Краудфандинг площадки это что

Краудфандинг площадки это что

Краудфандинг площадки это что. Смотреть фото Краудфандинг площадки это что. Смотреть картинку Краудфандинг площадки это что. Картинка про Краудфандинг площадки это что. Фото Краудфандинг площадки это что

Краудфандинг имеет большое количество видов и подвидов, которые описаны в различных источниках. Человек, начинающий интересоваться данной темой, сталкивается с хаосом материалов и не может составить общее представление о понятии. В этом материале будет представлена основанная информация о краудфандинге, которая позволит рассмотреть основные его виды и проанализировать текущие тенденции развития.

Что такое краудфандинг?

Краудфандинг представляет собой механизм привлечения финансирования, направленного на поддержку бизнеса, реализацию продукта, проведения мероприятий и пр. Существует три его модели по виду вознаграждения для спонсора:

Краудфандинг позволит избежать участия бирж, фондов и банков в процессе получения финансирования. Даная процедура существенно упрощена и стала более демократичной. Особое значение имеет личная заинтересованность спонсора.

Что представляет собой платформа краудфандинга?

Краудфандинговая платформа – это площадка, используемая для размещения и продвижения соответствующих проектов в интернете. Она представляет собой специализированный сервис для размещения идей. Платформа обеспечивает юридические и финансовые аспекты. Кроме того, она облегчит взаимодействие участников и поможет в продвижении.

Особенности краудфандинговых платформ

Стоит отметить три главные роли участников на площадке. Ими является автор проекта, куратор и спонсор. Краудфандинговая платформа позволяет выступать кураторами любые организации, которые заинтересованы в поддержке проекта. Подразумевается предоставление технических средств, помещения, оборудования и спонсирование рекламной кампании. Со стороны площадки авторами представлены менеджеры проектов.

Краудфандинговые платформы включают в себя систему создания проекта. В ней имеются данные о сумме и времени проекта, его описание, наличие вознаграждений, презентация в формате видео, а также сведения об авторе и привязка к банковскому счету. Стоит отметить, что в площадку интегрированы различные платежные системы, что зависит от конкретного сервиса.

Большинство ресурсов имеют социальную составляющую. Это означает, что зайти на сайт можно с помощью аккаунта в определенной социальной сети, а также автоматически указывается информация о друзьях, которые также зарегистрированы на площадке. Пользователь имеет возможность следить за активностью других участников, а также получать уведомления о проектах, созданных или профинансированных ими. Краудфандинговая платформа позволяет общаться с автором понравившегося проекта.

Первые площадки

Первая европейская платформа для краудфандинга была создана французами и имеет название Ulule. Она начала свое существование в 2010 году и на данный момент насчитывает около 5 000 успешных проектов. Главный офис компании находится в Париже. Также имеются представительства в Испании и Германии. В общем, во Франции насчитывается около двух десятков краудфандинговых платформ. Больше всего их в США – более тридцати.

Некоторые из существующих площадок являются тематическими. Например, в Великобритании можно воспользоваться площадкой, которая позволяет профинансировать выступление лошади на соревнованиях. Также существует краудфандинг для студентов, которые занимаются поиском фондов и грантов для спонсирования своего университетского обучения. Пользователи могут найти краудфандинговые платформы, имеющие ориентацию только на модную или музыкальную индустрию.

Краудфандинговые платформы в России

На сегодняшний день в России активно работает 14 платформ. Восемь из них представляют классический краудфандинг, пять – благотворительные платформы и одна – краудинвестинг. Впервые краудфандинговая платформа в России была основана в 2007 году и имела название Kroogi.

Примером подобного финансирования можно назвать создание анимации «Три мелодии» Гарри Бардина. Реализация проекта стала возможной благодаря крауфандинговой площадке Planeta.ru.

Наиболее популярные российские краудфандинговые платформы: «Электронный благотворительный ящик», «С миру по нитке» и «Тугеза». Стоит отметить, что они не финансируют крупные проекты, которые затем получают популярность и доход. Это обусловлено отсутствием интересных продуктов и нежеланием финансировать непонятные им проекты.

В России краудфандинговая платформа станет популярна только в том случае, если она будет представлять продукцию на стадии производства перед продажей. То есть людям более выгодно заплатить за продукт, который они смогут получить сразу же после выпуска. Стоит отметить, что также перспективными являются платформы «Мой учитель» и Planeta.ru. Последняя площадка пользуется большой популярностью, поэтому на нее следует обратить особое внимание.

Краудфандинговая площадка «Планета»

Краудфандинговая платформа «Планета» была запущена в 2011 году в качестве тестовой версии. Финансирование данного типа было протестировано на группе «БИ-2». Таким образом, им удалось собрать около 1,2 млн рублей, которые были направлены на выпуск альбома Spirit. Данный проект был не благотворительностью, а предоплатой за диски, которые получали участники без посредников.

Данная площадка для краудфандинга позволяет исключить взаимодействие между авторами проектов и их аудиторией. Это также приводит к существенной экономии средств и сил. В последнее время наблюдается увеличение количества пользователей, а также расширение масштабов финансирования.

Краудфандинговые площадки в Украине

Краудфандинговые платформы в Украине, в отличие от других сервисов, направлены на поддержку социума и культурных процессов. Так как государство не оказывает помощь в изменении культурной среды, заинтересованные в этом лица самостоятельно занялись этим делом. Платформа социальных инноваций «Велика ідея» была запущена в 2009 году. Спустя три года она запустила на своем сайте краудфандинговую площадку «Спільнокошт». Общественные изменения в данном случае финансируются силами небезразличных людей.

Стоит отметить, что краудфандинговая платформа является хорошим сервисом, который позволяет реализовывать огромное количество полезных проектов. Таким образом можно оказать поддержку в производстве продуктов, улучшении социального положения и внедрении инновационных технологий.

Источник

Краудфандинг для самых маленьких (ч. 1)

Немного предыстории

Почему я выбрал эту тему? В свободное от работы время мы с коллегами занимаемся разработкой собственного проекта, имеющего аппаратную и программную части. Часто запуск и дальнейшая поддержка такого рода проектов требуют больших вложений, которые не мог бы покрыть наш бюджет. Финансирование привлечь мы не смогли бы, так как инвесторам в данном случае необходимо предоставить готовый продукт, однако понятно, что перспектива запущенного проекта без посетителей, и ждущего, что на него когда-то обратит внимание какой-нибудь бизнес-ангел, нас не устраивала, а значит средства нужны еще и для того, чтобы сразу запуститься и далее гармонично наращивать пользовательскую базу. В нашей ситуации нам идеально подошел краудфандинг. Мы основательно занялись изучением этого вопроса, и результатом наших исследований явилась данная серия статей. Спешим представить вам ее. Приятного чтения!

А теперь открываем тетрадочки и записываем

Согласно Википедии краудфа́ндинг («народное финансирование», от англ. сrowd funding, сrowd — «толпа», funding — «финансирование») — это коллективное сотрудничество людей (доноров), которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций (реципиентов).

Другими словами, это объединение людей, основной целью которого является привлечение (сбор) денежных средств на реализацию социальных, творческих, научных или производственных проектов каких-либо людей или организаций. Сборы такого рода в наше время как правило осуществляются через Интернет, причем под данным явлением подразумевается непосредственно сам способ сбора средств, а инструменты этого процесса играют второстепенную роль.

Данный процесс осуществляется с помощью специальных краудфандинговых платформ, или самостоятельно на официальном сайте заинтересованной в сборе организации или человека. Платформа в данном случае является гарантом сделок и безопасности, так как осуществляет проверку и отсев проектов, нарушающих правила системы. Весьма интересный нюанс заключается в том, что использование платформы более предпочтительно в силу того, что сборы где-то на независимом сайте приносят пользователю больше свободы в принятии решения в этой области. То есть заходя непосредственно на сам сайт проекта или организации, он не получает навязчивой просьбы «пожертвовать прямо сейчас», которая ко всему прочему обязательно снабжается картинкой, которая вызовет жалость у любого (да, это то, о чем вы и подумали). Платформы практически лишены этих недостатков, особенно при умелом создании текста кампании по сбору средств (об этом позднее), ведь специально заходя на нее, человек понимает зачем он попал сюда и для чего эта платформа, собственно, и предназначена, а значит он делает пожертвование по собственному желанию, действительно желая поддержать проект.

Отличительными особенностями любой кампании на любой платформе являются: текст с наглядными иллюстрациями, максимально точно отражающий суть будущего проекта, по желанию с видео и аудио-материалами, и возможность выбора вознаграждения, которое отличается в зависимости от того, какая сумма была пожертвована донором (разумеется помимо предоставления ему в дальнейшем непосредственно того, ради чего он и делал пожертвования). Как правило эти вознаграждения предоставляются в электронном виде (благодарность в специальном разделе сайта или соц. сетях, электронная копия муз. альбома и т. п.), иногда и сувенирная продукция. Как говорится, мелочь, а приятно. Нет нужды говорить, что для удобства доноров платформы предоставляют большое количество способов оплаты, начиная от электронных кошельков и заканчивая банковскими картами и платежными автоматами.

Окей, а что это за платформы?
Kickstarter

Однако существуют и платформы, принимающие и резидентов других стран. К ним относится не менее известная платформа IndieGoGo.

IndieGoGo

Краудфандинг площадки это что. Смотреть фото Краудфандинг площадки это что. Смотреть картинку Краудфандинг площадки это что. Картинка про Краудфандинг площадки это что. Фото Краудфандинг площадки это что

Оплата с помощью зарубежных платежных систем часто создает трудности у российских пользователей (с русскими платежными системами-то иногда создает, что уж и говорить о зарубежных), так же могут возникнуть сложности с выходом на рынок русских проектов, особенно интернет-проектов. Поэтому при всех своих плюсах работа с этими площадками не всегда возможна.

Закатываем губу обратно и возвращаемся в Россию

Скажем сразу: через три года после запуска первого российского аналога Кикстартера краудфандинг в России находится почти в зачаточном состоянии. «Почти», так как у нас имеются как минимум две довольно крупных платформы, с одной из которых плотно сотрудничает Lipton, находясь там в поиске проектов, которые он лично желает профинансировать. Определенно поддержка такого гиганта на рынке уже говорит о многом. Этой платформой является первая и до сих пор крупнейшая в России краудфандинговая платформа planeta.ru.

planeta.ru

Краудфандинг площадки это что. Смотреть фото Краудфандинг площадки это что. Смотреть картинку Краудфандинг площадки это что. Картинка про Краудфандинг площадки это что. Фото Краудфандинг площадки это что

Немного цифр: за все годы своего существования (с 2012) успешно реализовано более 2 000 проектов на общую сумму 220 млн руб. Самый успешный — мультфильм Гарри Бардина «Слушая Бетховена», относительно недавно, в мае 2015 года, собрал более 6 млн руб. Эта статистика более чем объективно показывает текущее состояние краудфандинга в России. Мы пока еще очень не зарубеж. Однако стоит смотреть на вещи оптимистично: лично мы на собственном опыте нашей кампании по сбору средств видим, что нам жертвуют люди, у многих из которых в копилке несколько десятков поддержанных ими проектов, что уже вселяет большую надежду на то, что данное явление в России весьма актуально. Так же не может не радовать список музыкальных коллективов, успешно реализовавших на ней свои проекты: БИ-2, Несчастный случай, Ляпис Трубецкой, Король и Шут, Сплин, Animal ДжаZZ, Ундервуд. Так что не время расстраиваться, определенно это явление достаточно развито у нас, просто еще недостаточно освещено.

Boomstarter

Краудфандинг площадки это что. Смотреть фото Краудфандинг площадки это что. Смотреть картинку Краудфандинг площадки это что. Картинка про Краудфандинг площадки это что. Фото Краудфандинг площадки это что

Мы вроде как живем в стране с развитой рыночной экономикой, и у нас тоже присутствует здоровая конкуренция, поэтому совпадение или нет, но через два месяца у платформы planeta.ru появился ее прямой конкурент — Boomstarter. За все время на нем реализовано более 3000 проектов, из них более 1000 успешных на сумму более 250 млн руб. Эти два сервиса являются аналогами, однако есть одно принципиальное различие: на Boomstarter’е проект считается состоявшимся только в случае, когда собрана вся требуемая сумма, на planeta.ru же для этого достаточно хотя-бы половины суммы. Поэтому есть смысл подбирать краудфандинговую платформу исходя из этих особенностей: если для проекта будет существенна даже половина собранной суммы — рекомендуется пользоваться Планетой, во всех остальных случаях подойдет Бумстартер. На обеих платформах при создании кампании по сбору средств за вами закрепляется ваш личный куратор, который будет помогать вам вести вашу кампанию на всем ее протяжении. Однако существенное отличие Бумстартера от Планеты заключается и в том, что практически на всем протяжении кампании на нем он будет давать вам советы о том, как сделать вашу кампанию эффективнее. На Планете же куратор отвечает только на вопросы, которые вы сами задаете ему. Средства связи с куратором разные: Скайп, эл. почта, мы даже иногда общались по обычному телефону, это вполне нормально.

Совсем недавно было сделано несколько весьма ощутимых нововведений. Во первых, как и на IndieGoGo, теперь можно жертвовать даже тогда, когда кампания официально не завершена. Во вторых — можно докладывать любую несуществующую сумму, если по каким-то причинам (например, для освящения в СМИ) необходимо, чтобы необходимая сумма (хотя-бы в виде цифр) была собрана любой ценой. Такой подход оставляет двоякое впечатление, однако с другой стороны, это всяко лучше, чем просить весь отдел вложиться в кампанию, а потом возвращать им все деньги целый год.

Отличаются и комиссии сервисов: комиссия Планеты составляет 10%, если поступило более 99,9% требуемой суммы, и 15%, если собрано от 50% до 99,9%. Комиссия Бумстартера — 5%. Дополнительно на обоих ресурсах взымается комиссия платежных систем 5% плюс подоходный налог в 13% для физ. лиц. На Бумстартере для ИП по упрощенке ПН составляет 6%. На Планете ПН для ИП или ООО не уплачивается, поэтому ИП или ООО тут быть предпочтительнее.

Мы выбрали для своей кампании платформу planeta.ru, так как для нас важна любая собранная сумма, будь это хоть половина от нужной суммы, ибо мы получим нужные нам средства в любом случае, но выбрав платформу с иной моделью сбора средств, где требуется полностью собранная сумма, мы бы рисковали остаться вообще ни с чем, если бы проект собрал бы хоть 99% требуемых средств.

Итог первой части

Подошла к концу первая часть из этого цикла статей. Мы рассмотрели в ней самые крупные и известные краудфандиногвые платформы, которые действительно заслуживают внимание. Хочется подвести итог: краудфандинг — определенно стоящая возможность получения финансирования без инвесторов и иных источников. Благодаря жесткой ручной модерации проектов возможность обмана минимальна. Так же, не смотря на то, что в России в этом направлении предстоит сделать еще много для популяризации данного явления и создания его положительной репутации у пользователей, уже существуют крупные краудфандинговые платформы, благодаря которым тысячи проектов получили финансирование на крупные суммы.

Краудфандинг в России до сих пор не обрел популярности. Причиной этому является его недостаточная освещенность. Так же на это влияет и тот факт, что мы просто напуганы тем, где каким-либо образом участвуют наши денежные средства, и нас можно полностью понять: за плечами известные всем не по наслышке лихие 90-е, пирамиды и лохотроны, а известный основатель этого движения совсем недавно снова успешно провернул свою кампанию уже с молодым поколением. Однако хотелось бы успокоить всех следующими фактами:

Источник

Что такое краудфандинг: обзор платформ и советы начинающим

Краудфандинг площадки это что. Смотреть фото Краудфандинг площадки это что. Смотреть картинку Краудфандинг площадки это что. Картинка про Краудфандинг площадки это что. Фото Краудфандинг площадки это что

Краудфандинг позволяет собирать необходимые денежные средства, привлекая инвесторов, которые хотят получить доступ к проекту. Они добровольно объединяют деньги или другие ресурсы, чтобы поддержать авторов интересующей идеи.

Как правило, для краудфандингового проекта устанавливается конкретный срок окончания инвестирования. Автор или фаундер также указывает сумму, которую ему нужно собрать за это время. Принципом краудфандинга является прозрачность всех денежных потоков. Инвестор (бэкер) должен понимать, куда и в каком размере ушли его деньги. Взамен он получает либо часть будущей прибыли проекта, либо внесенные средства в полном размере. Некоторые проекты предусматривают безвозмездное пожертвование.

Обычно краудфандинг используют, когда речь идет о запуске стартапа. Этот метод сбора средств также подходит для благотворительных, образовательных, экологических проектов и интернет-площадок разного спектра, к примеру, онлайн-СМИ. В последние годы авторы проектов активно собирают деньги и на личные цели.

С чего все началось

Несмотря на то, что краудфандинг как метод сбора средств сейчас популярен в интернет-среде, его начали использовать еще 100 лет назад. Интересно, что один из первых известных примеров связан с российской историей. В 1912 году жители села Турнаево начали строить первую в Сибири Серафимовскую церковь, объединив свои деньги и средства жителей соседних деревень. Всего на церковь собрали около 12 тыс. царских рублей или около ₽7,2 млн в современных ценах.

Однако термин «краудфандинг» появился лишь в 2006 году, и его автором стал журналист Джефф Хау.

Лидерами по объемам рынка краудфандинга являются Китай, Япония, Южная Корея и США, где доля таких вложений на инвестиционном рынке составляет от 2% до 5%. В России она пока достигла только 0,15%.

Краудфандинг площадки это что. Смотреть фото Краудфандинг площадки это что. Смотреть картинку Краудфандинг площадки это что. Картинка про Краудфандинг площадки это что. Фото Краудфандинг площадки это что

Как работает краудфандинг

Бэкеры проекта могут рассчитывать на получение той или иной выгоды, либо вкладываться в него безвозмездно. В зависимости от того, как будет расплачиваться с ними фаундер, выделяют несколько основных видов краудфандинга:

Банк России выделяет четыре типа краудфандинга:

Краудфандинг площадки это что. Смотреть фото Краудфандинг площадки это что. Смотреть картинку Краудфандинг площадки это что. Картинка про Краудфандинг площадки это что. Фото Краудфандинг площадки это что

Что такое платформа для краудфандинга

Краудфандинг осуществляется на специальных платформах. Чтобы начать сбор денег, нужно выбрать подходящую площадку, которая будет отвечать особенностям проекта. При этом все действия фаундеров и бэкеров должны соответствовать нормам действующего законодательства, в случае с Россией 259 ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Кроме того, нужно внимательно прочитать правила платформы, чтобы не остаться без денег. Дело в том, что некоторые из них следуют политике «все или ничего». Это означает, что, если фаундер проекта выставил цель собрать определенную сумму к конкретной дате, но не смог выполнить ее, он может и не получить никаких денег.

Есть также площадки, где нужно собрать минимум 50% заявленных средств. Однако в этом случае комиссия для фаундера проекта будет выше, чем при 100%.

Даже если проект размещается на платформе, которая не выставляет подобных ограничений, необходимо самостоятельно оценить шансы на успех заявленной цели. Речь идет о тех проектах, которые предполагают вознаграждение или возврат денег бэкерам.

Полезно также узнать, как долго существует выбранная площадка, какая у нее репутация и сколько успешных проектов уже было реализовано. Можно попробовать связаться с другими фаундерами, которые размещали там свои проекты.

Краудфандинг площадки это что. Смотреть фото Краудфандинг площадки это что. Смотреть картинку Краудфандинг площадки это что. Картинка про Краудфандинг площадки это что. Фото Краудфандинг площадки это что

Краудфандинг в России

В нашей стране насчитывается 26 официальных краудфандинговых платформ. С 2019 года в нашей стране действует вышеупомянутый закон, регулирующий сферу. Неквалифицированные инвесторы могут вкладывать в проекте от ₽5 тыс. до ₽600 тыс., а профессиональные — неограниченные суммы.

В 2020 году общий объем сделок с использованием таких платформ составил более ₽7 млрд. При этом более 60% средств привлекли путем краудлендинга, когда бэкеры предоставляют краткосрочные займы юридическим и физическим лицам.

Вот несколько известных российских платформ

Planeta.ru (2012 год) — самая крупная краудфандинговая платформа в стране. Она не занимается сбором средств для коммерческих проектов и на политическую деятельность. Обычно на Planeta.ru ищут финансирование для творческих и благотворительных проектов. Кстати, ее первым проектом стал сбор средств на запись новой студийной пластинки «Би-2». Площадка работает по принципу «минимум 50%». Если фаудер собирает половину заявленной суммы и гарантирует выполнение обязательств, площадка берет комиссию 15%, если же сбор средств достигает 100% и выше, — то 10%. При работе же с проверенными благотворительными фондами площадка работает по принципу «оставить всё собранное». У Planeta.ru также есть собственный интернет-магазин.

Boomstarter (2012 год) — крупнейшая в стране платформа для финансирования бизнес-проектов, технологических, творческих и социальных инициатив. Считается отечественным аналогом Kickstarter. Площадка работает по схеме «все или ничего». В этом случае автор получает деньги, только если его проект достигает цели. На платформе работают кураторы, которые помогают потенциально успешным проектам. Самым популярным проектом площадки, который собрал 1063% от заявленной суммы, стал фильм «28 панфиловцев».

Kroogi (2007 год) — самая старая краудфандинговая площадка, которая подходит для размещения творческих проектов, если уже есть контент. Работает по схеме «заплати, сколько считаешь нужным» с комиссией в размере 15%. На площадке размещали альбомы Борис Гребенщиков и «Аквариум», другие музыканты. Есть возможность запретить скачивать свой материал бесплатно, либо, наоборот, полностью отказаться от возможности получать вознаграждение. Неактивна с 2018 года.

Поток (2015 год) — крупнейшая платформа p2b-кредитования в стране. Представители малого бизнеса могут получить заем на развитие от инвесторов. Возможность инвестировать есть не только у физлиц, но и у ИП и компаний. Платформу запустил Альфа-банк.

Город денег (2014 год) — площадка кредитования малого и среднего бизнеса частными инвесторами. Бэкеры выбирают интересные проекты и предлагают получить у них заем. Фаундеры могут выбрать самые лучшие предложения от инвесторов по результатам электронных торгов. Комиссия площадки составляет от 3% до 6%.

Зарубежные платформы для краудфандинга

Для продвижения своего проекта можно использовать как российские, так и зарубежные площадки. Вот несколько самых крупных:

Kickstarter (2009 год) —первая популярная краудфандинговая площадка, чьи создатели сделали популярным термин «краудфандинг». Подходит для коммерческих проектов в творческой, научной и производственной областях. Это крупнейшая площадка с большой аудиторией, где относительно легко собрать деньги. Однако не все проекты подходят под условия платформы, а описывать их нужно на английском языке, либо делать под англоязычную аудиторию. Кроме того, если проект не собрал нужную сумму, то деньги возвращаются бэкерам.

Indiegogo (2008 год) — площадка, которая подходит для творческих, благотворительных проектов и даже личных целей. Фаундер может забрать всю сумму, которую он привлек. Однако платформа берет серьезную комиссию до 9%. Все проекты также должны быть представлены на английском языке.

Patreon (2013 год) — платформа, которая позволяет подписчикам финансово поддержать своих любимых блогеров, музыкантов, подкастеров и артистов путем платной подписки на их каналы. 5% комиссии идет на поддержку самого сайта.

AngelList (2010 год) — самая известная платформа для стартапов и бизнес-ангелов. Подходит для ИТ-проектов. Она также предоставляет информацию о вакансиях и общую информацию об учредителях. Можно использовать как модель долевого капитала, так и акционерный краудфандинг. Одним из известных пользователей площадки была Uber.

Сrowdfunder (2011) — платформа, которая работает по системе вознаграждений. Подходит для творческих и увлекательных бизнес-идей, а также стартапов, которые не имеют поставленных целей. Комиссия с успешного сбора составляет 5%.

Краудфандинг: секреты успеха

Нужно помнить о том, что собранные путем краудфандинга средства тоже считаются доходом. Физическое лицо платит подоходный налог от всей суммы привлеченных денег, а ИП или компания выплачивают налог на доход согласно выбранной системе налогообложения. НКО может оформить сбор денег как пожертвование.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *