского спреда.
«Устройство» процесса краудсорсинга
От процедуры краудлендинга, который в большинстве рассмотренных случаев подразумевался в предыдущем разделе, краудсорсинг отличается тем, что:
То есть, краудсорсинг по-другому можно назвать общественным поручительством по будущим обязательствам. Разумеется, стоимость кредита и стоимость поручительства значительно отличаются по цене (краудсорсинг для поручителей намного дешевле). Ведь в последнем случае предоставляющий гарантию человек не тратит вообще ничего – он всего лишь выставляет поручительство, зато сразу же получает награду за это. Как правило, она составляет около 5% от величины гарантии. Но если по каким-то причинам заемщик не вернет деньги в финансовую компанию или банк, которые согласятся его прокредитовать с учетом наличия краудсорса, все поручители будут вынуждены заплатить те суммы, на которые они предоставили гарантии.
Поэтому потенциальные поручители тщательно изучают кредитную историю и поведение потенциальных заемщиков, а платформа делает все возможное, чтобы такая статистика обогащалась все новыми и новыми подробностями и нюансами. Ведь именно они позволяют сложить правильное мнение о потенциальном контрагенте.
Резюме
Итак, каковы же полезные особенности краудсорсинга, которые и обуславливают его существование?
В первую очередь, конечно же, отсутствие необходимости для поручителей тратить деньги на первом этапе процедуры (о последующих возможных событиях задумываются редко) в сочетании с единовременным и безотлагательным получением вознаграждения. Это привлекает в данную сферу все новых участников, что в свою очередь, удешевляет процедуру. Потенциальным заемщикам достаточно при этом сделать одну дополнительную итерацию – запросить такое краудпоручительство – и любой банк будет рад получить такого реципиента кредитных средств у себя в качестве клиента. Это открывает для заемщиков совершенно новые горизонты финансирования и развития.
В общем случае, краудсорсинг сокращает стоимость кредитования для субъектов хозяйственной деятельности, попутно делая заемные средства в экономке более доступными. Трудно не признать простоту и полезность данного процесса.
Экономист, финансовый аналитик, трейдер, инвестор. Личные интересы – финансы, трейдинг, криптовалюты и инвестирование.