Краудсорсинг что это простыми словами
Краудсорсинг – что это простыми словами
Что такое краудсорсинг?
Термином «краудсорсинг» («crowd» — толпа; «sourcing» — забор ресурса) обозначают процесс привлечения желающих добровольцев к выполнению заданий и определенных обязанностей, решению производственных вопросов во время создания и продвижения бизнес-проектов.
Суть краудсорсинга ясна: привлечь как можно больше свежих умов для решения конкретной проблемы. Интернет позволяет охватить большую аудиторию – требуемая задача озвучивается на сайте, а все заинтересованные в вопросе разрабатывают собственный вариант решения проблемы, затем предоставляя его заказчику.
Термин «краудсорсинг» появился благодаря Джефу Хау и его статье 2006 года. Текстовое издание раскрывало главные вопросы и примеры использования краудсорсинга, а также сравнивало его с аутсорсингом.
Низкая цена обеспечивалась с помощью пользователей сети, которые загружали на базу свои личные фото.
Вспомним идею редакторов по улучшению Оксфордского Английского словаря – у всех желающих была возможность отправлять на почту письма со своим определением термина и примером его использования.
Решение было рациональным – за 70 лет в редакции оказались более 6 миллионов писем.
Чем отличается краудсорсинг от аутсорсинга?
Краудсорсинг | Аутсорсинг |
Исполнитель — неопределенная аудитория. | Заказчик заведомо определил исполнителя. |
Наличие, размеры оплаты, срок выполнения – требование заказчика. | Размер оплаты и срок выполнения – требование исполнителя |
Заказчик получает сотни вариантов, которые могут требовать доработки. | Заказчик получает 1 целостный проработанный проект. |
В каких сферах применяется краудсорсинг?
Классические виды краудсорсинга
Современные виды аутсорсинга в зависимости от решаемых задач
Краудсорсинг: примеры успешных зарубежных проектов
О Википедии мы вспоминали и не раз! Однако есть и другие успешные примеры краудсорсинга:
Threadless.com, Muji, Quirky – также преуспевшие в краудсорсинге компании. Клиенты придумывают принт для одежды или мебели, кто-то отправляет эскизы, затем проходит голосования – готово, вещь в продаже!
Краудсорсинг в России: примеры успешных проектов
СберБанк обеспечивает первоклассную обратную связь с клиентской базой с помощью мобильного приложения, а Яндекс-Пробки предоставляют информацию о забитой дороге, полученную от пользователей – яркие примеры краудсорсинга в России.
Другие платформы:
Какие преимущества дает краудсорсинг при выполнении проекта?
Почему краудсорсинг может вызвать недоверие?
Как поэтапно планировать краудсорсинг проект?
Какими способами организовать краудсорсинг?
Два основных способа:
Что представляет собой корпоративный краудсорсинг?
Корпоративный краудсорсинг – это коллективный труд на базе сети Интернет. Создать подобную платформу возможно по-разному:
Такая платформа гораздо рациональнее стандартных моделей, поэтому не придется тратить время на оценивание и анализ поступивших предложений. Работа краудсорсинговой платформы будет осуществляться в три этапа:
Эффект от внедрения системы краудсорсинга впечатляющий – и речь не только об экономической стороне вопроса, а еще и о социальной.
Сотрудники максимально вовлечены в работу, внутренняя коммуникация улучшается, позволяя почувствовать значимость каждого работника.
Что такое краудсорсинг? Все что вам нужно знать
В недалеком прошлом, если некое свободное объединение людей для достижения какой-либо цели не носило формализованного характера, то, как правило, такое объединение в народе называли «артель – коллективный труд».
На более практичном Западе подобные «организации» носили определение благотворительных или, как максимум – некоммерческих. Так продолжалось до тех пор, пока интернет не эволюционировал до того уровня, что в нем появились и получили экспоненциальное развитие распределенные сети.
Именно этот условный момент и можно считать датой рождения, то есть, формализации бизнес-процесса под названием краудсорсинг. Что же такое краудсорсинг и каковы его полезные характеристики расскажем подробнее далее.
Crowdsourcing – что это простыми словами
Термин происходит от англ. «Crowd» – толпа и «sourcing» – источник. Изначально в капиталистических странах под этим подразумевали неформальное, временное объединение нескольких человек, как правило, студентов (среди которых обычно присутствовали эксперты) для решения какой-либо научной задачи или даже производственного вопроса. Русским аналогом данного процесса можно назвать (с некоторыми поправками) консилиум или же мозговой штурм с привлечением специалистов различных отраслевых направлений. В итоге родилось следующее определение:
Краудсорсинг – это передача части производственных функций, направленная на решение определенных вопросов и задач силами добровольцев или иными способами, то есть, это мобилизация людских ресурсов с помощью интернет-технологий для решения проблем, которые регулярно возникают в сфере бизнеса, государственного и общественного устройства.
Как можно заметить, ни одно из представленных изначальных определений не имело никакого отношения к инвестициям, финансам и бизнесу вообще. Это продолжалось как раз до тех пор, пока распределенные сети не предоставили возможность создавать агрегирующие конструкции, способные:
Но совершенно другим вопросом является то, для чего именно нужно объединяться всем этим людям? Зачем им нужно создавать целые интернет-платформы для регламентации своих отношений? Прежде всего, конечно же, для сбора денег. Массовое привлечение финансирования с помощью таких платформ становится весьма привлекательной, утилитарной целью для оправдания существования этой электронной инфраструктуры. Речь идет как об инвестировании привлеченном, то есть, о продаже долей в каком-либо проекте всем желающим, так и о больших заемных деньгах (в корпоративных масштабах).
Кто-то может возразить, что идея повествования плавно подводит читателей к термину краудфандинга. Мол, еще чуть-чуть, и она его полностью заменит. Но нет, уважаемая публика, краудсорсинг, имея первоначально очень схожие черты, в конце концов, пошел своим путем, заняв отдельную терминологическую нишу.
Под краудфандингом, действительно, подразумевается процесс привлечения средств с помощью распределенных платформ (более того, с использованием алгоритма Р2Р, о котором речь пойдет далее) от неограниченного круга частных инвесторов вне зависимости от того, каковы условия предоставления этих ресурсов.
К примеру, совершенно неважно, будет ли это ICO или же краудлендинг (то есть, заимствование) – что бы это ни было, это все равно, в первую очередь, краудфандинг.
Что же касается краудсорсинга, то под этим термином имеется в виду совершенно иная, весьма узкоспециализированная область финансовых услуг, а именно, «народное поручительство» (или поручительство толпы).
У многих корпоративных или частных заемщиков возникают проблемы: у них не получается взять в каком-либо классическом финансовом институте (банке или финансовой компании) крупную сумму в кредит без наличия достаточного ценного кластера активов или же без поручительств третьих лиц. Еще недавно это обстоятельство служило причиной отказа от планов развития в связи с недоступностью кредитования, но с появлением краудсорсинговых распределенных сетей, агрегирующих микропоручительства большого количества частников, проблема оказалась полностью решенной, причем, не задорого! Как устроено «краудпоручительство», расскажем далее.
Техника алгоритма Р2Р
Чтобы понять, как можно получить одно поручительство на крупную сумму сразу от большого числа желающих его предоставить частных лиц, нужно сначала рассмотреть работу алгоритма Р2Р.
В финансовом мире между покупателем и продавцом денег всегда стоит посредник. Да что там, практически в любом секторе экономики присутствуют такая коммерческая прослойка, которая, впрочем, выполняет весьма ценные функции. А именно, посредники являются агрегаторами. К примеру, речь идет о рынке денег:
Банк принимает средства у частных вкладчиков под меньший процент, а кредиты предпринимателям выдает под больший. В здоровой экономике, в ситуации отсутствия кризиса, где-то внутри этого спреда располагается ставка рефинансирования, которую устанавливает ЦБ. За счет этой разницы в процентах и существует рассматриваемый финансовый институт. Технология Р2Р же позволила покупателю и продавцу денег общаться напрямую.
Р2Р, к слову, расшифровывается, как «person-to-person», то есть подразумевается общение пользователей через интернет без посредников.
Действительно, законодательства всех стран зарегулировали финансовую отрасль, практически, «до смерти» (любому банку требуется лицензия, на объем его активов накладывается куча ограничений и предъявляется обширный ряд требований, банк обязан формировать обязательные резервы, размер которых определяет ЦБ, что влияет на общий уровень издержек и величину спреда). Однако интернет сферу оборота свободных денег весьма эффективно освободил: здесь любой желающий может контактировать с любым другим пользователем и обмениваться… да, чем угодно (в нашем случае, свободными деньгами или же обязательствами).
Главной характерной чертой алгоритма Р2Р является перенос ответственности за осуществляемые действия с посредника непосредственно на самих участников транзакции. То есть, если в случае с размещением депозита в банке, его держатель в любом случае предъявляет все требования и претензии к банку (и его не интересует, вернули ли этому банку кредиты его заемщики), то в случае с работой по алгоритму Р2Р те же кредиторы взаимодействуют с заемщиками напрямую. И проблемы заемщиков автоматически становятся проблемами кредиторов.
Разумеется, эта особенность является негативным фактором для кредиторов (подавляющее число которых – это частные лица), но при этом не несет с собой никакого существенного выигрыша для порядочных заемщиков (ну, в самом деле, не все ли равно ему, кому именно выплачивать средства: банку или же множеству частных лиц, если он все равно не намерен никого обманывать). Поэтому алгоритм Р2Р предусматривает и награду:
Имеется в виду сокращение того самого банковского спреда, о котором шла речь выше.
Вспомните, под какой процент банки принимают средства частных вкладчиков на депозиты. Редко когда эта величина превышает 15% годовых. А теперь вспомните, какова стоимость заемных денег по тем же платежным кредитным картам. Она редко когда меньше 30% годовых. А алгоритм Р2Р позволяет сократить этот 15%-ный спред до минимума (на практике, втрое).
Впрочем, и полностью избавляться от посредников рынок (прежде всего, в лице кредиторов) не стремится. Все его участники заинтересованы в наличии координирующего органа – самих платформ, – который банально будет проводить профилактику недобросовестных участников таких площадок (не допускать к ним мошенников, как минимум). И естественно, что участники платформ готовы платить администрации платформ определенную комиссию, но обязательно меньше вышеуказанного банковского спреда.
«Устройство» процесса краудсорсинга
От процедуры краудлендинга, который в большинстве рассмотренных случаев подразумевался в предыдущем разделе, краудсорсинг отличается тем, что:
То есть, краудсорсинг по-другому можно назвать общественным поручительством по будущим обязательствам. Разумеется, стоимость кредита и стоимость поручительства значительно отличаются по цене (краудсорсинг для поручителей намного дешевле). Ведь в последнем случае предоставляющий гарантию человек не тратит вообще ничего – он всего лишь выставляет поручительство, зато сразу же получает награду за это. Как правило, она составляет около 5% от величины гарантии. Но если по каким-то причинам заемщик не вернет деньги в финансовую компанию или банк, которые согласятся его прокредитовать с учетом наличия краудсорса, все поручители будут вынуждены заплатить те суммы, на которые они предоставили гарантии.
Поэтому потенциальные поручители тщательно изучают кредитную историю и поведение потенциальных заемщиков, а платформа делает все возможное, чтобы такая статистика обогащалась все новыми и новыми подробностями и нюансами. Ведь именно они позволяют сложить правильное мнение о потенциальном контрагенте.
Резюме
Итак, каковы же полезные особенности краудсорсинга, которые и обуславливают его существование?
В первую очередь, конечно же, отсутствие необходимости для поручителей тратить деньги на первом этапе процедуры (о последующих возможных событиях задумываются редко) в сочетании с единовременным и безотлагательным получением вознаграждения. Это привлекает в данную сферу все новых участников, что в свою очередь, удешевляет процедуру. Потенциальным заемщикам достаточно при этом сделать одну дополнительную итерацию – запросить такое краудпоручительство – и любой банк будет рад получить такого реципиента кредитных средств у себя в качестве клиента. Это открывает для заемщиков совершенно новые горизонты финансирования и развития.
В общем случае, краудсорсинг сокращает стоимость кредитования для субъектов хозяйственной деятельности, попутно делая заемные средства в экономке более доступными. Трудно не признать простоту и полезность данного процесса.
Экономист, финансовый аналитик, трейдер, инвестор. Личные интересы – финансы, трейдинг, криптовалюты и инвестирование.
Краудсорсинг: что это простыми словами, примеры
Краудсорсинг – это делегирование различных задач широкому кругу лиц, готовых выполнить эти задачи на добровольной основе. Простыми словами, краудсорсинг – это своего рода «мозговой штурм», посредством которого знания и навыки разных лиц, не связанных между собой, используются в коммерческих целях.
В этой статье мы расскажем, что представляет собой процесс краудсорсинга в различных сферах государственной и общественной деятельности, рассмотрим данный процесс пошагово и приведем примеры краудсорсинга.
Что такое краудсорсинг
В основе краудсорсинга лежит принцип использования коллективного разума. Помните старую поговорку: «Одна голова – хорошо, а две лучше»? Так вот, при краудсорсинге могут быть задействованы тысячи голов, вернее, умов. При этом привлеченные лица готовы выполнять задачи безвозмездно или за небольшую оплату. Использование краудсорсинга более выгодно, а зачастую и более эффективно, чем маркетинговое исследование, проводимое за большие деньги. Множество различных решений, отсутствие субъективного мнения и относительно небольшие затраты – все это делает краудсорсинг привлекательным для различных бизнес-проектов.
Поиск пользователей и выполнение задач осуществляется посредством Глобальной сети с использованием специальных краудсорсинговых платформ, примеры которых мы приведем в этой статье.
История краудсорсинга
Слово “crowdsourcing” – это комбинация двух английских слов: «crowd» – толпа и “sourcing” – источник. Когда-то на Западе это подразумевало объединение нескольких человек для решения какой-либо научной задачи. Такие группы лиц обычно включали студентов учебных заведений и нескольких специалистов в исследуемой области.
Термин «краудсорсинг» был впервые использован в 2006 году Джеффом Хау, редактором журнала “Wired”. В статье под названием «Восход краудсорсинга» писатель сформулировал модель краудсорсинга, представляющую использование широкого круга пользователей для выполнения различных задач или поиска решений.
В 2011 году в журнале Sloan Management Review была опубликована совместная работа японского профессора Сусуму Огавы и его немецкого коллеги Фрэнка Пиллера. В проведенном исследовании были рассмотрены все преимущества краудсорсинга для бизнес-проектов.
Использование общественного мнения в различных целях – решение далеко не новое. Подтверждениями могут являться различные виды анкетирования, много лет проводимые специалистами как на платной, так и на добровольной основе.
При краудсорсинге могут быть востребованы как простейшие задания, не требующие высокой квалификации, так и узкоспециализированные знания и опыт пользователей в различных областях.
Приведем два «исторических» примера краудсорсинга:
Особенности краудсорсинга
Теперь вы знаете, что краудсорсинг – это получение информации из самых различных источников. Следует понимать, что огромная часть этой информации должна быть отсеяна. Этим занимаются модераторы, руководители проектов и сами участники. Для сортировки информации используются высокотехнологичные разработки.
Перечислим основные особенности краудсорсинга:
Чем отличается краудсорсинг от аутсорсинга?
В общих чертах мы разобрали, что такое краудсорсинг. Наверняка вам приходилось слышать похожее слово, часто применяемое в бизнес-терминологии – «аутсорсинг». В чем же отличие?
Аутсорсинг – это передача определенных задач конкретному кругу лиц за вознаграждение. Примеры аутсорсинга:
Отличиями краудсорсинга от аутсорсинга являются:
Чем отличается краудсорсинг от краудфандинга?
Краудфандинг – это, простыми словами, одна из разновидностей краудсорсинга, представляющая собой организацию финансирования определенного проекта на добровольной основе. Слово образовано из двух английских слов – “crowd” – толпа и “funding” – финансирование. Краудфандинг используется для благотворительности и инвестирования в различные проекты. Средства принимаются от всех желающих.
В качестве примеров краудфандинга можно привести различные стартапы, сборы средств на разработку и усовершенствование видеоигр, благотворительные марафоны и др.
Главным отличием краудфандинга от краудсорсинга является то, что при краудсорсинге происходит сбор идей и их решений. Краудфандинг же создан с целью сбора средств на уже готовые идеи.
Виды краудсорсинга
Джефф Хау выделил четыре вида краудсорсинга:
Краудсорсинг классифицируется по двум категориям:
Далее разберем более подробно все эти виды.
Сферы применения краудсорсинга
Социальная и общественная среда
Социальный краудсорсинг включает различные общественно-полезные проекты. Сюда можно отнести сбор денежных средств на общественные нужды (например, на помощь инвалидам), проекты по поиску пропавших без вести людей, организацию общественных мероприятий и др.
Политическая жизнь и государственная деятельность
Политический краудсорсинг включает:
Краудсорсинг в бизнесе
Этот вид краудсорсинга – самый распространенный, т.к. в деловой сфере чаще встречаются задачи, требующие комплексного подхода. Деловой краудсорсинг может включать деятельность на разных этапах развития бизнеса. Например:
Классификация краудсорсинга по типам решаемых задач
Создание продукта (контента)
Это наиболее крупный вид, включающий выполнение самых разнообразных задач по созданию продукта потребления или контента сайта (вспомним ту же Википедию). Наверняка вам доводилось встречать и другие сайты, где все материалы созданы пользователями, без участия конкретных авторов, работающих за гонорары. Контент может быть самый различный – тексты, аудио, видео, программные коды. Обычно задания выполняются на конкурсной основе, что выгодно для создателей сайта, т.к. они получают большой выбор контента совершенно бесплатно. Победителю конкурса выплачивается вознаграждение.
Наверное, возникает абсолютно логичный вопрос: а в чем выгода пользователей? Что они получат от участия в краудсорсинг-проекте?
Интересы могут быть самые различные:
Голосование
Этот вид обычно находится в составе предыдущего (создание контента) и включает различные опросы, подписки, лайки и др. – одним словом, все, из чего складывается рейтинг. Привлечение подписчиков, проведение опросов на сайтах и другие виды голосования могут существовать и самостоятельно, как отдельный вид краудсорсинга. Например, определение популярности фильмов или музыки, а также форумы, построенные на основе голосования.
Поиск решения
Как правило, в этом виде краудсорсинга задействуются различные специалисты, каждый из которых выполняет определенную задачу (иногда за вознаграждение).
Как пример можно привести разработку логотипа компании. Сначала собираются примеры, затем информация обрабатывается, выбираются лучшие варианты. После этого привлекаются специалисты, реализующие проект логотипа на практике. Последним, а также автору лучшего логотипа выплачивается денежное вознаграждение.
Поиск людей
Поиск пропавших без вести людей – это один из видов социального краудсорсинга. Здесь активно задействуются волонтеры из разных городов, работающие офлайн. Для коммуникации используются специальные платформы. Пример – общественный поисковый отряд Лиза Алерт.
Сбор информации
Этот вид представляет собой поиск и фильтрацию информации для составления контента. Например, поиск фотографий, перевод аудио в текст, поиск товаров и цен для составления маркетинговых исследований и др.
Сбор мнений
В отличие от голосования, этот вид подразумевает обратную связь от различных пользователей продукта: не просто «за» или «против», а сформированный отзыв. Наверняка вас просили написать отзыв о товаре или услуге, которые вы приобрели. Существуют также специальные сайты, созданные на некоммерческой основе, где все желающие могут оставить отзывы о товарах, магазинах, сервисе и др., которыми им приходилось воспользоваться.
Тестирование
Тестирование может быть включено в первый пункт – создание контента, а может являться и самостоятельным видом краудсорсинга. Обычно тестируется различное программное обеспечение на предмет выявления ошибок.
Сбор средств – краудфандинг
Этот вид был подробно разобран выше. Добавлю лишь, что сбор средств осуществляется с применением специальных платформ. Подтверждение платежа должно быть выслано вам на почту или телефон. Различные благотворительные пожертвования, производимые на банковские карты, принадлежащие частным лицам, к краудфандингу не относятся.
Платформы для краудсорсинга
В качестве примеров российских краудсорсинг-платформ можно привести:
Из зарубежных платформ для краудсорсинга хотелось бы выделить следующие:
К известным платформам научного краудсорсинга можно отнести:
Процесс краудсорсинга
Некоторые задачи краудсорсинга выполняются офлайн (например, поиск пропавших без вести, изготовление продукции и др.), но в целом процесс краудсорсинга основан на онлайн-среде. Перечислим основные этапы процесса на примере продвижения бренда спортивной одежды:
В результате принято решение организовать тренировку на открытом воздухе с раздачей призов и купонов на скидки при покупке нового бренда.
Лендинг – это сайт, созданный с целью продвижения какого-то продукта. Чаще всего такой сайт одностраничный, но может содержать и несколько страниц. Лендинг содержит информацию о товаре, ссылку на основной сайт компании, а также форму для регистрации. В нашем случае для регистрации на тренировку на открытом воздухе нужно ввести свои данные (номер телефона или почту).
Как использовать краудсорсинг в бизнесе
Мы уже знаем, что представляет собой business crowdsourcing. Нужно лишь подчеркнуть, что мероприятие по краудсорсингу может сэкономить средства, которые компания могла бы затратить на оплату труда маркетологов, дизайнеров и других дорогостоящих специалистов. Выплата вознаграждения разработчику дизайн-проекта или автору продающего текста обойдется существенно дешевле, чем привлечение профессионалов на договорной основе.
Стратегия краудсорсинга позволит получить гораздо больше контента, идей и решений, чем использование маркетинговых и прочих услуг, необходимых для развития вашего бизнеса. Различные опросы, отзывы, конкурсы на лучшую идею среди ваших клиентов в обмен на приз или скидку помогут вам повысить репутацию вашей фирмы и улучшить качество товаров или услуг.
Преимущества и недостатки краудсорсинга
Из плюсов нужно отметить:
Рекомендации
Что можно порекомендовать тем, кто выбрал стратегию краудсорсинга?
Примеры краудсорсинга
Приведем практические примеры краудсорсинга.
Пример 1. Компания, имеющая сайт по продаже спортивной одежды, нуждается в новой линейке продукции. Для этого необходимо создать:
Также необходимо добавить контент на сайт с написанием продающего текста.
У компании имеется сайт с высокой конверсией и группы в социальных сетях. Количество подписчиков – достаточное для того, чтобы объявить о проведении конкурса.
Объявлено несколько конкурсов, где задействованы пользователи, желающие предложить услуги в сферах:
А также просто творческие люди, желающие поучаствовать в проекте бесплатно или за вознаграждение.
Прием заявок и результатов работы осуществляется на специальной платформе. Срок, до которого принимаются предложения – 2 месяца.
В оговоренное время (все условия размещены на официальном сайте и в группах соцсетей в форме публичной оферты) прием заявок прекращается. Далее менеджеры обрабатывают поступившие предложения, отсеивая лишнее и выбирая лучшее.
Сделав выбор, руководство компании заключает с исполнителями договор и соглашение о конфиденциальности. Для изготовления продукции можно также использовать краудсорсинг-стратегию, а можно выполнить работы своими силами.
Победителям выплачивается вознаграждение, размер которого также опубликован на сайте. Если есть другие креативные решения, которые не стали самыми лучшими, но компания считает нужным их отметить – существуют мотивирующие призы. Получив подобный приз, возможно, человек захочет поучаствовать в конкурсе в будущем.
Пример 2. Компания разработала мобильное приложение для редактирования фотографий. На сайте компании объявлен конкурс на тестирование продукта.
Пользователи, установившие себе на телефон данное приложение, заключают с компанией договор, согласно условиям которого, им всем будет выплачено вознаграждение по окончании периода тестирования. Размер вознаграждения варьируется в зависимости от результатов: