Краудсорсинг что это простыми

Коллективный разум Что такое краудсорсинг и зачем он нужен?

В середине октября Сбербанк объявил, что намерен использовать для управления технологию под названием «краудсорсинг». К краудсорсинговому проекту по решению задач Сбербанка присоединилась почти сотня тысяч человек, а глава банка Герман Греф заявил, что краудсорсинг перевернет методы управления в 21 веке. Так что же подразумевают под этим словом?

Правительство Великобритании, установившее в 1714 году приз за нахождение точного метода определения долготы на море, намного опередило свое время. Вместо того, чтобы оплатить соответствующие изыскания какому-то одному ученому, Лондон предложил поучаствовать в решении головоломки всем, кто был на это способен. Метод, который применили власти Великобритании, 300 лет спустя назвали краудсорсингом, то есть генерированием идей «народом».

Идея «краудсорсинга», мягко говоря, не нова, однако лишь интернет сделал этот метод дешевым и общедоступным в десятках областей человеческих знаний. Хауи утверждал, что развитие технологий обеспечило доступ к информации огромному числу пользователей. Последнее обстоятельство, в свою очередь, сократило разрыв между профессионалами и любителями в разнообразных отраслях знаний. В результате организации получили возможность воспользоваться талантами «сетевой толпы» в своих целях, привлекая миллионы людей к работе над разнообразными задачами.

Популяризация идеи, которая лежит в основе «краудсорсинга», началась еще до изобретения самого термина. В 2004 году журналист Джеймс Шуровьески опубликовал книгу «Мудрость толпы», заявив, что при правильно заданных условиях поиск решения какой-либо проблемы с опорой на совокупные знания многих людей может быть более эффективной методикой, чем использование знаний и опыта нескольких из них.

Шуровьески утверждал, что толпа может быть умной при соблюдении ряда условий: она должна быть разнообразной (состоять из независимых друг от друга людей), децентрализованной и иметь возможность выразить свое мнение в единый вердикт. Но если Шуровьески был Марксом краудсорсинга, то Хауи можно сравнить с Лениным. В своей статье в журнале Wired Хауи доказывал, что группы любителей, которые работают над какой-то задачей, зачастую могут выдавать лучшие результаты, чем профессионалы. Эксперты, даже самые умные, всегда будут более ограничены, чем тысячи энтузиастов. Да и где гарантия, что профессионалы в какой-либо области не обременены теми же предрассудками, что и любители.

Результатами мозгового штурма «сетевой толпы» могут стать, к примеру, дизайнерские решения для футболок, способы сокращения бюджета Калифорнии, слоган для новой марки пива, решение сложной математической задачи. Короче говоря, почти все что угодно, за исключением ряда практических областей, которые требуют применения определенных навыков. Не позволите же вы толпе сделать вам операцию на сердце!

Базисом всех проектов, использующих краудсорсинг, являются талантливые люди, которые готовы жертвовать своим временем. Обычно энтузиасты, которые занимаются такими проектами, стремятся не столько заработать денег, сколько получить моральное удовлетворение от работы. Возможно, именно поэтому самыми масштабными примерами краудсорсинга до сих пор были некоммерческие проекты.

Создание Википедии является одним из самых ярких, но далеко не единственных примеров суперуспешного применения краудсорсинга (кстати, Википедия занимается и «краудфандингом», собирая вокруг себя не только добровольных редакторов, но и меценатов). Библиотека Конгресса, к примеру, однажды попросила пользователей фотосервиса Flickr опознать людей на фотографиях, которых самостоятельно сотрудники библиотеки идентифицировать не смогли. Проблема была решена за считанные дни.

С тех пор краудсорсинг использовали в некоммерческих проектах неоднократно: интернет-пользователи «сортировали» галактики, искали военных преступников, перебирали тысячи страниц документов, выискивая в них важные факты. В 2007 году в Тунисе активисты с помощью краудсорсинга выяснили, что президент их страны (теперь уже, к слову, бывший) тайно путешествует по миру.

Все чаще обращаются за помощью к своим же читателям и журналисты, чтобы повысить качество информации. Краудсорсинг фактически требует от организации и ее сотрудников признать, что они более не обладают монополией на мудрость (к слову, подобные заигрывания журнала Wired с аудиторией провалились).

Глобальные корпорации, равно как и небольшие предприятия, также не остались в стороне, кинувшись искать мудрость в толпе. Это вполне объяснимо, ведь попросить помощи у сетевых пользователей гораздо дешевле, чем нанимать дорогостоящих консультантов или проводить маркетинговые исследования и внедрять новинки. Кроме того, компании, использующие краудсорсинг, вполне обоснованно могут заявить, что прислушиваются в своей работе к пожеланиям клиентов.

И все же краудсорсинг, несмотря на все ограничения, находит все новые применения в целом ряде индустрий. Да и с «шумом», который производят пользователи, участвующие в проектах по краудсорсингу, можно справиться, правильно структурировав задачу и организовав ее выполнение.

Чтобы избавиться от недостатков, появляются новые технологии и поколения краудсорсинга. В качестве примера можно привести технологию синтеллектуального краудсорсинга, созданную российской компанией Witology и построенную на возможности объединения (синергии) интеллектуальных уровней участников. Как раз эту концепцию положил в основу собственного краудсорсингового проекта Сбербанк.

Феномен мудрой толпы раскрыл перед компаниями слишком заманчивые перспективы, чтобы от них можно было с легкостью отказаться. Не стоит забывать и то, что краудсорсинг как понятие все еще находится в младенчестве, поэтому фирма, которая в состоянии эффективно использовать его мощь, на данный момент, без сомнения, сможет занять более выгодную позицию в будущем.

Источник

Мудрость толпы: плюсы и минусы краудсорсинга

Краудсорсинг что это простыми. Смотреть фото Краудсорсинг что это простыми. Смотреть картинку Краудсорсинг что это простыми. Картинка про Краудсорсинг что это простыми. Фото Краудсорсинг что это простыми

Краудсорсинг (от англ. crowd — «толпа» и sourcing — «использование ресурсов») — это передача определенных производственных функций кругу лиц без заключения трудового договора по типу субподрядной работы, чтобы задействовать их их знания, опыт и творческие способности. То есть, речь идет о перекладывании различных задач на плечи энтузиастов.

Впервые это понятие, как и понятие краудфандинга, использовал в своей статье The Rise of Crowdsourcing для журнала Wired журналист Джефф Хау в 2006 году. За пару лет до этого журналист Джеймс Шуровьески в своей книге «Мудрость толпы» писал о том, что поиск решения проблемы при правильно заданных условиях с опорой на группу людей более эффективен, чем использование знаний отдельных индивидуумов.

Однако подобный метод задействования интеллектуальных ресурсов зародился гораздо раньше. Еще в 1567 году король Испании Филипп II предложил награду любому, кто смог бы придумать простой и практичный метод для точного определения долготы при вычислении координат корабля в море. Полтора века спустя, в 1714 году, британский парламент учредил серьезную награду за такого рода изыскания. Ее обладателем стал часовщик-самоучка Джон Харрисон, который изобрел морской хронометр.

Краудсорсинг что это простыми. Смотреть фото Краудсорсинг что это простыми. Смотреть картинку Краудсорсинг что это простыми. Картинка про Краудсорсинг что это простыми. Фото Краудсорсинг что это простыми

Как работает краудсорсинг и каким он бывает

Делегирование задач обычно использует малый и средний бизнес, чтобы не тратить средства на работу с рекламными агентствами или не заказывать дорогостоящие исследования аудитории. Однако им не пренебрегают и крупные корпорации. Так, немалое число пользователей софта Microsoft каждый месяц заполняют анкеты о своей работе, а затем их мнения анализируют специалисты по улучшению продуктов. А у Google есть приложение Crowdsourcing, которое позволяет сообществу пользователей предлагать решения и исправления проблем с продуктами и услугами.

Краудсорсинг бывает разных видов:

Краудсорсинг что это простыми. Смотреть фото Краудсорсинг что это простыми. Смотреть картинку Краудсорсинг что это простыми. Картинка про Краудсорсинг что это простыми. Фото Краудсорсинг что это простыми

Плюсы краудсорсинга

Этот инструмент наиболее популярен на предприятиях, в ИТ, в сферах маркетинга, образования, науки и здоровья, в также финансов.

Для бизнеса преимущества краудсорсинга могут включать:

Краудсорсинг что это простыми. Смотреть фото Краудсорсинг что это простыми. Смотреть картинку Краудсорсинг что это простыми. Картинка про Краудсорсинг что это простыми. Фото Краудсорсинг что это простыми

Такого рода инструменты полезны не только в бизнесе, но и в госуправлении. Краудсорсинг для принятия решений уже используют 26% американских городов. В Сиракузах (штат Нью-Йорк) опрос жителей помог сформировать стратегию развития, а победители конкурса на лучшую идею по удалению граффити в Сан-Хосе (Калифорния) разработали дрон, который стирает рисунки с высотных зданий и путепроводов.

Минусы краудсорсинга

У «мудрости толпы» есть и слабые стороны. Бизнесу стоит учитывать эти моменты, прежде чем отдавать задачу на краудсорсинг.

Вот некоторые минусы:

Краудсорсинг что это простыми. Смотреть фото Краудсорсинг что это простыми. Смотреть картинку Краудсорсинг что это простыми. Картинка про Краудсорсинг что это простыми. Фото Краудсорсинг что это простыми

Секреты успеха

Чтобы краудсорсинговый проект был эффективным, необходимо:

Перед тем, как запустить кампанию, необходимо решить, будет ли она ориентирована на большую группу людей (например, через социальные сети) или на конкретную группу с нужными навыками и опытом (например, через платформу дизайнеров 99designs).

Краудсорсинг в мире: примеры

Вот несколько примеров удачного использования модели краудсорсинга в мире:

Краудсорсинг что это простыми. Смотреть фото Краудсорсинг что это простыми. Смотреть картинку Краудсорсинг что это простыми. Картинка про Краудсорсинг что это простыми. Фото Краудсорсинг что это простыми

Источник

Как краудсорсинг помогает бизнесу

Когда в последний раз вы задумывались почему куча народу занимается каким-то делом на добровольной основе? Ведь ими движут не деньги или другая материальная выгода, а чистый энтузиазм и блеск в глазах. Все это называется краудсорсингом.

Статья телеграм канала о краудфандинге, где расскажут как всего за 3 минуты в день узнавать о гаджетах, на которых можно заработать, даже если вы далеки от мира стартапов.

Есть несколько видов краудсорсинга:

Где это можно применить? В производстве, образовании, правительстве, IT, предпринимательстве, маркетинге, науке, здравоохранении и многих других сферах.

Толпа является мощным ресурсом, который способен генерировать огромное количество контента, денег, идей и информации.

Взять те же видеоигры, где разработчики используют краудсорсинг благодаря бета-тестированию. Игровые студии дают игрокам ранний доступ к игре, требуя только, чтобы игроки сообщали об ошибках и проблемах с игровым процессом. Эти ошибки можно оперативно устранить до выпуска готового продукта в продажу.

Потребители и клиенты организации могут дать советы и рекомендации при создании нового продукта, разработке маркетинговой кампании или разрешении сложных проблем. И все это потребители готовы делать лишь за простое признание или небольшую награду.

Сообщество может сгенерировать пул идей на заданную тематику. Например, Starbucks создал сайт ideas.starbucks.com, на котором посетители кофеен делятся мыслями и идеями. За два года работы активисты отправили 20 тыс. идей, а 50 лучших были реализованы.

Потребители своими силами могут создать уже готовый, законченный продукт. Например, дизайн футболок от Threadless. Любой желающий может выложить свой принт и получить шанс увидеть напечатанным его на футболке, и получить 2000$ в качестве бонуса. Посетители голосуют за принты и самые популярные футболки месяца идут в производство. Эту идею могут использовать те, кто делает дизайн одежды, печатает стикеры или делает значки.

Чтобы не заказывать дорогостоящие маркетинговые исследования, можно обратиться напрямую к потребителям. Пользователи официального софта Microsoft проходят анкеты, в которых их просят ответить на вопросы о работе продуктов компании. Их мнения анализируют и по возможности принимают во внимание.

С первого взгляда кажется, что это все сложно и требует больших усилий. Но краудсорсинговое мероприятие можно провести среднему и малому бизнесу. Предложите пользователям сайта участие в конкурсе на лучшую идею, а победителю пообещайте хорошее вознаграждение. Попросите клиентов оставить отзыв о вашем продукте или услуге. Лучшему автору вручите приз. Попросите клиентов пройти анкетирование с вопросами по улучшению вашего сервиса и предложите взамен скидку или бесплатный экспертный контент.

1. Краудсорсинг может быть использован в любой индустрии и бизнесе любой величины

2. Запрашивая обратную связь от клиентов, вы получаете очень важную информацию для развития вашего бизнеса, продукта или услуги

3. Вы можете выбрать лучшие идеи, предложенные большим количеством людей, и не полагаться на креативность одного человека или одного агентства

4. Оплатив кому-то единоразовую фиксированную ставку за их услуги, вы серьезно экономите ваш бюджет

5. Данная стратегия помогает вам воочию увидеть, как мыслят ваши клиенты

Источник

Краудсорсинг

Краудсорсинг в бизнесе: коллективный разум спешит на помощь

Краудсорсинг что это простыми. Смотреть фото Краудсорсинг что это простыми. Смотреть картинку Краудсорсинг что это простыми. Картинка про Краудсорсинг что это простыми. Фото Краудсорсинг что это простыми

Предприниматели прошлых поколений вряд ли оценили бы по достоинству такой современный метод решения проблем, как краудсорсинг. Однако сегодня у этого направления появляется все больше сторонников: вместо того чтобы нанимать одного опытного специалиста, компании полагаются на «мудрость толпы».

Термин «краудсорсинг» был предложен в 2006 году журналистом Джефом Хоу — как модель сотрудничества, при которой решение любых, даже самых сложных, проблем доверяется добровольцам. За счет такой схемы взаимодействия стоимость и время достижения цели резко снижаются. Преимущество краудсорсинга заключается еще и в том, что человеку, погруженному в тематику, предложить решение проще, а это заметно сказывается на качестве результата.

Сегодня краудсорсинг можно смело назвать одним из самых активно развивающихся инструментов маркетинга, коммуникаций и сотрудничества.

На Западе краудсорсинг укоренился в корпоративной культуре крупных компаний. Его используют абсолютно во всех сферах: в науке, медицине, сложных технологических проектах, социальном и культурном сотрудничестве, а также в креативных конкурсах и разработках цифрового контента. В России краудсорсинг пока только набирает обороты.

Маркетинговый инструмент

По разным оценкам, от 70 до 90% мировых брендов прибегают к краудсорсингу. Более того, компании уже научились оценивать эффективность внедрения решений с его помощью. Coca-Cola этим летом рапортовала об экономии 92% своих средств благодаря использованию краудсорсинга.

«Если говорить о наиболее значимых для бизнеса сегментах, где используется краудсорсинг, то это создание контента, поиск решений, сбор мнений для маркетинговых исследований, «прощупывание» рынка на готовность к продукту в целом, тестирование ПО и, конечно, краудфандинг, — говорит исполнительный директор компании «КраудКонсалтинг» Антон Москаленко. – К этим пяти пунктам следует также добавить очень перспективное направление краудрекрутинга, позволяющее находить кадры для бизнеса. Этот путь уже усвоили многие корпорации, пополняющие свои ряды классными специалистами с «улицы», зачастую вообще без опыта».

Без тщательного контроля и планирования краудкампания рискует превратиться в полный хаос.

«Я не разуверился в том, что краудсорсинг — это отличный способ снизить стоимость продукта и время его разработки, но все же я советую компаниям браться за краудсорсинговые проекты с долей скептицизма», — говорит Джеф Хоу. Держа в уме это предостережение, мы расспросили экспертов, что стоит делать, а что нет, если вы запускаете краудсорсинговую кампанию для решения бизнес-задач.

Спрашивайте — и вам помогут

Максимально четко сформулируйте конечную цель и задачи, которые вы ставите перед аудиторией

«Толпа» за вас их не придумает, поэтому на выходе вы рискуете получить совсем не то, что ожидали. Помните, что добровольцы, принимающие участие в вашем проекте, необязательно имеют богатый профессиональный опыт, поэтому, чем более простое и ясное задание вы дадите, тем выше будут шансы проекта на успех.

«Люди не хотят скучных задач, поэтому важно перевести сухой маркетинговый язык в wow-диалог с аудиторией, — объясняет основатель краудсорсинговой платформы Citycelebrity Константин Гаранин. – Надо понять, почему они будут вам помогать, что ими будет двигать, какова их мотивация: заработок, слава, новый опыт, победа над обстоятельствами, социальность. И главное, на каждом этапе надо быть честным с собой и аудиторией».

Выберите подходящую платформу для проведения кампании

«Краудсорсинг — это не просто сбор информации, мнений или идей, это еще и методология работы с этими идеями, их отбора и рейтингования, — обращает внимание Константин Гаранин. – Выбранная платформа должна обладать как методологическими, так технологическими и человеческими ресурсами для управления массивом данных. В противном случае конечного результата вы не получите».

Постоянно поддерживайте контакт с участниками проекта: отвечайте на возникающие вопросы, не поленитесь при необходимости скинуть фирменные гайдлайны, чтобы люди точно понимали, что от них нужно. Будьте активным и полноправным участником запущенной вами кампании.

Следите за тем, чтобы маленькие группы не диктовали свою волю, и дистанцируйтесь от влияния фриков, которые могут прийти в ваш проект

Руководство американской звукозаписывающей компании Island Records совсем не обрадовалось, когда в результате краудсорсингового проекта, в рамках которого людей спрашивали, где выступить с новым концертом Джастину Биберу, хейтеры заслали юного певца в Северную Корею.

Важно, чтобы бизнес был готов к внедрению плодов краудсорсинговых проектов, считает Антон Москаленко: «Эта готовность должна прослеживаться от руководящего звена до конечного исполнителя. Выработанные идеи и предложения так и останутся висеть в воздухе, если вся структура не будет нацелена на их претворение в жизнь».

Выбор платформы

В России количество платформ, закрывающих те или иные ниши краудсорсинга, стабильно растет. «Для крупного бизнеса — это, прежде всего, Витология, для среднего и малого – Citycelebrity, Collective Intelligence Systems, GoDesigner, WorkDone, MillionAgents и ряд других. Не проходит и месяца, чтобы не появилась новая платформа. По нашим данным, тенденция будет только нарастать, — говорит Антон Москаленко. – Если у вас какое-то небольшое рекламное задание, то стоит обратиться к E-generator, а если вы микробизнес, который хочет привлечь деньги, то вам лучше идти на Boomstarter и Планета.ру».

Успешные кейсы

Ряд крупных российских компаний, в числе которых Сбербанк, «Роснано» и РЖД, уже попробовали запустить свои краудпроекты, и они оказались вполне успешными. «Если смотреть в сторону российского среднего и малого бизнеса, то здесь активно осваивается сегмент креативного краудсорсинга. Тут мы снова говорим о создании контента (в основном графического) и поиске решения (управление идеями), – делится наблюдениями Константин Гаранин. – Успешных примеров среди среднего бизнеса тоже много: «Эксмо», WWF, 35mm, Юниаструм Банк, «Красный Октябрь» и другие. Более 500 компаний провели свои проекты только на платформе Citycelebrity, не говоря уже о более узкопрофильных ресурсах».

Результат у всех разный, признается эксперт. Однако в целом удается вовлечь в коммуникацию и созидательное сотрудничество сотни тысяч людей. «Мне кажется, главное — дать возможность активным, талантливым людям доступ к новым возможностям, а компаниям — к новым интеллектуальным и творческим ресурсам», — говорит Гаранин.

Не волшебная палочка

Не ждите от краудсорсинга чудес: это не волшебная палочка, а только один из инструментов для развития бизнеса, предупреждают специалисты. Чтобы объективно оценить эффективность применения краудсорсинга, должно пройти время. «Даже, если компания сразу применяет наработанные решения, то это минимум полгода, а то и год», — предупреждает Антон Москаленко. Зачастую решения, получив положительную оценку, не находят внедрения. Поэтому делать выводы по крупным российским компаниям еще рано.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Что такое краудсорсинг? Все что вам нужно знать

В недалеком прошлом, если некое свободное объединение людей для достижения какой-либо цели не носило формализованного характера, то, как правило, такое объединение в народе называли «артель – коллективный труд».

На более практичном Западе подобные «организации» носили определение благотворительных или, как максимум – некоммерческих. Так продолжалось до тех пор, пока интернет не эволюционировал до того уровня, что в нем появились и получили экспоненциальное развитие распределенные сети.

Именно этот условный момент и можно считать датой рождения, то есть, формализации бизнес-процесса под названием краудсорсинг. Что же такое краудсорсинг и каковы его полезные характеристики расскажем подробнее далее.

Crowdsourcing – что это простыми словами

Термин происходит от англ. «Crowd» – толпа и «sourcing» – источник. Изначально в капиталистических странах под этим подразумевали неформальное, временное объединение нескольких человек, как правило, студентов (среди которых обычно присутствовали эксперты) для решения какой-либо научной задачи или даже производственного вопроса. Русским аналогом данного процесса можно назвать (с некоторыми поправками) консилиум или же мозговой штурм с привлечением специалистов различных отраслевых направлений. В итоге родилось следующее определение:

Краудсорсинг – это передача части производственных функций, направленная на решение определенных вопросов и задач силами добровольцев или иными способами, то есть, это мобилизация людских ресурсов с помощью интернет-технологий для решения проблем, которые регулярно возникают в сфере бизнеса, государственного и общественного устройства.

Как можно заметить, ни одно из представленных изначальных определений не имело никакого отношения к инвестициям, финансам и бизнесу вообще. Это продолжалось как раз до тех пор, пока распределенные сети не предоставили возможность создавать агрегирующие конструкции, способные:

Но совершенно другим вопросом является то, для чего именно нужно объединяться всем этим людям? Зачем им нужно создавать целые интернет-платформы для регламентации своих отношений? Прежде всего, конечно же, для сбора денег. Массовое привлечение финансирования с помощью таких платформ становится весьма привлекательной, утилитарной целью для оправдания существования этой электронной инфраструктуры. Речь идет как об инвестировании привлеченном, то есть, о продаже долей в каком-либо проекте всем желающим, так и о больших заемных деньгах (в корпоративных масштабах).

Кто-то может возразить, что идея повествования плавно подводит читателей к термину краудфандинга. Мол, еще чуть-чуть, и она его полностью заменит. Но нет, уважаемая публика, краудсорсинг, имея первоначально очень схожие черты, в конце концов, пошел своим путем, заняв отдельную терминологическую нишу.

Под краудфандингом, действительно, подразумевается процесс привлечения средств с помощью распределенных платформ (более того, с использованием алгоритма Р2Р, о котором речь пойдет далее) от неограниченного круга частных инвесторов вне зависимости от того, каковы условия предоставления этих ресурсов.

К примеру, совершенно неважно, будет ли это ICO или же краудлендинг (то есть, заимствование) – что бы это ни было, это все равно, в первую очередь, краудфандинг.

Что же касается краудсорсинга, то под этим термином имеется в виду совершенно иная, весьма узкоспециализированная область финансовых услуг, а именно, «народное поручительство» (или поручительство толпы).

У многих корпоративных или частных заемщиков возникают проблемы: у них не получается взять в каком-либо классическом финансовом институте (банке или финансовой компании) крупную сумму в кредит без наличия достаточного ценного кластера активов или же без поручительств третьих лиц. Еще недавно это обстоятельство служило причиной отказа от планов развития в связи с недоступностью кредитования, но с появлением краудсорсинговых распределенных сетей, агрегирующих микропоручительства большого количества частников, проблема оказалась полностью решенной, причем, не задорого! Как устроено «краудпоручительство», расскажем далее.

Техника алгоритма Р2Р

Чтобы понять, как можно получить одно поручительство на крупную сумму сразу от большого числа желающих его предоставить частных лиц, нужно сначала рассмотреть работу алгоритма Р2Р.

В финансовом мире между покупателем и продавцом денег всегда стоит посредник. Да что там, практически в любом секторе экономики присутствуют такая коммерческая прослойка, которая, впрочем, выполняет весьма ценные функции. А именно, посредники являются агрегаторами. К примеру, речь идет о рынке денег:

Банк принимает средства у частных вкладчиков под меньший процент, а кредиты предпринимателям выдает под больший. В здоровой экономике, в ситуации отсутствия кризиса, где-то внутри этого спреда располагается ставка рефинансирования, которую устанавливает ЦБ. За счет этой разницы в процентах и существует рассматриваемый финансовый институт. Технология Р2Р же позволила покупателю и продавцу денег общаться напрямую.

Р2Р, к слову, расшифровывается, как «person-to-person», то есть подразумевается общение пользователей через интернет без посредников.

Действительно, законодательства всех стран зарегулировали финансовую отрасль, практически, «до смерти» (любому банку требуется лицензия, на объем его активов накладывается куча ограничений и предъявляется обширный ряд требований, банк обязан формировать обязательные резервы, размер которых определяет ЦБ, что влияет на общий уровень издержек и величину спреда). Однако интернет сферу оборота свободных денег весьма эффективно освободил: здесь любой желающий может контактировать с любым другим пользователем и обмениваться… да, чем угодно (в нашем случае, свободными деньгами или же обязательствами).

Главной характерной чертой алгоритма Р2Р является перенос ответственности за осуществляемые действия с посредника непосредственно на самих участников транзакции. То есть, если в случае с размещением депозита в банке, его держатель в любом случае предъявляет все требования и претензии к банку (и его не интересует, вернули ли этому банку кредиты его заемщики), то в случае с работой по алгоритму Р2Р те же кредиторы взаимодействуют с заемщиками напрямую. И проблемы заемщиков автоматически становятся проблемами кредиторов.

Разумеется, эта особенность является негативным фактором для кредиторов (подавляющее число которых – это частные лица), но при этом не несет с собой никакого существенного выигрыша для порядочных заемщиков (ну, в самом деле, не все ли равно ему, кому именно выплачивать средства: банку или же множеству частных лиц, если он все равно не намерен никого обманывать). Поэтому алгоритм Р2Р предусматривает и награду:

Имеется в виду сокращение того самого банковского спреда, о котором шла речь выше.

Вспомните, под какой процент банки принимают средства частных вкладчиков на депозиты. Редко когда эта величина превышает 15% годовых. А теперь вспомните, какова стоимость заемных денег по тем же платежным кредитным картам. Она редко когда меньше 30% годовых. А алгоритм Р2Р позволяет сократить этот 15%-ный спред до минимума (на практике, втрое).

Впрочем, и полностью избавляться от посредников рынок (прежде всего, в лице кредиторов) не стремится. Все его участники заинтересованы в наличии координирующего органа – самих платформ, – который банально будет проводить профилактику недобросовестных участников таких площадок (не допускать к ним мошенников, как минимум). И естественно, что участники платформ готовы платить администрации платформ определенную комиссию, но обязательно меньше вышеуказанного банковского спреда.

«Устройство» процесса краудсорсинга

От процедуры краудлендинга, который в большинстве рассмотренных случаев подразумевался в предыдущем разделе, краудсорсинг отличается тем, что:

То есть, краудсорсинг по-другому можно назвать общественным поручительством по будущим обязательствам. Разумеется, стоимость кредита и стоимость поручительства значительно отличаются по цене (краудсорсинг для поручителей намного дешевле). Ведь в последнем случае предоставляющий гарантию человек не тратит вообще ничего – он всего лишь выставляет поручительство, зато сразу же получает награду за это. Как правило, она составляет около 5% от величины гарантии. Но если по каким-то причинам заемщик не вернет деньги в финансовую компанию или банк, которые согласятся его прокредитовать с учетом наличия краудсорса, все поручители будут вынуждены заплатить те суммы, на которые они предоставили гарантии.

Поэтому потенциальные поручители тщательно изучают кредитную историю и поведение потенциальных заемщиков, а платформа делает все возможное, чтобы такая статистика обогащалась все новыми и новыми подробностями и нюансами. Ведь именно они позволяют сложить правильное мнение о потенциальном контрагенте.

Резюме

Итак, каковы же полезные особенности краудсорсинга, которые и обуславливают его существование?

В первую очередь, конечно же, отсутствие необходимости для поручителей тратить деньги на первом этапе процедуры (о последующих возможных событиях задумываются редко) в сочетании с единовременным и безотлагательным получением вознаграждения. Это привлекает в данную сферу все новых участников, что в свою очередь, удешевляет процедуру. Потенциальным заемщикам достаточно при этом сделать одну дополнительную итерацию – запросить такое краудпоручительство – и любой банк будет рад получить такого реципиента кредитных средств у себя в качестве клиента. Это открывает для заемщиков совершенно новые горизонты финансирования и развития.

В общем случае, краудсорсинг сокращает стоимость кредитования для субъектов хозяйственной деятельности, попутно делая заемные средства в экономке более доступными. Трудно не признать простоту и полезность данного процесса.

Краудсорсинг что это простыми. Смотреть фото Краудсорсинг что это простыми. Смотреть картинку Краудсорсинг что это простыми. Картинка про Краудсорсинг что это простыми. Фото Краудсорсинг что это простыми

Экономист, финансовый аналитик, трейдер, инвестор. Личные интересы – финансы, трейдинг, криптовалюты и инвестирование.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *